Категория синдрома в клинической психологии

Категории синдрома и фактора в клинической психологии.

Категории синдрома и фактора в клинической психологии связаны с общим подходом к мозговой локализации ВПФ. В отличие от представления, когда определенный психический процесс соотносится с определенной морфологической зоной, в клинической психологии используется более системное представление: звено (компонент) в структуре психического процесса связано с функцией определенной зоны мозга (фактором).

Факторы — функции разных систем организма, совокупность которых составляет естественную, природную основу реализации психических процессов. Каждый фактор обеспечивает то или иное звено в структуре психической деятельности. При нарушении фактора нарушаются все те психические процессы, в структуру которых входит звено, базирующееся на этом факторе.

Симптом (н.см.) — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Первичные н.см. — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением некоторого фактора.

Вторичные н.см. — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных н.см. по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Психологическийсиндром — система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов.

Медицинский синдром — это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. Как правило, описывается как перечень, а не закономерность.

Основные понятия:

Расстройство — комплекс нарушений, характер симптомов и их течения. Виды расстройств (соматические, психологические).

Симптом — (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.

Синдром– это совокупность симптомов. Это фиксация клинической картины.

Нозологическая форма –это описание заболевания через раскрытие синдромов и симптомов.

Нозологическая картина — зафиксированные признаки заболеваний, описанных цеховым медицинским сообществом. Концентрация медицинского опыта.

Генез заболевания – каждое заболевание имеет свою предысторию.

Прогноз– знание наперед.

Анамнез – воспоминания, совокупность сведений о больном и о развитии у него болезни. Получают путем расспроса больного и окружающих его лиц.

Катамнез – комплекс сведений о состоянии больного и динамики у него болезни после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара.

Эпикриз– решение, заключение врача о состоянии больного, характеристики генеза диагноза и прогноза заболевания, и образа жизни больного.

Диагноз– (распознавание) – заключение о сущности болезни и состоянии пациента.

Типы диагнозов:

— По аналогии – ищется сходство с известными врачу случаями.

— Дифференциальный — его смыслом выступает исключить из ряда заболеваний те, симптомов которых у данного больного не наблюдается. Отличить данное состояние от похожих нозологических картин.

— Обоснованный диагноз – выделение специальных симптомов (симптокомплекс).

— По лечебному эффекту – действует или не действует лечебное средство.

Клиническая психология и медицинская практика. Нозология, этиология и клинический метод врача. Клиническое мышление медиков.

Нозология — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.

Нозологическая форма – описание определенного заболевания через раскрытие его синдромов и симптомов.

Симптом – минимальная нозологическая единица в семиотике диагноза. Семиотика – установленные знаковые хар-ки языка, на сколько точно он может передавать определенные значения.

Синдром – фиксация определенной клинической картины, основная оперативная единица мышления врача. Этиология – анализ причин возникновения расстройств.

Клиническое мышление врача: 1) симптоматическое мышление; 2) синдромное мышление (попутка видеть динамику нозологической картины, назначение лечения и отслеживание обратной связи); 3) клиническое мышление (понимание индивидуального пути заболевания, рассмотрение больного как личности, рассмотрение болезни в ее генезе и патогенезе)

Медицинская деонтология. Проблемы ятрогении. Виды ятрогении. Врачебная профессионализация. Болезнь и психопатогенез. Понятие болезни. Переживание болезни. Отношение к болезни: онтогенетический механизм формирования начальной стадии ориентировки в болезни. Болезнь и ее психологические проявления.

Медицинская деонтология (клиническая этика). Одним из ключевых моментов терапии является личность врача. Деонтология занимается этической стороной отношений медика и больного.

Ятрогения – усугубление болезни под влиянием медицинского персонала или врача.

Классификация ятрогений: 1) назначение ложного курса лечения => разочарование больного в медицинской помощи; 2) из-за ошибок медперсонала; 3) из-за стиля отношений медперсонала и пациентов; 4) преморбидная личность больного (мнительность, ипохондричность и т.д.).

Ятрогении могут формировать СМИ или общественное мнение.

Врачебная профессионализация: врачи учатся 6 лет, далее интернатура на рабочем месте (1 год), далее ординатура (2 года). Коллегиальность мед. коллективов (медицинские конференции).

Понятие болезни связано с понятием боль. Боль является важнейшим признаком заболевания. Болезнь в разных этносах рассматривается либо как награда, либо как наказание.

Восприятие и переживание болезни.

Гендерное различие: для мужчин болезнь – угроза их самолюбию и мужественности (переносят многие заболевания на ногах).

Проблема ощущения болезни: ипохондрия, алекситимия.

Врач должен ориентировать больного. ССР влияет на ориентировку.

На разных этапах развития, разное отношение к болезни. Переживание боли – важнейший критерий личностной зрелости.

Читайте также:  Сводит ногу с болевым синдромом

8 типов реакции на болезнь (Бирн): 1) фиксация на болезни; 2) психосоциальные переживания; 3) аффективный срыв (агрессия); 4) аффективное торможение; 5) осмысление болезни; 6) субъективное напряжение; 7) уход в болезнь; 8) вера в помощь врача.

Психологические проявления.

Ожоги – высокая раздражительность, агрессивность, снижение д-ти. Коллит (острая боль в желудке или кишечнике) – подначивание, цинизм, язвительность.

Источник

Êàòåãîðèè
ñèíäðîìà è ôàêòîðà â êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè.

Êàòåãîðèè ñèíäðîìà è ôàêòîðà â êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè
ñâÿçàíû ñ îáùèì ïîäõîäîì ê ìîçãîâîé ëîêàëèçàöèè ÂÏÔ.  îòëè÷èå îò
ïðåäñòàâëåíèÿ, êîãäà îïðåäåëåííûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ñîîòíîñèòñÿ ñ
îïðåäåëåííîé ìîðôîëîãè÷åñêîé çîíîé, â êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè èñïîëüçóåòñÿ áîëåå
ñèñòåìíîå ïðåäñòàâëåíèå: çâåíî (êîìïîíåíò) â ñòðóêòóðå ïñèõè÷åñêîãî ïðîöåññà
ñâÿçàíî ñ ôóíêöèåé îïðåäåëåííîé çîíû ìîçãà (ôàêòîðîì).

Ôàêòîðû

— ôóíêöèè ðàçíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, ñîâîêóïíîñòü
êîòîðûõ ñîñòàâëÿåò åñòåñòâåííóþ, ïðèðîäíóþ îñíîâó ðåàëèçàöèè ïñèõè÷åñêèõ
ïðîöåññîâ. Êàæäûé ôàêòîð îáåñïå÷èâàåò òî èëè èíîå çâåíî â ñòðóêòóðå ïñèõè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè. Ïðè íàðóøåíèè ôàêòîðà íàðóøàþòñÿ âñå òå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû, â
ñòðóêòóðó êîòîðûõ âõîäèò çâåíî, áàçèðóþùååñÿ íà ýòîì ôàêòîðå.

Ñèìïòîì

(í.ñì.) — íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè,
âîçíèêàþùåå âñëåäñòâèå ëîêàëüíîãî ïîðàæåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Ïåðâè÷íûå í.ñì. — íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé,
íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì íåêîòîðîãî ôàêòîðà.

Âòîðè÷íûå í.ñì. — íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé,
âîçíèêàþùèå êàê ñèñòåìíîå ñëåäñòâèå ïåðâè÷íûõ í.ñì. ïî çàêîíàì ñèñòåìíîé
âçàèìîñâÿçè ñ ïåðâè÷íûìè íàðóøåíèÿìè.

Ïñèõîëîãè÷åñêèé

ñèíäðîì

— ñèñòåìà
âçàèìîñâÿçàííûõ íàðóøåíèé êîìïëåêñà ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ñèìïòîìîâ),
âîçíèêàþùàÿ â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ íåêîòîðîãî ñèíäðîìîîáðàçóþùåãî ôàêòîðà èëè
íåñêîëüêèõ ôàêòîðîâ.

Ìåäèöèíñêèé ñèíäðîì

— ýòî ñî÷åòàíèå ñèìïòîìîâ,
õàðàêòåðíîå äëÿ îïðåäåëåííîé íîçîëîãèè. Êàê ïðàâèëî, îïèñûâàåòñÿ êàê ïåðå÷åíü,
à íå çàêîíîìåðíîñòü.

Ïðèìåðû
ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ.

«Ïåðñïåêòèâíûì â ïàòîïñèõîëîãèè ÿâëÿåòñÿ íàïðàâëåíèå
[Ïîëÿêîâ Þ.Ô., 1974], ñòàâÿùåå ñâîåé öåëüþ ðàçðàáîòêó ïàòîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ
— âûÿâëåíèå è èçó÷åíèå íàðóøåííûõ ôàêòîðîâ â ñòðóêòóðå ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè
è óñòàíîâëåíèå èçìåíåíèé ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (èíòåëëåêòóàëüíûõ, ïåðöåïòèâíûõ,
ìíåñòè÷åñêèõ è äð.), îñíîâûâàþùèõñÿ íà ýòèõ ôàêòîðàõ.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîãóò
áûòü ïðèâåäåíû èññëåäîâàíèÿ Þ.Ô. Ïîëÿêîâà è åãî ñîòðóäíèêîâ. Îíè êàñàþòñÿ
âûÿâëåííûõ ó áîëüíûõ øèçîôðåíèåé íàðóøåíèé àêòóàëèçàöèè ñâåäåíèé èç ïðîøëîãî
îïûòà * (êóðñèâ ìîé — Í.Á.), ñëåäñòâèåì ÷åãî ÿâëÿåòñÿ ïåðåñòðîéêà
ïåðöåïòèâíûõ è äðóãèõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, èìåþùàÿ ïàòîãåíåòè÷åñêîå çíà÷åíèå
â ôîðìèðîâàíèè íàðóøåíèé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè ýòîì çàáîëåâàíèè.» [Á.Ä.
Êàðâàñàðñêèé. Ìåäèöèíñêàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ì., 1982]

* — ïñèõîëîãè÷åñêèé ôàêòîð.

Ïðèíöèïû ñèíäðîìíîãî àíàëèçà
íàðóøåíèé ÂÏÔ.

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì.

Ñèñòåìíûé õàðàêòåð ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé è ñèñòåìíûé õàðàêòåð ðàáîòû ìîçãà ïðèâîäÿò ê ñëåäóþùèì ñëåäñòâèÿì:

1. Îäíà è òà æå ïñèõè÷åñêàÿ
ôóíêöèÿ ìîæåò íàðóøàòüñÿ ïðè ïîðàæåíèè ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà. Íî ïðè ïîðàæåíèè
ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ áóäåò íàðóøàòüñÿ ïî-ðàçíîìó. Ýòî
ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïðè ïîðàæåíèè ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà íàðóøàåòñÿ ðàáîòà ðàçíûõ
çâåíüåâ ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû ñîîòâåòñòâóþùåé ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè.

2. Ïàòîëîãèÿ òîé èëè èíîé
ìîçãîâîé çîíû ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ öåëîãî ðÿäà ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Òîãäà
ìû èìååì äåëî ñî ñëó÷àåì, êîãäà îäíà ìîçãîâàÿ çîíà ÿâëÿåòñÿ îáùèì çâåíîì äëÿ
ðàçíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, ñîîòâåòñòâóþùèõ ðàçíûì ïñèõè÷åñêèì ôóíêöèÿì.

 íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì
îáñëåäîâàíèè âûÿâëåíèå ñèìïòîìà íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì
øàãîì íà ïóòè ê ñèíäðîìíîìó èëè ôàêòîðíîìó àíàëèçó. Ðàññìîòðåííûå äâà ñëåäñòâèÿ
äåëàþò âîçìîæíûì ïî-ðàçíîìó ïîíèìàòü è èñïîëüçîâàòü ïîíÿòèå ñèíäðîì. Ïåðâîå
ñëåäñòâèå ïîçâîëÿåò îïèñàòü ñèíäðîì

, êàê íàáîð ñèìïòîìîâ, íàðóøåíèÿ
êîíêðåòíîé ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè ïðè ïîðàæåíèè îïðåäåëåííîãî ó÷àñòêà ìîçãà.

Íàïðèìåð, åñëè ìû ãîâîðèì î ñèíäðîìå ñåìàíòè÷åñêàÿ àôàçèÿ, èëè êèíåòè÷åñêàÿ
àïðàêñèÿ, î ñèíäðîìå ëèöåâàÿ àãíîçèÿ — ýòî îçíà÷àåò, ÷òî â ýòîì ñèíäðîìå
íàðóøåíèÿ êîíêðåòíîé ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè ìû ðàññìàòðèâàåì íàáîð ñèìïòîì,
ñâîéñòâåííûõ ýòîé ôîðìå íàðóøåíèé. Çíà÷èò, åñëè ìû áóäåì ãîâîðèòü î ñèíäðîìå
êèíåòè÷åñêîé àïðàêñèè, òî ìû áóäåì ãîâîðèòü, ÷òî äâèæåíèå íàðóøàåòñÿ
îïðåäåëåííûì îáðàçîì, è ýòî íàðóøåíèå äâèæåíèÿ ïðè ïîðàæåíèè ïðåìîòîðíîé
îáëàñòè ìîçãà áóäåò ñâÿçàíî ñ íàðóøåíèåì ïåðåêëþ÷åíèÿ ñ îäíîãî äâèæåíèÿ íà
äðóãîå, ñ íàðóøåíèÿìè, ñâÿçàííûìè ñ âûïîëíåíèåì ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äâèæåíèÿ,
ò.å. ìû ðàçáèðàåì íàáîð ñèìïòîìîâ, êîòîðûé âîçíèêàåò ïðè êîíêðåòíîì ïîðàæåíèè
çîíû ìîçãà äëÿ êîíêðåòíîé ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè.

Ýòî îäíî âîçìîæíîå óïîòðåáëåíèå
ïîíÿòèÿ “ñèíäðîì”.

Íî áîëåå ÷åòêîå óïîòðåáëåíèå
ïîíÿòèÿ — ýòî òî ïîíÿòèå, êîòîðîå ñâÿçàíî ñî âòîðûì ñëåäñòâèåì. Ýòî îïèñàíèå
ñèíäðîìà êàê ñèìïòîìà-êîìïëåêñà çàêîíîìåðíîãî ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìà, ãäå
ñèìïòîìàìè âûñòóïàþò íàðóøåíèÿ ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðè ïîðàæåíèè
êîíêðåòíîãî ó÷àñòêà ìîçãà

. Íàïðèìåð, ïðè ïîðàæåíèè çîíû ÒÏÎ ìû ìîæåì
ãîâîðèòü, ÷òî â ýòîé ñèòóàöèè íàðóøàþòñÿ ðàçíûå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè:
çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå (ò.å. ôóíêöèÿ âîñïðèÿòèÿ), äâèæåíèå, ìûøëåíèå è ò.ä.,
ò.å. ìîæíî ðàññìîòðåòü öåëûé íàáîð ñèìïòîìîâ íàðóøåíèÿ ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé. Ýòî âòîðîå ïðèíÿòîå ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ ñèíäðîìà.

Êîãäà ïðîâîäèòñÿ ñèíäðîìíûé
àíàëèç åñòü îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü øàãîâ, èëè ïðèíöèïîâ, êîòîðûå
íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü äëÿ ïðîâåäåíèÿ ñèíäðîìíîãî àíàëèçà.

1. Ïðèíöèï êà÷åñòâåííîé
êâàëèôèêàöèè ñèìïòîìîâ íàðóøåíèé ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Êà÷åñòâåííàÿ êâàëèôèêàöèÿ
ïðåäïîëàãàåò âûÿñíåíèå òîãî, êàêîé õàðàêòåð íîñÿò íàáëþäàåìûå ðàññòðîéñòâà, ò.
å. â ñèëó êàêîé ïðè÷èíû, â ñèëó êàêîãî íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà
ïðîÿâëÿþòñÿ âûÿâëåííûå íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè èëè ñèìïòîìà.

Ðàññìîòðèì ïðèìåð.

Ìû ïðåäúÿâëÿåì áîëüíîìó òåñò íà
ñ÷åòíûå îïåðàöèè 100-7. Áîëüíîé âûïîëíÿåò ýòîò òåñò. Ñ êîëè÷åñòâåííîé òî÷êè
çðåíèÿ ìû âèäèì, ÷òî îäíèì áîëüíûì ñäåëàíî 2 îøèáêè è äðóãèì ñäåëàíî 2 îøèáêè,
ò.å. ýòè äâà áîëüíûõ êàê áû èäåíòè÷íû. Íî â ïåðâîì ñëó÷àå ïðîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîì
èíåðòíîãî ñòåðåîòèïà, êîãäà áîëüíîé èíåðòíî âûïîëíÿåò îäíó è òó æå îïåðàöèþ. Â
äðóãîì ñëó÷àå íàðóøåíèå ñâÿçàíî ñ äðóãèì ñèìïòîìîì — ïðîñòðàíñòâåííûå
íàðóøåíèÿ. Òî åñòü, ìîçãîâûå ïîðàæåíèå íàõîäÿòñÿ â ðàçíûå îòäåëàõ ìîçãà. È
òîëüêî ïîñëå êà÷åñòâåííîé îöåíêè ìîæíî ïðîâîäèòü êîëè÷åñòâåííóþ îöåíêó è
ñòàâèòü áàëë áîëüíîìó

Читайте также:  Признаки синдрома дауна плода на узи

2. Ñîïîñòàâëåíèå âñåõ ñèìïòîìîâ,
êîòîðûå íàáëþäàëèñü ïðè ïîðàæåíèè îäíîãî ó÷àñòêà ìîçãà. Ñ îäíîé ñòîðîíû ýòî
âûÿâëåíèå ôóíêöèé, êîòîðûå îêàçàëèñü íàðóøåííûìè, ò.å. âûÿâëåíèå íåãàòèâíûõ
ñèìïòîìîâ. Âûÿñíÿåòñÿ, äëÿ êàêèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé äëèííûé ó÷àñòîê ÿâëÿåòñÿ
îñíîâîé. Ñ äðóãîé ñòîðîíû íóæíî âûÿâëÿòü òàêèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, êàêèå
îêàçàëèñü ñîõðàííûìè, äëÿ êàêèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ýòîò ó÷àñòîê ìîçãà íå
ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé. Ñîïîñòàâëåíèå íàðóøåííûõ è ñîõðàííûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé
ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì, ïîòîìó ÷òî ìíîãî÷èñëåííûå íàáëþäåíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðè
ïîðàæåíèè îäíîãî ó÷àñòêà ìîçãà îíè ôóíêöèè áóäóò íàðóøàòüñÿ, à äðóãèå ôóíêöèè
íå íàðóøàþòñÿ. Òàêæå ìîæåò áûòü íàðóøåíî îäíî çâåíî êàêîãî òî ïñèõè÷åñêîãî
ïðîöåññà è â òî æå âðåìÿ áóäóò ñîõðàííûìè äðóãèå çâåíüÿ ýòîãî ïñèõè÷åñêîãî
ïðîöåññà. Òàêàÿ äèññîöèàöèÿ ìåæäó ñîõðàííûìè è íàðóøåííûìè ôóíêöèÿìè íîñèò
íàçâàíèå ïðèíöèïà äâîéíîé äèññîöèàöèè ôóíêöèè. Íàïðèìåð, ïðè ïîðàæåíèè âèñî÷íîé
îáëàñòè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ íàðóøàåòñÿ öåëûé ðÿä ôóíêöèé: ñëóõîðå÷åâîå âîñïðèÿòèå,
ïàìÿòü, ðå÷ü, ñ÷åò è ò.ä.  òî âðåìÿ, ìû óâèäèì, ÷òî íå íàðóøàþòñÿ òàêèå
ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè êàê òàêòèëüíîå èëè çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå, íåò íàðóøåíèÿ
äâèæåíèÿ, äîëãîâðåìåííîé ïàìÿòè. Òî åñòü ìû âèäèì äèññîöèàöèþ ìåæäó íàðóøåííûìè
è ñîõðàííûìè ôóíêöèÿìè. Ïîðàæåíèå çîíû ÒÏÎ ïðèâîäèò â íàðóøåíèþ
ïðîñòðàíñòâåííîãî òèïà â ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèÿõ. Íî äðóãèå çâåíüÿ, íå
ñâÿçàííûå ñ ïðîñòðàíñòâåííûì ñîõðàííû. òàêèì îáðàçîì â ïðåäåëàõ îäíîé
ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè íàðÿäó ñ íàðóøåííûìè çâåíüÿìè èìåþòñÿ ñîõðàííûå. Ñðàâíåíèå
ñîõðàííûé è íàðóøåííûõ ôóíêöèé ïîçâîëÿåò íàì ïîíÿòü ñòðóêòóðó ïñèõè÷åñêîé
ôóíêöèè è âûäåëèòü òå ôàêòîðû, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îáùèìè äëÿ îäíèõ ïðîöåññîâ è íå
âõîäÿò â äðóãèå ïðîöåññû.

3. Âûÿâëåíèå
íåéðî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà. Âûäåëåíèå òîãî îáùåãî, ÷òî ëåæèò â îñíîâå
íàáëþäàåìûõ ñèìïòîìîâ.  êàæäîì ñèíäðîìå ñèìïòîìû ñî÷åòàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì
çàêîíîìåðíî. Ýòà çàêîíîìåðíîñòü îáóñëîâëåíà òîé ïðè÷èíîé, êîòîðàÿ âûçâàëà ê
æèçíè ýòè ñèìïòîìû. Ýòà îáùàÿ ïðè÷èíà è åñòü íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé ôàêòîð,
êîòîðûé ñòàíîâèòñÿ ñèñòåìîîáðàçóþùèì ìîìåíòîì äëÿ íà÷àëà ñèíäðîìà. Ïîñêîëüêó
âñå ñèìïòîìû, êîòîðûå ìû íàáëþäàåì ïðè ïîðàæåíèè ó÷àñòêà ìîçãà è âûçâàíû ýòèì
ïîðàæåíèåì, òî çíà÷èò íàðóøåíû ôèçèîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ è ìåõàíèçìû ðàáîòû ýòîãî
ó÷àñòêà ìîçãà. Ôàêòîð óêàçûâàåò íà íàëè÷èå òàêîãî íàðóøåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì,
ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïîíÿòèå ôàêòîð êàê áû ñîîòíîñèò äëÿ íàñ âèäèìîå íàìè
íàðóøåíèå ñ ôèçèîëîãè÷åñêîé ïðè÷èíîé.

4. Ïðèíöèï âûäåëåíèÿ ïåðâè÷íûé,
âòîðè÷íûé, òðåòè÷íûõ ñëåäñòâèé ïîðàæåíèÿ ó÷àñòêà ìîçãà. Ïåðâè÷íûìè ÿâëÿþòñÿ
íàðóøåíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ íàðóøåíèåì òîãî çâåíà ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè, êîòîðîå
ïðÿìî ñîîòíîñèòñÿ ñ ðàáîòîé äàííîãî ó÷àñòêà ìîçãà. Íî åñëè íàðóøåíà ðàáîòà
îäíîãî çâåíà, òî íàðóøàåòñÿ ðàáîòà è âñåé ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû, ò.å.
âîçíèêàåò ñèñòåìíîå ðàññòðîéñòâî. Íàðóøåíèå ðàáîòû öåëîé ñèñòåìû ïðèâîäèò ê
ôóíêöèîíàëüíûì ïåðåñòðîéêàì, ê ïîïûòêàì ìîçãà êàê áû êîìïåíñèðîâàòü ðàáîòó
íàðóøåííîãî çâåíà çà ñ÷åò äðóãèõ ñîõðàííûõ çâåíüåâ. Ïðèìåð. Ëåâàÿ âèñî÷íàÿ
îáëàñòü, âòîðè÷íàÿ ãíîñòè÷åñêàÿ çîíà. åå íàðóøåíèå ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ
ðàçëè÷åíèÿ ôîíåì. Ýòî ñîáñòâåííàÿ ôóíêöèÿ âòîðè÷íûõ ãíîñòè÷åñêèõ çîí. Ïîýòîìó
âîçíèêàþùåå ðàññòðîéñòâî íîñèò ïåðâè÷íûé õàðàêòåð. Íàðóøåíèå îäíîãî çâåíà
ðàññòðàèâàåò ðàáîòó âñåõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, êîòîðûå âêëþ÷àþò â ñåáÿ ýòî
çâåíî, â ÷àñòíîñòè, íàðóøåíèå âñåõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, ñâÿçàííûõ ñ
ðå÷åïîíèìàíèåì. Íàðóøåíèå ðå÷åïîíèìàíèÿ, ïèñüìà ïîä äèêòîâêó. Ýòî âòîðè÷íûå
ñëåäñòâèÿ ïîðàæåíèÿ îïðåäåëåííîãî ó÷àñòêà ìîçãà.  òî æå âðåìÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ
ñèñòåìà, êîòîðàÿ ñâÿçàíà ñ ðå÷åïîíèìàíèåì è ðå÷åïðîèçâîäñòâîì ïðîèçâîäèò
ôóíêöèîíàëüíûå ïåðåñòðîéêè, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ýòèì äåôåêòîì, êîòîðûå âîçíèêàþò
ó áîëüíîãî. Êîãäà áîëüíîé ãîâîðèò, îí ñëûøèò íåïðàâèëüíî, è â ýòîé ñèòóàöèè
áîëüíîé ïåðåõîäèò îò ïëàâíîé ðàçâåðíóòîé ðå÷è ê èñïîëüçîâàíèþ â ðå÷è ñëîãîâ îòäåëüíûõ
ýìîöèîíàëüíûõ âîñêëèöàíèé è ò.ä. Áîëüíîé ïîíèìàÿ, ÷òî îí íå ìîæåò ñêàçàòü òàê
êàê îí õî÷åò ïûòàåòñÿ ñîêðàòèòü ïëàâíîå ðå÷åâîå âûñêàçûâàíèå. Ýòî
êîìïåíñàòîðíàÿ ïåðåñòðîéêà.

Ýòî — îñíîâíûå ïðèíöèïû,
êîòîðûå íóæíî óïîòðåáëÿòü ïðè ïðîâåäåíèè ñèíäðîìíîãî àíàëèçà. Ò.î. îñíîâíûì
ïîíÿòèåì ýòîãî àíàëèçà ÿâëÿåòñÿ ïîíÿòèå íåéðî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà. Ñ
îäíîé ñ ñòîðîíû ôàêòîð âûñòóïàåò êàê öåíòðàëüíûé êîìïîíåíò òåõ ìåòîäîëîãè÷åñêèõ
ïðèåìîâ ñ ïîìîùüþ êîòîðûé ñòðîèòñÿ ñèíäðîìíûé àíàëèç. Ôàêòîð âûñòóïàåò êàê
ïîíÿòèå, ïîçâîëÿþùåå îáîçíà÷èòü òó îáùóþ ïðè÷èíó, êîòîðóþ ìû èùåì â ðàçíûõ
ñèìïòîìàõ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïîíÿòèå ôàêòîð ïîçâîëÿåò ïðåîäîëåòü
ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèé ïàðàëëåëèçì, ïîñêîëüêó íåñåò â ñåáå è ïñèõîëîãè÷åñêîå è
ôèçèîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå. Ñ îäíîé ñòîðîíû îí óêàçûâàåò íà íàëè÷èå
ñïåöèôè÷åñêîãî ôèçèîëîãè÷åñêîãî ìåõàíèçìà ðàáîòû ìîçãà, ñ äðóãîé ñòîðîíû îí
ïîêàçûâàåò íà òî êàê ðàáîòû ýòîãî ôèçèîëîãè÷åñêîãî ìåõàíèçìà ïðîÿâëÿåòñÿ â
ïñèõè÷åñêîì îòðàæåíèè.

Ôàêòîð — ýòî ñïîñîá
àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîé ðàáîòû ìîçãîâîé ñòðóêòóðû, ïðîÿâëÿþùèéñÿ â
ïñèõè÷åñêîì ïëàíå â ôîðìå îïðåäåëåííîãî îñîçíàâàåìîãî èëè íåîñîçíàâàåìîãî
êà÷åñòâà ïñèõè÷åñêîãî, êîòîðîå ìîæåò áûòü çàôèêñèðîâàíî â âèäå ïîâåäåí÷åñêîãî
ïðîÿâëåíèÿ, èìåþùåãî êîíêðåòíîå ñîäåðæàíèå. Åñëè ñóùåñòâóþ ðàçíûå
ôèçèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû ðàáîòû ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà, òî ýòè ðàçíûå ìåõàíèçìû
äîëæíû áûòü íàöåëåíû íà ðàçíûå êà÷åñòâà ïñèõè÷åñêîãî, íà ðàçíûå ôèçè÷åñêèå
õàðàêòåðèñòèêè îêðóæàþùåãî íàñ ìèðà è ïî ðàçíîìó ïðîÿâëÿåòñÿ â ïñèõè÷åñêîì
îòðàæåíèè.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности причины и решение

 çàâèñèìîñòè îò òîãî, ÷òî âêëàäûâàåòñÿ â ïîíÿòèå
ôàêòîðà áóäåò çàâèñåòü è òèïîëîãèÿ ôàêòîðîâ. Îòñþäà è ðàçíûå êëàññèôèêàöèè
ñèíäðîìîâ — ñèíäðîì ïîðàæåíèå âèñî÷íîé îáëàñòè èëè ñèíäðîì ïðîñòðàíñòâåííûõ
íàðóøåíèé.

Ïîíÿòèå îáùåìîçãîâûõ ôàêòîðîâ. Òå îáùèå èçìåíåíèÿ, êîòîðûå
ïðîèñõîäÿò â ìîçãå ÷åëîâåêà ïîä äåéñòâèåì ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Êàêèå ýòî
ïàòîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû? Òðàâìû, ïðè òðàâìå âîçíèêàåò äâèæåíèå ïðîòèâîóäàðà,
ò.å. ìîçãîâàÿ ìàññà óäàðÿåòñÿ î ïðîòèâîïîëîæíóþ ñòåíó ÷åðåïíîé êîðîáêè. Îáùèå
ìîçãîâûå èçìåíåíèÿ ïðè ñîñóäèñòûõ ïîðàæåíèÿõ. Îáùåìîçãîâûå èçìåíåíèÿ ìîãóò
âûçâàòü ãèïåðòåíçèîííûå ÿâëåíèÿ, îíè âîçíèêàþò ïðè ðàçëè÷íûõ îïóõîëÿõ ìîçãà.
Îïóõîëè ìîçãà áûâàþò ðàçíûõ òèïîâ. Îäíè ìåäëåííîðàñòóùèå, êîòîðûå ìîãóò ðàñòè
ãîäàìè. Äðóãèå — áûñòðîðàñòóùèå. Â ñèòóàöèè áûñòðîðàñòóùåé îïóõîëè ïðîèñõîäèò
óâåëè÷åíèå âíóòðè÷åðåïíîãî äàâëåíèÿ.  ýòîé ñèòóàöèè íàðÿäó ñ òåìè ñèìïòîìàìè,
êîòîðûå èäóò íåïîñðåäñòâåííî îò ìåñòà ìîçãà, ãäå ëîêàëèçîâàíà îïóõîëü, èäåò
áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñèìïòîìîâ îò äðóãèõ ó÷àñòêîâ ìîçãà, êîòîðûå ðàáîòàþò â
íåñâîéñòâåííûõ èì óñëîâèÿõ. Íàêîíåö, îáùåìîçãîâûå èçìåíåíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü ïðè
ïîðàæåíèè ïîäêîðêîâûõ îáðàçîâàíèé. Â ïîäêîðêîâûõ óðîâíÿõ ðàñïîëîæåíû ðàçíûå
óðîâíè íåñïåöèôè÷åñêîé ðåòèêóëÿðíîé ôîðìàöèè. Îíà îêàçûâàåò àêòèâèðóþùåå
âîçäåéñòâèå íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Ïðè ïîðàæåíèè ýòèõ ñòðóêòóð ñíèæàåòñÿ
èëè íàðóøàåòñÿ îáùèé òîíóñ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà, ÷òî òàêæå ïðèâîçèò ê èçìåíåíèþ
â ïðîòåêàíèè ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì åùå öåëûé
ðÿä ôàêòîðîâ, êîòîðûå âëèÿþò íà êàðòèíó ëîêàëüíûõ èçìåíåíèé â ìîçãå. Íî âñå
ðàâíî ëîêàëüíûå èçìåíåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷åòêî.

íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè
ïîðàæåíèè ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà. Ïðè ïîðàæåíèè ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà
íàðóøàþòñÿ ðàçíûå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè. Ðàññìàòðèâàÿ ðàçíûå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè,
ìû îáðàùàëèñü ê òåì ìîçãîâûì ëîêàëèçàöèÿì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îáùèìè. Íàïðèìåð,
ìû ãîâîðèëè î íàðóøåíèÿõ ðå÷è — ïðåìîòîðíàÿ îáëàñòü ìîçãà, òåìåííàÿ îáëàñòü
ìîçãà è äâèæåíèå íàðóøàåòñÿ ïðè ïîðàæåíèè ïðåìîòîðíîé îáëàñòè è òåìåííîé
îáëàñòè. Ìû ìîæåì óâèäåòü, ÷òî ìíîãèå ôóíêöèè íàðóøàþòñÿ ïðè îäíîé è òîé æå
ëîêàëèçàöèè, è ýòî ãîâîðèò, ÷òî ýòà ëîêàëèçàöèÿ ÿâëÿåòñÿ îáùèì çâåíîì
ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû äëÿ âñåõ ýòèõ ôóíêöèé.

Îñíîâíûå ñèíäðîìû íàðóøåíèÿ ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé,
êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè ðàçíûõ ëîêàëèçàöèÿõ ìîçãîâîãî ïîðàæåíèÿ.

Çàòûëî÷íàÿ îáëàñòü.

Ïðè ïîðàæåíèè ÿäåðíûõ è êîðêîâûõ çîí âîçíèêàåò ñåíñîðíûå
íàðóøåíèÿ îäíîé ìîäàëüíîñòè. Âòîðè÷íûå ãíîñòè÷åñêèå çîíû — çðèòåëüíûå àãíîçèè.
Îíè ðàñïðåäåëåíû ìåæäó ëåâîé è ïðàâîé çàòûëî÷íîé îáëàñòüþ. Ôàêòîð —
íåâîçìîæíîñòü ñèíòåçà îòäåëüíûõ çðèòåëüíûõ õàðàêòåðèñòèê â öåëîñòíûé
ïåðöåïòèâíûé îáðàç. Ìû ìîæåì ãîâîðèòü î ìîäàëüíîì ñïåöèôè÷åñêîì çðèòåëüíîì
ôàêòîðå íàðóøåíèÿ ñèíòåçà. Åñëè ïîïûòàòüñÿ äèôôåðåíöèðîâàòü ñèòóàöèÿ â ëåâîì è
ïðàâîì ïîëóøàðèÿõ òî ïðè ïîðàæåíèè ïðàâîãî êàê ïðàâèëî íàðóøàåòñÿ ñèíòåç
çðèòåëüíûõ õàðàêòåðèñòèê, êîòîðûå ïðåäúÿâëÿþòñÿ êàê áû òîëüêî â çðèòåëüíîé
ñôåðå íå òðåáóþò âåðáàëèçàöèè, ïðè ïîðàæåíèè ëåâîãî ïðîèñõîäèò íàðóøåíèÿ êîãäà
âîâëåêàþòñÿ â çðèòåëüíîå ïðîöåññû âåðáàëèçàöèè.

Òåìåííàÿ îáëàñòü .

Çîíà ÒÏÎ.

Íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêè ïðîöåññîâ â òîé ÷àñòè, â êîòîðîé
îíè òðåáóþò ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè. Çðèòåëüíûå àãíîçèè ïðîäîëæàþòñÿ.
Ïðîñòðàíñòâåííàÿ çðèòåëüíàÿ àãíîçèÿ. Ê ýòîé çðèòåëüíîé àãíîçèè äîáàâëÿåòñÿ
àïðàêñèè — íàðóøåíèÿ äâèæåíèé, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ïðîñòðàíñòâåííîé
îðèåíòèðîâêîé. Ïðè ïîðàæåíèè çîíû ÒÏÎ òàêæå âîçíèêàåò ñåìàíòè÷åñêàÿ àôàçèÿ —
íàðóøàåòñÿ ïîíèìàíèå ëîãèêî-ãðàììàòè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé, ò.å. â îñíîâå îïÿòü
ëåæèò ïðîñòðàíñòâåííûé ôàêòîð. Ìûøëåíèå òîæå íàðóøàåòñÿ — áîëüíîé íå ïîíèìàåò
ëîãèêî-ãðàììàòè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé è îí íå â ñîñòîÿíèè ïîíÿòü óñëîâèå çàäà÷è.
(Íà îäíîé ïîëêå â 2 ðàçà áîëüøå êíèã, ÷åì íà äðóãîé). ×òåíèå è ïèñüìî òîæå
íàðóøàåòñÿ, ò.ê. íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòàöèè. Îäíà ãëàâíàÿ
ïðè÷èíà — íàðóøåíèå ïðîñòðàíñòâåííîãî êîìïîíåíòà òîãî ïðîöåññà, ñ êîòîðûì ìû
èìååì äåëî. Ïðîñòðàíñòâåííûé ôàêòîð.

Ïîñòöåíòðàëüíûå îòäåëû òåìåííîé îáëàñòè.

Íà ïåðâîå ìåñòî âûõîäèò êèíåñòåòè÷åñêèé ôàêòîð, ò.å.
ôàêòîð, êîòîðûé ñâÿçàí ñ ïîëó÷åíèåì èíôîðìàöèè îòíîñèòåëüíî ÷àñòåé òåëà è
ñîñòîÿíèÿ. Äâèæåíèå íàðóøåíî ñ òî÷êè çðåíèÿ êèíåñòåòè÷åñêîé. Ñèìïòîì —
ðóêà-ëîïàòà, êîãäà áîëüíîé íå äèôôåðåíöèðóåò òå äâèæåíèÿ, êîòîðûå íóæíî
âûïîëíÿòü, îí íå ÷óâñòâóåò ïîëîæåíèå è ñîñòîÿíèå ñâîåé ðóêè. Ðå÷ü íàðóøåíà,
ïîòîìó ÷òî áîëüíîé íå ÷óâñòâóåò êèíåñòåçèè, èäóùåé îò åãî àðòèêóëÿòîðíîãî
àïïàðàòà. Ïèñüìî íàðóøåíî, ò.ê. îíî òðåáóåò êèíåñòåòè÷åñêèõ ñõåì. Êîãäà ìû
ïèøåì óñòîÿâøèéñÿ ñòåðåîòèï — òî ïðîáëåì íå âîçíèêàåò. Ïðè÷èíà ñíîâà îäíà — íàðóøåíèå
êèíåñòåòè÷åñêîé ñõåìû òåõ ïðîöåññîâ, êîòîðûå âêëþ÷àþò â ñåáÿ ìîòîðíûå
êîìïîíåíòû.

Ïðåìîòîðíàÿ îáëàñòü.

Êèíåòè÷åñêèé ôàêòîð. Ñíîâà íàðóøåíèå öåëîãî ðÿäà
ïðîöåññîâ, êîòîðûå âêëþ÷àþò â ñåáÿ ìîòîðíûé êîìïîíåíò. Äâèæåíèå íàðóøåíî ñ
òî÷êè çðåíèÿ âîçìîæíîñòè âûïîëíåíèÿ êèíåòè÷åñêîé ìåëîäèè, èíåðòíûõ ñòåðåîòèïîâ,
ïåðñåâåðàöèé. Ðå÷ü íàðóøåíà. Ïèñüìî íàðóøåíî (ìèøêèíû øèøêè). Ôèçèîëîãè÷åñêèé
ìåõàíèçì ýòîãî íàðóøåíèÿ — íàðóøåíèå ìåõàíèçìà èííåðâàöèè — äåíåðâàöèè ãðóïï
ìûøö.

Ëîáíûå îòäåëû ìîçãà.

Ôàêòîð ïðîãðàììèðîâàíèÿ, ðåãóëÿöèè è êîíòðîëÿ
ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Ìåäèàëüíûå îòäåëû

Ëîáíûå è âèñî÷íûå îòäåëû ìîçãà.

Íàðóøåíèå ýìîöèé, ïàìÿòè è ò.ä.

Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì êàê áû íàáîðû: ðàçíûå çîíû ìîçãà
— ðàçíûå ôàêòîðû, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ ðàçíûìè çîíàìè ìîçãà, è ðàçíûå íàáîðû
ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ ðàçíûõ ó÷àñòêîâ ìîçãà.

Источник