Как воспитывать ребенка с синдромом дауна

Как воспитывать ребенка с синдромом дауна thumbnail

Нет ничего удивительного в том, что дети
с синдромом Дауна в процессе воспитания требуют гораздо больше поддержки,
внимания и понимания со стороны родителей, чем здоровые малыши. Специалисты по
воспитанию также рекомендуют заниматься с особыми детьми различными видами
активности, которые открывают и развивают способности малыша, а также
способствуют его полноценному развитию.

Прежде всего, стоит заметить, что эти дети
имеют такие же потребности, что и здоровые малыши, а потому и относиться к ним
нужно как к другим обычным детям без каких-то особенностей.

Залогом успешного воспитания детей с
синдромом Дауна является регулярное общение. Впрочем, эта рекомендация касается
всех малышей, ведь и здоровым детям нужно получать достаточно внимания от
родителей. Родителям, которые воспитывают детей с синдромом Дауна, также нужно
постоянно следить за состоянием здоровья малышей и качеством их рациона. Не
стоит забывать и о моральной поддержке особого ребенка.

Если ваш ребенок родился с синдромом
Дауна, не забывайте регулярно выполнять с ним те упражнения и реализовывать виды
активности, которые обеспечат надлежащее развитие способностей и навыков
малыша.

Что это за болезнь?

В медицине этот синдром определяют как
генетическое отклонение, которое возникает в результате частичного или полного
копирования (трисомии) Хромосомы 21. Эта аномалия случается 1 раз на 1000
родов, а потому ее считают одним из самых распространенных отклонений во всем
мире.

Причины развития до сих пор не
установлены. В некоторых случаях аномалия возникает как результат генетической
предрасположенности, тогда как иногда причиной трисомии становится возраст
будущей матери. Кроме этих двух факторов науке до сих пор не известны другие
причины развития синдрома Дауна.

В физическом плане все дети с таким
синдромом имеют несколько общих черт, в частности, миндалевидную форму глаз,
большой рот и губы, а также маленькие по размеру уши. В то же время личностные
черты и характер в особых малышей обычно разные. Отличается также и уровень их
склонности к обучению и чувство юмора.

Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна
очень эмоционально развиты, а потому они любят ярко демонстрировать свою
приязнь к другим.

Как воспитывать ребенка с синдромом
Дауна?

Как воспитывать ребенка с синдромом дауна

Безусловно, быть родителями такого
особого ребенка – это большой вызов. Этот опыт может стать непосильным
испытанием из-за недостатка необходимой информации по надлежащему уходу за
ребенком с синдромом Дауна и его воспитанию.

Не спешите паниковать или отчаиваться,
если ваш малыш родился с этим недугом. Если вы будете уделять достаточно внимания
ребенку и всегда его поддерживать, то сможете воспитать полноценную личность.

Есть много рекомендаций, с помощью которых можно улучшить состояние особого ребенка. Прежде всего, необходимо понять, что дети с такой проблемой ничем не хуже других, а потому и относиться к ним нужно с тем же уважением и пониманием, что и к другим здоровым детям. Конечно, необходимо запастись терпением и регулярно прилагать все возможные усилия, чтобы лучше понять потребности малыша. Не забывайте о необходимости регулярно демонстрировать своему ребенку, как сильно вы его любите.

Для того чтобы сделать процесс
воспитания детей с синдромом Дауна легче для родителей, специалисты предлагают несколько
эффективных рекомендаций.

Регулярно общайтесь с малышом

Согласитесь, общение очень важно для
понимания любого ребенка. А если ваш малыш болен такой болезнью, вам нужно
внимательно следить за тем, как именно вы выражаете свои мысли и эмоции в
разговорах с ним.

Обратите внимание, что обычно детям с
синдромом Дауна нужно больше времени на высказывание мнения. У такого ребенка
могут быть коммуникативные проблемы и нарушения речи. Впрочем, не стоит
преждевременно отчаиваться, если вам не удается сразу наладить общение.
Наберитесь терпения и найдите способ поговорить с ребенком о его потребностях и
проблемы.

Поощряйте общение ребенка с другими
малышами, братьями или сестрами

Как воспитывать ребенка с синдромом дауна

У детей с синдромом Дауна есть
определенные стадии развития, которые могут происходить на разных этапах жизни.
Но даже если вы заметили, что малыш развивается не по «графику», не паникуйте,
ведь вы сможете наладить процесс общения, если приложите немного усилий. К примеру,
взаимодействие с другими детьми и братьями/сестрами поможет ребенку успешно
развиваться и расти полноценной личностью.

Также рекомендуется обеспечить общение
ребенка с взрослыми людьми, особенно с теми, которые регулярно находятся рядом.
В процессе воспитания поощряя мальчика или девочку с синдромом Дауна взаимодействовать
с другими людьми, делиться с ними своими идеями и откровенно общаться, вы
сможете улучшить его или ее эмоциональное состояние. К тому же таким образом
вам удастся ознакомить близких с ситуацией, сложившейся в вашей семье после
рождения особого ребенка.

Определитесь с тем, какую школу будет
посещать ваш малыш – государственную и частную

Дети с таким заболеванием могут посещать
обычную школу вместе со своими здоровыми сверстниками. Более того, врачи
рекомендуют отдавать особых детей в такие учебные заведения, ведь это позволит
им общаться с разными мальчиками и девочками, девушками и парнями — как со
здоровыми, так и с определенными отклонениями. Регулярное общение с другими
детьми не только повысит их уверенность в себе, но и поможет научиться налаживать
отношения с окружением.

Когда речь идет об обучении, стоит
заметить, что дети с синдромом Дауна учатся все-таки чуть медленнее здоровых
ровесников. Впрочем, проблему можно решить с помощью учителя в школе и
родительской помощи на дому. Не забывайте, что дети с синдромом Дауна
по-другому развиваются и взрослеют, поэтому не стоит их подгонять.

Читайте также:  Миастения и миастенические синдромы что это

Занимайтесь с ребенком различными видами
активности для его развития

Как воспитывать ребенка с синдромом дауна

Безусловно, у каждого человека есть
особые таланты и навыки. Дети с синдромом Дауна не является исключением, а
потому при должной поддержке и помощи они тоже могут достичь невероятных
успехов в определенных сферах жизни.

Люди с синдромом Дауна могут успешно выполнить
любую задачу. Вопрос лишь в том, чтобы поощрять ребенка и позволять ему сполна
использовать свои способности.

Вот несколько занятий, которые прекрасно
подойдут для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна.

1. Искусство

Рисование, занятия музыкой или танцами и
другие виды искусства могут помочь малышу с синдромом Дауна развить
эмоциональный интеллект.

Если у вашего ребенка обнаружили это
заболевание, непременно запишите его в танцевальный кружок, на актерское мастерство
или вокал. Такие занятия помогают выйти из зоны комфорта и по-новому посмотреть
на окружающий мир.

2. Спорт

Регулярные занятия спортом положительно
влияют на развитие ребенка с синдромом Дауна. Если особый ребенок будет вести
активный образ жизни, его физическое состояние улучшится, он научится быть
командным игроком и сможет без проблем достигать поставленных целей.

Спортивные
тренировки, особенно если они  кратковременны и разбиты на несколько этапов с
небольшими перерывами, незаменимы для надлежащего развития таких больных .

Рекомендуется обратить внимание на такие
активные виды спорта:

  • плавание
  • футбол
  • спортивная гимнастика
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • боевые искусства.

3. Игры

Нечего и говорить, что каждому ребенку
для полноценного развития необходимы развлечения и отдых. Именно поэтому нужно регулярно
играть с ребенком с синдромом Дауна в интересные игры, ведь таким образом вы
ускорите развитие его способностей и навыков.

К тому же гораздо проще донести до
ребенка важную информацию в игровой форме. Не забывайте, что игры – это важный
инструмент, который стимулирует малыша и мотивирует его к активным действиям.

Должны ли такие дети питаться
по-особенному?

Как воспитывать ребенка с синдромом дауна

Безусловно, к питанию детей с синдромом
Дауна необходимо подходить с большой осторожностью и внимательностью. Обратите
внимание, что особенным детям нужно больше времени, чтобы научиться пить
материнское грудное молоко или детскую смесь из специальной бутылочки. Именно
поэтому стоит запастись терпением и подобрать для ребенка систему поощрения,
чтобы малютке было проще приспособиться к новым продуктам.

В детском возрасте каждому ребенку нужно
придерживаться принципов сбалансированного питания. Очень важно, чтобы малыш
употреблял продукты из всех пищевых групп. Впрочем, стоит заметить, что дети с
синдромом Дауна более подвержены полноте, ведь большинство из них отличается
невысоким ростом, что визуально добавляет лишнего веса. К тому же особые дети
обычно менее активны, чем здоровые малыши.

Воспитание детей с синдромом Дауна: что
нужно знать об их здоровье?

К сожалению, значительный процент
больных синдромом Дауна может во взрослой жизни страдать заболеваниями
сердечной системы. Согласно статистике, около 45% детей с трисомией имеют
проблемы в работе сердца. Также дети с синдромом Дауна страдают заболеваниями
легких, часто подхватывают простуду.

Среди других распространенных
заболеваний, которыми страдают дети с синдромом Дауна, следует выделить
нарушения слуха и недостатки зрения (это, в частности, катаракта, миопия и
косоглазие). Также больные трисомией страдают из-за регулярных расстройств
пищеварения. Объяснить это очень просто: дело в том, что большинство малышей с
синдромом Дауна рождаются с отклонениями в строении и работе пищеварительной
системы.

Впрочем, даже если у вашего малыша есть одно или несколько из вышеупомянутых заболеваний, не стоит паниковать: все эти болезни излечимы. Самая главная задача родителей — это профилактика подобных расстройств. Если ваш ребенок родился с синдромом Дауна, вы должны внимательно следить за питанием и состоянием здоровья малыша, а также не забывать регулярно отводить ребенка к врачу для прохождения полного обследования организма.

Общество очень часто оценивает воспитание детей с синдромом Дауна как невероятно сложное испытание для родителей. На самом же деле рождение малыша – это всегда счастье, несмотря на все трудности. Поверьте, безграничная родительская любовь к детям поможет преодолеть любые невзгоды.

Источник

Октябрь — Всемирный месяц осведомленности о синдроме Дауна. Малышей с таким диагнозом часто называют «солнечными», потому что они общительные, приветливые и доверчивые. Но что мы знаем о том, как они растут и развиваются? Мама взрослого мальчика с синдромом Дауна Ольга Карцева рассказала «О!», как она воспитывала своего сына Диму и с какими трудностями им пришлось столкнуться.

Ольга Карцева, мама ребёнка с синдромом Дауна

После того, как я узнала, что мой Дима родился необычным, я пережила несколько этапов осознания этого: отрицание, сильный стресс и принятие. Из-за сильных негативных эмоций со мной случилось несколько психологических срывов. Свой стресс я часто заедала, поэтому за короткое время набрала 20 лишних килограммов. Я настраивалась на новую жизнь очень долго, но у меня это получилось. Постепенно в обычных материнских заботах моё горе сменилось на сопереживание малышу, на любовь к нему. Я полюбила его монголоидный разрез глаз, стала замечать его улыбки, угуканье. Всё это повлияло на развитие моего материнского инстинкта. Мне после родов говорили, что он не будет ни ходить, ни говорить, что он будет тепличным растением. А он доказал обратное! Это значит, что нам, обычным людям, всё под силу. Я поняла, что Дима — это мой дар, а не наказание, ведь он дал мне больше сил и мотивации жить.

Читайте также:  Психоорганический синдром по органическому типу

Трудности в развитии

Главной проблемой в развитии было отставание: Дима медленно развивался, не так, как его сверстники. Он долго учился ходить и говорить. До сих пор есть проблемы со словарным запасом, иногда он не может ясно выразить свои мысли. Были трудности с тем, что он никогда ничего не боялся, то есть у него вообще не было развито чувство страха. Например, в чужом городе он не боялся заблудиться или потеряться. Сейчас много говорят о том, что нет никаких возможностей для детей-инвалидов, но я считаю, что нам очень повезло. Мы живём в Ханты-Мансийске, здесь есть все условия для развития особенных детей. Сначала Дима посещал коррекционный детский сад, а затем и коррекционную школу.

Изначально школу он воспринимал не очень позитивно, ведь ему приходилось 40 минут сидеть на одном месте. Но терпеливые и талантливые педагоги нашли к нему подход, и я не стала переводить Диму на домашнее обучение.

Вскоре он стал более ответственным и дисциплинированным. Он понял, что ему нужно пораньше лечь спать, если завтра в школу. Большой плюс в том, что он выполняет свои дела по максимуму, насколько у него хватает сил. Задания даются ему с двойной нагрузкой, но он смело и очень уверенно их решает. Сейчас Диме 18 лет, я уверена, что его образование не закончится, он пройдёт ещё несколько университетских курсов, которые ему понравятся и пригодятся в будущем. Я уже привлекаю его в свой бизнес и надеюсь, что он станет моим главным помощником.

Семья Карцевых

Такой же, как все

Дима — самый счастливый человек на свете, потому что у него нет тех чувств и качеств, которые есть у обычных людей. У него нет зависти, злости, ревности, капризов. Он живёт здесь и сейчас: если он играет, то он сосредоточен и увлечен только этим занятием. Он не тревожится о прошлом или будущем.

Главная ошибка в воспитании «солнечных» детей в том, что многие мамы просто начинают жить этой болью, закрываются в своем горе, жалеют себя. Не выходят с ними в общественные места, боятся, что опозорятся. А я сразу себе и всем сказала: «Он такой же обычный ребёнок, как все» и не стала его ограничивать в чём-либо.

Я не стала усердно копаться в этой проблеме, не анализировала, не переживала о том, что будет дальше, а просто начала вместе с ним жить.

К примеру, я никогда не вызывала парикмахера на дом. Да, было непросто: он и плакал, и кричал, и раскидывал ножницы в парикмахерской. В ресторанах и в самолётах он тоже вёл себя громко: кричал и громко смеялся. Но я не стала вместе с ним закрываться в этой проблеме, а наоборот, социализировала его. И сейчас заметно, что это сыграло для его развития большую пользу. Например, сегодня, заходя в цивилизованное приличное место, он чувствует себя комфортно. Дима не замыкается, потому что знает, как себя вести в таком месте.

Семья Карцевых

Ещё одна проблема детей с синдромом Дауна в том, что у них нет чувства насыщения, часто такие дети вырастают полноватыми. Но этого не случилось с моим ребёнком. Моя жизнь связана с фитнесом, поэтому я постоянно заботилась о его питании и приобщала к спорту. После детского сада он приходил ко мне на работу, где учился плавать, работать на тренажерах. Там же он научился общаться с чужими людьми. Сейчас среди всех детей с синдромом Дауна он выглядит накаченным, хорошо сложенным. Я горжусь этим и всегда беру его с собой на тренировки, на какие-то праздники. Он вырос человеком, у которого нет комплексов, а это самое главное.

Некоторые родители на первых эмоциях отказываются от детей, это, конечно, неправильно, потому что все дети должны расти в семье. Да, это работа, это непросто, но и с обычными детьми ведь тоже бывает сложно. Тем более что сейчас «солнечных» детей не скрывают, а наоборот — свободно и спокойно о них говорят.

Я не волнуюсь о том, как Дима в будущем будет жить один, потому что он всецело приспособлен к самостоятельной, взрослой жизни. Я верю в то, что у него получится всё, что он пожелает.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: CC7 / Shutterstock.com, личный архив Ольги Карцевой

Читайте также:

Инклюзия — это норма: как и зачем мы должны преодолеть социальный барьер

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях

3 истории о том, как живут дети с аутизмом в разных странах

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать

Источник

Часто бывает так, что от самых «солнечных» детей – тех, что с синдромом Дауна – отказываются в роддоме под вежливым напором медсестры. Мол, что из них может получиться? Однако специалисты неоднократно доказывали, что пропасть между ними и детьми без синдрома можно сократить до минимума. В Москве этим занимается, в частности, благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Михаил Ларсов побеседовал с его специалистом – психологом Аллой Киртоки.

— Алла Евгеньевна, мне приходилось иметь дело с воспитанниками Фонда, в том числе стеми, кто играет в «Театре Простодушных» (вся труппа имеет синдром Дауна – Прим. ред.). Многих из них и впрямь не отличишь от обычных ребят, я прямо поражен. А где определенный рубеж, который надо не упустить?

— Надо понимать: родился ребенок из группы риска. У каждого ребенка при этом риски свои (не только у детей с синдромом Дауна) . От этого «солнечные» дети не перестают быть детьми, младенцами, школьниками и так далее. У них такие же потребности, как у людей с 46 хромосомами.  Логика нашей поддержки не в том, чтобы относиться с позиции экспертной – «вот это им дано, а это нет» — а помочь идти социальным маршрутом в зависимости от мер адаптации.

— Каждый развивается по-своему, как и всегда.

— Да, а воспитывает и обучает по большей части среда, социальные институты. И ребенок главным образом должен быть в них включен. А наша задача – предупредительным образом помогать ребенку делать следующий шаг. От него могут отказаться еще в младенчестве, так что мы помогаем психологически и информационно родителям начиная с перинатального периода. Младенец сам себя не защитит – это делаем мы, часто помогая ему обрести семью.

Но даже в семье есть риск, что родители не смогут относиться к нему как к своему обычному малышу. Тут тоже нужна поддержка.

Важно, чтобы и на ранних стадиях ребенок смог реализовать свой потенциал. А ведь тут часто мешают: сниженный мышечный тонус, маленькая мышечная масса, особенности двигательного развития, речи. А это все очень важно! Конечно, нужна поддержка – педагогическая. В детсаду и школе такому ребенку часто трудно общаться. Надо помочь ему получать такой опыт не только «в кругу своих», но при этом хорошо, если хотя бы раз в неделю он посещает наш центр, где может чувствовать себя «в другой роли».

Читайте также:  Риски синдрома дауна по возрасту

— Насколько охотно за детей с синдромом Дауна берутся обычные учителя и воспитатели?

— Для детсада какой-то из таких опытов неизбежно становится первым. Те, у кого такого опыта нет, могут повести себя настороженно, могут быть против. Это немало зависит и от настроения в самом детсаду. Настороженность объяснима, и мы стремимся обсуждать, что настораживает, как мы могли бы поддержать детский сад.

— То есть выступаете посредниками?

— Да, конечно.  Есть и детские сады, которые уже принимали наших детей. Тут опыт позитивный, проблем не возникает. Важно, чтобы ребенок шел в детский сад подготовленным. Если наши дети к трем годам способны себя обслуживать (от туалета до следования общим правилам), то с ним не возникает больших проблем, они не смущают персонал детсада.  Если ребенок пришел в детсад, не соответствуя социально-психологическому статусу, его в три года надо содержать в памперсах – это уже другая среда.

— А что со школой? Разве таким детям не нужна особенная программа?

— Естественно, программы не могут быть универсальны, это разные темпы усвоения материала, разные опоры.

В начальной школе они еще могут пересекаться – развитые дети с синдромом Дауна осваивают программу. Но чем дальше…

Какие-то школы берут на себя труд инклюзии, какие-то нет.

— Специальные классы?

— Да, принимающие детей с особенностью развития. Не только класс коррекции, нет – там изначально только дети с трудностями обучения. Есть и классы, где разные дети учатся вместе. Есть отдельные коррекционные школы.  Родители определяют, чего они хотят для ребенка, и так или иначе выбирают что-то более подходящее. Большинство «наших» занимаются все же в коррекционных школах. Опыт обучения в «обычной» школе дает им и плюсы, и минусы. Плюс – ребенок оказывается в богатой социальной среде, имеет в голове модель поведения обычных сверстников, не оказывается в изоляции. Такие люди более «взрослые»,  более соответствуют физическому возрасту, по манерам и интересам мало отличаются от обычных сверстников. Однако они менее уверенны в себе, не выдерживают конкуренции, очень хрупкие.

— Что «Даунсайд Ап» может предложить помимо психологического сопровождения?

— Ну, непосредственно образовательных программ у нас нет. Этим занимаются учебные учреждения: либо дошкольное образование, либо уж школы. Но только к психологической поддержке у нас все не сводится. Занятия ведутся на расширение кругозора, на реализацию творческих, социальных, интеллектуальных и психологических сторон, чтобы он все это мог реализовать. Для каждого возраста – свой род занятий.

Вот по субботам с утра работает группа детско-родительского взаимодействия для детей от шести месяцев до полутора лет – это уже первые шаги в социализацию. Это игровое пространство, но там ребенок наблюдает естественным образом за своим сверстником, другими детьми и взрослыми. Оказывается в социальной ситуации и получает некий опыт.  Есть подростки, которым под 11 лет. Они в театральной мастерской делают театр теней. Им по возрасту интересна эта деятельность и сопутствующее общение. Они могут использовать сильные стороны самовыражения. Театр теней проще тем, что не надо произносить текст, который и чисто профессионально произнести трудно. Здесь упор на пластику. Они очень любят свою психологическую группу, где то же общение, очень яркая групповая динамика, как и у обычных подростков. Претензии на лидерство, симпатии-антипатии, прочерчивание границ.

Наша задача – позволить ребенку получить такой опыт, который можно использовать в широкой социальной ситуации. Наши подростки уже несколько лет ездят в детские лагеря, организованные Мосгортуром, причем без сопровождения. Живут в отряде с обычными сверстниками и возвращаются очень воодушевленными. Как показывает практика, при правильной организации это никак не смущает ни обычных ребят, ни их самих.

— Где такие люди смогут работать? Есть же профподготовка…

— Серьезной профессиональной подготовки пока нет. Пока не существует занимающихся этим массовых центров, то говорить о такой возможности преждевременно. Есть единичные случаи. Мы сосредоточены на развитие зрелости человека перед такими формами деятельности, которые ему будут посильны. Еще ведь надо уметь соблюдать трудовые нормы, быть ответственным за определенный участок работы.  Помимо того, что по силам работа или нет. Кстати, та же театральная мастерская от них этого требует. Увы, не все семьи готовы давать детям расти, не относясь к ним как к вечным младенцам.

Источник