Как научить говорить ребенка с синдромом

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Источник: https://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/

Источник

Тала Трацевская, мама Вани (6 лет), директор проекта «Как научить говорить ребенка с синдромом Дауна?». Крымская благотворительная организация «Синдром Добра». 

Читайте также:  Стресс как общий адаптационный синдром фазы стресса

Нашим детям нужны педагоги

К тому моменту, когда был придуман проект по обучению логопедов, я уже полтора года работала в благотворительном движении, объединяющем неравнодушных людей: свое время, деньги и желание творить добро они направили на помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.

Нашим неизменным основным партнером был Даунсайд Ап. Мы были довольны совместной работой, однако мне хотелось большего. Я видела, что разовые консультации у хороших специалистов радуют и вдохновляют родителей, но что же дальше? Педагоги Даунсайд Ап уезжают, а с ребенком нужно заниматься каждый день, и не только родителям: нужны педагоги, хорошие педагоги, – здесь, у нас в городе! Разовые семинары не решают этой задачи, они всего лишь показывают местным специалистам, как надо учить, какого уровня профессионализма можно достичь самому, насколько интересные педагогические задачи реально перед собой поставить. Оставаясь с этими возможностями один на один, редко кто из специалистов пытается их реализовать – затягивает рутина, не хватает мотивации, слишком сложно найти пути для дальнейшего развития, – и посещенный семинар становится лишь ярким воспоминанием.

А нашим детям не нужны воспоминания, им педагоги нужны, притом хорошие. 

Есть идея

Со всеми этими мыслями весной 2009 года я вяло обзванивала родителей, спрашивая об их нуждах, размышляя, какой бы проект сделать… Многие говорили о том, что их ребенку нужен логопед. Родители старших детей рассказывали печальные истории мытарств в поисках хоть какого-нибудь специалиста. Особенно впечатлила одна мама, отказавшаяся дать контакты их логопеда, она честно сказала, что боится, что если тот возьмется за Ваню, то бросит занятия с ее ребенком. Ну тут я обзвон бросила и решила, что логопед у Вани всё равно будет, и будет он ровно таким, как я хочу: отличным! Другого нам не надо.

Идея оформилась сама собой в тот же вечер: двухлетнее заочное обучение местных логопедов.

Директор Центра ранней помощи Елена Викторовна Поле давно говорила мне, что специалисты Даунсайд Ап могут проводить не только однодневные семинары. Прекрасно, пусть и будет по три дня две сессии в год. А между сессиями – практика и дистанционная поддержка с помощью форума: специалисты Даунсайд Ап будут отвечать на вопросы наших студентов. На обучение принимаем самых лучших, и только тех, кто уже работает с детьми с синдромом Дауна.

В мае 2009 года мы с Любой Егоровой, мамой Егора, ныне президентом Крымской благотворительной организации «Синдром Добра», приехали на тренинг Даунсайд Ап для родительских организаций, и там я подходила ко всем, кто меня слушал, и делилась своей идеей. Идея нравилась. Логопед Ирина Анатольевна Панфилова, когнитивист Татьяна Медведева, психолог Илья Музюкин, Елена Викторовна Поле сказали «да». Мы уехали в Крым, и начались переговоры и обсуждения по электронной почте. Параллельно я стала искать будущих студентов. И тут вдруг я наткнулась на стену. 

Нет денег…

С самого начала я решила сделать это обучение платным. По опыту организации предыдущих бесплатных семинаров я поняла, что какие-то деньги, пусть небольшие, за семинар надо брать, это сразу отсеет слушателей с низкой мотивацией, и придут только те, кто хочет получить знания и потом их применить, хотя бы для того, чтобы вернуть вложенные средства. Кроме того, в июне 2009 года у Вани родилась сестричка, и я не могла заниматься полноценным фандрайзингом.

Цену за участие в одной сессии мы поставили 600 украинских гривен – это около 80 долларов. Проект собирались делать общекрымским, позвонили родителям детей с синдромом Дауна из Ялты, Феодосии, Евпатории.

Прошел месяц, но у нас по-прежнему не было ни одного потенциального студента. Меня больше всего удручало, что и в Севастополе я не могла никого найти. Те немногие, кто хотели бы приехать, совершенно не желали тратить на это деньги! Людей останавливало, что надо ехать на три дня в другой город. И всех интересовало, какую бумагу об обучении они получат. Мои пламенные заявления, что они получат знания, а не бумажку, встречали ровный отпор в том смысле, что знания, не подтвержденные бумагой, денег и времени не стоят (теперь и с «бумажкой», которую слушатели получат по итогам всего курса, вопрос решен). 

Маркетинг и связи с общественностью

Тогда мы подумали и сделали вот что – снизили цену участия вдвое. И сразу в два раз выросло количество слушателей, которых необходимо было набрать, чтобы окупить организацию семинара! Поэтому мы приняли решение сделать проект всеукраинским.

Осенью 2009 года еще существовала электронная рассылка Всеукраинской благотворительной организации «Даун Синдром» для родителей детей с синдромом Дауна из Украины. Сделал ее киевлянин Саша Шиманский, за что ему огромное спасибо. В эту рассылку я дала объявление о совместном проекте Даунсайд Ап и Крымской благотворительной организации «Синдрома Добра» – двухлетнем обучении логопедов. Я просила родителей стать координаторами проекта в своих городах, и многие откликнулись! Только благодаря работе родителей из разных уголков страны этот проект стал таким успешным. Я также разослала новость в информационные агентства Украины, а в Севастополе вышли сюжеты по всем телеканалам, появилась пара публикаций в газетах, прошли радиоэфиры. И тут «у меня зазвонил телефон…» 

Отбор

Основная цель проекта – обучить новых специалистов и поддержать тех, кто уже работает с детьми с синдромом Дауна: учит их говорить. Кроме того, мы хотели перезнакомить между собой этих людей, ведь профессиональная тусовка создает отличную мотивацию для новых достижений в работе и может поддержать в трудную минуту. Поэтому для нас было недостаточно наличия у человека трехсот гривен и трех свободных дней для участия в проекте, еще нужен был уровень. Мы хотели отобрать самых лучших, не отказывая и другим желающим учиться. Например, было много заявок от родителей, и, хотя проект рассчитан на специалистов, просто невозможно было отказать мамам, которые хотят знать, как заниматься со своим ребенком.

Читайте также:  Нарушения ритма при wpw синдроме

Пишу и сама удивляюсь, как же нам удалось всего этого достичь? Мы использовали очень простую схему: ввели разные уровни – ступени обучения. Все участники проекта заполняют анкету, с помощью которой проводится отбор. Костяк проекта, практикующие логопеды, – студенты первой и второй ступеней, набор на них был закрыт 15 февраля 2010 года. Это всего 30 человек, которые посещают все лекции, мастер-классы и закрытые супервизии. Остальные участники, студенты третьей и четвертой ступеней, – это родители, а также специалисты другого профиля и просто слушатели, которые посещают только открытые мероприятия проекта, присоединиться к ним может любой желающий на любой сессии и даже на отдельной лекции.

Как удалось уговорить участников заполнять анкету? Да у них просто нет выбора – это условие участия в проекте, как и оплата. Нам легко быть твердыми в этом вопросе, потому что мы хорошо понимаем, для чего это делается. Часть специалистов все-таки учатся почти бесплатно: оплачивают только проезд и проживание, организационный взнос за них вносят родители детей или же это деньги от благотворительности. 

Успех

В итоге, в апреле и октябре 2010 года уже прошли трехдневные сессии, каждую из которых посетили более 80 специалистов из 14 регионов Украины, в том числе 10 – из Севастополя!

Сейчас, в марте 2011 года, мы готовимся к третьей сессии в мае. Будем рады и слушателям из России. Специалисты уже не только слушают лекции московских коллег, но и предоставляют видеоматериалы собственных занятий для подробного разбора и рекомендаций, чтобы учесть их в дальнейшей работе. 

Спасибо!

Мы выражаем огромную благодарность российскому фонду «Даунсайд Ап» и лично педагогам: Ирине Анатольевне Панфиловой, Татьяне Павловне Медведевой и Илье Борисовичу Музюкину. Наше уважение – всем специалистам, обучающимся в рамках проекта – за профессионализм, любовь к детям и огромное желание помогать. Огромное спасибо Любе Егоровой и Кире Пальваль за колоссальную организационную работу в Симферополе. Отдельное спасибо Арабскому культурному Центру «Альраид» в Симферополе. И спасибо всем людям, пожертвовавшим деньги на обучение специалистов, и всем родителям детей с синдромом Дауна, принимающем участие в проекте в качестве волонтеров. Изменим к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна! 

Из отзывов 

Тала! Позволь выразить восхищение твоим мужеством, упорством, силой воли и желанием что-то изменить! Ты — такая маленькая, такая хрупкая, и такая мужественная!!! Это только еще раз доказывает, что ради детей женщина способна на ВСЕ!

Татьяна Кирылейза, психолог, г. Херсон

Источник

По стопам Людмилы: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1706761

 Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков «да ты чо заморачиваешься ващеее», «совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие» и пр с фактами про неговоривших гениев — просьба время не тратить на чтение и комментарии 😉

Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.

Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и «ну ты б ей хоть книжку почитала!..», и прочее вплоть до весьма обидного «с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина — Вы!»

 А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска — будь здоров. Без толку.

 НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:

— комментирование всех действий; 

— чтение книг;

— «я тебя не понимаю, скажи словами!» 

— игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав); 

— развитие мелкой моторики.

Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический «пинок», вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.  

1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!

А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть — никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.

Читайте также:  Синдром альцгеймера симптомы возраст лечение

Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет — чудесно, нет — ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.

2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: «Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!» Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим «рот не закрывается» на один день, раз в неделю, замещается режимом «кратко и по делу». Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: «Ешь кашу», «Не лезь на горку», «Возьми», «Надевай штаны», «Провода не трогать» и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира «Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу». Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. 

Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.

3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза. 

4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать… А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.

5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть — усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. — это может тормозить развитие.

На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала… Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает 😉

 6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог «бу»: «бубабабу»полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик — бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.

Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении. 

А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой — не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся — все равно нахватает слов на улице =)

 В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!  

P.S.: что имеем сейчас — активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, «ставить» звуки и заниматься другим «шлифованием» умений

Источник