Как избавится от синдрома навязчивых движений
На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).
Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.
Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.
Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.
И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.
Что такое нервный тик
Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.
В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:
- мышечный тонус;
- позу;
- мимику;
- глобальные двигательные акты.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.
Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:
- моргание, подмигивание;
- подергивание губ или глаз;
- причмокивание;
- обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
- кивание головой;
- покашливание;
- частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
- щелканье пальцами;
- скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
- ребенок дует на ладони;
- монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
- подергивание гениталий (у мальчиков);
- накручивание волос на палец;
- монотонное выдергивание или расчесывание волос.
Особенности невроза навязчивых движений у детей
Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.
Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».
Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).
Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.
Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- Внутриутробных инфекций:
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- Острой гипоксии в родах:
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- Родовых травм.
- Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.
На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.
В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений
Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
Виды тиков при неврозе навязчивых движений
Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.
Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.
Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.
Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.
По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:
Моторные тики:
- мимические;
- тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
- тики в других группах мышц.
Вокальные или голосовые тики:
- покашливание, посапывание, хмыкание;
- произношение отдельных звуков, слов или фраз.
Ритуалы.
Генерализованные или сложные тики —
- движения одновременно возникают в различных группах мышц;
несколько видов тиков у одного ребенка.
Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.
Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.
Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.
Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
Лечение ребенка
Лечение должно быть комплексным.
При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:
- больше уделять времени ребенку;
- при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
- понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
- на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
- больше находится с ребенком на свежем воздухе;
- обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).
При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.
Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.
Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.
Источник
Âèäåë íåñêîëüêî ïîñòîâ íà ïèêàáó ïî òåìå ÎÊÐ, â êîììåíòàðèÿõ õîäèò åäèíîãëàñíîå ìíåíèå, ÷òî ÎÊÐ ëå÷èòñÿ äîâîëüíî òÿæåëî è òîëüêî ïîä ïðèñìîòðîì ïðîô. âðà÷à. Òàê âîò õî÷ó ðàçâåÿòü ýòîò ìèô, íî äëÿ òîãî ÷òîáû âíåñòè ÿñíîñòü äëÿ íà÷àëà ðàññêàæó íåìíîãî î òîì, ÷òî òàêîå ÎÊÐ ñ îáûâàòåëüñêîé òî÷êè çðåíèÿ, êàê îí ïîÿâèëñÿ ó ìåíÿ è â ÷åì âûðàæàëñÿ.
×òî òàêîå ÎÊÐ?
ÎÊÐ (îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîå ðàññòðîéñòâî) èëè ïî-äðóãîìó íåâðîç íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåêà îäîëåâàþò òå èëè èíûå ìûñëè, êîòîðûå íîñÿò ïîñòîÿííûé è ìó÷èòåëüíûé õàðàêòåð, ÷åëîâåê ìó÷àåòñÿ îò òîãî, ÷òî îí çàöèêëåí íà îäíîé ìûñëè, êîòîðàÿ íå âûõîäèò èç åãî ãîëîâû è êîòîðàÿ íåñåò â ñåáå íåãàòèâíóþ ýìîöèîíàëüíóþ îêðàñêó, â òîò èëè èíîé ïðîìåæóòîê âðåìåíè ýòî ìîãóò áûòü àáñîëþòíî ðàçíûå ìûñëè, êîòîðûå áóäóò âîçâðàùàòüñÿ âíîâü è âíîâü.
Íà èíñòèíêòèâíîì óðîâíå ÷åëîâåê ïðèõîäèò ê òàê íàçûâàåìûì ðèòóàëàì, ðèòóàëû — ýòî íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà òî, ÷òîáû ïðåêðàòèòü íàâÿç÷èâûå ìûñëè, áåäà âñåõ ðèòóàëîâ, ÷òî îíè ïîìîãàþò òîëüêî íà âðåìÿ, ïîýòîìó îíè è íàâÿç÷èâûå.
Ïðèìåð: —> ÷åëîâåê èä¸ò äîìîé ïî äîðîãå, êîòîðîé õîäèò êàæäûé äåíü, òóò âíåçàïíî åìó ïðèõîäèò ìûñëü, ÷òî åñëè îí ïîéä¸ò äàëüøå, òî ñ íèì ÷òî òî ñëó÷èòñÿ èëè íå ñ íèì, à ñ åãî ñîáàêîé, ìàìîé, ïàïîé, âîçëþáëåííîé(ûì) è ò.ï., åñëè îí ïðîäîëæàåò èäòè äàëüøå, òî ýòè ìûñëè íå ïîêèäàþò è ÷åì äîëüøå îíè â åãî ãîëîâå, òåì õóæå åìó ñòàíîâèòñÿ, îíè ïðîñòî îäîëåâàþò è òóò â ãîëîâó ïðèõîäèò îòâåòíàÿ ìûñëü, ÷òî íàäî ïîéòè äðóãîé äîðîãîé, òîãäà íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ, ÷òî «ïàöèåíò» ñîáñòâåííî è äåëàåò.. âóàëÿ, òåïåðü ó «ïàöèåíòà» çàêðåïëåí íîâûé ðèòóàë, êîòîðûé îí áóäåò ïðîäåëûâàòü êàæäûé ðàç ïðè âîçíèêíîâåíèè ó íåãî ïîõîæèõ íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé. <—
Âåñü öèìåñ ÎÊÐ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè íå ìîæåò èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé è ðèòóàëîâ. Ñî ñòîðîíû, òåì êòî íèêîãäà íå ñòðàäàë äàííûì íåäóãîì êàæåòñÿ âñ¸ ïðîñòî, ýé ÷óâàê, ïðîñòî íå ïàðüñÿ è íå äóìàé îá ýòîì.. íî ýòî òî÷íî òàêæå, êàê ÷åëîâåêó ñ äåïðåññèåé ñêàçàòü, ýé ÷óâàê æèçíü ïðåêðàñíà.
ÎÊÐ ó ìåíÿ, ïåðâîå ñåðü¸çíîå ïðîÿâëåíèå.
Ïåðâîå ñåðüåçíåéøåå ïðîÿâëåíèå ÎÊÐ, ñ êîòîðîãî êàê ýòî íè ñòðàííî ïðîçâó÷èò, íà÷àëîñü ìîå èçëå÷åíèå.
Ñòîþ íà êóõíå è ìîþ ïîñóäó, áàòÿ ìíå ÷òî-òî çàãîíÿåò, íå ïîìíþ ïî÷åìó, íî ìíå íàäîåëî åãî ñëóøàòü è ïîÿâèëîñü æåëàíèå ÷òîáû ìåíÿ îñòàâèëè â ïîêîå, òóò ÿ áåðó íîæ è òðó åãî ìî÷àëêîé, âäðóã ïîÿâëÿåòñÿ ôàíòàçèÿ ÷òî-ëè èëè ìûñëü, êîòîðóþ ÿ ïðåäñòàâèë â ñâîåì âîîáðàæåíèå, ÷òî ýòèì íîæîì ÿ óäàðÿþ ñâîåãî îòöà…(äàëüøå ÿ ïåðå÷èñëþ òî, ÷òî ïðîèñõîäèëî â ýòîò ìîìåíò â ìîåé ãîëîâå) Îò ýòîãî îáðàçà â ìîåé ãîëîâå, ìíå ñòàíîâèòñÿ íå ïî ñåáå, âåäü ÿ ëþáëþ ñâîåãî îòöà, ÿ åãî óâàæàþ, ÿ åìó áëàãîäàðåí ïî æèçíè, íî ïî÷åìó ÿ ïðåäñòàâèë ÷òî óäàðÿþ åãî íîæîì? âåäü ÿ òàêîãî íèêîãäà íå ñäåëàþ èëè ñäåëàþ? åñëè ÿ òàêîå ïðåäñòàâëÿþ, çíà÷èò ÿ ïëîõîé? õîðîøèå ëþäè òàêîå íå ïðåäñòàâëÿþò, à ÿ ïðåäñòàâèë, çíà÷èò ÿ âñå-òàêè ïëîõîé!
 òîò âå÷åð ïîìíèòñÿ ÿ áûë â íåñêîëüêî ïîäàâëåííîì íàñòðîåíèå îò ñâîèõ ìûñëåé, íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî îíè çàñåëè ó ìåíÿ â ãîëîâå, íî ïðîèçîøåäøåå ìåíÿ ñëåãêà øîêèðîâàëî. À âîò ñî ñëåäóþùåãî äíÿ ìîÿ æèçíü ïðåâðàòèëàñü â àä. Ñ ñàìîãî óòðà êàê ïðîñíóëñÿ ñðàçó æå ñòàë äóìàòü î â÷åðàøíåì ýïèçîäå.. ïîçæå âûéäÿ íà óëèöó, íå çíàþ ïî÷åìó, íî â ñâîèõ ìûñëÿõ ÿ ñòàë ðàçíûì ëþäÿì (ïðîõîæèì) ïðè÷èíÿòü âðåä.. ñïóñêàþñü ïî ëåñòíèöå, à ïåðåä ìíîé áàáêà çàãîðîäèëà ïðîõîä, ïðåäñòàâëÿþ êàê ñïóñêàþ ýòó áàáêó ñ ëåñòíèöû ñèëüíûì ïèíêîì ïîä çàä; ñòîþ â ìåòðî æäó ïîåçäà, ïðåäñòàâëÿþ êàê ëþäåé ñòîÿùèõ ó ïóòåé òîëêàþ ïîä ïîåçä; çàø¸ë â ñòîëîâóþ íà ðàáîòå, êòî òî êóøàåò, ÿ òàê è âèæó êàê ïðîõîäÿ ìèìî âòûêàþ â ãëàç âèëêó è óäàðÿþ ýòîãî ÷åëîâåêà ãîëîâîé îá ñòîë è ò.ï.. Áûëî áû ñìåøíî, åñëè áû ÿ ýòî ðàç ïðåäñòàâèë è óñïîêîèëñÿ, íî ÿ ïðîåöèðîâàë äàííûå ôàíòàçèè ïîñòîÿííî è íà âñåõ, ýòî ïðîèñõîäèëî êàæäûé äåíü, êîíå÷íî æå áûëè ïîïûòêè èçáàâèòüñÿ îò ýòèõ ìûñëåé, íî òùåòíî, ñòàíîâèëîñü åù¸ õóæå, ðèòóàëà ïî÷åìó òî íå áûëî, ÿ òóïî ñèäåë è ñòðàäàë îò ÷óâñòâà âèíû, ÷òî ÿ ïëîõîé ÷åëîâåê ðàç òàêîå ïðåäñòàâëÿþ, ÷òî ìîæåò áûòü ïîäñîçíàòåëüíî ÿ õî÷ó âñåãî òîãî, ÷òî ïðåäñòàâëÿþ?
Êàæäûé äåíü áëèæå ê 2-3 ÷àñàì äíÿ ó ìåíÿ íà÷èíàëà áîëåòü ãîëîâà îò òîãî ÷òî ìûñëè ñâåðáèëè å¸, ïîÿâèëñÿ ñòðàõ ñîéòè ñ óìà.. åäèíñòâåííîå ÷òî ïîìíþ, íå ñîâñåì ðèòóàë, íî ÷òî òî ïîõîæåå, åñëè ÿ ïðåäñòàâëÿë êàê êîìó òî âûáèâàþ ãëàç, òî ñðàçó æå ïðåäñòàâëÿë òîæå ñàìîå íà ñàìîì ñåáå.. ýòî áûëè ïîïûòêè èçáàâèòüñÿ îò «ôàíòàçèé» è ìûñëåé, êîòîðûå íå îñîáî ïîìîãàëè).. Ñòîèò îãîâîðèòüñÿ, ÷òî ñàìè «ôàíòàçèè» íå ïðè÷èíÿëè ìíå ìó÷åíèÿ, ìó÷åíèÿ øëè îò ìûñëåé, ïî÷åìó òàêîå ëåçåò ìíå â ãîëîâó, ìîãó ëè ÿ ýòî ñäåëàòü, õî÷ó ëè ÿ ýòîãî, ñîéäóò ëè ÿ ñ óìà, ÷òî ñî ìíîé?
Âîò òàêîå âîò ïåðâîå ìîùíåéøåå ïðîÿâëåíèå ÎÊÐ ïðîèçîøëî ñî ìíîé îêîëî 5 ëåò íàçàä, ñêàæó ñðàçó, æèòü â òàêîì ñîñòîÿíèè î÷åíü ñëîæíî. 1) Òû áîèøüñÿ ýòî ðàññêàçàòü äðóãèì, òàê êàê âäðóã ñî÷òóò çà ïñèõà 2) Äàæå ðàññêàçàâ áëèçêèì èëè äðóçüÿì êàê ïðàâèëî íèêòî ýòî íå âîñïðèìåò âñåðü¸ç 3) Ðàáîòàòü íåâîçìîæíî, íå çíàþ êàê ÿ õîäèë íà ðàáîòó, ñèäåë íà ïëàíåðêàõ è õîäèë íà îáõîäû ïî öåõàì, íî ïîìíþ ÷òî ðàáîòû íà òîò ìîìåíò äëÿ ìåíÿ íå ñóùåñòâîâàëî, áûëè òîëüêî ìûñëè è áîðüáà ñ íèìè.
Ïîñòàíîâêà äèàãíîçà ïî ñèìïòîìàì.
Ñîñòîÿíèå îïèñàííîå âûøå äëèëîñü îêîëî ìåñÿöà, ÿ ÷èòàë ôîðóìû, îáñóæäåíèÿ, ñòàòüè î íåâðîçå, ïûòàëñÿ íàéòè ñâîè ñèìïòîìû è ÷åì áîëüøå âíèêàë â ñóòü íåâðîçîâ è ÎÊÐ, òåì áîëüøå íàõîäèë ó ñåáÿ ñèìïòîìîâ, íà êîòîðûå ÿ íèêîãäà íå îáðàùàë âíèìàíèå:
1. ß öåëîâàë äåâóøêà ëèáî 1 ðàç, ëèáî 3, ëèáî 5, òàê êàê 2 ýòî ÷èñëî ê ñìåðòè, à 4, ýòî 2 ðàçà ïî 2… 1, 3 è 5 çáñ.
2. Âûêëþ÷àòåëü. ×òîáû âêëþ÷èòü ñâåò, ÿ äåëàë âêë, âûêë, âêë, è òàêæå, ÷òîáû âûêëþ÷èòü, âûêë, âêë, âûêë.. ÷èñëî 3 âîîáùå âî ìíå ñèäåëî ñ äåòñòâà, åù¸ â äåòñêîì ñàäó, äðóãèå äåòè ìíå çàòèðàëè ÷òî áîã ëþáèò ÷èñëî 3.
3. Ìåíÿë äîðîãó, êîãäà ø¸ë äîìîé èëè íà ðàáîòó, ÷óâñòâóÿ ÷òî åñëè èäòè ïî òîé, ïî êîòîðîé óæå èäó, òî ìîæåò ÷òî òî ñëó÷èòñÿ î÷åíü ïëîõîå, êòî òî óìð¸ò.
4. Ñîáàêå äàâàë âñåãäà ëèáî 1 ëèáî 3 êóñî÷êà ÷åãî ëèáî, êîãäà îíà ïîïðîøàéíè÷àëà, ãëàâíîå íå 2!!
5. Ñèììåòðè÷íûå äåéñòâèÿ. Åñëè çà÷åñàëàñü îäíà ðóêà, òî íåïëîõî áû ïî÷åñàòü äðóãóþ â òîì æå ìåñòå, îòðÿõíóë îäíó áðþ÷èíó, óäàðÿÿ ïî íåé 3 ðàçà, íàäî çíà÷èò 3 ðàçà óäàðèòü è ïî äðóãîé áðþ÷èíå, òàêèõ äåéñòâèé áûëî ìíîãî.
6. ×àñòî âìåñòî òîãî ÷òîáû åõàòü íà ëèôòå, âûáèðàë èäòè ïî ëåñòíèöå, ïîõîæå íà ïóíêò 3.
—
Ýòî òå ñèìïòîìû, êîòîðûå áûëè ó ìåíÿ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò, íî ÿ èõ íå çàìå÷àë, îíè íå ïðèíîñèëè ìíå äèñêîìôîðòà, áîëåå òîãî ÿ íèêîãäà íå çàäóìûâàëñÿ î òîì íîðìàëüíî ëè òàê äåëàòü, äåëàë è âñ¸.. Òîëüêî èçó÷àÿ ÎÊÐ ñòàëî ïîíÿòíî, ÷òî ýòî áûëè ðèòóàëû íà íàâÿç÷èâûå ìûñëè, íî âîò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé ÿ òîãäà íå îñîçíàâàë.
—
7. Ýòîò ïóíêò ïîÿâèëñÿ ïîçæå âñåõ. ß íå ìîã äåðæàòü â ðóêàõ ðåæóùèå è êîëþùèå ïðåäìåòû ðÿäîì ñ äðóãèìè ëþäüìè, áûë ñòðàõ ñîéòè ñ óìà è ïðè÷èíèòü âðåä îêðóæàþùèì. ×òîáû ñäåëàòü ñåáå áóòåðáðîä ïðèõîäèëîñü æäàòü, êîãäà âñå âûéäóò ñ êóõíè, â ñòîëîâîé ÿ ñòàë ñïåðâà áðàòü áëþäî, çàíèìàòü ñàìûé äàëüíèé ñòîë è òîëüêî ïîòîì ø¸ë çà ñòîëîâûìè ïðèáîðàìè, ñòàðàÿñü íè ñ êåì íå êîíòàêòèðîâàòü.
×òî ïðîáîâàë è êàê âûëå÷èëñÿ îò ÎÊÐ.
×åñòíî ãîâîðÿ äîâîëüíî òðóäíî ïèñàòü ýòîò ðàçäåë, íå ïîòîìó ÷òî òðóäíî îá ýòîé áîëåçíè ãîâîðèòü, íåò, îòíþäü, èçëå÷åíèå îò ÎÊÐ ñèëüíî ïîìåíÿëî ìîå îòíîøåíèå ê æèçíè, ÿ âñå ýòî ðàññêàçûâàë è äðóçüÿì è ðîäèòåëÿì, òå êîíå÷íî ñìîòðåëè êîñî, íî ìíå ïî..é. Òðóäíî, ïîòîìó ÷òî ìíå ïîìîãëà ïñèõîòåðàïèÿ, à îïèñàòü ýòîò îïûò êðàéíå ñëîæíî, âåäü îí ñóáúåêòèâåí, ïîýòîìó ÿ íå ñìîãó äàòü 100% ðåöåïò èçáàâëåíèÿ îò íåäóãà, ïîæàëóéñòà ó÷òèòå ýòî.
Íà÷íåì æå.
Ïåðâîå ÷òî ÿ ñäåëàë, ýòî íàø¸ë ôîðóì — ôîáèé.íåò, íà íåì ìíîãî ïîõîæèõ èñòîðèé, òàì òîãäà ïèàðèëè êàêîé òî ìåòîä, êîòîðûé ïîìîæåò èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé, ïëàòíûé, ÿ åãî êóïèë. Ìåòîä çàêëþ÷àëñÿ â òîì, ÷òî íàäî áûëî äåëàòü ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö øåè, ðóê, ãðóäè, ñèëüíî æìóðèòüñÿ è ò.ä., äëÿ ðåëàêñàöèè, äåëàòü íàäî áûëî ïî 5 ðàç â äåíü, ïîòîì áûëè òåñòû, íàäî áûëî çàïèñûâàòü âñå ñâîè ìûñëè â òå÷åíèå äíÿ è àíàëèçèðîâàòü èõ, ïîñëå ÷åãî 1 ðàç â íåäåëþ îòâå÷àòü íà îäíè è òå æå âîïðîñû è ñìîòðåòü êàê ìåíÿþòñÿ òâîè îòâåòû.
—Ïîìíþ ÿ òîãäà âñòðåòèë ãåí. äèðåêòîðà â êîðèäîðå, ïðîòÿíóë åìó ðóêó, îí íå óâèäåë ñðàçó, ÿ óáðàë ðóêó, à îí óæå ïîòÿíóë ñâîþ, ñòàë å¸ óáèðàòü, ÿ îïÿòü ïîòÿíóë ñâîþ.. êîðî÷å òóïîñòü ïîëó÷èëàñü â èòîãå íå ïîçäîðîâàëèñü è ó ìåíÿ ïðîèçîøëà ÏÀ (Ïàíè÷åñêàÿ Àòàêà), âåñü ïîêðàñíåë, ïîäíÿëîñü äàâëåíèå, íåõâàòêà âîçäóõà è ìûñëè, ÷òî îí îáî ìíå ïîäóìàë, ÿ òåïåðü äëÿ íåãî ìóäàê, îí âñåãäà áóäåò ýòî ïîìíèòü.—
Âîò ýòî äåëî ÿ âñ¸ çàïèñûâàë è äëÿ ñåáÿ ìíîãîå îòêðûâàë, íàïðèìåð, ÷òî áîþñü ïëîõîãî ìíåíèÿ â îòíîøåíèè ñåáÿ, áîþñü îêàçàòüñÿ âûñìåÿííûì.. ìíå êàçàëîñü, ÷òî ðàçîáðàâøèñü â ñåáå è ñâîèõ êîìïëåêñàõ, ÿ ñìîãó ïîáîðîòü ÎÊÐ.. îêîëî 2-óõ íåäåëü âñ¸ ýòî ïðîäîëæàëîñü è çàêîí÷èëîñü òåì, ÷òî íèõåðà ÿ íè÷åãî íå ïîíÿë, à ñàìîå ïå÷àëüíîå ÷òî êðèçèñ óñèëèëñÿ, ÿ íå âûïîëíÿë ðàáîòó, ìûñëè çàõëåñíóëè, ÿ âñ¸ òàêæå ìûñëåííî ïðè÷èíÿë âðåä ëþäÿì è êîðèë ñåáÿ çà ýòî. Åñëè äî ýòîãî íàïðÿæåíèå ìûøö ìíå ïîìîãàëî, òî òóò ÿ ïðîñòî ïñèõîâàë, òàê êàê ýòî íàïðÿæåíèå ïåðåñòàëî ïðèíîñèòü êàêîå-ëèáî îáëåã÷åíèå, à çàïèñûâàíèå âñåõ ñâîèõ äåéñòâèé è ìûñëåé â òå÷åíèå äíÿ ñòàëî íàïîìèíàòü êàêóþ òî øèçó, îáúåêòèâíî ýòî äåëî ïîëåçíîå, íî íà òîò ìîìåíò ìíå íóæíî áûëî îáëåã÷åíèå ñèìïòîìîâ, à åãî íå áûëî. Ìåòîä ÿ çàáðîñèë è áîëüøå íà ôîáèè.íåò íå âîçâðàùàëñÿ.
 òîò ìîìåíò ÿ ñåðü¸çíî çàäóìàëñÿ, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê ïðîô. âðà÷ó, íî îïÿòü æå èçó÷àÿ âîïðîñ, íàòûêàëñÿ íà ìíåíèÿ ïñèõîëîãîâ (çàðóáåæíûõ), ÷òî ÎÊÐ óñïåøíî ëå÷èòñÿ ïñèõîòåðàïèåé (áåñåäàìè), ëåêàðñòâà íóæíû òîëüêî íà âðåìÿ îñòðîé ñòàäèè, êîãäà ÷åëîâåê ïñèõóåò è ñõîäèò ñ óìà, êîãäà åìó êàæåòñÿ ÷òî îí íà ãðàíè, òîëüêî â ýòèõ ñëó÷àÿõ íà ïåðâûõ ïîðàõ íóæíû ëåêàðñòâà, äàëüøå ïñèõîòåðàïèÿ. Òàê âîò ìíîãî èíôîðìàöèè, ÷òî â Ðîññèè ìàëî õîðîøèõ ïñèõîòåðàïåâòîâ, à ïðè îáðàùåíèè â ïîëèêëèíèêó, òåáÿ íàïðàâÿò ñïåðâà ê íåâðîëîãó, òîò ïî òàêèì ñèìïòîìàì âûïèøåò óñïîêîèòåëüíûå (êñòàòè ïóñòûðíèêîì îáæèðàëñÿ, íå ïîìîãàëî), åñëè íå ïîìîæåò òî íàïðàâèò ê ïñèõèàòðó, êîòîðûé óæå âûïèøåò ëåêàðñòâà ïî-êðó÷å. Ìåíÿ òàêîé ðàñêëàä íå óñòðàèâàë.
Êñòàòè îáíàðóæèë èíòåðåñíûé ýôôåêò îò òðåíàæåðíîãî çàëà, åñëè î÷åíü òÿæåëî ïîðàáîòàòü ñ æåëåçîì, òî ïîñëå íè î ÷åì ïëîõîì íå äóìàåòñÿ, ïðîñòî íåò ñèë, òàêîé ýôôåêò äåéñòâîâàë ïîñëå êàæäîé òðåíèðîâêè äî òåõ ïîð, ïîêà ÿ ìîã çàíèìàòüñÿ, ïîòîì ñëó÷èëîñü òî, ÷òî è ñëåäîâàëî îæèäàòü, êàæäóþ òðåíèðîâêó ÿ áîÿëñÿ ÷òî óðîíþ íà ñåáÿ øòàíãó ïðè æèìå ëåæà èëè ñòðàõóÿ íàïàðíèêà óðîíþ íà íåãî, â èòîãå óïðàæíåíèÿ ÿ äåëàë íå êîíöåíòðèðóÿñü, áûë îòâëå÷åí ìûñëÿìè è ïî îêîí÷àíèþ òðåíèðîâêè ýôôåêòà íå áûëî êàê ïî ïåðâîé, ÿ ø¸ë äîìîé çàìó÷åííûé íå òðåíèðîâêàìè, à ìûñëÿìè.
È âîò íàêîíåö ìû ïîäîøëè ê ñàìîìó íà ìîé âçãëÿä ãëàâíîìó:
1. ß íà÷àë ÷èòàòü êíèãó î Êîãíèòèâíî-Ïîâåäåí÷åñêîé Ïñèõîòåðàïèè.. íå ïîìíþ êàêóþ èìåííî, àâòîð æåíùèíà. Òàì áûëî ÷åòêîå îáúÿñíåíèå êàê çàêðåïëÿþòñÿ ðèòóàëû è êàê èõ ïðåðâàòü.
(ÝÒÎ Î×ÅÍÜ ÃÐÓÁÎÅ È ÍÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ ÎÏÈÑÀÍÈÅ, ÊÍÈÃÓ ×ÈÒÀË ÄÀÂÍÎ).
Ñóòü â íåéðîííîé ñâÿçè, íàø ìîçã â òîé èëè èíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè âûáèðàåò ðàçíûå ïóòè ðåøåíèÿ, äîïóñòèì åñòü âåùè, êîòîðûå ìû íå êîíòðîëèðóåì, íî ìûñëè îá ýòîì âîëåé íå âîëåé ïðèõîäÿò, òàê âîò ìîçã îáðàçíî ãîâîðÿ äîëæåí äàòü îòâåò, àäåêâàòíûé îòâåò ýòî ïðîñòî íå ïàðèòüñÿ è îòêèíóòü ìûñëè, íî èíîãäà åãî êàê áû êëèíèò, îí íå ìîæåò íàéòè îòâåò, ýòî ïåðåõîäèò â ìó÷åíèå îò íàâÿç÷èâîé ìûñëè è òóò ïðèõîäèò îòâåòíàÿ ìûñëü, ñäåëàòü êàêîå òî äåéñòâèå, ìû åãî äåëàåì è áàõ, ìûñëü êîòîðàÿ íàñ îòÿãîùàëà èñ÷åçëà..íî òàêèì îáðàçîì ìû çàêðåïëÿåì íåéðîííóþ ñâÿçü è ïîëó÷àåì îïûò òîãî, ÷òî äåéñòâèå (ðèòóàë) ïîìîãëî íàì èçáàâèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé. Òåïåðü íàø ìîçã áóäåò âñ¸-âðåìÿ âûáèðàòü ýòîò ïóòü.
Äàëåå â êíèãå áûëî îáúÿñíåíî, ÷òî ÷åëîâåêó ñòðàäàþùåìó ÎÊÐ íóæíû íîâûå íåéðîííûå ñâÿçè, à òå íåéðîííûå ñâÿçè, êîòîðûå óæå åñòü â âèäå ðèòóàëîâ, îñëàáèòü. Äëÿ ýòîãî íàäî âûðàáîòàòü íîâóþ ðåàêöèþ íà ñâîè ìûñëè, êîòîðûå ê ñëîâó âîçíèêàþò òîëüêî â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ, ýòè ñèòóàöèè ïîâòîðÿþòñÿ â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà 10-êè òûñÿ÷ ðàç. Îáðàçíî ãîâîðÿ òàê: 10 ðàç çàõî÷åòñÿ ñäåëàòü ðèòóàë, à òû åãî 10 ðàç íå ñäåëàåøü è ó òåáÿ óêðåïèòüñÿ ñâÿçü íîâàÿ ñâÿçü, à ñòàðàÿ îñëàáèòñÿ. Äðóãîå äåëî, ÷òî ÎÊÐùèêó ýòî ñäåëàòü ïðàêòè÷åñêè íå ðåàëüíî, âîò íå ðåàëüíî è âñ¸, îí íå ìîæåò ñåáÿ ïåðåñèëèòü, ýòî îãðîìíûé ñòðåññ, à äàæå åñëè ïåðåñèëèò, òî ýòî íå îñîáî ïîìîæåò, ïîòîìó ÷òî òóò íóæíà åù¸ ïîäãîòîâêà.
Ïîêà ÷åëîâåê íå ïîéìåò êàê âñ¸ ýòî ïðîèñõîäèò â åãî ìîçãó, ïîêà îí íå ðàçáåð¸òñÿ è íå óñâîèò, êàêàÿ ðåàêöèÿ ó çäîðîâûõ ëþäåé, ïîêà åãî íå óáåäèòü, ÷òî íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ, íå âûïîëíè îí ðèòóàë, õåð äâà ÷òî ïîëó÷èòñÿ, ýòî äîâîëüíî òÿæåëî è íóäíî..
ß ñ êîå-êàêèì ïîíèìàíèåì, ÷åðåç ñèëó îòêàçûâàëñÿ îò ðèòóàëîâ, îò êàêèõ òî óñïåøíî, îò êàêèõ òî íåò, íî ïðîãðåññ áûë íà ëèöî, îò ðèòóàëîâ ïîìàëåíüêó, íå áåç ìó÷åíèé), íî èçáàâëÿòüñÿ ïîëó÷àëîñü, íàñòîÿùàÿ ïðîáëåìà çàêëþ÷àëàñü â äðóãîì. Ìûñëè î ïðè÷èíåíèå âðåäà ëþäÿì, ÷óâñòâî âèíû çà ýòî è ñòðàõ ñîéòè ñóìà îñòàëèñü è êíèãà ìíå òóò íå îñîáî ïîìîãàëà.
2. Ñ ðèòóàëàìè áîðüáà ïðîõîäèëà óñïåøíî, íî ìåíÿ èíîãäà îõâàòûâàëà ïàíèêà, îñîáåííî êîãäà ÿ ïðåäñòàâëÿë ïëîõèå âåùè íà ëþäÿõ.. î ãîñïîäè, êàê æå ýòî óæàñíî, ýòî î÷åíü ïîõîæå íà ïàíè÷åñêóþ àòàêó, êîãäà òû âðîäå áû ïðåêðàòèë ìíîãèå ðèòóàëû, íî ìûñëè.. ìûñëè íèêóäà íå óøëè, îíè ñ îãðîìíîé ñèëîé íàâàëèâàþòñÿ íà òåáÿ, îñîáåííî òå, ÷òî î ïðè÷èíåíèå âðåäà äðóãèì, ýòî ÷óâñòâî âèíû è ñòðàõ ñîéòè ñ óìà.
Äàëüíåéøåå ñïàñåíèå ìíå ïðèíåñ ÷åëîâåê Åâãåíèé ßêóøåâ, íàøåë åãî ÂÊ, ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïñèõîòåðàïåâòîì, åãî ãðóïïà «Âñ¸ ñàìî», âðîäå áû ñåé÷àñ ïåðåèìåíîâàíà, íî êîìó íàäî òîò íàéäåò. Ñ ßêóøåâûì ÿ ïðîâåë íåñêîëüêî áåñåä, ïîñìîòðåë åãî ðîëèêè è ïî÷èòàë ñòàòüè, èçâëåê äëÿ ñåáÿ ñàìîå öåííîå, à èìåííî, îí äàë ìíå ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî ìûñëè íå åñòü ÿ, ìûñëè íåëüçÿ êîíòðîëèðîâàòü è èì íå íàäî ñîïðîòèâëÿòüñÿ, îíè ïðîñòî åñòü, íåò ñìûñëà ñ íèìè áîðîòüñÿ. Ìó÷åíèÿ êîòîðûå ÿ èñïûòûâàþ âûçâàíû íå ìûñëÿìè î ïðè÷èíåíèå âðåäà áëèçêèì, à ìîèì îòíîøåíèåì ê ýòèì ìûñëÿì è îòîæäåñòâëåíèè ñåáÿ ñ íèìè.
ßêóøåâ íå ïðîôåññèîíàëüíûé ïñèõîòåðàïåâò, ñêîðåå âñåãî îí ãäå òî òûðèò ìàòåðèàë è ïåðåäåëûâàåò åãî ïîä ñåáÿ, íî òî, ÷òî ëåæèò â îñíîâå åãî ïðàêòèêè, à èìåííî îòäåëåíèå ñåáÿ îò ìûñëåé, ýòî ëó÷øåå ÷òî îí äà¸ò..
Èíòåðåñíî ÷òî ïîñëå áåñåä ñ íèì è åãî óïðàæíåíèé, ÿ ñìîã èçáàâèòü ïîëíîñòüþ îò âñåõ ðèòóàëîâ è ïîìåíÿë ñâîå îòíîøåíèå ê ìûñëÿì! Èìåííî ïîìåíÿë îòíîøåíèå ê ìûñëÿì, è èç íàâÿç÷èâûõ îíè ïðåâðàòèëèñü â 2-3 ñåêóíäíûå. Åù¸ ãäå òî 1-2 ãîäà ýòè ìûñëè î ïðè÷èíåíèå âðåäà äðóãèì ëþäÿì, î ñòðàõå ÷òî óìð¸ò òîò, êòî ìíå äîðîã (âñå 6 ïóíêòîâ, ÷òî ÿ âûøå äàâàë ïî ñâîèì ñèìïòîìàì, êàê ÿ âûÿñíèë äëÿ ñåáÿ, îòíîñÿòñÿ ê ñòðàõó ïîòåðÿòü áëèçêîãî ÷åëîâåêà è íåâîçìîæíîñòè ýòî êîíòðîëèðîâàòü), ïðåñëåäîâàëè ìåíÿ, áûëè ìîìåíòû êîãäà ÿ âïàäàë â ïàíèêó è ñðàçó áåæàë â ãðóïïó ßêóøåâà, âñïîìèíàë âñ¸ òî, ÷òî òîãäà ìíå ïîìîãëî, ñìîòðåë ðîëèêè, äåëàë óïðàæíåíèÿ è ìåíÿ îòïóñêàëî.  êîíå÷íîì èòîãå ÿ ñìèðèëñÿ ñ òåì, ÷òî ó ìåíÿ òàêèå ìûñëè, îíè ïóãàþùèå, íå ïðèÿòíûå è ÷òî îíè áóäóò ñî ìíîé âñþ ìîþ æèçíü, çàòî ÿ îò íèõ íå ñòðàäàþ, íî ÷åðåç 2-3 ãîäà òàêèå ìûñëè ïðàêòè÷åñêè ñîøëè íà íåò, ñåé÷àñ áûâàåò ÷òî òî ïðîñêîëüçíåì, íî èç-çà òîãî ÷òî ÿ íå öèêëþñü íà íèõ è íå îáðàùàþ âíèìàíèå îíè óõîäÿò òóäà æå îò êóäà ïðèøëè.
Çàêëþ÷åíèå íà ëè÷íîì îïûòå.
ÎÊÐ âîçíèêàåò èç-çà ïðèâÿçàííîñòè ê îïðåäåëåííûì ìûñëÿì è óñòàíîâêàì. Ñ ïîìîùüþ îñîçíàíèÿ è îïðåäåëåííûõ òåõíèê ìîæíî äîñòàòî÷íî áûñòðî îñâîáîäèòüñÿ îò íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé è ðèòóàëîâ.
Источник