Как диагностировать у себя синдром аспергера
Тест AQ
Тест AQ
Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.
В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше — высоким
В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.
Ответьте на все вопросы
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
1. | Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно | ||||
2. | Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова | ||||
3. | Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ | ||||
4. | Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное | ||||
5. | Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие | ||||
6. | Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию | ||||
7. | Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо | ||||
8. | Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица | ||||
9. | Меня завораживают даты | ||||
10. | В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
11. | Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением | ||||
12. | Я склонен замечать детали, которые не замечают другие | ||||
13. | Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку | ||||
14. | Мне легко сочинять истории | ||||
15. | Меня больше тянет к людям, чем к вещам | ||||
16. | Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать | ||||
17. | Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём» | ||||
18. | Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко | ||||
19. | Меня завораживают числа | ||||
20. | Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
21. | Я не очень люблю читать художественную литературу | ||||
22. | Мне сложно заводить новых друзей | ||||
23. | Я всё время замечаю узоры на вещах | ||||
24. | Я скорее пойду в театр, чем в музей | ||||
25. | Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен | ||||
26. | Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор | ||||
27. | Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает | ||||
28. | Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях | ||||
29. | Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов | ||||
30. | Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
31. | Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно | ||||
32. | Мне легко заниматься несколькими делами одновременно | ||||
33. | Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить | ||||
34. | Мне нравится делать что-то спонтанно | ||||
35. | Часто я последним понимаю шутку | ||||
36. | Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует | ||||
37. | Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу | ||||
38. | У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём» | ||||
39. | Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме | ||||
40. | В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
41. | Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.) | ||||
42. | Мне сложно поставить себя на место другого человека | ||||
43. | Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую | ||||
44. | Я получаю удовольствие от общественных мероприятий | ||||
45. | Мне сложно разобраться в намерениях людей | ||||
46. | Новые ситуации заставляют меня беспокоиться | ||||
47. | Мне нравится встречать новых людей | ||||
48. | Я хороший дипломат | ||||
49. | Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей | ||||
50. | Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен |
Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в «ключе» для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] — англоязычные версии теста AQ.
Ссылки:
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17 - Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335. - https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
(англоязычная версия) - https://aq.server8.org/
(англоязычная версия) - https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
(русскоязычная версия, есть неточности в переводе)
Источник
В этой статье:ПризнакиПодтверждение диагнозаДальнейшие действия5 Источники
Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Люди с синдромом Аспергера, как правило, отличаются высоким уровнем коэффициента интеллекта, они могут много добиться в жизни, но, увы, страдают при этом от социальной неловкости и ограниченных невербальных коммуникативных навыков. Синдромы синдрома Аспергера проявляются при множестве различных нарушений поведения, поэтому отличить одно от другого не так-то просто. Впрочем, тут вам на помощь и придет эта статья.
Часть 1
Признаки
1
Обращайте внимание на необычные невербальные коммуникативные навыки. Люди с синдромом Аспергера с самого раннего детства общаются не так, как остальные. Пожалуй, это — самая заметная часть синдрома, особенно в детстве, когда дети еще не научились тому, как принято общаться. Обращайте внимание на следующие:[1] Look for the following differences in communication style:
- Стремление избегать зрительного контакта
- Ограниченное использование мимики
- Ограниченное использование выразительного языка тела (жестов, кивков и т.д.)
2
Обращайте внимание не признаки селективного мутизма. Если вы заметили, что кто-то говорит лишь с тем, с кем ему комфортно, а рядом с остальными людьми — молчит, то знайте — вы заметили человека с селективным мутизмом. У детей с синдромом Аспергера селективный мутизм распространен довольно широко. Так, к примеру, такие дети могут спокойно общаться с родителями и родственниками, но молчать в школе, находясь среди не очень знакомых людей. Как правило, с селективным мутизмом можно справиться, пусть не сразу, но можно.
3
Определите, нет ли у человека проблем с эмпатией. Синдром Аспергера характеризуется проблемами в распознании чужих эмоций. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, часто просто не обращают внимания на невербальные выражения эмоций — скажем, на мимику, которой многие из нас выражают грусть, печаль и обиду. Недостаток эмпатии может проявляться множеством способов, например:
- Человек не понимает, что сказал что-то неприятное собеседнику или неуместное.
- Человек может вести себя слишком агрессивно, не понимая пи этом, что причиняет другим дискомфорт своим поведением.
4
Обращайте внимание на монологичную манеру вести разговор. Так как люди с синдромом Аспергера испытывают определенные сложности с пониманием чужих эмоций, они могут выработать монологичный, а не диалогичный стиль общения. Человек, страдающий от синдрома Аспергера, может просто не понять по выражению лица собеседника, что тот намеревается что-то сказать или устал от разговора. Кроме того, люди с синдромом Аспергера могут продолжать говорить об интересующей их теме вне зависимости от того, желает ли говорить их собеседник.[2]
5
Обращайте внимание на навязчивые идеи. Синдром Аспергера — это практически всегда интерес, граничащий с одержимостью, к нескольким темам. Например, ребенок с синдромом Аспергера может увлекаться баскетболом — и запомнить имена всех игроков НБА. Другой ребенок будет увлечен насекомыми, да так, что ему не составит труда запомнить латинские названия всех видов, обитающих на том или ином континенте. Стоит отметить, что с возрастом подобная увлеченность может стать залогом более чем успешной карьеры.
6
Обращайте внимание на то, не сложно ли человеку заводить новых друзей. Дети и взрослые, страдающие от синдрома Аспергера, испытывают с этим известные проблемы. При этом многие из страдающих от синдрома Аспергера и рады бы подружиться с кем-нибудь, но, увы, не знают, как это делается. Их стремление избегать зрительного контакта и неспособность распознавать эмоции трактуется окружающими как грубость и антисоциальное поведение, хотя на самом деле это, конечно же, не так.
- Дети с синдромом Аспергера могут не проявлять интереса к совместным играм, но лишь до определенного возраста, когда желание стать частью команды не возьмет свое.
- У людей с синдромом Аспергера может быть несколько близких людей, прекрасно их понимающих, либо много “просто знакомых”.
7
Обратите внимание на координацию человека. При синдроме Аспергера координация ухудшается, человек начинает двигаться неуклюже, часто натыкаясь на предметы и даже стены. Физическая активность и спорт могут быть для людей с синдромом Аспергера затруднительны.
Часть 2
Подтверждение диагноза
1
Ведите дневник наблюдаемых вами симптомов. Все мы время от времени ведем себя так, что можно заподозрить у нас синдром Аспергера. Соответственно, важно вести дневник, так как по записям можно будет определить повторяющие шаблоны в поведении человека. Особенно внимательно стоит следить за тем, как “подозреваемый” общается с другими людьми (в школе или дома с родней). Если у наблюдаемого действительно есть синдром Аспергера, то симптомы будут повторяться вновь и вновь.
- Записывайте подробные описания того, что вы наблюдали. Это, к слову пригодится врачам, когда дело дойдет до уточнения диагноза.
- Помните, что синдром Аспергера проявляется теми же симптомами, что и многие другие поведенческие расстройства — например, как обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Даже если вы уверены, что диагноз — синдром Аспергера, не стоит отметать и другие возможные причины.
2
Пройдите онлайн-тест. В сети есть несколько тестов, с помощью которых можно определить, может ли у человека быть синдром Аспергера. Проходящему тест человеку будут предложены вопросы касательно его социальной активности, любимых способов проводить время, сильных и слабых черт. Все это позволит определить, наличествуют ли у человека характерные для синдрома Аспергера признаки.[3]
- Результат теста — это, само собой, ни в коем разе не диагноз. Это лишь способ определить, нужно ли проводить тесты дальше. Подсказка: если тест показывает, что у человека может быть синдром Аспергера, то да, стоит.[4]
3
Проконсультируйтесь с вашим семейным врачом. Если вы таки уверены, что проблема имеет место быть, обратитесь к вашему семейному врачу (или хотя бы к участковому терапевту). Принесите с собой ваш дневник наблюдений, поделитесь опасениями. Скорее всего, врач задаст вам несколько вопросов и попросить уточнить те или иные моменты. Если врачу тоже покажется, что причина всему — в синдроме Аспергера, то он выпишет направление к профильному специалисту.[5]
- Первое посещение врача может быть сложным, ведь до сей поры вы держали свои подозрения при себе, и даже с доктором вам может быть непросто говорить обо всем этом. Тем не менее, знайте — вы сделали правильное дело.
4
Обратитесь к специалисту для полноценного обследования. Перед, собственно, приемом вам нужно проверить, работает ли врач, к которому вас направили, с расстройствами аутического спектра. Первый прием, скорее всего, пройдет так: врач проведет небольшое интервью и предложит пройти тест, вопросы в котором будут похожи на вопросы онлайн-тестов. Когда диагноз будет установлен, можно будет приступать к дальнейшему лечению.
- Не бойтесь, оказавшись на приеме, задавать вопросы про квалификацию врача, диагноз и методы лечения.
- Если вы не уверены, что врач поставил правильный диагноз, проверьте его у другого специалиста.
5
Узнайте больше про синдром Аспергера, чтобы было проще принимать грамотные и взвешенные решения. Синдром Аспергера лишь недавно выделили в самостоятельно поведенческое расстройство, еще не так давно это был лишь один из подвидов аутизма. Медики и ученые все еще исследуют синдрома Аспергера во всех его аспектах — от постановки диагноза и до лечения. Есть все шансы, что, посетив несколько специалистов, вы получите несколько разных рекомендаций по лечению. Соответственно, вам нужно узнать про синдром Аспергера как можно больше самому, так вы сможете понять, что лучше подходит вам и вашей семье.
- Различные организации выпускают журналы, в которых публикуют наиболее актуальную информацию про синдром Аспергера.
- Чтение книг, написанных про синдром Аспергера людьми, страдающими от синдрома Аспергера, также будет крайне полезным.
Часть 3
Дальнейшие действия
1
Работайте над лечением с командой профессионалов, которым вы доверяете. Лечение синдрома Аспергера — это работа сразу по нескольким направлениям, и помощь опытных и неравнодушных врачей будет очень кстати. Главное — найти человека (врача, разумеется), с которым вы сработаетесь в долгосрочной перспективе, пытаясь излечить синдром Аспергера.
- Если вы чувствуете, что с тем или иным врачом вам работать неприятно, то, ради блага вас или вашего ребенка, смените врача. Доверие крайне важно, когда речь заходит о лечении синдрома Аспергера.
- Также вам будет нужна помощь квалифицированных педагогов, диетологов и прочих специалистов, которые научат вас тому, как давать вашему ребенку все, что ему необходимо.
2
Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Чисто технически, синдром Аспергера неизлечим, все, что вы можете — научиться до самых последних дел держать синдром под контролем. Это сложно, поэтому, кроме врачей и педагогов, вам нужна еще и эмоциональная поддержка. Понимающие вас люди, к которым вы можете обратиться с вопросами или с которыми просто сможете поговорить с тяжелую минуту, окажут вам просто неоценимую помощь. Поверьте, вы не одиноки в своей беде.
- Возможно, в вашем городе есть группы взаимопомощи, которые можно найти через Интернет.
- Посещайте тематические конференции — там вы не только встретите единомышленников, но и узнаете много нового и полезного.
3
Живите, принимая в расчет ваши уникальные потребности. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, сталкиваются с такими сложностями, с какими не сталкивается больше никто, особенно в плане социальных взаимоотношений. Впрочем, даже это не помешает страдающему от синдрома Аспергера прожить долгую, успешную и насыщенную жизнь, где будет место и друзьям, и семье, и детям, и карьере. Главное — знать, что нужно человеку, знать, как прикрыть его слабые места и радоваться достижениям вместе с ним же.
- Одним из способов сделать жизнь человека с синдромом Аспергера проще — следовать расписанию. Если же приходится отступать от расписания, то следует найти время, чтобы объяснить, зачем это необходимо.
- Люди с синдромом Аспергера отлично учатся на примере, поэтому стоит научить их тому, как, скажем, здороваться — смотрим в глаза, жмем руки и говорим “Привет”. Врач расскажет вам, как правильно проводить подобные обучающие занятия.
- Вы очень поддержите человека с синдромом Аспергера, если будете поддерживать его в его интересах и начинаниях, помогая ему добиваться успеха.
Советы
- Рассказывая людям про синдром Аспергера, предлагайте им пройти тест, а затем сравните результаты.
- Ведите дневник, записывайте туда симптомы, которые проявлялись у вас. Затем покажите этот дневник кому-то близкому — или даже врачу, чтобы вам подсказали, чем это может быть.
- Распечатайте факты, статистику и список симптомов аутизма — все это пригодится вам, чтобы рассказать другим людям про синдром Аспергера.
Предупреждения
- Не сдавайтесь, если вам не верят. Синдром Аспергера — поведенческое расстройство, его нужно соответствующим образом диагностировать и лечить. Крайне важно в этой связи обратиться к медикам.
- Синдром Аспергера может сопровождаться и другими расстройствами аутического спектра. Если вам кажется, что в вашем случае так и есть, обратитесь за получением квалифицированной медицинской помощи.
Информация о статье
Эту страницу просматривали 22 471 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
В наше время люди с синдромом Аспергера (в народе аспергеры или аспи) встречаются достаточно часто. В большинстве случаев окружающие воспринимают их как тяжелых в общении, несколько странных, но, зачастую, очень талантливых и неординарных людей. Что это за синдром, как его диагностировать и надо ли лечить?
Синдром Аспергера — болезнь или норма?
Ганс Аспергер, немецкий педиатр и психиатр, в 1944 году описал некое расстройство личности, характеризующееся, главным образом, ограничением эмпатии. Позже это расстройство получило его имя и широко известно как синдром Аспергера. Считается, что синдром — одно из проявлений аутистического спектра. На самом деле, синдром Аспергера — это своеобразное развитие, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и эмоционально-волевой сферы при полностью сохранном интеллекте.
По каким признакам можно заподозрить синдром Аспергера?
Синдром Аспергера характеризуется:
1. Проблемами с социальным взаимодействием — отсутствие или ослабление глазного контакта, проблемы с невербальной коммуникацией (отсутствие жестикуляции, в том числе указательного жеста, бедная мимика), отсутствие спонтанности в проявлении эмоций, невозможность эмоционального ответа и т.д.
2. Проблемы с крупной моторикой, неуклюжесть (ребенок не может подпрыгивать, кидать мяч, бегать наравне со сверстниками, лазать и т.д).
3. Стереотипное поведение:
- повторяющиеся действия (моторные стереотипы);
- узкий интерес (человек концентрируется на одной теме и погружается в нее досконально. Например, если аспергер увлекается машинами, он будет изучать только машины — их устройство, виды, функции. Он будет о них читать, собирать их, говорить с вами о них. Именно эта особенность аспергеров как раз и дает им возможность прослыть гениями, ведь если все свое время и потенциал посвящать одной области, непременно станешь в ней экспертом. Некоторым повезло, и свой узкий интерес они могут применить для заработка. К сожалению, так бывает не всегда;
- ритуальность (аспергерам, как и другим аутистам, необходимо четко придерживаться определенного ритма жизни. Даже небольшое отступление от привычной рутины может стать причиной огромного стресса).
4. Речь, опережающая интеллектуальное развитие. Если ваш малыш рано и хорошо заговорил, обратите внимание на характер его речи. Важно, пользуется ли он речью для общения с вами, легко ли отвечает на вопросы, вступает ли в диалог с незнакомыми людьми, не кажется ли вам его речь слишком сложной, книжной, не живой? Обращайте внимание на интонацию. Она может быть монотонной, несколько натянутой. Иногда аутисты говорят слишком громко. Люди с синдромом Аспергера часто склонны к эхолалии (механическое повторение слов или целых фраз, услышанных ранее, обычно без понимания смысла). Внутренние мысли также проговариваются, что делает речь аспи еще более громоздкой, запутанной и непонятной.
Как и когда можно выявить синдром Аспергера у ребенка?
Диагностировать синдром Аспергера крайне сложно, многие живут с ним много лет и даже не догадываются о его наличие у себя. Говорят, как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых аутистов. То же самое относится и к людям с синдромом Аспергера. Мы имеем дело со сложным многогранным расстройством. Особенно сложно идентифицировать синдром у детей. Но внимательная мама рано или поздно заметит, что с ребенком что-то происходит. Конечно, правильнее всего показать его специалистам. В данном случае, это врач-психиатр.
Также существуют специальные тесты на определение синдрома Аспергера у детей и взрослых. Разумеется, результат не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но прохождение теста поможет вам оценить, насколько критичны некоторые аутичные проявления у вашего ребенка.
Ведь часто дети с синдромом Аспергера считаются избалованными, невоспитанными, неудобными, эгоистичными.
Бывает, что родители из лучших побуждений пытаются давить на ребенка, проводить какие-то воспитательные мероприятия. Но они не имеют успеха, а часто даже ухудшают ситуацию, поскольку малыши аспи и сами не могут объяснить своих действий, не понимают, почему ими не довольны окружающие. С такими детьми нужно быть очень терпеливым и гибким. Если родителям сложно перестроиться, стоит поискать помощь извне, например, обратиться к психологу.
Как живется с синдромом Аспергера?
Чтобы лучше понять, каково людям с синдромом Аспергера, обратимся к ним самим. Вот что вспоминает о своем детстве уже взрослая участница одного из форумов для людей с аутизмом.
Представьте, что вы попали в китайский глухой городишко, и все люди на одно лицо. Все от вас чего-то немедленно и постоянно хотят, говорят знакомые звуки, но они означают совсем другие слова, и вы никак не можете привыкнуть есть палочками! Вы повторяете за ними их ритуалы, вам кажется, что вы делаете очень похоже, но все смеются! Они считают вас странным и несколько тупым существом, поэтому не церемонятся и тычут постоянно в вас пальцами. А сами простой задачки не решат, постоянно делают ошибки в письме. Еда невкусная, острая, пряная, очень соленая! А все спокойно едят и еще присаливают! Да, вот так поживите неделю и получите расстройство, а через год — депрессию. А я живу 43 года. В реальной жизни я не могу пить чай — он очень горький. И сок не могу, он едкий, пью только воду. Ем простую пищу и только раздельно. Я закончила школу почти на все пятерки, кроме пения и физкультуры. Я не инвалид, нет, я художник-мультипликатор и даже имею международные награды. Но битьем синдром Аспергера не лечится, увы)))
В связи с патологическим отсутствием эмпатии, аспергерам сложно поддерживать дружеские отношения с людьми. Помните об узких интересах? Аспи может увлеченно рассказывать вам о гончарном искусстве древних славян, нимало не интересуясь, занимает вас эта тема или нет. А рассказы такие могут длиться без преувеличения часами. Кроме того, он совершенно не сможет разобраться, говорите вы правду или лжете, расстроены или веселы. Шутки, намеки, скрытые смыслы — все это вне зоны понимания.
За свою жизнь аспергеры учатся понимать, как реагировать на определенные моменты, даже знают, какое выражение лица применимо к данной ситуации, но все это они постигают интеллектуально, а не интуитивно, как большинство. Просто заучивают, как мы учим иностранный язык и чуждые нам традиции.
Кроме того, в связи с разнообразными нарушениями восприятия, они подвергаются постоянной сенсорной перегрузке. Обыденный для нас с вами поход в магазин может обернуться для человека с синдромом Аспергера настоящей пыткой. Ведь он зачастую боится громких звуков, резких движений, случайных прикосновений. Многие родители жалуются, что их дети-аспи не дают стричь волосы и ногти, мыть голову, очень избирательны в еде, например, не переносят красные продукты, не пробуют нового, остро реагируют на запахи.
Но самое главное, аспергерам очень тяжело общаться со сверстниками, в особенности это касается детей. Ведь они все воспринимают буквально (игру, шутки, дразнилки). Им нужен алгоритм действий для каждой ситуации, поскольку интуитивно они реагировать не могут. Но разработать такой алгоритм невозможно. Многие взрослые аутисты вспоминают, что в детстве боялись своих сверстников, потому что не знали, чего ожидать от них.
Вот что рассказывает уже взрослая девушка с синдромом Аспергера Вероника Беленькая о своем детстве:
Если ребенок аутичен, то он не всегда сможет отделить источники шума один от другого. Другие дети, вероятнее всего, его напугают — в свое время мне показалось, что эти дети безумны, я совершенно не понимала их действия и не понимала, что им от меня надо. Правила не всегда понятные, не всегда ясно что можно, а что нельзя делать, как следует задать вопрос. Отвечать словами я тоже не могла. Для своего возраста я была довольно развитым ребенком, но в экстренной ситуации я не могла сформулировать даже очень короткий ответ. Часто я пыталась рассказать отцу о том, что происходит в садике. Мне удавалось пересказывать отдельные моменты, те, которые меня больше всего пугали. Он говорил мне, что отвечать в таких ситуациях. Но проблема была в том, что таких ситуаций больше не было. Каждый случай был уникален, а ответ был только один, тот, который отец дал мне для конкретного случая.
Как помочь ребенку с синдромом Аспергера?
Вряд ли стоит считать людей с синдромом Аспергера больными. Это совершенно здоровые, высокоинтеллектуальные, работоспособные люди, которые испытывают ряд сложностей, в преодолении которых им можно помочь. Разумеется, на протяжении жизни они встречаются с непониманием, неприятием. Часто на проявления синдрома накладываются сопутствующие психологические проблемы, вызванные неблагоприятным окружением. И мы снова утыкаемся в столь актуальный сейчас вопрос — создание благожелательной среды для людей с особенностями развития.
На самом деле все не так сложно.
Заметив аспергера в нашем окружении и приняв его странности, мы дадим ему возможность нормально развиваться в социуме
Так как, по сути, синдром Аспергера не является болезнью, вылечить его не получится. Но можно отлично его компенсировать, особенно, если рано распознать. С помощью различных терапий совершенно реально помочь ребенку побороть свои страхи, справиться с моторной неловкостью и повышенной тактильной чувствительностью, адаптировать его социально, показать, как правильно реагировать, общаться. Самое главное, чтоб ребенок научился уживаться со своей необычной природой, а нарушения развития не помешали ему находить близких людей и заниматься тем, что ему по душе. И этого можно добиться.
Для начала, неплохо пройти и общие обследования, посетить невролога и психиатра. Возможно, ребенку пригодятся некоторые поддерживающие препараты. Но при этом важно понимать, что никакие лекарства вылечить синдром Аспергера не смогут, они смогут подкорректировать некоторые проблемы, такие как излишняя импульсивность, утомляемость, тревожность. Но основное — это планомерные занятия по разным направлениям.
Синдром Аспергера — это комплекс различных нарушений. Поэтому и подход к компенсации должен быть комплексным.
И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем. Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь. Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.
Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.
Кто из людей с синдромом Аспергера добился известности?
Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов. Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог. Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.
Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера
Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.
Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.
И наконец, это центры, куда можно обратиться за помощью, поддержкой, консультацией:
И многие, многие другие.
Текст: Мария Рачик
Источник