Йога с детьми с синдромом дауна

Йога с детьми с синдромом дауна thumbnail

Сентябрь 2018-го стал началом третьего по счету учебного года, когда в московском Центре сопровождения семьи Даунсайд Ап проводятся детские занятия йогой. Малыши, регулярно посещающие занятия все это время, показывают заметный прогресс в освоении предлагаемых упражнений и в поведении, а их родители подтверждают достигнутые результаты. Йога или йогатерапия – относительно новое в России направление реабилитации и развития особых детей. Объективной информации о специфике таких занятий мало, поэтому попробуем в этой статье разобраться, почему йога стала так популярна и востребована среди подопечных Даунсайд Ап и вообще тех, кого называют детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Небольшая предыстория о том, как мне удалось познакомить российских особых детей с йогой и как йога появилась в Даунсайд Ап.  Мои собственные занятия начались в 2000-м, и я была так впечатлена прекращением хронических мигреней и постоянной боли в спине, что начала уделять изучению йоги всё больше времени. В 2004 году во время учебы в магистратуре в Великобритании я отправилась на первый очный преподавательский курс, который вела мастер – детский преподаватель йоги из США. После завершения магистратуры я вернулась в Москву, начала вести детские занятия и параллельно учиться по дистанционной программе, часть которой была посвящена практике с особыми детьми. Так получилось, что моей первой особой подопечной стала девочка с синдромом Дауна, четырехлетняя Марина, а ее маме понравилось то, что мы делаем, и она предложила организовать небольшую «секретную» пилотную детскую группу. Даунсайд Ап стал прекрасным местом для занятий, я – волонтером-преподавателем, Марина – вдохновляющей всех звездочкой!

Йога с детьми с синдромом дауна

Йога с детьми с синдромом дауна

Теперь все участники той группы уже заметно выросли, включая меня, и я горжусь тем, что за это время мне удалось найти настоящих глубоких наставников-мастеров по особой и традиционной йоге в Индии и в Великобритании, познакомиться и поработать с детьми самых разных возрастов и особенностей развития (с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и др.), многократно увидеть своими глазами, как работает йога в контексте особого детства. Важно и то, что получилось вырастить интерес к йоге в русскоязычных профессиональных и родительских сообществах и начать передавать опыт моим начинающим коллегам. Теперь им необязательно ехать за рубеж за знаниями, семинары проходят в Москве. Мое отдельное и весьма экзотическое достижение – приглашение и участие в качестве спикера-докладчика на тему йоги для детей с синдромом Дауна в международной конференции по синдрому Дауна в Индии, на исторической родине йоги.

Можно смело сказать, что особая йога и йогатерапия в России точно есть, и они активно развиваются. Речь идет, прежде всего, о практических аспектах. Это совокупность упражнений для развития тела, дыхания и внимания. У практики йоги есть и теория, изначально она написана на древнейшем языке – санскрите – в нескольких текстах, дошедших до наших дней. Тексты датируются от II века до н.э. до XVII века н.э., они переведены на основные языки мира, в том числе и на русский. Профессиональные преподаватели йоги обычно изучают эти тексты во время своей учебы, однако детям мы не читаем лекции – мы дисциплинированно и с энтузиазмом занимаемся, ведь именно практика меняет состояние и качество жизни, безотносительно исходного состояния здоровья и возраста.

Йога с детьми с синдромом дауна

Прежде всего, йогу рассматривают как вариант спортивных или физкультурных занятий, очень часто – как альтернативу ЛФК или гимнастике, поскольку у большинства людей йога ассоциируется с известными замысловатыми асанами – позами тела, для освоения которых нужно немало потрудиться. Вопросы «А вы умеете стоять на голове? А сидеть в позе лотоса?» преподаватели слышат часто, и в шутку, и всерьез, как в свой адрес, так по поводу детских занятий. Кстати, преподаватели Даунсайд Ап умеют и то, и другое. Что же касается наших воспитанников, то «лотос» – подарок от рождения большинству детей с мягкими тазобедренными суставами, а вот самостоятельно делать стойки на голове мы детям не предлагаем – бережем шею.

Конечно, работа с телом – это самое очевидное, что происходит на занятиях, ведь йога предлагает широчайшее разнообразие упражнений, тысячи вариаций положений тела, в которых задействуются крупные и мелкие мышцы и суставы, а также внутренние органы. Многие из этих упражнений включают в свою работу разные специалисты: хореографы, нейропсихологи, реабилитологи. Но развитием тела мы не ограничиваемся и движемся глубже. В йоге присутствует ясное понимание и принятие того факта, что главная движущая сила, без которой тело мертво, – это дыхание, поэтому йога дает десятки способов чувствовать и регулировать свое дыхание. Оно помогает управлять эмоциями и настроением, поэтому именно дыхательные практики йоги часто заимствуют психологи и психотерапевты для помощи своим юным и взрослым пациентам. Чтобы всё это получилось, необходимо осознанно направить внимание от внешнего окружения – ярких игрушек, гаджетов, интересных предметов и окружающих людей – на себя, свои действия и ощущения. Именно они и становятся в йоге предметом изучения и развития.

Йога с детьми с синдромом дауна

Опытный детский преподаватель чутко ориентируется на физическое состояние ребенка, его темперамент и даже настроение в данный момент и выбирает практики, наиболее интересные и актуальные для развития ребенка. В занятиях с детьми с синдромом Дауна мы обращаем внимание на их самые распространенные физиологические особенности, такие как слабые мышцы и мягкие связки, гипермобильные суставы, врожденные и приобретенные вывихи, нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, нарушения осанки и прочее. Кроме того, большинству наших детей свойственны сложности с концентрацией внимания, особенности работы сенсорной системы, быстрая утомляемость. Все это влияет на их поведение на занятиях, ребенку бывает непросто осваивать новое. Неудивительно, что многие дети, испытывающие такие сложности, становятся стеснительными, неуверенными в себе, либо, наоборот, демонстрируют протестное поведение. Стресс и дискомфорт от учебной и воспитательной нагрузки накапливается – именно тут йога и становится подспорьем и поддержкой.

Читайте также:  Псевдохолелитиаз желчного пузыря sludge синдром

Из всего многообразия йогических упражнений мы выбираем те, которые будут укреплять слабые мышцы тела, тренировать равновесие, учить соединять бедра, голени и стопы из привычного «разбросанного» положения, выпрямлять спину, закрывать рот и дышать носом. При этом мы не перегружаем нервную систему ребенка и помним, что травмобезопасность превыше всего: если никуда не торопиться и внимательно наблюдать за ребенком, быть готовыми гибко реагировать и предлагать варианты, вместо следования формальному плану, дети будут заниматься йогой безо всяких рисков.

Йога с детьми с синдромом дауна

Попробую пригласить вас прямо сейчас заглянуть на наше типичное занятие. Мы с моими коллегами-волонтерами Айгуль Юсуповой и Люсьеной Дудник приходим чуть раньше назначенного времени и готовим зал: убираем лишние предметы, стелим на пол коврики, приглушаем верхний свет… и радуемся предстоящему совместному творчеству! Приветствуем родителей, встречаем детей и помогаем им снять обувь и носки. Дети машут родителям «пока-пока» и сами помогают закрыть дверь – сейчас время йоги! Затем мы все вместе садимся в круг лицом друг к другу, ведь главный наш интерес на целый час – это то, как движутся наши руки, ноги, спина, шея, голова, пальцы и даже глаза и язык. Можно потрогать, как движется живот, ребра, ключицы, когда мы дышим. А что, если закрыть рот и начать дышать носом? А если встать и наклониться, потрогать пол, но не упасть? А если лечь на спину и поднять руки (а может, и ноги) вверх и удержать их в воздухе, не уронить? Или, наоборот, крепко обнять колени и свернуться в маленький клубочек, потрогать колени носом? Стоим ровно и крепко, всё тело вытянулось в прямую линию – это гора. Поднимаем длинные, сильные руки вверх – это небо. Ложимся на живот, поднимаем ладони, локти и плечи от пола – это кобра. Если устали – отдыхаем, дышим носом, закрываем глаза, набираемся сил – никуда не торопимся и спокойно движемся дальше. Запоминаем названия поз: это осьминог, это пчела, это собака (и еще множество), учимся их узнавать и называть, показывать. Делаем много или мало – как пойдет, но в конце занятия всегда отдыхаем в тишине – именно в тишине и неподвижности нервная система усваивает весь полученный опыт.

Йога с детьми с синдромом дауна

Йога с детьми с синдромом дауна

Чем ценна именно йога для развития особых детей? На мой взгляд, особая ценность йоги в том, что, кроме очевидных вышеперечисленных эффектов, дети получают еще кое-что важное: опыт быть безусловно принятыми такими, какие они есть здесь и сейчас. Мои мастера-наставники научили меня радоваться самой встрече с ребенком, с его главной сущностью, которая за пределами диагнозов и проблем, уважать уникальный опыт жизни ребенка в таком необычном формате, его способность видеть-слышать-чувствовать иначе, чем большинство из нас. Поэтому мы не оцениваем и не обесцениваем, не лечим и не корректируем детей – мы просто передаем им свой собственный опыт изучения себя с помощью инструментов йоги, поддерживаем, направляем, радуемся успехам. Йога – это просто часть счастливого детства и здорового образа жизни, так же, как правильное питание, свежий воздух, спокойный сон и доброе окружение, всегда готовое утешить и поддержать.

Меня зовут Екатерина Коржавина, я мама чудесной девочки Верочки. Сама я давно интересовалась йогой, но только после знакомства с Викторией Занкиной узнала, что йогой можно заниматься и с особыми детьми. И какое счастье было, когда Даунсайд Ап поддержал идею Виктории организовать группу для детей с синдромом Дауна, куда мы с дочкой и попали! Поначалу я присутствовала на занятиях вместе с Верочкой только как мама. Потом, пройдя обучение на семинаре у Виктории, уже помогала как ассистент, взаимодействовала не только со своей дочкой, но и с другими детками. Таким образом, я наблюдала изменения каждого ребенка из группы как изнутри (на занятии), так и снаружи (в повседневной жизни, общаясь с мамочками). И происходящие перемены для меня очевидны: дети, благодаря занятиям йогой, становятся более организованными, спокойными, усидчивыми, успешнее концентрируют внимание, лучше чувствуют свое тело и его сигналы.

Моя дочка полюбила йогу всей душой! Мы занимаемся уже почти 2 года, и за это время я увидела, как Верунька физически окрепла, ее походка стала более ровной, а спина –  более прямой, она увереннее себя почувствовала в своем теле, стала экспериментировать с ним, изобретать новые позы и с удовольствием повторять знакомые, даже регулярно «обучает» йоге свои игрушки, рассаживая их вокруг, в целом стала более сосредоточенной и внимательной! На мой взгляд, это колоссальные результаты!

Йога самым благотворным образом влияет на детей с синдромом Дауна и, по моему мнению, просто необходима им!

Йога с детьми с синдромом дауна

Источник

Йога с детьми с синдромом дауна

Вика Занкина — первый и пока единственный сертифицированный преподаватель YogaKids® в России. Вика закончила полный курс обучения под руководством автора метода Марши Вениг и получила право вести детские занятия, а также методические семинары для взрослых. Вика изучает практики разных йогических традиций с 2000 года. С Викой беседовала Наталья Сандер, представитель журнала «Йога» (где и был полностью размещен данный материал).

Вика ведет регулярные детские занятия в московском клубе «Прана», в центре ранней помощи детям с Синдромом Дауна «ДаунсайдАп», а также в Индии в ашрамах крия-йоги в штате Орисса.

В чем особенности детей с синдромом Дауна?

К особенностям, которые влияют на построение практики йоги для детей с СД, можно отнести слабые мышцы, чрезмерную подвижность суставов, проблемы с речью и общую задержку развития. Редко, но всё же периодически наблюдаются разнообразные пороки сердца и проблемы с органами пищеварения. Такой набор признаков в разнообразных комбинациях и в разных степенях присутствует с рождения малыша.

Читайте также:  Синдром цитолиза и холестаза биохимические критерии

Расскажи, пожалуйста, в чем заключаются ваши занятия?

Наши занятия являются не только терапевтическими, но и развивающими. В физическом плане мы делаем упор на укрепление мышц, развитие координации, расширение диапазона движений, работу с дыханием. Параллельно дети усваивают новые знания и понятия, что для них очень актуально. Например, они учатся считать, произносить вслух слова вслед за мной. Если говорить подробнее о физическом теле, на наших занятиях я стараюсь давать больше возможностей для развития мышечной силы, при этом не нагружая чрезмерно суставы. За счет высокой природной гибкости детки уже изначально могут выполнять разные сложные асаны. Например, падмасана, пашчимотанасана, не представляют для них никакой сложности – тазобедренные суставы раскрыты, иногда чрезмерно, на грани вывиха. Поэтому для нас скорее важны позы на закрытие суставов: гарудасана, например. Также мы выполняем много поз стоя для развития силы ног, корпуса. Также делаем балансовые позы, скрутки, которые очень важны для деток с синдромом Дауна, так как они включают механизм образования новых связей между правым и левым полушариями, что делает головной мозг более восприимчивым к информации. Это очень актуально для деток, так как у них есть с этим сложности.

Ты используешь методы YogaKids?

Методы YogaKids работают замечательно! Мы используем игрушки или картинки с буквами, на которых есть изображения какого-нибудь живого существа или предмета. Дальше мы проговариваем их вслух и выполняем асану, олицетворяющую это существо или предмет, – так легко запоминаются буквы. Еще один способ запомнить написание букв – нарисовать их пальчиком на своем теле и сделать асану, начинающуюся на эту букву. Иногда бывает, что ребенок не имеет представления о каком-то животном или предмете. Однако в результате занятий у него создается некое устойчивое представление и кинестетическое ощущение этого существа или предмета: как он выглядит в форме игрушки или в форме собственного тела. И, встречая в следующий раз изображение этого животного или предмета в книге, они уже могут узнать его, сопоставить со своими ощущениями. Можно сказать, что мы закрепляем то, что прорабатывают с детьми педагоги-дефектологи на своих занятиях.

Я стараюсь проводить занятия максимально приближенно к стандарту обычных занятий и сохранить уровень требований, не делая скидок на «необычность» детей. Детям постарше я корректирую асаны так же, как и в обычном классе.

Какова длительность занятий? Отличается ли она от занятий с обычными детьми?

Обычные дети в возрасте от 4 до 7 лет почти сразу готовы к часовому занятию в группе. Мои детки с СД начинали с 15-20 минут. Через несколько месяцев,когда они привыкли к формату занятий и к требованиям, продолжительность возросла уже до 40-45 минут. Хочу отметить, что на занятиях обычно присутствуют родители. Я очень это приветствую! Некоторым детям иногда нужна физическая помощь, чтобы принять предложенную асану. А поскольку вербальная коммуникация несколько замедлена, помощь родителей и их включение в процесс оказываются очень кстати. Происходит совместное действие. Мы пытаемся отойти от ярлыка, что все занятия – это «лечение», обязательно направленное на результат. Я стараюсь настроить и детей и родителей, что это – отдых. Это очень актуально для детей с особенностями, которые столько времени проводят у реабилитологов, дефектологов и других специалистов. Они привыкли тяжело и напряженно работать на какой-то результат. Очень хочется снять с них этот прессинг и дать им возможность просто импровизировать. У многих детей с синдромом Дауна хорошо развито чувство музыки. Они очень позитивно реагируют на звук. Я часто включаю на занятиях нашу любимую спокойную музыку: тибетские мантры, индийские бхаджаны. Подобная музыка очень нравится как детям, а они открыто выражают свои эмоции, так и их родителям. Для родителей это тоже своеобразный отдых от постоянных забот, они с удовольствием присутствуют на занятиях. По мере развития детки становятся все более самостоятельными, их уже не нужно поддерживать в балансовых асанах, стойках на одной ноге, родители могут спокойно посидеть, послушать музыку.

***

4-7 июня 2009 года в Москве пройдет преподавательский курс, посвященный работе с малышами с особенностями развития (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и другие).

Преподаватель курса — Мария Ганстоун (Maria Gunstone) из Лондона, автор и инструктор системы обучения YOU & ME Yoga.

Четырехдневный сертификационный курс составлен в партнерстве с Birthlight и предназначен, прежде всего, для преподавателей по направлению Baby Yoga по системе Birthlight и других преподавателей, а также медиков, работающих с особыми детьми, имеющими трудности в обучении и задержку развития, в возрасте от 0 до 4 лет.

Подробнее об этом читайте — здесь.

Форум YogaKids-Россия, откуда взяты вопросы и ответы Вики

Купить книгу Йога в кармане. Детская практика

Тема «Йога для детей» на форуме «Мыса Доброй Надежды» — Вика отвечает на вопросы мам детей с синдромом Дауна. На что обратить внимание, где проходят занятия, что делать жителям других городов, какие книжки можно купить, с какого возраста начать заниматься, противопоказаны ли занятия йоги при ВПС и т.п.

ЖЖ фотографа Евгении Ксенофонтовой, у которой позаимствована украшающая страницу фотография

Центр Yoga Kids — детская йога

На главную нашего сайта

На главную страницу ресурсов нашего сайта

Сообщество Yoga Kids в ЖЖ

Фото Елены Зотовой — занятия Вики с детьми в «Даунсайд Ап»

Купить книги в Интернет-магазине Лабиринт

Купить книгу Йога для ваших детей

Купить книгу Йога (комплект из 5 книг)

Купить книгу Йога для малышей

Читайте также:  Психическое развитие при синдроме шерешевского тернера

Источник

Виктория Занкина — единственный в России сертифицированный преподаватель по методу YogaKids® и Yoga For The Special Child®. Более 5 лет она занимается йогой с «особыми» детьми, добиваясь удивительных результатов! Мы расспросили Вику, в чем особенность ее занятий, и как йога может помочь детям с нестандартным развитием.

— Вика, с какими детскими проблемами тебе приходится сталкиваться?

— За пять лет преподавания йоги детям я имела возможность (и огромную радость!) познакомиться с ребятами с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), разными формами аутизма и некоторыми другими особенностями. Главное, что становится очевидным, что любой ребёнок с любым диагнозом — это обычный ребёнок, со своей удивительной картиной мира, своими мечтами, своими талантами. Также мне абсолютно ясно, что практика йоги полезна любому ребёнку и есть масса интересных способов донести её до ребят.

— Как йога может помочь таким детишкам?

— У каждого ребёнка свои сложности, а значит и свои задачи, в решении которых им может помочь йога. Ребята с синдромом Дауна часто имеют слабые мышцы и сложности с координацией движений, поэтому им полезны силовые и балансовые асаны. Многие ребята с ДЦП живут в состоянии повышенного или, наоборот, сниженного мышечного тонуса, от чего сокращаются их возможности передвижения в пространстве вплоть до полной обездвиженности. Таким ребятам полезна укрепляющая и/или расслабляющая практика с использованием асан, мантр. Одно из проявлений аутизма — постоянный стресс из-за специфической работы органов чувств: многие дети гипер- или гипочувствительны к звукам, цветам, прикосновениям. Этим ребятам нужно учиться осознанному расслаблению. Всем детям без исключению необходимы дыхательные практики, многим они важнее, чем асаны.

— Как меняются дети в процессе занятий?

— Девочка, с которой мы начали заниматься, когда ей было 4 года, с трудом могла оторвать ладошки от пола в бхуджангасане (позы кобры), не умела прыгать. После года индивидуальных занятий она еще два или три года занималась в группе. Сейчас танцует в одном из известных московских детских коллективов, в том числе и на крупнейших сценах Москвы. Девочка прекрасна как Солнце, у неё синдром Дауна. Мальчик, которому скоро 9 лет, сидит в падмасане с идеально прямой спиной, занимается в классе с обычными ребятами и очень старается, хотя и сложно ему. Два года назад он практически не принимал участие в занятии — лежал на полу и бегал по залу. У парня аутизм. Не так давно он начал произносить свои первые слова.

— Сколько времени нужно заниматься, чтобы появились значительные результаты?

— Как можно давать прогнозы, а, главное,и зачем? Многие родители особых детей ищут прогнозов и стремятся к определённости, но, если не видят результатов через обещанное время, бросают начатое и начинают искать новую панацею. В этой связи мне очень близок пример, который привела моя наставница по особой практике: посадив семечко в землю, нет смысла раскапывать её каждый день и смотреть, не появился ли росток. Гораздо полезнее его поливать, удобрять и всячески за ним ухаживать. Семечко обязательно прорастёт, когда будет готово. Займет это месяц, год, два, целую жизнь… или несколько? Это неизвестно, но известно то, что забота всегда даёт результаты. А насчёт «значительности» — каждый результат значителен, в процессе развития нет мелочей, каждый новый шаг есть база для следующего. Как в той песне у Flёr — «…и срослись по песчинкам камни…».

— Как ты подбираешь упражнения для детей?

— Упражнения подбираются в результате наблюдения за ребёнком: что умеет делать, чему нужно/хочется научить? Йогический арсенал техник колоссален и на каждую задачу можно найти не один, а десятки способов её решения — ведь многие дети так любят разнообразие!

— Страдают ли «особые» дети от того, что они не такие, как все? Или больше страдают их родители?

— Родители, безусловно, очень обеспокоены и настоящим, и будущим своих особых детей. Особенно в условиях страны, где инфраструктура и отношение общества к «не таким» людям на грани фола. Ситуация меняется, но очень медленно. Будем надеяться, что и этот наш разговор, в том числе, поможет изменить ситуацию к лучшему! Ведь особым может стать любой ребёнок, даже тот, кто родился обычным. Знаю истории детей, у которых аутизм развился в результате прививки. Или детей, которые получили травмы в родах после абсолютно здоровой беременности, и оказались парализованы — ДЦП. 
Страдают ли сами ребята? Кто-то да, кто-то нет — зависит от состояния ребёнка, отношения окружающих и получаемой помощи.

— Наверное нужно параллельно заниматься с родителями?

— Это наилучший вариант! В моём недавно открытом спецклассе для ребят с ДЦП я стараюсь уделять как минимум 30% занятия мамам. Ведь если мама или папа хорошо себя чувствуют, у них больше внутренних ресурсов помогать своим ребятам. На мой взгляд, наиболее актуальна для особых родителей мягкая практика, способная снять накопившееся мышечное и эмоциональное напряжение.

— Как помочь своему ребенку, если нет возможности заниматься йогой с хорошим преподавателем?

— Опыт особых родителей показывает, что, когда поблизости нет специалистов, родители либо сетуют на их отсутствие и тратят время на поиски, либо сами становятся специалистами! И если особый ребёнок станет стимулом для родителей начать практиковать йогу, то это здорово, так как польза будет двойной — родитель сможет не только помочь своему ребёнку, но и себе, и своим близким!

Для тех, кто заинтересовался: очень интересный дневник отражает опыт занятий Вики с «особыми» детьми.

Благодарим за фотографии Елену Зотову и Евгению Ксенофонтову

???? Почему так важно поставить лайк ? — Ваш лайк даст статье дольше «жить» и её увидят больше людей!

Источник