Йога для детей с синдромом дауна
Сентябрь 2018-го стал началом третьего по счету учебного года, когда в московском Центре сопровождения семьи Даунсайд Ап проводятся детские занятия йогой. Малыши, регулярно посещающие занятия все это время, показывают заметный прогресс в освоении предлагаемых упражнений и в поведении, а их родители подтверждают достигнутые результаты. Йога или йогатерапия – относительно новое в России направление реабилитации и развития особых детей. Объективной информации о специфике таких занятий мало, поэтому попробуем в этой статье разобраться, почему йога стала так популярна и востребована среди подопечных Даунсайд Ап и вообще тех, кого называют детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Небольшая предыстория о том, как мне удалось познакомить российских особых детей с йогой и как йога появилась в Даунсайд Ап. Мои собственные занятия начались в 2000-м, и я была так впечатлена прекращением хронических мигреней и постоянной боли в спине, что начала уделять изучению йоги всё больше времени. В 2004 году во время учебы в магистратуре в Великобритании я отправилась на первый очный преподавательский курс, который вела мастер – детский преподаватель йоги из США. После завершения магистратуры я вернулась в Москву, начала вести детские занятия и параллельно учиться по дистанционной программе, часть которой была посвящена практике с особыми детьми. Так получилось, что моей первой особой подопечной стала девочка с синдромом Дауна, четырехлетняя Марина, а ее маме понравилось то, что мы делаем, и она предложила организовать небольшую «секретную» пилотную детскую группу. Даунсайд Ап стал прекрасным местом для занятий, я – волонтером-преподавателем, Марина – вдохновляющей всех звездочкой!
Теперь все участники той группы уже заметно выросли, включая меня, и я горжусь тем, что за это время мне удалось найти настоящих глубоких наставников-мастеров по особой и традиционной йоге в Индии и в Великобритании, познакомиться и поработать с детьми самых разных возрастов и особенностей развития (с синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и др.), многократно увидеть своими глазами, как работает йога в контексте особого детства. Важно и то, что получилось вырастить интерес к йоге в русскоязычных профессиональных и родительских сообществах и начать передавать опыт моим начинающим коллегам. Теперь им необязательно ехать за рубеж за знаниями, семинары проходят в Москве. Мое отдельное и весьма экзотическое достижение – приглашение и участие в качестве спикера-докладчика на тему йоги для детей с синдромом Дауна в международной конференции по синдрому Дауна в Индии, на исторической родине йоги.
Можно смело сказать, что особая йога и йогатерапия в России точно есть, и они активно развиваются. Речь идет, прежде всего, о практических аспектах. Это совокупность упражнений для развития тела, дыхания и внимания. У практики йоги есть и теория, изначально она написана на древнейшем языке – санскрите – в нескольких текстах, дошедших до наших дней. Тексты датируются от II века до н.э. до XVII века н.э., они переведены на основные языки мира, в том числе и на русский. Профессиональные преподаватели йоги обычно изучают эти тексты во время своей учебы, однако детям мы не читаем лекции – мы дисциплинированно и с энтузиазмом занимаемся, ведь именно практика меняет состояние и качество жизни, безотносительно исходного состояния здоровья и возраста.
Прежде всего, йогу рассматривают как вариант спортивных или физкультурных занятий, очень часто – как альтернативу ЛФК или гимнастике, поскольку у большинства людей йога ассоциируется с известными замысловатыми асанами – позами тела, для освоения которых нужно немало потрудиться. Вопросы «А вы умеете стоять на голове? А сидеть в позе лотоса?» преподаватели слышат часто, и в шутку, и всерьез, как в свой адрес, так по поводу детских занятий. Кстати, преподаватели Даунсайд Ап умеют и то, и другое. Что же касается наших воспитанников, то «лотос» – подарок от рождения большинству детей с мягкими тазобедренными суставами, а вот самостоятельно делать стойки на голове мы детям не предлагаем – бережем шею.
Конечно, работа с телом – это самое очевидное, что происходит на занятиях, ведь йога предлагает широчайшее разнообразие упражнений, тысячи вариаций положений тела, в которых задействуются крупные и мелкие мышцы и суставы, а также внутренние органы. Многие из этих упражнений включают в свою работу разные специалисты: хореографы, нейропсихологи, реабилитологи. Но развитием тела мы не ограничиваемся и движемся глубже. В йоге присутствует ясное понимание и принятие того факта, что главная движущая сила, без которой тело мертво, – это дыхание, поэтому йога дает десятки способов чувствовать и регулировать свое дыхание. Оно помогает управлять эмоциями и настроением, поэтому именно дыхательные практики йоги часто заимствуют психологи и психотерапевты для помощи своим юным и взрослым пациентам. Чтобы всё это получилось, необходимо осознанно направить внимание от внешнего окружения – ярких игрушек, гаджетов, интересных предметов и окружающих людей – на себя, свои действия и ощущения. Именно они и становятся в йоге предметом изучения и развития.
Опытный детский преподаватель чутко ориентируется на физическое состояние ребенка, его темперамент и даже настроение в данный момент и выбирает практики, наиболее интересные и актуальные для развития ребенка. В занятиях с детьми с синдромом Дауна мы обращаем внимание на их самые распространенные физиологические особенности, такие как слабые мышцы и мягкие связки, гипермобильные суставы, врожденные и приобретенные вывихи, нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, нарушения осанки и прочее. Кроме того, большинству наших детей свойственны сложности с концентрацией внимания, особенности работы сенсорной системы, быстрая утомляемость. Все это влияет на их поведение на занятиях, ребенку бывает непросто осваивать новое. Неудивительно, что многие дети, испытывающие такие сложности, становятся стеснительными, неуверенными в себе, либо, наоборот, демонстрируют протестное поведение. Стресс и дискомфорт от учебной и воспитательной нагрузки накапливается – именно тут йога и становится подспорьем и поддержкой.
Из всего многообразия йогических упражнений мы выбираем те, которые будут укреплять слабые мышцы тела, тренировать равновесие, учить соединять бедра, голени и стопы из привычного «разбросанного» положения, выпрямлять спину, закрывать рот и дышать носом. При этом мы не перегружаем нервную систему ребенка и помним, что травмобезопасность превыше всего: если никуда не торопиться и внимательно наблюдать за ребенком, быть готовыми гибко реагировать и предлагать варианты, вместо следования формальному плану, дети будут заниматься йогой безо всяких рисков.
Попробую пригласить вас прямо сейчас заглянуть на наше типичное занятие. Мы с моими коллегами-волонтерами Айгуль Юсуповой и Люсьеной Дудник приходим чуть раньше назначенного времени и готовим зал: убираем лишние предметы, стелим на пол коврики, приглушаем верхний свет… и радуемся предстоящему совместному творчеству! Приветствуем родителей, встречаем детей и помогаем им снять обувь и носки. Дети машут родителям «пока-пока» и сами помогают закрыть дверь – сейчас время йоги! Затем мы все вместе садимся в круг лицом друг к другу, ведь главный наш интерес на целый час – это то, как движутся наши руки, ноги, спина, шея, голова, пальцы и даже глаза и язык. Можно потрогать, как движется живот, ребра, ключицы, когда мы дышим. А что, если закрыть рот и начать дышать носом? А если встать и наклониться, потрогать пол, но не упасть? А если лечь на спину и поднять руки (а может, и ноги) вверх и удержать их в воздухе, не уронить? Или, наоборот, крепко обнять колени и свернуться в маленький клубочек, потрогать колени носом? Стоим ровно и крепко, всё тело вытянулось в прямую линию – это гора. Поднимаем длинные, сильные руки вверх – это небо. Ложимся на живот, поднимаем ладони, локти и плечи от пола – это кобра. Если устали – отдыхаем, дышим носом, закрываем глаза, набираемся сил – никуда не торопимся и спокойно движемся дальше. Запоминаем названия поз: это осьминог, это пчела, это собака (и еще множество), учимся их узнавать и называть, показывать. Делаем много или мало – как пойдет, но в конце занятия всегда отдыхаем в тишине – именно в тишине и неподвижности нервная система усваивает весь полученный опыт.
Чем ценна именно йога для развития особых детей? На мой взгляд, особая ценность йоги в том, что, кроме очевидных вышеперечисленных эффектов, дети получают еще кое-что важное: опыт быть безусловно принятыми такими, какие они есть здесь и сейчас. Мои мастера-наставники научили меня радоваться самой встрече с ребенком, с его главной сущностью, которая за пределами диагнозов и проблем, уважать уникальный опыт жизни ребенка в таком необычном формате, его способность видеть-слышать-чувствовать иначе, чем большинство из нас. Поэтому мы не оцениваем и не обесцениваем, не лечим и не корректируем детей – мы просто передаем им свой собственный опыт изучения себя с помощью инструментов йоги, поддерживаем, направляем, радуемся успехам. Йога – это просто часть счастливого детства и здорового образа жизни, так же, как правильное питание, свежий воздух, спокойный сон и доброе окружение, всегда готовое утешить и поддержать.
Меня зовут Екатерина Коржавина, я мама чудесной девочки Верочки. Сама я давно интересовалась йогой, но только после знакомства с Викторией Занкиной узнала, что йогой можно заниматься и с особыми детьми. И какое счастье было, когда Даунсайд Ап поддержал идею Виктории организовать группу для детей с синдромом Дауна, куда мы с дочкой и попали! Поначалу я присутствовала на занятиях вместе с Верочкой только как мама. Потом, пройдя обучение на семинаре у Виктории, уже помогала как ассистент, взаимодействовала не только со своей дочкой, но и с другими детками. Таким образом, я наблюдала изменения каждого ребенка из группы как изнутри (на занятии), так и снаружи (в повседневной жизни, общаясь с мамочками). И происходящие перемены для меня очевидны: дети, благодаря занятиям йогой, становятся более организованными, спокойными, усидчивыми, успешнее концентрируют внимание, лучше чувствуют свое тело и его сигналы.
Моя дочка полюбила йогу всей душой! Мы занимаемся уже почти 2 года, и за это время я увидела, как Верунька физически окрепла, ее походка стала более ровной, а спина – более прямой, она увереннее себя почувствовала в своем теле, стала экспериментировать с ним, изобретать новые позы и с удовольствием повторять знакомые, даже регулярно «обучает» йоге свои игрушки, рассаживая их вокруг, в целом стала более сосредоточенной и внимательной! На мой взгляд, это колоссальные результаты!
Йога самым благотворным образом влияет на детей с синдромом Дауна и, по моему мнению, просто необходима им!
Источник
Йога для детей с особыми потребностями
Содержание
В последние десятилетия практики йоги плавно становятся для многих взрослых (а порой и детей) естественной частью жизни. Йогой занимаются для расслабления, улучшения самочувствия, воспринимают ее как физическую активность или особую философию. Плюсы занятий для здоровых людей очевидны, а как влияет йога на детей с особыми потребностями, чье психическое, интеллектуальное или физическое развитие значительно отличается от нормы?
Что такое йога для особых детей?
«Особых потребностей» насчитывают множество, они могут быть связаны с физическими нарушениями (ДЦП, заболевания опорно-двигательного аппарата, ограниченные возможности здоровья) и спецификой умственного и психического развития (задержка психического, речевого развития, общее недоразвитие речи, ранний детский аутизм, синдром Дауна, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без). Особенностей и нарушений развития множество, малыши и подростки с подобными диагнозами часто не укладываются в рамки описаний и симптомов. Важно одно: все они — дети, и, как обычные дети и взрослые, отличаются характером, личностными особенностями, привычками, симпатиями и антипатиями. Вот только живут с ограничениями. Что может дать им йога?
В целом то же, что и йога для не особых детей и «обычных» взрослых: способ понять, прочувствовать свое тело, научиться помогать ему (и себе) жить радостно. В научных терминах это может быть названо развивающей или коррекционно-развивающей программой реабилитации, включающей элементы обучения и воспитания.
При серьезных занятиях и дети, и взрослые могут проникаться философией йоги, а могут использовать ее в качестве лечебно-профилактической физкультуры, благотворно влияющей на психику. Самостоятельное снятие мышечных зажимов, постановка правильного дыхания, техники расслабления — на этом основан базовый курс. И особым детям он особенно нужен.
Специфика занятий йогой для детей с особыми потребностями
Есть два главных фактора, которые учитывают практики йоги и о которых порой забывает классическая медицинская программа реабилитации:
- На первом месте — ребенок. С синдромом Дауна, с аутизмом, с ДЦП, СДВГ, ЗПР, с любым диагнозом ребенок остается ребенком, все остальное — его индивидуальные особенности. И при составлении или адаптации программы учитывается именно детское отношение и восприятие в первую очередь. Во вторую — специфика симптомов, зависящих от диагноза;
- Второй фактор: работа на позитиве. Если реабилитация или развитие проходят через боль, они, помимо пользы (если она есть) приносят и вред, негативно влияют на одну часть тела или психики, исцеляя другую. Подобный подход противоречит принципам практики йоги, все занятия, упражнения адаптируются с учетом не только возрастных и типологических различий детей, но и конкретного ребенка. Форсирование процесса терапии недопустимо, если ребенок испытывает дискомфорт во время упражнения или занятия.
Как меняются дети во время занятий и что происходит с родителями?
Каждый ребенок — индивидуален. Особенно яркая индивидуальность присуща особым детям, и процесс изменений также будет особенным для каждого. Цель процесса: осознание ребенком (и любым человеком) психической составляющей своей личности, глубинной сущности, своего Я, способного влиять как на ум, так и на тело. А «побочные эффекты» в виде оздоровления организма, умения управлять своими эмоциями, концентрировать внимание и расслабляться приходят в процессе.
Комментарий эксперта
Мария Скулкина, сертифицированный преподаватель йоги для детей, больных ДЦП, аутизмом
Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то начинал говорит звуки, которых раньше не наблюдалось. Но я совсем не присваиваю эти достижения детей ни себе, ни йоге. Каждый из нас идет по жизни, решает свои задачи и получает свои уроки. И поэтому я воспринимаю учеников и встречу с ними, как то, что должно случиться: значит, сейчас пришло время получить нам взаимный урок. Некоторые дети надолго остаются в группах, другие — совсем на чуть-чуть. Кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат.
Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу! Не так давно на занятии с детьми разных возрастных групп был яркий пример. В конце занятия мы обычно поем мантры, взявшись за руки. После этого мы благодарим друг друга и заканчиваем занятие. И маленький Платон после каждой мантры повторял: «Еще, еще!» и никак не хотел заканчивать занятие. Дети очень чувствительны к музыке, радости, и когда они это испытывают, то совсем не хотят терять такое волшебное ощущение.
Есть родители, ждущие определенных сроков, достижения конкретного результата к конкретному дню. И, если результата нет или он относится к другой области, они бросают занятия, пытаясь найти иной способ реабилитации. Однако, как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды.
Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Хотя это не означает, что таких результатов не может быть.
Комментарий эксперта
Виктория Занкина, специализированный детский преподаватель йоги по методу YogaKids®
Родителям важно понимать четко, что можно ждать от нашей практики.
При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение переваривания пищи, сна, координации движений, речи, внимательности. Если ребёнок не ходит (при некоторых формах детского церебрального паралича, мышечных дистрофиях, последствиях травм и т. д.) — улучшение симметрии тела, углубление дыхания, в некоторых случаях облегчение эпилептических приступов (хотя при эпилепсии противопоказаны некоторые практики, но не йога в целом). Йога полезна детям в любом состоянии при условии занятий с преподавателем, понимающим это состояние и обладающим глубокими знаниями об эффектах разных практик йоги.
Дети, лишенные возможности ходить вследствие заболеваний или травм, находятся постоянно в сидячем или полулежачем состоянии. При этом положении нарушается осанка, мышцы спины, ног слабеют, начинается мышечная дистрофия. Вследствие дистрофии и искривления позвоночника происходит смещение внутренних органов, вызывающих проблемы в пищеварительной и дыхательной системах. Занятия йогой помогают улучшить кровообращение, восстановить циркуляцию крови, облегчить дыхание и привести в норму пищеварительный процесс.
Комментарий эксперта
Мария Скулкина
Йога открывает детям новый мир позитива, положительных эмоций. Соприкоснувшись с этим миром, дети не только замечают изменения в своем теле, но и становятся сильными, смелыми, творческими, мудрыми, гибкими и жизнерадостными! Внутреннее состояние и взрослых, и детей, базовая форма самовыражения — это эмоции. Поэтому возможность получать положительное подкрепление, позитивные эмоции — основа психического и телесного здоровья как для обычных детей, так и для ребенка с особыми потребностями.
Кроме интересных занятий и позитивных эмоций дети учатся управлять своим телом, корректировать осанку, развивают гибкость и силу. В Московском научно-практическом центре реабилитационных технологий я использовала в работе как элементы йоги, так и тайского массажа для программ групповых и индивидуальных занятиях с особыми детьми.
Когда ребенок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.
Что еще дает йога особым детям? Через медитативные техники они учатся концентрации, расслаблению, умению прислушаться к себе. Дыхательные упражнения помогают развивать легкие и осваивать техники для повышения внимания или снятия дискомфорта и стресса. И, конечно, добавляют элемент игры, то, чего не хватает в стремительной жизни всем детям, а ведь это базис для развития и чистый источник радости для всех детей.
Комментарий эксперта
Марсель Собжак, тренер по легкой атлетике и спортивной ходьбе
В моей работе спортивным тренером с особыми детьми не было слова «йога», однако активно использовались практики на ее основе. При этом я разделял и адаптировал их для детей с ментальными, физическими, социальными особыми потребностями, а также подразделял на врожденные и приобретенные.
Для своей дочери, которая в три года пострадала в аварии (значительно повлиявшей как на тело, так и на умственное и психическое развитие), я практиковал техники стретчинга, помогающие растяжке. Чем больше гибкости развивалось, тем меньше стрессовых зон, проблемных мест с замедленным развитием оставалось в теле, тем быстрее проходило восстановление.
Стандартные технологии, используемые в медицинских организациях, требовали длительного периода фиксации до полного выздоровления. Мы использовали другой метод: после заживления ран были начаты занятия по «исправлению» травмированных мест. При этом методы йоги позволяли проводить это без насилия, боли, в процессе игры. Мы называли их «упражнения с улыбкой», проводя параллели с басней про осла и морковку на веревочке. Вместо проведения упражнения на конкретную группу мышц, например, я держал яблоко выше роста ребенка или подвешивал сладость на нитке, заставляя тянуться или подпрыгивать. С детьми постарше вместо еды вводилась система баллов и бонусов за каждое достижение цели, мишени, времени, проведенного в нужной позе.
Позитив — важнейшая часть работы с детьми, и чем «особеннее» ребенок, тем более важны позитивные эмоции и подкрепления в процессе. Как от ребенка, так и от взрослого, причем искренние эмоции. Тренеру необходимо излучать позитив. Здесь можно отметить детей с синдромом Дауна: у них настолько развита эмпатия, что скрытый негатив, горе, тревога взрослого для них буквально токсичны. Это означает постоянную работу над собой для инструктора.
Йогические техники помогают вернуть стабильную работу всем жизненно важным системам тела, найти баланс в себе, используя специфические движения, которые снижают стресс или болевые ощущения. При этом йога работает не только на проблемные зоны, но и на все тело. Невозможно полностью вылечить только плоскостопие, к примеру, не вовлекая в процесс бедра, позвоночник, плечи, шею. А классическая медицина сосредотачивается на конкретной зоне, оставляя работу над остальными другому специалисту или самому пациенту.
Пройдите тестВаша фитнес-мотивация Что из себя представляет фитнес-мотивация и есть ли она у Вас? Пройдите этот тест и узнайте самое главное.
Источник