Эмоциональный стресс синдром профессионального выгорания
На сегодняшний день люди, которые работают в крупных городах, часто подвержены стрессам. Ситуации, заставляющие работать на максимум все внутренние ресурсы, возникают как во время работы, так и вне ее. И для многих такое состояние организма становится достаточно критичным, что ведет к возникновению различных психических патологий.
Синдром эмоционального выгорания – это разрушительный для человеческой личности процесс, которые чаще всего возникает из-за высокой концентрации профессионального стресса в деятельности человека. В связи с этим к числу специалистов, которые наиболее подвержены выгоранию, традиционно относят медицинских работников.
Как связаны между собой выгорание и стресс
Для начала стоит оговорить один важный факт. Стресс присутствует на протяжении всей жизни человека и «в малых дозах» он может быть даже полезен, поскольку стимулирует и подгоняет новые ресурсы, позволяя положительно влиять на свою профессиональную деятельность. Но в то же самое время стресс как постоянное и продолжительное явление – это крайне негативный для человеческого организма фактор. Фактически постоянное нахождение в стрессовой ситуации ведет к тому, что внутренние ресурсы изнашиваются, подрывается не только ментальное, но и физическое здоровье.
Если же смотреть на ситуацию с точки зрения профессиональной деятельности, можно наблюдать следующую картину: человек постоянно находится в состоянии полной готовности, он ждет непредвиденных ситуаций, проблем, трудностей. И такая «мобилизация ресурсов» требует больших энергозатрат, восполнить которые крайне сложно, потому что чаще всего работа такого человека сама по себе отнимает много времени и сил.
На выходе же получается, что сотрудник не имеет возможности избавиться от стресса, отдохнуть, отпустить ситуацию. И этот груз приводит к тому, что со временем его все больше одолевают негативные мысли. Такой специалист постепенно перестает верить в свое дело, видит в нем лишь источник негатива. Иными словами, у него происходит подмена понятий: профессия из источника самореализации становится причиной неуверенности и деморализации.
А такой настрой является первым шагом к развитию синдрома эмоционального выгорания. Данное психологическое расстройство подразумевает постепенную потерю интересов и желаний как в профессиональной, так и личной жизни. Сам по себе синдром представляет некоторую личностную деградацию личности, когда низводятся все возвышенные порывы. К примеру, в основе решения стать врачом лежит желание помогать людям, делать их жизнь качественнее, помогать им бороться. Синдром же профессионального выгорания убивает это желание. Специалист, подверженный подобному ментальному заболеванию, начинает выполнять свою работу формально, механически. И такой подход для пациентов может быть также губителен, как и непрофессионализм медицинского работника.
Профилактика стрессов и эмоционального выгорания
На сегодняшний день уже разработаны и активно применяются технологии лечения синдрома профессионального выгорания. Но все же значительно лучше не допускать сам факт его развития, а для это необходимо не забывать про меры профилактики.
К методам профилактики стрессовых состояний можно отнести следующее:
- Уделять меньше внимания или полностью игнорировать мелкие неприятности, которые никак не сказываются ни работе, ни за ее пределами;
- Активно внедрять в свою повседневность принципы позитивного мышления;
- Не упрекать и не ругать самого себя, стараться искать выход, а не повод для негативного самоанализа;
- Регулярный отдых и сон.
Если же говорить о профессиональном выгорании, то можно использовать следующие советы, чтобы предотвратить развитие синдрома:
- Грамотно распределять свое время;
- Проводить короткие перерывы во время работы (10-минутный отдых на кофе или же непринужденную беседу);
- Не выносить конфликты и другие негативные ситуации за пределы работы;
- Ведение дневника или посещение специалиста, который поможет проанализировать ситуацию, найти выход.
В случае, если Вас заинтересовала проблема профессионального выгорания, можете стать участником квалификационного цикла, который состоится 15 августа 2019 года при поддержке СНТА и будет называться «Профилактика стресса и выгорания у специалистов сферы здравоохранения». Запись на него уже открыта.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Источник
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС
© Кубенова Г.С.*
Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова, Республика Казахстан, г. Актобе
В статье говорится о синдроме эмоционального выгорания, который встречается у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, менеджеров, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина» и т.д. Проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
В настоящее время, когда возросло внимание к более продуктивному использованию трудовых ресурсов, учету затрат рабочего времени, существенно повысилось значение показателей состояния здоровья работников, занятых в самых разных сферах.
Категория «здоровье работника» рассматривается как экономическая ценность наряду с прибыльностью производства, а здоровье рассматривается как необходимое условие высокого трудового потенциала, показателя культуры и наиболее яркий показатель эффективного государственного управления
Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в настоящее время. Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического стресса на рабочем месте.
Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания условно можно разделить на две группы: индивидуальные (внутренние) и организационные (внешние) которым мы в этой работе уделим особое внимание.
К индивидуальным факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность.
Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирования синдрома эмоционального выгорания, включают в себя: рабочие пере-
* Студент кафедры Прикладной и теоретической психологии.
грузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка.
Психосоматический статус и диагностика
В настоящее время выделяют более ста психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоит прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле [2].
Известно, что развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощён работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак — истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстранённость, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, артериальная гипер-тензия, ишемическая болезнь сердца, аритмии. Эмоциональные симпто-
мы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов или надежд, или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими как манекены), преобладание чувства одиночества. Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю: во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [3].
Согласно концепции возникновения и развития стресса, разработанной канадским физиологом Гансом Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как ост -рые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трёх лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). Количество стресс-реакций возрастает по «принципу ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам и «принципу заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах. В связи с этим синдром эмоционального выгорания характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, учителя, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менеджеры. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию указанных специалистов.
Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязнённая атмосфера); физиологические (сменный
график, отсутствие режима питания). Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряжённая работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.
Возникновению синдрома эмоционального выгорания способствует молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжёлого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань ме^ду работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, а так же ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста слишком много сил тратить на сдерживание негативных эмоций.
Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания: 1-й — «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й — «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы, возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.
Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несёт в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам. Причём, последние отличаются от лиц ос-
новной массы населения психической неуравновешенностью и девиант-ным поведением в той или иной форме. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, интраверсии имеют определённое значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлечённости и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжёлыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ / СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях [1].
Одной из причин развития профессионального выгорания является то, что во время обучения будущие специалисты имеют дело, во-первых, с красивыми лозунгами («светя другим — сгораю сам» — у медиков, «сеять разумное, доброе, вечное» — у педагогов и т. п.). Студенты, осваивая азы и приобретая «книжные» знания, придя на рабочее место, сталкиваются с суровой, реальной клинической практикой.
Следует помнить, что работа — это лишь часть жизни.
Список литературы:
1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. — М., 2002.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. — 2001.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996.
5. Трунов. Д.Г. «Синдром сгорания». Позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога.
Источник
Òû íå çàñëóæèâàåøü ñ÷àñòüÿ!
Ñêîëüêî ëþäåé æèâåò ïîä êàìåííîé ïëèòîé ñàìîîñóæäåíèÿ? Ñêîëüêî ëþäåé îãðàíè÷èâàþò ñåáÿ ðàäè ãóíäÿùåãî ãîëîñà â ãîëîâå?
ß áûë îäíèì èç òàêèõ.
Íå äåëàþ ÷òî-òî ëåíèâîå ÷ìî. Äåëàþ íàäî äåëàòü ëó÷øå! Åñëè ó ìåíÿ ÷òî-òî íå ïîëó÷àåòñÿ çíà÷èò ÿ êðèâîðóêèé ìóäàê. Åñëè ÿ íå çíàþ, êàê ðåøèòü ïðîáëåìó òóïîé èäèîò.
Ñïîðþ, åñëè áû ÿ ñîñòàâèë ñëîâàðü ñàìîáè÷åâàíèÿ, îí òî ïîëó÷èëñÿ áû òîëìóä, íå õóæå êíèæêè-âèêèïåäèè.
Æèë ñåáå, íå òóæèë, ïîòèõîíüêó îáñèðàÿ ñàìîãî ñåáÿ, äî òåõ ïîð, ïîêà íå ïðèøåë îí êðèçèñ. Ñ áîëüøîé áóêâû Ã.
 æèçíè êàæäîãî áûâàåò òàêîé ïåðèîä, êîãäà âñå áèëåòû âûèãðûøíûå. Òîëüêî âûèãðûø ëîïàòà ãîâíà. Æîïà ðàçìåðîì ñ Êðàêàòàó.
À òåáå óæå íå ñêðûòüñÿ, íå îòëîæèòü, íå èçáåæàòü, íå çàáèòü, íå ñïðÿòàòüñÿ
Íî òû æå âñå ðàâíî ïîïðîáóåøü, âåðíî? Ñèäåòü â ãîðÿùåé êâàðòèðå, çàäûõàÿñü îò äûìà, è âñåìè ñèëàìè äåëàòü âèä, ÷òî âñå íîðìàëüíî.
Ó ìåíÿ òàêîé ïåðèîä ñëó÷èëñÿ â íà÷àëå 2018 ãîäà, â àêêóðàò ïîñëå íîâîãîäíèõ ïðàçäíèêîâ. Ãäå-òî â íà÷àëå ÿíâàðÿ, ÿ ïðîñíóëñÿ óòðîì è ïîíÿë ÿ íå ìîãó
Òÿæåëî îïèñàòü ýòî ñîñòîÿíèå òåì, êòî â íåì íèêîãäà íå áûë. Îãðîìíàÿ êàìåííàÿ ïëèòà ïðèæèìàåò òåáÿ ê êðîâàòè. Ïîäíÿòüñÿ, ÷òîáû ïðèãîòîâèòü êîôå êàê ïðîáåæàòü òðóñöîé äî Ëóíû.
Îò÷àÿíèå æðåò ïîäîáíî ñòàðîìó øàêàëó, ñî ñòåðòûìè, ãíèëûìè çóáàìè. Òû íå ïîíèìàåøü ÷òî ïðîèñõîäèò ãäå ÿ, êòî ÿ, îòêóäà ÿ? Òû êàê áóäòî áû óìåð, íî ìîçã îòêàçûâàåòñÿ ýòî ïðèçíàâàòü.
ß õîäèë â ìàãàçèí êàæäûé äåíü, è âñÿêèé ðàç âûõîäÿ èç äîìà, ó ìåíÿ áûëî ñèëüíåéøåå ÷óâñòâî äåðåàëèçàöèè. Êàê áóäòî áû ÿ ïåðñîíàæ êèíî, è âñå âîêðóã íå âçàïðàâäó, êàê áóäòî áû ìèð íå ðåàëåí. Ëþäè êàçàëèñü ìíå ñåðûìè òåíÿìè. ß ìîã ïðîéòè â ïîëóìåòðå îò íèõ, íî áûëî îùóùåíèå, ÷òî ìû íàõîäèìñÿ â ðàçíûõ âñåëåííûõ. Âñå êàçàëîñü ìíå áåñêîíå÷íî äàëåêèì, íå íàñòîÿùèì, íåçíàêîìûì
Ýòà ïðîäîëæàëîñü îêîëî ìåñÿöà. Â êàêèå-òî ìîìåíòû ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ îäíàæäû íå ïðîñíóñü. Âåðíåå ïðîñíóñü, íî ýòî óæå áóäó íå ß.
Ìîå ñîçíàíèå ðàñòâîðèòñÿ, ïîäîáíî âîñêó ñâå÷è, à âìåñòî íåãî îñòàíåòñÿ ïóñòàÿ îáîëî÷êà. Ìû÷àùàÿ, ñîïÿùàÿ, ñðóùàÿ è ññóùàÿ ïîä ñåáÿ.
Ðÿäîì íå áûëî áû íèêîãî, êòî ñìîã áû ïîìî÷ü, ïîíÿòü, óòåøèòü, ïîääåðæàòü, íàïðàâèòü
Ðÿäîì íå áûëî íèêîãî Êðîìå ãîëîñà.
Ýòîãî ìàëåíüêîãî ìåðçêîãî ãîëîñî÷êà, êîòîðûå áûë ñî ìíîé âñå òî âðåìÿ, ÷òî ÿ áûë â ñîçíàíèè.
«Òû íè÷åãî íå ñìîæåøü ñäåëàòü», «Èç ýòîãî íåò âûõîäà», «Òàê áóäåò âñåãäà», «Íèêòî òåáå íå ïîìîæåò», «Òû îäèí òàêîé», «Äàëüøå áóäåò òîëüêî õóæå»
ß ïðîáîâàë âñå. Ìåäèòàöèè, âèçóàëèçàöèè, äûõàòåëüíûå òåõíèêè, ìîëèòâû âñåì âîçìîæíûì áîãàì
Íå ïîìíþ êîãäà è êàê, íî ïðîèçîøåë êàê áóäòî áû ùåë÷îê. Íàâåðíî â ýòîò ìîìåíò êàæäûé, ïðîõîäÿùèé ÷åðåç ïîäîáíûé àä, ðåøàåò äëÿ ñåáÿ æèòü èëè óìèðàòü.
Óìèðàòü ìíå íå õîòåëîñü. Áûë ó ìåíÿ îñîáûé æèçíåííûé îïûò, êîòîðûé íàâñåãäà çàêðûë äëÿ ìåíÿ âîçìîæíîñòü ñàìîóáèéñòâà. Ñòàëî áûòü íàäî êàê-òî æèòü.
È ïåðâîå, íà ÷òî ÿ îáðàòèë ïîñëå ùåë÷êà âíèìàíèå ýòî ãîëîñ. Âíóòðåííèé êðèòèê, íåäîâîëüíûé ðîäèòåëü, ñóïåð-ýãî Íå âàæíî.
ß íà÷àë ñ íèì ñïîðèòü. Âñå àðãóìåíòû áûëè íà åãî ñòîðîíå, âñÿ ïðàâäà áûëà â åãî ñëîâàõ. Âñå ìîå íóòðî âîïèëî, ÷òî ïðàâ íå ÿ, à ìîé Âíóòðåííèé Ìóäàê.
Îí äîñòàâàë èç ïàìÿòè âîñïîìèíàíèÿ: «À ïîìíèøü, âîò çäåñü òû îáîñðàëñÿ? À ïîìíèøü, êàê æàëêî òû âûãëÿäåë? À ïîìíèøü, êàê íàä òîáîé èçäåâàëèñü? À ïîìíèøü ».
ß ïðîäîëæàë ñïîðèòü. ß âíîâü è âíîâü ïîâòîðÿë ñåáå ôðàçó: «ß îòêàçûâàþñü ÷ìûðèòü ñàìîãî ñåáÿ, ÿ îòêçàçûâàþñü óíèæàòü ñàìîãî ñåáÿ, ÿ îòêàçûâàþñü ÷ìûðèòü ñåáÿ, ñìåøèâàòü ñåáÿ ñ ãîâíîì ß îòêàçûâàþñü, îòêàÇÛÂÀÞÑÜ, ÎÒÊÀÇÛÂÀÞÑÜ!!!».
 êàêîé-òî ìîìåíò, ÿ ïîíÿë èñòèííûé ñìûñë ìèôà î Ëåðíåéñêîé ãèäðå. ß ðóáèë è ðóáëè ýòè ùèïÿùèå ãîëîâû, à îíè íå ïðåêðàùàëèñü è íå ïðåêðàùàëèñü.
Èíîãäà áûëè äíè, êîãäà ÿ íè÷åãî íå åë, à ïðîñòî ïÿëèëñÿ â ñòåíó è ïîâòîðÿë ïðî ñåáÿ, êàê ñóìàñøåäøèé: «ÿ îòêàçûâàþñü, ÿ îòêàçûâàþñü, ÿ îòêàçûâàþñü ».
ß íå îòäûõàë, íå îòêëàäûâàë íà ïîòîì, íå èçáåãàë ðàáîòû Âñÿêèé àêò ñàìîêðèòèêè ñîïðîâîæäàëñÿ ôðàçîé «ÿ îòêàçûâàþñü ñåáÿ êðèòèêîâàòü!». Èíîãäà, ìîé âíóòðåííèé ìóäàê äåëàë íåñêîëüêî ñîòåí ïîïûòîê â äåíü, ÷òîáû îáîñðàòü ìåíÿ è ââåðãíóòü â áåçäíó îò÷àÿíèÿ.
Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ýòî áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ âå÷íî
Îäíàêî, ÿ ïîäóìàë òàê: «Åñëè ïîìðó òî ñ ÷èñòîé ñîâåñòüþ. ß õîòÿ áû ïûòàëñÿ ÷òî-òî ñäåëàòü. Êòî ìîæåò ëó÷øå áàðàáàí íà øåþ».
È çíàåòå ÷òî? Îäèí ìåñÿö.
Ìíå ïîòðåáîâàëñÿ âñåãî îäèí ìåñÿö áîðüáû äëÿ òîãî, ÷òîáû çàòêíóòü ýòîò ãîëîñ. Ñ êàæäûì äíåì, êîëè÷åñòâî ïîçûâîâ ïîêðèòèêîâàòü ñåáÿ óìåíüøàëîñü. Áîëåå òîãî, ÿ íàó÷èëñÿ îòëàâëèâàòü äàæå íå ñàìó êðèòèêó, à èìïóëüñ ê íåé. Êàê áóäòî áû ãäå-òî â òåëå âûäåëÿåòñÿ ýíåðãèÿ, êîòîðàÿ çàòåì îôîðìëÿåòñÿ â íàìåðåíèå, à íàìåðåíèå â ñëîâà êðèòèêè.
ß ÷óâñòâîâàë, êàê áóäòî áû èãðàþ â «Óäàðü êðîòà». ß áèë ïî äûðêå äî òîãî, êàê â íåé ïîÿâèòñÿ ãîëîâà.
 êàêîé-òî ìîìåíò ÿ ïîéìàë î÷åíü ñòðàííîå îùóùåíèå Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêðèòèêîâàòü ñåáÿ, ìíå íóæíî ïðèêëàäûâàòü óñèëèÿ! Êàê áóäòî ïîðóãàòü ñåáÿ ïðåâðàòèëîñü â ïîäúåì øòàíãè.
Ñïóñòÿ ìåñÿö êàæäîäíåâíîé áîðüáû, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ñïîêîéíî.
Âñÿêèå ãîâíîãóðû ðàññêàæóò âàì, êàê ïðåîáðàçèòñÿ âàøà æèçíü, êîãäà âû íàó÷èòåñü ëþáèòü ñåáÿ è îòêàæåòåñü îò âíóòðåííåé êðèòèêè.
Òàê âîò âîëøåáñòâà íå ñëó÷èëîñü. Ìîè ïðîáëåìû íå ðåøèëèñü ñàìè ïî ñåáå, è âñå òàê æå íàâèñàëè íàä òóìáî÷êîé. Íåâðîç, õâàòü åãî çà íîñ, âñå òàê æå âèñåë êàìíåì íà øåå.
Íî ó ìåíÿ ïîÿâèëàñü ýíåðãèÿ Ó ìåíÿ ïîÿâèëèñü ñèëû. È ñàìîå ãëàâíîå ýòî îïûò ïîáåäû.
Êîãäà-òî, ìîÿ ñîáñòâåííàÿ íèê÷åìíîñòü êàçàëàñü ìíå áåçóñëîâíîé ïðàâäîé. ß ×ÓÂÑÒÂÎÂÀË ýòî ïðàâäîé. Âåñü ìîé ìèð áûë ïîñòðîåí òàê, ÷òîáû ñäåëàòü ýòî ïðàâäîé.
Òåïåðü æå, ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò, ÿ ïîíÿë ß ÄÅËÀË ÝÒÎ ÏÐÀÂÄÎÉ.
Âåäü êàê ëþäè äóìàþò? Ýòà õðåíü âî ìíå ñàìà ïî ñåáå æèâåò, ÿ åå íå êîíòðîëèðóþ, ÷òî äåëàòü ñ íåé íå çíàþ, è îíà ïðè÷èíÿåò ìíå áîëü è áåñïîêîéñòâî. Äà ÿ è ñàì òàê íàïèñàë â ñàìîì íà÷àëå ýòîãî òåêñòà.
Íî ïðàâäà â òîì, ÷òî ÿ ñîçäàþ ýòó õðåíü êàæäóþ ñåêóíäó. Îíà íå ñóùåñòâóåò, êàê ÷òî-òî íåçàâèñèìîå, êàê êàêîé-òî äåìîí èëè äóõ. Ýòî âñåãî ëèøü öåïî÷êà íåéðîííûõ ñâÿçåé, ïî êîòîðûì ìîçã ãîíÿåò ýëåêòðîõèìè÷åñêèé ñèãíàë ïîòîìó, ÷òî îí òàê ïðèâûê äåëàòü.
È ìîçã òàê áóäåò ãîíÿòü ýòîò ñèãíàë äî òåõ ïîð, ïîêà ÿ íå ïðèó÷ó åãî äåëàòü èíà÷å. Åñëè ÿ ðàç çà ðàçîì áóäó ñîãëàøàòüñÿ ñ ïðèâû÷êîé ðóãàòü ñåáÿ, òî îíà áóäåò âîñïðîèçâîäèòüñÿ ñ êàæäûì ìîèì àêòîì ñîãëàñèÿ. Ðóãàÿ ñåáÿ, ß ÏÐÎÄËÅÂÀÞ îùóùåíèå ñâîåãî íè÷òîæåñòâà åùå íà îäíó ñåêóíäó. È åùå íà îäíó. È åùå íà îäíó.
Èç ýòèõ ñåêóíä ñêëàäûâàåòñÿ ìèíóòû, èç ìèíóò ÷àñû, èç ÷àñîâ äíè, ìåñÿöû è ãîäû.
Ãîäû îò÷àÿíèÿ, ïîäàâëåííîñòè, òðåâîãè è ñòðàõà.
Ïðîòèâ îäíîãî ìåñÿöà ïëîòíîé ðàáîòû.
Õîðîøî, ÷òî âûáîð óæå ñäåëàí, íå òàê ëè?
Источник