Эмоциональное развитие детей с синдромом дауна
Н.А.Ефремова, учитель-дефектолог,
г. Курск
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В специальных научных исследованиях, в медицинском, педагогическом, психологическом аспектах болезнь Дауна рассматривается как с точки зрения «лечения», так и с позиции систематического обучения.
До середины XX в. в науке сложились представления о невозможности обучения таких детей, ввиду тотального органического поражения ЦНС и стойкого недоразвития интеллектуальной сферы. [6].
С конца XX в. сведения, имеющиеся в отечественной науке, относительно лиц с синдромом Дауна носят более развернутый информативный характер в области биогенетических и клинических исследований [1].
Менее изученными в данный период истории специального образования являются психолого-педагогические особенности людей данной категории. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей синдромом Дауна [7].
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.С. Выготский [2; 5]. П. Л. Жиянова., С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, но вне зависимости от степени нарушения интеллекта у детей указанной категории положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные, поэтому многие их называют «солнечными». Поведение детей добродушием, ласковостью, они легко вступают в контакт. В личностном плане именно детям с синдромом Дауна, в отличие от других детей с нарушениями интеллекта в большей степени свойственна внушаемость и подражательность действиям, что открывает большой потенциал для коррекционно-воспитательного процесса [3].
По мнению В.В. Нагаева, Т.В. Бендас существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления и волевых процессов [8].
Изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что особенности эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна влияют на развитие их познавательной деятельности.
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 10 детей дошкольного возраста: 5 детей с синдромом Дауна в анамнезе развития (экспериментальная группа) и 5 детей с нарушениями интеллекта, у которых синдром Дауна в анамнезе отсутствует (контрольная группа).
Целью исследования: определение влияния особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна на формирование познавательных процессов.
Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стали объектом исследования.
Предметом исследования выступили особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
— на основе анализа литературы теоретически обосновать актуальность вопросов изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна;
— провести пилотажное исследование развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта, в том числе детей с синдромом Дауна;
— выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и определить степень влияния эмоционального состояния на развитие их познавательной деятельности.
В связи со сложностью психофизического состояния детей для обследования нами были использованы следующие методики:
— диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (авт. Э.Т. Дорофеева);
— методика «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова);
— методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка уровня развития внимания и зрительного восприятия);
— методика «Разрезные картинки» (выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки);
— методика «Почтовый ящик», (оценка уровня развития внимания, мышления и зрительного восприятия, развития мелкой моторики);
— методика «Найди пару» (оценка уровня процессов обобщения);
Исследование проводилось в определенной последовательности: ежедневно, в течение недели, перед работой с методиками по определению уровня развития познавательной деятельности с детьми проводилась диагностика эмоционального состояния, данные фиксировались в протоколах обследования.
Результаты показали следующее:
— детям с нарушениями интеллекта не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным (80% исследуемых);
— у детей с синдромом Дауна, в отличие от детей контрольной группы, положительное и нейтральное эмоциональное состояние превалирует над отрицательным (80% — у детей экспериментальной группы, 40% — у детей контрольной группы);
— параметры развития познавательной активности положительно связаны с эмоциональным состоянием дошкольников. У детей с нарушениями интеллекта, в том числе и у детей с синдромом Дауна незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности. Это факт в очередной раз доказывает выводы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о том что «только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [4].
Проведенное исследование и выявленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— благоприятный эмоциональный настрой оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе и детей с синдромом Дауна;
— коррекционная работа по формированию и развитию эмоциональной сферы необходима всем детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Литература
1. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 9-15.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика». – М., 2004 г.
5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова. – М., 1990.
Источник
Олигофрению как следствие болезни Дауна впервые в 1864 году описал английский врач Лангдон Даун, по имени которого она и получила название.
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы.
Во-первых, чувства ребенка-Дауна долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания ребенка с аномалией более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства детей с синдромом Дауна часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с синдромом Дауна не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети не чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться вещью, даже лучшей какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с синдромов Дауна, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку [17].
Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этий детей примитивны и поверхостны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Наблюдается живость эмоций детей с синдромом Дауна (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребенка, обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У дошкольника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
«Умственно отсталый ребенок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» — отмечает Н.Л.Коломинский. Это объясняется тем, что у ребенка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его действия подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального ребенка, у него не происходит формирование социальных чувств.
Часть сведений об эмоциональной сфере у детей с синдромом Дауна была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что дети допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости обиды и т.п.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.
Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера дошкольника с синдромом Дауна отличается от эмоциональной сферы дошкольника в норме. Переживания ребенка-Дауна более примитивны, в отличие от сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.
Источник
Авторы статьи, ставя целью изучение эмпатии у детей с синдромом Дауна, обосновывают свой интерес к данной теме важностью эмоционального развития, особенно в условиях распространения инклюзивных форм образования: ребенок, способный в общении с педагогами и одноклассниками лучше распознавать эмоции окружающих и проявлять эмпатию, представляется социально более компетентным.
В ходе исследования ученые рассчитывали проверить правильность двух гипотез.
1. Известно, что ребенок с синдромом Дауна проявляет повышенное внимание к лицам окружающих, готовность к взаимодействию с ними и приятную манеру общения. Поэтому он способен считывать важную информацию, имеющую отношение к эмоциям взаимодействующего с ним человека. Как следствие, такой ребенок может более чутко улавливать состояние дистресса другого человека и делать больше попыток утешить его.
2. Эмпатия требует интеграции трех составляющих: когнитивной, социальной и аффективной. Наблюдения показывают, что в развитии познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна 7–12 лет отмечается замедление. Поэтому в ситуациях, носящих абстрактный характер, для понимания которых требуются более развитые навыки мышления, эти дети могут испытывать большие трудности (например, им может быть трудно связать позитивную или негативную эмоцию мамы с событием, которое ее вызвало, и действовать соответственно маминой реакции).
Авторы данной статьи исследовали когнитивные, социальные и аффективные реакции детей в реалистической и в выдуманной (гипотетической) ситуациях.
В эксперименте участвовали 30 детей с синдромом Дауна, 22 ребенка с умственной отсталостью невыясненной этиологии и 22 типично развивающихся ребенка. Возраст детей двух первых категорий составлял около 9 лет, а возраст «обычных» детей – примерно 3,5 года. Психический возраст всех участников был около 4 лет.
Каждому ребенку перед началом эксперимента говорили, что он сможет поиграть в разные игры и посмотреть кукольное представление.
Сначала моделировалась реалистическая ситуация. Один из экспериментаторов делал вид, что случайно ударился коленом о стол и в течение 60 секунд движениями и звуками выражал страдание. Все это время велась скрытая видеосъемка. Отслеживался взгляд ребенка (на взрослого, вниз, в сторону), эмоциональное состояние (радость, смех, грусть, нейтральное состояние), поведенческие реакции.
Затем ребенку демонстрировались сценки, которые разыгрывали куклы. Выражения их лиц были нейтральными, а говорил за них взрослый. Главный герой каждой истории должен был пережить одну из четырех эмоций: грусть, гнев, испуг, счастье. Испытуемых спрашивали, что они чувствовали, и в зависимости от степени совпадения эмоций ставили оценки.
Результаты эксперимента подтвердили гипотезы ученых. Дети с синдромом Дауна, реагируя на переживание взрослым боли, действительно проявляли озабоченность. Они дольше других детей смотрели на экспериментатора и обнаруживали просоциальную реакцию (дотрагивались до него, гладили). Но при этом они мало реагировали собственным дистрессом, то есть проявляли социальные аспекты эмпатии, не обнаруживая ее аффективной составляющей.
В отличие от них дети с умственной отсталостью невыясненной этиологии реагировали в большей степени эмоционально (например, избегали контакта глаз с испытывающим боль взрослым). Просоциальных реакций было немного.
Типично развивающиеся дети, видя страдания взрослого, проявляли эмпатию, но больше спрашивали, что случилось, чем утешали.
Во время кукольных представлений дети с синдромом Дауна по сравнению с обычными детьми проявили гораздо худшую способность испытывать те же эмоции, что и главный герой пьесы.
Таким образом, дети с синдромом Дауна хорошо проявляют себя в реалистических эмоционально насыщенных ситуациях. Но когда реакция требует более высокого уровня анализа происходящей ситуации, построения логических или причинно-следственных связей, они реагируют хуже, чем обычные дети того же психического возраста. От детей с умственной отсталостью невыясненной этиологии дети с синдромом Дауна отличаются только своими реакциями на дистресс окружающих, что говорит о различиях, связанных с этиологией нарушений.
Источник
Автор Предложить Статью На чтение 12 мин. Опубликовано 27.04.2015 09:51
Тема особенностей социально-эмоционального развития, развития личности детей с синдромом Дауна затрагивается в отечественных и зарубежных публикациях о людях с данным диагнозом. Некоторые авторы, в том числе и в медицинских изданиях, выделяют наиболее, по их мнению, характерные для людей с синдромом Дауна психологические особенности. В одном из медицинских пособий по психиатрии, изданном в 1965 г., отмечается: «Большинство авторов, изучавших психику больных с синдромом Дауна, справедливо считают, что их типичной особенностью является относительная сохранность эмоций по сравнению с глубиной интеллектуального дефекта. Люди с синдромом Дауна способны дифференцировать отношение к ним окружающих, с любовью относятся к тем, кто с ними ласков, проявляют отзывчивость и беспокойство, если кто-то упадет и ударится; им доступны чувства стыда и обиды» (Сухарева, 1965). Сострадательность к другим, услужливость и приветливостьвыделены как черты характера, присущие людям с синдромом Дауна (Юн, 1987).
Формирование черт характера и социально-эмоциональное развитие ребенка в целом, согласно данным современных исследований, рассматривается в контексте психологического взаимодействия с наиболее близким человеком — матерью; ребенок выступает в роли активного участника взаимодействия. Психологическое взаимодействие младенцев и детей раннего возраста с синдромом Дауна и их матерей тщательно изучалось зарубежными исследователями. Рассматривалось, как особенности поведения, социальных сигналов младенцев с синдромом Дауна влияют на характеристики взаимодействия со стороны матери; исследовались такие аспекты социального взаимодействия матерей и младенцев, как зрительный контакт, улыбка и взаимная улыбка, имитация, обмен вокализациями и др. Рассмотрим некоторые из перечисленных аспектов подробно.
Значительным фактором формирования отношений матерей и их типично развивающихся новорожденных младенцев является установление зрительного контакта. Матери сообщают, что они чувствовали, будто ребенок узнавал их и запечатлевал их образ. Такое поведение младенца влияет на желание матерей уделять больше времени взаимодействию и играм со своими малышами. В случае, если реципрокный зрительный контакт между матерью и младенцем нарушается, матери могут переживать неадекватность и испытывать тревогу, и фрустрацию (Мухамедрахимов, 1999). Известно, что формирование зрительного контакта детей с синдромом Дауна и их матерей имеет качественные и количественные особенности: позднее появление, меньшая, по сравнению с типично развивающимися младенцами, продолжительность зрительного контакта. В лонгитюдном исследовании домашнего взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна (Berger, Cunningham, 1981) было выявлено, что первый зрелый зрительный контакт был задержан в среднем на 2,5 недели, по сравнению с группой из 7-ми младенцев без нарушений; количество зрительных контактов детей с синдромом Дауна увеличивалось более медленно в течение 3-4 месяцев, достигая, пика на 7-10 недель позднее, чем у детей без нарушений; пик достигался около 4-5 месяцев, когда дети с синдромом Дауна сохраняли более высокие уровни общей продолжительности зрительного контакта и длительности пристального взгляда на мать, чем дети без нарушений, которые обнаружили значительное уменьшение обоих показателей между пятым и шестым месяцами жизни. В течение первых 4-6 месяцев дети с синдромом Дауна фиксировали взгляд почти исключительно на глазах матери, и не использовали взгляды на лицо, как делали младенцы без нарушений. Было обнаружено, что дети с синдромом Дауна в возрасте 13-23 месяцев проявляют значительно меньше взаимного зрительного контакта со своими матерями по сравнению с группой детей без нарушений (Jones, 1977), а в возрасте 24-36 месяцев у детей с СД, наблюдавшихся во время свободной игры с игрушками, обнаружен значительно меньший визуальный контроль над их матерями и комнатой, в которой они играли, чем у здоровых сверстников (Berger, 1993). Таким образом, с момента рождения и в течение первых 3-х лет жизни дети с синдромом Дауна склонны демонстрировать значительные отклонения в развитии зрительных социальных сигналов и зрительного внимания в целом, способности распределять зрительное внимание между социальными и несоциальными объектами.
Наряду со зрительным контактом, улыбка и вокализации рассматриваются как наиважнейшие проявления социального поведения младенца. Изучение вокального поведения младенцев с синдромом Дауна выявило отличия в фонологических и временных характеристиках вокализаций новорожденных младенцев с синдромом Дауна по сравнению с паттернами вокализаций младенцев без нарушений (Berger, 1993). Одной из самых важных особенностей раннего вокального взаимодействия является подстраивание (чередующиеся вокализации и слушание), которое могло бы быть рассмотрено как один из главных предвестников зрелого лингвистического взаимодействия. Как и типично развивающиеся дети, младенцы с синдромом Дауна чувствительны к временным характеристикам вокализаций матери (паузам, времени начала и окончания вокализация) и подстраиваются под них. Однако, в этом процессе могут наблюдаться искажения. В обзоре исследований по вокальному взаимодействию в парах младенцев с СД и их матерей приводятся данные, что в нормальных диадах с возрастом развития младенца очередность взаимодействия увеличивается, тогда как количество одновременных вокализаций уменьшается. При анализе вокального взаимодействия матерей и детей с синдромом Дауна была обнаружена тенденция одновременных вокализаций в отличие от соблюдения очередности взаимодействия в диадах «мать — младенец» без нарушения развития. Со временем диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, становились менее успешными во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения (Там же). Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах «мать — младенец» с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включающих детей с синдромом Дауна второго года жизни. Способность младенца использовать регулярный, предсказуемый ритм вокализаций имеет важное значение для формирования взаимного подстраивания и имитации в процессе взаимодействия ребенка и матери (Мухамедрахимов, 1999).
Большинство исследований рассматривает улыбку как один из наиболее сильных сигналов вызывания и подкрепления родительского поведения и аффективных ответов. Многочисленные исследования социального поведения младенцев с синдромом Дауна свидетельствуют, что улыбка у этих детей появляется позже, а частота и длительность улыбок ниже, чем у их здоровых сверстников. Отмечается, что угнетенная улыбка может быть обусловлена низкой энергией и низкой активностью младенцев с синдромом Дауна, а также нарушением качества зрительного контакта. Тем не менее, было показано, что, в большинстве случаев, улыбка вызывала теплые и приятные чувства у родителей (Emde, Brown, 1978), а матери отзывались о первых улыбках своих младенцев с синдромом Дауна, как награждающих (Berger, 1993). Проведенное сравнительное исследование улыбок при зрительном контакте в парах здоровых младенцев и младенцев с синдромом Дауна и их матерей показало, улыбка детей с синдромом Дауна была связана с эпизодами зрительного контакта в той же самой степени, что и у детей без нарушений; однако, для вызывания улыбки в экспериментальной ситуации матери детей с синдромом Дауна использовали значительно больше тактильной и кинестетической стимуляции, чем матери детей без нарушений (Berger, 1993). Следует отметить, что, по сравнению с другими проявлениями социального поведения младенцев с синдромом Дауна, в течение первых 6-ти месяцев улыбка является наиболее поврежденным сигнальным поведением (Berger, Cunningham, 1981, 1983), а социальные сигналы в целом характеризуются как слабовыраженные и «трудно читаемые» (Пальмов, 1997). Следует также остановиться на свойственном младенцам с синдромом Дауна нарушении развития раннего рефлекторного поведения. Известно, что раннее рефлекторное поведение младенца обычно трактуется матерью как первый ответ на взаимодействие и, как форма взаимности, ложится в основу отношений. Нарушение этого поведения может восприниматься как отказ от контакта и неспособность его устанавливать (Пальмов, 2002).
Исследования социального поведения материи в ответ на сигналы и социальное поведение младенца достаточно широко представлены в литературе последних 20-25 лет. Так как основные социальные сигналы, «запускающие» ответное поведение матери, у младенцев с синдромом Дауна появляются позже, чем у типично развивающихся детей и имеют качественные отличия (низкая социальная соотнесенность вокализаций, низкое количество и длительность улыбок и т.д.) характеристики взаимодействия с младенцами с СД со стороны их матерей имеют ряд особенностей. По данным Р. Эмде в сравнении с матерями здоровых детей матери младенцев с синдромом Дауна имеют тенденцию чрезмерно стимулировать детей, объясняя это низким уровнем приглашений к взаимодействию со стороны ребенка, а также очень низкой интенсивностью его сигналов и выражений лица. Отмечаются завышенные требования к ребенку; недооценка его успехов; требовательность и контроль; низкая способность к подстраиванию и поддержке собственной игры ребенка; направленность на обучение (Emde, 1982 in Berger, 1993). Авторы связывают подобное поведение с сильной тревожностью матерей и желанием продемонстрировать способность ребенка в выгодном свете.
Нам кажется важным рассмотреть факторы, которые, наряду со специфическими социальными сигналами ребенка, оказывают влияние на качество психологического взаимодействия матерей и их младенцев с синдромом Дауна: 1. Отсутствие контакта в первые часы и дни после рождения. Известно, что взаимодействие с младенцем в первые часы после рождения является наилучшим временем для установления позитивных чувств матери и дальнейшей привязанности к малышу. Отсутствие этого контакта в виду соматического состояния новорожденного, перевода его в больницу, или иных причин грозит опасностью депрессии у матери и затруднением формирования позитивного аффективного материнского поведения. 2. Состояние шока у матери. За сообщением диагноза следуют шок, горе, депрессия. Чувство утраты реальности при переживании эмоционального шока делает заботу о младенце трудной задачей. 3. Негативные способ сообщения родителям диагноза младенца. Ложная информация, негативные ярлыки, отношение отвержение ребенка со стороны сообщающего диагноз специалиста могут продолжительно время усиливать отрицательный полюс амбивалентного отношения матери к ее младенцу с синдромом Дауна (Пальмов, 1994,2002; Ditchfield, 1992).
Одним из направлений изучения взаимодействия матерей и детей с синдромом Дауна стало исследование игрового взаимодействия. Эмоциональные ресурсы, способности и желание матерей играть со своими маленькими детьми с синдромом Дауна, а также отношение матерей к процессу игры — важные факторы игрового взаимодействия матери с ребенком, влияющие на его заинтересованность и компетентность в игре. Следует отметить, что игра младенца с синдромом Дауна имеет особенности. Показано, что в 12 месяцев младенцы с синдромом Дауна манипулируют игрушками меньше других детей того же возраста. Оказалось, что их родители стараются компенсировать своими действиями низкую активность детей, например, помещают их близко к игрушкам, ориентируют, направляют внимание на игрушки, предъявляют больше игрушек, чем матери здоровых и недоношенных детей. Было также обнаружено, что матери детей с синдромом Дауна имели тенденцию физически ориентировать детей к игрушке и предъявлять ее, а дети с СД были более пассивны в игровом взаимодействии и меньше манипулировали игрушками, чем дети с недоношенностью (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993). Активное вмешательство со стороны матери, ее контролирующий и «педагогический» стиль лишь сбивают ребенка с толку, рассеивают его внимание (Cicchetti, Beeghly, 1990). Ограниченное внимание ребенка с синдромом Дауна не позволяет ему совершать одновременно два действия — играть игрушками и взаимодействовать с матерью. При ответах на вопросы об игре ребенка более 3/4 матерей признали, что им скучны повторяющиеся игры ребенка, около половины высказали мнение, что их ребенок скучает, когда они играют вместе, а 4 из 10 считали, что их ребенку больше нравится оставаться одному (Мак-Конки, 1990). В целом матери, сравнивая своих детей со здоровыми младенцами, недооценивают их успехи и качество игры, а дети с СД меньше интересуются игрушками и объектами внешнего мира (Мухамедрахимов, 1999). Однако, в основном матери рассматривают игру как положительное и радостное общение со своим отстающим в развитии ребенком: а) матери по отношению к своим детям могут быть не только директивными, но и чуткими; б) поведение матерей становится более директивным, когда их дети не проявляют особого интереса к игре, иными словами, директивность является адаптивной реакцией матерей; в) те матери, которые сочетали в своем поведении директивность с чуткостью, побуждая детей к игре, стремились сделать своих детей более умелыми (Bccghly, Weiss-Perry, Cicchetti, 1993).
Среди исследований социально-эмоционального развития и взаимодействия детей с синдромом Дауна и их матерей выделяется направление изучения формирования отношений привязанности. Значимость данного направления имеет не только самостоятельную научную ценность, но и помогает рассматривать развитие и социальную адаптацию младенца с синдромом Дауна в контексте отношений с наиболее близкими взрослыми. Известно, что отношения привязанности, установленные в конце первого года жизни, влияют на развитие детей на протяжении всего детства (Боулби, 2003; Авдеева, 1997; Bowlby, 1958, 1969; Sroufe, Fleeson, 1986). Для нормально развивающихся детей типология отношения привязанности оценивается с помощью разработанной Айнсворт процедуры — незнакомая ситуация (Ainsworth et al., 1971; 1978). Предпринимались попытки экспериментально ответить на вопрос о возможности применения этого метода для изучения привязанности у детей с отклонениями и детей группы риска. Незнакомая ситуация использовалась для изучения привязанности у детей с неврологическими нарушениями, с физическими недостатками. Некоторые авторы отмечали необходимость модифицировать отдельные шкалы М.Айнсворт для оценки поведения привязанности детей с нарушениями развития (Hoppes, Harris, 1999). Исследуя отношения привязанности у 138 детей с синдромом Дауна и их матерей с использованием «Незнакомой ситуации» группа авторов выявила, что большой процент составляют дети, отнесенные к небезопасной привязанности неопределенного типа (Unclassifiable — 47%) (Vaughn, Goldberg, et al. 1994). Авторы отметили, что в эпизодах разлучения с матерью дети с синдромом Дауна не испытывают большого стресса. Эти наблюдения согласуются с данными Р.Эмде и его коллег (Emde , Brown, 1978) о торможении аффекта у детей с синдромом Дауна. Исследователи предположили, что низкий уровень аффекта, характерный для детей с синдромом Дауна, может негативно влиять на поведенческие системы, направленные на поиск близости, взаимодействие с другими людьми, на взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Следует, однако, отметить, что природа и качество взаимодействия значительно отличаются от одной диады к другой и зависят как от общих и социальных способностей младенцев, так и от индивидуальных особенностей родителей. Каждый индивидуальный случай необходимо рассматривать отдельно как сложную и открытую систему с множеством влияющих факторов, механизмов регуляции, потенциальных возможностей самовосстановления и изменения. Несмотря на конституционные нарушения, младенцы с синдромом Дауна могут формировать такие же отношения привязанности к матери, как и их здоровые сверстники. Одно из исследований этой группы детей, проживающих в американских семьях, показало, что большинство формирует к наиболее близкому человеку безопасную привязанность (Thompson et al., 1985). Большинство детей с синдромом Дауна используют мать как безопасную основу для исследования и как источник безопасности в стрессовых ситуациях. Считается, что увеличение латентного периода реакции плачем на выход матери и трудности, с которыми сталкивается мать или незнакомка при успокоении ребенка, свидетельствуют о высоких порогах возбуждения у детей с синдромом Дауна и сложностях контролирования состояния (Cicchetti, Beeghly, 1993). Однако приобретаемый ими со временем опыт социальных отношений положительно влияет на способность управления эмоциями.
Источник