Ээг у детей с синдромом дауна

Ээг у детей с синдромом дауна thumbnail

Исследования строения и функционирования ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна получили на Западе широкое распространение и ориентированы по большей части на поиск методов медикаментозного лечения, генной терапии и коррекции отдельных нарушений и особенностей, присущих синдрому. Изучение строения и работы детского мозга преследует также дополнительные цели: определение нейробиологической и нейрофизиологической основы специфики онтогенеза людей с синдромом Дауна. Комплексный взгляд на проблему обеспечивается благодаря проведению исследований на всех уровнях: генном, молекулярном, клеточном, органном. Значительное внимание в актуальных исследованиях уделяется вопросу о времени возникновения нейроанатомических и нейрофизиологических особенностей в онтогенезе.

До недавнего времени знания о присущих людям с синдромом Дауна особенностях строения ЦНС базировались на исследованиях биологического материала. Были получены данные, согласно которым вес головного мозга у людей с синдромом Дауна меньше среднестатистического; мозжечок, лобные и височные доли существенно меньше по объему; значительно уже, по сравнению с параметрами нормативной популяции, верхняя теменная извилина. Только в последние годы новые технические возможности (МРТ) позволили проводить качественные исследования влияния строения головного мозга на жизнь и развитие людей с синдромом Дауна. Подтверждены предшествующие данные о несколько меньшем объеме мозга в целом, диспропорционально малом мозжечке, стволовых структурах, лобной и теменной долях, гиппокампе.

В поисках ответов на подобные вопросы Дж. Пинтер и др. [1] обследовали группу детей и молодых людей с синдромом Дауна (возрастной диапазон 5—24 года, 11 мальчиков и 5 девочек) и сравнили полученные результаты с данными контрольной группы (15 человек), уравненной с экспериментальной по возрастно-половым характеристикам.

Ученые подтвердили известные ранее данные и показали, что у членов экспериментальной группы объем мозга в среднем на 18 % меньше, чем в контрольной группе. Сравнение областей мозга и мозжечка испытуемых двух групп показало присутствие у людей с трисомией-21 уникального паттерна различий мозговой морфологии по сравнению с контрольной группой (см. табл.).

 Показатели объемов различных зон и структур головного мозга

экспериментальной и контрольной групп

Ээг у детей с синдромом дауна

Хотя абсолютные показатели объемов теменной и височной долей у людей с синдромом Дауна невелики, их размеры относительно объема всего мозга оказываются диспропорционально большими, при этом верхняя теменная извилина пропорциональна относительно общего объема мозга (хотя и меньше среднестатистической по абсолютным показателям). В то же время относительные размеры лобной и затылочной долей пропорционально соотносятся с показателями общего объема головного мозга.

Массовая доля белого вещества в верхней височной извилине значительно снижена, при этом объем субкортикального серого вещества относительно велик. Межполушарные различия не обнаружены.

Итак, у людей с синдромом Дауна имеются следующие отличия в морфологии мозга:

— меньший общий объем головного мозга как следствие снижения объема как серого, так и белого вещества;

— диспропорционально малый мозжечок;

— увеличенные относительные объемы субкортикального и теменного серого вещества и белого вещества в височной доле.

Специфика нейроанатомии ЦНС, присущая людям с синдромом Дауна, объясняет характерные для них особенности поведения и психики. Так, гипоплазия мозжечка обусловливает гипотонию и трудности координации движений, нарушения функционирования артикуляционной мускулатуры, а также связанных с ними беглости и плавности речи.

Специфическая анатомия лобных долей определяет такие особенности людей с синдромом Дауна, как склонность к персеверациям, дефицит внимания, снижение уровня произвольности.

Относительная сохранность зрительно-пространственных функций у людей с синдромом Дауна, вероятно, обусловлена близким к обычному строением серого вещества теменной доли.

Поскольку не обнаружено значимых различий в общем объеме височной доли, обращает на себя внимание относительно большой объем белого вещества в ней (увеличенная парагиппокампальная извилина у взрослых с синдромом Дауна), что, по некоторым данным, связано с нарушениями таких когнитивных функций, как память и речь. При этом отмечается малый относительный объем белого вещества в верхней височной извилине, что также может быть причиной речевых трудностей. В отличие от контрольной группы, в экспериментальной не было обнаружено асимметрии правой и левой височных долей. При этом паттерн когнитивного дефицита у людей с синдромом Дауна напоминает пациентов с левополушарными поражениями. Дихотическое прослушивание подтверждает нетипичную латерализацию речевых функций у людей с синдромом Дауна.

Особая область мозга, которая избирательно страдает при синдроме Дауна, — это гиппокамп. Наличие определенной специфики строения и функционирования этой структуры ЦНС подтверждается как изучением людей с синдромом Дауна, так и исследованиями биологической модели синдрома, воспроизведенной на мышах.

Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.

Предварительные исследования позволяют ученым предположить, что эти нарушения являются результатом специфического строения и функционирования гиппокампальных синапсов.

Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.

Последние исследования показали, что и функционирование мозга людей с синдромом Дауна отличается от работы обычного мозга. Отмечена сниженная активность ключевых зон системы так называемых зеркальных нейронов, которые задействованы в восприятии и понимании действий и эмоций других людей, и также в формировании речи. Кроме того, у взрослых с трисомией-21 значительно снижена активность моторных зон головного мозга. Активность в моторных областях и в основных зонах системы зеркальных нейронов значительно менее организованная, степень ее локализация существенно снижена.

Анализ возрастных особенностей нейроанатомии ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна позволяет предположить наличие асинхронии формирования и развития корковых и субкортикальных областей. Эти данные подтверждаются и эмбриологическими исследованиями: не найдено какой-либо специфики строения ЦНС до третьего триместра гестации, когда формирование большей части базальных ганглиев завершено, но в коре продолжается развитие синаптической сети, дендритных разветвлений и послойной организации коры. Как показывают исследования, меньший в сравнении с нормой объем головного мозга отмечается начиная с шестимесячного возраста. Другие данные свидетельствуют о том, что некоторая специфика обнаруживается начиная с 22-й недели гестации. Все исследователи сходятся во мнении, что начиная с полугодовалого возраста возникают достаточно заметные отличия функционирования и формирования ЦНС. Это касается, например, задержки миелинизации, в частности волокон, соединяющих лобную и височную доли. Данная задержка миелинизации отмечается у 25 % младенцев 2—6 месяцев и более распространена среди младенцев после полугода.

Разветвленность дендритов в зрительной коре у младенцев первого года жизни существенно превышает нормативную, но к 2 годам значительно снижается и становится недостаточной по сравнению с нормой.

Уже в 3—5 месяцев отмечается уменьшение лобно-затылочных размеров головного мозга, редукция роста лобной доли, сужение верхней височной извилины (35 % случаев), уменьшение размеров стволовых структур и мозжечка (у большинства детей с синдромом Дауна) и значительное уменьшение (на 20—50 %) количества корковых зернистых нейронов. Тем не менее, в перинатальный период структура головного мозга новорожденных с синдромом Дауна лишь незначительно отличается от нормальной. В то же время само функционирование ЦНС уже в этот возрастной период имеет существенную специфику, например по части слухового восприятия. Данные ЭЭГ показывают общую бедность дендритной сети, которая появляется только после рождения и преобладает в постцентральных областях и в левом полушарии.

Нейроанатомические исследования показывают, что возникшие в раннем возрасте особенности строения и функционирования ЦНС становятся более заметными и начинают отчетливо проявляться к раннему подростковому возрасту.

В частности, отмечается нарушение нейронного взаимодействия в лобной и теменной долях, а также между таламусом и корой височной и затылочной долей, что в совокупности может служить причиной снижения произвольной регуляции и концентрации внимания.

После 35 лет функционирование головного мозга подавляющего большинства людей с синдромом Дауна схоже с таковым у людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Однако, деменция, характерная для болезни Альцгеймера, отмечается менее чем у половины из них. Тем не менее, с возрастом в ЦНС людей с синдромом Дауна происходят значительные негативные процессы: гибель нервных клеток в голубом пятне, стволовых ядрах, имеющих проекции в гиппокампе, изменения в височной доле, префронтальной коре и мозжечке.

Нейроанатомические и поведенческие исследования, проведенные на мышиных моделях синдрома Дауна (TS-16 и Ts65Dn), дают результаты, которые приводят ученых к выводу о том, что ключевым фактором, определяющим специфику психики и поведения при синдроме Дауна, является поражение гиппокампа.

Полученные нейробиологами данные, возможно, позволят разработать более эффективные подходы к обучению и лечению детей и взрослых с синдромом Дауна.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Neuroanatomy of Down’s syndrome: a high-resolution MRI study / J. D. Pinter, S. Eliez, J. E. Schmitt, G. T. Capone, A. L. Reiss // The American Journal of Psychiatry. 2001. Vol. 158, No. 10. P. 1659—1665.
  2. Nadel L. Down’s syndrome: a genetic disorder in biobehavioral perspective // Genes, Brain and Behavior. 2003. Vol. 2, Iss. 3. P. 156–166.

Источник

Здравствуйте уважаемые врачи. Моему сыну 10 месяцев, СД, пару месяцев назад какое-то время были подергивания головой, всвязи с чем прошли ЭЭГ и нейросонографию.
Вот результаты ЭЭГ:
На фоне умеренной дизритмии доминирует дельта-активность в виде ритма частотой 2 Гц, высокой амплитуды (до 149 мкВ), в правой затылочной области. Зональные различия выражены.
Альфа-активность не выражена.
Бета-активность слабо выражена
По ходу записи повторно зарегистрированы гиперсинхронные разряды волн амплитудой до 280 мкВ с пиковым комонентом у основания.
Умеренные диффузные изменения.
Снижение порога возбудимости.
Нейросонография, заключение:
Расширение ПРБЖ.
Венозный отток не затруднен.
Прокомментируйте, пожалуйста, результаты исследований, т. к. невролог сказал только, что эпилепсии нет.

И другой вопрос по назначению лекарств. Чисто случайно мы попали к 2-м неврологам в одном медицинском учреждении.
Один врач назначил:
пантокальцин (0,25) по 1/4т х 3р (вечерний прием до 19.00) 1мес
глиатилин по 4капли х 1раз, 1 мес
лецитин по 1/2 ч. л. х 2раза, 2 мес.

Другой врач:
пантогам по 1/4т х 3р, (последний прием не позднее 16.00) 1,5мес
глиатилин по 4 капли х 2раза
лецитин по 1/2 ч. л. х 2раза, 3 мес.

Возник вопрос по глиатилину, насколько корректна такая дозировка для ребенка 10 мес(4капли) и как его все-таки принимать: 2 раза в сутки или 1? Другой вопрос, есть ли разница между пантокальцином и пантогамом, какой препарат лучше? И вообще насколько корректно такое назначение в нашей ситуации.
заранее спасибо!

Уважаемые врачи, я понимаю вашу занятость, но ответьте, пожалуйста, насколько необходимо назначение таких препаратов как пантогам и глиатилин в нашем случае, и прокомментируйте пожалуйста результаты ЭЭГ.

выложите сами кривые ЭЭГ, вышеуказанные препараты принимать не стоит. есть ли «подергивания » сейчас? ждите детских неврологов.

Спасибо за ответ. Подергиваний уже месяца 2 нет, прошли сами, я в это время стала массаж ребенку делать, может с этим связано. Кривые ЭЭГ постараюсь в ближайшее время выложить.

выкладываем кривые ЭЭГ
1 лист:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
2 лист:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])

Детские неврологи, отзовитесь, пожалуйста!

Очень жаль, что никто не отвечает! Нам порекомендовали этот форум на сайте [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] там также была информация что такие препараты как пантогам, например, следует использовать очень осторожно и при конкретных диагнозах.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Цитирую: «Внимание! Утверждения об «улучшении питания мозга» представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности.» (отрывок из статьи детского невролога, КМН В.С. Ноговицына)
Нам конкретного диагноза не поставили по результатам ЭЭГ, а препараты назначили, как я поняла, именно для «улучшении питания мозга» .
Препараты, назначенные нам, были приобретены. Пожалуйста проясните нашу ситуацию!

вы должны понимать, что врачи РМС консультируют здесь в свое свободное время: все они работают, плюс у каждого есть еще и семья. постарайтесь запастись терпением.

Хорошо, подождем. Спасибо.

По-прежнему ждем… Столько просмотров и почему-то молчание.

Уважаемые врачи, почему-то детские неврологи нам не отвечают, кто-нибудь из неврологов может хотя бы прокомментировать результаты ЭЭГ? И подскажите, пожалуйста, может есть варианты не медикаментозного лечения в нашей ситуации, если оно вообще нужно, например, какие-либо физио процедуры. В данный момент у ребенка гипотонус мышц, он сидит, но не ползает, и даже не пытается. Если ему протянуть руки, то, взявшись за них, может сам встать из положения сидя, только недавно начал переставлять ножки, когда его водим, можно сказать начинаем ходить с поддержкой. Из положения лежа сам не садится, только с моей помощью, я переворачиваю его на бочек и помогаю опереться на одну ручку, дальше он уже пытается сесть сам, все чаще получается. Нам одиннадцать с половиной месяцев. Если нужно, могу выложить еще снимок результатов нейросонографии.

Неврологов по прежнему ждем, по поводу Пантогама и иже с ним есть информация в ЧаВо раздела Педиатрия (темы про ПЭП, ВЧД, УЗИ головного мозга)

BarbaraZh

15.02.2012, 12:24

Уважаемые врачи, почему-то детские неврологи нам не отвечают, кто-нибудь из неврологов может хотя бы прокомментировать результаты ЭЭГ? И подскажите, пожалуйста, может есть варианты не медикаментозного лечения в нашей ситуации, если оно вообще нужно, например, какие-либо физио процедуры. В данный момент у ребенка гипотонус мышц, он сидит, но не ползает, и даже не пытается. Если ему протянуть руки, то, взявшись за них, может сам встать из положения сидя, только недавно начал переставлять ножки, когда его водим, можно сказать начинаем ходить с поддержкой. Из положения лежа сам не садится, только с моей помощью, я переворачиваю его на бочек и помогаю опереться на одну ручку, дальше он уже пытается сесть сам, все чаще получается. Нам одиннадцать с половиной месяцев. Если нужно, могу выложить еще снимок результатов нейросонографии.
Подергиваний нет, и это самое главное!
Изменения на ЭЭГ изолированно не лечатся. Профилактического лечения судорог не существует.
Однако, дети с синдромом Дауна действительно чаще могут иметь судороги, поэтому стоит быть внимательным. Если вы заметили необычные движения, подергивания, сначала попробуйте своей рукой приостановить это движение. В случае, если движение не прекращается, нарастает, то это вероятно судорожное движение.
Так же судорожные движения должны быть не как однократный эпизод, а возникающие с определенной периодичностью — рекомендуется снять видео и можно выложить либо здесь, либо показать очному врачу. Но это на будущее, а сейчас есть более актуальные вопросы.
Про НСГ — прочитайте пожалуйста с ЧаВо. В общем подобные изменения (как у вас в первый раз были) не имеют клинического значения и не лечатся.
Поясните ваш вопрос относительно «медикаментозного» лечения. Отставание в двигательной сфере у детей с синдромом совершенно правомочно, темпы развития у них другие. Ребенок будет развиваться, в этом ему помогут не лекарства, не физиолечение, а специальные упражнения. Я рекомендую вам задать вопрос в секции развития.

Большое Вам спасибо за ответ и полезную информацию!

Уважаемая Наталья Петровна! Если я правильно поняла, то по результатам ЭЭГ каких-то серьезных проблем у нас нет. Невролог, назначивший препараты, сказал нам, что эпилепсии нет, но мы на грани. Возможно я не правильно поняла его слова. Вы не могли бы пояснить, что значит «умеренные диффузные изменения» в заключении к ЭЭГ и с чем это может быть связано? Это может быть просто особенностью развития нервной системы нашего ребенка? Долгое время он был очень спокойный и мало чем интересовался, но в последнее время, к нашей радости))), стал более активен и эмоционален, больше интересуется окружающим миром. Через 3 месяца нам рекомендовали повторить ЭЭГ, это будет в начале марта. Как Вы считаете, в этом есть необходимость? Да, подергивания больше не повторялись. По-поводу медикаментозного лечения я имела ввиду, нужно ли оно при наших показаниях ЭЭГ, как теперь понимаю, не нужно. Еще раз спасибо!

BarbaraZh

18.02.2012, 09:33

Если я правильно поняла, то по результатам ЭЭГ каких-то серьезных проблем у нас нет. Невролог, назначивший препараты, сказал нам, что эпилепсии нет, но мы на грани. Возможно я не правильно поняла его слова. Вы не могли бы пояснить, что значит «умеренные диффузные изменения» в заключении к ЭЭГ и с чем это может быть связано? Это может быть просто особенностью развития нервной системы нашего ребенка?
вы все правильно поняли. Понятие «на грани» смысла не имеет. Как я вам уже сказала, что профилактически судороги не лечатся.
Не стоит пытаться понять каждое слово с заключениях, которое вам выдавали и еще будут выдавать. Смотрите не на заключения, а на ребенка и его потребности!
Самое важное, что ребенок стал активнее. Занимайтесь! Вам успехов!

Большое спасибо, Наталья Петровна, будем заниматься!

Источник