Из чего складывается структура синдрома
ДЛЯ ТЕХ КТО НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ
Эта заметка некий ориентир в море психоаналитической патологии. Все замечания будут восприняты с благодарностью
СИМПТОМ, СИНДРОМ, СТРУКТУРА.
Часто в практики консультирования приходиться решать задачу по определению, с каким уровнем патологии имеешь дело. Сомнения остаются даже когда жалобы клиента представляют довольно определённо очерченную картину. Перед аналитиком стоит задача не просто оценки жалобы или запрос клиента. Необходимо четко понимать под какую категорию диагностируемых явлений подпадают его жалобы. В этой короткой реплике мне хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что порой врач, сталкиваясь с проблемой определения патологического статуса проявления заболевания у пациента, сталкивается с угрозой неверного истолкования выявленных клинических фактов. И от того, как врач воспринимает, обрабатывает и ранжирует симптомы, будет проистекать его видение случая и соответственно, метод и объем терапевтических мероприятий по оказании помощи пациенту. Сложность задачи состоит в том, что демонстрируемая пациентом клиническая картина порой не отражает всей картины заболевания, или же одно и то же по форме психическое содержание означает совершенно разные проблемы психики субъекта. Проблема в том, что жалобы (симптомы) пациента это всего лишь следствия чего-то другого, следствие какого-то иного процесса, скрытого от глаз аналитика, но протекающего в организме или психике пациента. Жалоба может быть всего лишь отражением того, как организм пытается приспособиться к неким новым для него условиям существования в процессе своей жизнедеятельности. Понять, что жалоба есть симптом, это половина дела, гораздо важнее понять симптомом какого состояния она является. И необходимо понять действительно ли это жалоба является только симптомом? Порой, нет возможности установить, с чем конкретно врач имеет дело. Врачу необходимо ясное осознание того факта, чему соответствует представленная жалоба, или группа жалоб в данный момент. Является ли жалоба или жалобы указателем возникшей вновь патологией, или они есть устойчивая защитная реакция, связанная с краткосрочным превышением адаптивных возможностей психики. Или же эта жалоба есть единственно возможное психическое проявление для имеющейся у пациента индивидуальной структуры психики. Проще говоря, врач как аналитик должен решить, что он видит перед собой в качестве симптома — ситуационную реакцию, функциональный механизм адаптации или отражение особенностей организации психической структуры пациента. Уже отмечалось, что одна и та же жалоба может быть частью устойчивой усвоенной в прошлом, модели поведения достижения какого либо адаптивного результата. Но симптом может быть нормальным, пусть и не эффективным для данной ситуации, проявлением единственно возможной реакцией психики пациента, отражающим структурные особенности организации психики, так сказать, отражающий её «анатомическое» строение. Сложность состоит в том, что картина симптомов или жалоб во всех трех случаях (симптома, синдрома, структуры) будет иметь одинаковое или близкие проявления. Разграничение между симптомом, синдромом и структурой трудно, но возможно. Для того чтобы более полнее и четче представлять о чем же идет речь необходимо ясно разграничить такие понятия как симптом, синдром, структура. Для начала дадим краткое пояснение этим терминам, для более точного понимания того смысла, в котором употребляются эти термины в данной заметке.
Симптом – устойчиво появляющееся проявление одной и той же болезненной картины или реакции в деятельности организма.
Синдром – группа симптомов, объединённая или организованная на основе какого-либо принципа.
Структура – есть наиболее устойчивым состоянием для данного образования, результатом деятельности которого является воспроизводство устойчивого единственно возможного типа получаемого продукта.
Структура может носить анатомический (так сказать, «материальный, вещественный») характер. Она же может быть представлена через физиологические или психические проявления. Сложность данного положения попытаемся разъяснить на примере такого феномена как речь. Звуки речи представляют собой сотрясение, колебания, давление частиц воздуха, состоящего из вполне материальных элементов, молекул кислорода, азота, углекислого газа и из других менее значимых в количественном отношении газов. Артикуляция, система гласных и негласных звуков, отражает физиологические проявления говорения речи. Система ударений в словах, чередование звуков, порядок слов в предложении отражают проявление психической составляющей, речи как таковой. Более того, взаимодействие различных смыслов в структуре речи, обуславливает появление смысла смыслов, и их взаимное взаимодействие известно как явление поэзии или литературы. Но вернемся к более прозаическим явлениям, а интересующихся отошлём к таким наукам как филология, феноменология и эпистемология речи.
Сложность аналитически ориентированного диагноза требует установление не только формы невроза (абссессия, конверсия, аддитивность или, скажем, паранойяльность, не говоря уже о фазе и стадии самого течения невротического процесса как заболевания), но и понимания того, что симптом может отражать и выражать различные по своему генезу и этиологии психические состояния и образования. В этом случае, при постановке диагноза, необходимо установить структурный уровень развития, структурный уровень зрелости психической структуры, воспроизводящей данные симптомы «невротичности».
Вопрос много осевой (min. трех осевой) диагностической задачи достаточно объемный и не может быть рассмотрен в рамках ограниченной статьи. В данном конкретном случае хотелось бы рассмотреть только взаимоотношения таких элементов диагноза как симптом, синдром, структура.
Психика, (как и организм) никогда не демонстрирует саму «поломку», она демонстрирует приспособительный результат на эту «поломку».
Кажущийся конфликт, как правило, есть результат какой-либо недостаточности, будь то, анатомическая или функциональная недостаточность. Не будет большим открытием, если мы определим психику как аппарат для обработки воспринятого раздражения и перевода этого физиологического продукта в психический продукт, уже с совершенно иными качествами и характеристиками. Тогда психика выступает как аппарат создания, оценки и обработки качеств психических содержаний. Если психика не имеет необходимого аппарата или её аппарат не обладает необходимыми функциями для качественного проведения таких операций и переработки воспринятого раздражения, в картине произведенных психикой психических продуктов одновременно будут присутствовать и неверно воспринятые факты раздражения, и продукты отражающие неэффективность функциональной обработки, и искаженные результаты такой обработки. Всё это перемешано с нормальными, адекватными ситуации психическими продуктами. При проведении диагностического интервью терапевт столкнётся сразу со всем этим массивом психических продуктов. Если психика производит критическое для её структуры количество неадаптивных продуктов, не подлежащих или с трудом подлежащих дальнейшей переработки и использованию, то для избегания перегрузки и возможной поломки, она будет вынуждена принимать какие-либо меры по защите себя от возможной угрозы разрушения. Тогда в речи интервьюированного будут находиться факты, описывающие как реальность момента, так и продукты, требующие эвакуации из психики, возникшие в иной ситуации и не имеющей прямого отношения к происходящему. Часто во время первичного интервью интервьюер демонстрирует фобические, компульсивные или иные проявления совершенно неуместные в данной ситуации. При этом он или не замечает этого, или не может контролировать появление этих симптомов.
И так, исходя из выше сказанного, любой психический процесс мы можем представить как восприятие раздражении, определение его значения, использование или неиспользование этого раздражения для целей своего удовлетворения.
В случае невозможности осуществления выше приведенных процессов, психика предпримет меры для предотвращения влияния внешнего раздражения, как на саму психику, так и на весь организм в целом. В этом случае симптом может быть эквивалентным отражением нарушения любого из выше перечисленных процессов.
Представим себе такую картину. Допустим, мать неверно тестирует реальность поведения своего ребёнка. Ребенок испытывает страх одиночества и начинает активно проявлять своё беспокойство. В ответ мать вместо эмоционального контакта с ним, начинает его кормить, заменяя эмоциональный контакт физиологическим актом кормления. В этом случае ребенок успокаивается за счет кормления, а не эмоционального контакта.
В единичном случае еда выступает как компенсаторный симптом страха одиночества. Если подобная ситуация повторяется, то у ребёнка в результате повторения страх и кормление объединяться в одну систему, и при повторении ситуации этот способ гашения тревоги превратиться в устойчивый физиологический механизм на уровне пищевого рефлекса. И у ребёнка заедание включиться в группу тревожных симптомов, формируя картину синдрома тревоги или паники. В случае отсутствия в дальнейшем развитии альтернативных моделей поведения, ребенок воспримет кормление как единственный эквивалент компенсации страха одиночества, и во всех случаях при любых подобных страхах его психика для того, чтобы погасить тревогу одиночества, или какую либо иную тревогу, прибегнет к еде и заеданию, как к единственно возможной компенсаторной реакции, опираясь на стойкую структурную организацию этого процесса в своей психике.
В представленном случае мы видим один из вариантов, когда еда выступает в качестве и симптома, и приспособительного механизма адаптации (синдрома), и структурно обусловленного решения психической проблемы. Конечно, пример простой, но он наглядно показывает как один и тот, же факт может нести различные значения. Обратимся к следующему примеру.
Допустим, нас вызвали «на ковер» к начальству и несправедливо обвинили в нерадивости. Критика принесла нам ощутимый вред, мы расстроились, и хотим восстановить свое чувство целостности и равновесия. Мы хотим наказать виновника наших страданий. В такой ситуации наш мозг изобретает всевозможные наказания для начальника. Самым надежным и простым способом избавится от начальника, есть способ организации его исчезновения в небытие. И это средство исчезновения в небытие — его смерть. В этом случае желание смерти начальнику будет явно носить агрессивный характер. Эта мысль явно чужда нам, ведь убивать начальника мы вовсе и не собираемся. Желание смерти начальнику выступает в таком случае только как симптом галлюцинаторного удовлетворения чувства справедливости. Это в норме. В своей голове мы можем расстрелять начальника десять тысяч раз, и ему и нам от этого ничего не будет. Через насколько часов, предоставив ему оправдывающие нас материалы, мы забудем своё желание убить начальника навсегда (или хотя бы до следующего проявления « его великого руководящего гения»).
Но ситуация может обернуться и по-другому. Желание смерти начальника нашей психикой может быть оттестировано как свидетельство нашей плохости. И тогда включиться механизм устранения якобы причинённого вреда начальнику, и маскировки своей выдуманной плохости. Чтобы избавиться от этого чувства мы постараемся лишний раз не попадаться ему на глаза, и выполним больше работы, чем нам положено. В таком случае наши действия будут объединены некой идеей, пусть и неприятной для нас, но избавляющей нас от чувства вины. Но, мы, же не виноваты, на самом деле, и в таком случае наша жертва всего лишь вынужденное жертвоприношение. И мы вновь злимся на начальника, что по его вине мы сами себя перегружаем. Замечая этот факт, мы убеждаемся в своей неспособности противостоять столь мазахистическому отношению к самому себе, и опять злимся на начальника, что по его вине мы лишний раз убедились в своем несовершенстве. Теперь мы ещё обвиняем сами себя в слабости и подобострастии, и опять же по вине этого же начальства. Значит, он виноват и должен быть наказан. В дальнейшем всё по кругу. Такая цепь психических событий уже выглядит как синдром садо-мазохистического характера.
Рассмотрим ещё один случай. После того, что мы пожелали смерти своему начальнику, он с язвой желудка попал на операцию, и при проведении операции чуть не умер. И в этом мы увидим прямую связь со своим желанием его смерти. Тогда мы абсолютно удовлетворены таким положением дел, так как наше желание его наказать исполнилось, и мы всем рассказываем, что так ему и надо, или тихонько хихикаем себе в своем уголке, наслаждаясь местью. В этом случае мы получили явное подтверждение всемогущества наших мыслей. И теперь мы точно знаем, что мысли имеют «материальную» силу. Но теперь мы знаем или представляем, что с нами сделает этот начальник, если узнает о том, что мы ему желали смерти. Его силы по аналогии с нашими силами, вероятно не менее всемогущие, а если учесть тот факт, кто из нас начальник, а кто подчиненный, то его всемогущество вероятно больше нашего. И чтобы выжить, нам надо стать теперь более всемогущим, чем он. И вход пойдут и заговоры, и чудодейственные заклинания, и всевозможные амулеты. Теперь любое действие начальника будет трактоваться, как желание наказать нас за якобы узнанное наше желание его смерти. Когда же нам нужно будет избавиться от бородавки на пальце, мы все тщательно будем скрывать до последнего момента и опасаться, как бы черный кот не пробежал по улице, или не сглазила бы «любимая» подруга. Что будет происходить в нашей голове в случае возникновения осложнений операции — лучше и не обсуждать. Сравнивая себя и начальника, мы сравниваем себя на всех имеющихся уровнях, в том числе и на структурном. Происходящее с нами имеет свои корни в наших психических структурах, и подобное будет проявляться всегда при выявлении своей недостаточности, при любых обстоятельствах, так как имеет под собой структурные основания.
Подведем некоторые итоги. В первом случае еда будет всего лишь симптомом ощущаемого одиночества. Если же ребенок любую ситуацию страха будет заедать пищей, то мы получим синдром злоупотребления едой и назовем это перееданием или более агрессивно – обжорством. Если на протяжении своего развития мы не получим иного способа преодоления страха, то организм сформирует структуры способные только едой компенсировать страх и любая иная альтернатива будет расцениваться им как ошибочная и вредная для него. А человек, предлагающий ему альтернативное решение, будет расцениваться как выступающий против него, и, следовательно, агрессор. Агрессия вызывает страх, а значит, у нас есть право защищаться, наказать обидчика и настаивать на своем. В этом случае мы видим, что еда становиться эквивалентом имеющейся функции психики (то есть становиться защитой). Соответственно еда (заедание) становиться необходимым элементом защитной деятельности психики, а психика организует свои структуры так, чтобы еда всегда была под рукой. И никакие уговоры, диеты, и тем более ограничения не будут эффективны в борьбе с перееданием — ожирением.
Возьмем второй случай. Мысль о желании смерти начальнику всего лишь признак или жалоба, отражающая наше временное состояние дезадаптпции. И через два часа предоставив начальнику нужные ему документы, оправдывающие нас, мы совершенно успокаиваемся. В этом случае мысль желания смерти есть симптом временной дезадаптации. В случае мазохистической перегрузки себя работой, это уже некая воспроизводимая нами реакция в виде функции искупления вины, вины какой и не было никогда. Так как то, что происходит в нашей голове, происходит только в нашей голове. И мысль о вине и необходимости её искупить, всего лишь не адаптивная приспособительная реакция, объединяющая в едином функционировании целую, группу мыслей-симптомов. Это уже синдром.
В случае же с удовольствие от тяжелой болезни начальника и страха рассказа о своей предстоящей операции, мы видим некий одинаковый способ производства и определённый способ обращения с мыслительной функции в совершенно разных ситуациях. Где и у кого язва, и у кого бородавка? После этого, не значит вследствие этого. В этом случае сама мысль выступает как причина происходящего. И эта мысль отражает личностное (так сказать «материальное, вещественное») всемогущество и грандиозную всепричастность ко всему самого носителя и генератора подобных мыслей. И такой тип мышления распространяется им и на других субъектов — в данном случае на начальника или подругу. Это уже пример структурно обусловленной патологии. Сама структура психики выступает как один большой симптом некой патологии.
Диалектику взаимосвязи «симптом, синдром, структура» в рамках самого психического процесса, как связки признак, защитная реакция, способ организации и проявления структуры, можно рассмотреть как проявление диалектического взаимодействия двух элементов: функции и структуры. Возникший однажды как приспособительный признак какой-либо симптом, превращается субъектом в повторяемую, приносящую необходимый ему результат психическую реакцию, в типичную манеру поведения, которая затем закрепляется как структура психики. Часто какой — либо успех, выпавший на долю человека, и воспроизведенный несколько раз в типизированной ситуации, переходит в фантазию о своей исключительности, избранности и непогрешимости. Таких случаев достаточно и в военном деле, и в политике и в самом психоанализе тоже. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но следует помнить закон, гласящий, что структура может воспроизвести только ту функцию, в результате которой она сама и была создана. Возможно, стоит более подробно разобраться с теорией неравновесных самореференцируемых функциональных систем, но это уже тема иной заметки.
Автор — Доктор Ливинский
Источник
О понятии «психологический синдром»
Структура психологического синдрома
Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития.
В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема развития психологического синдрома
Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков:
— Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля.
— Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п.
— Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.
Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.
Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности
Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм
В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.
Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением — это позиция «ужасного ребенка», которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологического профиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь.
Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может быть сделан при сочетании следующих данных:
— Жалобы на нарушение ребенком правил поведения.
— Яркая демонстративность.
— Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность.
В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складывается самосознание «нигилиста», чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте — демонстративный нигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, не замечающего ничего, кроме эпатажных проявлений «нигилиста», способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.
Для подростков с демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же (родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления — это и есть выбранный ребенком способ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).
Диагностика демонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, что и диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяются наличием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаков можно назвать следующие:
— Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение.
— Яркая демонстративность.
— Отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок.
Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность
Синдром позитивного самопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ученика». Такой ребенок не забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны, чем при негативном, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении и умилении взрослых.
Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад. Центральным моментом в обоих этих синдромах является именно самопредъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности.
Во многих случаях позиция «идеального ребенка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки» состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание.
Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей:
— Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях.
— Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь яркая, как при негативном самопредъявлении).
— Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.
В подростковом возрасте психологический синдром позитивного самопредъявления имеет тенденцию сменяться гиперсоциальностью. Она характеризуется самосознанием «образцового члена общества» (основная особенность психологического профиля) и внешне высоко конформным поведением (основная особенность деятельности). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма.
Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:
— Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни.
— Принятие установок и ценностей общества (конформность).
— Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).
Психологические синдромы, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями
Хроническая неуспешность и тотальный регресс
Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля — резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения — постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.
Источник