Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы

Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы thumbnail

Исследование
нервной системы должно быть всесторонним
комплексным. Оно требует детального
анализа патологических признаков,
сочетания клинических приемов обследования
с инструментальными и лабораторными
методами. При исследовании нервной
системы необходимо учитывать возраст
обследуемого, степень зрелости организма,
состояние внутренних органов и других
систем.

Исследование
нервной системы ребенка имеет особенности.
Каждому возрастному периоду свойственны
различные нормативы и особенности
неврологического статуса. Отмечается
также зависимость основных лабораторных
данных от возраста.

Имеют
значение условия, в которых выполняется
исследование. Дети должны быть спокойны
и контактны. Исследование надо проводить
в игровой обстановке с использованием
игрушек. С детьми школьного возраста
важно установить полный психологический
контакт. Необходимо также соблюдать
доверительное отношение между обследуемым
и исследующим, памятуя, что при патологии
нервной системы этот контакт нередко
затруднен.

Анамнез

Слово
“анамнез” происходит от греческого
anamnesis

воспоминание. Анамнез состоит из двух
частей — анамнеза жизни {anamnesis
vitae)
и
анамнеза болезни {anamnesis
morbi).
В
анамнезе жизни излагается история
развития ребенка с момента рождения до
времени исследования. При этом важно
выяснить, как протекали роды, не было
ли желтухи в первые дни после рождения,
какие заболевания ребенок перенес в
раннем возрасте (инфекции, интоксикации,
черепно-мозговые травмы и др.) и как эти
заболевания отражались на его
нервно-психическом развитии. Тяжелые,
длительные роды. оперативные акушерские
вмешательства во время родов могут
явиться причиной поражения нервной
системы новорожденного, нарушений
процесса нервно-психического развития
ребенка.

Очень
важно выяснить особенности психофизического
развития ребенка в раннем возрасте:
следует выяснить, когда ребенок стал
держать головку, сидеть, вставать на
ножки, самостоятельно стоять, ходить,
когда стал произносить отдельные слова
и когда появилась фразовая речь.

Если
раннее развитие ребенка происходило с
задержкой, следует также выяснить,
обращались ли родители в связи с этим
к врачу, какое проводилось лечение и
каков был эффект. Целесообразно также
выяснить, как протекало физическое и
психическое развитие ребенка в дошкольном
и школьном возрасте.

В
анамнез жизни надо включить описание
санитарно-гигиенических и социально-бытовых
условий, в которых ребенок находился
до момента обследования, так как эти
факторы могли оказать значительное
влияние на его развитие и формирование
нервно-психического склада. Одним из
тяжелейших социально-бытовых условий
является алкоголизм родителей.

Особое
значение при собирании анамнеза имеют
сведения о ближайших и отдаленных
родственниках, наличии тех или иных
заболеваний или аномалий в семье по
линии отца, матери. В связи с этим
составляют родословные, в которых
обследуемого обозначают специальным
знаком. Составление таких родословных
имеет большое значение в связи с возросшим
в последние десятилетия удельным весом
наследственных заболеваний. По данным
ВОЗ, около 4% новорожденных страдают той
или иной наследственной патологией. В
настоящее время известно около 2 тыс.
генетически обусловленных заболеваний;
ежегодно описывается от 8 до 10 новых
наследственных заболеваний.

Родословная
помогает выяснить характер заболевания,
дает представление о типе наследования
болезни, облегчает постановку диагноза.
Большое значение имеет использование
родословной при медико-генетическом
консультировании.

При
составлении родословной пользуются
общепринятыми условными обозначениями
(рис. 36). Собирают сведения о возрасте,
состоянии здоровья родственников, о
наличии у них больных детей с уродствами
и врожденными заболеваниями, о количестве
беременностей, родов, абортов, выкидышей
у матери.

В
семейном анамнезе важно отразить
состояние здоровья матери, описать те
факторы, которые могли оказывать на нее
отрицательное влияние во время
беременности. Многие заболевания матери
(болезни сердца, легких, эндокринной
системы и др.) могут осложнять течение
беременности и приводить к поражению
плода. Так, при наличии у матери врожденных
пороков сердца с явлениями Нарушения
кровообращения у плода могут наблюдаться
врожденные пороки развития мозга.

Анамнез
болезни посвящен изложению истории
развития настоящего заболевания от
появления его первых признаков до
момента обследования. При этом важно
установить, как и когда были отмечены
первые признаки заболевания, в каком
порядке и когда выявлялись последующие
признаки, как вел себя ребенок, какие
изменения обнаруживались в его состоянии.
Выясняют наличие общеинфекционных
признаков заболевания (повышение
температуры тела, кашель, насморк,
воспалительные изменения крови). В
анамнезе фиксируют и эпидемиологические
данные (наличие подобного инфекционного
заболевания в семье, в школе, в детском
саду и т.п.). Анамнестические сведения
собирают у детей, родителей, родственников
или у воспитателей.

Читайте также:  Оказание помощи при абстинентном синдроме

Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы

Рис.
36. Условные обозначения при составлении
родословной:

1
— женский пол; 2

мужской пол; 3

больные; 4

супруги; 5 — внебрачная связь; 6

дважды женатый; 7 — дети; 8

однояйцевые близнецы; 9

двуяйцевые близнецы; 10

интерсекс (гермафродит); 11

пол не выяснен; 12
ребенок
с уродствами; 13

больной со стертой формой заболевания;
14

пробанд (человек, от которого начинают
составлять родословную); 15

внешне здоровый носитель рецессивного
признака; 16

предполагаемый носитель рецессивного
признака; 17

непроверенные данные об аномалиях; 18

умер в детстве; 19

умер в возрасте до 1 года; 20

выкидыш, мертворожденный; 21

условные буквенные обозначения болезней
(например, Э — эпилепсия, П — порок
сердца)

Необходимо
помнить, что дети не всегда правильно
оценивают свое состояние. Кроме того,
они легко внушаемы и на настойчивый
вопрос могут дать ответ в зависимости
от тона спрашивающего.

После
выяснения анамнестических данных надо
переходить к исследованию непосредственно
неврологического статуса — функционального
состояния нервной системы на момент
осмотра. При этом исследуют двигательную
и экстрапирамидную системы, чувствительность,
черепные нервы, вегетативную систему,
высшие корковые функции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

При поражении головного мозга, относящегося к центральному отделу нервной системы, развиваются общемозговая и очаговая симптоматика.

А. Общемозговая симптоматика проявляется головными болями, фотопсиями, головокружением, шумом в ушах, иногда психомоторным возбуждением, судорожными припадками, потерей сознания.

1. Часто причиной головных болей является гипертензионный синдром или синдром внутричерепной гипертензии. Он развивается при нарушении ликвородинамики, при опухолях, внутричерепных гематомах вследствие травм, воспалительных процессах в головном мозге. Его главный клинический признак – головная боль, сначала приступообразная, редкая, чаще по утрам, постепенно усиливающаяся распирающего характера. При прогрессировании патологического процесса она становится постоянной. Появляются оглушенность, вялость, бедность мимики. Взгляд становится тусклым. Временами на этом фоне развиваются гипертензионные кризы чаще ночью или рано утром после сна, натощак, на высоте невыносимой головной боли открывается рвота фонтаном.

У грудных детей при этом синдроме наблюдается увеличение черепа. Лицо кажется очень маленьким и имеет форму перевернутого равнобедренного треугольника. Отмечаются экзофтальм, «симптом балкона», когда лобная область нависает над орбитами. При пальпации черепа можно определить выбухание тканей в области не заращения родничков, м. б. расхождение костей свода черепа. При перкуссии слышен характерный звук «теснувшего горшка». Диагностика: при обследовании окулистом глазного дна выявляются застойные соски зрительных нервов; при люмбальной пункции наблюдается повышение ликворного давления. В норме в горизонтальном положении 70- 200 мм. рт. ст.На краниограмме (обзорной рентгенограмме черепа) видны характерные «пальцевые вдавления», истончение костей свода черепа, углубление дна турецкого седла, расхождение швов свода черепа у детей. Лечение: этиотропное-это лечение основного заболевания; симптоматическое-приём мочегонных препаратов (диакарб, фуросемид, глицерин). Назначается диета с ограничением употребления жидкости и соли.

Б. Очаговая симптоматика проявляется двигательными и чувствительными нарушениями, клиническая картина которых связана с локализацией очага поражения в головном. Например:

2. При поражении мозжечка развивается мозжечковый синдром, который проявляется шаткостью походки, неустойчивостью в позе Ромберга, мозжечковой атаксией (наблюдаются положительные пальценосовая и колено-пяточная пробы), горизонтальным нистагмом (нистагм — колебательные движения глазных яблок при их максимальном отведении), интенционным дрожанием, гипотонией мышц на стороне поражения, скандированной речью,.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

3. При нарушении в области ствола мозга развивается бульбарный синдром, который проявляется дисфагией (нарушением глотания), поперхиванием, затеканием пищи в нос, дисфонией (гнусавостью голоса). При тяжелых стволовых нарушениях могут развиться остановка дыхания и сердечной деятельности, т. к. там расположены центры вегетативных функций.

4. Менингиальный синдром развивается при патологии мозговых оболочек: воспалении, кровоизлияниях под оболочки, травматических поражениях головного мозга, опухолях и абсцессах головного мозга. Клинически менингиальный синдром проявляется резкими головными болями, сопровождающимися рвотой, светобоязнью, гиперакузией (повышенной чувствительностью к звукам). При обследовании выявляется ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига и Брудзинского. С целью установления причины развития менингиального синдрома проводят люмбальную пункцию и исследуют ликвор. Если причиной является воспалительный процесс в мозговых оболочках, в ликворе обнаруживают значительное увеличение клеточных элементов (плеоцитоз) и небольшое, по сравнению с увеличением клеточных элементов, увеличение содержания белка. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется клеточно-белковой диссоциацией. Если причиной менингиального синдрома является опухоль, абсцесс или арахноидит, в ликворе значительно возрастает содержание белка, а содержание клеточных элементов увеличивается в меньшей степени. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется белково-клеточной диссоциацией.

При гриппе, кори, дизентерии или других заболеваниях, протекающих с тяжёлой интоксикацией, часто у детей развивается состояние клинически идентичное менингиальному синдрому, но в ликворе при этом воспалительных изменений не наблюдается, т. е. нет клеточно-белковой диссоциации. Такое состояние называется менингизм.

5. Синдром Броун-Секара проявляется при поражении половины поперечника спинного мозга, является характерным признаком экстрамедулярной опухоли спинного мозга. Кроме того, причиной этого синдрома могут быть травмы спинного мозга, воспалительные и сосудистые заболевания спинного мозга. Клинически наблюдается нарушение глубокой чувствительности и спастические параличи на стороне поражения и нарушение поверхностной чувствительности на противоположной стороне на два сегмента ниже. При этом на уровне очага поражения могу быть корешковые расстройства (боли, полосы гипэстезии, параличи мышц периферического характера).

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ АФФЕРЕНТНЫХ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

  1. Расстройство чувствительности по периферическому типу развивается при поражении периферических нервов и нервных сплетений в определенной зоне тела, иннервируемой данным нервом или из данного сплетения. Поражение нервного сплетения ведет к нарушению чувствительности всех зон иннервируемых из данного нервного сплетения, при этом нарушается не только чувствительность, но и двигательная и вегетативная иннервация.
  2. Нарушение чувствительности по полиневритическому типу развивается при множественном поражении удаленных от трофических центров (нейронов) дистальных отделов периферических нервов симметрично в зоне их иннервации по типу перчаток или носков.
  3. Нарушение чувствительности по корешковому типу развивается при патологии спинальных канатиков и задних спинальных корешков в зонах иннервации из этих сегментов на туловище опоясывающего характера, на конечностях продольно.
  4. Нарушение чувствительности по сегментарному типуразвивается при избирательном поражении серого вещества задних корешков спинного мозга. При этом наблюдается Диссоциированное расстройство чувствительности: нарушаются болевая и температурная чувствительность. Расстройства глубокой чувствительности нет.
  5. Нарушение чувствительностипо табетическому типу развивается при поражении задних столбов спинного мозга. При этом нарушается глубокая чувствительность. Tabes dorsalis-в переводе с латинского-спинная сухотка, одно из осложнений сифилиса.
  6. Нарушение чувствительности по проводниковому типу развивается при поражении боковых столбов. При этом нарушается болевая и температурная чувствительности на противоположной стороне туловища на два сегмента ниже.

7. Нарушение сложных видов чувствительности развивается при поражении коры головного мозга. В зависимости от зоны поражения могут развиться такие нарушения как апраксия — нарушение движения, алексия — невозможность читать, аграфия — невозможность писать, нарушение двухмернопространственного чувства и нарушение трёхмернопрстранственного чувства  — астереогнозия, при поражении лобных долей развивается «лобная психика».Человек становится апатичным, неряшливым, дурашливым, склонным к «плоским» шуткам. У него сужается круг интересов, память. При поражении зрительных проекционных зон в области медиальной поверхности затылочной доли наблюдается выпадение полей зрения на противоположной стороне, фотопсии, может развиться слепота. При поражении левой височной области может наблюдаться нарушение речи. При поражении в области наружной стороны височных долей наблюдается снижение слуха, простые слуховые галлюцинации.

Читайте также:  Когда определяют у новорожденного синдром дауна

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ ЭФФЕРЕНТНЫХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

Травма, кровоизлияние или другой патологический процесс в области передней центральной извилины головного мозга приводит к развитию контрлатеральных, т. е. на противоположной стороне тела спастических (центральных) парезов или параличей. Парез — нарушение движения в конечности. Паралич (плегия) — отсутствие движений в конечности. Различают:

монопарезы и моноплегии — это нарушение или отсутствие движения в одной конечности;

парапарезы или параплегии — это нарушение или отсутствие движения в двух руках или в двух ногах;

гемипарезы или гемиплегии — это нарушение или отсутствие движения в руке и ноге на одной стороне тела;

тетрапарез или тетраплегия — это нарушение или отсутствие движения во всех конечностях.

Параличи и парезы развиваются при поражении двигательных нейронов и двигательных (эфферентных) путей проведения нервных импульсов. Параличи и парезы, в зависимости от локализации очага поражения, делятся на центральные и периферические. При поражении центрального двигательного пути развивается центральный паралич. Признаками центрального паралича являются:

1. обездвиженность

2. гипертонус мышц (мышцы напряжены);

3. их гипертрофия (мышцы увеличены в объёме);

4. гиперрефлексия (наблюдается повышение сухожильных рефлексов с пораженных мышц);

5. появляются положительными патологические рефлексы: Бабинского, Оппенгейма, Россолимо и т. д.

При поражении периферического отдела двигательного пути развивается периферический паралич.

Признаки периферического паралича:

1. обездвиженность;

2. гипотония мышц;

3. гипотрофия мышц;

4. гипорефлексия мышц;

5. появляется, так называемая, реакция перерождения (извращённая реакция поражённой мышцы на раздражение электрическим током).

Нервная система делится на соматическую, которая иннервирует мышцы и вегетативную, которая иннервирует внутренние органы, железы, сосуды и другие ткани организма, играя большую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма-гомеостаза. Вегетативная нервная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Влияние этих отделов на внутренние органы носит в большинстве случаев антагонистический характер (см. таб.).

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система делится на соматическую и автономную. Автономная нервная система называется вегетативной. Она имеет два отдела: симпатический и парасимпатический, влияние которых на внутренние органы и системы в большинстве случаев носит антагонистический характер, а в некоторых случаях они действуют как синергисты.

Таблица

Орган, система, функцияСимпатическая иннервацияПарасимпатическая иннервация
глазВызывает экзофтальм, расширение глазной щели и зрачкаВызывает энофтальм, сужение глазной щели и зрачка
Железы слизистой оболочки носа, слёзные железы, околоушная железа, подчелюстная железаСужает сосуды, уменьшает выделение густого секретаВызывает усиленное выделение жидкого водянистого секрета
Мышца сердцаВызывает тахикардию, увеличивает силу сердечных сокращений, увеличивает артериальное давлениеВызывает брадикардию, уменьшает силу сердечных сокращений, уменьшает артериальное давление
Коронарные сосудыИх расширениесужение
Кровеносные сосуды кожисуживаетрасширяет
БронхиРасширяет, уменьшает выделение слизиСуживает, увеличивает выделение слизи
КишечникУгнетает перистальтику, повышает тонус сфинктеровУсиливает перистальтику, понижает тонус сфинктеров
Желчный пузырьПонижает моторикуУсиливает моторику
ПочкиПонижает диурезУсиливает диурез
Мочевой пузырьУгнетает деятельность мускулатуры, повышает тонус сфинктеровУсиливает деятельность мускулатуры понижает тонус сфинктеров
Половые органыЭякуляция семениэрекция
КровьПовышает свертываемостьПонижает свертываемость
Основной обменУсиливаетПонижает
Физическая и психическая активностьУсиливаетПонижает

Особенности ухода за неврологическими больными.

В связи с тем, что у неврологических больных часто наблюдаются нарушения движений, возникает необходимость оказания помощи при перемещении этих больных, одевании, проведении гигиенических процедур, при приёме пищи.

Нарушение поверхностной чувствительности может привести к травмам, ожогам, отморожениям, а нарушение глубокой чувствительности – к нарушению походки, равновесия.

Источник