Ходунки для детей с синдромом дауна

Ходунки для детей с синдромом дауна thumbnail

Рекламные агентства рекомендуют ходунки, которые предназначены для того, чтобы учить ребенка ходить. И, купив этот «волшебный» аппарат, родители ждут, что их малыш сразу побежит. 

Самому малышу пользоваться ходунками нравится. Он находится в вертикальном положении и может быстро продвигаться вперед. Родители думают, что если ребенку это нравится, значит, они приобрели полезную вещь.

  1. Ребенок дольше стоит на цыпочках, чем обычно, потому что в ходунках для движения вперед ему приходится опираться на пальцы ног. В этой позиции ребенок лишается возможности выработать правильное положение ступней во время ходьбы.
  2. Чтобы двигаться вперед, он прислоняется грудью к краям ходунков и не учится находить равновесие. В результате он долго не может научиться сам принимать вертикальное положение.
  3. Ребенок не приобретает важнейшего опыта самостоятельного передвижения. Он не учится удерживать равновесие, стоять и ходить без посторонней помощи.
  4. Чувство равновесия не формируется в соответствии с возрастом ребенка.
  5. Ребенок без ходунков обычно сам учится опускаться вниз, на пол. Он сгибает колени и тазобедренный сустав и снова, балансируя, находит равновесие. Родители часто видят, что их малыш встает, потом садится, потом снова встает и снова садится. Повторяя одни и те же движения, он учится, изменяя их, быть самостоятельным.
  6. В ходунках ребенок обычно находится на одной и той же высоте, а это мешает ему сгибать и разгибать ноги в коленках.
  7. Ребенок, который учится ходить самостоятельно, хватается за мебель, держится за нее и начинает чувствовать себя более уверенно. Шаг за шагом он продвигается вдоль дивана, опираясь на него руками.
  8. Если ребенок ходит в ходунках долго, это ведет к перенапряжению спины.

В ходунках ребенок не двигается самостоятельно и потому не испытывает радость открытия и не стремится к новому. Ему меньше нравится лежать на полу, он ленится переворачиваться. Чаще малыш просто ждет, когда его посадят в ходунки и он начнет «ходить». Это действительно самый легкий и удобный способ, но вовсе не полезный. Мы и сами так часто поступаем. Например, вместо того, чтобы сходить за хлебом пешком, что гораздо здоровее, мы едем за ним на машине.

У ребенка, который часто находится в ходунках, перестает развиваться чувство равновесия. Ходунки мешают выработать собственную манеру ходьбы. Ребенок еще долго будет чувствовать себя в этом отношении неуверенно. Ходунки могут привести даже к тяжелым травмам. Ведь при падении малыш не может, как кошка, свернуться в клубок.

Ребенок, которому дают возможность «испытывать себя», хорошо знает свои возможности и уверен в себе….

Если лишить человека возможности набираться опыта или делать за него то, что он может сделать сам, он не сможет естественно и гармонично развиваться.

(Из книги Лизель Полински «Игра и движение»)

Добавлю к этому про ходьбу за руки smile

Итак:

Все, что написано по поводу ходунков в полной мере относится к вождению за руки неходячего ребенка.

У каждого ребенка есть потребность передвигаться по направлению к желаемому объекту. И делает ребенок это в горизонтальной позе: ползает на животе, на четвереньках, иногда просто перекатывается.
Ребенок, которого водят по квартире, лишается стимула для передвижения. Ползание, не успев сформироваться, угасает.

Родители надеются, что вместо ползания появится ходьба. Но и это не так.

Попробуйте ответить на вопрос: какой навык нужен для самостоятельной ходьбы: умение перебирать ногами или умение сохранять равновесие при переносе веса на одну ногу, чтобы сделать шаг второй ногой?

Когда вы водите ребенка, вы и обеспечиваете равновесие, не давая ему возможность освоить этот важный навык.

Про то, что при ходьбе за руки вы смещаете вес ребенка в привычную для вас сторону и он, чтобы уравновесить свое положение в пространстве становится на носочки, начинает косолапить, подтягивать одну ногу — я уж и не говорю.

Но даже вождение ребенка с поддержкой за таз имеет смысл только тогда, когда ребенок хорошо и уверенно ходит вдоль опоры, но боится оторваться от нее.

Назову этапы развития ходьбы у ребенка

  1. Ребенок встает к опоре. Если он не умеет сесть от опоры, то ваша задача как можно быстрее научить этому. Ребенок на начальных этапах, обычно, шлепается на попку и это нормально. Для этого он должен чуть согнуться вперед, а попку выставить назад. Попробуйте медленно сесть на стул и вы поймете о чем идет речь. Примерно это движение проделывает и ребенок, но он может пока не сгибать коленей. Это тоже нормально. Главное, чтобы малыш не падал навзничь.
  2. Ребенок учится стоять у опоры все уверенней. Если он, стоя у дивана, сначала наваливался всем телом, то постепенно ему начинает хватать поддержки кистью одной руки.
  3. У ребенка появляется динамическая стабилизация коленей. Он как бы «перетаптывается» получая при этом опыт сохранения равновесия при опоре на одну ногу.
  4. Ребенок начинает ходить вдоль опоры
  5. Переходит от опоры к опоре при постоянно увеличивающемся расстоянии.
Читайте также:  Прогерия и синдром преждевременного старения

На этом уровне развития ходьбы можно, при необходимости, водить ребенка на улице.

Дома он может и должен сам добираться до интересующего объекта/субъекта. Это способствует не только развитию движений, но и целенаправленной деятельности, а значит формирует модель самостоятельного поведения.

Когда вы водите ребенка на улице, придерживать его нужно в области таза. Тогда он будет ходить сам, а вы лишь будете страховать его, помогая шлепнуться на попу, если он потеряет равновесие. Так вы поможете ему понять, как он должен падать, не ударяясь головой о поверхность.

ИСПОЛЬЗУЯ ХОДУНКИ И ВОЖДЕНИЕ ЗА РУКИ ВЫ СНИЖАЕТЕ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПЕРЕДВИЖЕНИИ, А, ЗНАЧИТ, В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ЗАДЕРЖИВАЕТЕ РАЗВИТИЕ ПОЛЗАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ

Дополню эту тему фильмом, в котором просто и понятно видна последовательность развития двигательных навыков ребенка. Последовательность, продемонстрированная в этом ролике соответствует онтогенезу развития ребенка.

Используя данные, касающимися особенностей развития ребенка со сниженным тонусом и гибкими связками, каковым является ребенок с синдромом Дауна, необходимо ориентироваться на природную последовательность развития ребенка. Видео 
 

Что делать, если ребенок не умеет ходить самостоятельно?

Каждой маме хочется. чтобы ребенок как можно быстрее научился ходить сам.

Если такой навык не возникает к году, родители начинают волноваться и водить ребенка за руки, рассчитывая на то, что это сформирует у него ходьбу.

Как мы уже писали, вождение за руки и использование ходунков могут лишь отсрочит ходьбу. 

Механизм формирования ходьбы

Самостоятельная ходьба — это  вершина двигательного развития.  Все предшествующие навыки в горизонтальных позах, смена поз — готовят ребенка к ходьбе. Даже когда младенец лежит на животе и учится  переносить вес на одну сторону и уметь отрывать от поверхности другую  руку, чтобы взять игрушку — это окажет неоценимую помощь при усвоении ходьбы. Ведь ходьба заключается в том, что нужно уметь перенести  вес на одну ногу, а вторую оторвать от поверхости и сделать ею шаг.

Делать это труднее, чем в позе лежа — ведь ребенку нужно при этом сохранять равновесие.

Ребенок должен пойти самостоятельно, без указанных выше способов поддержки, т.к. такая поддержка, в лучшем случае, будет бесполезна, а в худшем, если у ребенка есть нарушения мышечного тонуса, отсрочит начало самостоятельной ходьбы.

Механизмы отрицательного воздействия использования ходунков и вождения за руки схожи и проявляются тем сильнее, чем раньше родители начинают этим пользоваться.

Основная проблема состоит в том, что у ребенка не формируется потребность в координации собственных действий по удержанию тела в вертикальном положении.  Ребенок автоматически переставляет ноги, это похоже на то, как мы используем тренажер -велосипед. Сколько бы мы не крутили педали — это не научит нас сохранять равновесие при езде.

Что же делать?

  • Не водите  ребенка за руки.
  • Не используйте устройств для искусственной вертикализации: ходунки и прыгунки.
  • Сведите к минимуму ношение на руках, чаще находитесь на полу вместе с малышом, играйте с ним. 
  • Время от времени оставляйте  ребёнка одного в комнате, предварительно позаботившись о его безопасности.
  • Если ребенок научился вставать и стоять у опоры,  дайте ему время привыкнуть к игре в этой позе, учите его садиться от опоры, приседать и брать игрушки с пола и снова вставать.
  • Если он часто падает, не старайтесь чрезмерно страховать его. Не держите ребенка, но  будьте готовы поймать его, если он падает. 

Когда малыш почувствует себя уверенно, он начнет переступать вдоль опоры, потом переходить от опоры к опоре и, наконец, оторвется от нее. 

Как ребенок может научиться сохранять равновесие при ходьбе?

Прежде всего, нам нужно понять, что сохранять равновесие ребенок может научиться только если вы не будете делать это за него.

Читайте также:  Элияху голдратт синдром стога сена

Ребёнок, обучающийся ходить сам, без рук родителей и дополнительных снаряжений,  учится сохранять равновесие в вертикальной позе и  в процессе движений в вертикальной позе.

Каждая потеря им равновесия учит его делать компенсирующие движения для того, чтобы не упасть.

Если ребенок начал ходить вдоль опоры — не спешите ему помогать, дайте ему время и он пойдет сам.

Этот ролик еще раз напомнит о том, какие ходунки можно использовать для обучения ребенка ходьбе.

Источник

  Прежде всего, постараемся понять, что значит полезно. 

Не буду долго рассуждать об этом, приведу лишь один пример: если вы планируете научить ребенка нанизыванию колечек на стержень, то это не значит, что нужно заставлять ребенка собирать пирамидку, манипулируя его руками и впадая в отчаяние от того, что в знак протеста он швыряет кольца.

Той же цели вы можете достичь, нанизывая сушки на палочку или надевая браслеты на руку.

Создание безопасной и привлекательной для ребенка среды. 

Игра ребенка не должна прерываться запретами и ограничениями по поводу того, что нельзя не открывать тот или иной ящик или не подходить к проводу. Все, что ребенку брать нельзя, уберите, ящики закройте.

Расположите в комнате игрушки, привлекательные для ребенка. Их должно быть немного.

Добавьте игрушки/предметы, которые входят в вашу программу занятий. Напоминаю, что среди них не должно быть того, что вызывает отторжение у ребенка. Например, если ребенку надоели кубики, то строить башню можно из рулонов туалетной бумаги.

Организуя игру, начните с имитации поведения ребенка

Дайте ребенку возможность самому выбрать себе игру.

Наблюдайте за его игрой и попытайтесь понять логику его действий.

Имитируйте слова и действия ребенка, используя сходные или одинаковые игрушки/предметы.

Имитируя поведение ребенка, ведите себя эмоционально, но не используйте словесных форм для привлечения внимания к своим действиям. Ждите, пока ребенок сам заинтересуется вашей игрой.

Играя, опуститесь на пол. Вы должны находиться на одном уровне с ребенком.

Расширяйте и усложняйте игру

Когда вы заметите, что ребенок обратил внимание на вашу игру, добавьте в нее новый элемент, который расширит игру, внесет в нее новый смысл. Например, ребенок катал машинку вперед и назад. Вы сначала повторяли его действия, а потом посадили в свою машинку мишку и катаете его. Мишка может выпасть из машины, заплакать и и вы его пожалеете.

Повторяйте новый сюжет несколько раз.

Если ребенок захочет продолжать играть вашими игрушками — соглашайтесь, но не предлагайте сами.

Если малыш начал играть, используя вашу игру, сделайте паузу, чтобы не отвлекать внимание ребенка.

Если вы заметили, что ребенок устал — прекратите игру. Предложите малышу съесть яблочко или почитать книжку.

Создавайте условия для сотрудничества

Часть игрушек поместите так, чтобы малыш мог получить, только их попросив вас об этом.

Играйте в игру, которая может побудить ребенка подключится, например, можно бросить мяч и подтолкнуть машину а направлении ребенка, ожидая его реакции. если реакции не последовало, повторите свои действия.

Так вы сможете ненавязчиво привлекать внимание ребенка к игре, но не предлагайте ему играть с вами форме инструкций или приказаний.

Если ребенок подключился к игре и начал бросать вам мяч обратно у вас получилась игра на чередование действий.

Вы можете сопровождать ее их словами, подчеркивающими очередность: а теперь бросит мама, а теперь Вася.

Используйте случайные эпизоды для пробуждения интереса к игре, например, мяч закатился под диван, как его достать?

Создавайте сами ситуации, которые могут вызвать удивление и интерес у ребенка.

Комментируйте свою игру и действия ребенка

Ваше речь должна быть краткой, понятной и соотнесенной с происходящим.

Это может послужить привлечением внимания и поощрением для ребенка.

Хвалите не только за результат, но и за попытки, не увенчавшиеся успехом. Покажите малышу, как вы цените его старание.

Помните, в игре вы не должны брать на себя роль лидера, но должны быть интересным и доброжелательным партнером малыша.

Мы надеемся, что эти рекомендации помогут вам организовать игру с ребенком.

Здесь  ссылки на игры, игрушки и оборудование, которые сделаны правильно. Это совсем не значит, что вы должны покупать именно  их  и  данной по ссылке. Просто нам так проще объяснить, что мы рекомендуем при проведении консультаций.

Читайте также:  Где живут дети с синдромом дауна

Сортер или ящик форм.

Для того, чтобы ребенок научился сортировать сам фигурки вкладыши не должны требовать от ребенка поиска нужного ракурса, а именно:

  • шарик, а не цилиндр, кубик, а не кирпичик
  • равносторонняя, а не равнобедренная призма. 

Посмотреть можно здесь

 Ходунки для детей с синдромом дауна

Ходунки для детей с синдромом дауна

Ходунки для детей с синдромом дауна

Пластиковая пружинка «радуга»

Нравится всем детям. ее можно повесить поперек кровати и ребенок задевая ее сначала случайно, постепенно начнет тянуться намеренно. Найти можно здесь

Ходунки для детей с синдромом дауна

Ходунки -тележка 

Покупать их необязательно, но если вы все же решили купить, то не «сидунки», а ходунки, которые ребенок толкает перед собой

Ходунки для детей с синдромом дауна

Колючий массажный коврик вы можете посмотреть здесь

Ходунки для детей с синдромом дауна

Источник

Уважаемые читатели, предлагаем вам статью, которая написана нами по результатам консультаций детей с синдромом Дауна.

Речь пойдет о том, что специалисты по двигательному развитию, не зная особенностей детей с синдромом Дауна, пытаются использовать для выработки у них вертикальной позы фиксацию с помощью вертикализаторов или корсетов. Кроме этого, нам встречались и случаи фиксации запястья и щиколоток детей с синдромом Дауна для «появления более точных движений».

Все эти методы, очевидно, копируют методы работы с детьми с ДЦП, особенно со спастическими и гиперкинетическими формами, что позволяет детям с этим нарушением выработать определенные позы и движения.

При синдроме Дауна, отличающегося иной спецификой, данные методы искусственной фиксации являются не просто неэффективными, но и неприемлемыми, заметно тормозящими двигательное развитие детей с синдромом Дауна.

Коротко разъясним суть вопроса

1. Дети с синдромом Дауна обладают следующими специфическими особенностями:

  • Сниженный мышечный тонус
  • Недостаточные реакции равновесия
  • Недостаточная способность стабилизировать положения суставов
  • Нарушенная проприоцептивная ( телесная) чувствительность, то есть искаженная информация о положении тела

2. Данные особенности приводят к нарушению постурального контроля, то есть определенные сложности сложности с удержанием позы, сохранением равновесия и точности движений.

3. В отсутствии представлений об особенностях двигательного развития детей с синдромом Дауна, у специалистов порой возникает иллюзия того, что зафиксировав определенное положение всего тела или его отдельных частей, мы можем научить ребенка правильно стоять и более четко совершать движения.

Но это совершенно не соответсвует реальности: ограничение движений и насильственная стабилизация (вертикализаторы, корсеты, различные ортезы, фиксаторы, манжеты) приводит к тому, что резко нарушается процесс научения ребенка удержанию стабильного положения тела, еще больше снижается мышечный тонус, а также не развиваются движения запястья и голеностопного сустава.

Пока ребенок зафиксирован, он действительно вынужденно сохраняет позу и производит отдельные, весьма ограниченные движения. 
Как только фиксаторы снимаются, ребенок превращается в беспомощное малоподвижное существо, у которого страдает не только двигательное развитие, но и исследовательская деятельность, игра, эмоциональное развитие. Очевидно, что все это накладывает серьезный негативный отпечаток на общее развитие ребенка.

Что предлагается современными специалистами по двигательному развитию детей с синдромом Дауна?

Гимнастика активного типа, смысл которой заключается в том, что положения тела ( позы) и движения развиваются в процессе активной деятельности ребенка, буквально с первых недель и месяцев его жизни.

Ношение ребенка в правильных позах, например, в позе «самолетик», позволяет ему успешно выработать контроль головы, то есть активизировать работу мышц шеи и плечевого пояса. Грамотный подбор игрушек и их размещение на нужной высоте — учит ребенка тянуться к ним, что развивает точность движений и развитие координации рука глаз.
Когда ребенок лежит на животе, ему также предлагаются интересные игрушки, что побуждает его перенести вес на одну руку, потянувшись второй рукой к игрушке. Это — перемещение веса из стороны в сторону, то есть, фактически — закладывание основы дальнейших движений, вплоть до ходьбы и бега.

Более подробную информацию об особенностях двигательного развития и о методике проведения гимнастики активного типа вы можете найти в книге «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна». Эта книга входит в пакет информации, который Даунсайд Ап отправляет в каждую семью с маленьким ребенком, так что она у многих из вас есть дома. В настоящее время ее электронная версия размещена на нашем информационном портале.

В заключение повторим: любое ограничение движений ребенка с синдромом Дауна, даже если оно производит впечатление подспорья для сиюминутного успеха, впоследствии отзывается более ощутимыми затруднениями двигательного и общего развития! 

Источник