Аутизм у детей синдромы психиатрия

Аутизм

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Аутизм

Аутизм

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Читайте также:  История болезни рефрактерная анемия при миелодиспластическом синдроме

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях (савантизм) наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника при остеохондрозе

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

Источник

Что такое аутизм?

Аутизм – это комплексное нарушение психических функций. Характеризуется отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, шаблонностью поведения и различными неспецифическими общими симптомами (страхи, тревога, двигательное возбуждение, нарушения пищевого поведения), приводящими в итоге к нарушению социальной адаптации.

Касаясь темы аутизма, вспоминается драматический фильм 2017 г. «Please stand by», Венди — главная героиня, которая страдает этим заболеванием. Она проживает в пансионате для душевнобольных, где каждый день по чёткому расписанию. Создана среда, где ей спокойно и комфортно, где каждый день она общается со своим врачом, а днём работает в кафе. У Венди есть специфическое увлечение — она огромная поклонница «Звёздного пути» и всё знает об этом мире. Однажды, увидев объявление на конкурс сценариев, она решается написать свою работу. Тут и начинаются все приключения. Зрители вместе с главной героиней впадают в тревогу, панику и напряжённо наблюдают за тем, как ей действительно тяжело себя преодолеть в этом мире. Посмотрев этот фильм, вы сможете составить для себя клиническую картину заболеваний аутистического спектра.

Аутизм относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) шифр заболеваний F 84.0 — F84.8.

Почему возникает аутизм?

На данный момент всемирно признанной и чёткой концепции возникновения аутизма не существует. Догадки складываются в различные гипотезы возникновения аутизма (генетические, инфекционные, социальные, психологические, биологические и даже экологические). Причём данные теории не исключают друг друга, а больше описывают комплексность нарушений, проблем на различных уровнях. Распространённость заболеваний аутистического спектра достаточно широкая: 34 — 90 на 10000 населения. Встречаемость у мальчиков и девочек 2,6 — 4:1 соответственно.

Патогенез аутистических расстройств не известен. Однако с уверенностью можно утверждать о генетической основе нарушений при РАС. Происходят поломки генома на различных уровнях: заменяются нуклеотиды в генах, меняется количество копий генов в клетках. Таким образом, дефект развития структур головного мозга происходит на ранних этапах. Причём изменения носят диффузный характер и не могут быть связаны с поражением какого-либо конкретного отдела мозга.

Из причин появления аутизма ведущее место занимают различные внешние факторы: травмы, в том числе и родовая травма, нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, токсические вещества, лекарства, вакцинации.

Какие существуют варианты расстройств аутистического спектра?

РАС классифицированы в рубрику F 84 согласно МКБ-10 «Общие расстройства психологического  развития». В разделе F84.0 рассматривается детский аутизм и классическое его проявление — синдром Каннера.

Существует также атипичное течение аутизма, оно проявляется в виде атипичного детского психоза и умственной отсталости с чертами аутизма.

Для того чтобы диагностировать аутизм, необходимо хотя бы 5 из представленных симптомов:

  • проблемы взаимодействия с обществом: неспособность во время общения жестикулировать, взаимодействовать с другими детьми и находить точки соприкосновения, эмоционально реагировать на окружающих, проявлять эмпатию, переживать радость и выражать эмоции;
  • изменения форм речи: задержка в развитии или отсутствие разговорной речи, невозможность вступить в общение или поддержать речевой контакт с другими людьми, стереотипии (повторяющиеся предложения и отдельные слова) в речи или неуместное использование слов и фраз, отсутствие типичных для младшего возраста ролевых игр;
  • стереотипии – это узконаправленные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах: как правило, существование одного крайне необычного по содержанию увлечения (ребёнок досконально изучает модели холодильников, карты дорог, знает все флаги стран), ритуальные действия;
  • неспецифические нарушения: страхи, фобии, агрессия вплоть до нанесения самоповреждений, возбуждение, нарушения сна и пищевого поведения (крайняя избирательность в еде, отказ от другой предложенной вкусной еды);
  • начало симптоматики до трёхлетнего возраста.

Как клинически проявляется аутизм?

Синдром Каннера — классический вариант аутизма, заболевание начинается с самого младенчества. Оно характеризуется дефектом функций психики и частичным их недоразвитием, нарушением способности к общению. Можно выделить 3 основных комплекса: недостаточная социализация, отсутствие общения и стереотипное поведение.

Родители чаще всего обращают своё внимание на задержку речи. С самого младенчества гуление и лепет крайне бедны, жесты не используются. Первые слова крайне странные, в виде повторов слогов. Словарный запас пополняется медленно.  После 3 лет речь содержит клишированные фразы, ребёнок обращает всё внимание на собственную личность. Дети — аутисты затрудняются вступать в диалог, пересказывать текст. Основная цель речи — общение, эта функция коммуникации у аутистов практически утрачивается. Игры таких детей лишены радости импровизации, выдумки и творчества. В движениях малыша можно заметить угловатость, стереотипные действия (например, ходьба на цыпочках, махание руками как бабочка).

Эмоциональная сфера притуплена, обычно у ребёнка нет характерной радости и эмоциональности, когда родители берут на руки, нет и различения на близких и чужих. Абстрактное мышление не развивается. Интеллект таких детей, как правило, снижен. Заболевание специфически изменяет развитие ребёнка, сохраняет неизгладимый дефект на протяжении всей оставшейся жизни.

При  детском инфантильном  психозе  начальные фазы заболевания характеризуются преобладающим кататоническим симптомокомплексом и возникают в первые 3 года жизни ребёнка. Кататонические расстройства – нарушения двигательной сферы, как правило, возбуждение и стереотипные гиперкинезы: будь то бег по кругу, прыжки, качание на стуле или потряхивания кистями, ходьба с опорой на пальцы ног, неустойчивый тонус мышц.

Выражены реакции вегетативной нервной системы, часто наблюдается потливость. У детей нет тяги и потребности в общении с родными и близкими. Речь нечёткая, бессвязная.  Такие приступы длятся 2 — 3 года, затем наступает ремиссия. В ремиссии дети долго не могут сидеть на месте, вертятся, бегают во время занятий, легко отвлекаются. К возрасту 7 — 9 лет приступы купируются, и преодолевается задержка психического развития. Лишь при увеличении нагрузки и чрезмерном эмоциональном напряжении возникают  кратковременные стереотипные движения. У части больных детей нарушена коммуникация и сохраняется снижение интереса к социальным взаимосвязям, они одиноки. Что касается прогноза, необходимо отметить, что своевременная реабилитация способствуют благоприятному исходу в 84% случаев (выздоровление – в 6%; «высокофункциональный аутизм» – в 50%, регредиентное течение – в 28%).

К атипичному аутизму в детском возрасте относится большинство тяжёлых форм аутизма при других заболеваниях (шизофрении, болезни Дауна, фенилкетонурии). Атипичный, т.е. не такой, как классический вариант, аутизм может начинаться в позднем возрасте (после 3 лет), при включении в клинику различной дополнительной патологии — психотической и непсихотической (умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами).

Читайте также:  Психологическая характеристика детей с синдромом раннего аутизма

Как диагностировать аутизм?

Выявить наличие аутизма может только врач-психиатр. Задача родителей, психологов и педагогов образовательных учреждений – как можно раньше выявить ребёнка с отклоняющимся поведением, помочь создать комфортные условия в семье, детском коллективе и, конечно, направить к врачу-психиатру.

Важно не упустить периоды развития ребёнка, когда он должен активно познавать окружающий мир и налаживать общение со сверстниками и другими взрослыми, чтобы не произошло закрепления и прогрессирования аутистической симптоматики.

Хороший эффект наблюдается от комплексного использования лекарственных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая и социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Преемственность помощи при лечении аутизма – один из принципов терапии. Таким образом создаются предпосылки к возможности обучения, трудоустройству и полноценному функционированию как полноценного члена нашего общества.

Родителей должно насторожить, если:

  • до 12 месяцев ребёнок не гулит и не лепечет;
  • после 1 года ребёнок не использует указательный жест, чтобы обратить на что-либо внимание родителей;
  • до 1,5 лет он не произносит слова;
  • в возрасте 2 лет он не произносит коротких фраз;
  • он теряет ранее приобретённые речевые и социальные навыки, вне зависимости от возраста.

Для того чтобы выявить наличие аутизма из всей большой группы детей, необходимо провести кратковременное, но эффективное скрининговое исследование. На сегодняшний день широко используются экспресс-оценка аутистических проявлений — ADOS (2011 г.), модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT, социально-коммуникативный опросник — SCQ1, анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет).

При беседе в спокойной и доверительной обстановке врач собирает объективные сведения о пациенте, изучает имеющуюся медицинскую документацию, характеристики из дошкольных учреждений, коррекционных центров, школ, а также беседует с самим пациентом и его родственниками.

Далее диагностику развития проводят психологи для выявления особенностей личности ребёнка, оценки его коммуникативных навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Инструментальные исследования при диагностике РАС. Широко используется электроэнцефалография (ЭЭГ). У больных детей существуют определённые изменения в биоэлектрической активности головного мозга, связанные с клинической симптоматикой. Из несомненных плюсов ЭЭГ стоит отметить повсеместную доступность и невысокую стоимость данного метода. ЭЭГ позволяет не только обнаруживать эпилептическую активность, но и оценивать уровень зрелости и функциональной активности мозга, дезорганизации корковых структур мозга, что очень важно при диагностике онтогенетических нарушений.

Методы нейровизуализации, используемые для диагностики аутизма, неспецифичны: компьютерная томография (КТ), магнитно-ядернорезонансное исследование (МРТ) проводятся по показаниям.

Лечится ли аутизм?

Лечение аутизма, прежде всего, должно быть комплексным, с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с маленьким пациентом и его семьёй). Основная цель лечения аутизма: улучшение когнитивных функций, уменьшение тяжести аутизма, налаживание социального взаимодействия ребёнка с другими людьми, создание возможности для дальнейшего обучения. Опираясь на поставленные цели, врач должен создать баланс между лекарственной терапией и немедикаментозными методиками, активизировать биологические и психологические возможности ребёнка. Совместно с врачом к лечению должны подключаться педиатры, неврологи, психологи, логопеды, педагоги, социальные работники.

Стационарное лечение показано при грубом изменении поведения, острой психопатологической симптоматике, опасности для жизни и здоровья ребёнка, затруднении в уходовых мероприятиях и невозможности компенсировать данное состояние амбулаторно. Лечение проводится в детском психиатрическом отделении, где создаются комфортные условия для пребывания матери и ребёнка. После стационарного лечения и купирования острого состояния маленький пациент поступает на долечивание в амбулаторное звено. На этом этапе к лечению добавляется педагогическая коррекция с использованием специальных адаптированных по возрасту программ восстановительного типа.

Медикаментозная терапия при лечении аутизма имеет огромное значение, особенно раннее её начало. Это связано с особенностями развития головного мозга ребёнка, выделением специфических периодов развития психических функций, когда существует возможность остановки активного течения заболевания. Подбор терапии всегда осуществляется индивидуально после тщательно проведённой диагностики и соотношения положительного эффекта и нежелательных побочных реакций. Выбор препаратов для лечения аутизма осуществляется с учётом возраста начала заболевания, психопатологической симптоматики, сопутствующей патологии других систем и органов. Имеются в виду и способы приёма препаратов, происходит подбор удобных для пациента форм препаратов в виде капель, растворимых в полости рта таблеток.

При возникновении острого психоза с преобладанием неспецифических аутистических проявлений (паника, страхи, тревога, психомоторное возбуждение, агрессия) назначаются антипсихотики с успокаивающим и снотворным эффектом (например, хлорпромазин, левомепромазин, хлорпротиксен, алимемазин, перициазин и др.). С целью поддержки умственных функций используют, как правило, атипичные нейролептики (рисперидон, клозапин, палиперидон), т.к. именно эта группа препаратов сохраняет реабилитационный потенциал и не даёт болезни прогрессировать. При более грубых нарушениях личности предпочтительны классические нейролептики с общим антипсихотическим действием (галоперидол, клозапин, рисперидон).

При наличии в структуре аутистического расстройства выраженного депрессивного состояния назначаются антидепрессанты, желательно с седативным действием (амитриптилин, сертралин).

При преобладающих неспецифических изменениях в виде тревоги, напряжения, нарушений сна, навязчивых проявлений или выраженного двигательного возбуждения применяют транквилизаторы (диазепам).

Группа нормотимиков назначается в случаях с выраженным колебанием настроения, стереотипиями (карбамазепин, вальпроат натрия, ламотриджин).

У детей при всех видах РАС в комплексной терапии обязательно используются ноотропы и вещества с ноотропным действием. Наиболее часто используются в практике кортексин, церебролизин, гопантеновая кислота, пирацетам, глицин, циннаризин, актовегин.

Психокоррекция и социальная реабилитация являются базовыми при лечении аутизма, так как направлены на формирование и развитие навыков общения и подстройки к окружающему миру. Одна из лучших в мире – программа «Обучение и воспитание детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития» (TEACCH -Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) и методика поведенческой терапии — Прикладной анализ поведения (ABA –Behavior treatment and technology).

Логопедическая коррекция индивидуально учитывает особенности больных с аутизмом, нарушения речи и направлена на формирование словарного запаса, развитие внимания, речевого слуха.

Нейропсихологическая коррекция также полезна, в ней используются специальные программы упражнений для снятия напряжения. В этом комплексе задействованы дыхательные и релаксационные методики, физические упражнения для различных групп мышц (глазодвигательные, мышц языка, лица, челюсти, мелкой моторики рук).

Необходимо отметить, что и обучение детей-аутистов должно проводиться в специализированных учреждениях: детских садах компенсирующего вида и учреждениях, имеющих группы компенсирующего и комбинированного назначения для детей с нарушениями слуха, речи, моторики, с нарушением интеллекта.

В имеющейся структуре школьного образования больных с аутистическими расстройствами можно обучать в коррекционных образовательных учреждениях: 5-го вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 7-го вида для детей с задержкой психического развития, 8-го вида для умственно отсталых, в школах индивидуального обучения на дому для детей — инвалидов по общеобразовательной программе, либо обучаться по индивидуальному учебному плану.

Мнение специалиста: родители, не меньше, чем дети-аутисты, нуждаются в помощи и поддержке. Психотерапевтические методики помогут снять тревогу и эмоциональ?