Характеристики умственной отсталости при синдроме дауна

Характеристики умственной отсталости при синдроме дауна thumbnail

Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, один из семисот новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, состояния их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи, национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, их родители имеют нормальный набор хромосом.

Слово «синдром» подразумевает наличие определенных признаков или характерных черт. Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы.

После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причем количество хромосом новой оплодотворенной яйцеклетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке и 23 — отцовской. Но иногда при зарождении новой жизни происходят отклонения. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Она появляется в результате генетической случайности и вследствие этого в клетках оказывается по 47 хромосом.

Наличие этой генетической аномалии обуславливает появление ряда особенностей , вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Таким малышам труднее учиться. И все же подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть и дружить со сверстниками, ходить в школу и заниматься спортом, словом делать то, что умеют делать другие дети [6].

Синдром Дауна может возникнуть из-за влияния нескольких генетических механизмов, которые в свою очередь приводят к тому, что признаки и симптомы развития заболевания отличаются в каждом отдельном случае через влияние генетических факторов и окружающей среды. До рождения, невозможно предвидеть того, какие симптомы, будут развиваться у ребенка с синдромом Дауна.

Наличие дополнительной хромосомы, как правило, обуславливает ряд специфических черт, присущих большинству людей с синдромом Дауна. Однако, есть дети почти без проявлений внешних особенностей. Также как встречаются люди с обычным набором хромосом, но с внешними признаками, характерными для синдрома Дауна.

Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты. Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония. Характерна повышенная восприимчивость к инфекциям. Продолжительность жизни больных значительно снижена, не более 10% живут более 40 лет [3].

Обычно у людей с синдромом Дауна проявляется ряд физических характеристик, например икрогения (аномально маленький подбородок); эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80%; гипотония мышц (слабый мышечный тонус) — 80%; плоская переносица; поперечная ладонная складка-45%; короткая, широкая шея — 45%; белые пятна на радужке, известные как пятна Брушфильда — 25%; «плоское лицо» — 90%; плоский затылок — 78%; короткие конечности — 70%; зубные аномалии — 65% и другие.

У большинства людей с синдромом Дауна проявляются отклонения интеллектуального развития — несущественные (IQ 50-70) или умеренные (IQ 35-50), а у тех людей, которые имеют мозаичный синдромом Дауна этот показатель, обычно на 10-30 пунктов выше. Кроме того, больные могут иметь широкую голову и очень круглое лицо.

Относительно речевых способностей, то понимание того, что говорят и способность сказать самому, существенно отличается, то есть у людей с синдромом Дауна эти способности обычно нарушены. Моторные навыки, направленные на осуществление точных движений часто отстают от общих моторных навыков (таких как хождение) и могут быть связаны с когнитивным развитием. Однако влияние заболевания на развитие общих моторных навыков тоже является существенным, однако очень отличается у каждого пациента. Так, например, некоторые дети начинают ходить примерно в 2 года, тогда как другие могут не ходить до 4 лет. Физиотерапия, и (или) участие в программах адаптированного физического воспитания, может улучшить развитие общих моторных навыков у детей с синдромом Дауна.

Такие параметры как рост, вес, окружность головы у детей с болезнью — меньше чем у здоровых детей того же возраста. Взрослые с синдромом Дауна, обычно имеют небольшой рост (средний рост мужчин составляет 157 см, а женщин — 144 см). У больных с синдромом Дауна существует повышенная предрасположенность к возникновению ожирения.

Люди с синдромом Дауна имеют более высокий риск возникновения многих болезней. Медицинские последствия дополнительного генетического материала является крайне изменчивыми, и могут повлиять на функции системы любых органов или на иные процессы организме. Некоторые проблемы возникают еще до рождения, а именно определенные пороки сердца. Другие проблемы становятся очевидными со временем, например эпилепсия.

Степень нарушения интеллектуального развития зависит от фомы заболевания.

У большинства людей с синдромом Дауна проявляются отклонения интеллектуального развития — несущественные (IQ 50-70) или умеренные (IQ 35-50), а у тех людей, которые имеют мозаичный синдромом Дауна этот показатель, обычно на 10-30 пунктов выше. Кроме того, больные могут иметь широкую голову и очень круглое лицо [8].

график распределения IQ при трисомии и мозаичной форме

Рисунок 1 график распределения IQ при трисомии и мозаичной форме

Таким образом, синдром Дауна обусловлен трисомией по 21 хромосоме, степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам.

Источник

В связи шумихой, возникшей из-за истории с учительницей, приводившей в класс свою больную синдромом Дауна дочь и настоявшей на помещении ее фотографии в классный альбом, было бы не лишним вспомнить некоторые азбучные истины, касающиеся синдрома Дауна. Слишком уж много спекуляций на эту тему развели в последние годы люди, привыкшие оперировать не разумом, а эмоциями.

А превалирование эмоций над разумом – дело опасное, поскольку чревато получением искаженной картины мира. Потому, прежде чем, подобно омбудсмену Астахову, вставать в позу, вверх вздевать свои персты и греметь обличительными словесами, следует обратиться к фактам.

Факты же, вкратце, таковы.

Синдром Дауна, или трисомия 21 – это патология. Не особенность внешности, не черта характера, не своеобразный тип мышления и не альтернативная одаренность, а именно патология. Достаточно хорошо изучены причины и механизмы ее развития (образование генотипа с лишней хромосомой в 21 паре вследствие нерасхождения хромосом при мейотическом делении, повреждение q-плеча 21 хромосомы, управляющего ферментом супероксиддисмутазой, который предотвращает накопление свободных радикалов в внутри клеток; их переизбыток влечет за собой преждевременный износ внутриклеточных структур; так же вследствие нарушения синтеза печеночной фосфофруктокиназы нарушается строение клеточных мембран), фактор риска (вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна у роженицы до 30 лет составляет 0,3%, после 30 – 3,8%; средний возраст матерей детей с синдромом Дауна – 34,5), внешние проявления (пониженный мышечный тонус, короткие конечности, повышенные рефлексы, эпикантус, плоский затылок, деформации ушных раковин, фаланг 5 пальцев, тазовых костей, утолщенная кожа на затылке, характерная поперечная складка на ладони, толстый язык, маленький нос, замедленный рост и ряд других).

У детей с трисомией 21 часто имеются врожденные пороки сердца (до 20% случаев), стеноз двенадцатиперстной кишки, нарушения слуха. Уже одно это обстоятельство требует медицинского вмешательства. Но куда более частого и интенсивного вмешательства, причем не только врачебного, требует еще один характерный признак синдрома Дауна – олигофрения, т.е. умственная отсталость. Трисомия 21 является одним из основных «поставщиков» олигофрений.

Важно не забывать, что диагноз «умственная отсталость» устанавливается не с потолка, не по вкусу обследующего, не на основе чьих-то собственных представлений об уме или глупости. Уже не одно десятилетие коэффициент интеллекта определяется по объективным, валидным, много раз опробованным тестам. IQ является таким же надежным и информативным показателем, как рост, вес или число лейкоцитов в крови.

Умственная отсталость подразделяется на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. У детей с трисомией 21 в большинстве случаев IQ колеблется между 20 и 50 (тяжелая и умеренная степени олигофрении), но в 15% случаев бывает выше 50 (легкая степень). Отдельные наиболее «одаренные» из этих детей могут приближаться к нижним границам нормы и временами показывать результаты, сопоставимые с теми, которые наблюдаются в нормальной популяции. Умственные способности у детей с синдромом Дауна развиваются достаточно быстро в первые 6-12 месяцев, зачастую порождая у родителей преждевременный оптимизм и необоснованные ожидания, затем развитие резко замедляется.

Но все же даже дети со средней и тяжелой степенью отсталости, в целом, хорошо обучаемы – в заданных природой и судьбой пределах, разумеется. Этому во многом способствует характкер этих детей: они, большей частью, послушны, покладисты, ласковы, эмоционально отзывчивы. Многие из них хорошо чувствуют ритм, имеют музыкальные склонности, из них можно составлять целые музыкальные коллективы, которые вряд ли многим хуже тех, которые заполонили современную эстраду. Дети с синдромом Дауна чаще всего могут воспитываться в домашних условиях, а по достижению взрослости – жить в специализированных общежитиях, работать в производственно-интеграционных мастерских.

Однако же картина не столь радужная, как это может показаться на первый взгляд. Дети с трисомией 21 и умеренной либо тяжелой степенью умственной отсталости нередко бывают агрессивными, упрямыми и неуправляемыми. От 15 до 30% детей и взрослых с синдромом Дауна страдают различными дополнительными психическими и поведенческими расстройствами, такими как гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, оппозиционное вызывающее расстройство (агрессивность, склонность раздражать окружающих), тревожные расстройства. С возрастом нарастает число депрессивных, тревожных расстройств, усиливается тенденция к социальной изоляции. У 60-70% людей с синдромом Дауна отмечаются такие черты характера, как упрямство, своенравие, невнимательность, социальная изолированность, недоверчивость.

В общем, врачебная помощь людям с синдромом Дауна необходима. С помощью медицины уже удалось значительно увеличить продолжительность их жизни – это хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что у них где-то с 30 лет начинается развиваться дементный синдром, зачастую неотличимый от такового при болезни Альцгеймера. Это и не удивительно, поскольку и при болезни Альцгеймера, и при синдроме Дауна имеется одинаковый патоанатомический субстрат – амилоидные отложения, образующиеся из полипетида Aß42 Вряд ли случайно то обстоятельство, что ген, «ответственный» за этот белок, локализуется все в той же 21 хромосоме.

Вот мы и вернулись к тому, с чего начали. Синдром Дауна – тяжелое патологическое состояние. Дети и взрослые с трисомией 21 – не просто несчастные «другие», не жертвы каких-то то там предрассудков и порождаемых невежеством страхов, они страдают от реального патологического процесса, они больны в медицинском понимании этого слова.

Что же из этого следует, помимо само собой подразумевающейся медицинской помощи?

Детям с синдромам Дауна необходимо образование в специализированных школах. В школах, где есть педагоги с соответствующей подготовкой и опытом. Для которых разработаны адаптированные для таких детей школьные программы. Где возможно регулярное тщательное наблюдение со стороны врачей (и не просто врачей и даже не просто психиатров, а психиатров детских), психологов, психотерапевтов, коррекционных педагогов, социальных работников. Нужна развернутая сеть производственно-интеграционных мастерских, позволяющих людям с трисомией 21 работать и получать зарплату за свой труд – только в этом случае возможна настоящая, а не декларативная интеграция этих людей в общество.

Что же происходит в реальности?

Государства медленно, но уверенно проводят курс на ликвидацию специализированных школ. Причина проста – тучные годы прошли, ползучий кризис неуклонно подтачивает общество всеобщего благосостояния. В общем, нет денег. Учить детей с отклонениями в развитии сложно и дорого. Как быть?

Проще всего – специализированные школы закрыть, а детей перевести в школы обычные. Предварительно громогласно объявив, что они никакие не больные, а просто «другие», «солнечные дети», «божий дар» и т.д. и т.п. Чем не гениальный выход – вместо того, чтобы лечить человека, просто объявить ему, что он и так здоров. И даже здоровее других здоровых.

Смогут ли дети с синдромом Дауна учиться в обычной школе? За отдельными исключениями, которые настолько редки, что не стоят даже упоминания – нет, не смогут. Попытка обучать их стандартными методами по общеобразовательным программам ни принесет ничего, кроме фрустрации, нервных срывов и потерянного зря времени. Но правительственным чиновникам, само собой, на это наплевать. Главное – они сэкономят деньги и при этом покрасуются в тогах великих гуманистов.

А неизбежные конфликты и трения, возникающие при смешении разнородных контингентов учеников, можно списать на негуманность, отсталось, злобность здоровых учащихся и их родителей. И вместо того, чтобы реально помогать детям с синдромом Дауна, чиновники и примкнувшие к ним недалекие активисты из разных движений с красивыми названиями и неясными целями будут учить жизни детей здоровых, разливаться соловьем о гуманизме, доброте и прочих хороших вещах. Звездеть, как известно, не мешки ворочить.

Возникла эта тенденция в Западной Европе, откуда плавно перетекла в Россию. Причем российские неофиты, как и положено, на порядок превзошли своих учителей по накалу неадекватности. Астаховские филиппики – нагляднейший тому пример. Вместо того, чтобы ругать тех, кто не смог обеспечить Маше адекватное обучение, он с истерическим визгом наехал на родителей учеников.

Конечно, это проще и безопаснее – за наезд на правительственных чиновников могут и в рог дать, и удобной работенки «не бей лежачего» лишить. А простые люди ничем отважному омбудсмену не ответят, будут стоять как оплеванные и даже слова не посмеют сказать в свою защиту.

Это – химически чистое ханжество. Фарисейство высшей пробы. Эталонное лицемерие.

Настоящий гуманизм заключается в том, чтобы дать людям с синдромом Дауна адекватное образование и трудоустройство. Но это очень трудно. Проще нести вздор о том, что дети с синдромом Дауна ничем не отличаются от здоровых и кидаться фекалиями в тех, кто с тобой не согласен.

А за всей пропагандисткой шумихой по поводу необходимости ввести детей с синдромом Дауна в обычные школы стоит зауряднейшая тупая жадность и нежелание этим детям по-настоящему помочь.

Источник

Характеристики умственной отсталости при синдроме дауна

Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü â ñòðóêòóðå ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ãåíåòè÷åñêèå è õðîìîñîìíûå çàáîëåâàíèÿ. Èçó÷åíèå õàðàêòåðèñòèêè ñèíäðîìà Äàóíà. Îñíîâíûå ïðè÷èíû óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè ïðè ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèÿõ.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ16.04.2016
Ðàçìåð ôàéëà130,5 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http: //www. allbest. ru/

Òåìà: Îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè ïðè ðàçëè÷íûõ ãåíåòè÷åñêèõ è õðîìîñîìíûõ çàáîëåâàíèÿõ (ñèíäðîì Äàóíà)

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Ãåíåòè÷åñêèå è õðîìîñîìíûå çàáîëåâàíèÿ
  • 2. Õàðàêòåðèñòèêà ñèíäðîìà Äàóíà
  • 3. Ãåíåòè÷åñêèå ïðè÷èíû óìñòâåííîé îòñòàëîñòè
  • 4. Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü ïðè õðîìîñîìíûõ áîëåçíÿõ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

Ñèíäðîì Äàóíà — ñàìàÿ ðàñïðîñòðàí¸ííàÿ ãåíåòè÷åñêàÿ àíîìàëèÿ. Ïî ñòàòèñòèêå, îäèí èç ñåìèñîò íîâîðîæäåííûõ ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ýòî ñîîòíîøåíèå îäèíàêîâî â ðàçíûõ ñòðàíàõ, êëèìàòè÷åñêèõ çîíàõ, ñîöèàëüíûõ ñëîÿõ. Îíî íå çàâèñèò îò îáðàçà æèçíè ðîäèòåëåé, ñîñòîÿíèÿ èõ çäîðîâüÿ, âðåäíûõ ïðèâû÷åê, ïèòàíèÿ, äîñòàòêà, îáðàçîâàíèÿ, öâåòà êîæè, íàöèîíàëüíîñòè. Ìàëü÷èêè è äåâî÷êè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ðîæäàþòñÿ ñ îäèíàêîâîé ÷àñòîòîé, èõ ðîäèòåëè èìåþò íîðìàëüíûé íàáîð õðîìîñîì.

Ñëîâî «ñèíäðîì» ïîäðàçóìåâàåò íàëè÷èå îïðåäåëåííûõ ïðèçíàêîâ èëè õàðàêòåðíûõ ÷åðò. Ñèíäðîì Äàóíà âïåðâûå îïèñàë â 1866 ãîäó áðèòàíñêèé âðà÷ Äæîí Ëýíãäîí Äàóí. Ïî÷òè ñòî ëåò ñïóñòÿ, â 1959 ãîäó, ôðàíöóçñêèé ó÷åíûé Æåðîì Ëåæåí îáîñíîâàë ãåíåòè÷åñêîå ïðîèñõîæäåíèå ýòîãî ñèíäðîìà, êîòîðîå îïðåäåëÿåòñÿ íàëè÷èåì â êëåòêàõ ÷åëîâåêà äîïîëíèòåëüíîé õðîìîñîìû.

Ïîñëå ñëèÿíèÿ ìóæñêîé è æåíñêîé ïîëîâûõ êëåòîê îáðàçóåòñÿ îäíà êëåòêà, ïðè÷åì êîëè÷åñòâî õðîìîñîì íîâîé îïëîäîòâîðåííîé ÿéöåêëåòêè óäâàèâàåòñÿ è äîñòèãàåò 46. Èç íèõ 23 õðîìîñîìû ïðèíàäëåæàò ìàòåðèíñêîé êëåòêå è 23 — îòöîâñêîé. Íî èíîãäà ïðè çàðîæäåíèè íîâîé æèçíè ïðîèñõîäÿò îòêëîíåíèÿ. Ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà â 21-é ïàðå ïðèñóòñòâóåò äîïîëíèòåëüíàÿ õðîìîñîìà. Îíà ïîÿâëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå ãåíåòè÷åñêîé ñëó÷àéíîñòè è âñëåäñòâèå ýòîãî â êëåòêàõ îêàçûâàåòñÿ ïî 47 õðîìîñîì.

Íàëè÷èå ýòîé ãåíåòè÷åñêîé àíîìàëèè îáóñëàâëèâàåò ïîÿâëåíèå ðÿäà îñîáåííîñòåé , âñëåäñòâèå êîòîðûõ ðåáåíîê áóäåò ìåäëåííåå ðàçâèâàòüñÿ è ïîçæå ñâîèõ ðîâåñíèêîâ ïðîõîäèòü îáùèå äëÿ âñåõ äåòåé ýòàïû ðàçâèòèÿ. Òàêèì ìàëûøàì òðóäíåå ó÷èòüñÿ. È âñå æå ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîæåò íàó÷èòüñÿ õîäèòü, åñòü, îäåâàòüñÿ, ãîâîðèòü, èãðàòü è äðóæèòü ñî ñâåðñòíèêàìè, õîäèòü â øêîëó è çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì, ñëîâîì äåëàòü òî, ÷òî óìåþò äåëàòü äðóãèå äåòè [6].

Ñèíäðîì Äàóíà ìîæåò âîçíèêíóòü èç-çà âëèÿíèÿ íåñêîëüêèõ ãåíåòè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü ïðèâîäÿò ê òîìó, ÷òî ïðèçíàêè è ñèìïòîìû ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå ÷åðåç âëèÿíèå ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è îêðóæàþùåé ñðåäû. Äî ðîæäåíèÿ, íåâîçìîæíî ïðåäâèäåòü òîãî, êàêèå ñèìïòîìû, áóäóò ðàçâèâàòüñÿ ó ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

Íàëè÷èå äîïîëíèòåëüíîé õðîìîñîìû, êàê ïðàâèëî, îáóñëàâëèâàåò ðÿä ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, ïðèñóùèõ áîëüøèíñòâó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Îäíàêî, åñòü äåòè ïî÷òè áåç ïðîÿâëåíèé âíåøíèõ îñîáåííîñòåé. Òàêæå êàê âñòðå÷àþòñÿ ëþäè ñ îáû÷íûì íàáîðîì õðîìîñîì, íî ñ âíåøíèìè ïðèçíàêàìè, õàðàêòåðíûìè äëÿ ñèíäðîìà Äàóíà.

Áîëüíûì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñâîéñòâåíåí ñïåöèôè÷åñêèé ôèçè÷åñêèé ôåíîòèï, îïðåäåëÿåìûé ìíîæåñòâîì ñòèãì äèçîíòîãåíåçà, ÷òî äåëàåò âîçìîæíûì äèàãíîñòèêó ýòîãî ñîñòîÿíèÿ óæå ïðè ðîæäåíèè. Äåòè îáû÷íî íåáîëüøîãî ðîñòà; ïðè ðîæäåíèè ÷àñòî èìåþò íèçêóþ ìàññó òåëà (äî 2500 ã). Îêðóæíîñòü ãîëîâû óìåíüøåíà. Ëèöî ïëîñêîå, ìîíãîëîèäíûé ðàçðåç ãëàç (ïåðâîå íàçâàíèå ñèíäðîìà «ìîíãîëèçì»), øèðîêàÿ ïåðåíîñèöà, íîñ êîðîòêèé, èçðåäêà íàáëþäàåòñÿ ïÿòíèñòàÿ îêðàñêà öåíòðàëüíîé ÷àñòè ðàäóæêè; íåðåäêè êàòàðàêòû. ßçûê áîëüøîé, èñ÷åð÷åííûé, ðîò ïîëóîòêðûò. Óøè íåáîëüøèå, ïðèëåãàþùèå. Êèñòè øèðîêèå, ïàëüöû êîðîòêèå, íà ëàäîííîé ïîâåðõíîñòè êèñòè ïîïåðå÷íàÿ áîðîçäà. ×àñòî âñòðå÷àþòñÿ ïàòîëîãèÿ ñòðîåíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ýíäîêðèííûå íàðóøåíèÿ (ãèïîôóíêöèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ãèïîôèçà, íàäïî÷å÷íèêîâ, ïîëîâûõ æåëåç), ìûøå÷íàÿ ãèïîòîíèÿ. Õàðàêòåðíà ïîâûøåííàÿ âîñïðèèì÷èâîñòü ê èíôåêöèÿì. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè áîëüíûõ çíà÷èòåëüíî ñíèæåíà, íå áîëåå 10% æèâóò áîëåå 40 ëåò [3].

Îáû÷íî ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðîÿâëÿåòñÿ ðÿä ôèçè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê, íàïðèìåð èêðîãåíèÿ (àíîìàëüíî ìàëåíüêèé ïîäáîðîäîê); ýïèêàíòóñ (âåðòèêàëüíàÿ êîæíàÿ ñêëàäêà, ïðèêðûâàþùàÿ ìåäèàëüíûé óãîë ãëàçíîé ùåëè) — 80%; ãèïîòîíèÿ ìûøö (ñëàáûé ìûøå÷íûé òîíóñ) — 80%; ïëîñêàÿ ïåðåíîñèöà; ïîïåðå÷íàÿ ëàäîííàÿ ñêëàäêà-45%; êîðîòêàÿ, øèðîêàÿ øåÿ — 45%; áåëûå ïÿòíà íà ðàäóæêå, èçâåñòíûå êàê ïÿòíà Áðóøôèëüäà — 25%; «ïëîñêîå ëèöî» — 90%; ïëîñêèé çàòûëîê — 78%; êîðîòêèå êîíå÷íîñòè — 70%; çóáíûå àíîìàëèè — 65% è äðóãèå.

Ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðîÿâëÿþòñÿ îòêëîíåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ — íåñóùåñòâåííûå (IQ 50-70) èëè óìåðåííûå (IQ 35-50), à ó òåõ ëþäåé, êîòîðûå èìåþò ìîçàè÷íûé ñèíäðîìîì Äàóíà ýòîò ïîêàçàòåëü, îáû÷íî íà 10-30 ïóíêòîâ âûøå. Êðîìå òîãî, áîëüíûå ìîãóò èìåòü øèðîêóþ ãîëîâó è î÷åíü êðóãëîå ëèöî.

Îòíîñèòåëüíî ðå÷åâûõ ñïîñîáíîñòåé, òî ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî ãîâîðÿò è ñïîñîáíîñòü ñêàçàòü ñàìîìó, ñóùåñòâåííî îòëè÷àåòñÿ, òî åñòü ó ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ýòè ñïîñîáíîñòè îáû÷íî íàðóøåíû. Ìîòîðíûå íàâûêè, íàïðàâëåííûå íà îñóùåñòâëåíèå òî÷íûõ äâèæåíèé ÷àñòî îòñòàþò îò îáùèõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ (òàêèõ êàê õîæäåíèå) è ìîãóò áûòü ñâÿçàíû ñ êîãíèòèâíûì ðàçâèòèåì. Îäíàêî âëèÿíèå çàáîëåâàíèÿ íà ðàçâèòèå îáùèõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ òîæå ÿâëÿåòñÿ ñóùåñòâåííûì, îäíàêî î÷åíü îòëè÷àåòñÿ ó êàæäîãî ïàöèåíòà. Òàê, íàïðèìåð, íåêîòîðûå äåòè íà÷èíàþò õîäèòü ïðèìåðíî â 2 ãîäà, òîãäà êàê äðóãèå ìîãóò íå õîäèòü äî 4 ëåò. Ôèçèîòåðàïèÿ, è (èëè) ó÷àñòèå â ïðîãðàììàõ àäàïòèðîâàííîãî ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, ìîæåò óëó÷øèòü ðàçâèòèå îáùèõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

Òàêèå ïàðàìåòðû êàê ðîñò, âåñ, îêðóæíîñòü ãîëîâû ó äåòåé ñ áîëåçíüþ — ìåíüøå ÷åì ó çäîðîâûõ äåòåé òîãî æå âîçðàñòà. Âçðîñëûå ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, îáû÷íî èìåþò íåáîëüøîé ðîñò (ñðåäíèé ðîñò ìóæ÷èí ñîñòàâëÿåò 157 ñì, à æåíùèí — 144 ñì). Ó áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñóùåñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê âîçíèêíîâåíèþ îæèðåíèÿ.

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà èìåþò áîëåå âûñîêèé ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ìíîãèõ áîëåçíåé. Ìåäèöèíñêèå ïîñëåäñòâèÿ äîïîëíèòåëüíîãî ãåíåòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà ÿâëÿåòñÿ êðàéíå èçìåí÷èâûìè, è ìîãóò ïîâëèÿòü íà ôóíêöèè ñèñòåìû ëþáûõ îðãàíîâ èëè íà èíûå ïðîöåññû îðãàíèçìå. Íåêîòîðûå ïðîáëåìû âîçíèêàþò åùå äî ðîæäåíèÿ, à èìåííî îïðåäåëåííûå ïîðîêè ñåðäöà. Äðóãèå ïðîáëåìû ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíûìè ñî âðåìåíåì, íàïðèìåð ýïèëåïñèÿ.

Ñòåïåíü íàðóøåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò îò ôîìû çàáîëåâàíèÿ.

Ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðîÿâëÿþòñÿ îòêëîíåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ — íåñóùåñòâåííûå (IQ 50-70) èëè óìåðåííûå (IQ 35-50), à ó òåõ ëþäåé, êîòîðûå èìåþò ìîçàè÷íûé ñèíäðîìîì Äàóíà ýòîò ïîêàçàòåëü, îáû÷íî íà 10-30 ïóíêòîâ âûøå. Êðîìå òîãî, áîëüíûå ìîãóò èìåòü øèðîêóþ ãîëîâó è î÷åíü êðóãëîå ëèöî [8].

Ðèñóíîê 1 ãðàôèê ðàñïðåäåëåíèÿ IQ ïðè òðèñîìèè è ìîçàè÷íîé ôîðìå

Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì Äàóíà îáóñëîâëåí òðèñîìèåé ïî 21 õðîìîñîìå, ñòåïåíü ïðîÿâëåíèÿ çàäåðæêè óìñòâåííîãî è ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò êàê îò âðîæä¸ííûõ ôàêòîðîâ, òàê è îò çàíÿòèé ñ ðåá¸íêîì. Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îáó÷àåìû. Çàíÿòèÿ ñ íèìè ïî ñïåöèàëüíûì ìåòîäèêàì, ó÷èòûâàþùèì îñîáåííîñòè èõ ðàçâèòèÿ è âîñïðèÿòèÿ, îáû÷íî ïðèâîäÿò ê íåïëîõèì ðåçóëüòàòàì.

1. Àñàíîâ À. Þ. Îñíîâû ãåíåòèêè è íàñëåäñòâåííûå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ó äåòåé.- Ì., 2003 — 234 ñ.

2. Ãåíåòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ïåðåäàþùèåñÿ ïî íàñëåäñòâó https://e-motherhood.ru/geneticheskie-zabolevaniya. — [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]. Ðåæèì äîñòóïà (Äàòà îáðàùåíèÿ 20.03.2016).

3. Îëèãîôðåíèè. Ïñèõèàòðèÿ è íàðêîëîãèÿ. Ó÷åáíèê [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ðåæèì äîñòóïà https://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihiatrii/ (Äàòà îáðàùåíèÿ 20.03.2016).

4. Ïóçûð¸â Â.Ï. Ìåäèöèíñêàÿ ïàòîãåíåòèêà // Âàâèëîâñêèé æóðíàë ãåíåòèêè è ñåëåêöèè. 2014. -. ¹ 1.- Ñ. 7-21.

5. Ðèãèíà Í.Ô. Ñèíäðîì Äàóíà // Ñèíäðîì Äàóíà. XXI âåê,2013. — ¹ 4 — Ñ.34-39.

6. Ñèíäðîì Äàóíà — ÷òî ýòî? [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ðåæèì äîñòóïà https://downsideup.org/ru (Äàòà îáðàùåíèÿ 20.03.2016).

7. Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü: [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] Ðåæèì äîñòóïà https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/154-umstvennaya-otstalost (äàòà îáðàùåíèÿ 20.03.2016).

8. ×òî ìû çíàåì î ïîòðåáíîñòÿõ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà è èõ ñåìüÿõ? [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] Ðåæèì äîñòóïà: https://www.down-syndrome.org/practice/179/#Figure (Äàòà îáðàùåíèÿ 20.03.2016).

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Âðîæäåííîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, ïðîÿâëÿþùååñÿ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ, íàðóøåíèåì ðîñòà êîñòåé è äðóãèìè ôèçè÷åñêèìè àíîìàëèÿìè. Âîçìîæíûå ïðè÷èíû ñèíäðîìà Äàóíà. Ãåíåòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ. ×åì îòëè÷àåòñÿ ìàëûø ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îò äðóãèõ äåòåé.

    ðåôåðàò [16,0 K], äîáàâëåí 10.01.2009

  • Ïîíÿòèå è îñíîâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà Äàóíà ó ðåáåíêà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, ìåòîäû äèàãíîñòèðîâàíèÿ. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ äàííûì äèàãíîçîì. Ñòåïåíè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

    ðåôåðàò [14,4 K], äîáàâëåí 04.12.2010

  • Óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ðÿäîì îáùèõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ. Ïîíÿòèå è ïðè÷èíû îëèãîôðåíèè. Ïàðöèàëüíîå è òîòàëüíîå ñëàáîóìèå. Ñòåïåíè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè: äåáèëüíîñòü, èìáåöèëüíîñòü è èäèîòèÿ, èõ êëèíèêà, ëå÷åíèå è ñòåïåíè ïðîÿâëåíèÿ.

    ðåôåðàò [34,1 K], äîáàâëåí 11.10.2014

  • Ðàññòðîéñòâà ïñèõèêè è õàðàêòåðèñòèêà ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé, ïðè÷èíû èõ âîçíèêíîâåíèÿ, ìåõàíèçìû ïðîÿâëåíèÿ íàðóøåíèé. Ñóùíîñòü ïñèõîçîâ, ïîãðàíè÷íûõ íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, óìñòâåííîé îòñòàëîñòè (îëèãîôðåíèè). Ïîíÿòèå è ïðè÷èíû àóòèçìà.

    ðåôåðàò [61,1 K], äîáàâëåí 26.10.2009

  • Èçó÷åíèå íàñëåäñòâåííîé ïðèðîäû óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, åå ïðèçíàêè è ìåõàíèçì âîçíèêíîâåíèÿ. Óñòàíîâëåíèå äèàãíîçà ñèíäðîìà Ìàðòèíà-Áåëëà íà îñíîâàíèè äàííûõ êëèíèêî-ãåíåàëîãè÷åñêîãî àíàëèçà è ðåçóëüòàòîâ öèòîãåíåòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ êëåòîê áîëüíîãî.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,0 M], äîáàâëåí 01.06.2012

  • Ïðîèñõîæäåíèå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî íåäîðàçâèòèÿ, îñîáåííîñòè íàñëåäñòâåííûõ áîëåçíåé îáìåíà àìèíîêèñëîò. Ýòèîëîãèÿ è êëèíè÷åñêèå ôîðìû óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàò ãåíåòè÷åñêèå è õðîìîñîìíûå ïàòîëîãèè; äåìåíöèÿ, îðãàíè÷åñêèå àöèäåìèè.

    ðåôåðàò [81,6 K], äîáàâëåí 08.02.2012

  • Äèôôåðåíöèàëüíûé, íîçîëîãè÷åñêèé è êëèíè÷åñêèé äèàãíîç ðåáåíêà ñ ëåãêîé ñòåïåíüþ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Àíàìíåç æèçíè, èñòîðèÿ çàáîëåâàíèÿ; ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå; êâàëèôèêàöèÿ ñèìïòîìîâ. Ëå÷åíèå: ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ è íåìåäèêàìåíòîçíàÿ êîððåêöèÿ.

    èñòîðèÿ áîëåçíè [28,3 K], äîáàâëåí 09.08.2012

  • Õàðàêòåðèñòèêà ïðîÿâëåíèé ó äåòåé ñèíäðîìà Ëîóðåíñà-Ìèíà-Áèäëÿ. Èññëåäîâàíèå ïðè÷èí è ïîñëåäñòâèé çàáîëåâàíèÿ, äëÿ êîòîðîãî äëÿ êîòîðîãî ñâîéñòâåííî ðåäêîå ñî÷åòàíèå ïèãìåíòíîãî ðåòèíèòà, îæèðåíèÿ, óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, ïîëèäàêòèëèè è ãèïîãåíèòàëèçìà.

    ïðåçåíòàöèÿ [579,2 K], äîáàâëåí 27.02.2015

  • Ïîíÿòèå îëèãîôðåíèè, âûäåëåíèå ïðèçíàêîâ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè â íåâðîëîãè÷åñêîé êàðòèíå. Ýòèîëîãèÿ îëèãîôðåíèé, êëàññèôèêàöèÿ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ. Îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ôîðìû îëèãîôðåíèè, èõ äåëåíèå íà ãðóïïû ïî Ã.Å. Ñóõàðåâîé è àòèïè÷åñêèå ôîðìû.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [26,7 K], äîáàâëåí 14.06.2010

  • Ñèíäðîì êàê íàáîð ïðèçíàêîâ èëè õàðàêòåðíûõ ÷åðò. Ôîðìû ñèíäðîìà Äàóíà. Ðàñïðîñòðàíåíèå ïàòîëîãèè, ïðè÷èíû åå âîçíèêíîâåíèÿ. Âëèÿíèå âîçðàñòà ìàòåðè íà âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà Äàóíà ó ðåáåíêà. Îáñëåäîâàíèå íà âûÿâëåíèå íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ïëîäà.

    ïðåçåíòàöèÿ [255,4 K], äîáàâëåí 20.04.2012

Характеристики умственной отсталости при синдроме дауна

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник