Характеристика психолога на ребенка с синдромом дауна

Характеристика психолога на ребенка с синдромом дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет — 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник

Выполнила: учитель-дефектолог Редькина Валентина Григорьевна

ГУ «Лесная средняя школа»

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении».

План.

I вступление. Методическая проблема, над которой я работаю

II. Работа с мальчиком с «синдромом Дауна»

1) Главное, чтобы ребенок почувствовал доброе отношение к нему, любовь и заботу.

2) Зрительное восприятие и способности к визуальному обучению.

3) Развитие двигательных навыков

4) Частая смена приемов и методов с целью формирования концентрации. Фрагмент урока.

5) Общение с компьютером

6) Многократное повторение – основное для перехода кратковременной памяти в долговременную.

7) Развитие познавательной активности через игровые упражнения.

III. Синдром Дауна не приговор.

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении» — это одна из методических проблем, над которой мне пришлось поработать, так как я обучаю на дому такого мальчика.

Конечно же, пришлось изучить много специальной литературы. И вот, по истечении определенного времени, уже можно поделиться своим опытом, рассказать о том, что мною наработано.

В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. К сожалению, моему подопечному уже 11 лет.

Занятия с ним требуют большого труда и терпения. Но, какова радость и мне, и родителям, когда мы видим хотя бы самые маленькие его победы! В различных странах мира применяется программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском университете Маккуэри. Эта программа рекомендована к широкому использованию. В ней описывается индивидуальная работа с детьми, рассказывается, как обучить такого ребенка навыкам развития речи, развить его двигательную активность.

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение всех психических функций. Наблюдается неравномерность развития, т.е. навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у таких детей наблюдаются не одновременно, а значительно разнесены во времени.

Читайте также:  Неотложное лечение острого коронарного синдрома

Развитие внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит отвозраста.

У моего подопечного неустойчивое активное внимание, повышенная утомляемость, короткий период концентрации внимания.

Развитие памяти. Память характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Развитие мышления формируется в тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности характерные для таких детей, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

— Отставание и своеобразие мелкой моторики и зритель – двигательной координации отрицательно сказывается на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.

— Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений.

— Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

— Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений.

Для себя я уяснила главное: ребенок должен почувствовать доброе отношение к нему, любовь и заботу.

И я стараюсь относиться к нему по-особому, по-доброму. Кроме того, стараюсь, что бы ему было со мной интересно, комфортно. А для этого на каждом уроке – подвижные игры, строительно–конструктивные игры, конструирование по образцу, индивидуальная коррекционная работа.

Сильные качества Антона – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Поэтому на каждом занятии – картинки, буквы, написанные слова, другие наглядные пособия.

Развиваем двигательные навыки рисованием, лепкой пластилином, конструированием, сортировкой мелких предметов, нанизыванием бус, занятиями с паззлами, мозаикой. Тренировки ежедневны. Обязательное доброе слово и похвала за успехи.

Виды деятельности меняю часто, потому что у таких детей короткий, по сравнению со здоровыми детьми, период концентрации.

Так, на уроке по теме: «Повторение букв а, о, у, и » на первом этапе провожу гимнастику для язычка

1. движение имитирующее облизывание ложки (можно и саму ложку со смаком облизывать)

2. дразниться (язык показывать)

3. «часики» (высунуть язык как можно больше и двигать им влево и право)

4. языком имитировать скачущую лошадь (цокать)

5. «слизываем с губ варенье» (высовываем язык, облизываем по кругу верхнюю и нижнюю губку)

6. говорить ПЯ — высовывать язык между Губами как можно больше и говорить ПЯ-ПЯ-ПЯ (проговаривать)

7. говорить ЛЯ — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (проговаривать)

8. говорить ТА — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ТА-ТА-ТА (проговаривать)

9. Дотянись до носа язычком (Максимально высунуть язык, так что бы попробовать дотянуться до носика)

Далее мы проводим пальчиковую гимнастику. Антон должен должен изобразить движение рыбок, карканье вороны и т.д

С применением картинок провожу игру по артикуляции.

На картинках звуковые символы.

Каждый символ — это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Например, вот так выглядят звуковые символы [а], [о], [у], [и].

Вот так выглядят звуковые символы:

А – рот широко раскрыт; О – губы вперед, У – губы трубочкой; И- губы растянуты в обе стороны.

Следующий прием по выработке умения письма: пишу простым карандашом слово или предложение, а Антон должен все это обвести ручкой.

После физминутки провожу упражнения по развитию слухового внимания:

отгадай, что звучит
Показываю Антону , какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы Антон не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Большую помощь оказывает нам на уроках общение с компьютером. Антон составляет слова из предлагаемых слогов, имитирует крики коровы, вороны, курицы.

У Антона рассеянное внимание. А ведь внимание – важная предпосылка всех видов сознательной деятельности, в первую очередь, познавательной. Хорошо понимая это, не допускаю утомляемости ребенка, переключаю его внимание на другой вид деятельности.

А для развития внимания и слухового восприятия знакомлю с игрой на различных музыкальных инструментах, говорю, что различные музыкальные инструменты издают разные звуки.

Учу Антона реагировать на слуховые раздражители

Так как память таких детей характеризуется уменьшенным объемом, метод многократного повторения является, ведущими на наших занятиях. Это помогает переходу из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Кроме этого нужно развивать память в следующих направлениях:

— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

— расширение воспоминания на основе формирования у ребенка представлений о предметах;

— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения материала.

Мы, учителя, работающие с такими детьми, должны осознавать, что понятийный уровень мышления у таких деток слаб: в основном ребенок знает то, чему его специально учат.

Потому их познавательная активность развивается в играх и упражнениях, формирующих орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций.

Поведение детей с данным синдромом характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт.

Значит в плане социально-эмоционального становления очень важно общение этих деток с другими детьми.

Большие трудности в моей работе с Антоном – это коррекционная работа по развитию речи. Мальчик очень плохо разговаривает. Логопедов, дефектологов у нас нет.

Потому по-особому разрешаю эту проблему на каждом занятии.

Это:

— живое общение с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

— на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);

— на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи);

— в индивидуальной, коррекционной работе.

И, конечно же, формирование у детей представления о своем «Я», о своей семье, о взаимоотношениях в семье очень важно в целом для его социально-эмоционального становления. Ведь он подражает родителям, окружающим взрослым и детям своими действиями.

А в развитии речи – это

— развитие пассивного словаря (накопление слов).

— понимание связной речи (изолированные действия, цепочка действий, работа над простой адаптивной сказкой).

Общие воспитательные цели в работе со своим подопечным я определила следующим образом:

  1. Антон должен демонстрировать готовность к совместным действиям с детьми, принимать помощь взрослых;

  2. Положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда, не создавая дискомфорта;

  3. Адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Образовательные цели следующие:

  1. запомнить все буквы и звуки, научиться составлять слоги и слова;

  2. обогатить словарный запас Антона

И главное — Антон должен хотеть учиться

Читайте также:  Синдром шегрена по мкб 10

Очень нелегок этот труд. Он особый. Необходимо терпение. Трудно достигнуть 100% желаемого результата. Но «синдром Дауна» — это не приговор. И развитие детей с этим синдромом, как и здоровых, зависит от самых различных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и, конечно же, качество обучения.

Учитель может помочь успешному развитию таких детей, подготовке их к самостоятельной жизни.

Список литературы.

  1. Алехина А.В. « Особенности психического развития детей с синдромом Дауна»

  2. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромомДауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

4 . Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.

Источник

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИНДРОМА ДАУНА

«Синдром Дауна»-самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр.

Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна.

Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.

Но чем же вызван синдром Дауна? В1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца.

У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребёнка.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

С СИНДРОМОМ ДАУНА

Внешний вид и поведение каждого живого существа, в первую очередь определяются генами. Точно также физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием их генетического материала. Поскольку они наследуют гены и от матери, и от отца, они до определённой степени бывают похожи на своих родителей – строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия дополнительного генетического материала – лишней хромосомы в 21 паре – у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают их не похожими на родителей, братьев, сестёр или детей, не имеющих хромосомных нарушений. Так как эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках каждого ребенка с синдромом Дауна имеются много общих физических черт, и поэтому они выглядят довольно похожими друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода (эмбриона) развитие определённых частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно. Более того, одним детям с синдромом Дауна свойственны определённые черты или состояния, а другим – нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Приблизительно 40% детей с синдромом Дауна имеют врождённый порок сердца, а 60% этой проблемы не знают. Для того, чтобы суметь ответить на эти вопросы, науке придётся ещё много работать. Эта работа, надо надеяться, поможет пролить свет на механизмы роста тела на ранних стадиях развития.

Однако, необходимо обратить внимание и на то, что сходств у такого малыша с обычным, среднестатистическим ребёнком больше, чем различий.

Голова ребёнка с синдромом Дауна меньше, чем у обычных детей. У большинства затылок несколько уплощен, что делает голову на вид круглой. Роднички часто бывают больше и позже зарастают. Посередине, в месте встречи черепных костей, нередко обнаруживается один лишний родничок. У некоторых детей на голове могут быть безволосые области или, что встречается реже, все волосы могут выпасть. Лицо младенца с синдрома Дауна кажется немного плоским, главным образом, из-за недоразвитых лицевых костей и маленького носа. Переносица обычно широкая и уплощенная. Носовые проходы у многих ребятишек узкие. Глаза, как правило, бывают нормальной формы, глазные щели узкие и расположены косо. У внутренних уголков глаз у многих младенцев можно заменить кожные складочки. На периферии радужной оболочки часто видны белые крапинки. Уши иногда бывают маленькими, и верхний край уха часто вывернут. Ушная раковина может быть несколько деформированной. Слуховые каналы узкие. У ребёнка с синдромом Дауна маленький рот. Некоторые дети держат его открытым, а язык немного высунутым. Когда ребёнок становится старше, на его языке могут появиться бороздки. Губы зимой часто трескаются. Нёбо уже, чем у «нормальных» детей – высокое и сводчатое.

Читайте также:  Какой синдром встречается только у женщин

Зубы обычно прорезываются позже. Иногда одного или более зубов не хватает, а некоторые могут иметь слегка отличную от нормальных форму. Челюсти маленькие, что часто приводит к тому, что коренные зубы мешают друг другу. У большинства детей с синдромом Дауна зубы разрушаются реже, чем у «нормальных» детей.

Шея у человека с синдромом Дауна может быть несколько шире и короче. Сзади с обеих сторон шеи у маленьких детей нередко можно заметить складки ненатянутой кожи, которые позже становятся менее заметными или совсем исчезают.

Иногда необычной бывает грудная клетка. Она может быть впалой (воронкообразная грудная клетка), но бывают случаи, когда грудные кости выпирают (голубиная или килевидная грудная клетка). У ребёнка с увеличенным сердцем (что является следствием врождённого порока) со стороны сердца грудь может выглядеть полнее.

Как уже говорилось, около 40% детей с синдромом Дауна имеют порок сердца, для которого характерно наличие высокочастотных шумов сердца. Эти шумы могут объясняться тем, что кровь устремляется через отверстие между камерами. Такое отверстие образуется в результате неправильной работы сердечного клапана или сужения части одного из крупных сосудов. В отличие от высокочастотных шумов сердца, которые характерны для серьёзного порока, иногда при обследовании детей с нормальным сердцем можно слышать низкочастотные, короткие шумы малой амплитуды. Эти незначительные (или функциональные) шумы не являются признаком болезни сердца.

Лёгкие ребёнка с синдромом Дауна обычно не имеют изменений. Лишь у очень немногих детей отмечается недоразвитие лёгких. У некоторых детей, в частности, у тех, у кого обнаружен врождённый порок сердца, кровяное давление в лёгочных сосудах нередко бывает повышенным что иногда приводит к пневмонии.

В брюшной полости у детей с синдромом Дауна, как правило, не наблюдается никаких изменений по сравнению с нормой. Иногда брюшные мышца у младенцев бывают слабыми, и живот немного выпирает. Временами средняя линия брюшной полости выпячивается из-за того, что мышцы в этой области плохо развиты. Более 90% таких детей имеют небольшую пупочную грыжу, которая обычно не требует хирургического вмешательства и в дальнейшем не вызывает беспокойства. Чаще всего грыжевые ворота сами собой закрываются, когда ребёнок вырастает.

Внутренние органы, такие как печень, селезёнка и почки, чаще всего бывают нормальными. У большинства мальчиков и девочек, о которых мы говорим, половые органы имеют нормальный вид. Иногда они бывают немного меньше. Есть мальчики, у которых в первые несколько недель жизни найти яички в мошонке не удаётся, однако могут находиться в паховой области или в брюшной полости.

Конечности обычно имеют нормальную форму. У многих детишек с синдромом Дауна кисти и ступни широкие и короткие. Пальцы на руках короткие, как бы обрубленные; при этом часто мизинец немного загнут внутрь. Примерно у 50% с синдромом Дауна можно заметить складочку, идущую поперёк одной или обеих ладоней. Рисунок линий на подушечках пальцев также имеет ярко выраженные особенности, по которым в прошлом идентифицировали детей с синдромом Дауна.

Пальцы на ногах у детей с синдромом Дауна обычно бывают кроткими. У большинства из них промежуток между первым и вторым пальцами несколько больше, а на подошве между ними – складочка. У многих детей с синдромом Дауна наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий. В некоторых случаях ортопед советует таким детям носить специальную обувь. Другие же в специальной обуви не нуждаются.

Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Нередко вывихи требуют хирургического вмешательства. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию. Однако мышечный тонус и сила с возрастом заметно возрастают.

Кожа обычно светлая. В период младенчества и раннего детства могут быть небольшие высыпания. В холодное время года она склонна к сухости, а на руках и лице растрескиваются несколько скорее, чем у других детей. У детей постарше и у взрослых кожа может стать шероховатой на ощупь.

Следует ещё раз подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты. Кроме того, у одних детей некоторые особенности могут быть больше заметны, чем у других. Таким образом, хотя детей с синдромом Дауна можно распознать по одинаковым для всех физическим характеристикам, всё же не все они выглядят одинаково. Более того, некоторые черты со временем изменяются. Как уже было отмечено, не все упомянутые здесь физические особенности отрицательно влияют на развитие и здоровье ребёнка. Например, загнутый внутрь мизинец не ограничивает функций руки, также как косо расположенные глазные щели не снижают зрения. Другие вещи, однако, такие как тяжёлый врождённый порок сердца или атрезия двенадцатипёрстной кишки представляют серьёзную опасность и требуют немедленного медицинского вмешательства. Многие из описанных физических характеристик могут быть также свойственны и другим детям с отклонениями в развитии. И даже «нормальным» детям. У детей с синдромом Дауна могут возникнуть и более редкие врождённые нарушения. Чрезвычайно важно, чтобы лечащий врач не делал чрезмерного акцента на физических особенностях ребёнка, а настаивал на необходимости удовлетворения его нормальных человеческих потребностей – потребности во внимании и потребности в любви.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.

©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…

Источник