Характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма

Характеристика раннего  детского аутизма (РДА)

Ранний детский аутизм (РДА) или расстройство аутистического спектра (РАС) – тяжёлое расстройство в период младенчества и начала хождения, отмеченное крайним одиночеством, патологической потребностью в однообразии и мутизмом или некоммуникативной речью. [8.,2.]

Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма 3-4 случая на 10000 детей, причём он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. [2.,7.]

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм (РДА), (РАС) является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врождёнными обменными нарушениями, органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявляться вследствие самых разных заболеваний.

Характерные черты РДА (РАС) определяются следующим образом:

— нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

— стереотипность в поведении. Она проявляется, как стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; наличие в поведении ребёнка однообразных действий – моторных (раскачивание, прыжков, постукиваний и т. д.); речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким – либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

—  совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речи в целях коммуникации.

Самый тяжёлый период поведенческих проблем, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребёнок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся всё более явными.

Сравнительная характеристика аспектов раннего  нормального развития и раннего развития при аутизме № 1

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Раннее развитие при аутизме

2

Издавание гласных звуков, руление.

6

«Диалоги» в виде издавание гласных звуков или поворачивание в сторону родителей.

Появление согласных.  

Плач тяжело интерпретировать.

8

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.

Повторяющиеся слоговые произнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

Появляются указательные жесты.

Ограниченные или необычные гуления (визги или крики).

Не имитируют звуки, жесты, выражения.

12

Появление первых слов.

Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением.

Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

18

Словарный запас 3-50 слов.

Начинает составлять словосочетания из 2-х слов.

Старается привлечь внимание людей.

Возможны частые эхолалия и имитация.

24

Задаёт простые вопросы.

Называет себя по имени.

Может кратко повторить высказывания.

Слова появляются, затем исчезают.

Жесты не развиваются.

36

Словарный запас около 100 слов.

Задаёт много вопросов, для продолжения разговора.

Эхолалическое повторение не часто в этом возрасте.

Комбинация слов встречается редко.

Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.

У половины или более речь не осмысленная.

48

Использует комплексные структуры предложения.

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.

Эхолалия остаётся.

Произносит просьбы.

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.  

60

Использует больший комплекс структур.

Способен оценивать предложения как грамматические и делать исправления.

Не может поддерживать разговор.

Присутствует эхолалия.

Редко задаёт вопросы, если появляются.

Нарушен тон и ритм речи.

Социальные взаимодействия №2

2

Поворачивает голову и глаза на звук.

Улыбается при общении.

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен и требователен, чем нормальный ребёнок.

Слабый зрительный контакт нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей.

Игры «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку»).

Показывает объекты взрослым.

Машет на прощанье

Плачет или ползет за мамой, когда она уходит.

Ребёнка трудно успокоить.

Чрезмерно замкнуты  и могут активно отвергать  взаимодействие.

Любят внимание, но мало выражают интереса к другим.

12

Ребёнок чаще инициирует игры.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контактность обычно уменьшается как только ребёнок начинает ходить, ползать. Нет дистресса при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берёт игрушки

24

Появляются эпизоды, похожие на игру. Среди большой моторной активности появляется похожая на игровую деятельность.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

36

Обучаются взаимодействию со сверстниками. Часто ссорятся со сверстниками.  Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не может допустить к себе других детей. Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в игре.

Предпочитает друзей по игре.

Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Не способен понять правила игры.

Развитие воображения №3

6

Недифференцированные действия с одним объектом.

8

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объекта.

Повторяющие движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

Социально приемлемые действия с объектами.

18

Частые символические действия (воображают разговор по телефону т.д.).

Игра связана с каждодневным распорядком дня ребёнка.

Активная роль в деятельности, похожей на игру.

24

Часто использует правила игры применительно к куклам, к животным, взрослым.

Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит бельё).

Небольшая любознательность, исследование окружающей среды.

36

Замена одного объекта другим.

Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность, (кукла поднимает свою собственную кружку).

Не владеет символической игрой.

Продолжительные повторяющиеся моторные движения покачивания, кружения и т.д.

48

Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.

Использование пантомимы для представления предмета.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены  на куклы, ребёнок выступает в качестве ведущего лица.

Символическая игра есть, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы.

60

Речь очень важна при представлении темы, распределение ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме.

Нет социодраматической игры.

Источник

Анагиз Аминова
Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Исполнитель:

студентка 4курса,группа 6454ППО направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,профиль: «Педагогика и психология инклюзивного образования»

Аминова Анагиз Камалутдиновна

Нижневартовск, 2018

Тема: «Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма»

Характеристика ребенка с РАС.

Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.Выделяют следующие речевые нарушения:

— нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением;

Читайте также:  Сколько хромосом у человека с синдромом аутизма

— Оторванность такого ребенка от мира, сказывается на его самосознании;

— Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий.

Другим признаком аутизма являются трудности формирования поведения. В основном это расторможенность, несобранность, отвлекаемость. Подобное поведение называется «полевым». Предмет притягивает аутичного ребенка к себе, взрослый же должен сам направлять действия этих сил, в противном случае его требование и желание ребенка будут идти вразрез.

Контакт со взрослыми требует от аутичного ребенка огромного напряжения, ему действительно трудно сосредоточиться, вследствие чего наступает перенапряжение. В результате нарушается психическое развитие и социализация. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются. Аутизм с аутическими проявлениями – это исходная трудность установления контакта внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции — избегание контактов.

Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,при этом может быть избирательность в контактах: общение только с одним человеком, и полная зависимость от него — «симбиотическая связь». Контакт с миром осуществляется через этого человека. Наблюдается так же тенденция к сохранению постоянства, стереотипов. u1069 Это своего рода приспособление ребенка к своим трудностям. Аутичный ребенок склонен к аутостимуляциям,таким как: бег по кругу, раскачивание и т. д. Эти движения усиливаются когда ребенок боится чего — либо. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого и делая все наоборот. Но все — таки при правильной коррекции у таких детей удается достичь видимых результатов.

Можно выделить основные причины возникновения РДА:

— это могут быть врожденные патологии нервной системы;

— ранние психические травмы;

— неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;

— недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т. д.)

Диагностика раннего детского аутизмабазируется на выраженных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи, раннее проявление патологии психического развития.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся как задачи активной адаптации к миру, так и задачи защиты и саморегуляции. Это приводит к искажению в развитии психических функций ребенка с РДА.

Степень нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. Интеллектуальное развитие ребенка с РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, но у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций.

Аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным, но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков. Подобный тип психического дизонтогенеза В. В. Лебединский (1985) выделил как искаженное развитие.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детейотличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны,чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач.С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д., речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия, сенсорных (самораздражние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).

Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне. У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная «симбиотическая» связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны.Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания. Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостъю окружающей средой.

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер.Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность. Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника симптомы и лечение у взрослых

Такое наличие вариантов с различной клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и дифференцированного коррекциоинного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Источник

1. Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ ÐÄÀ. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà

Àóòèçì – òÿæåëîå íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðè êîòîðîì ïðåæäå âñåãî ñòðàäàåò ñïîñîáíîñòü ê îáùåíèþ, ñîöèàëüíîìó âçàèìîäåéñòâèþ. Ïîâåäåíèå äåòåé ñ àóòèçìîì õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêæå æåñòêîé ñòåðåîòèïíîñòüþ (îò ìíîãîêðàòíîãî ïîâòîðåíèÿ ýëåìåíòàðíûõ äâèæåíèé, òàêèõ êàê ïîòðÿõèâàíèÿ ðóêàìè èëè ïîäïðûãèâàíèÿ, äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ) è íåðåäêî äåñòðóêòèâíîñòüþ (àãðåññèÿ, ñàìîïîâðåæäåíèå, êðèêè, íåãàòèâèçì è äð.).

Ïîä àóòèçìîì â øèðîêîì ñìûñëå ïîíèìàåòñÿ îáû÷íî ÿâíàÿ íåîáùèòåëüíîñòü, ñòðåìëåíèå óéòè îò êîíòàêòîâ, æèòü â ñâîåì ñîáñòâåííîì ìèðå. Íåêîíòàêòíîñòü, îäíàêî, ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ðàçíûõ ôîðìàõ è ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Èíîãäà îíà îêàçûâàåòñÿ ïðîñòî õàðàêòåðîëîãè÷åñêîé ÷åðòîé ðåáåíêà, íî áûâàåò âûçâàíà è íåäîñòàòî÷íîñòüþ åãî çðåíèÿ èëè ñëóõà, ãëóáîêèì èíòåëëåêòóàëüíûì íåäîðàçâèòèåì è ðå÷åâûìè òðóäíîñòÿìè, íåâðîòè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè èëè òÿæåëûì ãîñïèòàëèçìîì (õðîíè÷åñêèì íåäîñòàòêîì îáùåíèÿ, ïîðîæäåííûì ñîöèàëüíîé èçîëÿöèåé ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå).  áîëüøèíñòâå ýòèõ î÷åíü ðàçíûõ ñëó÷àåâ íàðóøåíèÿ êîììóíèêàöèè îêàçûâàþòñÿ ïðÿìûì è ïîíÿòíûì ñëåäñòâèåì îñíîâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè: ìàëîé ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè, òðóäíîñòåé âîñïðèÿòèÿ èíôîðìàöèè è ïîíèìàíèÿ ñèòóàöèè, áîëåçíåííîãî íåâðîòè÷åñêîãî îïûòà, õðîíè÷åñêîãî íåäîñòàòêà îáùåíèÿ â ðàííåì äåòñòâå, íåâîçìîæíîñòè ïîëüçîâàòüñÿ ðå÷üþ.

Ñóùåñòâóåò, îäíàêî, íàðóøåíèå îáùåíèÿ, ïðè êîòîðîì âñå ýòè òðóäíîñòè ñâÿçàíû â îäèí îñîáûé è ñòðàííûé óçåë, ãäå ñëîæíî ðàçäåëèòü ïåðâîïðè÷èíû è ñëåäñòâèÿ è ïîíÿòü: íå õî÷åò èëè íå ìîæåò ðåáåíîê îáùàòüñÿ; à åñëè íå ìîæåò, òî ïî÷åìó. Òàêîå íàðóøåíèå ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ñèíäðîìîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Êëèíèêî-ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êàðòèíà àóòèñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè ñëîæíà, ìíîãîîáðàçíà è íåîáû÷íà â ñðàâíåíèè ñ äðóãèìè íàðóøåíèÿìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè ñèíäðîìà ÐÄÀ, ñîãëàñíî Ë. Êàííåðó, ÿâëÿåòñÿ òðèàäà ñèìïòîìîâ: 1) àóòèçì ñ àóòèñòè÷åñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè; 2) ñòåðåîòèïíîå, îäíîîáðàçíîå ïîâåäåíèå ñ ýëåìåíòàìè îäåðæèìîñòè; 3) ñâîåîáðàçíûå íàðóøåíèÿ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ. Àóòèçì, êàê îòìå÷àþò èññëåäîâàòåëè äàííîé ïðîáëåìû, ïðîÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ÿðêî â âîçðàñòå 3–5 ëåò, è â ÷èñëå íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ ïðîÿâëåíèé â ðàííåì âîçðàñòå ìîæíî íàçâàòü ñëåäóþùèå:

àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ôèêñèðóåò âçãëÿä, îñîáåííî íà ëèöå, äåòàëÿõ ëèöà äðóãîãî ÷åëîâåêà, íå âûíîñèò ïðÿìîãî çðèòåëüíîãî êîíòàêòà «ãëàçà â ãëàçà»;

ïåðâàÿ óëûáêà õîòÿ è ïîÿâëÿåòñÿ âîâðåìÿ, íî íå àäðåñóåòñÿ êîìó-òî êîíêðåòíî, íå ïðîâîöèðóåòñÿ ñìåõîì, ðàäîñòüþ, èíûìè àôôåêòèâíûìè ðåàêöèÿìè äðóãèõ ëþäåé;

ê îêðóæàþùèì àóòè÷íûé ðåáåíîê îòíîñèòñÿ èíäèôôåðåíòíî: íà ðóêè íå ïðîñèòñÿ, ÷àñòî ïðåäïî÷èòàÿ íàõîäèòüñÿ â êðîâàòêå, â ìàíåæå, â êîëÿñêå è ò. ï., íà ðóêàõ íå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ, íå âûáèðàåò óäîáíîé ïîçû, îñòàåòñÿ íàïðÿæåííûì; ïîçó ãîòîâíîñòè íå ïðîÿâëÿåò èëè ïðîÿâëÿåò åå î÷åíü âÿëî; â òî æå âðåìÿ èíîãäà ëåãêî èäåò íà ðóêè êî âñåì;

ñâîèõ áëèçêèõ àóòè÷íûé ðåáåíîê óçíàåò, íî ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî íàñûùåííîé è ïðîäîëæèòåëüíîé ýìîöèîíàëüíîé ðåàêöèè íå ïðîÿâëÿåò; ê ëàñêå ðåáåíîê ñ àóòèçìîì îòíîñèòñÿ íåîáû÷íî: èíîãäà ðàâíîäóøíî (òåðïèò åå) èëè äàæå íåïðèÿçíåííî, íî äàæå åñëè èñïûòûâàåò ïðèÿòíûå îùóùåíèÿ è ïåðåæèâàíèÿ, òî áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ;

îòíîøåíèå ê ìîìåíòàì äèñêîìôîðòà (íàïðèìåð, íàðóøåíèÿì ðåæèìà ïèòàíèÿ) ïàðàäîêñàëüíîå: àóòè÷íûé ðåáåíîê ëèáî âîîáùå èõ íå ïåðåíîñèò, ëèáî áåçðàçëè÷åí ê íèì;

ïîòðåáíîñòè â êîíòàêòàõ ñ äðóãèìè ëþäüìè (äàæå áëèçêèìè) òàêæå ïàðàäîêñàëüíû: â îäíèõ ñëó÷àÿõ ðåáåíîê íå èñïûòûâàåò òàêîé ïîòðåáíîñòè èëè áûñòðî ïðåñûùàåòñÿ, ñòðåìèòñÿ èçáåãàòü êîíòàêòîâ; â áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ê êîíòàêòó (îñîáåííî ê òàêòèëüíîìó) îòíîñèòñÿ áåçðàçëè÷íî, âÿëî.

Äëÿ ïîâåäåíèÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà âåñüìà õàðàêòåðåí ôåíîìåí òîæäåñòâà, ïðîÿâëÿþùèéñÿ â ñòðåìëåíèè ê ñîõðàíåíèþ ïðèâû÷íîãî ïîñòîÿíñòâà, â ïðîòèâîäåéñòâèè ëþáûì èçìåíåíèÿì â îêðóæàþùåì. Âíåøíå ýòè ðåàêöèè íà èçìåíåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â áåñïîêîéñòâå, ñòðàõàõ, àãðåññèè è ñàìîàãðåññèè, ãèïåðàêòèâíîñòè, ðàññòðîéñòâàõ âíèìàíèÿ, ðàññðåäîòî÷åíèè. Ôåíîìåí òîæäåñòâà òàêæå îáíàðóæèâàåò ñåáÿ â ðàçíîîáðàçíûõ, îòëè÷àþùèõñÿ áîëüøîé ñòîéêîñòüþ ñòåðåîòèïèÿõ: ìíîãîêðàòíîì ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå äâèæåíèé è äåéñòâèé – îò ñàìûõ ïðîñòûõ (ðàñêà÷èâàíèå, ïîòðÿõèâàíèå ðóêàìè) äî ñëîæíûõ ðèòóàëîâ; ñòðåìëåíèè ê æåñòêîìó ïîñòîÿíñòâó â áûòîâûõ ïðèâû÷êàõ (ïèùà, ïîñóäà, îäåæäà, ïðîãóëêè, êíèãè, ìóçûêàëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ è ò. ä.); ïîâòîðåíèè îäíèõ è òåõ æå çâóêîâ, ñëîâ; ðèòìè÷íîì ïîñòóêèâàíèè ïî îêðóæàþùèì ïðåäìåòàì (êóáèêîì ïî ñòîëó è ò. ï.), îáíþõèâàíèè è îáëèçûâàíèè èíîãäà ñîâåðøåííî íåïîäõîäÿùèõ äëÿ ýòîãî ïðåäìåòîâ è ò. ï.

Ñòåðåîòèïíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ è â èãðå: î÷åíü òèïè÷íî îäíîîáðàçíîå, áåññìûñëåííîå ïîâòîðåíèå îäíèõ è òåõ æå äåéñòâèé (ðåáåíîê âåðòèò áóòûëêó èç-ïîä ñîêà, ïåðåáèðàåò ìåæäó ïàëüöàìè âåðåâî÷êó, òåñåìêó îò øàïî÷êè è ò. ï.). Èãðóøêè, åñëè è èñïîëüçóþòñÿ, òî íå ïî íàçíà÷åíèþ. Äåòè ñ àóòèçìîì ëþáÿò èãðàòü ñ âîäîé: ïëåñêàòüñÿ, áðûçãàòüñÿ, ïåðåëèâàòü âîäó, èãðàòü ñ ñûïó÷èìè ìàòåðèàëàìè (ïåñîê, êðóïà, áóñèíêè) íî, èãðàÿ â ïåñî÷íèöå, àóòè÷íûé ðåáåíîê íå ëåïèò êóëè÷è, à ïðîñòî ïåðåñûïàåò ïåñîê.

Íåðàâíîìåðíîñòü ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ â îñîáåííîñòÿõ ìîòîðèêè. Äâèæåíèÿ àóòè÷íûõ äåòåé óãëîâàòûå, íåñîðàçìåðíûå ïî ñèëå è àìïëèòóäå. Íåðåäêî îòäåëüíûå ñëîæíûå äâèæåíèÿ ðåáåíîê âûïîëíÿåò óñïåøíåå, ÷åì áîëåå ëåãêèå, èíîãäà òîíêàÿ ìîòîðèêà ðàçâèâàåòñÿ â îòäåëüíûõ ñâîèõ ïðîÿâëåíèÿõ ðàíüøå, ÷åì îáùàÿ, à äâèæåíèå, ñâîáîäíî, òî÷íî è ëåãêî ñîâåðøàåìîå â ñïîíòàííîé àêòèâíîñòè, îêàçûâàåòñÿ òðóäíîâûïîëíèìûì â ïðîèçâîëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Î÷åíü ðàíî ïîÿâëÿþòñÿ ñòðàõè, êîòîðûå ìîãóò áûòü äèôôóçíûìè, íåêîíêðåòíûìè, íà óðîâíå îáùåé òðåâîãè è áåñïîêîéñòâà, è äèôôåðåíöèðîâàííûìè, êîãäà ðåáåíîê áîèòñÿ îïðåäåëåííûõ ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé, ïðè÷åì ïåðå÷åíü îáúåêòîâ ñòðàõà ïîèñòèíå áåñêîíå÷åí: çîíòû, øóì ýëåêòðîïðèáîðîâ, ìÿãêèå èãðóøêè, ñîáàêè, âñ¸ áåëîå, ìàøèíû, ïîäçåìíûå ïåðåõîäû è ìíîãîå äðóãîå. Ñòðàõè ðàçëè÷íû ïî ñâîåé ïðèðîäå.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ïðè÷èíà ñòðàõà – ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê çâóêîâûì, ñâåòîâûì è äðóãèì ñåíñîðíûì âîçäåéñòâèÿì: íàïðèìåð çâóê, íå âûçûâàþùèé ó áîëüøèíñòâà ëþäåé íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé, äëÿ ðåáåíêà ñ àóòèçìîì ìîæåò îêàçàòüñÿ ÷ðåçìåðíî ñèëüíûì, ñòàòü èñòî÷íèêîì äèñêîìôîðòà.  äðóãèõ ñëó÷àÿõ îáúåêò ñòðàõà äåéñòâèòåëüíî ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì îïðåäåëåííîé îïàñíîñòè, íî çàíèìàåò ñëèøêîì áîëüøîå ìåñòî â ïåðåæèâàíèÿõ ðåáåíêà, îïàñíîñòü êàê áû ïåðåîöåíèâàåòñÿ. Òàêèå ñòðàõè íàçûâàþò ñâåðõöåííûìè, è îíè ñâîéñòâåííû âñåì äåòÿì, íî åñëè ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ñòðàõ ïîñòåïåííî èçæèâàåòñÿ, çàíèìàåò ñîîòâåòñòâóþùåå ðåàëüíîñòè ìåñòî, òî ïðè àóòèçìå ïîâòîðíûå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïóãàþùèì îáúåêòîì íå òîëüêî íå ñìÿã÷àþò, íî è óñèëèâàþò ñòðàõ, ôèêñèðóþò åãî, äåëàþò ñòîéêèì. È íàêîíåö, ñòðàõ òîæå ìîæåò áûòü ñâÿçàí ñ ðåàëüíûì ïóãàþùèì ñîáûòèåì (íàïðèìåð, â ïîëèêëèíèêå ñäåëàëè óêîë), íî ôèêñèðóåòñÿ òîëüêî êàêîé-òî åãî ýëåìåíò (áåëûé öâåò õàëàòà ìåäñåñòðû), êîòîðûé è ñòàíîâèòñÿ ïðåäìåòîì ñòðàõà: ðåáåíîê áîèòñÿ âñåãî áåëîãî. Îáùåé îñîáåííîñòüþ ñòðàõîâ ïðè ÐÄÀ, âíå çàâèñèìîñòè îò èõ ñîäåðæàíèÿ è ïðîèñõîæäåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ èõ ñèëà, ñòîéêîñòü, òðóäíîïðåîäîëèìîñòü.

Åùå îäíîé îñîáåííîñòüþ âíóòðåííåãî ìèðà äåòåé ñ àóòèçìîì ÿâëÿþòñÿ àóòèñòè÷åñêèå ôàíòàçèè. Èõ îñíîâíûå ÷åðòû – îòîðâàííîñòü îò ðåàëüíîñòè, ñëàáàÿ, íåïîëíàÿ è èñêàæåííàÿ ñâÿçü ñ îêðóæàþùèì. Ýòè îòëè÷àþùèåñÿ ñòîéêîñòüþ ôàíòàçèè êàê áû çàìåùàþò ðåàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ è âïå÷àòëåíèÿ, íåðåäêî îòðàæàþò ñòðàõè ðåáåíêà, åãî ñâåðõïðèñòðàñòèÿ è ñâåðõöåííûå èíòåðåñû ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì îñîçíàíèÿ ðåáåíêîì â òîé èëè èíîé ìåðå ñâîåé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, à èíîãäà ñëåäñòâèåì íàðóøåíèÿ ñôåðû âëå÷åíèé è èíñòèíêòîâ.

Читайте также:  Характеристика гиперактивности и синдрома внимания

Îñîáåííîñòè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ àóòè÷íûõ äåòåé ìíîãî÷èñëåííû, íî â îñíîâíîì ýòî:

ìóòèçì (îòñóòñòâèå ðå÷è), íàáëþäàåòñÿ ó îïðåäåëåííîé ÷àñòè äåòåé;

ýõîëàëèè (ïîâòîðåíèå ñëîâ, ôðàç, ñêàçàííûõ äðóãèì ëèöîì), ÷àñòî îòñòàâëåííûå, ò. å. âîñïðîèçâîäèìûå íå òîò÷àñ, à ñïóñòÿ íåêîòîðîå âðåìÿ;

áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñëîâ-øòàìïîâ è ôðàç-øòàìïîâ, ôîíîãðàôè÷íîñòü («ïîïóãàéíîñòü») ðå÷è, ÷òî ÷àñòî ïðè õîðîøåé ïàìÿòè ñîçäàåò èëëþçèþ ðàçâèòîé ðå÷è;

îòñóòñòâèå îáðàùåíèÿ â ðå÷è, íåñîñòîÿòåëüíîñòü â äèàëîãå (õîòÿ ìîíîëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü èíîãäà ðàçâèòà õîðîøî);

àâòîíîìíîñòü ðå÷è. À.ð. âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî ñëîâà èëè ñëîãè, âîñïðîèçâîäèìûå äåòüìè ïî îáðàçöó ðå÷è âçðîñëûõ, ñóùåñòâåííî èñêàæàþòñÿ, íàïðèìåð, çà ñ÷¸ò ïîâòîðåíèÿ;

ïîçäíåå ïîÿâëåíèå â ðå÷è ëè÷íûõ ìåñòîèìåíèé (îñîáåííî «ÿ») è èõ íåïðàâèëüíîå óïîòðåáëåíèå (î ñåáå – «îí» èëè «òû», î äðóãèõ èíîãäà «ÿ»);

íàðóøåíèÿ ñåìàíòèêè (ìåòàôîðè÷åñêîå çàìåùåíèå, ðàñøèðåíèå èëè ÷ðåçìåðíîå ñóæåíèå òîëêîâàíèé çíà÷åíèé ñëîâ);

íåîëîãèçìû. Ñëîâà è ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ñîçäàííûå äëÿ îáîçíà÷åíèÿ íîâûõ ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè, íîâûõ ïðåäìåòîâ èëè ïîíÿòèé, íàçûâàþòñÿ íåîëîãèçìàìè (îò ãðå÷. nebs – «íîâûé» è logos – «ñëîâî»);

íàðóøåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è;

íàðóøåíèÿ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ;

íàðóøåíèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ êîìïîíåíòîâ ðå÷è. Ïðîñîäè÷åñêèå ýëåìåíòû: ðèòìèêî-èíòîíàöèîííûå ýëåìåíòû ðå÷è (ìåëîäèêà, îòíîñèòåëüíàÿ ñèëà ïðîèçíåñåíèÿ ñëîâ è èõ ÷àñòåé, ñîîòíîøåíèå îòðåçêîâ ðå÷è âî äëèòåëüíîñòè, îáùèé òåìï ðå÷è, ïàóçû, îáùàÿ òåìáðàëüíàÿ îêðàñêà è ïð.).

Âñå ýòè îòêëîíåíèÿ â ðå÷åâîì ðàçâèòèè ìîãóò âñòðå÷àòüñÿ è ïðè äðóãèõ âèäàõ ïàòîëîãèè, îäíàêî ïðè ÐÄÀ áîëüøèíñòâî èç íèõ èìååò îïðåäåëåííûå õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè. Êðîìå òîãî, îíè, êàê ïðàâèëî, îáóñëîâëåíû íåäîðàçâèòèåì êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè ðå÷è, ÷òî íàêëàäûâàåò âåñüìà õàðàêòåðíûé îòïå÷àòîê íà ðå÷åâîå îáùåíèå.

Áîëüøîé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ àóòèçìîì (óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðè àóòèçìå ìîæåò áûòü ñàìûì ðàçëè÷íûì: îò ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè äî îäàðåííîñòè â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ çíàíèé è èñêóññòâà), ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü êîòîðîãî – íåðàâíîìåðíîñòü, ïàðöèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ. Ñëåäóåò îòìåòèòü îñîáûé õàðàêòåð ýòîé ïàðöèàëüíîñòè: ñïðàâëÿÿñü ñ çàäàíèÿìè àáñòðàêòíîãî õàðàêòåðà, ðåáåíîê ñ òðóäîì âûïîëíÿåò òàêîå æå ïî ñëîæíîñòè çàäàíèå ñ êîíêðåòíûì íàñûùåíèåì.

Íèçêèé ïñèõè÷åñêèé òîíóñ îçíà÷àåò, ÷òî âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùèì ìèðîì îãðàíè÷åíî ïðåñûùåíèåì, êîòîðîå íàñòóïàåò ñòîëü áûñòðî, ÷òî àóòèñò êàê áû âûõâàòûâàåò èç îêðóæàþùåãî îòäåëüíûå íå ñâÿçàííûå ìåæäó ñîáîé, ôðàãìåíòû; ôîðìèðîâàíèå íåïðåðûâíîé, öåëîñòíîé êàðòèíû îêðóæàþùåãî ìèðà ñòàíîâèòñÿ çàòðóäíåííûì, à ÷àñòî è íåâîçìîæíûì. Òàêîé ðàçîðâàííûé, íåñîåäèíèìûé ìèð â öåëîå íåïîíÿòåí è òðóäíîîáúÿñíèì, îí ëåãêî ñòàíîâèòñÿ èñòî÷íèêîì ñòðàõîâ.

 ñåíñîðíîé ñôåðå ìíîãèå îáû÷íûå, ëåãêî ïåðåíîñèìûå áîëüøèíñòâîì äåòåé âîçäåéñòâèÿ ñòàíîâÿòñÿ èñòî÷íèêàìè íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé è äèñêîìôîðòà. Òàêæå òðóäíîïåðåíîñèìûìè ñòàíîâÿòñÿ ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûå ÿâëåíèÿ è îáúåêòû, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ÷åëîâåê, åãî ëèöî, åãî âçãëÿä.  òàêîé ñèòóàöèè, êîãäà îêðóæàþùåå íåïîíÿòíî è ïóãàþùå, êîãäà îíî ñòàíîâèòñÿ ïîñòîÿííûì èñòî÷íèêîì íåïðèÿòíûõ ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé è ýìîöèîíàëüíîãî äèñêîìôîðòà, àóòèñòè÷åñêèé áàðüåð íàäåæíî çàùèùàåò ðåáåíêà ïðàêòè÷åñêè îò âñåõ òðóäíîñòåé. Ïî îáðàçíîìó âûðàæåíèþ Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé, ðåáåíîê çàáèðàåòñÿ â àóòèçì, êàê óëèòêà â ðàêîâèíó, åìó òàì ãîðàçäî ñïîêîéíåå è ïðèÿòíåå. Íî çà àóòèñòè÷åñêèì áàðüåðîì îí îäíîâðåìåííî îêàçûâàåòñÿ ëèøåííûì è ñòîëü íåîáõîäèìîãî äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîòîêà ñåíñîðíîé, êîãíèòèâíîé, àôôåêòèâíîé èíôîðìàöèè, è, åñëè ðåáåíêó âîâðåìÿ è ïðàâèëüíî íå ïîìî÷ü, îí, âíå çàâèñèìîñòè îò ïîòåíöèàëà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñòàíîâèòñÿ, êàê ïðàâèëî, òÿæåëûì ïñèõè÷åñêèì èíâàëèäîì.

Î÷åíü âàæíî îòìåòèòü, ÷òî àóòèçì – îáðàçîâàíèå âòîðè÷íîå è, ñëåäîâàòåëüíî, ëåã÷å, ÷åì îñíîâíîé è ïåðâè÷íûé äåôåêòû, ïîääàåòñÿ êîððåêöèîííûì âîçäåéñòâèÿì. Àóòèçì ìîæíî â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè ñêîìïåíñèðîâàòü. Èíîãäà ìîæíî äîáèòüñÿ î÷åíü âûñîêîãî óðîâíÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, õîòÿ ëåãêèå, ÷àñòî íå âûõîäÿùèå çà ðàìêè õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ âàðèàíòîâ, àóòèñòè÷åñêèå ÷åðòû âñå-òàêè ñîõðàíÿþòñÿ.

Òùàòåëüíîå èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïñèõèêè àóòè÷íûõ äåòåé ïðèâåëî ìíîãèõ çàðóáåæíûõ àâòîðîâ ê âûâîäó, ÷òî ïðè àóòèçìå ìûøëåíèå, âîñïðèÿòèå è ïñèõèêà â öåëîì îðãàíèçîâàíû ñîâñåì èíà÷å, ÷åì â íîðìå: âîñïðèÿòèå íîñèò â îñíîâíîì ñèìóëüòàííûé (îäíîâðåìåííûé) õàðàêòåð, äåòè íå óñâàèâàþò èëè óñâàèâàþò ñ áîëüøèì òðóäîì ñóêöåññèâíî îðãàíèçîâàííûå ïðîöåññû, ó íèõ îñîáûé õàðàêòåð ìûøëåíèÿ. Ýòè îñîáåííîñòè ïñèõèêè çàòðóäíÿþò, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ äåëàþò íåâîçìîæíîé àäàïòàöèþ ê îêðóæàþùåìó ìèðó, è, ïî ìíåíèþ ñòîðîííèêîâ ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììû, ñëåäóåò íàïðàâëÿòü óñèëèÿ íå íà àäàïòàöèþ ðåáåíêà ê ìèðó, à íà ñîçäàíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé äëÿ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Óñèëèÿ íàïðàâëÿþòñÿ íà ðàçâèòèå íåâåðáàëüíûõ ôîðì êîììóíèêàöèè, íà ôîðìèðîâàíèå ïðîñòûõ áûòîâûõ íàâûêîâ. Îáó÷åíèå ðå÷è ñ÷èòàåòñÿ öåëåñîîáðàçíûì òîëüêî ïðè IQ > 50 % è íå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê îáÿçàòåëüíîå, òàê æå êàê è âîñïèòàíèå ó÷åáíûõ è ïðîôåññèîíàëüíûõ íàâûêîâ.  îñíîâå êîíêðåòíûõ ìåòîäèê – ÷åòêîå ñòðóêòóðèðîâàíèå ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè, îïîðà íà âèçóàëèçàöèþ.

ÒÅÀÑÑÍ-ïðîãðàììà ïðàêòè÷åñêè íèêîãäà íå îáåñïå÷èâàåò äîñòàòî÷íî âûñîêîãî óðîâíÿ àäàïòàöèè ê ðåàëüíîé æèçíè, íî îíà ïîçâîëÿåò äîâîëüíî áûñòðî äîñòè÷ü ïîëîæèòåëüíûõ óñòîé÷èâûõ èçìåíåíèé â ðàáîòå äàæå ñ î÷åíü òÿæåëûìè ñëó÷àÿìè àóòèçìà. Öåëü äàííîé ïðîãðàììû – äîáèòüñÿ âîçìîæíîñòè æèòü «íåçàâèñèìî è ñàìîñòîÿòåëüíî» äîñòèãàåòñÿ, íî òîëüêî â îñîáûõ, îãðàíè÷åííûõ èëè èñêóññòâåííî ñîçäàííûõ, óñëîâèÿõ.

Åñòåñòâåííî, âîçíèêàåò âîïðîñ: «Îòêóäà, ïî÷åìó, â ÷åì äåëî Ðîäèòåëåé ÷àùå âñåãî òðåâîæàò ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ òàêèõ äåòåé: ñòðåìëåíèå óéòè îò îáùåíèÿ, îãðàíè÷åíèå êîíòàêòîâ äàæå ñ áëèçêèìè ëþäüìè, íåñïîñîáíîñòü èãðàòü ñ äðóãèìè äåòüìè, îòñóòñòâèå àêòèâíîãî, æèâîãî èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ñòåðåîòèïíîñòü â ïîâåäåíèè, ñòðàõè, àãðåññèÿ, ñàìîàãðåññèÿ, íàðàñòàþùàÿ ñ âîçðàñòîì çàäåðæêà ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, òðóäíîñòè â îáó÷åíèè. Õàðàêòåðíû ñëîæíîñòè â îñâîåíèè áûòîâûõ è ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ.

Âìåñòå ñ òåì áëèçêèå, êàê ïðàâèëî, íå ñîìíåâàþòñÿ â òîì, ÷òî èõ âíèìàíèå, ëàñêà íóæíû ìàëûøó äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà îíè íå ìîãóò óñïîêîèòü è óòåøèòü åãî. Îíè íå ñ÷èòàþò, ÷òî èõ ðåáåíîê ýìîöèîíàëüíî õîëîäåí è íå ïðèâÿçàí ê íèì äàæå òîãäà, êîãäà îí äàðèò èì ìãíîâåíèÿ óäèâèòåëüíîãî âçàèìîïîíèìàíèÿ.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ðîäèòåëè íå ñ÷èòàþò ñâîèõ äåòåé è óìñòâåííî îòñòàëûìè. Ïðåêðàñíàÿ ïàìÿòü, ïðîÿâëÿåìûå â îòäåëüíûõ ñèòóàöèÿõ ëîâêîñòü è ñîîáðàçèòåëüíîñòü, âíåçàïíî ïðîèçíîñèìàÿ ñëîæíàÿ ôðàçà, íåçàóðÿäíûå ïîçíàíèÿ â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ìóçûêå, ñòèõàì, ïðèðîäíûì ÿâëåíèÿì, íàêîíåö ïðîñòî ñåðüåçíîå, óìíîå âûðàæåíèå ëèöà – âñ¸ ýòî äàåò ðîäèòåëÿì íàäåæäó, ÷òî ðåáåíîê íà ñàìîì äåëå âñå ìîæåò, òîëüêî åìó íóæíî íåìíîãî ïîìî÷ü. Õîòÿ òàêîé ðåáåíîê äåéñòâèòåëüíî ìíîãîå ìîæåò ïîíÿòü ñàì, ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå, íàó÷èòü áûâàåò êðàéíå òðóäíî. Êîãäà ìàëûøà îñòàâëÿþò â ïîêîå, îí äîâîëåí è ñïîêîåí, íî ÷àùå âñåãî íå âûïîëíÿåò îáðàùåííûå ê íåìó ïðîñüáû, íå îòêëèêàåòñÿ äàæå íà ñîáñòâåííîå èìÿ, åãî ñëîæíî âòÿíóòü â èãðó. È ÷åì áîëüøå åãî òîðìîøàò, ÷åì áîëüøå ñ íèì ñòàðàþòñÿ çàíèìàòüñÿ, ñíîâà è ñíîâà ïðîâåðÿÿ, äåéñòâèòåëüíî ëè îí ìîæåò ãîâîðèòü, èãðàòü, äåéñòâèòåëüíî ëè ñóùåñòâóåò åãî (âðåìÿ îò âðåìåíè ïðîÿâëÿåìàÿ) ñîîáðàçèòåëüíîñòü, òåì áîëüøå îí îòêàçûâàåòñÿ îò êîíòàêòà, òåì áîëåå îæåñòî÷åííûìè ñòàíîâÿòñÿ åãî ñòðàííûå ñòåðåîòèïíûå äåéñòâèÿ, ñàìîàãðåññèÿ. Ïî÷åìó æå âñå åãî ñïîñîáíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ òîëüêî ñëó÷àéíî? Ïî÷åìó îí íå õî÷åò ïîëüçîâàòüñÿ èìè â ðåàëüíîé æèçíè?  ÷åì è êàê åìó íàäî ïîìî÷ü, åñëè ðîäèòåëè íå ÷óâñòâóþò ñåáÿ ñïîñîáíûìè åãî óñïîêîèòü, óáåðå÷ü îò ñòðàõà, åñëè îí íå õî÷åò ïðèíèìàòü ëàñêó è ïîìîùü? ×òî äåëàòü, åñëè óñèëèÿ îðãàíèçîâàòü æèçíü ðåáåíêà, íàó÷èòü åãî îêàí÷èâàþòñÿ òåì, ÷òî òîëüêî ðàññòðàèâàþò îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ è åãî ñàìîãî, ðàçðóøàÿ íåìíîãèå, óæå ñóùåñòâóþùèå, ôîðìû êîíòàêòà? Ñ ïîäîáíûìè