Гипертермический синдром у детей диплом

Гипертермический синдром у детей диплом thumbnail


Введение
Гипертермический синдром – это стремительное повышение температуры тела, обычно выше 40 градусов. Когда в доме находится такой больной, это вызывает панику у его родных, так как все мы знаем опасность горячки и её последствия. Если же лихорадка возникает у детей, родители справедливо «бьют во все колокола», так как маленький организм ещё недостаточно крепкий и ему необходима помощь,чтобы преодолеть жар.
Данное состояние у детей наблюдается довольно часто. Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость. У детей чаще встречаются неотложные состояния, исход которых во многом определяется своевременностью и правильностью оказания первой медицинской помощи и адекватностью последующего тактического решения.Неотложное состояние характеризуется наличием угрожающих жизни симптомов (судороги, гипертермия, кома и т. п.) и требует срочных лечебных мероприятий.
Угрожающее состояние — это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно функций организма ребенка или есть опасность ее возникновения. Перед врачом, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи:- диагностика угрожающего состояния;
— оказание неотложной помощи;
— принятие решения о необходимости и месте госпитализации. 
Диагностика сводится к выявлению патологических синдромов, оценке степени их тяжести, решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприятий.
Учитываются и отягощающие факторы, в особенности у детей раннего возраста (течениебеременности и родов, патология ЦНС, заболевания внутренних органос в, предрасположенность к аллергии). При обследовании ребенка выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообращения и степень угнетения ЦНС.
Цель работы: изучить основные клинические проявления и особенности оказания неотложной медицинской помощи при гипертермическом синдроме.
Для достижения данной цели нам нужно поставить задачи:
1) рассмотретьэтиопатогенез и клинические проявления гипертермического состояния у детей;
2)изучить клинические проявления гипертермического синдрома;
3) изучить особенности оказания фельдшером неотложной медицинской помощи.
Объект исследования: Неотложная помощь при гипертермическом синдроме.
Предмет исследования: Гипертермический синдром.

1. Особенности гипертермического синдрома
В здоровом состояниитело человека имеет температуру, не превышающую на градуснике отметку 36,6 ºС. Если же показатели выше 37,5 º, то такое состояние называется гипертермия. Что это обозначает? Дословно с греческого языка термин переводится как «чрезмерное тепло (перегревание)».
Данное явление является патологическим состоянием, которое характеризуется резким повышением температуры человеческого тела. В такомслучае уровень перегрева может достигать 40°С и более. Наступает синдром вследствие нарушенного процесса терморегуляции. Зачастую патология наблюдается в раннем детском возрасте и по причине поражения организма заболеваниями инфекционного характера (сепсисом, пневмонией, гриппом и прочими). Также причиной возникновения синдрома может стать токсико-аллергический процесс, гипервитаминоз, обезвоживаниеорганизма, респираторный шок, родовая травма.
Во взрослом возрасте патология у человека развивается на фоне заболеваний мозга головы и как осложнение после введения наркоза.
1.1. Этиология гипертермического состояния
Регуляция теплообмена осуществляется 2 группами термочувствительных нейронов, находящихся в подбугорной области головного мозга. Одна группа регулирует метаболическуютеплопродукцию, другая — физические механизмы теплоотдачи.
Выделяют 4 вида гипертермического синдрома:
1. В результате внешнего перегрева. Наиболее часто встречается в педиатрической практике и обусловлен не усилением катаболизма, а уменьшением теплоотдачи (основа — излишнее укутывание грудного ребенка). Нередки случаи, когда родители оставляют включенными обогреватели рядом…

Источник

Введение

Гипертермический синдром (греческий hyper + therme теплота, жар; синдром) — патологическое состояние, характеризующееся внезапным значительным повышением температуры тела до 40° и выше вследствие нарушения терморегуляции на уровне гипоталамуса
Гипертермический синдром наблюдается при различной патологии головного мозга — опухолях, травмах, кровоизлияниях, инфекциях и так далее, вследствие функциональных нарушений и структурных повреждений гипоталамических центров терморегуляции
У детей грудного возраста и первых лет жизни Гипертермический синдром развивается чаще, чем у взрослых, в связи с недостаточным развитием у них центра терморегуляции. Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость.
Угрожающее состояние — это состояние, при котором происходит декомпенсация жизненно важных функций организма или есть опасность ее возникновения. Перед врачом, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи: — диагностика угрожающего состояния; — оказание неотложной помощи; — принятие решения о необходимости и месте госпитализации.
Диагностика сводится к выявлению патологических синдромов, оценке степени их тяжести, решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприятий.
При сборе анамнеза в первую очередь выясняют:
1. какие обстоятельства предшествовали началу заболевания;
2. в чем первоначально проявилось ухудшение состояния;
3. сколько времени прошло с момента ухудшения.
Учитываются и отягощающие факторы, в особенности у детей (течение беременности и родов, патология ЦНС, заболевания внутренних органов, предрасположенность к аллергии). При обследовании ребенка выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообращения и степень угнетения ЦНС.
Объект исследования: Гипертермический синдром.
Задачи исследования:
? Дать определение гипертермическому синдрому;
? Рассмотреть этиологию и патогенез данного синдрома;
? Раскрыть клиническое проявление и лечение гипертермического синдрома;
? Охарактеризовать особенности гипертермического синдрома у детей, рассмотреть судорожный синдром;
? Проанализировать анафилактический шок, отек Квинке и крапивницу;
? Раскрыть обструкцию дыхательных путей;
? Рассмотреть инородные тела дыхательных путей у детей;
? Рассмотреть часто встречающиеся ошибки родителей при лечении гипертермического синдрома у детей/
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Гипертермический синдром
Гипертермический синдром (греческий hyper + therme теплота, жар; синдром) — патологическое состояние, характеризующееся внезапным значительным повышением температуры тела до 40° и выше вследствие нарушения терморегуляции на уровне гипоталамуса.

Читайте также:  Синдром повышенной возбудимости у ребенка в год

1.1.Этиология и патогенез
Гипертермический синдром наблюдается при различной патологии головного мозга — опухолях, травмах, кровоизлияниях, инфекциях и так далее, вследствие функциональных нарушений и структурных повреждений гипоталамических центров терморегуляции.
Регуляцию теплообмена осуществляют 2 группы термочув­ствительных нейронов, находящихся в подбугорной области го­ловного мозга. Одна группа регулирует метаболическую тепло­продукцию, другая — физические механизмы теплоотдачи.
Выделяют четыре вида гипертермического синдрома:
1. в результате внешнего перегрева. Этот вид гипертермиче­ского синдрома наиболее часто встречается в педиатрической практике и обусловлен не усилением катаболизма, а уменьше­нием теплоотдачи (В его основе лежит излишнее укутывание грудного ребёнка).
2. фармакологическая гипертермия. Наблюдается при использо­вании моноаминооксидаз — препаратов типа эфедрин, амитрипти- лин, имизин и пр. Эффект проявляется через нарушение метабо­лизма норадреналина, его предшественников и серотонина, в результате чего нарушается снижение теплоотдачи.
3. гипертермия на фоне лихорадки. Протекает по типу реакции «антиген — антитело» как ответ на микробный антиген; в про­цесс вовлекаются центр терморегуляции и ретикулоэндотелиальная система.
4. гипертермия при травме головного мозга с поражением под- бугорной области. Данный вариант часто наблюдается при постреанимационной болезни.1
Различают лихорадку инфекционно-воспалительной природы и неинфекционного генеза.
Лихорадку инфекционно-воспалительной природы могут вы­зывать вирусы, бактерии, грибы, внутриклеточные паразиты, а неинфекционного генеза — аутоиммунные процессы, аллергиче­ские заболевания, опухоли, нарушение процессов обмена ве­ществ, применение некоторых препаратов.
Рисунок 1. Причины лихорадки у больных, находящихся в отделе­ниях интенсивной тера­пии.

_________________________

1Данилов К.Е. Гипертермический синдром. — М., 2010. C. 25.
Наиболее часто пусковым звеном в развитии гипертермии являются экзогенные пирогены (бактерии, вирусы, токсины), которые при попадании в организм стимулируют выделение из мононуклеарных макрофагов эндогенных пирогенов. В настоящее время известно более 30 цитокинов, обладающих пирогенной активностью, из которых наиболее важными явля­ются интерлейкины: ИЛ-1 и ИЛ-6, а также ФНО-а (фактор нек­роза опухоли а). Эндогенные пирогены продуцируются стимули­рованными моноцитами и макрофагами. Свойствами пирогенов обладают также а-, р- и y- интерфероны. ИЛ-1 и ФНО-а транс­портируются с током крови к клеткам-мишеням, несущим специ­фические рецепторы к этим цитокинам, и воздействуют на тер­мочувствительные нейроны гипоталамуса через усиление синте­за простагландина Е2 и F2a из арахидоновой кислоты.2
Не исключается непосредственное влияние цитокинов на нерв­ную ткань. Повышение температуры тела активирует обменные процессы, функции нервной, эндокринной, иммунной системы (увеличение выработки антител, интерферона, повышение хемо­таксиса, фагоцитарной и бактерицидной активности нейтрофилов), повышается антитоксическая функция печени, увеличива­ется почечный кровоток. ИЛ-1 и ФНО-а способны усиливать иммунный ответ за счёт активации Т-клеток и стимуляции вы­работки ИЛ-2. Под действием ИЛ-1 усиливается пролиферация (от лат. proles — потомство и fero — несу — образования клеток путём их размножения делением) В-клеток, что сопровождается увеличе­нием антителообразования.3
Наиболее интенсивно эти процессы протекают при температуре 39°С. Под действием эндогенных пирогенов стимулируется синтез печенью белков «острой фазы» (фибриноген, С-реактивный белок, фракции комплемента,
___________________________
2Данилов К.Е. Гипертермический синдром. — М., 2010. С.49.
3 См. Там же. С. 52.
альфа-гликопротеин, сывороточный амилоид А, ингибиторы протеиназ), играющих важную роль в специфической и неспецифиче­ской защите. Гипертермия сопровождается снижением в сыво­ротке крови уровня железа, цинка и меди, что тормозит рост и размножение микроорганизмов.
Гипертермический синдром может возникнуть также как грозное осложнение при наркозе, преимущественно фторотановом в сочетании с мышечными релаксантами типа сукцинилхолина. Ведущая роль в развитии гипертермии при наркозе принадлежит, по-видимому, наследственным факторам. Известны случаи развития гипертермии во время наркоза у членов одной семьи. Для кровных родственников лиц, у которых наблюдалась гипертермия при наркозе, характерен повышенный уровень сывороточных ферментов, попадающих в кровь при повреждении мембран мышечных клеток, в частности креатинфосфокиназы.
Генетическая неполноценность клеточных мембран мышечной ткани выдвигается в качестве предрасполагающего фактора в возникновении Гипертермический синдром при наркозе. Наркоз и миорелаксанты усугубляют дефект мембран, увеличивая выброс в кровь клеточных ферментов. В этих условиях нарушается метаболизм мышечной ткани: происходит стимуляция актина и миозина, мышечные волокна приходят в состояние длительного тонического сокращения, которому способствует и возросший уровень калия. Чрезмерная мышечная работа сопровождается усиленным переходом АТФ в АДФ, что приводит к энергетической недостаточности и дальнейшему углублению нарушения метаболизма мышечной ткани. Важное место в механизме вызываемого наркозом Гипертермический синдром занимает нарушение обмена кальция в ретикулярной ткани. Патологоанатомическое исследование не даёт результатов, которые могут объяснить причину смерти.4

Читайте также:  Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки

_____________________________________________________ ______
4Вавилов А.А. Повышение температуры тела и лихорадка, жаропонижающие пре­параты. — М., 2010. С.37.
1.2.Клинические проявления
Гипертермический синдром может возникнуть как в острой, так и хронический стадии заболевания, центральная нервная система гипертермического синдрома при хронический течении заболевания может быть основным проявлением поражения гипоталамуса в виде пароксизмальных подъёмов температуры (……..

Список использованной литературы

1. Афонасьева А.А. Неотложная педиатрия: краткое руководство — М., 2007.
2. Артемьев К.И. Педиатрия. Неотложные состояния. — М., 2007.
3. Борисова Е.Н. Педиатрия: неотложные состояния у детей; Молочный В.П.. — М., 2007.
4. Багненко А.П., Вёрткина А.Г., Ми­рошниченко М.Ш. Руководство по скорой медицинской помощи. — М., 2007.
5. Васильева К.К. Госпитальная лихорадка — Интенсивная терапия. — М., 2011.
6. Вавилов А.А. Повышение температуры тела и лихорадка, жаропонижающие пре­параты. — М., 2010.
7. Вартин С.В., Каталин В.Е. Особенности анестезиологического и реанимационного пособия при обеспечении общей гипертермии. — М., 2009.
8. Данилов К.Е. Гипертермический синдром. — М., 2010.
9. Елизарова Н.Н. Температура тела — типы лихорадок. — М., 2012.
10. Козлов А.Л. Лихорадка и гипертермия у детей. — М., 2012.
11. Калинина А.А. Повышение температуры тела у детей первого года жизни. — М., 2011.
12. Лихачев К.Г. Лихорадка. — М., 2012.
13. Мадамехаджиев М.М. Полихимиотерапия на фоне искусственной гипертермии. — М., 2010.
14. Сумин А. А. Неотложные состояния. — М., 2011.
15. Савельев А.К. Длительные фебрильные лихорадки у детей, — М., 2009.
16. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцева Н.М. Сестринское дело в педиатрии. — М., 2007.
17. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник. — М., 2010.
18. Ягутина Я.Я. Как не надо лечить ОРЗ у детей. — М., 2013.
19. Яготкина К.О. Применение гипертермии в сочетании с химиотерапией. — М., 2010.
20. Яковлев У.М.Клиническая оценка общей гипертермии. — М., 2009.

Источник

25 апреля 2018г.

Актуальность и тема исследования

Гипертермический синдром (ГС) является одним из наиболее частых проявлений заболевания у детей. По статистике, в 30 % случаев причиной обращения к педиатру является гипертермия, а в осеннее- зимний период частота таких обращений составляет 90%.

Чаще наблюдается в раннем возрасте. У детей ГС нередко развивается на фоне инфекционных заболеваний (ОРВИ, гриппа, пневмонии и др.), инфекционно-аллергических и токсико-аллергических процессов, обезвоживания организма, а также вследствие родовых травм, респираторного дистресс- синдрома и т.д.

«Гипертермический синдром» — патологический вариант лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела выше 38 °С. Сопровождается нарушением микроциркуляции,     метаболическими     расстройствами    и     прогрессивно     нарастающей    дисфункцией внутренних органов (полиорганной недостаточностью). [1]

Учитывая вышеизложенное, проведен анализ частоты гипертермического синдрома у детей, госпитализированный в одном из стационаров.

Цель исследования: изучение частоты проявления гипертермического синдрома у детей, госпитализированных в педиатрическое отделение ГУЗ ГКБ N 2 г. Тулы им. Е.Г. Лазарева в период с июля по сентябрь 2017 г.

Задачи исследования:

·          провести анализ нозологической структуры заболеваний, которые чаще сопровождаются явлениями гипертермического синдрома;

·          выявить возрастные группы, в которых гипертермический синдром встречался наиболее часто;

·          уточнить гендерные различия;

·          проанализировать зависимость поступления детей в стационар от дня заболевания;

·          проследить динамику снижения температуры за время госпитализации;

·          выяснить длительность лечения, длительность заболевания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

С целью изучения частоты проявления гипертермического синдрома, было изучено 278 историй болезни за период с июля по сентябрь 2017 г. Исследование проводилось на клинической базе ГУЗ ГКБ N2 г. Тулы им. Е.Г. Лазарева. Было выявлено 133 ребенка с явлениями гипертермического синдрома в возрасте от 0 до 18 лет.

Критерии включения в основную группу:

·          Возраст детей 0-18 лет;

·          Наличие клинических проявлений гипертермического синдрома.

Статистическая обработка данных

Анализ результатов проводили при помощи компьютерной программы «Microsoft Office Excel 2010» (Microsoft, США). При статистической обработке качественных данных использовали частоту встречаемости признака (%). Различия считали статистически значимыми при p

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

За указанный период времени в стационар педиатрического отделения было госпитализировано 278 детей, из них с явлениями гипертермического синдрома – 133 ребенка (47,8%).

По результатам исследования было выявлено различное распределение обследуемых пациентов по возрастам:

·          детей возрастной группы от 0 до 3 лет – 77 (57,9%);

·          детей от 3 до 7 лет – 38 (28,6%);

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания как преодолеть

·          детей от 7 до 10 лет – 9 (6,4%);

·          детей от 10 до 15 лет – 9 (6,4%);

·          детей от 15 до 18 лет – 1 (0,7%).

Таким образом, наиболее часто с гипертермическим синдромом были госпитализированы дети возрастной группы от 0 до 3 лет.

При распределении детей по полу и возрасту:

·         
в возрастной группе от 0 до 3 лет мальчиков гипертермический синдром имел место в 35,3 % от общего количества детей, а девочек – 22,6 %;

·         
в возрастной группе от 3 до 7 лет – мальчиков 15 %, девочек 13,5 %;

·         
в возрастной группе от 7 до 10 лет – мальчиков 5,26%, девочек – 1,5 %;

·         
в возрастной группе от 10 до 15 лет – мальчиков 3,76%, а девочек 2,26%;

·         
в возрастной группе от 15 до 18 лет – мальчиков 0, 75%, а девочки не болели.

Таблица 1. 

Распределение детей по полу и возрасту (n = 133)

Возрастные

группы

Мальчики

Девочки

Общее

количество

чел

%

чел

%

0-3

47

35,3

30

22,6

77

3-7

20

15

18

13,5

38

7-10

7

5,26

2

1,5

7

10-15

5

3,76

3

2,26

8

15-18

1

0,75

Чаще всего гипертермическим синдромом сопровождаются заболевания у мальчиков. Был проведен анализ зависимости поступления детей в стационар от сроков заболевания.

Таким образом, дети чаще всего поступали на 2 день заболевания. Дети, госпитализированные на

12-14 день заболевания, получали амбулаторное лечение, без эффекта.

При оценке динамики снижения температуры за время госпитализации отмечено, что температура тела у всех обследуемых детей нормализовалась в первую неделю нахождения в стационаре. Как правило, это происходило на вторые сутки (80 человек), но были также и единичные случаи –  
дети, у которых температура тела нормализовалась в первый (1 человек), пятый (3 человека), шестой (2 человека) и седьмой (1 человек) дни нахождения в стационаре.

В исследуемой группе детей были выявлены случаи рецидива повышения температуры после ее нормализации. Данное явление встречалось у детей в возрасте от 1 года до 5 лет и чаще у девочек.

Причинами госпитализации этих детей были: острый бронхит, герпетическая инфекция, лакунарная ангина.

Таблица 2

Нозологическая структура заболеваний, протекающих с гипертермическим синдромом

Заболевание

Количество

%

Острый бронхит

40

30,1%

Лакунарная ангина

39

29,3%

ОРВИ

38

28,6%

Острая пневмония

7

5,3%

Герпетическая ангина

3

2,3%

Острый пиелонефрит

2

1,5%

Герпетическая инфекция

2

1,5%

Бронхиальная астма

1

0,75%

Острый ларинготрахеит

1

0,75%

Таким образом, наиболее часто встречались следующие заболевания:

·         
острый бронхит – 40 детей (30,1 %);

·         
лакунарная ангина – 39 (29,3 %);

·      ОРВИ – 38 (28,6%).

Средняя длительность лечения в стационаре составила 8,9±2,4 дней. В таблице представлена средняя длительность лечения, в зависимости от заболевания.

Таблица 3

 Средняя длительность лечения (дней).

Острый пиелонефрит

12±1,4

Острая пневмония

11,8±1

Герпетическая ангина

9,3±0,5

Лакунарная ангина

9,25±2,3

Герпетическая инфекция

9±2,8

Острый бронхит

8,5±2,6

ОРВИ

8,1±2,1

Острый ларинготрахеит (1 случай)

7 дней

Бронхиальная астма (1 случай)

7 дней

Таким образом, наиболее длительное лечение проводилось у детей с острым пиелонефритом, острой пневмонией, герпетической ангиной.

Для лечения гипертермического синдрома самым часто используемым препаратом является ибупрофен, который был применен у 66 детей (49,6%). Так же применялись: парацетамол — 44 ребенка (33%), нимесулид — 17 детей (12,8%), анальгин + димедрол — 3 детей (по 2,3%). Базтсная терапия проводилась следующими препаратами, в зависимости от характера патологии: антибиотики (96%), противоаллергенные препараты (86,5%), антисептические средства (56,3%), интерфероны (46,9%), сосудосуживающие препараты (45,8%), эубиотики (38,3%), муколитики (37,5%), бронходилататоры (27%), ингаляционные ГКС (14,2%), иммуномодуляторы (6%), противогрибковые препараты (1,5%), ГКС парентерально (1,5%).

Таким образом, в результате проведенного исследования, были сформированы следующие выводы:

·         
Гипертермический
синдром
имеет
место
в
47,8%
случаев
у
детей, госпитализированных в стационар;

·         
Наиболее часто гипертермический синдром встречается в возрастной группе от 0 до 3 лет;

·         
При анализе гендерных различий было выявлено, что гипертермический синдром чаще встречается у мальчиков;

·         
Поступление детей в стационар в первые дни заболевания указывает на то, что гипертермический синдром часто является причиной госпитализации;

·         
В условиях стационара эффективность антипиретической терапии на фоне комплексного лечения является высокой, о чем свидетельствует снижение температуры через 2-3 дня;

·         
Из нозологических структур, сопровождающихся гипертермическим синдромом, следует отметить в первую очередь острый бронхит, лакунарную ангину и герпетическую инфекцию;

·         
Максимальная длительность стационарного лечения отмечена у детей с острым пиелонефритом;

·         
Традиционно для купирования гипертермического синдрома чаще всего использовались ибупрофен и парацетамол.

Список литературы

[1] Владимир Ткачёнок «Скорая и неотложная медицинская помощь. Практикум» // Вышэйшая школа, 2013.

Источник