Гипертермический синдром сестринский процесс при
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
По ПМ.02
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема:
Неотложные состояния у детей
Специальность34.02.01 Сестринское дело
Составитель:
Ершова С.Г.
г. Липецк.
СОДЕРЖАНИЕ
Методический блок
Тактика медицинской сестры при оказании неотложной помощи.
Сестринский процесс при состояниях, требующих неотложной медицинской помощи в педиатрии
Перечень неотложных состояний в педиатрии
Тема: «Заболевания детей раннего возраста»
Гипертермический синдром.
Судорожный синдром.
Ларингоспазм
Тема: «Аномалии конституции»
Анафилактический шок.
Тема: «Болезни органов дыхания»
Вирусный круп.
Приступ бронхиальной астмы.
Тема: «Болезни органов кровообращения»
Обморок, коллапс.
Тема: «Болезни органов кроветворения»
Носовое кровотечение.
Тема: «Болезни эндокринной системы»
Диабетическая кома.
Гипогликемическая кома.
Тема: «Расстройства питания и пищеварения»
Метеоризм.
Кишечный токсикоз с эксикозом.
Рвота
Тема: «Инфекционные болезни»
Помощь при менингококковой инфекции
Инороднее тело дыхательных путей.
Общие принципы оказания неотложной помощи при отравлениях.
Терминальные состояния
СЛР у детей.
4.Список литературы
5.Блок самоконтроля знаний
-вопросы для выявления исходного уровня знаний;
-ситуационные задачи
Методический блок
Методические рекомендации для студентов можно использовать для подготовке к практическим занятиям , для выполнения аудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях , теме:
«Неотложные состояния у детей» специальность 34.02.01 Сестринское дело.
3.Цели:
Обучающие:
1. Закрепить и углубить теоретические знания по вопросам этиологии, клиники, диагностики неотложных состояний у детей.
2.Научить студентов тактике медицинской сестры при неотложных состояниях.
3. Закрепить медицинские термины по теме;
4. Научить студентов правильной диагностики и оказания неотложной помощи при неотложных состояниях.
5. Формировать навыки самостоятельной работы в изучении неотложных состояний у детей.
Развивающие:
1. Развивать умственную деятельность студентов;
2. Побуждать к творчеству и использованию дополнительной литературы, развивать логическую память, аналитические способности, избирательную внимательность;
3. Выделять прогностическую значимость, адекватную целенаправленность;
4. Сформировать умение решать ситуационные задачи;
5. Владеть методикой обследования больных с данной патологией;
6.Сформировать навыки оказания неотложной помощи детям..
7. Сформировать навыки работы по алгоритм
Воспитательные:
1.Формирование культуры общения, речи, научного мнения, деонтологических норм и правил общения с больными детьми и их родителями;
2. Умение сохранять врачебную тайну, быть терпеливым к жалобам больных.
3.Осознать необходимость индивидуального подхода к ребёнку при оказании помощи при неотложных состояниях.
Результат освоения темы.
Результатом освоения темы: «Неотложные состояния у детей» является овладение профессиональными компетенциями
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
С целью овладения соответствующей профессиональной компетенцией студент в ходе освоения данной темы должен:
иметь практический опыт:
-осуществления ухода при неотложных состояниях у детей;
уметь:
-готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
-осуществлять сестринский уход за пациентом детского возраста при неотложных состояниях.
-консультировать пациента детского возраста и его окружение по применению лекарственных средств;
-осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
знать:
-причины неотложных состояний у детей;.
— клинику, диагностику неотложных состояний у детей;
-особенности неотложных состояний у детей;
-осложнения при неотложных состояниях у детей;
-организацию и оказание сестринской помощи;
-пути введения лекарственных препаратов;
-правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОКАЗАНИИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ.
Тактика медработника зависит от обстановки и условий, в каких оказывается помощь, от тяжести состояния пациента.
СХЕМА ДЕЙСТВИЙ
1.Почти одновременно: вызов врача через посредников, вызов скорой помощи.
2.Быстрый осмотр пациента оценка тяжести состояния (сознание, пульс, дыхание, давление, цвет кожных покровов). Быстро узнать (по возможности) причину данного состояния. Оценка своих возможностей.
3.Начать оказывать доврачебную помощь:
а) обеспечить проходимость дыхательных путей (отсасывание слизи, профилактика западения языка), расстегнуть стесняющую одежду, доступ свежего воздуха, дача кислорода;
б) создание, улучшающее состояние положение;
в) возможная конкретная для определённого состояния помощь (искусственное дыхание, понюхать нашатырный спирт, растереть, грелка, горчичники, наложение жгута и др.;
в) следить за пульсом, ЧДД, АД, цветом кожи;
г) самооценка эффективности оказания помощи.
4. Приготовить лекарственные препараты (соответственно укладке).
5.При задержке врача или скорой помощи – связь с оператором или врачом скорой для ускорения действий, при приходе или приезде врача – выполнить его назначения, помочь врачу при
оказании помощи.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ СОСТОЯНИЯХ, ТРЕБУЮЩИХ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ
1 этап Сбор данных (оценка) | Провести сестринское обследование пациента и на основании полученных данных оценить его состояние. |
2 этап Интерпретация данных (медицинский диагноз) | Установить предварительный сестринский диагноз и провести дифференциальную диагностику |
3 этап Планирование вмешательства | Определив приоритетные, настоящие и потенциальные проблемы пациента, наметить пути их решения |
4 этап Реализация вмешательства | Выполнить необходимые манипуляции для решения намеченных целей |
5 этап Оценка эффективности | Провести самооценку достигнутых целей и при необходимости внести коррективы в проводимые мероприятия |
ГИПЕРТЕРМИЯ
Гипертермия –самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
— возрастает бактерицидность крови;
— повышается активность лейкоцитов;
— повышается выработка эндогенного интерферона;
— усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает ускоренное поступление питательных в-в к тканям.
Кроме того, что лихорадка – защитная реакция, важна её роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определённых пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более 37*С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное кол-во кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нём – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС, и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40*С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребёнка.
Классификация гипертермии
Тип гипертермии | Показатели температуры |
субфебрильная | 37 – 38*С |
умеренная | 38 – 39*С |
высокая | 39 – 41*С |
гиперпиретическая | Более 41*С |
Виды гипертермии
Вид | Механизм | Клиника |
Розовая (красная) | Теплопродукция равна теплоотдаче | кожные покровы умерено гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые — учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37 град. — одышка становится больше на 4 дыхания в минуту, и тахикардия — на 20 ударов в минуту) — поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры тела до фебрильных и гипертермических цифр. |
Белая | Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов | кожа бледная, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, положительным симптомом «белого пятна»; конечности холодные — чрезмерная тахикардия — одышка — нарушения поведения ребёнка — безучастность вялость, возможны возбуждения, бред и судороги |
Неотложная помощь при гипертермии
Этапы | Обоснование |
1.Вызвать врача или машину «скорой помощи» | В зависимости от места нахождения больного ребёнка (дома, поликлиника, стационарное отделение) |
2.ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ: | |
1. Уложить ребёнка в постель | Повышение температуры – признак интоксикации |
2.Определить тип гипертермии | |
При красной гипертермии | |
— ребенка раскрыть, максимально обнажить, обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков: — назначить обильное питье (от полу до литра больше возрастной нормы жидкости в сутки) ~ — использовать физические методы охлаждения: обдувания вентилятором прохладная, мокрая повязка на лоб холод (лед) на область крупных суставов водочно-уксусные обтирания ( водку, 9% столовый уксус, воду смешивают в равных объемах ( 1: 1 : 1). Обтирание влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть — повторяют 2-3 раза. | Облегчение экскурсии лёгких При гипертермии развивается гипоксия |
При белой гипертермии | |
-Ребёнка согреть: грелка к ногам -Физические методы охлаждения противопоказаны. | |
3.По назначению врача | |
при температуре тела > 38,0°С Парацетамол 10-15 мг/кг внутрь или свечи ректально или Анальгин 50%-0,1 мл/год жизни в/мышечно или в/венно Супрастин 0,1 мл/год жизни в/мышечно Анальгин и Аспирин при гриппе при бледной гипертермии противопоказаны !!! при бледной гипертермии Дополнительно: -Дротаверин (Но-шпа 0,1 мл/год жизни) в/мышечно У детей с отягощённым преморбидным фоном и/или наличием в анамнезе судорожного синдрома жаропонижающие препараты назначаются при температуре тела > 37,5при осложнениях: при осложнениях: — адинамия, нарушение сознания, признаки гипоксии, отказ от питья — Катетеризация вены — Стерофундин или Ионостерил или Натрия хлорид 0,9% — 10 мл/кг в/’венно капельно 10-20 кап. в мин. — Ингаляция кислорода — Пульсоксиметрия | Анальгин, парацетамол обладает жаропонижающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием . Супрастин противоаллергический препарат. Дротаверин (Но-шпа) снимает спазм. |
6. Провести кислородотерапию | При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде |
7. В течении 20 – 30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребёнка | Обеспечить выведение токсинов из организма |
8. Через 2 – 30 минут повторить термометрию | Контроль эффективности проведённых мероприятий |
9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учётом показателей повторной термометрии | Через 20 – 30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3*С |
ЛАРИНГОСПАЗМ
Ларингоспазм –одна из форм явной спазмофилии.
Спазмофилия –заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм –спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребёнка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребёнок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребёнок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжёлых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме
Этапы | Обоснование |
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо | |
1. Уложить ребёнка на ровную твёрдую поверхность | Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | Облегчение экскурсии лёгких |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | Развивается кислородная недостаточность |
4. Создать спокойную обстановку | Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ |
5. Создать доминантный очаг возбуждения в мозге путём раздражения рецепторов: — слизистой оболочки носа(подуть в нос, поднести нашатырный спирт); — кожи (лицо и тело ребёнка побрызгать холодной водой, похлопать по ягодицам); — вестибулярного анализатора(встряхнуть ребёнка, изменить положение тела); | Рефлекторное снятие спазма |
8. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца | Реанимационное мероприятие |
По назначению врача | |
6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция10% 0,2 мл/кг (20 мл/кг) в/в медленно Раствор седуксена 0,5% 0,1-0,2 мл./год; | Причина спазмофилии – гипокальциемия Снижает возбудимость ЦНС |
7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию | Обеспечение проходимости дыхательных путей |
9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию | В результате ларингоспазма развивается гипоксия |
5. Госпитализировать ребёнка | Необходимость проведения патогенетического лечения |
Судорожный синдром.
Судороги(convulsion) – непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение тела и конечностей.
Причины:
1.Частое клиническое проявление поражения центральной нервной системы (внутричерепные родовые травмы, асфиксия, ГБН., дефекты развития нервной системы).
2.Фебрильные судороги, чаще у детей раннего возраста, из за повышенной сосудистой проницаемости и гидрофильности мозга.
3.Эпилепсия.
4.Спазмофилия.
Клиника:Различают судороги клонические, тонические, смешанные. Клонические судороги проявляются быстрыми мышечными сокращениями, которые следуют, друг за другом через короткий интервал времени. Они чаще начинаются чаще с подергивания мышц лица, переходят затем на конечности и свидетельствуют о возбуждении коры головного мозга. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц с вытягиванием конечностей. Они наблюдаются при возбуждении подкорковых отделов мозга.
Приступы судорог сопровождаются с неправильным сокращением дыхательных мышц, что ведет к нарушению дыхания или к остановке, кожа становиться цианотичной пульс учащается или уряжается в дальнейшем происходит потеря сознания.
Неотложная помощь.
Этапы | Обоснование |
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо | Своевременное оказание квалифицированной помощи |
1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможные повреждающие предметы. | Профилактика травматизма. |
2. повернуть голову на бок. | Предупреждение аспирации рвотными массами. |
3. Расстегнуть стесняющую одежду. | Обеспечение экскурсии легких. |
4. Обеспечить доступ свежего воздуха. | При судорогах возрастает потребление кислорода. |
5. Между зубами заложить узел салфетки или шпатель обернутый ватой и бинтом. | Профилактика прикусывания языка. |
По назначению врача | |
6. Внутримышечно или внутривенно ввести один из препаратов: Раствор реланиума 0,5% 0,1-0,2 мл./год; Раствор оксибутирата натрия 20% 50-100 мг./кг (в1 мл. – 200мг.); Раствор аминазина 2,5% -0,1 мл./год.; Раствор дроперидола 0,25% — 0,3 мл./кг. | Для снятия судорог. Снижает возбудимость ЦНС. |
7. Внутривенно струйно ввести: Раствор лазикса 1% 0,1-0,2 мл./кг.; Раствор манитола 15% — 5 мл/кг.; Внутримышечно ввести раствор сульфата магния 25% — 1мл./год. | Предупреждение отека головного мозга и снижение возбудимости нервной системы. |
8. Внутривенно ввести: глюконат кальция 10% — 1 мл./год; или Хлористый кальций 10% — 1 мл./год. | Если судороги при спазмофилии |
10. Провести кислородо-терапию. | Неблагоприятным фактором является гипоксия, на фоне которого развиваются судороги и к которому они могут привести. |
11. Выявить причину судорог и постараться его устранить. | Судорога — симптом. Пока существует причина ,ее вызывающая , судороги могут возобновиться . |
АНАФИЛЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК.
Анафилактический шок –угрожающее жизни состояние, одно из самых тяжёлых проявлений острой аллергической реакции.
Шок может возникнуть в результате контакта с любым аллергеном, чаще всего после введения пенициллина или других антибиотиков, лечебных сывороток, вакцин, рентгеноконтрастных веществ.
Сразу после попадания аллергена в организм возникает беспокойство, чувство страха, зуд кожи и слизистых оболочек, головная боль, чувство жара или озноб, одышка. В течение первых минут состояние ухудшается, наступает нарушение сознания, признаки острой дыхательной, сердечно-сосудистой и надпочечниковой недостаточности могут быть непроизвольные акты дефекации и мочеиспускания. На коже, как правило, появляется полиморфная аллергическая сыпь, может развиться ангионевротический отёк Квинке.
ВАРИАНТЫ ТЕЧЕНИЯ:
I. АШ с синдромом дыхательной недостаточности:
1. внезапная нарастающая слабость
2. чувство сдавления в груди с ощущением нехватки воздуха
3. мучительный кашель
4. пульсирующая головная боль
5. боль области сердца
6. страх
7. бледность кожи с цианозом
8. пена у рта
9. затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе
II. АШ с развитием острой сосудистой недостаточности:
1. слабость
2. шум в ушах
3. проливной пот
4. бледность кожи
5. акроцианоз
6. понижения АД
7. нитевидный пульс
8. тоны сердца резко ослаблены
9. потеря сознания
10. судороги — запах ацетона в выдыхаемом воздухе — кожа сухая, бледная с сероватым оттенком, на лице «диабетический румянец» — тахикардия,
АД –низкое, утрата сознания — дыхание Куссмауля (частое, глубокое, шумное, с запахом ацетона) — мышечный тонус снижен — глазные яблоки мягкие, податливые
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник