Г а макарова синдром эмоционального выгорания

Г а макарова синдром эмоционального выгорания thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром эмоционального выгорания

к.пс.н., директор Института консультирования ППЛ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы профилактики и терапия.

В обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.) [ 2, 3, 8].

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте [4, 5, 6, 7 ].

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :

1. предельное истощение,

2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является — личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно .

Третьим признаком синдрома выгорания является — ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

В исследовании [5], проведенном среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов Республики Беларусь показано, что почти 80% имеют различной степени выраженности признаки синдрома эмоционального выгорания, 7,8% имеют резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим нарушениям и зависимостям.

Наши исследования были проведены среди психологов консультантов, врачей психотерапевтов, участвующих в программах повышения квалификации. По группе респондентов признаки синдрома различной степени выраженности имели 73%, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания. Выраженную фазу «истощение» имели 5 %, что проявлялось эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9]:

  1. Физические симптомы

Усталость, физическое утомление, истощение

Уменьшенный или увеличенный вес

Недостаточный сон, бессонница

Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)

Затрудненное дыхание, отдышка

Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание

Гипертензия (повышенное давление)

Язвы, нарывы

Сердечные болезни

  1. Эмоциональные симптомы

Недостаток эмоций , неэмоциональность

Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

Безразличие и усталость

Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность

Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Депрессия, чувство вины

Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания

Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив

Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)

Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы

Рабочее время больше 45 часов в неделю

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.

Малая физическая нагрузка

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.)

Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе

Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)

Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни

Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу

Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям

Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)

Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы,

Нет времени или энергии для социальной активности

Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби

Социальные контакты ограничиваются работой

Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе

Ощущение изоляции , непонимания других и другими

Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим выгоранию , относятся следующие: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; невозможность влиять на принятие важных решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы [5, 10, 11].

К профессиональным факторам риска относят: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. В последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен (например, программисты).

Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности. Как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). По этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) — ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.

Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.

Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè — ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.

Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.

Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:

I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ – ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:

1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».

Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».

2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.

 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» – ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.

3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».

Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.

4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».

Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.

II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» – âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:

1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».

Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:

– âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;

– íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.

 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè – ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.

Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì – óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå – îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå – ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.

Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».

Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.

Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì – áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.

3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».

Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».

Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.

III Ôàçà èñòîùåíèÿ – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.

1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.

Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé – íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.

Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».

3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.

«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó…», «ïðåçèðàþ…», «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».

 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.

4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.

Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü – ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.

×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:

1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.

2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.

3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.

4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.

Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.

Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)

https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.

Источник