Функциональные синдромы при психосоматических расстройствах
Термин «невроз» был предложен Кулленом более 200 лет назад – в 1776 г. Несмотря на значительное число исследований, посвященных изучению неврозов, клинические критерии диагностики этих заболеваний, их границы остаются достаточно неопределенными.
Е.А.Попов писал, что трудно выделить какую-то черту, свойственную именно неврозу. Критерии отграничения невроза от других заболеваний могут быть достаточно обоснованными лишь применительно к психогенным расстройствам, с одной стороны, либо к неврозоподобным нарушениям, – с другой.
Согласно современным представлениям невроз – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека [4, 6].
Основными особенностями неврозов являются:
- психогенный характер возникновения;
- особенности личности (акцентуации характера, личностный радикал);
- отсутствие органических изменений головного мозга;
- вегетативные, соматические, эмоционально-аффективные проявления;
- наличие критики к своему состоянию и стремление к преодолению ситуации и возникшей болезненной симптоматики.
В отечественной литературе ранее обычно описывали четыре клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз [5]. В связи с переходом на МКБ-10 классификация невротических расстройств претерпела существенные изменения [7]. Тем не менее, термин «невротические» все еще сохраняется и используется в названии большого раздела расстройств F40 – F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»:
- F40 Тревожно-фобические расстройства
- F41 Другие тревожные расстройства
- F42 Обсессивно-компульсивное расстройство
- F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- F45 Соматоформные расстройства
- F48 Другие невротические расстройства
Понятие «психосоматика» включает в себя целый ряд содержательных феноменов, которые невозможно объяснить какой-то одной формулировкой. Здесь следует выделить два аспекта:
- психосоматическая медицина
- психосоматические заболевания
Психосоматическая медицина представляет собой современную, хотя и не новую концепцию, общую ориентировку на охрану здоровья в целом. Она учитывает комплексные сомато-психо-социальные взаимодействия при возникновении, течении и, в особенности, при терапии заболеваний.
При психосоматических расстройствах различают три группы симптомов:
- конверсионные симптомы;
- функциональные синдромы (органные неврозы);
- психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы).
Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.
Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.
Важнейшие проявления, сопровождающие функциональные синдромы
Беспомощность врача относительно этой симптоматики отражается среди прочего в многообразии понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Речь идет о функциональном нарушении отдельных органов или органных систем, причем какие-либо тканевые изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. F.Alexander [12] описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки аффекта без характера выражения и обозначил их органными неврозами.
Психосоматические расстройства в более узком смысле (психосоматозы). В основе психосоматических расстройств – лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Исторически к этой группе относятся классические картины следующих психосоматических расстройства:
- бронхиальная астма
- язвенный колит
- эссенциальная гипертония
- нейродермит
- ревматоидный артрит
- язва двенадцатиперстной кишки
Наряду с традиционными психотерапевтическими техниками при лечении больных неврозами и психосоматическими расстройствами в последние годы более активное распространение получил метод биологической обратной связи (БОС).
Метод БОС (метод адаптивного биоуправления, биореабилитация, метод оперантного обуславливания и др.) – это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков [3].
В психотерапевтической практике метод БОС можно использовать двумя в принципе различными способами: либо в качестве средства для приобретения навыков физической саморегуляции, чтобы предотвратить появление психосоматических или невротических расстройств, либо, в случае, если пациент страдает неврозом или психосоматическим заболеванием, в качестве средства для лечения функциональных нарушений в соответствующей системе физиологических реакций.
Эффективность тренировки методом БОС выше всего у пациентов, которые действительно не могут расслабиться, даже если они этого осознанно хотят. Такие лица зачастую вообще не замечают, насколько они постоянно напряжены. С помощью биологической обратной связи можно довести это перенапряжение до их сознания и эта объективная информация позволит сформировать навык произвольной релаксации.
Как и любая терапия, лечение с использованием биологической обратной связи начинается с подробного анамнеза, дополняемого разъяснениями сущности и принципа действия тренировки БОС (первый сеанс). При этом необходимо в особенности подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором тело известным образом обучается тому, как помогать себе самостоятельно. Если подчеркнуть активную роль, приходящуюся на долю пациента, то это также повышает мотивацию для регулярного выполнения предписанной домашней тренировки.
Второй сеанс предназначен для изучения психофизиологического рисунка реакций, проявляемых данным пациентом в связи с подлежащим лечению проблемным поведением. Для снятия рисунка психофизиологических реакций пациент оснащается различными измерительными датчиками, регистрирующими необходимые физиологические функции. Затем в течение 5 мин пациента просят спокойно посидеть с закрытыми глазами. Этот период времени служит для записи исходных значений.
После этого пациент должен примерно в течение 5-10 мин пытаться расслабиться. Это требование вызывает, как правило, противоположное действие, пациент начинает напрягаться, что соответствующим образом изменяет измеряемые значения. Спокойно сидеть, не делая ничего конкретного – это, в особенности для страдающих симптомами стресса лиц, уже является серьезной психологической нагрузкой.
После периода расслабления проводят собственно тест на стресс для того, чтобы измерить возбудимость и последующее успокоение пациента. Создать стресс в искусственной ситуации не совсем просто, поэтому в большинстве случаев производят различные вмешательства, создающие известное физиологическое возбуждение. Например, подходят к пациенту и внезапно хлопают в ладони над его ухом. Можно также внезапно выйти из комнаты, ничего не говоря, дать пациенту подождать примерно минуту и затем снова войти. В качестве умственной нагрузки можно предложить задачу на счет. Например, начиная от 1000 непрерывно вычитать число 19. Затем периодически говорят «стоп» и пациент должен назвать промежуточный результат. В качестве других стрессовых ситуаций пригодны также ассоциативный эксперимент по Юнгу, или просто предъявление слов-раздражителей, или выработка представлений, имеющих определенное отношение к являющемуся объектом лечения проблемному поведению.
Диагностическое значение имеют, прежде всего, интенсивность реакций и ход последующего отдыха. Скорость реакций в первую очередь зависит от личности, т.е. от конституции, в целом определяющей быстрое или медленное реагирование. Испытывающие хронический стресс лица зачастую проявляют сравнительно быструю реакцию, но медленный отдых. Минимальная реакция или вообще отсутствие таковой на сенсорные или психические раздражители встречаются у эмоционально сильно заторможенных, замкнутых и с трудом вступающих в контакт пациентов. Очень пугливые люди проявляют, напротив, в большинстве случаев сильные колебания измеряемых значений, возникающие также независимо от предъявления стрессовых раздражений.
Собственно терапия начинается на третьем сеансе. Целью тренинга БОС является осознание подлежащего контролю события, для чего необходима осмысленная информационная обратная связь. Как и вообще психотерапия, уже эта первая фаза тренинга очень часто приводит к определенному улучшению. Поглощение внимания приемом новой информации может отвлекать и, тем самым, нарушать стереотипно протекающие рисунки поведения.
В качестве следующего шага необходимо попытаться посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние (ДАС-БОС, ЭМГ-БОС, ЭЭГ-БОС).
ДАС-БОС – обучение пациента навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью оригинальной методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической ветвей вегетативной нервной системы.
ЭМГ-БОС – обучение пациента произвольному снижению повышенного мышечного тонуса.
ЭЭГ-БОС – биоуправление потенциалами головного мозга, направленное на увеличение интенсивности альфа-ритма ЭЭГ и/или снижение бета-ритма.
Общая продолжительность курса лечения в среднем составляет 15 сеансов длительностью 30-40 мин каждый.
В заключение в ходе генерализации приобретенный контроль должен быть перенесен с тренировочной ситуации в лаборатории на нормальную жизненную ситуацию. Этому процессу можно способствовать присоединением «домашних заданий» – использованием навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (например, перед сном), упражнениями на расслабление типа аутогенной тренировки, а также посредством сбора и регистрации изменений в течение длительного времени. Регистрация долгосрочных изменений отражает успехи и, в свою очередь, действует в качестве обратной связи. Отмечено, что аутогенная тренировка в сочетании с условно-рефлекторными методами, в том числе с методом БОС, дает прекрасные результаты. Предварительное обучение аутотренингу и использование его в сеансах биологической обратной связи наиболее показано при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания, состояния тревоги и страха, сексуальные нарушения), а также для стабилизации ремиссий и предупреждения рецидивов неврозов.
При невротических и психосоматических расстройствах не существует специфических изменений электроэнцефалограммы, поэтому нейрофизиологическая интерпретация изменений ЭЭГ в результате длительно текущего психоэмоционального напряжения, приводящих не к деструкции мозговой ткани, а к дезинтеграции функций, снижению адаптивных возможностей и, как следствие этого, – к дезадаптационным расстройствам, представляют определенную трудность.
В основе дезадаптационных расстройств лежат нарушения корково-подкорковых взаимоотношений. При патологии эти взаимоотношения нарушаются, что приводит к дестабилизации нейродинамических процессов. Чем больше степень этой дестабилизации, тем меньше выраженность альфа-составляющей, тем больше выраженность бета- , тета- и дельта-составляющих. В связи с этим наиболее широкое применение в терапии дезадаптационных расстройств с использованием метода биологической обратной связи по ЭЭГ получил альфа-стимулирующий тренинг. Эффективность данного подхода хорошо отражена в литературных данных [1, 2, 9-11].
- Айвазян Т.А. Релаксационная терапия с использованием биологической обратной связи в лечении больных гипертонической болезнью // Биоуправление-1. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 133-142.
- Верещагина А.А., Кайданова Е.А. Значение обратной связи при адаптивном регулировании патологической биоэлектрической активностью мозга // Физиол. человека. – 1981. – № 4. – С. 579-585.
- Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биол. обратная связь. – 2000. – № 3. – С. 2-9.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
- Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности. – М.: Медицина, 1994. – 192 с.
- Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Педерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. – СПб., 2000. – 287 с.
- МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств: Исследовательские диагностические критерии. – Женева: Всемирная организация здравоохранения., 1998. – 208 с.
- Попов Е.А. О некоторых неясных и спорных сторонах в проблеме неврозов // Журн. невропатол. и психиатр. – 1954. – № 5. – С. 380-388.
- Святогор И.А. Некоторые аспекты нейрофизиологических механизмов биоуправления потенциалами мозга при неврозах // Биоуправление-1. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 108-119.
- Святогор И.А., Моховикова И.А. К вопросу о корково-подкорковых взаимоотношениях при лечении больных с дезадаптационными расстройствами методом биологической обратной связи по электроэнцефалограмме // Биол. обратная связь. – 2000. – № 4. – С. 15-19.
- Святогор И.А., Моховикова И.А., Никитина С.Б. Особенности взаимодействия нейрофизиологических и нейропсихологических факторов в процессе биоуправления потенциалами мозга у больных с психосоматическими расстройствами // Журн. экол. чел. – 1994. – № 1. – С. 37-40.
- Alexander F. Psychosomatische Medizin. – Berlin: De Cruiter, 1951.
О Центре — Практическая деятельность — Психосоматические расстройства — Психосоматические расстройства и неврозы
Источник
ТОП 10:
Психосоматическая медицина различает три группы психосоматических расстройств: 1)конверсионные симптомы 2)функциональные синдромы (органные неврозы) 3) психосоматические заболевания (психосоматозы) При конверсионных симптомах невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Характеризуется одним или несколькими невролог.симптомами (параличи, атаксия, слепота, глухота, нарушение чувствительности, истерические расстройства, ложные судорожные припадки или конвульсии),св.с психологическими факторами.. Функциональные синдромы являются наиболее типичными и хорошо известными врачам общей практики. Они представляют собой набор симптомов, затрагивающих разные органы и системы: сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную, дыхательную, мочеполовую и двигательную. Из расстройств сердечно-сосудистой системы типичными являются «неврозы сердца (нарушения сердечной деятельности, проявляющиеся тахикардией, ощущением учащенного сердцебиения, сердечными спазмами и короткими аритмиями). Типичными функциональными синдромами нарушений дыхательной системы являются гипервентиляционный синдром, кашель «закатывание», т.н. «невротический дыхательный синдром», или «дыхание вздохами». Отдельными симптомами функциональных психосоматических расстройств считаются болевой синдром и зуд. К группе психосоматозов, или психосоматических заболеваний в узком смысле относятся соматические болезни. К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой», относят болезни, роль психологических факторов в этиопатогенезе которых считается доказанной: 1)эссенциальная гипертония 2)язвенная болезнь 12-перстной кишки 3)бронхиальная астма 4)сахарный диабет 5)нейродермиты 6)ревматоидный артрит 7)язвенный колит. Критериями для разграничения форм психосоматических расстройств могут служить: функциональность, обратимость, длительность существования, локализация, характер связи с особенностями личности и спецификой тех психологических факторов, которые определяют формирование этих расстройств.
Реакцией личности на стресс или фрустрацию могут быть, с одной стороны, невротические расстройства и психосоматические расстройства, проявляющиеся соматическими эквивалентами психических расстройств. Эти группы нарушений демонстрируют различные способы переработки внутриличностного конфликта: психический и соматический. Невротический способ может проявляться как в условиях острого, так и в условиях хронического стресса; психосоматический же способ в большей степени связан с хроническим воздействием фрустрации и стресса. Отличительными особенностями являются и индивидуально-психологические свойства человека, склонного к одному из перечисленных способов переработки конфликта. Под психосоматическими расстройствами понимаются симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта. Для диагностики психосоматических расстройств необходимо выявить соматические расстройства и вызвавшие его психологические факторы.
24. Основные модели происхождения психосоматических расстройств. Проблема алекситимии.Существует несколько моделей формирования психосоматических расстройств: а) психофизиологическая, 6) психодинамическая, в) системно-теоретическая, г) социопсихосоматическая. Психофизиологическая модель. Основоположник И.П.Павлов (эксперименты с усл.рефлексами). В дальнейшем психофизиологическая модель была дополнена исследованиями Cannon и Selye. Cannon обнаружил, что экстремальные ситуации готовят организм к «борьбе или бегству». человек находится в готовности переживания, которая позволяет ему опознавать определенные события как экстремальные. Эта готовность к переживанию превращается в готовность к физическим действиям. Основываясь на данных Cannon, Selye описал патогенез стресса, введя понятие адаптационного синдрома — неспецифической реакции организма, в которой различают три фазы: тревоги, сопротивления и истощения, ведущими с соматическим изменениям. Психодинамические концепции. Отправная точка психосоматики (Freud ) — конверсионные симптомы при истерии (слепота, глухота, двигательные нарушения). Основываясь на исследованиях S.Freud, Alexander предложил термин «вегетативный невроз», симптомы которого являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Важным этапом развития науки было описание Сифнеос понятия «алекситимия», обозначающее неспособность человека к эмоциональному резонансу. Психосоматические пациенты значительно отличаются от невротиков, которые готовы «выговориться» о своих проблемах. Близкой является точка зрения N.Peseschkian, трактующая психосоматические симптомы как «способность говорить языком органов о том, что в настоящий момент нет других средств справиться с конфликтом. Системно-теоретические модели. Системная концепция понимает человека как открытую подсистему в иерархическом ряду других открытых подсистем. Есть различные уровни организма — физиологический, когнитивный, эмоциональный и трансактный. Изменения на одном из уровней действуют в качестве стимуляторов на другом уровне, вызывая тем самым соматические расстройства. Социопсихосоматика. Понятие было введено Schaefer. Delius считал, что социопсихосоматика начинается тогда, «когда тот, кто озабочен состоянием здоровья, кто болен или чувствует себя больным, во взаимодействии с врачом или медицинским работником осознает свою уязвимость относительно своих человеческих и социальных проблем». Т.о. психосоматическая болезнь является следствием неправильного развития отношений между индивидуумом и социальным структурами, в которые он включен.\Алекситимия— психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: 1)затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;2)затруднение в различении эмоций и телесных ощущений; 3)снижение способности к символизации, в частности к фантазии; 4)фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям; 5)склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать. рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний. Эта Причины развития алекситимии неясны.встречается у значительной части людей, страдающих аутистическими расстройствами. Для измерения используются диагностические интервью, шкалы самоотчётов, проективные техники. Первичную (конституциональную) алекситимию некоторые авторы рассматривают в рамках модели дефицита, определяющего отсутствие функций, связанных с выражением аффекта и фантазий. Существуют также представления об алекситимии как о вторичном расстройстве. К вторичной алекситимии относят, в частности, состояние глобального торможения аффектов или оцепенения, наступающее в результате тяжелой психологической травмы. Алекситимия в этом случае может отражать в патологической форме горе или скрытую депрессию.
25. Концепция Ф.Александера: понятие о специфическом эмоциональном конфликте. Классические психосоматические заболевания.Ф. Александер в 1950 г. предложил теорию психосоматической специфичности. Гипотеза о специфичности как основном механизме психосоматического расстройства возникла из клинического опыта. Ф. Александер предположил, что не только отдельный симптом, но и весь патологический процесс может быть вызван специфическим психологическим стимулом. В своей статье он утверждал, что психологический фактор не столько вызывает само поражение желудочно-кишечного тракта, сколько запускает процесс гипо- или гиперсекреции желудочного сока, а также изменяет двигательную активность и давление крови в кишечнике. Позже последователи Ф. Александера, выявили психосоматические отношения в патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, кожи и костно-суставной системы.Гипотеза о специфичности, выдвинутая Ф. Александером, опиралась на три базовых положения. 1. Психологический конфликт сочетается с физиологическими и биохимическими факторами, предрасполагающими к заболеванию. 2. Бессознательный конфликт активизируется под влиянием особо значимых жизненных событий. 3. Сопровождающие внутриличностный конфликт негативные эмоции выражаются на физиологическом уровне, что и приводит в конечном итоге к развитию болезни. Мысль о специфичности психосоматических реакций возникла у Ф. Александера под влиянием работы Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Классические психосом.заболев-я (большая семерка):гипертония, бронх.астма, язва желудка, нейродермиты, тиреотоксикоз (щитовидка),сах.диабет 2го типа, ревматоидный артрит, язвенный колит
содержание теории психосоматической специфичности: Психологические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу: ведущий симптом болезни прямо связан с одним из двух психологических факторов: эмоционально конфликтное неосознаваемое (т. е. вытесненное) отношение личности к самой себе или к окружающей среде.Наследуется не болезнь, а способ реаг-я
Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь. Личностная предрасположенность. Тип «А». Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Язвенный колит. Особенности психотерапии.
Коронарный тип личностиА, предрасположенный к инфаркту миокарда, включает в себя такие свойства, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Такой человек постоянно испытывает дефицит времени для выполнения своих многочисленных планов. Его рабочий день расписан по минутам. Ишемия может возникнуть в случае появления неконтролируемой человеком ситуации, утрате им контроля и самообладания. Попадая в такие ситуации, человек вначале начинает энергично предпринимать усилия по восстановлению контроля над ситуацией, поскольку бессилие разрешить конфликт унижает, его в собственных глазах. Но если эта активность не приводит к немедленному успеху и неэффективность действий становится очевидной для индивида, он дает реакцию капитуляции и заболевает. Гипертония: считается, что наследственное, но наследуется не само заболевание, а склонность реагировать подобным образом. Как правило, в коллективе это агрессивные и подвижные дети. Конфликты в семье, много переживаний в подростковом возрасте, со временем человек становится спокойным, но рано начинаются перебои в работе сердца. Конфликт основан в желании агрессии и в запрете на эту агрессию. Например, частая смена партнеров, сожительство. Рекоменд. семейн.психотерапия, поведенческая, телесно ориентир.психотерапия. Профилактика. Самое главное понять, какие трудности, ситуации и конфликты приводят к повышению артериального давления, и научиться контролировать реакцию на свои успехи и неудачи. Нужно выявить все, что привнесено в постоянную гонку за успехом. Важно принять самого себя — со всеми чувствами и кажущимися слабостями. Язвенная болезнь, традиционно считающаяся классическим проявлением психосоматической патологии (органический психосоматоз), — это хроническое, циклически протекающее заболевание с разнообразной клинической картиной и изъязвлением слизистой оболочки желудка или двенадцатиперстной кишки. у мужчин встречается чаще. Это реакция на стресс. Основная черта этих людей – сензитивность (застревают в своих переживаниях, человек не может переварить ситуацию). Причиной может быть противоречивое воспитание. Например, будь самостоятельным, но ничего без меня не делай. Формируется зависимость (мама все решит), сложность принять решение, чувство вины по малейшему поводу. Особое отношение к еде (например, ожирение, особые ритуалы) Язвенный колит: Личностные особенности этих больных: Они описываются как внешне спокойные, ровные, хотя и зависимые. Но под маской благодушия у них скрывается огромное чувство враждебности, негодования, обиды и вины. Такие эмоции, если они держатся долго и не реализуются, приводят к гиперфункции толстого кишечника с усилением транспортной функции, кровенаполнением сосудов, набуханием слизистой оболочки. По мнению клиницистов, неспецифический язвенный колит чаще всего характерен для «обсессивно-компульсивной личности» с повышенной враждебностью и с ограниченными контактами с окружающими. страх успеха, движения вперед. Когда есть возможность улучшить свой статус у них появляется болезнь. Неуверенность, страх потерять контроль.
Источник