Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна thumbnail

Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

Общение

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

– восприятие,

– движение,

– память,

– внимание,

– речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

Читайте также:  Генетический анализ на синдром жильбера хабаровск

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

• восприятие

• память

• внимание

• воображение

• мышление

• целенаправленное поведение

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

— активную речь

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• контакт глазами

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

Формирование навыков общения у детей с синдромом дауна

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

— развитие умения

согласовывать слова в словосочетаниях;

— обучение диалогу;

— восприятие содержания

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

Читайте также:  Wpw синдром с нарушением ритма

• регулярности занятий

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

Формирование навыков общения у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения у детей с синдромом дауна

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Формирование навыков общения у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения у детей с синдромом дауна

Источник

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *

* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 6: Восприятие речи).

План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.

Авт. – авторское название игры

ПЕРИОД

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

СПОСОБЫ

ДОСТИЖЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТА

РЕЗУЛЬТАТ

ОБОРУДОВАНИЕ И

МАТЕРИАЛЫ

Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО: 8 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игры «Оркестр» (авт.), «Стучат. Открой дверь!» (Громова, МФНДЛ, с. 15,16)

Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

1. Колокольчики, издающие громкий звук.

2. Любая знакомая игрушка.

1-я неделя

Игра «Кто так говорит?» (Громова, МФНДЛ, с. 17)

Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

1. Различные игрушки (кошка, собака, корова).

2-я неделя

В естественных ситуациях

На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

2-я неделя

Чтение коротких стихотворений

Поддерживает контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот).

1. Хрестоматия для самых маленьких.

3-я неделя

Игра «Мячики и кубики» (Громова, МФНДЛ, с. 49)

Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

1. Несколько разноцветных мячей.

2. Несколько разноцветных кубиков.

3. Машинка.

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

4-я неделя

Игра «Кубик настроения» (авт.)

Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого.

1. «Кубик настроения»

4-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет простую просьбу, сопровождающуюся жестами.

5-я неделя

Игра «Отзовись!» (авт.)

Оборачивается, услышав свое имя.

5-я неделя

В естественных условиях

Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие.

6-я неделя

Игра «Ладушки». Подвижная игра «Мишки» (Мы хлопаем, как мишки…) (авт.)

В ответ на словесную просьбу машет рукой или хлопает в ладоши.

7-я неделя

Игры «Играем в мячик», «Прятки» (Громова, МФНДЛ, с. 25, 30)

Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают.

1. Мячи разного размера и цвета.

2. Машинка.

3. Кукла.

8-я неделя

Рассматривание семейных фотографий

Находит членов семьи, о которых его спрашивают.

1. Семейные фотографии.

Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игра «Малышка-погремушка» (авт.)

Ищет глазами, откуда исходит звук.

1. Колокольчик, издающий громкий звук.

1-я неделя

Игра «Найди колокольчик» (Громова, МФНДЛ, с. 15)

Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову).

1. 2-3 колокольчика.

2. Любая игрушка.

3 Несколько помощников.

1-2 неделя

В естественных ситуациях

Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову)

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

3-я неделя

Игра «Разговор молоточка и колокольчика» (авт.)

Дает предмет говорящему, в ответ на его просьбу.

1. Молоточек.

2. Колокольчик.

4-я неделя

Игра «Ты внимательно смотри и игрушку покажи» (авт.)

Указывает на предмет, о котором его спрашивают.

1. Знакомые игрушки  название которых ребенку хорошо известны (мишка, кукла, машинка, колокольчик, молоточек).

Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.

5-6 неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из двух предметов выбирает тот, который ему называют.

1. Любые 2 знакомые ребенку игрушки.

6-7 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на отдаленный предмет, видный из отворенной двери.

8-9 неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из трех предметов выбирает тот, которые ему называют.

1. Любые 3 знакомые ребенку игрушки.

10-11 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на одну часть тела, которую ему называют.

Третий период (март, апрель, май) ВСЕГО: 12 недель

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

1-я неделя

Игра «Наши гости» (авт.)

Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или на предмет.

1. Различные игрушки.

2. Предметные картинки.

1-я неделя

Игра «В гостях у сказки» (авт.)

Вместе  со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

1. Книга с цветными картинками или несколько цветных игрушек.

1-я неделя

Читайте также:  Как снять очень быстро похмельный синдром

В естественных ситуациях.

В ответ на тон говорящего, (дружелюбный или сердитый), меняет выражение лица.

2-я неделя

Чтение коротких стихотворений с последующим рассматриванием иллюстраций к ним

В шумной обстановке слушает одного человека.

1. Книжка с цветными картинками и короткими стихотворениями.

Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

2-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет простую просьбу, выраженную 2-3 словами.

3-я неделя

В естественных ситуациях

Выполняет три простые просьбы, выраженные 2-3 словами.

4-я неделя

«Помощник» (авт.)

По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты.

1. Различные знакомые ребенку игрушки.

Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно.

5-я неделя

В естественных ситуациях

Указывает на 4 части тела, которые ему называют.

.1. Зеркало.

6-я неделя

Игра «Ты  игрушку покажи, на ладошку положи» (авт.)

Из 4 предметов выбирает тот, который ему называют.

1. Любые 4 знакомые ребенку игрушки.

7-я неделя

В естественных ситуациях.

Выбирает три предмета одежды, которые ему называют.

1. Минимум 4 предмета детской одежды

8-я неделя

Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.)

Из двух картинок выбирает ту, которую ему называю.

1. Две картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы.

9-я неделя

Игра «Пальчик указательный, будь-ка ты внимательный!» (авт.)

Из 4 картинок выбирает ту, которую ему называют.

1. Несколько картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

10-11 неделя

В естественных ситуациях

Указывает на 7 частей тела, которые ему называют.

1. Зеркало.

2. Кукла.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

12 неделя

Игра «Повторяй-ка!» (авт.)

Выполняет одно из 2 разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу.

1. Кукла или мягкая игрушка.

12 неделя

Сочетание нескольких, пройденных ранее игр (итоговое занятие)

Выполняет 3 разных действия с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу.

1. Кукла.

2. Кроватка.

3. Стульчик.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА *

* План разработан на основании Программы «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» Мойра Питерси, Робина Трилора. (М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе. Для детей с синдромом Дауна. Книга 3: Навыки общения).

План рассчитан на реализацию в адаптационном (пропедевтическом) периоде.

Авт. – авторское название игры.

ПЕРИОД

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ОБОРУДОВАНИЕ

И МАТЕРИАЛЫ

Первый период (октябрь, ноябрь) ВСЕГО:8 недель

Умение концентриро-вать внимание и реагировать на обращенную речь.

1-я неделя

«Игрушки. Мяч»

1. Научить ребенка внимательно слушать, смотреть, реагировать на слова и действия взрослого.

2. Расширять пассивный словарь по данным темам.

3. Обучать действиям с различными предметами.

4. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие).

5. Развивать инициативность детей.

1. Мяч.

2. Соответствующая предметная картинка.

2-я неделя

«Игрушки. Пирамидка»

1. Пирамидка.

2. Соответствующая предметная картинка.

3-я неделя

«Игрушки. Машинка»

1. Машинка.

2. Соответствующая предметная картинка.

4-я неделя

«Игрушки. Юла»

1. Юла.

2. Соответствующая предметная картинка.

5-я неделя

«Овощи: помидор и огурец»

1. Помидор, огурец.

2. Соответствующие предметные картинки.

6-я неделя

«Фрукты: яблоко и банан»

1. Яблоко, банан.

2. Соответствующие предметные картинки.

7-я неделя

«Одежда: платье и куртка»

1. Платье, куртка.

2. Соответствующие предметные картинки.

8-я неделя

«Обувь. Тапочки»

1. Тапочки.

2. Соответствующая предметная картинка.

Второй период (декабрь, январь, февраль) ВСЕГО: 11 недель

  1. Умение подражать действиям.

1-я неделя

«Тук-тук»

1. Учить детей подражать действиям взрослых.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание).

3. Развивать познавательные процессы (внимание, восприятие)

4. Развивать инициативность детей.

5. Развивать моторику.

6. Воспитывать усидчивость.

1. Различные игрушечные молоточки.

2-я неделя

«Бом-бом»

1. Барабаны.

3-я неделя

«Динь-динь»

1. Колокольчики.

4-я неделя

«Хлоп-хлоп»

5-я неделя

«Топ-топ»

6-я неделя

«Ку-ку»

Умение соблюдать очередность.

7-я неделя

«Телефонный разговор (алло!)»

1. Учить детей соблюдать очередность действий.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание).

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

4. Развивать моторику.

5. Воспитывать работоспособность.

1. Телефон.

8-я неделя

«Чаепитие (ах!)»

1. Чашки.

2. Стаканы.

9-я неделя

«Помощники (ап!)»

1. Кубики.

10 неделя

«Полная коробочка (бух!)»

1. Бумажная коробка.

2. Фасоль.

11 неделя

«Раз шажок, два шажок…(топ!)»

Третий период  (март, апрель, май)  ВСЕГО: 12 недель

Игровые навыки.

1-я неделя

«Ладушки»

1. Побуждать детей к игровым действиям с предметами и без игровых атрибутов.

2. Побуждать детей совершать действия по подражанию и по очереди.

3. Развивать речевую активность (звукоподражание)

4. Развивать моторику.

5. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

6. Воспитывать работоспособность.

2-я неделя

«Прятки (ку-ку)»

1. Платочки.

3-я неделя

«Сорока – белобока»

4-я неделя

«Водичка, водичка…»

5-я неделя

«Мы топаем как мишки…»

1. Мишка.

6-я неделя

«Идет коза рогатая…»

1. Маска козы.

7-я неделя

«Теремок»

1. Пальчиковые игрушки по содержанию сказки.

8-я неделя

«Корова»

1. Маска коровы.

Умение применять навыки общения в повседневной жизни

*Умение здороваться.

*Умение прощаться.

9-10 неделя

1. «Здравствуйте, я ваша Даша».

2. «Здравствуйте! Давайте играть»

1. Учить детей пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

2. Развивать речевую активность (звукоподражание слов «Привет!», «Пока!» и повторение слова «Пока!»)

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление)

4. Продолжать учить соблюдать очередность действий.

5. Развивать инициативность детей.

6. Развивать моторику.

1. Кукла Даша.

2. Мяч.

3. Чайный набор посуды.

4. Одежда для куклы.

11-12 неделя

1. «Здравствуйте! Давайте пить чай. До свидания! (Пока!)»

2. «Здравствуйте! Пойдемте гулять. До свидания! (Пока!)»

Источник