Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна thumbnail

Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

В основе развития речи

лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.

Общение

– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

– восприятие,

– движение,

– память,

– внимание,

– речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?

• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.

• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.

• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.

• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.

• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.

На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.

(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)

У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)

• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.

• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.

При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих

• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

Читайте также:  Психоорганический синдром выраженный астенический синдром

• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все психические процессы у ребёнка:

• восприятие

• память

• внимание

• воображение

• мышление

• целенаправленное поведение

— развиваются с прямым участием речи.

Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:

— понимание обращенной речи

— активную речь

Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:

он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:

• контакт глазами

• повторение за малышом произносимых им звуков

• работа над пониманием речи

• формирование правильных навыков приёма пищи,

— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.

Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.

Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:

— специально организованные логопедические занятия;

— использование речи на всех видах занятий и в быту.

Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:

— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;

— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);

— развитие импрессивной речи (понимания);

— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий

— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;

— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;

— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;

— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);

— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);

— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;

— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;

— развитие выразительности речи (модуляции голоса);

— формирование активного словаря;

— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;

— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;

— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;

— формирование глагольного словаря;

— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить

— потрогать, увидеть, услышать;

— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);

— формирование грамматического строя речи;

— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;

— развитие умения правильно отвечать на вопросы;

— развитие умения

согласовывать слова в словосочетаниях;

— обучение диалогу;

— восприятие содержания

маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету

— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

• степени сложности дефекта

• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

• регулярности занятий

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.

Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:

• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.

• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.

• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.

• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом даунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Источник

Звуки, которые издает малыш, становятся более протяжными и певучими – гуканье постепенно сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля». Такие протяжные воркующие звуки и называют гулением.

Характеристика этапа

Начало второго этапа характеризуется улыбкой, которой малыш приветствует ваше появление в его поле зрения. Эта улыбка говорит о том, что сложилась первая социальная ситуация связанности ребенка со взрослым, которую психологи называют «ситуация МЫ».

Ребенок не может существовать без ухаживающего за ним взрослого, и вся его жизнь и деятельность неотделима от жизни и деятельности матери. Возникает и формируется непосредственно-эмоциональное общение матери и ребенка. У ребенка появляются первые осознанные сигналы, предназначенные ухаживающему за ним взрослому. В его крике явно можно прочитать призыв, обращенный к матери, который она уже умеет хорошо различать и понимать.

Эмоциональные реакции малыша на поведение матери продолжают развиваться. Ребенок всё чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и, если это ему удается и он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение, называемое комплексом оживления, говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком. И наоборот, при виде отсутствующего равнодушного выражения лица он сначала пытается повлиять на поведение взрослого улыбкой, звуками и, если ему это не удается, отворачивается в сторону, начинает сосать палец, может захныкать или заплакать.

Младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их: он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию.

Если прислушаться к гулению малыша, то можно заметить, что оно становится всё более певучим и в нем всё больше отражаются интонации, которые ребенок слышал в речи окружающих. Внимательная мама учится отличать зовущую интонацию от возмущенной, а требовательную от довольной.

Читайте также:  Общий адаптационный синдром и его стадии реферат

Если ребенок устал, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок, его ручки и ножки при этом перестают ритмично двигаться, движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Этот возраст характеризуется дальнейшим развитием сенсорных систем ребенка – слуха, зрения, обоняния, тактильно-двигательной чувствительности. Всё это помогает ему всё лучше воспринимать происходящее и ориентироваться в нем. Например, услышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может выразить радость, понимая, что предстоит купание, или, наоборот, захныкать, увидев, что мама достает ножницы, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится – подстригание ногтей.

Лежа в кроватке, он сосредоточивает взгляд на висящих над ним игрушках, а также рисунках, представляющих собой контрастные черно-белые и желто-синие изображения. Особенно малыша привлекает рисунок с изображением человеческого лица.

Этот этап развития интересен и тем, что ребенок начинает различать «своих» и «чужих». Знакомым он радуется, незнакомых серьезно разглядывает, иногда, если незнакомец излишне активен, может заплакать.

Малыш любит, чтобы его носили на руках, целовали, гладили, тормошили, разговаривали с ним и пели ему песни. На высоте эмоционального подъема у него появляется первый смех – короткие радостные повизгивания, которые потом сменятся более звучным и продолжительным смехом.

Ребенок не любит проводить долгое время в кровати; помимо ношения на руках, он любит играть со взрослым лежа рядом на широком диване или на полу.

Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, ему нравится их ритмический рисунок и многочисленные повторения.

Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.

Развивается интерес к игрушкам; если раньше они интересовали малыша только в отсутствие взрослых, то теперь он начинает сосредоточивать внимание на игрушке, которую предлагает ему кто-нибудь из родителей. Так от взаимного сосредоточения ребенка и взрослого друг на друге происходит переход к объединению внимания на интересном предмете и приятном впечатлении.

Занимаемся с малышом. На что обратить внимание

Время ухода за ребенком – это время взаимодействия и общения с ним

Младенец с синдромом Дауна, так же как и любой ребенок, нуждается в общении со взрослым и пытается привлечь к себе его внимание. Но вот звуки, которые он издает при этом, могут быть более тихими, а улыбка менее заметной. Как мы уже упоминали, это может быть вызвано особенностями его мышечного тонуса и дыхания.

Проходя мимо малыша, остановитесь и посмотрите на него. Обнаружив, что ребенок смотрит на вас, улыбнитесь и заговорите с ним, потрогайте его за руки, возможно, он в ответ протянет их к вам.

Если малыш не реагирует на ваше появление, то, возможно, он просто не заметил вас, потому что вы слишком быстро прошли мимо. Увидев, что ребенок не спит, но не занят игрушками, окликните его, похлопайте в ладоши, погремите погремушкой, дождитесь, пока он посмотрит на вас и, улыбаясь, поговорите с ним. Даже если малыш не сразу ответит вам, не спешите отойти, ведь если вы будете нетерпеливы и быстро отойдете, то его улыбка придется в пустоту. 

Время бодрствования

Когда малыш лежит в кровати, он с удовольствием будет смотреть на игрушки и бить по ним руками. Не забывайте, что у него снижен тонус и ему трудно тянуться к игрушкам, а потому подвесьте их так, чтобы младенец всегда задевал их при случайных движениях рук. Позже его действия будут становиться всё  более  целенаправленными.  Повесьте над кроваткой ребенка привлекательные для него игрушки: контрастные предметы, пластиковую пружинку «Радуга».

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Организация кормления

Если вашему ребенку уже исполнилось полгода, пора переходить к прикорму. Своевременное включение в рацион ребенка твердой пищи способствует развитию органов артикуляции. Предлагайте ребенку сухарик, который он смо-

жет сосать сидя в своем креслице, и это будет естественным массажем мышц рта. Правильное использование ложки поможет вам научить ребенка смыкать губы и убирать язык внутрь рта, а пережевывание твердой пищи сделает  движения языка более ловкими и  разнообразными, чем это бывает при сосании. Как организовать кормление, подробно описано в приложении 4. 

Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка

Постарайтесь ввести в режим дня постоянные видимые сигналы, которые помогут младенцу понять, что происходит или будет происходить в ближайшее время. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати. Среди сигналов, связанных с распорядком дня, могут появиться шапочка, обозначающая прогулку, и фартучек, предвещающий кормление. 

Носите ребенка на руках, знакомьте его с окружением

Вашему малышу, наверняка, нравится находиться у вас на руках. Вы можете ходить с ним по квартире, комментируя всё, что видит ваш ребенок. Это особенно важно для детей с синдромом Дауна, которые начинают ползать довольно поздно, что ограничивает возможности их знакомства с окружающим. Кроме того, ваши движения, ритм при ходьбе, правильно подобранные позы, помогают стимулировать как двигательное, так и общее развитие ребенка.

Помимо обычных поз сидя на руках у взрослого можно использовать позу «самолетик», когда ребенка носят на весу вниз лицом на вытянутых руках. Удерживая ребенка в такой позе, подойдите к интересному для малыша объекту, подождите, пока малыш сосредоточит на нем взгляд, назовите то, на что смотрит малыш, и начните медленно опускать ребенка. Возможно, он приподнимет голову, чтобы удержать объект в поле зрения.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Стимулируйте двигательное развитие ребенка – это поможет малышу «разговориться»

Опишем несколько простых игр и упражнений, которые можно включить в комплекс гимнастики, которую вы проводите с ребенком.

Учите приподнимать голову и корпус, подтягиваясь  за ваши руки. Положите ребенка спиной на поверхность, позовите его по имени, дождитесь, пока он не посмотрит на вас, протяните ему свои руки. Помогите ему ухватиться за ваши указательные пальцы и, обхватив для страховки его запястья, слегка потяните на себя. Сделайте паузу, дожидаясь самостоятельного движения ребенка вперед. Продолжайте звать малыша, «ведите его глазами», пока он не подтянется до 45 – 50 градусов, а затем снова опустите на поверхность и, дав возможность немного отдохнуть, повторите это упражнение. Включайте это упражнение в уход за ребенком, например, вынимая ребенка из кроватки или из коляски, используйте все приемы, описанные выше, – зовите, ведите глазами, ждите ответной реакции и только тогда берите малыша на руки.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

И еще одно упражнение, которое поможет малышу укрепить мышцы спины и живота, – игра с ножками. Используется всё та же поза на наклонных коленях. Привлекайте внимание малыша к его ножкам – приподнимите их, притяните его ручки к ногам или поднесите ножку малыша к его рту. Пощекочите ножки малыша, подуйте на них. Помогите малышу потрогать свои ножки – сначала коленки, а потом и стопы. Похлопайте ножкой о ножку, поиграйте с его пальчиками, напевая веселую песенку. Введите это упражнение в уход за малышом. Так, например, меняя ребенку памперс, не спешите надеть на него чистый, а положите его под таз, сложив вдвое. Такая «подушечка» поможет ребенку поднять ножки и посмотреть на них, а позже и поиграть с ними. Комментируйте все движения малыша.

Читайте также:  Психологи при синдроме навязчивых состояниях

Упражнения на мяче. Вы можете использовать пляжный или специальный мяч (фитбол) диаметром 40 – 45 сантиметров. Покачивайте малыша на животе вперед – назад и из стороны в сторону, напевая при этом песенки. Если малыш согласен, вы можете делать такие же покачивания в позе на спине.

Организуйте совместные игры с ребенком

Малыш спит уже не так много, как раньше, и у вас появилось время, когда вы можете насладиться общением друг с другом. Совместная игра становится замечательной возможностью стимулировать развитие общения и речи вашего ребенка.

Игры на полу. Лучшее место для игры – это выделенное место на полу, куда вы можете постелить старое, а потому уже жесткое, ватное одеяло или туристический коврик. Расположившись там вместе с малышом, вы можете общаться и играть с ним, предлагая ему игрушки, интересные в этом возрасте. Помимо погремушек с удобной ручкой, это могут быть развивающий центр с пластиковым зеркалом, неваляшка, мячики, коробочки и пищевые контейнеры.

Для стимуляции тактильной чувствительности ребенка используйте игрушки, отличающиеся разной фактурой, например колючие мячики, мешочки, наполненные фасолью или крупой, различные тряпочки.

Поза на боку рядом лицом друг к другу. Вы можете удобно устроиться лежа на диване, придерживая малыша или зафиксировав его подушечкой так, чтобы он лежал на боку, лицом к вам.

Поза на животе. Многие дети с синдромом Дауна любят лежать на животе, но им бывает трудно удерживать голову, а тем более поворачивать ее из стороны в сторону, наблюдая за происходящим вокруг. Если так происходит и с вашим малышом, вы можете помочь ему, подложив под грудь полотенце или одеяло, свернутые в виде валика, или клиновидную подушечку. Положите малыша на животик, а сами расположитесь напротив лицом к лицу с ним, то есть тоже устройтесь на животе напротив него. Следите за тем, чтобы ребенок лежал правильно, если нужно, помогите ему вывести вперед ручки и опереться на локти.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Удобно устроившись на полу, рядом или напротив друг друга, вы сможете обмениваться улыбками и звуками. Возможно, в первое время малыш не сможет находиться в этом положении долго, но постепенно время сохранения данной позы будет увеличиваться и вы сможете усложнять игры с ним. Покажите ему, как можно качнуть неваляшку, разрушить построенную вами башенку из кубиков, хлопнув по ней рукой, а можно просто постучать о поверхность погремушкой. Озвучивайте игру: комментируйте происходящее, в том числе и действия малыша, например: «Вот какую башенку построила мама! Бах, … (имя ребенка) сломал(а) башенку!».

Для игры на полу можно использовать и другие удобные позы, например малыш может лежать поперек ног взрослого, опираясь руками на пол. Так он может учиться тянуться и брать одной рукой игрушку, перенося вес на другую и развивая, таким образом, чувство равновесия. Вы можете оказывать ребенку необходимую физическую помощь, общаться с ним, поддерживая, одобряя и стимулируя усилия малыша.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Лицом друг к другу. Малышу нравятся игры в прятки, когда вы прикрываете свое или его лицо платочком, побуждая его стянуть преграду, разделяющую вас. Для этой игры хорошо подходит поза на наклонных коленях, когда ребенок лежит на спине, его затылок расположен на ваших коленях, а стопы располагаются на вашем животе и груди. 

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Но если малыш подрос и уже не помещается у вас на коленях, вы можете использовать автомобильное кресло или специальный детский шезлонг с наклонной спинкой. Если ребенок пока совсем не умеет сидеть, угол наклона спинки должен быть не больше 30 – 35 градусов, если же малыш уже сидит, но делает это недостаточно устойчиво, угол можно увеличить до 45 – 50 градусов.

Учите в этой же позе тянуться ручками к вашему лицу. Ваш малыш, несомненно, интересуется окружающим, и, наверняка, ему очень нравится рассматривать и трогать ваше лицо. Если вы наденете яркие пластиковые очки, малыш с удовольствием будет тянуться к вашему лицу, пытаясь стащить их или потрогать волосы. Если ему пока трудно высоко поднимать руку – наклонитесь пониже. Не забывайте немногословно и доброжелательно комментировать все действия ребенка.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна

Помогите малышу ответить вам

Общение и взаимодействие предполагают активность двух участников: вас и вашего малыша. Выше мы подробно рассказали о том, как вы можете привлечь внимание вашего малыша к себе, своему голосу, лицу, своим действиям.

Как же малыш может ответить вам? На этапе гуления это может быть комплекс оживления, который появляется у него в минуты наивысшего удовольствия, радости, получаемой им от общения с близкими.

Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности могут сделать малыша с синдромом Дауна более пассивным, а значит, и задержать появление комплекса оживления, который включает в себя как улыбку и звуки, так и движения ребенка. Поговорите с малышом, спойте ему песенку. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь – еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильнодвигательной стимуляцией вызовет у малыша ответную реакцию, которая вместе с улыбкой и звуками и составит комплекс оживления. На лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движения рук и ног станут ритмичными – он весь устремится к вам.

Стимулируйте гуление малыша. Пойте протяжные песенки, разговаривайте, меняя интонации. Разговаривая с ребенком, обязательно делайте паузы, предоставляя малышу возможность вам ответить. Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, и помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка.

По сравнению с гуканьем, гуление требует более сильного и протяжного выдоха, а это значит, что снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности могут задержать его появление. Используйте специальные упражнения на развитие общего и речевого дыхания. Их описание вы можете прочитать в приложении 10.

Проверка слуха крайне необходима в том случае, если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким. Как это сделать в домашних условиях вы узнаете из приложения 7. Если у вас остаются сомнения в сохранности слуховой функции, сообщите о них своему врачу.

Еще раз напомним: взаимодействуя и общаясь с малышом, не забывайте реагировать на его сигналы. Если вы заметили, что ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову, – значит, он устал и вам следует дать ему отдохнуть.

Достижения этого этапа

Основное, чем отмечено развитие ребенка на этапе гуления, – это устойчивый интерес ко взрослому и совместным играм с ним, умение ориентироваться в знакомых, ежедневно повторяющихся событиях. А появление в гулении губных звуков свидетельствует о том, что у ребенка наступает период лепета.

Источник