Фазы синдрома эмоционального выгорания бойко

Передаточное число

Окружные скорости шкивов ν1 = ω1d1/2 и ν2 = ω2d2/2. [ω – омега]

— передаточное число

При нормальных рабочих нагрузках ε [эпсилон] ≈ 0,01…0,02. Небольшое значение ε позволяет для обычных расчетов принимать

.

Для плоскоременных передач u ≤ 5, для клиноременных u ≤ 7.

1. Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и механизмом, который запускает, формирование эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается вимотуючою постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется в осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе невозможно побороть.
Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующее обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, выбранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько внешне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический круг «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее снова и снова переживать психотравмирующее элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, совесть и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания», они нагнетают напряжение, а на следующих провоцируют психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку». Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением стресса, который развивается. Когда психотравмирующее обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит ощущение безысходности. Мы стараемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, подключаются образы надлежащего и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает значительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-нибудь средство психологической защиты, включая «эмоциональное выгорание», то человек испытывает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто испытываем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет предела», «я не могу с этим бороться», «я чувствую безвыходность ситуации».

Симптом «тревоги и депрессии». Выявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо стесненных обстоятельствах, побуждающие к эмоционального выгорания как средства психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощную энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной и личностной тревожности, разочарование в себе, в выбранной профессии, в конкретной должности. Симптом «тревоги и депрессии», — видимо, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

2. Фаза «резистенции». Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного выборочного эмоционального реагирования». Профессионал перестает улавливать разницу между двумя явлениями: экономическим проявлением эмоций и неадекватным выборочным эмоциональным реагированием.

В первом случае речь идет о произведенном впоследствии навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции достаточно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, потому что он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: считаю нужным — уделю внимание, будет строение – откликнусь на его состояние или потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он довольно распространен. Дело в том, что человеку зачастую кажется, будто он ведет себя соответствующим образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует другое — эмоциональную черствость, дерзость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость моральных оценок.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Нередко у профессионала возникает потребность в самоопраданности. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждение: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».
Подобные суждения и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не будят или не достаточно стимулируют моральные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному опыту.
Симптом «расширение сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, друзьями и знакомыми. Известный случай: на работе вы так устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

— Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Понятие редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, которая предполагает широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По «законам редукции» субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше поговорить с больным. Анамнез выходит скупым и недостаточно информатиdysv. Проводник не спешит предложить пассажирам чай. Стюардесса смотрит стеклянными глазами.

3. Фаза «истощение». Характеризуется более-менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

— Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, быть сообщником и сопереживать, откликаться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и моральную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит еще и недавний опыт: некоторое время назад таких ощущений не было и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более усложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции, а негативные все чаще. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».
Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительного, ни отрицательного. Причем это не дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полноценнымиэмоциями.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне состояний и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная потеря интереса к человеку — субъекта профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится работать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.Он образуется по принципу условно-рефлекторной связи негативного характера: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, глупые ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

В.В.Бойко говорит о том, что у каждого отдельного профессионала синдром эмоционального выгорания проходит динамику этих трех фаз по-разному. Две или даже все три фазы могут развиваться параллельно. Все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей.
Сравнивая теорию В.В.Бойка с концепцией К.Маслач, можно провести определенные параллели между фазами синдрома выгорания, описанными российским исследователем, и его американской коллегой. Так, эмоциональное истощение, которое является первым и пусковым компонентом синдрома эмоционального выгорания в концепции К.Маслач, по смыслу похоже на описанную В.В.Бойко фазу тревожного напряжения. Оба автора отмечают хроничность психоэмоционального напряжения, связанного с большим количеством клиентов, с которыми приходится общаться, а также сильным эмоциональным окрасом, которое имеет место при общении с этими клиентами. Все это приводит к тому, что личность начинает защищаться от психотравмирующего воздействия стрессогенных факторов, используя дезадаптивыеі способы поведения и эмоционального реагирования: циничное и дегуманизорованное отношение к коллегам и клиентам, эмоциональное отчуждение от проблем клиентов. В конце концов все приводит к общему истощению организма и психики, возникновению чувства собственной неэффективности является неизбежным.
Наряду с уже названными симптомы выгорания, которые рассматриваются в вышеприведенных концепциях, в литературе описано еще около ста симптомов, которые исследователи связывают с синдромом эмоционального выгорания [5]. Чаще всего описываются симптомы, которые условно можно отнести к трехм сферам: физические или соматические, психологические и поведенческие.
Физические (или соматические) симптомы характеризуют актуальные изменения в физиологических функциях человеческого тела. Психологические симптомы касаются изменений в отношениях и чувствах человека. Поведенческие симптомы проявляются в поступках и действиях [ ]. Симптомы, которые чаще всего встречаются в литературе обобщены в табл. 1Симптоми синдрома эмоционального выгорания

Симптоми синдрому емоційного вигорання

Физические
(соматические)
Физическое истощение и усталость; Бессонница или чрезмерная сонливость; Головные боли; Гастроэнтерологические проблемы; Частые простуды; Потеря веса или лишний вес; Повышенное давление; Повышенное содержание холестерина; Коронарные болезни; нарушение речи; сексуальные дисфункции;
Психические Ригидность; Упаднический настрой и связанные с ним эмоциональные переживания: апатия, цинизм, негативизм; Эмоциональное истощение; Потеря контроля над эмоциями; Ощущение пустоты; Несостоятельность в преодолении стресса; Агрессивные чувства: злость, озлобление, возмущение, отвращение, напряжение, тревога; Скука; Изменения в «Я»- концепции (тенденция к негативной);
Фрустрированность; Неспособность принимать решения; Потеря способности восхищаться, чувство ответственности, интуиции; Неуверенность в себе, негативное отношение к себе, к работе, к обществу и жизни Низкая сконцентрированность, ухудшение памяти
Поведенческие Низкая удовлетворенность работой; Избежание общения; Увеличение прогулов; Потеря интереса к работе; Рост количества конфликтов в семье; Отсутствие видения перспективы в работе; Рост жалоб на работу; Працеголізм; Злоупотребления химическими агентами: табак, кофе, алкоголь, наркотики

Как видно из приведенного выше перечня признаков синдрома «эмоционального выгорания», нет единой точки зрения на эту проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов, это бесспорный факт.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филин, 1996. – 472с.

2. Гришина Н.В.Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. – С.143-156;

3. Кэри Л. Купер, Филипп Дж.Дэйв и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд.-во Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.

4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

5. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46., 130 Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23, №3. – С.85-95.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. – С. 57-64

8. New Webster’s dictionary of the English Language. — College Ed., 1988. – 1824 p.

9. Ferrari, V., Accettella, U., De Angelis, R. The Burn-Out Syndrome: comparison between an emergency unit vs. a general surgery department.// European Journal of Psychiatry. – 1999. — Vol. 13, No.1. – P. 19-31

Источник

I. Фаза напряжения

                                                                                          73
[ 036 ][ 3760 ][ 6190 ]

[ сформировавшаяся фаза ]

II. Фаза резистенции

                                                                                          82
[ 036 ][ 3760 ][ 6190 ]

[ сформировавшаяся фаза ]

III. Фаза истощения

                                                                                          58
[ 036 ][ 3760 ][ 6190 ]

[ фаза в стадии формирования ]

Содержательная интерпретация

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, напомним читателю, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

I. Фаза напряжения

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.

Симптом «переживания психотрамвмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства», впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания – интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

Симптом «загнанности в клетку». Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и ус гранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации». Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.

Симптом «тревоги и депрессии». Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», – пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

II. Фаза резистенции

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваем это обстоятельство) подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Он как-бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. Обслуживающий персонал не может руководствоваться личными предпочтениями: «этого клиента обслужу быстро и хорошо, а этот пусть подождет и понервничает».

К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто, «рычите» на брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами Вы переживаете симптом «отравления людьми».

Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Больной жалуется на кашель, его надо послушать с помощью фонендоскопа, задать уточняющие вопросы, но вместо этих действий, требующих подключения эмоций, доктор ограничивается направлением на флюорографию. Медсестра, пришедшая к вам на дом сделать укол, не обронила доброго слова, «забыла» дать пояснения к приему назначения. Официант «не замечает», что надо сменить или хотя бы стряхнуть скатерть на вашем столике. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса, общаясь с вами, смотрит «стеклянными глазами». Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

III. Фаза истощения

Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Источник