Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания thumbnail

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными (В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. У К. Кондо (1991) соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [17].

Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).

повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока — нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Т.В. Решетова, 2002, К. Чернисс 2003).

неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами — конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель — подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Т.В. Решетова, 2002; В.Е. Орел, 2001).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» В.В. Бойко относит следующие факторы

склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию (Т.В. Форманюк, 1994; В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).

интенсивная интериоризация (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности) данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием — полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается — тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;

нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой (2002) — не эмоциональность или неумение общаться;

Читайте также:  Синдром вольфа паркинсона уайта последствия

алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словам свои ощущения), всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе.

Но Д.Г. Трунов (1998) говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы «сгорания» как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. «В какой-то мере — это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности». [Д.Г. Трунов, 1998, с 45-54].

Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. (Д.Г. Трунов, 1998г.). Другими словами эти процессы дают возможность понять, что с происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким- то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно «специфичный», поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

К. Маслач (1978) считает, что «выгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.

Источник

После того как феномен «эмоциональное выгорание» стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Рассмотрим классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

К внешним факторам, детерминирующим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания [1]. Не случайно в некоторых работах (Л.С. Китаев- Смык, Решетова, Чернисс) подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

  • — хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [4].
  • — дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация [7].
  • — повышенная ответственность за исполняемые функции и операции:. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — пациентов, учащихся, клиентов и т.д. [12].
  • -неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами -конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель — подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега — коллега”. [4].
  • — психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения [6].

Следом, мы считаем целесообразным обозначить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:

  • — склонность к эмоциональной ригидности: Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться [1].
  • — интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.[11].
  • — слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности [2].
  • — нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности [3].

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. :

  • — неэмоциональность или неумение общаться;
  • — алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
  • — трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
  • — люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.) [7].

Таким образом, можно резюмировать, что эмоциональное выгорание заключается в негативных изменениях личности на всех ее уровнях. В свою очередь, к основным детерминантам эмоционального выгорания ученые (Л.С.Китаев-Смык,Решетова,Орел,В.В.Бойко) относят две группы факторов: внешние и внутренние.

Источник

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это особое состояние человека, при котором он регулярно ощущает себя подавленным и уставшим. Больной истощен морально и физически, не желает заниматься каким-либо трудом, не в силах качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Такому человеку рабочий день кажется настоящей пыткой, и даже любимые занятия перестают приносить радость.

Как правило, люди с синдромом не сразу понимают, что с ними происходит. Сначала заболевание напоминает сезонную хандру. Больные становятся мнительными, вспыльчивыми и обидчивыми. Опускают руки при любом малейшем поражении. В конечном счете недуг может привести к эмоциональному срыву и тяжелой депрессии. Ухудшается и общее самочувствие: появляется бессонница, тревожность, беспричинное чувство вины и раздражительность.

Читайте также:  Книга синдром внезапной смерти младенца

Патология может затронуть любого человека, но наиболее часто она возникает у работников, чьи профессии предполагают ежедневное взаимодействие с другими людьми. К ним можно отнести врачей, педагогов, психологов, консультантов.

Синдром выгорания развивается вследствие того, что оказание помощи другим, начинает превышать собственные нужды и интересы. Также этому способствует повышенная активность на рабочем месте, регулярное переутомление, конфликты с коллегами и начальством.

Патогенез

Многие ученые считают, что синдром появляется из-за проблем, которые недавно возникли в профессиональной деятельности. Регулярные конфликты, негатив со стороны других людей и их неадекватное поведение могут подорвать даже самую устойчивую психику.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Статистика показывает, что недуг поражает в основном тех, чьи специальности предполагают ежедневные контакты с другими людьми, а именно:

  • Преподавателей и воспитателей;
  • Медицинских работников, сотрудников социальных служб;
  • Работников банков и сферы услуг, операторов.

Ученые выделили несколько этапов нарастания эмоционального напряжения, которые связаны с профессиями больных:

  1. Человек полностью доволен своей работой, но мелкие конфликты и стрессы начинают постепенно омрачать его жизнь.
  2. Появляются первые признаки патологии: возникает раздражительность, хроническая усталость, бессонница, потеря аппетита.
  3. Больному становится тяжело сконцентрироваться на своих прямых обязанностях, а также качественно выполнять их. Он перестает успевать сделать все то, чтобы было запланировано, поэтому чаще задерживается на рабочем месте до ночи.
  4. Недосып и усталость существенно вредят здоровью. У пациента снижается иммунитет, что приводит к развитию различных заболеваний и обострений хронических болезней. При этом люди с синдромом выгорания перестают быть довольными собой и окружающими их коллегами.
  5. Апатия, раздражительность и вспыльчивость, перепады настроения и обострение многих патологий являются основными признаками 5 стадии синдрома. Состояние требует немедленной помощи специалиста, так как стремительно возрастает риск зарождения глубокой депрессии.

Причины возникновения патологии

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Синдром психического выгорания в большинстве случаев развивается именно из-за регулярных стрессовых ситуаций на рабочем месте. Но существуют и другие факторы, влияющие на эмоциональное состояние больного:

  • Напряженный жизненный ритм;
  • Так называемый «день сурка»;
  • Регулярная критика со стороны начальника или коллег;
  • Недостаточное поощрение труда;
  • Ощущение ненужности.

Риск возникновения патологии увеличивается у людей со следующими чертами характера:

  1. Максималистов, которые всегда стараются выполнить свою работу идеально;
  2. Излишне ответственных и обязательных;
  3. Мечтательных, чья самооценка зачастую является неадекватной.

Часто синдром беспокоит больных, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью, а также курящих людей. Подобными пагубными привычками они пытаются избавиться от стресса, повышая тем самым свою работоспособность. Но на самом деле такие методы решения проблем в профессиональной деятельности только вредят человеку. Его организм истощается, появляются новые болезни.

Не всегда недуг возникает только у работающих граждан. Болезнь может затронуть даже домохозяйку, особенно в случае, когда ее труд остается незамеченным и неоцененным. Подобные чувства испытывают и люди, ухаживающие за больным родственником. Со временем у них внутри накапливается целый ком безысходности и несправедливости.

Также подвержены патологии и люди творческих профессий: художники, писатели и актеры. Зачастую синдром возникает вследствие собственной неуверенности, особенно, если талант не находит признания.

Суть и виды синдрома

Патология обычно возникает вследствие накопившихся негативных эмоций, которые связаны с профессией человека. Главной причиной развития синдрома является необходимость оказания помощи другим людям. В итоге, например, врачам, психологам и педагогам просто не хватает времени на заботу о самом себе. Каждое негативное событие и неудачу в жизни своего подопечного они воспринимают как свои собственные поражения. В конечном итоге частые стрессовые ситуации и приводят к появлению расстройства.

Патология считается опасной, так как со временем она вызывает у больного настоящую депрессию. Человек чувствует себя изгоем, он не может самореализоваться из-за огромной неуверенности в себе, теряет работу и близких ему людей, а все перспективы на будущее полностью исчезают. В итоге больной теряет интерес к жизни, у него могут возникнуть мысли о суициде.

Синдром выгорания у медицинских работников

Так как работа медицинских сотрудников подразумевает регулярное общение с пациентами, синдром профессионального эмоционального выгорания грозит им в наибольшей степени, чем людям других профессий. Именно поэтому специалистам важно своевременно проходить всяческие обследования и корректировать собственное поведение.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Деятельность врача отличается повышенным психическим напряжениям, частыми конфликтными и стрессовыми ситуациями. Все время доктор находится под прицелом чужих негативных эмоций, которые в любом случае затронут и его душевное состояние. В результате, чтобы защититься от стресса, организм выстраивает некий барьер, вследствие чего врач становится менее эмоциональным и восприимчивым к чужим проблемам.

Синдром профессионального выгорания у педагогов

Преподавателю в институте или учителю в школе постоянно приходится взаимодействовать и общаться с людьми – коллегами, учениками, и студентами, родителями.

В этом случае синдром выгорания может появиться из-за частого психоэмоционального напряжения, регулярного шума и недостаточной организации работы. Вместе с этим педагог постоянно испытывает чувство повышенной ответственности и воспринимает все слишком близко к сердцу. Чтобы вернуться к нормальной жизни, специалисты рекомендуют преподавателям обратиться за помощью к психотерапевту, который не только проведет расслабляющую беседу, но и назначит соответствующее медикаментозное лечение.

Синдром выгорания у психологов

Деятельность психологов также предполагает регулярное взаимодействие с другими людьми. Регулярно психотерапевт сталкивается со злобой, раздражением и вспыльчивостью. Причем каждую проблему пациента он пропускает через себя, чтобы найти действительно верный выход из сложившейся ситуации. В таком случае даже сильный и уверенный в себе человек не всегда может выдержать навалившийся на его плечи груз. Именно поэтому иногда и психологам требуется помощь опытных специалистов.

Синдром выгорания личности

Ярким примером синдрома выгорания личности может стать отстраненное, равнодушное поведение человека. В таком состоянии больной меняет свое отношения к друзьям и близким людям, родственникам; он больше не может справляться с нагрузкой, которая возникает на рабочем месте. Больной считает, что больше некомпетентен в своей специальности. У человека пропадает смысл жизни, так как он не получает радости или удовлетворения от собственных достижений. Возникает потребность в одиночестве, уединении. У него ухудшается память и снижается концентрация внимания.

Люди с синдромом выгорания могут отрицательно повлиять и на своих коллег, друзей, семью. Больные постоянно срываются и устраивают скандалы, причиняя боль другим. Помочь таким людям без консультации психотерапевта – невозможно.

Симптомы

Синдром психического выгорания развивается медленно и постепенно. Сначала больной чувствует легкую усталость, позже – у него пропадает желание работать и заниматься любимыми делами. Такое состояние возникает из-за снижения концентрации. Вместе с этим появляется апатия, беспричинная вспыльчивость и раздражительность.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Ученые делят признаки заболевания на три группы:

1.Физические проявления, которые характеризуются следующими симптомами:

  • Общей слабостью;
  • Быстрой утомляемостью;
  • Болями в суставах;
  • Снижением иммунной защиты организма;
  • Регулярными головными болями;
  • Гипергидрозом;
  • Отсутствием аппетита;
  • Изменением веса;
  • Частыми головокружениями;
  • Бессонницей.

2.Социально-поведенческие признаки:

  • Раздражительность и злоба ко всему происходящему;
  • Жалобы на собственную работу и коллектив;
  • Желание найти виноватого во всех своих неудачах среди других людей;
  • Пессимистическое настроение, только мрачные прогнозы на будущее;
  • Уход от ответственности;
  • Стремление оставаться в одиночестве как можно чаще.
Читайте также:  Отказ от ребенка с синдромом дауна в роддоме последствия

Иногда больной может начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами, чтобы разом заглушить абсолютно все проблемы. Ни к чему хорошему, как правило, это не приводит.

3. Психоэмоциональные признаки:

  • Безразличие к событиям, происходящим в собственной жизни;
  • Неуверенность в себе;
  • Потеря интереса к работе;
  • Конфликты с близкими людьми, семьей;
  • Плохое настроение в течение длительного времени.

Синдром эмоционального выгорания, по своим клиническим проявлениям, очень похож на глубокую депрессию. Пациенту все время кажется, что он больше не нужен абсолютно никому, в том числе и семье. Он чувствует себя обреченным и поникшим, также ему трудно сконцентрироваться на каких-либо важных делах.

Диагностика синдрома

Подсчитано, что патология имеет около 100 различных признаков. По мере развития синдрома выгорания пациент все чаще жалуется на постоянную усталость, ноющую боль в суставах, бессонницу, забывчивость, вспыльчивость, снижение умственной работоспособности, потерю концентрации внимания.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Врачи выделяют несколько основных периодов развития синдрома:

  1. Предшествующий этап характеризуется чрезмерной активностью больного в профессиональной сфере. При этом пациента не интересует ничего, кроме должностных обязанностей.
  2. Следующий этап называется периодом истощения. Его продолжительность не имеет четких границ. У больного возникает хроническая слабость, которая не исчезает даже после сна.
  3. Отстраненность личности – новый этап развития недуга. У человека пропадает интерес к собственным профессиональным обязанностям. У больного падает самооценка, появляется ощущение одиночества и обреченности.

Для выявления заболевания был разработан специальный тест, который определяет степень развития патологии. Помимо этого, выделяется 5 наиболее ярких проявлений расстройства, которые и помогают отличить его от похожих психических недугов:

  • Эмоциональные: пессимизм, безразличие, черствость по отношению к другим людям, цинизм.
  • Поведенческие: приступы агрессии, отсутствие аппетита.
  • Физические: усталость, апатия, переутомление, бессонница, повышенное или пониженное давление, заболевания сердца, панические атаки, высыпания на коже, повышенная потливость.
  • Социальные: снижается социальная активность, больной отдает предпочтение одиночеству, ограничивает контакт даже с семьей.
  • Интеллектуальные: ухудшается концентрация внимания, память, наблюдается отказ от участия в развивающих программах, возникает шаблонное поведение.

Лечение

Главной проблемой в терапии синдрома является несерьезное отношение ос стороны больных к данной патологии. Они считают, что для улучшения состояния необходимо просто пересилить себя и выполнить все профессиональные обязательства, даже вопреки отсутствию желания и переутомлению. Но подобное мнение – ошибочно.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Чтобы справиться с недугом, прежде всего, необходимо замедлить ритм жизни. Это не значит, что следует бросить работу и отказаться от всех обязанностей. Нужно просто позаботиться о себе и, хотя бы немного, отдохнуть.

Так, например, домохозяйкам психологи рекомендуют чередовать домашние обязанности с чем-то приятным, что поможет отвлечься и расслабиться: позволить посмотреть серию любимого сериала после готовки еды или почитать интересную книгу вслед за уборкой в доме. Такое поощрение не только поможет справиться с домашними хлопотами быстрее, но и повысит интерес к жизни.

Если синдром возник у офисного работника, то лучшим вариантом лечения станет внеочередной отпуск или больничный. Обычно этого периода хватает для того, чтобы человек смог отдохнуть и вернуться к нормальной счастливой жизни.

Также одно из наиболее важных мест в терапии патологии занимает анализ причин, которые привели к развитию синдрома. Эти факторы можно изложить другу или написать на листке бумаги, а после – сжечь его. Доказано, что подобный выплеск эмоций помогает улучшить моральное и физическое состояние человека.

Синдром профессионального эмоционального выгорания необходимо начинать лечить, как только появляются первые его симптомы. Обычно в подобном случае избавиться от недуга достаточно просто. Следует отвлечься от насущных проблем, заняться любимым делом и отдохнуть. Также нужно научиться справляться с негативными эмоциями, например, посредством регулярных занятий спортом.

Профилактика

В качестве профилактики заболевания специалисты рекомендуют проводить занятия, которые способствуют улучшению личностных качеств и повышению уровня противостояния к различным стрессовым ситуациям. Для этого сам больной должен принимать непосредственное участие в терапии синдрома. Ему необходимо знать, что представляет собой данная патология, каким образом от нее можно избавиться и как предотвратить рецидив. При этом главное – обеспечить пациенту полноценный отдых и изолировать его от привычной рабочей обстановки. Также нередко требуется помощь психотерапевта.

Факторы влияющие на синдром эмоционального выгорания

Обычно эмоционально психологическое выгорание является следствием психического и физического истощения. Поэтому для предотвращения возникновения и развития патологии можно принять следующие профилактические меры:

  1. Заняться каким-либо видом спорта, гулять по вечерам перед сном. Подобная деятельность способствует хорошему настроению и выходу всех негативных эмоций. Выбрать вид физической нагрузки можно в зависимости от собственных предпочтений, например, бег, танцы, волейбол или даже фигурное катание.
  2. Соблюдать правильное здоровое питание, увеличить количество потребления витаминов, минералов и растительной клетчатки. При этом следует отказаться от продуктов с высоким содержанием кофеина, так как он способствует стрессу. Доказано, что уже через 3 недели после полного прекращения его употребления, уровень тревожности и беспокойства резко снижается.
  3. Поддерживать благоприятную атмосферу на рабочем месте. Психотерапевты советуют регулярно устраивать хотя бы кроткие, но частые перерывы.
  4. Спать не менее 8 часов. Учеными доказано, что ночной отдых помогает больному справиться со всеми негативными эмоциями в более короткие сроки. Считается, что человек действительно бодр только тогда, когда он без труда проснулся по первому звонку будильника.
  5. Найти любимое занятие, хобби. У каждого в жизни случается такой момент, когда необходимо быстро снизить эмоциональное напряжение. Именно в таком случае помогает любимое увлечение, хобби. Например, расслабить нервную систему поможет живопись или лепка скульптур из глины.
  6. Проводить аутотренинги, медитации и ароматерапии. Ко всему прочему психологи советуют не принимать проблемы, которые происходят в жизни, слишком близко к сердцу. Важно научиться смотреть «в глаза» своим страхам и уметь побеждать их.

Синдром эмоционального выгорания – это крик организма о том, что ему нужен отдых. Поэтому уже при первых проявлениях недуга следует устроить хотя бы несколько выходных дней и просто отдохнуть. Путешествие, встреча с друзьями, занятие спортом, психологические тренинги и другие расслабляющие методики способны снизить риск возникновения болезни и справиться с уже существующим недугом.

Прогноз

Синдром эмоционального выгорания является результатом тяжелого и длительного стресса. При этом патология может потревожить совершенно любого человека. Чтобы избежать подобную ситуацию, следует как можно быстрее избавиться от всех негативных эмоций и переживаний. В противном случае – появление и развитие патологии становится неизбежным. Обычно недуг приводит к упадку сил, повышенной тревожности и озлобленности, а без должного своевременного лечения – к эмоциональным срывам и глубокой депрессии. В этом случае обойтись без помощи квалифицированного специалиста оказывается особенно сложно.

Видео: специалист о синдроме эмоционального выгорания

Источник