Факторы приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.
Данный патологический процесс свойственен людям, чья работа заключается в постоянном взаимодействии с другими людьми (доктора, учителя, работники социальной сферы, менеджеры). На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.
Впервые феноменальное явление было описано в 1974 году психиатром из Америки Х. Фрейденбергером. Доктор описывал непонятные для него явления у себя, у коллег, так как они постоянно пребывали в тесном контакте с пациентами. Позже охарактеризовала синдром Кристина Маслач. Она описала понятие как синдром эмоционального и физического истощения параллельно с формированием негативной самооценки, негативного отношения к работе.
Зачастую СЭВ связан с трудностями в сфере работы, однако, также синдром может наблюдаться у молодых мам, домохозяек, и проявляется он потерей интереса к своим обязанностям. Опираясь на статистику, синдром наблюдается у людей, которые ежедневно имеют дело с человеческим фактором.
Причины СЭВ делятся на две группы:
- объективные причины;
- субъективные причины.
К субъективным причинам относятся:
- индивидуальные особенности человека;
- возрастные особенности;
- система жизненных ценностей;
- индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
- завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
- высокий порог моральных принципов;
- проблема отказа в случае необходимости.
К объективным причинам относятся:
- увеличение нагрузок на работе;
- неполное понимание своих обязанностей;
- неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.
Объективные причины напрямую связаны со служебными обязанностями человека.
В зону риска попадают люди, злоупотребляющие спиртными или энергетическими напитками, с никотиновой зависимостью. Таким способом они стараются максимизировать работоспособность в случае неприятностей на работе. Однако вредными привычками можно лишь усугубить положение.
Также эмоциональному выгоранию подвергаются творческие личности: стилисты, писатели, артисты, художники. Причины их стрессов кроются в том, что они не могут поверить в собственные силы. Особенно это выражается, когда их талант остается неоцененным публикой либо следуют негативного рода рецензии от критиков.
Однако любая личность может приобрести синдром такого типа. Это может спровоцировать нехватка понимания и отсутствие поддержки со стороны близких, вследствие чего человек перегружает себя работой.
В первых рядах отмечается синдром эмоционального выгорания у врачей и учителей. Ограниченность проведением уроков, как и ответственность перед высшим руководством, является провокацией психического расстройства. Мигрени, неспокойный сон, изменения веса, сонливое состояние на протяжении суток – всему этому способствует синдром эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Также возможно проявление равнодушия к ученикам, сопутствующее агрессией, бесчувственностью и отсутствием желания проникнуться проблемами подростков. Раздражительность изначально проявляется в скрытой форме, затем доходит и до неприятных, конфликтных ситуаций. Некоторые закрываются в себе и прекращают контактировать с друзьями и родственниками.
При развитии синдрома данного типа у учителей, немаловажными являются внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относится:
- ответственность за учебный процесс;
- ответственность за эффективность проделанной работы;
- нехватка необходимого оборудования.
К внутренним факторам можно отнести дезориентацию индивидуальности и эмоциональную отдачу.
Психология заболевания у педагогов также отмечается повышенным уровнем агрессии, враждебным настроем к окружающим, как следствие – изменением манеры поведения в негативную сторону, подозрительностью и недоверием к близким и коллегам по работе, обидой на весь мир.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется стрессами, ночными дежурствами, ненормированным графиком, необходимостью постоянного повышения квалификации.
Синдром эмоционального выгорания у родителей, в частности, у мам, проявляется из-за того, что им приходится выполнять большое количество работы и становиться частью нескольких социальных ролей одновременно.
Опираясь на теорию Дж. Гринберга, выделяют следующие стадии синдрома эмоционального выгорания:
- первая стадия – рецидивирующие стрессы в рабочем плане, которые способны уменьшать физическую энергию человека на фоне удовлетворения работника предоставляемой трудовой деятельностью;
- вторая стадия – снижение интереса к трудовой сфере, нарушение сна, чрезмерная усталость;
- третья стадия – работа без выходных, отмечается наличие переживаний, и человек становится уязвимым к заболеваниям;
- четвертая стадия – в организме прогрессируют хронические процессы, которые связаны с неудовлетворенностью собой как личностью, а также в рабочем плане;
- пятая стадия – трудности физического и психоэмоционального плана способствуют развитию опасных для жизни заболеваний.
Длительная функциональная нагрузка при отсутствии доверительных межличностных отношений является основным фактором формирования стрессового состояния.
Стадии профессионального выгорания по Дж. Гринбергу
Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы:
- физиологические признаки;
- психоэмоциональные признаки;
- поведенческие реакции.
Физиологические признаки включают в себя:
- быстрое ощущение чувства усталости;
- ощущение утомляемости после отдыха;
- слабость в мышцах;
- повторяющиеся приступы головной боли, головокружения;
- ослабление иммунитета;
- появление продолжительных вирусных и инфекционных заболеваний;
- болевые ощущения в области суставов;
- обильное потоотделение;
- бессонница.
К психоэмоциональным симптомам можно отнести:
- чувство полного одиночества;
- отрицание моральных правил;
- постоянное обвинение близких;
- отсутствие веры в себя и в свои способности;
- разрушение идеала;
- угнетенное настроение;
- нервозность;
- чрезмерная вспыльчивость;
- пессимизм.
Поведенческие реакции:
- появление профессиональной деструкции;
- желание оставаться в полном одиночестве;
- уклонение от ответственности за совершенные поступки;
- появление вредных привычек из-за желания скрыться от происходящего.
Клинические симптомы приравнивают заболевание к депрессивному расстройству, однако, синдром эмоционального выгорания имеет более благоприятные прогнозы для возвращения человека к обыденной жизни.
Для того чтобы диагностировать синдром правильно, врачу необходимо:
- изучить историю болезни пациента;
- узнать о наличии хронических заболеваний;
- уточнить симптомы, на которые может пожаловаться больной;
- выяснить наличие вредных привычек.
Также назначаются следующие лабораторные исследования:
- общий анализ крови;
- экспресс-тест на функционирование печени и почек;
- тест для определения уровня электролитов в крови.
Также медики придерживаются основного метода диагностики, разработанного В. Бойко – тестирование, которое включает в себя 84 утверждения, а пациент должен выразить свое отношение к фразам ответами «да» или «нет».
Таким способом можно выявить фазу развития синдрома:
- фазу напряжения;
- фазу резистенции;
- фазу истощения.
Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения включает в себя следующие клинические признаки:
- неудовлетворенность собой как личностью;
- тревожное и депрессивное состояние;
- переживание ситуаций, которые травмируют психическое здоровье;
- загнанность в угол.
Фаза резистенции состоит из следующих диагностических симптомов:
- неадекватное эмоциональное, избирательное реагирование;
- эмоционально-нравственная дезориентация;
- расширение сферы экономии эмоций;
- редукция должностных обязанностей.
Фаза истощения характеризуется:
- дефицитом эмоций;
- эмоциональной отстраненностью;
- деперсонализацией;
- психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Результаты тестирования подсчитывают по специально разработанной усложненной системе. Экспертами оценивался ответ на каждое утверждение определенным числом баллов, и с помощью трехступенчатой системы получения показателей выводятся результаты тестирования и те симптомы, которые характерны для пациента.
Дифференциальная диагностика проводится с психическими расстройствами, которые не являются зависимыми от влияния факторов извне. Часто затруднение у специалистов вызывает диагностика синдрома эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. Разница между ними заключается в том, что первый затрагивает в большинстве случаев рабочий аспект, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни больного.
Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:
- психотерапии;
- фармакологического лечения;
- реорганизации рабочего окружения;
- комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.
Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:
- проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
- тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
- фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
- тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
- дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
- обучение методикам релаксации.
Техники релаксации включают в себя:
- мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
- трансцендентальную медитацию;
- аутогенную тренировку (методика Шульца);
- методика произвольного самовнушения (методика Куэ).
Методика Эмиля Куэ
Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:
- антидепрессантов;
- транквилизаторов;
- β-адреноблокаторов;
- снотворных средств;
- препаратов нейрометаболического действия.
Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.
Профилактика синдрома такой клинической картины условно разделяется на:
- физическую профилактику;
- эмоциональную профилактику.
Физическая профилактика эмоционального выгорания включает в себя:
- соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы);
- частые прогулки, отдых на свежем воздухе;
- регулярная физическая активность;
- соблюдение правильного режима дня;
- здоровый сон (не меньше восьми часов).
Эмоциональная профилактика синдрома эмоционального выгорания включает:
- выходные дни, когда человек может посвятить время себе;
- обязательный отпуск минимум раз в год;
- анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;
- правильную расстановку приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел);
- медитацию;
- тренинги;
- ароматерапию.
Не существует универсального решения проблемы синдрома эмоционального выгорания. Гармоничное существование присуще только тем, кто научился правильно расставлять жизненные приоритеты.
Источник
После того как феномен «эмоциональное выгорание» стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.
Рассмотрим классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
К внешним факторам, детерминирующим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания [1]. Не случайно в некоторых работах (Л.С. Китаев- Смык, Решетова, Чернисс) подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
- — хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [4].
- — дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация [7].
- — повышенная ответственность за исполняемые функции и операции:. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — пациентов, учащихся, клиентов и т.д. [12].
- -неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами -конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель — подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега — коллега”. [4].
- — психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения [6].
Следом, мы считаем целесообразным обозначить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:
- — склонность к эмоциональной ригидности: Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться [1].
- — интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.[11].
- — слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности [2].
- — нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности [3].
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. :
- — неэмоциональность или неумение общаться;
- — алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
- — трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
- — люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.) [7].
Таким образом, можно резюмировать, что эмоциональное выгорание заключается в негативных изменениях личности на всех ее уровнях. В свою очередь, к основным детерминантам эмоционального выгорания ученые (Л.С.Китаев-Смык,Решетова,Орел,В.В.Бойко) относят две группы факторов: внешние и внутренние.
Источник
Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Группа «Особенности профессиональной деятельности» (внешние факторы), это условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания:
— хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.
Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
— дестабилизирующая организация деятельности.
Основные признаки – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность.
— повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Плата высока – нервное перенапряжение.
— неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
Таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов.
— психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.
В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается «трудный» клиент, воспитанник или пациент. В зависимости от статистики своих наблюдений, специалист добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению, что довольно часто приводит к конфликту.
Индивидуальные факторы.
Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями. В частности отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50 лет).
Взаимоотношения между поломи выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации.
Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы, в большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными, и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними. В частности, отмечается незначительная отрицательная корреляция между общим стажем работы и стажем работы в данном учреждении и выгоранием у специалистов.
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящий в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов.
Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью выгорания. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Влияние других социально-демографических переменных на выгорание — этническая и расовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты — изучалось в гораздо меньшей степени.
К индивидуально-психологическим характеристиками профессионалов (или к внутренним факторам) относятся следующие факторы:
— склонность к эмоциональной ригидности.
Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов эмоционального выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.
— интенсивная интериоризация (восприятие и переживание)обстоятельств профессиональной деятельности.
Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание.
— слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональнойдеятельности.
Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности чувство эмпатии и соучастия. Систему ценностей он измеряет иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко.
— нравственные дефекты и дезориентация личности.
Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация определяется иными причинами – неумением отличать добро от зла, благо или вреда, наносимого другой личности. Однако в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
Личностные особенности. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды.
Личностная выносливость. Данная характеристика в зарубежной психологии определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.
Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и локусом контроля. Практически в большинстве работ отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним локусом контроля и высокой оценкой профессиональной эффективности, правда данная тенденция подтверждается только для мужской выборки.
В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляционная зависимость между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, как справедливо замечает W.B. Schaufeh, низкая самооценка, хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания.
Выявлено наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной — с чувством групповой сплоченности. Интересные данные получены относительно зависимости выгорания от эмоциональной сенситивности. Наличие положительной связи между данной чертой личности и выгоранием подтверждено рядом исследований, подчеркивается опосредующая роль эмоциональной сенситивности на предсказание выгорания. Показано на примере работников службы спасения, что люди, способные эмоционально воздействовать на других, «заражая» их своей энергией, но не чувствительные к эмоциям других, имеют больший риск получить выгорание, что, в конечном счете, отрицательно отражается на продуктивности их работы.
Источник