Есть ли у моего ребенка синдром туретта

Синдром Туретта

Медикаментозное лечение
 

Сейчас эту тему просматривают: Нет
 

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
oleva
Ясельки

На сайте с 29.01.14
Сообщения: 2
Откуда: Усть-Каменогорск
Есть ли у моего ребенка синдром туретта

Добавлено: Чт Янв 30, 2014 22:09    Заголовок сообщения: Синдром Туретта
Здравствуйте доктор. Помогите пожалуйста! Моему сыночку 9 лет, поставили диагноз Синдром Туретта. Интеллект не нарушен, гиперактивность, на домашнем обучении. Тики начались в 6 лет — небольшие подергивания плечами, рукой. В 8 лет в августе перед школой начались голосовые и двигательные тики. Вначале лечения назначили галоперидол- сильные побочки, был напуган ребенок и я. Сейчас уже 5 месяцев принимаем Конвулекс, пропили сонапакс, пантокальцин пьем. Прошли 3 курса иглотерапии и массажа, электросон. Тики еще больше. В данный момент наша врач хочет нас с конвулекса (т.к.не помогает) перевести на галоперидол с корректором циклодол. Я не знаю, что мне делать! Может вообще отказаться от медикаментозного лечения, т.к.результатов нет, а только побочки и вред. Или мне все-таки послушать врача. Скажите п/ж были ли в Вашей практике излечения этой болезни?!
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Чт Фев 27, 2014 10:59    
oleva

Да, не смотря на то, что это очень серьезный препарат, но эффективнее всего помогает галоперидол с циклодолом. Начинают такую терапию в условиях стационара, чтобы как раз контролировать возможные побочные эффекты. Терапия может быть длительной.

Если это действительно «настоящий» сидром Туретта, то вылечивать его медицина еще не научилась. Борьба идет за качество жизни, за возможность ребенка ходить в школу например.

Есть компромиссные более «мягкие» что ли варианты использования малых нейролептиков (вы из них сонапакс только пробовали похоже). Хотя они далеко не всегда эффективны. Не назначали ребенку неулептил или тералиджен? Делали ли ЭЭГ? МРТ головного мозга?
Вернуться к началу
          
 
oleva
Ясельки

На сайте с 29.01.14
Сообщения: 2
Откуда: Усть-Каменогорск
Есть ли у моего ребенка синдром туретта

Добавлено: Чт Фев 27, 2014 13:10    
Добрый день. Спасибо большое за ответ. ЭЭГ делали — исключили эпилепсию и синдром альцгеймера, МРТ у нас детям не делают, не назначали нам неулептил и тералиджен, не слышала о таких препаратах. Скажите, даже с возрастом это не проходит? Он сам очень переживает. Учится хорошо на 4-5, память хорошая, хотя и долгое время конвулекс прнимаем, только в школу ходить не может, тики усиливаются. Мне даже кажется, что они появились на фоне школы, в августе месяце.
Вернуться к началу
          
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Вт Мар 04, 2014 19:57    
oleva

Увы, если это действительно синдром Туретта, то с возрастом он, как правило не проходит. Но я все таки рекомендовал бы сделать МРТ головного мозга. Возможно посмотреть обмен меди, для исключения болезни Вильсона-Коновалова.
Вернуться к началу
          
 
Артемилия
Ясельки

На сайте с 16.04.10
Сообщения: 235
Есть ли у моего ребенка синдром туреттаЕсть ли у моего ребенка синдром туретта

Добавлено: Ср Авг 20, 2014 15:26    
oleva

Ура!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я нашла причину наших тиков. Я всё время забивала в ин-те «тики, тики, тики» и решения не находила. И вот неделю назад, когда уже думала, что в школу не идём, т.к. ни сидеть, ни стоять ребёнок просто нормально не мог, не говоря о том, что пить из бокала или держать ручку, я набрала «непроизвольные сокращения мышц» и что вы думаете — элементарная НЕХВАТКА, НЕДОСТАТОК КАЛЬЦИЯ одна из причин этого. Я сначала не поверила, но начала давать обычный препарат с цитратом кальция+ комплекс обычных витаминов. На 4-й день ребёнку заметно стало лучше. Сегодня 8-й день приёма и у сына вообще практически не заметны все движения. СЛАВА БОГУ!!! Мамочки, конечно это не панацея от тиков, но в нашем случае именно так. Ребёнок всегда плохо питался, очень всё выборочно, и и чтобы не создавать психотравмирующую обстановку, я уже и не настаивала! Конечно, может у нас лично ещё и плохо усваивался кальций. Кстати, ни разу ни один невролог, ни психоневролог не предложил нам сделать анализ на нехватку кальция, а гастроинтеролог назначал, но не обратил внимание на наш результат; а кальций в крови был ниже нормы. Господи, мы столько лекарств, в т.ч. нейролептиков выпили………….Я позвонила всем врачам, которые нас когда-то лечили, но внятного ответа от них я не услышала, кошмар!!! Да, и ещё!!! Наличие аскаридов тоже может быть причиной тиков и непроизвольных сокращений мышц!!! Буду очень рада, если хоть одному ребёнку помогла (и его родителям тоже)!!! Да, и вот ещё — «Недостаток кальция у детей особенно опасен, поскольку он крайне необходим для нормального роста и развития ребенка. При его дефиците нарушается формирование костей и зубов, происходят патологические изменения в хрусталике глаза. Дети страдают нервными расстройствами, повышенной нервной возбудимостью, нередко возникают судороги. Плохая свертываемость крови у ребенка считается одним из самых опасных проявлений гипокальциемии в детском возрасте. У взрослых, которые в детстве испытывали дефицит кальция, повышен риск развития рассеянного склероза.» Кстати, нам тоже ставили Синдром Туретто!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

_________________

_________________

Вернуться к началу
        Благодарностей: 
(1)
 
 
Олег Корень
Любимый Консультант

На сайте с 29.01.09
Сообщения: 10058

Добавлено: Чт Авг 21, 2014 21:40    
Артемилия
Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   
Читайте также:  Синдром ранней реполяризации это что

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Статья
Рудольфа Артамонова. По материалам British Medical Journal.

Тики наблюдаются у 4-18% детей на разных стадиях их
развития. Они могут быть представлены каким-нибудь одним видом с редкими
единичными эпизодами, а могут быть хроническими, разнообразными, как при
синдроме Туретта. Хотя тики возникают непроизвольно, иногда их удается
подавлять на длительный период. Синдром Туретта — более тяжелая форма тиков, с
множественными двигательными и голосовыми видами, длящимися в течение года и
более.

Наиболее хорошо известный симптом синдрома Туретта
– копролалия (сложный голосовой тик с непроизвольным сквернословием), который
наблюдается в 15 % случаев.

Начало синдрома, как и другие неврологические
нарушения, обычно относится к возрасту 6-7 лет. Чаще отмечается у мальчиков.
Считается, что синдром Туретта – редкое заболевание, но согласно недавно
проведенным исследованиям, он встречается у 1-3 % школьников, если использовать
более широкое определение двигательных и голосовых тиков. Синдром может
включать в себя целый спектр симптомов. Хронические тики обычно не
сопровождаются нарушением социальной адаптации. Необычные же тики, такие как
уже упомянутая копролалия или эхофеномен (повторение звуков и жестов),
встречаются редко и могут привести в дистрессу и отчуждению. В этих случаях
показано активное и мультидисциплинарное лечение.

Родители и дети должны понимать необходимость того,
что эти симптомы связаны с нарушениями в головном мозгу, а вмешательство может
быть простым, например, позволить ребенку короткие «прерванные тики» (tik
break) во время длительного школьного урока.

Нейрохимические, нейроанатомические и генетические
аспекты синдрома Туретта обсуждаются и исследуются. Считают, что в
патологический процесс вовлекаются допаминергические пути во фронтальной и
субкортикальной зонах головного мозга, а также что существует и гинетическая
основа болезни.

Недавние исследования идентифицировали группу
детей, у которых тики и навязчивые компульсивные нарушения ассоциировались с
В-гемалитической стрептоккоковой инфекцией в глотке (фарингит).

Важно объяснить природу этих явлений учителям и
врачам первичного звена, которые имеют контакт с подобными детьми. Отсутствие
такого понимания, излишняя строгость в отношении детей в классе может привести
к низкой самооценке ребенка, эмоциональным реакциям. Если у ребенка отмечаются
тики, которые вызывают дискомфорт, психологический и социальный дистресс,
показано медикаментозное лечение. Нет лекарства с предсказуемой и достаточной
эффективностью для всех детей, страдающих тиками. Большинство исследований
показали редукции тиков только у 30% детей с тяжелыми симптомами. К сожалению,
имеется только небольшое число рандомизированных, контролируемых исследований у
детей. Двойные слепые исследования, проведенные у детей с тяжелыми и частыми
тиками, показали уменьшение их при лечении антоганистами допамина (галоперидол,
пимозид, сульпирид), агонистами альфа-2-адренорецепторов (клонидин).
Плацебоконтролируемое испытание респеридона при синдроме Туретта выявило его
высокую эффективность и небольшое число побочных эффектов по сравнению с
другими антогонистами допамина.

Другая проблема заключается в том, что у 50-70%
детей с синдромом Туретта имеют место компульсивные нарушения и дефицит
внимания с гиперактивностью. Такая комбинация может значительно затруднить
лечение. В этих случаях может понадобиться консультация психиатра.

Родители часто испытывают чувство беспомощности и
не знают, что им делать со своими детьми, страдающими тиками. Необходимо
ослабить их негативную реакцию на поведение ребенка. Очень важно понимание ими
этих симптомов, их флуктуирующий характер. Например, дети в школе могут
подавлять тики на время уроков, но они возобновляются дома.

Большинство таких детей достаточно успешны в своей
жизни, поскольку тики обычно проходят по достижении юношеского возраста.
Родители могут найти поддержку в Ассоциации по синдрому Туретта. При хорошем
понимании природы тиков и связанных с ними проблем большинство больных детей в
последующем не нуждаются в медикаментозной терапии.

Р.s.

В Европе есть даже Ассоциация по
синдрому Туретта! А у нас?!!!!!!

О каких исследованиях может идти речь… О каком
общественном просвещении людей можно говорить, когда в моей детской поликлинике
врачи не имеют понятия об этом заболевании! А ведь мой сын в городе с СТ
один!!! Неужто самим не интересно узнать о таком «редком интересном
экземпляре». Я диагноз участковому педиатру дважды повторяла по буквам. Так как
он может лечить моего сына?! Нет слов…

Читайте также:  Экг при остром коронарном синдроме

Источник

vezu4ka

Почему вы решили, что на фоне этого препарата, разрушается кора г.м.?

Нет, Вы не поняли. Кора мозга может погибнуть не из-за Конвулекса, а из-за эпистатуса. Унас слава тапкам от эпистатуса такого не произошло.

vezu4ka

неврологу города Сулимову,

Видел он его, когда с эпистатусом лежали. Про Т ничего не сказал. К Старцевой, Ретюнскому, генетикам, в Москву не ходили. Не вижу необходимости. Мне ведь не важно, какой там диагноз. Важно, что есть препарат и нас стало «отпускать»

Да. Александр. Девяти с половиной лет.

vezu4ka

У вас веди бывает ремиссии, кое какие прививки под контролем можно ставить.

:cold: :cold: :cold: Да Вы что?! Ни в коем разе! Никогда и ни за какие коврижки. Тем более эпи. Я от прививок как от чумы шарахаюсь. Ярейшая антипрививочница. Мне ребёнок живым нужен. Прививки ставить не буду и это даже не обсуждается. Не буду никогда в жизни. За исключением случаев угрозы для жизни (бешенство например, если собака укусит). Так то нам формально можно ставить, медотвода нет. После статуса только на 3 месяца, а потом добро пожаловать. Нет, спасибо. Если все иммунологи города меня будут убеждать поставить, не соглашусь всё равно. Мы в садик пытались ходить, так я первое что сказала — не вздумайте приблизиться к моему ребёнку со шприцами. Пришибу. :gy: Мы даже Манту не делаем. Заменяем рентгеном.

vezu4ka

И еще, я поняла что тики и «вокализация» начались раньше 3-х лет сразу и те и другие? Но мировая практика утверждает, что с 4 лет и сначала тики (мимические) слабо выраженные, а у вас все и сразу. Может диагноз

У нас так было. Мы 32 недельные. Роды стремительные. Едва добежать успела. Ну неврология и всё прочее. Лепет и гуление были вовремя (они у всех есть, даже у глухих, это физиология) Потом в год примерно появились первые слова. Без обращения. Прививки дура ставила все до полутора лет. Последняя АКДСка была. Знала бы, сразу наотрез отказалась бы ещё в роддоме от всех прививок. Может и ребёнок был бы здоров сейчас. Пото, когда пора уже было появиться первым предложениям, я заметила, что речь распалась. И не только речь, но и все навыки, интеллект и прочее. Стала нарастать аутичность, пошли стереотипии — трясение руками, наклоны. Это было примерно в 2 года. Где то в это же время пошла самоагрессия. Всё это усилилось в геометрической прогрессии к 3 годам. Тоже где то в районе 2 лет сразу одновременно вышли вокальные и моторные тики, которые тоже резко услиливались. К 3 годам мой ребёнок представлял из себя ужасное зрелище. Не прекращающиеся ни на минуту вой, битьё по голове, битьё головой о стены (все стены в крови были), стереотипии, отсутствие навыков, речи, интеллекта, понимания речи. Вобщем, всё было крайне печально.
У вас похоже действительно картина проще в разы. У нас было всё очень тяжело

vezu4ka

Похоже в городе нас вообще единицы, мне важно все все, нада же было попасть, для чего нам и нашим детям такое.

Я больше предполагаю. Скорей всего ходячий (не ДЦПешка), с сохранным интеллектом, слышащий, но не говорящий в свои почти 10 лет, общающийся через письмо — такой ребёнок похоже вообще только один в нашем городе, а возможно и в области. Это мой гаврик. Вообще, людей, не имеющих звуковой речи и при этом пользующихся письмом я лично знаю только четверых в России. Это Наташа Луговая из Тулы, Ксюша из Всеволжска, Сергей Баслаев из Мурманска. У них у всех тяжёлое дцп. Это лежачие инвалиды, которых списали в необучаемые, но которые учатся ( или учились )в массовых школах на пятёрки, будучи не в силах двинуть конечностями, сказать хотя бы слово. Тому же Баслаеву привязывали ко лбу палку и он тыкал этой палкой в клавиатуру. Так и закончил массовую школу, в которую он поступил лет в 14. До этого не пускали врачи, ставя сначала идиотию, потом милостливо поменяв её на дебильность, так как «глаза умные». Ну а что ему поставят, если они видят перед собой лежачего, мычащего дцпешку? Тулячка Наташа Луговая, тоже идиотка по меддокументам, идёт на аттестат с отличием. Возможно была бы золотая медаль, но их отменили. Ксюша из Всеволжска ровесница моему Сашке. Тоже из 277 школы. У всех этих детей тяжелейшее дцп и нет звуковой речи. Общение через письмо. Ну а четвёртый — это мой сын. У него такой тяжёлой картины нет, он ходит, но речи тоже нет. Общается письменно.

Читайте также:  Гипертонический синдром при болезнях почек

Источник

Äåéñòâèòåëüíî, íà âèäåî ñèìïòîìû íà Òóðåòòà ïîõîæèå. Ïåðåæèâàë ïîäîáíîå íåèñ÷èñëèìîå ìíîæåñòâî ðàç ñ äåòñòâà, âñå áûëî êàê ðàç òàêîé æå ñèëû, è ïîñòîÿííî. Âòîðàÿ íåðàáî÷àÿ ãðóïïà áûëà, ÷àñòè÷íî äî òîãî äîìàøíåå îáó÷åíèå.

Ê ñëîâó, íèêîãäà íå ëå÷èëñÿ. Àïî-òèîðèäàçèí è Ôåíèáóò ïðåäëàãàëè, íî íå çàñòàâëÿëè. Íè âðà÷è, íè áëèçêèå. Îíè áûëè áû çà òî, êîíå÷íî, ÷òîá ÿ áûë çäîðîâåå, è æàëü òî, ÷òî âûíåñëè ïîñëåäíèå, — íî âñå ïîíèìàëè è ñ÷èòàëè, ÷òî ïîêà ìîæíî, òî ëó÷øå õëîïàòü â ëàäîøè, ÷åì æèòü îâîùåì. À ñîñåäè òàêè ïðèõîäèëè êîãäà-òî…

Íî ìíå î÷åíü ïîâåçëî ïîñëå ïóáåðòàòà, — òèêè íå óøëè, êîíå÷íî, íî ÿ íàùóïàë íàä íèìè êîíòðîëü ñèëîé âîëè.  Äîëãî ñëóøàë ñåáÿ è äóìàë, ëåò ñ 13-òè, êàê îáóçäàòü òåëî, êîòîðîå æèâåò ïî÷òè âòîðîé æèçíüþ. Ïîëó÷èëîñü. Ïðàâäà, êàê ó ëþáîé ìåäàëè, è ó ýòîé åñòü âòîðàÿ ñòîðîíà. ß íàó÷èëñÿ ïîíèìàòü íàñòóïëåíèå òèêà â ïåðâûå åãî ìãíîâåíèÿ, (îáû÷íî òèê íàñòóïàåò òàêîé áûñòðî, ÷òî íå óñïåâàåøü ïîíÿòü, è òðÿñåòñÿ òîëüêî åæåñåêóíäíî) , è íàõîäèòü â ñåáå ñèëû çàäåðæèâàòü åãî ñòîëü ìíîãî, ñêîëü ýòî íóæíî. Ïîòîì òèê ãàñíåò. Ýòî ïîõîæå íà òî, êàê ÷èõ ïûòàòüñÿ ñäåðæàòü èëè ñêðûâàòü. Èëè ñèäåòü è òåðïåòü çóä íà ïåðåíîñèöå èëè êàïëþ ïîòà, ñòåêàþùóþ â æàðó ïî ëèöó. Ñìîòðÿ êàêîé òèê è êàêîé ñèëû âîçíèêàåò.

Ó ìåíÿ ýòîò íîìåð õîðîøî ïîëó÷àëñÿ è íà âðåìÿ âèçèòîâ ê (íåçíàêîìîìó, ÷àñòíîìó) ïñèõèàòðó, èì íå íðàâèëîñü òîëüêî ïîëíîå îòñóòñòâèå êîëåííûõ ðåôëåêñîâ. Ñàìîå òðóäíîå, ýòî òèêè ëèöåâûå. Åùå ñ ïàëüöåì «ïðîêîëåøüñÿ», è ëàäíî, íî åñëè áðîâè! À åñëè ãëàçà! Íî âûõîäèëî â öåëîì.

Îäíîêî,  ïóñòü îäèí òèê ïîñòåïåííî ïðîõîäèò, òóò æå íàñòóïàåò íîâûé. Óâû, ÿ íå ìîãó óñòðàíèòü ýòè âåùè ñîâñåì, è åñëè ðàññëàáèòüñÿ, ñòàòü ñàìèì ñîáîé, íå ñëåäèòü çà æåëàíèÿìè ñîáñòâåííîé íåðâíîé ñèñòåìû, íå èçîáðàæàòü ïîëíîñòüþ çäîðîâîãî, — ê ïðèìåðó â êîìïàíèè áëèçêèõ ëþäåé, — òî òèêè ìîãóò âîçíèêíóòü. Ðàç 10 â ìèíóòó, ê ïðèìåðó. Èëè ðàç â ÷àñ. Ìîòîðíûå, âîêàëüíûå, — êîãäà êàê.

Íî âñå ýòî íå ïîìåøàëî ìíå íàéòè íåïëîõóþ ïðîôåññèþ, îñâîèòü åå (íî ÿ äîëãî, ëåò 10, ñ íóëÿ øåë ïî íåé), äîñòàòî÷íî îòâåòñòâåííóþ, ïîçâîëÿþùóþ äåíåæíóþ íåçàâèñèìîñòü, è ïîìîùü ðîäèòåëÿì, è äàæå ïîëó÷èòü ïðèçíàíèå êà÷åñòâà ñâîåé ðàáîòû îò êëèåíòîâ, è ñàìûõ ðàçíûõ ðóêîâîäèòåëåé. Öåëü áûëà òàêàÿ, à ÿ î÷åíü óïåðòûé.

Áîëåçíü íå îñîáî ìåøàëà ðàáîòå.  òðóäå ÿ êîíöåíòðèðóþñü, è ìíå êîíêðåòíî ýòî ïîìîãàåò íàîáîðîò. Çàãðóçèë ìîçãè, è ñàìî ìîðå ñïîêîéñòâèÿ â äóøå. Íî òèêè âñåãäà ïðèõîäÿò, êîãäà ìîçã ñâîáîäåí îò ìûñëåé, ðàññëàáëåí, èëè òóïèò. Ê ïðèìåðó â ñìàðòôîí.) Êîëëåãè è ðóêîâîäèòåëè (ñàìûå ðàçíûå) âèäåëè (íå ìîãó æ ÿ ãîäàìè áûòü àêòåðîì), íî íèêîãäà íè÷åãî íå ãîâîðèëè è íå ìåíÿëè èç-çà ýòîãî îòíîøåíèÿ. Íà ëþáûõ ðàáîòàõ. È íå ñïðàøèâàëè äàæå.

Òî, ÷òî ãîâîðÿò ïðî áåñêîíòðîëüíûé ìàò èëè ñðåäíèå ïàëüöû, òî ýòîãî æåëàíèÿ íèêîãäà íå áûëî.  Ó ìåíÿ òèêè — ýòî íà ñàìîì äåëå ïðîñòî ïîâòîðåíèÿ è èñêàæåíèÿ ïðîèçâîëüíî âûáðàííûõ îáû÷íûõ ïðîöåññîâ æèçíè ÷åëîâåêà, ê ïðèìåðó ïîñìîòðåòü ââåðõ íà ÷àñû, âñêèíóòü óäèâëåííî áðîâè, îòêàøëÿòüñÿ, óõìûëüíóòüñÿ, çàïíóòüñÿ, ïîâòîðèòü ìåæäîìåòèÿ. Èíîãäà, ïðàâäà, ñâÿçàíî ñ ïîäîáèåì êîìïóëüñèé (èëè êàê èõ íàçûâàþò?), âðîäå îêèíóòü âçãëÿäîì îñòðûå óãëû èëè êðàÿ êîíòðàñòíîãî ïðåäìåòà ðàç çà ðàçîì (ê ïðèìåðó — êðàé òåìíî-ñèíåãî ÷åõëà òåëåôîíà íà ôîíå ÿðêèõ ôîòîîáîè èëè ÷åðíûé ôîíàðü íà ãîëóáîì ôîíå íåáà). Ýòî è â äåòñòâå, ëåò â 6, íà÷àëîñü âíåçàïíî ïîñëå êàêîãî-òî ÿðêîãî ïî ñöåíå ýïèçîäà â äåòñêîì ìóëüòèêå. 

Íî âìåñòå ñ òåì Òóðåòòà, ýòî ïîëíàÿ çäðàâñòâóéòå ìûøëåíèÿ è ÷óâñòâ (åñëè íåò èíîãî îòÿãàùàþùåãî). Æåëàíèÿ âñåõ ýòèõ íåîáû÷íûõ äåéñòâèé âîçíèêàþò âíå ñôåðû ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Ïî ñàìîîùóùåíèÿì, ýòî òàêæå, êàê êîãäà ìû èêàåì. Ìîæíî èñïûòûâàòü òèêè, åñëè îíè, êîíå÷íî, íå ïîëíîñòüþ îâëàäåâàþò òåëîì (ýòî ñòðàäàíèå îñîáåííî äëÿ ìàëûøåé è äåòåé, êîòîðûå åùå íå ìîãóò ðàçîáðàòüñÿ â ñåáå), è îäíîâðåìåííî ðåøàòü ìàòåìàòè÷åñêèå çàäà÷è,  ïîääåðæèâàòü áåñåäû.

 öåëîì è ÿ æèâó, äåðãàþñü èëè íå äåðãàþñü, è èñêðåííå ðàäóþñü òîìó, ÷òî íå ëèøåí âîçìîæíîñòè ìûñëèòü, âèäåòü è èçó÷àòü ìèð, õîäèòü ïî íåìó, è îùóùàòü ïðèÿòíîñòè íà äóøå ïî ðàçíûì ïîâîäàì; ñàìîæàëîñòè íå èñïûòûâàë íè ðàçó,  ñ äåòñòâà ïîñòàâèë ñåáå óñòàíîâêó, ÷òî îáùåñòâî íà ÷àøå âåñîâ ðàâíî, è ÿ åñëè êîìó íå íðàâëþñü, òî ýòî åãî ïðîáëåìà è ñòûä, à íå ìîÿ, ò. ê. ñàì íè÷åãî íå ïðîøó è íå çàáèðàþ. Ñòàðàëñÿ çàíèìàòü ñåáÿ êàêèìè-òî ïîñèëüíûìè èññëåäîâàíèÿìè, èëè îáùåñòâåííî-ïîëåçíûìè äåÿíèÿìè, îïèðàÿñü íà ñàìîîáðàçîâàíèå.

Ï. Ñ. ïñåâäîíèì ê âîçðàñòó íå îòñûëàåò.

Источник