Двигательное развитие ребенка с синдромом дауна
Автор Предложить Статью На чтение 4 мин. Опубликовано 22.04.2015 12:48
Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет. Были выделены две основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:
1) общая мышечная гипотония;
2) отличный от нормативного порядок появления и исчезновения рефлексов (Хендерсон, 1991).
По мнению автора, эти два компонента невозможно отделить друг от друга, поскольку мышечная гипотония сказывается на появлении некоторых рефлексов и на формировании автоматизма двигательных навыков. Мышечную гипотонию допустимо рассматривать как самостоятельное и основное нарушение в сфере моторики у детей с синдромом Дауна. Следует отметить, что со временем у детей с синдромом Дауна наблюдается явное повышение мышечного тонуса. Так, если у большинства 2-недельных детей отмечается резко выраженная мышечная гипотония, то у большинства 10- месячных детей выявляется мышечная гипотония уже в умеренной степени. Это, скорее всего, происходит потому, что ребенок, созревая, осваивает некоторые базовые навыки, а значит, у него появляется больше возможностей использовать свои мышцы при физической деятельности.У детей с синдромом Дауна мышечная гипотония проявляется в повышенной подвижности суставов, слабом сопротивлении суставов при пассивных движениях, необычных позах, которые принимает младенец. В результате гипотонии задерживается достижение таких умений, как контроль над положением головы, шеи и позвоночника, самостоятельное сидение и хождение. Нарушение постурального контроля, как следствием мышечной гипотонии, определяется как неспособность к координации процессов, происходящих в теле человека и отвечающих за поддержание нужного положения тела в пространстве в процессе движения (Лаутеслагер, 2003). Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, т.е. взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве (Хендерсон, 1991; Dunst, 1993; McConnaughey, Quinn, 1995). Несмотря на дефицит постурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений. (Лаутеслагер, 2003).
Исследователями были подробно рассмотрены этапы двигательного развития младенцев с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися детьми. Было отмечено, что уже на самых начальных этапах развития младенцы с синдромом Дауна часто отстают в инициации некоторых моторных способностей. С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей (Pueschel, 2001). Однако, несмотря на более позднее освоение двигательных умений и качественные особенности движения, большинство детей с синдромом Дауна овладевают базовыминавыками (Хендерсон, 1993). Важно отметить, что дети с синдромом Дауна не являются гомогенной группой и демонстрируют высокую вариативность начала освоения тех или иных двигательных навыков. Например, возраст, в котором дети с синдромом Дауна начинают ходить может колебаться от 13 до 48-65 месяцев, тогда как здоровые дети осваивают ходьбу в 13 в среднем месяцев с возрастным разбросом от 8 до 18 месяцев.
Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показал, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией детей с синдромом Дауна. Качественное отличие и темповая задержка характеризует освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Все авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и программа раннего вмешательства, включающая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей (Хендерсон, 1991, McConnaughey, Quinn, 1995).
Источник
Статья
Двигательная активность детей с синдромом Дауна
Дом ребенка №5 САО
Воспитатель Арифулина Е.В.
Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.
Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна
Основные навыки | Возраст детей с синдромом Дауна (месяц) | Возраст обычных детей (месяц) |
Передвигается | 8 | 5 |
Сидит самостоятельно | 10 | 7 |
Ползает | 12 | 8 |
Передвигается на четвереньках | 15 | 10 |
Стоит | 20 | 11 |
Ходит | 24 | 13 |
Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.
Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.
Медицинские факторы
— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.
— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Физические и нейрофизиологические факторы
— структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений
— нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций
— гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела
— чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
— ослабленное чувство равновесия
— особенности пропорций тела.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).
Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.
Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.
Разнообразные положения.
Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.
Переходные положения тела.
Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.
Моторное планирование.
Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.
Содействие двигательному развитию.
Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:
Терпение – вот, что труднее всего!
Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее.
Анализация.
Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.
Похвала.
Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.
Физическая помощь.
Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.
Демонстрация и подражание.
Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.
Многократное повторение.
Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.
«Озвучивание».
Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.
Список используемой литературы
1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста». — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». — М.: 2002.
3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.
Источник
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точечных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек. Дети с синдромом Дауна овладевают навыками крупной моторики гораздо позднее, на это оказывают большое влияние медицинские факторы. Медицинские факторы детей с синдромом Дауна.
- Порок сердца и частые распиративные заболевания не дают участвовать активно в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
- Проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве. В таких случаях ребенок лишается возможности обучаться по подражанию.
- Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Структурные мозговые нарушения, нарушение в работе мозгового ствола и мозжечка проводят к нарушению реакций равновесия и координации движений. Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц. Недостаточность мышечной силы препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия. Гипперподвижность связок обеспечивают устойчивость суставов. Слабые связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижней, чем это нужно для совершения движений. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сниженным тонусом и нарушением тела в пространстве это создает определенные трудности во владении двигательными навыками.
Познавательная деятельность маленького ребенка на прямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении. Особенностью развития человека с синдромом Дауна влияет на качество движений. Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движения под музыку. Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых условиях необходимо стимулировать двигательную активность ребенка, но обращать на позы, в которых он сидит, стоит и т.д. Дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».
Учитывая тип ребенка, получаем возможность правильно подобрать виды деятельности, верно, рассчитывать степень его участия в них. При составлении программы учитывается возможность противопоказаний в зависимости от состояния здоровья.
- Организованная работа с детьми с синдромом Дауна, как правило, ведет к владению следующими навыками.
- Умеют садиться из позы, лежа и достаточно уверено сидит без поддержки.
- Встают к опоре со стульчика, стоят и передвигаются вдоль опоры.
- Ползают. Не все умеют к этому возрасту ползать на четвереньках, возможны передвижения на животе, перекатом и т.д.
- Ходят с поддержкой.
- Делают первые самостоятельные шаги.
Наиболее важные направления работы на данном этапе.
- Улучшение качества имеющихся движений и предупреждение возможности нарушений.
- Обучение перехода от одной позы в другую стимуляция появлений новых движений.
- Формирование ориентировки в пространстве. Стимуляция исследования пространства, предполагающего как использование уже имеющихся навыков крупной моторики, так и освоение новых способов передвижения.
Прорабатывая перечисленные направления, учитывая все компоненты развития крупной моторики: силу мышц, способность стабилизировать тело, умение сохранять равновесие в статике и динамике, координировать движения, уточнять глубинные телесные ощущения и моторное планирование при смене положений тел в пространстве.
Улучшение качества движений и способы.
- При ношении ребенка следует строго придерживаться основного правила — ноги малыша должны быть вместе независимо от того, в какой позе его носят.
- В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничивает разведения ног у малыша.
- Полезно и предпочтительно сидение на возвышении (низкий стульчик, детали мягкого модуля), так как в этой позе направлен вперед.
- Активному сведению бедер и коленей способствуют ползанье на четвереньках, залезание на возвышение и ходьба по ступенькам.
- Ходьба по песку, гравию, траве, а так же по упругой поверхности и Т.д.
- Ходьба по доске.
- Переступание через препятствие.
Детям с синдромом Дауна нужно использовать способы на выведение ребенка из равновесия, в различных позах и побуждении его восстанавливать в равновесное положение тел.
- Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции возвращения в среднюю позицию.
- «Скакать на лошадке» или «по кочкам» сидя на коленях у взрослого, который медленно поочередно приподнимает и опускает свои ноги.
- В позе стоя — покачивание за бедра.
- Игры с балансиром, качелями и другими игрушками, предполагающие покачивание.
- Использование валика — катать в разных направлениях сидя и лежа.
- Учить бить по мячу ногой.
- Учить стоять на одной ноге.
Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, повышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются, как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены положения тела. Стимуляции перемены положения тела влияют на развитие моторного планирования. Пример: сидящий на полу ребенок видит в отдалении интересную игрушку. Что бы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий приводящих к цели — желаемые игрушки, окажется длиннее и потребуют дополнительной перемене положений тела. Следует заметить, что значимая для ребенка мотивация помогает сделать задания интереснее и стимулирует его к активным действиям.
Перечень занятий по смене положений тела, которые необходимо освоить ребенку в процессе развития:
- Ребенок учится попадать в позу «сидя»:
- из позы, стоя на четвереньках;
- из позы, лежа на животе;
- из позы, стоя на коленях;
- из позы стоя;
- Уходит из позы «сидя»:
- в позу, лежа на животе;
- в позу, стоя на четвереньках;
- в позу, стоя на коленях;
- в позу, стоя.
- Попадать в позу «на коленях»:
- из позы, сидя на возвышении;
- из позы, лежа на животе;
- из позы, стоя на четвереньках.
- Вставать к опоре:
- из позы, сидя на возвышении;
- из позы, сидя на полу;
- из позы, стоя на коленях.
5. Ребенок учится из позы «стоя» переходить:
- в позу, сидя на стульчике (возвышении);
- в позу, сидя на полу.
Каждое новое движение должно «вырастать», которые ужу освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша.
Способы обучения ходьбе:
- Ходьба с поддержкой за две руки.
- Ходьба с опорой на устойчивую игрушку — каталку.
- Ходьба с поддержкой за одну руку.
- Самостоятельная ходьба (начиная с 2 -3 шагов без поддержки).
- Ходьба по разной поверхности.
- Умение бить ногой по мячу.
- Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски постепенно уменьшается от 30 до 10- 12 сантиметров.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Ходьба по ступенькам.
- Быстрая ходьба и бег.
Включение сформированных навыков крупной моторики включаются в различные игры, которые помогают стимулировать двигательную активность. Главная цель — соединение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение цели.
Источник
Мария Попова
Развитие мелкой и общей моторики у детей с синдромом Дауна
Навыки мелкой моторики — это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения. Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.
Говоря о крупной (общей) моторике, имеется в виду способность сохранять равновесие и координировать движения тела. Здесь же речь идет о работе крупных мышц тела, позволяющих осуществлять движения головой, дающих возможность ходить, лазать, ползать, бегать, плавать, кататься на велосипеде и т. п.
Мелкая моторика — совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости. Движение мелких мышц лица, артикуляционного аппарата и глотательной системы позволяет нам жевать, глотать и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, т. е. способностью соотносить зрительную информацию и движение рук тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитье и т. п.
Любое развитие, в т. ч. и двигательное, это всегда процесс, и развитие движения рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны с другими сферами развития: подвижностью и мобильностью, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т. п. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координации, способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания.
Навыки мелкой моторики — это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения.
Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно координированные навыки, ребенку необходимо освоить базовые двигательные навыки/. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии.
Последовательность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело перерабатывать сенсорные ощущения.
Следует обратить внимание на основные существенные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное внимание на развитие у них навыков крупной и мелкой моторики:
• сердечные аномалии вызывают быструю утомляемость и замедляют формирование любых навыков, в т. ч. и моторных;
• сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям;
• нарушение зрения (чаще всего миопия, нистагм или кортикальные нарушения) ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации;
• гипотериоз — нарушения функций щитовидной железы заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка;
• особенности строения и функционирования нервной системы (сниженная общая масса головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга затрудняют формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации, речевые зоны развиты недостаточно, из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция и протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется);
• гипотония (сниженный мышечный тонус) оказывает негативное влияние на развитие тех или иных навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры;
• чрезмерная подвижность суставов затрудняет фиксирование определенной позы и не дает удерживать суставы в нужном положении;
• слабость мышц вызывает неосознанное стремление компенсировать слабость путем использования неверных движений, кроме того, от силы мышц зависит выносливость организма;
• короткие конечности создают определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам, труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев;
• уменьшенное ротовое отверстие или слишком большой язык затрудняют жевание и ухудшают артикуляцию;
• снижение телесной чувствительности;
• особенности когнитивного развития (на ранних стадиях развития моторные и когнитивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве и манипулировать окружающими его объектами, а также особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна, влияют на развитие моторных навыков.
Перечисленные выше особенности заметно затрудняют двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Им трудно поддерживать как статическую, так и динамичную позу, освоенные ими двигательные навыки имеют сниженные качественные характеристики, а сроки возникновения и освоения необходимых навыков значительно удлиняются. Тем не менее, нет никаких сомнений, что ребенок с синдромом Дауна стремится к разнообразию двигательной активности и имеет достаточно большой потенциал в этом плане.
Источник