Двигательная активность при синдроме дауна

Двигательная активность при синдроме дауна thumbnail

Статья

Двигательная активность детей с синдромом Дауна

Дом ребенка №5 САО

Воспитатель Арифулина Е.В.

   Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.

    Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Основные навыки

Возраст детей с синдромом Дауна (месяц)

Возраст обычных детей (месяц)

Передвигается

8

5

Сидит самостоятельно

10

7

Ползает

12

8

Передвигается на четвереньках

15

10

Стоит

20

11

Ходит

24

13

  Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.

Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.

Медицинские факторы

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы

— структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений

— нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций

— гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела

— чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.

— ослабленное чувство равновесия

— особенности пропорций тела.

   У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).

Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.

Разнообразные положения.

    Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.

Моторное планирование.

Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.

Читайте также:  Синдром системного воспалительного ответа код мкб 10

Содействие двигательному развитию.

Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:

Терпение – вот, что труднее всего!

Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и  не научится управлять своим телом и не станет сильнее.

Анализация.

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.

Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.

Демонстрация и подражание.

Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.

Список используемой литературы

1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста».  — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». —  М.: 2002.

3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.

Источник

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.

Малыши с синдромом Дауна развиваются не так, как обычные дети, а их двигательное развитие идет медленнее и с более долгими сроками возникновения тех или иных навыков. Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.

Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.

В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.

В чем же состоят особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и каковы причины особого пути их двигательного развития?

Рис. 1 на странице 8 наглядно иллюстрирует особенности двигательного поведения ребенка с синдромом Дауна первых месяцев жизни, о которых необходимо знать.

Читайте также:  Курсовые на тему синдром дауна

Двигательная активность при синдроме дауна

Рис. 1 

На левом рисунке изображен младенец в положении лежа на животе. В отличие от обычно развивающегося ребенка, малыш с синдромом Дауна, лежа на животе, «распластывается» по поверхности. Ребенку трудно распрямить и выгнуть спину, он пока не может приподнять голову опираясь на руки и удерживать такую позу, ноги его широко развернуты.

На среднем рисунке показана так называемая реакция Ландау у малыша с синдромом Дауна. Если обычные дети в таком положении поднимают голову, выпрямляя туловище и ноги, то малыш с синдромом Дауна «складывается пополам», его голова, руки и ноги повисают вниз.

Если положить младенца с синдромом Дауна на спину и потянуть его на себя за руки, то несложно заметить, как трудно ему оторвать голову от поверхности. На правом рисунке видно, что голова малыша с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, тогда как обычно развивающийся ребенок согнет шею и туловище, отрывая голову от поверхности.

Подрастая, малыш постепенно учится передвигаться, переходить из одного положения тела в другое. В этот период специфические особенности двигательного развития тоже отчетливо заметны. Обратимся еще к одной иллюстрации (рис. 2).

 Двигательная активность при синдроме дауна

Рис. 2

На левом верхнем рисунке изображен малыш с синдромом Дауна на четвереньках. У него по-прежнему слишком широко разведены ноги, во время ползания они в первое время «разъезжаются» и скользят по поверхности, при освоении этого навыка ему далеко не сразу удается удержать их в нужном положении, правильно распределить вес тела и сохранить равновесие.

Когда ребенок с синдромом Дауна начинает ходить (правый верхний рисунок), он может довольно долго обеспечивать себе «широкую базу», то есть широко расставлять прямые напряженные ноги. Корпус малыша при ходьбе неподвижен, в первое время ему сложно удерживать равновесие и, балансируя, он высоко поднимает руки.

На левом нижнем рисунке – малыш с синдромом Дауна во время вставания. Такой малыш испытывает затруднения с сохранением равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги. Можно отметить, что обычно развивающиеся дети тоже проходят такую стадию освоения навыка вставания, но ребенок с синдромом Дауна значительно дольше пользуется только этим способом, не переходя к более совершенным, если его специально не тренировать.

В процессе перехода из положения лежа на животе в положение сидя (правый нижний рисунок) ребенок широко и симметрично разводит выпрямленные ноги в стороны (садится через шпагат), дополнительно «выталкивая» туловище руками. В этом случае малыш с синдромом Дауна использует присущую ему физическую особенность: чрезмерно эластичные связки и, благодаря этому, очень подвижные суставы. Важно понимать, что он при этом избегает более сложных с точки зрения поддержания равновесия положений тела, которые необходимы для свободных и разнообразных движений в будущем.

Во всех проиллюстрированных нами случаях несложно выделить одни и те же проблемы, не позволяющие двигательному развитию идти обычным образом.

Перечислим эти специфические особенности.
  1. Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
  2. Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.
Читайте также:  Фолликулы в яичниках болевой синдром

По этой причине движения детей с синдромом Дауна часто бывают «смазанными», эти малыши порой могут казаться неловкими, недостаточно четко и точно переставляя ноги или пытаясь взять какой-то предмет. Если у обычных детей с увеличением возраста наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов (чем старше ребенок, тем суставы менее подвижны), то при синдроме Дауна в связи с пониженным мышечным тонусом заметное уменьшение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами.

  1. Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.

Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, проиллюстрированные на приведенных рисунках.

Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.

Правильная организация занятий с малышом, учитывающая знание особенностей его развития, позволяет избежать формирования у ребенка стойких статичных и симметричных образцов движения. В противном случае дальнейшее развитие движений будет тормозиться существованием неправильных («патологических») двигательных образцов, вместо того чтобы эта промежуточная стадия переросла в качественные и разнообразные движения, которые позволят ребенку максимально реализовать его двигательный потенциал.

Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.

Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.

Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.

Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.

Источник