Дробинский а о синдром гиперактивности с дефицитом
– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
– создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
– научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
– помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
– способствуйте элиминации агрессии;
– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
– регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
– объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Заключение
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:
– во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;
– во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;
– в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;
– в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
– в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.
В ходе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу и доказали, что уровень интеллекта детей с СДВГ не соответствует возрастной норме. Психологическое обследование детей дало возможность определить уровень интеллектуального развития детей с СДВГ, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т. к. дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 1999. – 206 с.
2. Акундинова И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», – 1997. -103 с.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, – 2000. – 378 с.
4. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. – 95 с.
5. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 1996. – 91 с.
6. Брязгунов И.П., Знаменская Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 1980. – 87 с.
7. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.
8. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с.
9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», – 2000. – 528 с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1967. – 122 с.
11. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, – 1960. – 500 с.
13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3. – 96 с.
14. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. – М.: Пенаты, – 1992. – 52 с.
15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, – 1995. – 352 с.
16. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с.
17. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.: 1991. – 28 с.
18. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, – 1980. – 50 с.
19. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с.
20. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, – 2000. – 112 с.
21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с.
22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 1989. – 104 с.
23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, – 1969. – 504 с.
24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, – 2002. – 192 с.
25. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. – 94 с.
26. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. – 98 с.
27. Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. №3. – 48 с.
28. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, – 2005. – 208 с.
29. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1995. №3. – 58 с.
30. Самсыгина Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия, – 1996. №5. – 90 с.
31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
32. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.
33. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.
34. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.: Медицина, 1986. – 159 с.
35. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород. – 1995. – 129 с.
36. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. Пособ. – М.: Российское психологическое общество, – 1998. – 157 с.
37. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – С., 1997. – 58 с.
38. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.
39. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб. – 1997. – 78 с.
Приложения
Приложение 1
Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения
1. Балакиров Роман
2. Безуглов Михаил
3. Емельяненко Максим
Источник
Îñîáåííîñòè è ïðè÷èíû êîãíèòèâíîãî ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè íàðóøåíèÿìè è ìåòîäû åãî êîððåêöèè. Ðåêîìåíäàöèé ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ïî ðàáîòå ñ ãèïåðàêòèâíûìè äåòüìè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Äîìà òàêèõ äåòåé ÷àñòî òîæå íå ïîíèìàþò. Ðîäèòåëåé ðàçäðàæàåò òî, ÷òî îíè áåñïîêîéíû. íàâÿç÷èâû ýìîöèîíàëüíî íåóñòîé÷èâû. íåäèñöèïëèíèðîâàííû, íåïîñëóøíû, íåàêêóðàòíû. Îíè íå ñïîñîáíû îòâåòñòâåííî îòíîñèòüñÿ ê âûïîëíåíèþ ïîâñåäíåâíûõ ïîðó÷åíèé. íå ïîìîãàþò ðîäèòåëÿì. Ïðè ýòîì çàìå÷àíèÿ è íàêàçàíèÿ íå äàþò æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ. Ó áîëüøèíñòâà òàêèõ äåòåé ñëàáàÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ïðè íåóäà÷àõ è íèçêàÿ ñàìîîöåíêà. Ó íåêîòîðûõ íàáëþäàåòñÿ òàêæå óïðÿìñòâî, ëæèâîñòü, âñïûëü÷èâîñòü, àãðåññèâíîñòü.
Ê ïîäðîñòêîâîìó âîçðàñòó ãèïåðàêòèâíîñòü ó äåòåé ñ ÑÄÂà çíà÷èòåëüíî óìåíüøàåòñÿ èëè èñ÷åçàåò. Îäíàêî íàðóøåíèÿ âíèìàíèÿ è èìïóëüñèâíîñòü ÷àñòî ñîõðàíÿþòñÿ è âî âçðîñëîì âîçðàñòå..[35].[145].
2.3 Ìåòîäû êîððåêöèè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè íàðóøåíèÿìè
Êîððåêöèÿ ÑÄÂà äîëæíà âêëþ÷àòü êîìïëåêñ ìåòîäèê, ò.å. áûòü «ìóëüòèìîäàëüíîé». Îñíîâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ: äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ, ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ, ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ, ðåëàêñàöèîííûå ìåòîäèêè, ëå÷åíèå ñîïóòñòâóþùåé ïàòîëîãèè. Ê ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè ïðèáåãàþò òîëüêî â ñëó÷àå íåýôôåêòèâíîñòè âûøåóêàçàííûõ ìåòîäèê. Äëÿ ëå÷åíèÿ ñîïóòñòâóþùåé ïàòîëîãèè òàêæå ïðåäïî÷òèòåëüíî ïðèìåíåíèå ðàçðàáîòàííûõ íåìåäèêàìåíòîçíûõ ìåòîäîâ.
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ
Èçìåíèâ îêðóæåíèå ðåá¸íêà, îòíîøåíèå ê íåìó â ñåìüå è øêîëå, ìîæíî ïîâëèÿòü íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ. Ïðè íàëè÷èè ýìîöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé ïðîâîäÿò õîëäèíã-òåðàïèþ, èñïîëüçóþò ìåòîäèêè äëÿ ñíÿòèÿ ïîâûøåííîé òðåâîæíîñòè, ðàçâèòèÿ êîììóíèêàáåëüíîñòè, ïîäáèðàþò ñôåðû äåÿòåëüíîñòè, â êîòîðûõ ðåá¸íîê ÷óâñòâîâàë áû ñåáÿ óâåðåííî, ìîäåëèðóþò ñèòóàöèè óñïåõà.  öèêë çàíÿòèé âêëþ÷àþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå âíèìàíèÿ è ïàìÿòè. Îäíàêî â ñëó÷àå, êîãäà çàòðîíóòû îáëàñòè ôðîíòàëüíîé êîðû, îòâå÷àþùèå çà êîãíèòèâíûå ôóíêöèè, ïîìîãàþò ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ è ðå÷è, ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò îïðåäåëåííàÿ êîìïåíñàöèÿ íàðóøåííûõ ôóíêöèé. Ïðè âûÿâëåíèè ðå÷åâûõ íàðóøåíèé íåîáõîäèìû ëîãîïåäè÷åñêèå çàíÿòèÿ..[18].
Ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ
Äîìàøíÿÿ ïðîãðàììà êîððåêöèè âêëþ÷àåò: à) èçìåíåíèå ïîâåäåíèÿ âçðîñëîãî è åãî îòíîøåíèÿ ê ðåá¸íêó (äåìîíñòðèðîâàòü ñïîêîéíîå ïîâåäåíèå, èçáåãàòü ñëîâ «íåò» è «íåëüçÿ», âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðåá¸íêîì ñòðîèòü íà äîâåðèè è âçàèìîïîíèìàíèè); á) èçìåíåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ìèêðîêëèìàòà â ñåìüå (âçðîñëûå äîëæíû ìåíüøå ññîðèòüñÿ, áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü ðåá¸íêó, ïðîâîäèòü äîñóã âñåé ñåìü¸é); â) îðãàíèçàöèþ ðåæèìà äíÿ è ìåñòà äëÿ çàíÿòèé; ã) ñïåöèàëüíóþ ïîâåäåí÷åñêóþ ïðîãðàììó, ïðåäóñìàòðèâàþùóþ ïðåîáëàäàíèå ïîçèòèâíûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ [17].
Íåãàòèâíûå ìåòîäû äëÿ äåòåé ñ ÑÄÂà íåýôôåêòèâíû. Ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê îòðèöàòåëüíûì ñòèìóëàì ó íèõ î÷åíü âûñîê, ïîýòîìó îíè íå âîñïðèèì÷èâû ê âûãîâîðàì è íàêàçàíèþ, íî ëåãêî îòâå÷àþò íà ìàëåéøóþ ïîõâàëó. Ïîýòîìó â îáùåíèè ñ ðåáåíêîì äîëæíû ïðåîáëàäàòü ìåòîäû âîçíàãðàæäåíèÿ è ïîääåðæêè.
Øêîëüíàÿ ïðîãðàììà êîððåêöèè âêëþ÷àåò: à) èçìåíåíèå îêðóæåíèÿ (ìåñòî ðåá¸íêà â êëàññå — ðÿäîì ñ ó÷èòåëåì, âêëþ÷åíèå ìèíóòîê àêòèâíîãî îòäûõà â ðåæèì óðîêà), ðåãóëèðîâàíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ îäíîêëàññíèêàìè); á) ñîçäàíèå ñèòóàöèé óñïåõà, ðàçâèòèå ìîòèâàöèè îáó÷åíèÿ, â) êîððåêöèþ íåãàòèâíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ, â ÷àñòíîñòè íåìîòèâèðîâàííîé àãðåññèè.
Ðåëàêñàöèîííûå ìåòîäèêè
Ìûøå÷íîå ðàññëàáëåíèå, äîñòèãàåìîå ïðè àóòîãåííîé òðåíèðîâêå, âëèÿåò íà ôóíêöèè öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñòèìóëèðóåò ðåçåðâíûå âîçìîæíîñòè êîðû ìîçãà, ïîâûøàåò óðîâåíü ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà ðåáåíêà [23].
Ìåäèêàìåíòîçíàÿ êîððåêöèÿ
 çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ ìåäèêàìåíòîçíóþ êîððåêöèþ ÑÄÂà èñïîëüçóþò áîëåå ÷åì øèðîêî, â ÷àñòíîñòè, â ÑØÀ ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâ ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ìîìåíòîì. Ïðè íàðóøåíèÿõ ïîâåäåíèÿ ÷àùå âñåãî íàçíà÷àþò ïñèõîñòèìóëÿòîðû, ðåæå àíòèäåïðåññàíòû è íåéðîëåïòèêè. Ïñèõîñòèìóëÿòîðû (ìåòèëôåíèäàò, äåêñòðîàìôåòàìèí è ïåìîëèí) âïåðâûå ñòàëè ïðèìåíÿòü ñ 1937 ãîäà è äî ñèõ ïîð èõ ñ÷èòàþò ñàìûìè ýôôåêòèâíûìè: êëèíè÷åñêîå óëó÷øåíèå îòìå÷àþò â 75%. Ó ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé óëó÷øàåòñÿ ïîâåäåíèå, êîãíèòèâíûå è ñîöèàëüíûå ôóíêöèè. Âûñîêóþ ýôôåêòèâíîñòü ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ îáúÿñíÿþò øèðîêèì ñïåêòðîì èõ íåéðîõèìè÷åñêîãî äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííîãî â ïåðâóþ î÷åðåäü íà äîôàìèí- è íîðàäðåíåðãè÷åñêèå ñèñòåìû ìîçãà. Äîêàçàíà ïðÿìàÿ êîððåëÿöèÿ ìåæäó óëó÷øåíèåì ìåòàáîëèçìà êàòåõîëàìèíîâ è ñíèæåíèåì ñèìïòîìîâ ÑÄÂà [277]. Óñïåøíîå èñïîëüçîâàíèå ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ ïðè ëå÷åíèè ÑÄÂà ñäåëàëî èõ «ìàãè÷åñêèìè ïèëþëÿìè», îäíàêî èõ ñåðü¸çíûì íåäîñòàòêîì îñòà¸òñÿ êðàòêîâðåìåííîñòü äåéñòâèÿ è íàëè÷èå ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ (áåññîííèöà, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ðàññòðîéñòâà ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, ãîëîâíûå áîëè, ïðèâûêàíèå). Ïîýòîìó Àìåðèêàíñêîé Àêàäåìèåé Ïåäèàòðîâ â 1990 ãîäó áûëà âûíåñåíà ðåçîëþöèÿ ïðîòèâ îäíîñòîðîííåãî ïðèìåíåíèÿ ìåäèêàìåíòîçíûõ ñðåäñòâ ïðè ëå÷åíèè ÑÄÂÃ: «Ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü ïåäàãîãè÷åñêàÿ è ïîâåäåí÷åñêàÿ êîððåêöèÿ…» [24].
 Ðîññèè ïðèìåíåíèå ïñèõîñòèìóëÿòîðîâ íå ðàçðåøåíî. Äðóãèõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ìåäèêàìåíòîçíûõ ïðåïàðàòîâ íå ñîçäàíî. Ïðîâåäåíî íåñêîëüêî èññëåäîâàíèé ïî èçó÷åíèþ âëèÿíèÿ öåðåáðîëèçèíà è äðóãèõ íîîòðîïîâ íà ñèìïòîìû ÑÄÂÃ, âèòàìèííûõ ïðåïàðàòîâ òèïà Àëâèòèëà, îäíàêî â øèðîêóþ ïðàêòèêó îíè åù¸ íå âíåäðåíû [2, 8].
Òàêèì îáðàçîì, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ äîëæíû áûòü «ìóëüòèìîäàëüíûìè ïðè ó÷àñòèè ïåäèàòðà, ïñèõîëîãà, ïåäàãîãà è ðîäèòåëåé.
Âûâîä ïî ãëàâå 2.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÑÄÂà ñðåäè äåòåé 4-15 ëåò ñîñòàâëÿåò 18,0%. Âî âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ ÷àùå áîëåþò ìàëü÷èêè, ÷åì äåâî÷êè. Ãèïåðàêòèâíîñòü ÷àùå âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé 4-6 ëåò, óìåíüøàÿñü â ñòàðøèõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ. ÑÄÂà ñ ïðåîáëàäàíèåì íåâíèìàòåëüíîñòè ê 15 ãîäàì çíà÷èòåëüíî îïåðåæàåò ãèïåðàêòèâíîñòü è èìïóëüñèâíîñòü.  ôîðìèðîâàíèè ÑÄÂà ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ãåíåòè÷åñêèå (áèîëîãè÷åñêèå), ýêîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ðèñêà. Ñòðóêòóðà ôàêòîðîâ ðèñêà õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé íåîäíîðîäíîñòüþ è âîçðàñòíîé äèíàìèêîé: â ìëàäøåì âîçðàñòå âûøå óäåëüíûé âåñ áèîëîãè÷åñêèõ, à ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà — ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ ðèñêà. Êëèíè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè ÑÄÂà ó äåòåé ÿâëÿþòñÿ: âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà îñíîâíûõ êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, âûñîêàÿ ïðåäñòàâëåííîñòü ñîïóòñòâóþùèõ ñèíäðîìîâ, ñèìïàòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè âåãåòàòèâíûõ ðàññòðîéñòâ, ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ è êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé (ñíèæåíèå, ïî ñðàâíåíèþ ñ âîçðàñòíîé íîðìîé, ïîêàçàòåëåé ïàìÿòè, âíèìàíèÿ, ñåíñîìîòîðíîé äåÿòåëüíîñòè, àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïðè îòñóòñòâèè ñíèæåíèÿ èíòåëëåêòà).  öåëÿõ êîððåêöèè íàðóøåíèé âîçíèêàþùèõ ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ ñèíäðîìîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ, èñïîëüçóåòñÿ øèðîêèé êîìïëåêñ ìåð, âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ êàê ìåäèêàìåíòîçíûå, òàê è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû.
Çàêëþ÷åíèå
Èç àíàëèçà ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ ñëåäóåò, ÷òî ãèïåðàêòèâíîå ïîâåäåíèå ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëèñòîâ. Ôîðìèðîâàíèå êîíöåïöèè ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ èìåëî òåñíóþ ñâÿçü ñ ðàçâèòèåì ïðåäñòàâëåíèé î ìèíèìàëüíûõ ìîçãîâûõ äèñôóíêöèÿõ.  ðàçâèòèè ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ èãðàþò ðîëü ãåíåòè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó ÑÄÂà îïðåäåëÿþò íå òîëüêî èçáûòî÷íàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü è èìïóëüñèâíîñòü ïîâåäåíèÿ, íî òàêæå íàðóøåíèÿ êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé (âíèìàíèÿ è ïàìÿòè) è äâèãàòåëüíàÿ íåëîâêîñòü, îáóñëîâëåííàÿ ñòàòèêî-ëîêîìîòîðíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Ýòè ïðîÿâëåíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñâÿçàíû ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ îðãàíèçàöèè, ïðîãðàììèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè è óêàçûâàþò íà âàæíóþ ðîëü äèñôóíêöèè ïðåôðîíòàëüíûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà â ãåíåçå ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò îñîáûé âàðèàíò ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé âûðàæàåòñÿ â õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ äâèãàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ è òåñíî ñâÿçàí ñ íàðóøåíèåì âíèìàíèÿ è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Êîððåêöèÿ ñèíäðîìà ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ äîëæíà áûòü êîìïëåêñíîé è âêëþ÷àòü â ñåáÿ êàê ìåäèêàìåíòîçíûå (êîðêîâûå ñòèìóëÿòîðû) òàê è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå (ïîâåäåí÷åñêàÿ, ñåìåéíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ è ïð.) ìåòîäû êîððåêöèè.
Ëèòåðàòóðà
1.Àáðàìîâà Ã.Ñ. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ / Ã.Ñ. Àáðàìîâà, ? Ì.: Àêàä. Ïðîåêò, 2000 ? 672ñ.
2.Áðÿçãóíîâ È.Ï., Êàñàòèêîâà Å.Â. Íåïîñåäëèâûé ðåáåíîê, èëè âñå î ãèïåðàêòèâíûõ äåòÿõ./ È.Ï. Áðÿçãóíîâ, Å.Â. Êàñàòèêîâà — Ì.: Èçä-âî Èíñòèòóòà Ïñèõîòåðàïèè, 2001 ? 96ñ.
3.Äîáñîí Äæ. Íåïîñëóøíûé ðåáåíîê: Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé / Äæ. Äîáñîí ? Ì.: Ïåíàòû, ? 1992, ? 52ñ.
4.Äóáðîâèíà È.Â., Ëèñèíà Ì.È. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé / È.Â.Äóáðîâèíà, Ì.È. Ëèñèíà ? Ì., ? 1998, ?101ñ.
5.Äðîáèíñêèé À.Î. Ñèíäðîì ãèïåðàêòèâíîñòè ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ // Äåôåêòîëîãèÿ. — 1999, ? ¹1 ? c.31-36.
6.Çàâàäåíêèé Í.Í., Ñóâîðèíîâà Í.Þ., Ãðèãîðüåâà Í.Â. Ãèïåðàêòèâíîñòü ñ äåôèöèòîì âíèìàíèÿ ó äåòåé: ñîâðåìåííûå ïîäõîäû ê ôàðìàêîòåðàïèè. ? [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ? Ðåæèì äîñòóïà: https://www.studzona.com
7.Çàâàäåíêî Í.Í. Äèàãíîç è äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé // Øêîëüíûé ïñèõîëîã, ? 2000, ? ¹4, ? ñ.2-6
8.Êîøåëåâà À.Ä., Àëåêñååâà Ë.Ñ. Äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ ãèïåðàêòèâíîñòè ðåáåíêà / À.Ä. Êîøåëåâà, Ë.Ñ. Àëåêñååâà ? Ì.: ÍÈÈ ñåìüè, ? 1997, ? 64ñ.
9. Êóðàëèíà Ñ. Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòè [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] ? ðåæèì äîñòóïà: https://www.tigelclub.ru/index.php?cid=16&pid=13740&sort=63d
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник