Домашне задания логопедом детям с синдромом дауна

Домашне задания логопедом детям с синдромом дауна thumbnail

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

Читайте также:  Синдром предвозбуждения желудочков у ребенка

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда — сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. — С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

6. journal.downsideup.wiki — Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник

В своей практике я не раз слышала от огорченных родителей, что им бывает трудно организовать структурированные логопедические занятия дома, и это побудило меня написать статью, которую я сегодня представляю вам. Очень надеюсь, что она поможет вам организовать общение, лучше понять своего ребенка, узнать его интересы и, самое главное, послужит дальнейшему его речевому развитию.

Логопедические консультации для детей и их родителей проходят как на базе нашего Центра, так и на  форуме сайта. По окончании каждой консультации мы даем рекомендации, как заниматься с ребенком дома, как помочь ему развивать новые и закреплять уже освоенные навыки. Но в ответ часто слышим, что в домашних условиях организовать занятия очень сложно.  Дети привыкли к тому, что дома можно играть, смотреть мультфильмы, заниматься любимыми делами, но, как только вопрос касается проведения структурированного  логопедического занятия, они начинают капризничать, баловаться, и договориться с ними становится очень трудно. Обычно в таких случаях взрослый предлагает: «Идем заниматься!» В ответ на это малыш может произнести: «Да», «Нет», «Не хочу», «Идем». Взрослому легче понять ребенка, который умеет говорить и в устной форме выражает свои желания и потребности. Но родители детей, которые еще не умеют говорить, сталкиваются с большими трудностями. Здесь приходится ориентироваться исключительно на невербальные сигналы ребенка: мимику, интонацию, жесты.

Как в повседневной жизни, так и при организации логопедического занятия с неговорящим ребенком, взрослый должен соблюдать некоторые условия, предъявляемые к его собственной речи и манере общения. Так, ориентируясь на невербальные сигналы малыша, взрослый сам должен их активно использовать. Об этом подробно рассказано в статье И. А. Панфиловой «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка»[1]. 

Читайте также:  Чем симптом отличается от синдрома

Домашне задания логопедом детям с синдромом дауна

Логопедическое занятие имеет цели и задачи, для реализации которых необходимо выполнять те или иные упражнения, а это требует и от взрослого, и от ребенка определенной усидчивости, концентрации внимания, положительного настроя. Соблюсти всё это порой бывает нелегко, особенно когда у родителя был трудный день на работе, а у ребенка много занятий в саду или другом дошкольном учреждении. Сложности могут быть связаны и с необходимостью выделить достаточно времени для различных заданий. А порой случается так, что малыши не воспринимают своих близких как строгих учителей и начинают капризничать при виде стола и коробки с дидактической игрой. Что же в этом случае предпринять? Каким образом должны действовать родители, чтобы в домашних условиях организовать занятие, направленное на речевое развитие ребенка?

Как выбрать подходящее время

Напомним, что некоторые учебные задачи гораздо легче решить, когда они встроены в  бытовую деятельность или игру. К занятию легче привыкнуть, если оно проводится изо дня в день в одно и то же время.  Особенно трудно бывает организовать проведение артикуляционной гимнастики и логопедического массажа: дети не разрешают взрослому прикасаться к своему лицу и нарушать личное пространство. Отказ ребенка может быть вызван разными причинами, например, повышенной чувствительностью к телесным ощущениям или тем, что ему приходится знакомиться с новым видом деятельности. Чтобы малыш быстрее привык и легче принял эти упражнения, их также необходимо включить в режим дня. Артикуляционную гимнастику можно попробовать выполнять утром, до или после умывания и чистки зубов; логопедический массаж можно делать, когда ребенок просыпается после ночного или дневного сна и еще лежит.  Рассматривание книг и чтение сказок можно организовать в моменты меньшей двигательной активности ребенка, в частности, после дневного сна или перед ночным сном. Очень важно понаблюдать за ребенком и определить, когда у него хорошее настроение, он активен, но расположен к спокойным играм и может сосредоточиться. Именно тогда следует уделить внимание дидактическим играм. Обычно ребенок более активен в утренние часы – это подходящее время для занятий.

Как приступить к занятию

Перед тем как начать заниматься, ребенка нужно предупредить о предстоящей деятельности. Если малыш не откликается на речевую инструкцию, что бывает достаточно часто у безречевых детей, необходимо ввести символические обозначения начала и окончания занятия, например, звуковой сигнал. Постучите в барабан, привлеките внимание ребенка. Если он не подойдет к вам, но оглянется, подзовите его к себе жестом и скажите: «Иди сюда», «Будем заниматься». Если ребенок не откликается на сигнал, нужно подойти к нему, взять его за руку или плечо, присесть перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне его лица. Тогда он сможет «увидеть» вас и обратить на вас внимание.

Ребенку легче вспомнить, что такое занятие, когда есть наглядная подсказка. Покажите ребенку фотографию (ее нужно предварительно сделать), где изображено, как он выполняет с вами задание, или покажите саму игру. Привлечь и удержать внимание малыша можно, положив то, что нужно для игры, в коробочку, которой надо потрясти и пошуметь,

Первое время ребенку, конечно же, будет трудновато, так как меняется привычный уклад, но постепенно малыш привыкает, что каждый день в одно и то же время мама или другой близкий человек организует занятие. Причем оно может проходить как на полу, так и за столом, – всё зависит от задач занятия. 

Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге

Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия, а затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, малыш бросает игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним. Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». Такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно потихоньку эту игру усложнять и направлять: например, поставить емкость дальше и постепенно перемещать ее в пространстве, чтобы ребенок начал активнее двигаться. Чем больше он двигается, тем быстрее и лучше ориентируется в ситуации. Это поможет ему понимать взрослого человека и адекватно реагировать на просьбы и поручения.

Если ребенок еще не научился говорить, используйте для занятия больше игрушек или предметов, чтобы он мог выполнять с ними действия. Он должен сначала познакомиться с предметом, узнать его фактуру; он может взять этот предмет в рот, чтобы лучше его ощутить. Ребенку важно научиться выполнять с ним различные действия (например, ложкой можно копать песок, снег, переливать воду, есть), чтобы у него появился опыт взаимодействия с предметом.

Сопровождайте свои слова жестами. Малыш научится повторять ваши действия с предметами, копировать их, и у него появится возможность подражать вашим жестам. Так он научится использовать жесты для общения. 

Читайте также:  Синдром поликистозных яичников лечится ли

Во время работы старайтесь не раскладывать сразу все игрушки, необходимые для занятия, иначе ребенок будет отвлекаться. Оставьте в поле его зрения только те предметы, которые нужны для конкретной игры, а остальные можно сложить в коробку и накрыть платком. 

Мы уже не раз писали, что развитию детей с синдромом Дауна присущи определенные особенности, в частности, у них задерживается развитие спонтанной речи. Для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или сам берет тряпку и вытирает стол, то где же он должен использовать речь? В перечисленных ситуациях она ему не нужна. Но если мы обратим внимание ребенка на то, что он делает и что ему для этого нужно, мы вызовем его на диалог. Старайтесь предоставлять ребенку выбор: «Ты хочешь эту игру или эту?» – и покажите игры, которые вы держите в руках. Пусть ребенок назовет или обозначит свой выбор доступным образом. Если он не называет и не указывает на игру, дайте ему образец: «Эту?» – и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру.

Домашне задания логопедом детям с синдромом дауна

Важно, чтобы ребенок захотел разговаривать. Для этого нужно правильно организовать среду, в которой будет проходить занятие. Чтобы у ребенка появились первые краткие эмоционально окрашенные слова, в поле его зрения должны находиться простые игрушки, с  которыми вы можете организовать эмоционально насыщенную игру (мячики, кубики, платочек, куколка, мишка), но не карточки с лото. Научите ребенка играть с этими предметами. Покажите, как из кубиков строится башня, потом вместе ее сломайте. Такие игры очень нравятся детям, так как они просты и предполагают появление определенного эффекта (шум при падении кубиков). Игру следует сопровождать короткими словами, выражающими яркие эмоции: «Ах», «Оп», «Ай». Главное – вовлечь ребенка в деятельность с этими предметами, без этого не будет и речи. Ведь если у вас отсутствует общее дело, о чем тогда можно поговорить с ребенком?

Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность высказывания (например: «Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку ответить. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть просто взор, обращенный к вам, или мимическая реакция, а иногда – слово или жест. Так мы определим, услышал ли нас малыш, понял ли нашу фразу.

Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, речь станет для него просто фоном, и малыш не обратит на нее внимание. Во время зрительного контакта у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда он будет пытаться произносить звуки.

Огромное значение для неговорящего ребенка имеют жесты. Именно они помогают обозначать или уточнять названия предметов и действий. Напомним непременные условия использования жестов. Во-первых, жест всегда должен сопровождаться словом, пусть даже простым. Во-вторых, ребенку следует не только самому использовать жесты; но и видеть их, то есть вам необходимо тоже использовать жесты для прояснения слова или фразы. 

Продолжительность занятия

Вы малышу самые близкие люди и лучше всех знаете, какое у него настроение, что ему нравится, а что нет. Если вы видите, что ребенок устал, предложите ему другой вид деятельности, чтобы он отдохнул. Пусть даже занятие длилось около пяти минут, ничего страшного, постепенно вы увеличите время активного взаимодействия до семи или десяти минут, и это тоже отличный результат. Вы можете предугадать поведение ребенка, если во время выполнения задания заметите изменения в его поведении. Когда малыш становится тревожным, опускает взгляд, лучше предложить более легкое задание, чтобы окончание занятия было успешным и ребенок не потерял интереса. Если предлагаемое действие малышу незнакомо, кажется слишком сложным и непонятным,  он уходит или раскидывает предметы, то покажите сами это действие, продемонстрируйте, как можно строить башню из кубиков или катать на машинке мишку. Сопровождайте свои действия простыми звукоподражательными словами, это поможет ребенку понять действие, а в дальнейшем – повторить его.

Не бойтесь экспериментировать, пробуйте  различные игры, предупреждайте малыша о предстоящих действиях понятным для него способом. Если что-то не получается, не падайте духом, не волнуйтесь. Это ваш опыт, который в дальнейшем поможет лучше оценивать ситуацию. Не думайте, что у специалистов не бывает ошибок. Бывает, что и нас дергают за волосы, чтобы лучше познакомиться, и мы тоже ловим игрушки, которые бросает ребенок. Но всё это помогает лучше понять малыша и подобрать актуальные для его развития задания и игрушки, чтобы следующие занятия проходили успешней.

[1] Панфилова И. А.  Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка // Хрестоматия для родителей: сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2013 гг. – Изд. 3-е., переработ. и доп./ сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. – C. 271–264.

Источник