Для лечения синдрома раздраженного кишечника детям до года
Синдром раздраженного кишечника у детей — функциональное заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождающееся моторно-эвакуаторными нарушениями. Синдром раздраженного кишечника у детей характеризуется болями в животе, уменьшающимися после дефекации, урчанием, метеоризмом, частыми позывами на дефекацию и ощущением неполного опорожнения кишечника, чередованием поносов и запоров. Диагностика синдрома раздраженного кишечника у детей проводится путем исключения органической патологии с помощью УЗИ брюшной полости, ирригоскопии, ЭГДС, колоноскопии, анализа кала на яйца гельминтов и пр. Лечение включает коррекцию питания, назначение спазмолитиков, ветрогонных, седативных, противодиарейных или слабительных препаратов, энтеросорбентов.
Общие сведения
Синдром раздраженного кишечника у детей (СРК, синдром раздраженной толстой кишки, дискинезия толстой кишки и др.) – комплекс гастроинтестинальных симптомов, развивающихся в отсутствии биохимических или структурных нарушений желудочно-кишечного тракта. Истинная частота синдрома раздраженного кишечника у детей неизвестна, однако эпидемиологические исследования свидетельствуют, что характерные для СРК жалобы предъявляет более половины детей, страдающих рецидивирующим абдоминальным синдромом. Распространенность синдрома раздраженного кишечника во взрослой популяции составляет 15-25%, и справедливо считается, что в большинстве случаев формирование СРК происходит еще в детском возрасте. Эти обстоятельства делают проблему синдрома раздраженного кишечника у детей, заслуживающей пристального внимания со стороны педиатрии и детской гастроэнтерологии.
Синдром раздраженного кишечника у детей
Причины синдрома раздраженного кишечника у детей
В этиологии синдрома раздраженного кишечника у детей играют роль различные факторы, к числу которых относятся наследственность, психоэмоциональные феномены, характер питания, нарушения моторики, реакции воспаления и др.
О значении наследственной предрасположенности свидетельствует тот факт, что у 33% детей родственники страдают синдромом раздраженного кишечника, а у монозиготных близнецов заболевание встречается чаще, чем у разнояйцовых (гетерозиготных). Замечено, что примерно у трети детей с синдромом раздраженного кишечника возникновение первых симптомов заболевания и обострения тесно связаны с психотравмирующими ситуациями. Еще не менее чем в 30-40% случаев манифестация синдрома раздраженного кишечника у детей наступает после перенесенной острой кишечной инфекции, а хронизации заболевания способствует антигенная агрессия в отношении энтериновой системы. Следствием воспаления, нарушения иннервации и перерастяжения мышц кишечной стенки служит гиперрефлексия — повышенная чувствительность, когда на все раздражители (увеличение объема поступающей пищи, расширение кишки газом и т. д.) возникает болевая реакция.
Нарушение кишечного транзита при синдроме раздраженного кишечника у детей может быть обусловлено ригидностью, спастичностью кишки, дефицитом пищевых волокон в рационе ребенка, дисбактериозом, гиподинамией и пр.
Наблюдения показывают, что синдром раздраженного кишечника чаще встречается у детей с перинатальной энцефалопатией, рано переведенных на искусственное вскармливание; страдавших гипотрофией на 1-ом году жизни; перенесших энтеровирусные и ротавирусные инфекции, лямблиоз, гельминтозы; нарушающих режим питания.
Классификация синдрома раздраженного кишечника у детей
В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют 4 основных варианта синдрома раздраженного кишечника у детей:
- СРК с преобладанием запоров – из общего количества испражнений >25 % кала имеет твердую или шероховатую консистенцию и <25 % — кашицеобразную или водянистую;
- СКР с преобладанием диареи — из общего количества испражнений >25 % кала имеет кашицеобразную или водянистую консистенцию и <25 % — твердую или шероховатую;
- смешанный СРК — из общего количества испражнений >25 % кала имеет водянистую консистенцию и столько же – твердую;
- неклассифицируемый СРК – на основании выделенных критериев не может быть отнесен ни к одному из вышеперечисленных вариантов.
Симптомы синдрома раздраженного кишечника у детей
Синдром раздраженного кишечника у детей, протекающий с явлениями диареи, характеризуется отсутствием жидкого стула в ночные часы и возникновением преимущественно по утрам, после завтрака. Императивные позывы на дефекацию возникают 3-4 раза за короткий промежуток времени. Первая порция испражнений имеет, как правило, оформленный характер; при последующих актах дефекации стул приобретает кашицеобразную или жидкую консистенцию. Диарея нередко сопровождается спастическими болями в правой подвздошной области.
Вариант синдрома раздраженного кишечника у детей с преобладанием запора характеризуется нерегулярным опорожнением кишечника (реже 3-х раз в неделю), необходимостью натуживания при дефекации, чувством неполного освобождения кишечника. Стул ребенка имеет вид «ленты» или комочков. Запоры могут носить постоянный или периодический характер, либо чередоваться с диареей.
При неклассифицируемой форме синдрома раздраженного кишечника у детей отмечаются различные симптомы без явного преобладания — чередование поносов и запоров, метеоризм, урчание и чувство распирания в животе, болевой абдоминальный синдром. Для постановки диагноза синдрома раздраженного кишечника необходимо, чтобы данные симптомы сохранялись у ребенка не менее 3-х месяцев.
Внекишечные проявления синдрома раздраженного кишечника у детей могут включать дисфагию, изжогу, тошноту. Дети пубертатного возраста предъявляют жалобы на головные боли, сердцебиение, утомляемость, дискомфорт за грудиной, нехватку воздуха, потливость, бессонницу. Часто отмечаются невротические реакции: мнительность, тревожность, раздражительность, импульсивное поведение. У 25-30% детей синдром раздраженного кишечника сочетается с дискинетической диспепсией, нейрогенным мочевым пузырем.
Диагностика синдрома раздраженного кишечника у детей
Диагностировать синдром раздраженного кишечника у ребенка довольно не просто; для этого требуется консолидация усилий детских специалистов различных профилей: педиатра, детского гастроэнтеролога, детского колопроктолога, детского невролога, детского эндокринолога и др. Диагностическая тактика основывается, главным образом, на исключении органических заболеваний ЖКТ. В связи с этим после оценки жалоб больного и физикального обследования устанавливается связь клинической манифестации синдром раздраженного кишечника у детей с ОКИ, стрессовыми ситуациями, сменой питьевой режима и характера питания.
Из методов лабораторной диагностики применяются исследования клинического и биохимического анализа крови; кала на скрытую кровь, лямблии и яйца гельминтов, копрограмму; бакпосев кала на кишечную группу, анализ на дисбактериоз. В порядке скрининга проводится УЗИ органов брюшной полости ребенку и ультрасонография толстого кишечника.
С целью исследования моторно-эвакуаторной функции толстого кишечника выполняется ирригография, выявляющая в дистальных отделах участки спазмированной кишки. Эндоскопия у детей (ректороманоскопия, колоноскопия) может обнаруживать поверхностные катаральные изменения слизистой оболочки толстой кишки. Эндоскопическая биопсия позволяет исключить подозрение на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. При необходимости исследования верхних отделов ЖКТ проводится ЭГДС, рентгенография желудка с барием.
Оценить моторную функцию толстой кишки при синдроме раздраженного кишечника у детей помогают колодинамические исследования – энтероколосцинтиграфия, аноректальная манометрия.
Комплексный и индивидуализированный подход позволяет провести дифференциальную диагностику синдрома раздраженного кишечника у детей с мегаколоном, колитом, паразитозами, лактазной недостаточностью, целиакией и другой структурной и биохимической патологией.
Лечение синдрома раздраженного кишечника у детей
Лечения синдрома раздраженного кишечника у детей проводится дифференцированно, с учетом клинической формы заболевания. Во всех случаях осуществляется коррекция рациона ребенка с учетом возраста и ведущих симптомов (диареи, запора, метеоризма). Диетический режим предполагает дробный прием пищи 5–6 раз в сутки; исключение из питания животных жиров, шоколада, молока, капусты, бобовых, черного хлеба, газированных напитков. Важную роль играет нормализация психологического микроклимата в семье и школе, водные процедуры, достаточная физическая активность, занятия ЛФК, выработка навыков ежедневной дефекации.
При синдроме раздраженного кишечника с запорами детям назначаются слабительные (препараты лактулозы), прокинетики (домперидон), пре- и пробиотики. В случае преобладания диарейного синдрома показаны энтеросорбенты (смекта, полифепан), кишечные антисептики (фуразолидон, интетрикс), ферменты (панкреатин, креон и др.), антидиарейные (имодиум, лоперамид), пре- и пробиотические препараты. В терапии смешанного и неклассифицируемого вариантов синдрома раздраженного кишечника у детей применяются спазмолитики (бускопан), ветрогонные средства (эспумизан), пробиотики (линекс, бифиформ), пребиотики (хилак-форте, дюфалак), ферменты. Психотерапевтическая коррекция проводится по назначению детского психоневролога.
При гипермоторной дисфункции ЖКТ ребенку с синдромом раздраженного кишечника могут назначаться грязевые, озокеритовые или парафиновые аппликации на живот, СМТ-терапия, электрофорез, рефлексотерапия; в случае гипомоторной дискинезии – дарсонвализация и электростимуляция на область живота, массаж передней брюшной стенки.
Прогноз и профилактика синдрома раздраженного кишечника у детей
Внимание к проблеме синдрома раздраженного кишечника у детей позволяет предотвратить его хронизацию. Если причины синдрома раздраженного кишечника у детей не устранены, вполне вероятно, что будет отмечаться прогрессирование заболевание и снижение качества жизни ребенка.
Профилактические мероприятия носят неспецифический характер и включают предупреждение и адекватное лечение ОКИ, создание комфортной психосоциальной обстановки вокруг ребенка, соблюдение режима и принципов рационального питания, достаточной физической активности.
Источник
Оглавление
- Характеристика недуга
- Причины возникновения
- Классификация
- Симптомы и признаки
- Осложнения и последствия
- Диагностика и анализы
- Лечение
- Прогноз
- Меры профилактики
- Преимущества процедуры в МЕДСИ
Синдром раздраженного кишечника (СРК) – общее название функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта, не вызванных органной патологией. Встречается у взрослых и детей, на планете болеют порядка 30% людей.
Характеристика недуга
Под СРК подразумевают нарушения пищеварения в толстой кишке, связанные с этим изменения перистальтики и эвакуации переработанной пищи. Заболевание часто носит хронический характер, но протекает доброкачественно, легко поддается коррекции с помощью диеты и здорового образа жизни.
Причины возникновения
- Нарушения микрофлоры кишечника (баланса бактерий): ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, антибактериальная терапия
- Особенности нервной системы (вегетососудистая дистония, частые стрессы)
- Нарушения режима питания, распорядка (перекусы, переедания, гиподинамия, недостаточный сон)
- Несбалансированная диета (нехватка пищевых волокон, клетчатки)
- Генетическая предрасположенность
- Эндокринные болезни
- Инфекции (различные колиты), паразиты
Таким образом, лечение синдрома раздраженного кишечника у детей будет направлено против причины, его вызвавшей.
Классификация
- СРК с преобладанием поносов – частая дефекация, бесформенный или жидкий стул при малейших нарушения питания, режима, смене обстановки, волнении («медвежья болезнь»)
- С преобладанием запоров – дети подолгу находятся в туалете, стул может отсутствовать по несколько дней, кал твердый («овечий кал»)
- С преобладанием метеоризма – ребенка часто беспокоят спастические боли внизу живота, чувство распирания, вздутие, частое отхождение газов
Симптомы и признаки
- Спазмы гладкой мускулатуры кишечника с болью внизу живота (справа или слева), дискомфорт при надавливании на живот; ночью (во сне) боли исчезают
- Тимпанит (барабанный звук) над областями скопления газов
- Боли в подреберной области справа, отдающие в лопатку и шею
- Диспептический синдром (тошнота, отрыжка, скорое насыщение)
- Слизь в кале
Лечение синдрома раздраженного кишечника у ребенка обязательно будет включать симптоматическую терапию.
Осложнения и последствия
Если при наличии синдрома раздраженного кишечника у ребенка лечение не было доведено до конца, болезнь становится хронической. В более взрослом возрасте могут появиться такие осложнения, как:
- Геморрой, трещины прямой кишки
- Кишечная непроходимость
- Нарушения всасывания (авитаминоз, анемия, расстройство метаболизма)
- Заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта (дуодениты, гастриты)
Диагностика и анализы
Учитывая схожесть СРК с другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и возможность осложнений, рекомендуется провести обследование ребенка, которое будет включать:
- Исследование кала (бактериальное) на дисбактериоз и копрограмму (состав кала)
- Общий клинический анализ мочи и крови
- Биохимический анализ крови (на белок, ферменты, электролиты)
- Абдоминальное УЗИ (печень, желчный пузырь, селезенка и поджелудочная железа)
- ФГДС (осмотр желудка и двенадцатиперстной кишки)
- Колоноскопия (осмотр толстого кишечника с помощью эндоскопа)
Лечение
При установленном синдроме раздраженного кишечника лечение детей ведется по трем направлениям:
- Устранение причины
- Устранение симптомов
- Коррекция режима и питания
Детям назначают легкие седативные препараты, родителям советуют меньше нагружать детей учебой, избегать стрессов дома, составить распорядок дня, следить за сном (не менее 9 часов в день), прогулками (не меньше 2 часов в день), физической нагрузкой (пресс, плаванье).
Для снятия болей назначают спазмолитики, для улучшения перистальтики (движений кишечника) – прокинетики.
При дисбактериозе – пробиотики (полезные бактерии, кисломолочные продукты).
Прогноз
Течение болезни и прогноз благоприятные: своевременное медицинское вмешательство и последующее наблюдение у детского гастроэнтеролога поможет избежать последствий во взрослом возрасте – как правило, при соблюдении врачебных рекомендаций, симптомы СРК исчезают после полового созревания.
Меры профилактики
Чтобы не допустить функциональных нарушений пищеварения у детей, особенно склонных к заболеванию СРК, нужно:
- Как можно дольше сохранять грудное вскармливание, а позднее – внимательно следить за рационом
- Соблюдать режим сна
- Обеспечить необходимое время для прогулки
- Создать спокойную доброжелательную атмосферу в семье
- Серьезно относиться к инфекционным и паразитарным заболеваниям, соблюдать личную гигиену, вовремя обращаться к докторам
Преимущества процедуры в МЕДСИ
- Чуткие доктора: прием ведут опытные гастроэнтерологи педиатрического профиля
- Наличие современной аппаратуры: детская эндоскопия (ФГДС, колоноскопия), в т. ч. эндоскопия во сне с записью на диск или флэш
- Детские диагносты
- Собственная лаборатория, которая выполняет широкий спектр клинических, биохимических, бактериологических исследований
- Для записи на прием звоните по телефону 8 (495) 7-800-500 (работает круглосуточно)
- Возможность посещения специалиста после получения результатов в одном и том же месте, скидки на повторный прием
Назад
Источник
óÉÎÄÒÏÍ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ — ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ÖÅÌÕÄÏÞÎÏ-ËÉÛÅÞÎÏÇÏ ÔÒÁËÔÁ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÍÏÔÏÒÎÏ-Ü×ÁËÕÁÔÏÒÎÙÍÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑÍÉ. óÉÎÄÒÏÍ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÂÏÌÑÍÉ × ÖÉ×ÏÔÅ, ÕÍÅÎØÛÁÀÝÉÍÉÓÑ ÐÏÓÌÅ ÄÅÆÅËÁÃÉÉ, ÕÒÞÁÎÉÅÍ, ÍÅÔÅÏÒÉÚÍÏÍ, ÞÁÓÔÙÍÉ ÐÏÚÙ×ÁÍÉ ÎÁ ÄÅÆÅËÁÃÉÀ É ÏÝÕÝÅÎÉÅÍ ÎÅÐÏÌÎÏÇÏ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ËÉÛÅÞÎÉËÁ, ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÏÎÏÓÏ× É ÚÁÐÏÒÏ×. äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÐÕÔÅÍ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÑ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÊ ÐÁÔÏÌÏÇÉÉ Ó ÐÏÍÏÝØÀ õúé ÂÒÀÛÎÏÊ ÐÏÌÏÓÔÉ, ÉÒÒÉÇÏÓËÏÐÉÉ, üçäó, ËÏÌÏÎÏÓËÏÐÉÉ, ÁÎÁÌÉÚÁ ËÁÌÁ ÎÁ ÑÊÃÁ ÇÅÌØÍÉÎÔÏ× É ÐÒ. ìÅÞÅÎÉÅ ×ËÌÀÞÁÅÔ ËÏÒÒÅËÃÉÀ ÐÉÔÁÎÉÑ, ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅ ÓÐÁÚÍÏÌÉÔÉËÏ×, ×ÅÔÒÏÇÏÎÎÙÈ, ÓÅÄÁÔÉ×ÎÙÈ, ÐÒÏÔÉ×ÏÄÉÁÒÅÊÎÙÈ ÉÌÉ ÓÌÁÂÉÔÅÌØÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÜÎÔÅÒÏÓÏÒÂÅÎÔÏ×.
óÉÍÐÔÏÍÙ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÒÁÚÄÒÁÖ£ÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ
äÌÑ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÉÐÉÞÎÙÍÉ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÉÚÍÅÎÞÉ×ÏÓÔØ É ÍÎÏÇÏÏÂÒÁÚÉÅ ÖÁÌÏÂ, ÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÁÎÁÍÎÅÚ. õÈÕÄÛÅÎÉÅ ÓÁÍÏÞÕ×ÓÔ×ÉÑ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÐÓÉÈÏÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÆÁËÔÏÒÏ×. ÷ ÎÏÞÎÏÅ ×ÒÅÍÑ ÂÅÓÐÏËÏÑÝÉÈ ÆÁËÔÏÒÏ× ÎÅÔ. ôÁËÖÅ ÏÔÍÅÞÁÀÔ ÎÅÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÉÅ ÍÅÖÄÕ ÏÂÉÌÉÅÍ ÖÁÌÏÂ É ÈÏÒÏÛÉÍ ÏÂÝÉÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅÍ ÐÁÃÉÅÎÔÁ. äÁÎÎÏÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ÎÅ ÉÍÅÅÔ ÔÅÎÄÅÎÃÉÉ Ë ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÏ×ÁÎÉÀ. ÷ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÂÏÌÉ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÅÒÅÄ ÄÅÆÅËÁÃÉÅÊ, Á ÓÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÎÅÅ ÐÒÏÈÏÄÑÔ.
ôÉÐÉÞÎÙÊ ÓÉÍÐÔÏÍ óòë Õ ÄÅÔÅÊ — ÂÏÌÉ × ÖÉ×ÏÔÅ ÉÌÉ ÄÉÓËÏÍÆÏÒÔ, ËÏÔÏÒÙÅ ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÔÓÑ ÎÁ ÐÒÏÔÑÖÅÎÉÉ 3 ÍÅÓÑÃÅ× ÉÌÉ ÄÁÖÅ ÄÏÌØÛÅ, ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÍÅÎÅÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍÉ ÐÏÓÌÅ ÔÏÇÏ, ËÁË ÒÅÂÅÎÏË ÓÈÏÄÉÌ × ÔÕÁÌÅÔ. ôÁËÖÅ ÍÅÎÑÅÔÓÑ ÞÁÓÔÏÔÁ ÓÔÕÌÁ — ÏÎ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ËÁË 3 ÒÁÚÁ × ÄÅÎØ, ÔÁË É ÍÅÎÅÅ 3 ÒÁÚ × ÎÅÄÅÌÀ. æÏÒÍÁ ÓÔÕÌÁ ÔÁËÖÅ ×ÎÅ ÎÏÒÍÙ.
äÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ:
— ÕÒÞÁÎÉÅ ÉÌÉ ×ÚÄÕÔÉÅ ÖÉ×ÏÔÁ
— ÏÂÉÌØÎÏÅ ×ÙÄÅÌÅÎÉÅ ÓÌÉÚÉ
— ÏÝÕÝÅÎÉÅ ÎÅÐÏÌÎÏÇÏ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ÐÒÑÍÏÊ ËÉÛËÉ
— ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÅ ÁËÔÁ ÄÅÆÅËÁÃÉÉ
— ÞÕ×ÓÔ×Ï ÎÅÐÏÌÎÏÇÏ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ
— ÉÍÐÅÒÁÔÉ×ÎÙÅ ÐÏÚÙ×Ù ÎÁ ÄÅÆÅËÁÃÉÀ
ìÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÒÁÚÄÒÁÖ£ÎÎÏÇÏ ËÉÛÅÞÎÉËÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ìÅÞÅÎÉÅ ËÏÍÐÌÅËÓÎÏÅ, Ó ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅÍ ÆÉÚÉÞÅÓËÏÊ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÉÞÅÓËÉÍ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ. îÁÚÎÁÞÅÎÉÅ ÍÉÏÔÒÏÐÎÙÈ ÓÐÁÚÍÏÌÉÔÉËÏ× ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ óòë Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÂÏÌÅÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÉ×ÎÙÍ, ÞÅÍ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÁÎÁÌØÇÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ËÏÔÏÒÙÅ ÐÒÉÔÕÐÌÑÀÔ ÂÏÌØ, ÎÏ ÎÅ ÕÓÔÒÁÎÑÀÔ ÅÅ ÐÒÉÞÉÎÕ. éÚ ÍÉÏÔÒÏÐÎÙÈ ÓÐÁÚÍÏÌÉÔÉËÏ× ÄÅÔÑÍ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏÔ 6 ÍÅÓ ÄÏ 2 ÌÅÔ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ×ÎÕÔÒØ ÐÁÐÁ×ÅÒÉÎ ÐÏ 5 ÍÇ, 3-4 ÌÅÔ — 5-10 ÍÇ, 5-6 ÌÅÔ — 10 ÍÇ, 7-9 ÌÅÔ — 10-15 ÍÇ, 10-14 ÌÅÔ — 15-20 ÍÇ 2 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ; ÄÒÏÔÁ×ÅÒÉÎ (ÎÏ-ÛÐÁ, ÓÐÁÚÍÏÌ) ÄÅÔÑÍ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 3-6 ÌÅÔ — ÐÏ 40-120 ÍÇ × 2-3 ÐÒÉÅÍÁ, ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÁÑ ÓÕÔÏÞÎÁÑ ÄÏÚÁ — 120 ÍÇ; 6-18 ÌÅÔ — 80-200 ÍÇ × 2-5 ÐÒÉÅÍÏ×, ÓÕÔÏÞÎÁÑ ÄÏÚÁ — 240 ÍÇ. ðÉÎÁ×ÅÒÉÑ ÂÒÏÍÉÄ (ÄÉÃÅÔÅÌ) ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ ÐÏ 50 ÍÇ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ ÉÌÉ ÐÏ 100 ÍÇ 2 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ ÄÅÔÑÍ ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ. ôÁÂÌÅÔËÉ ÎÅ ÒÁÚÖÅ×Ù×ÁÀÔ, ÎÅ ÓÌÅÄÕÅÔ ÉÈ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÐÅÒÅÄ ÓÎÏÍ.
âÌÏËÁÔÏÒ Í-ÈÏÌÉÎÏÒÅÃÅÐÔÏÒÏ× — ÇÉÏÓÃÉÎÁ ÂÕÔÉÌÂÒÏÍÉÄ (ÂÕÓËÏÐÁÎ) × ÓÕÐÐÏÚÉÔÏÒÉÑÈ É ÔÁÂÌÅÔËÁÈ ÐÏ 10 ÍÇ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ Ó 6-ÌÅÔÎÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÐÏ 1-2 ÔÁÂÌÅÔËÉ (ÉÌÉ ÐÏ 1-2 ÒÅËÔÁÌØÎÙÈ ÓÕÐÐÏÚÉÔÏÒÉÑ) ÐÏ 10-20 ÍÇ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ. õÓÔÒÁÎÑÅÔ ÓÐÁÚÍ, ÎÅ ÉÚÍÅÎÑÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÕÀ ÐÅÒÉÓÔÁÌØÔÉËÕ ËÉÛÅÞÎÉËÁ, ÍÅÂÅ×ÅÒÉÎ (ÄÀÓÐÁÔÁÌÉÎ, ÓÐÁÒÅËÓ) × ÔÁÂÌÅÔËÁÈ ÐÏ 135 ÍÇ É × ËÁÐÓÕÌÁÈ ÒÅÔÁÒÄ ÐÏ 200 ÍÇ, ËÏÔÏÒÙÊ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ Ó 6 ÌÅÔ × ÄÏÚÅ 2,5 ÍÇ/ËÇ × 2 ÐÒÉÅÍÁ ÚÁ 20 ÍÉÎ ÄÏ ÅÄÙ. ðÏ ÄÏÓÔÉÖÅÎÉÉ ÜÆÆÅËÔÁ ÄÏÚÕ ÐÏÓÔÅÐÅÎÎÏ ÓÎÉÖÁÀÔ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÎÅÄÅÌØ.
úÁÍÅÄÌÅÎÉÅ ÍÏÔÏÒÉËÉ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÍÏÖÎÏ ÄÏÓÔÉÞØ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅÍ ÁÄÓÏÒÂÅÎÔÏ×, ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÔÁËÉÈ ËÁË ÓÍÅËÔÉÔ ÄÉÏËÔÁÜÄÒÉÞÅÓËÉÊ (ÓÍÅËÔÁ, ÎÅÏÓÍÅËÔÉÎ), × ÔÏ ×ÒÅÍÑ ËÁË ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÅ ÌÏÐÅÒÁÍÉÄÁ (ÉÍÏÄÉÕÍÁ) ÏÐÒÁ×ÄÁÎÎÏ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÔÑÖÅÌÏÊ, ÎÅËÕÐÉÒÕÅÍÏÊ ÄÉÁÒÅÅ É ÄÏÌÖÎÏ ÈÏÒÏÛÏ ËÏÎÔÒÏÌÉÒÏ×ÁÔØÓÑ. ìÏÐÅÒÁÍÉÄ (ÉÍÏÄÉÕÍ) × ×ÉÄÅ ÔÁÂÌÅÔÏË ÄÌÑ ÒÁÓÓÁÓÙ×ÁÎÉÑ ÐÏ 2 ÍÇ Õ ÄÅÔÅÊ Ó 2 ÄÏ 5 ÌÅÔ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÐÏ 1 ÍÇ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ, 6-8 ÌÅÔ — ÐÏ 2 ÍÇ 2 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ, 9-12 ÌÅÔ — ÐÏ 2 ÍÇ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ; ËÕÒÓ — 1-3 ÄÎÑ. ÷ ÓÏÓÔÁ× ÉÍÏÄÉÕÍÁ ÐÌÀÓ ÄÏÂÁ×ÌÅÎ ÓÉÍÅÔÉËÏÎ. áÎÔÉÂÉÏÔÉËÉ × ÌÅÞÅÎÉÉ ÄÉÁÒÅÉ ÎÅ ÐÏËÁÚÁÎÙ.
ðÒÉ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÎÉÉ ÚÁÐÏÒÁ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÌÁËÔÕÌÏÚÕ (ÄÀÆÁÌÁË), ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅ ÄÒÕÇÉÈ ÓÌÁÂÉÔÅÌØÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× ÎÅ ×ÓÅÇÄÁ ÏÐÒÁ×ÄÁÎÎÏ. ðÒÅ- É ÐÒÏÂÉÏÔÉËÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ ÐÒÉ ÐÏÓÔÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÍ óòë. ðÒÏÂÉÏÔÉË Ó ÁÎÔÉÄÉÁÒÅÊÎÙÍ É ÁÎÔÉÔÏËÓÉÞÅÓËÉÍ ÄÅÊÓÔ×ÉÑÍÉ ÜÎÔÅÒÏÌ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ × ÄÏÚÅ 250 ÍÇ 1 ÒÁÚ × ÓÕÔËÉ, ÄÅÔÑÍ ÐÅÒÅÄ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅÍ 1 ËÁÐÓÕÌÕ ÒÁÚ×ÏÄÑÔ × 100 ÍÌ ÔÅÐÌÏÊ ×ÏÄÙ.
ðÒÉ ÓÔÒÅÓÓÏ×ÙÈ ÓÉÔÕÁÃÉÑÈ ÐÏËÁÚÁÎÙ ÎÅÊÒÏÔÒÏÐÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ÁÎËÓÉÏÌÉÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ Ó ÓÅÄÁÔÉ×ÎÙÍ ÜÆÆÅËÔÏÍ: ÆÅÎÁÚÅÐÁÍ, ÓÉÂÁÚÏÎ, ÎÏÚÅÐÁÍ, ÌÏÒÁÚÅÐÁÍ É ÄÒÕÇÉÅ, ÄÏÚÕ ÐÏÄÂÉÒÁÀÔ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÏ, ÄÌÑ ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× òä ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ 0,25-0,3 1-3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ. ðÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÓÉÍÐÔÏÍÁÈ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÄÅÚÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÁÍÉÔÒÉÐÔÉÌÉÎ É ÄÒÕÇÉÅ ÁÎÔÉÄÅÐÒÅÓÓÁÎÔÙ.
õ ÄÅÔÅÊ ÞÁÝÅ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÆÉÔÏÐÒÅÐÁÒÁÔÙ — ÂÏÑÒÙÛÎÉËÁ ÐÌÏÄÏ× + ÂÕÚÉÎÙ ÞÅÒÎÏÊ Ã×ÅÔËÏ× ÜËÓÔÒÁËÔ + ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ ËÏÒÎÅ×ÉÝ Ó ËÏÒÎÑÍÉ (ÎÏ×Ï-ÐÁÓÓÉÔ). åÇÏ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ Ó 12 ÌÅÔ ÐÏ 5-10 ÍÌ ÉÌÉ ÐÏ 1 ÔÁÂÌÅÔËÅ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ. ÷ÁÌÅÒÉÁÎÙ ËÏÒÎÅ×ÉÝ Ó ËÏÒÎÑÍÉ + ÍÅÌÉÓÓÙ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÊ ÔÒÁ×Ù ÜËÓÔÒÁËÔ + ÍÑÔÕ ÐÅÒÅÞÎÕÀ (ÐÅÒÓÅÎ, ÐÅÒÓÅÎ ÆÏÒÔÅ) ÄÅÔÑÍ 3-12 ÌÅÔ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÐÏ 1 ÔÁÂÌÅÔËÅ 1-3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ, ÄÅÔÑÍ ÓÔÁÒÛÅ 12 ÌÅÔ — ÐÏ 1 ÔÁÂÌÅÔËÅ 3 ÒÁÚÁ × ÓÕÔËÉ.
ðÒÉ ÍÅÔÅÏÒÉÚÍÅ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ, ÕÍÅÎØÛÁÀÝÉÅ ÇÁÚÏÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ × ËÉÛÅÞÎÉËÅ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÓÌÁÂÌÑÀÔ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÏÅ ÎÁÔÑÖÅÎÉÅ ÐÕÚÙÒØËÏ× ÇÁÚÁ, ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÉÈ ÒÁÚÒÙ×Õ É ÐÒÅÄÏÔ×ÒÁÝÁÀÔ ÔÅÍ ÓÁÍÙÍ ÒÁÓÔÑÖÅÎÉÅ ËÉÛÅÞÎÏÊ ÓÔÅÎËÉ. íÏÇÕÔ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ ÓÉÍÅÔÉËÏÎ (ÜÓÐÕÍÉÚÁÎ) É ËÏÍÂÉÎÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ: ÐÁÎËÒÅÏÆÌÁÔ (ÆÅÒÍÅÎÔ + ÓÉÍÅÔÉËÏÎ), ÀÎÉÜÎÚÉÍ (ÆÅÒÍÅÎÔ + ÓÏÒÂÅÎÔ + ÓÉÍÅÔÉËÏÎ), Ó 12-14 ÌÅÔ — ÍÅÔÅÏÓÐÁÚÍÉÌ (ÓÐÁÚÍÏÌÉÔÉË + ÓÉÍÅÔÉËÏÎ). ðÁÎËÒÅÏÆÌÁÔ ÄÅÔÑÍ ÓÔÁÒÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÐÏ 2-4 ÔÁÂÌÅÔËÉ Ó ËÁÖÄÙÍ ÐÒÉÅÍÏÍ ÐÉÝÉ. äÌÑ ÄÅÔÅÊ ÍÌÁÄÛÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÄÏÚÕ ÐÏÄÂÉÒÁÀÔ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÏ.
ðÒÉ ÚÁÔÑÖÎÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ óòë ÐÏËÁÚÁÎÙ ÍÅÔÁÂÏÌÉÔÙ É ×ÉÔÁÍÉÎÙ, ×ÉÔÁÍÉÎÏÐÏÄÏÂÎÙÅ ÓÒÅÄÓÔ×Á: ÔÉÏËÔÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ (ÌÉÐÏÅ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ, ÌÉÐÁÍÉÄ), &-ÔÏËÏÆÅÒÏÌ, ÆÌÁ×ÏÎÏÉÄ (ÔÒÏËÓÅÒÕÔÉÎ); ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ËÁÌØÃÉÑ É ÍÁÇÎÉÑ: ËÁÌØÃÉÊ-ä3 îÉËÏÍÅÄ, ËÁÌØÃÅ×ÉÔ, ËÁÌØÃÉÊ-ÓÁÎÄÏÚ ÆÏÒÔÅ, ÍÁÇÎÅ B6, ÍÁÇÎÉÑ ÏÒÏÔÁÔ (ÍÁÇÎÅÒÏÔ).
åÓÌÉ ÎÁ ÐÒÏÔÑÖÅÎÉÉ 4-6 ÎÅÄÅÌØ ÎÁ ÆÏÎÅ ÔÅÒÁÐÉÉ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÅ ÎÏÒÍÁÌÉÚÕÅÔÓÑ, ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÌØÎÕÀ ÄÉÁÇÎÏÓÔÉËÕ Ó ÄÒÕÇÉÍÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑÍÉ ÄÌÑ ÕÔÏÞÎÅÎÉÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ öëô.
æÉÚÉÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÐÏËÁÚÁÎÏ ÄÅÔÑÍ Ó ÁÂÄÏÍÉÎÁÌØÎÙÍÉ ÂÏÌÑÍÉ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÄÉÁÒÅÅÊ. îÁÚÎÁÞÁÀÔ ÌÅÇËÏÅ ÔÅÐÌÏ × ×ÉÄÅ ÓÏÇÒÅ×ÁÀÝÉÈ ËÏÍÐÒÅÓÓÏ×: ×ÏÄÎÙÈ, ÐÏÌÕÓÐÉÒÔÏ×ÙÈ, ÍÁÓÌÑÎÙÈ, ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚ Ó ÎÏ×ÏËÁÉÎÏÍ, ÈÌÏÒÉÓÔÙÍ ËÁÌØÃÉÅÍ, ÓÅÒÎÏËÉÓÌÙÍ ÃÉÎËÏÍ; ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙ ÌÅÞÅÂÎÙÅ ÇÒÑÚÉ. òÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ È×ÏÊÎÙÅ, ÒÁÄÏÎÏ×ÙÅ ×ÁÎÎÙ. ðÏ ÍÅÒÅ ÓÔÉÈÁÎÉÑ ÂÏÌÅÊ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÙ ÉÍÐÕÌØÓÎÙÅ ÔÏËÉ âÅÒÎÁÒÁ, ÍÁÓÓÁÖ ÖÉ×ÏÔÁ ÄÌÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÑ ÔÏÎÕÓÁ ÍÙÛà ÐÅÒÅÄÎÅÊ ÂÒÀÛÎÏÊ ÓÔÅÎËÉ. ðÒÉ ÚÁÐÏÒÅ ÐÒÅÄÐÏÞÔÅÎÉÅ ÏÔÄÁÅÔÓÑ ÍÅÔÏÄÉËÁÍ, ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÎÙÍ ÎÁ ÎÏÒÍÁÌÉÚÁÃÉÀ ÍÏÔÏÒÎÏÜ×ÁËÕÁÔÏÒÎÏÊ ÆÕÎËÃÉÉ ËÉÛÅÞÎÉËÁ, ÕÓÔÒÁÎÅÎÉÅ ÓÐÁÚÍÁ.
óÁÎÁÔÏÒÎÏ-ËÕÒÏÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÑÅÔÓÑ ËÁË × ÍÅÓÔÎÙÈ, ÔÁË É × ÂÁÌØÎÅÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ. îÁÒÑÄÕ Ó ËÏÍÐÌÅËÓÏÍ ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÅ×ÔÉÞÅÓËÉÈ ÍÅÔÏÄÏ× ÂÏÌØÛÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÉÍÅÅÔ ÐÒÉÅÍ ÍÉÎÅÒÁÌØÎÙÈ ×ÏÄ. ðÒÉ ÄÉÁÒÅÅ ÐÏËÁÚÁÎÙ ÓÌÁÂÏÍÉÎÅÒÁÌÉÚÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ×ÏÄÙ (1,5-2,0 Ç/Ì) ÔÉÐÁ ‘óÍÉÒÎÏ×ÓËÁÑ’, ‘óÌÁ×ÑÎÏ×ÓËÁÑ’, ‘åÓÓÅÎÔÕËÉ N 4’ ÉÚ ÒÁÓÞÅÔÁ 3 ÍÌ/ËÇ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ, ÐÒÉ ÚÁÐÏÒÅ — ‘åÓÓÅÎÔÕËÉ N 17’, ‘âÁÔÁÌÉÎÓËÁÑ’ ÉÚ ÒÁÓÞÅÔÁ 3-5 ÍÌ ÎÁ 1 ËÇ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ.
ðÒÏÆÉÌÁËÔÉËÁ. ðÁÃÉÅÎÔÁÍ Ó óòë ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÏÒÍÁÌÉÚÏ×ÁÔØ ÒÅÖÉÍ ÄÎÑ, ÉÚÂÅÇÁÔØ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÅÒÅÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ. ÷ÁÖÎÏ ÐÏÄÄÅÒÖÉ×ÁÔØ ÁÄÅË×ÁÔÎÙÊ ÕÒÏ×ÅÎØ Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÏÊ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÐÒÉ×ÙÞÎÙÊ ÒÅÖÉÍ ÐÉÔÁÎÉÑ × ÌÀÂÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ.
ðÒÏÇÎÏÚ. ðÒÏÇÎÏÚ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÊ. ôÅÞÅÎÉÅ ÂÏÌÅÚÎÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÅ, ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÅ, ÎÏ ÎÅ ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÅÅ. ìÅÞÅÎÉÅ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÍ Õ 30% ÐÁÃÉÅÎÔÏ×, ÓÔÏÊËÁÑ ÒÅÍÉÓÓÉÑ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ × 10% ÓÌÕÞÁÅ×. òÉÓË ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÉÛÅÞÎÉËÁ É ËÏÌÏÒÅËÔÁÌØÎÏÇÏ ÒÁËÁ × ÜÔÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÂÏÌØÎÙÈ ÔÁËÏÊ ÖÅ, ËÁË É × ÏÂÝÅÊ ÐÏÐÕÌÑÃÉÉ.
Источник