Для измерения культур используются следующие синдромы за исключением
1. Что такое национальный характер?
а) множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией
б) множество людей, объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния
в) продукт определенных исторических условий, черты которого закрепляются на протяжении ряда поколений+
2. Что такое этнопсихология?
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях; +
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).
3. Что не включает в себя структура этнической психологии?
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт; +
д) национальные интересы.
4. Что является одним из основных понятий этнической психологии?
а) народность;
б) дух;
в) этнос; +
г) традиции;
д) привычки.
5. Какой синдром НЕ используется для измерения культур используются?
а) простота — сложность;
б) индивидуализм — коллективизм;
в) открытость — закрытость;
г) маскулинность — феминность;
д) духовность — бездуховность. +
6. Выберите динамические элементы психологии группы:
а) психический склад группы, особенности менталитета
б) групповые потребности, интересы, настроения и мнения+
в)групповые традиции, обычаи
7. Кто создал концепцию выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии?
а) Г.Г. Шпет; +
б) Лацарус;
в) В.О. Ключевский;
г) Н.Г. Чернышевский;
д) Н.А. Бердяев.
8. Какие стили не принадлежать кросскультурной психологии:
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный. +
7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией; +
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.
8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь; +
г) Фромм.
9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией; +
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.
10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения. +
11. Восполните пропуск:
«Для формирования и поддержания этнической . . . необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей».
а) идентичность;
б) толерантность; +
в) самооценка;
г) совместимость.
12. Что из перечисленного считается обратной стороной внутригруппового фаворитизма?
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность. +
13. Вставьте слово и закончите определения понятия: … — восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм; +
д) национальность.
14. В какой стране «тугое пеленание» получило усиление, по мнению Э. Эриксон?
а) в США;
б) в Индонезии;
в) в Китае;
г) в России. +
15. Что необходимо использовать в малом количестве по мнению психологов при подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде?
а) жесты; +
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.
( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )
Источник
1. Этнопсихология− это:
а) наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях;
б) наука, изучающая психологические особенности духовной культуры народов;
в) наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека;
г) наука о взаимодействии людей друг с другом;
д) наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «я» (то есть сознания индивида).
2. Структура этнической психологии включает, за исключением:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства и настроения;
г) личный опыт;
д) национальные интересы.
3. Одним из основных понятий этнической психологии является:
а) народность;
б) дух;
в) этнос;
г) традиции;
д) привычки.
4. Для измерения культур используются следующие синдромы, за исключением:
а) простота − сложность;
б) индивидуализм − коллективизм;
в) открытость − закрытость;
г) маскулинность − феминность;
д) духовность − бездуховность.
5. Концепция выявления типических коллективных переживаний в рамках этнической психологии принадлежит:
а) Г.Г. Шпету;
б) Лацарусу;
в) В.О. Ключевскому;
г) Н.Г. Чернышевскому;
д) Н.А. Бердяеву.
6. В кросскультурной психологии выделяют 4 измерения стилей вербальной коммуникации (исключите лишнее):
а) прямой и непрямой;
б) искусный (вычурный) и краткий (сжатый);
в) личностный и ситуационный;
г) инструментальный и аффективный;
д) глобальный и местный.
7. Случаи массовых перемещений, когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса и переселяются в иные географические или культурные пространства, называется:
а) культурным шоком;
б) миграцией;
в) аккультурацией;
г) геноцидом;
д) ассимиляцией.
8. Автором теории психологии нардов является:
а) Барцини;
б) Бенедикт;
в) Штейнталь;
г) Фромм.
9. Принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них основании, называется:
а) сегрегацией;
б) интеграцией;
в) сепарацией;
г) маргинализацией;
д) идентификацией.
10. В психологии причины этнических конфликтов обычно рассматриваются в рамках более общих теорий (исключить один неверный ответ):
а) межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик;
б) индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов;
в) теория реального конфликта;
г) теория научения.
11. Вставьте пропущенное слово, чтобы получилось целостное представление. Для формирования и поддержания этнической ……………….. необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей.
Слова для выбора:
а) идентичность;
б) толерантность;
в) самооценка;
г) совместимость.
12. Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается:
а) этноцентризм;
б) этническое самосознание;
в) этническая идентичность;
г) этнический автостереотип;
д) межгрупповая враждебность.
13. Вставьте слово и закончите определения понятия:
………… − восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры
Слова для выбора:
а) этнос;
б) плюрализм;
в) мультикультурализм;
г) этноцентризм;
д) национальность.
14. Э. Эриксон считал, что теория «тугого пеленания» получила усиление в:
а) США;
б) Индонезии;
в) Китае;
г) России.
15. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать как можно меньше:
а) жесты;
б) паузу;
в) подручные средства;
г) шпаргалки;
д) легенды.
16. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга называют:
а) рефлексией;
б) сознание;
в) каузальной атрибуцией;
г) перцепцией;
д) иллюстрацией.
17. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
а) когнитивный и аффективный;
б) индивидуалистический и коллективистический;
в) категориальный и образный;
г) вербальный и невербальный;
д) религиозный и атеистический.
18. Упрощенными образами этнических групп являются:
а) этнические стереотипы;
б) этнические отношения;
в) этническая идентичность;
г) этническая эндогамия;
д) родной язык и культура.
19. Обычно выделяются три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне (исключить неверный ответ):
а) правовые механизмы ;
б) боевые действия;
в) переговоры;
г) информационный путь.
20. Основными характеристиками взаимодействующих культур являются (исключите неверный ответ):
а) степень сходства между культурами;
б) степень различия между культурами;
в) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры;
г) особенности страны пребывания;
д) степень каузальной атрибуции.
21. Нация это:
а) исторически сложившаяся общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием;
б) это группа людей сложившаяся по отношению к средствам производства;
в) это человеческая общность, характеризующаяся общими наследственными физиологическими особенностями, связанные с единством происхождения и определенной общностью распространения;
г) сплоченная общность людей, характеризующаяся единством языка, культуры, территории, а также тесными экономическими контактами.
22. Соотнесите данное определение с термином:
1. Система определенных связанных представлений членов того или иного этноса, относительно своеобразия и особенностей бытия, мира, ценностных ориентаций и этнических констант.
2. Направленность и склад мышления личности, этнической группы.
3. Бессознательные комплексы, выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.
4. Социально фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности.
а) этническая картина мира;
б) этнические константы;
в) менталитет;
г) аттитюды.
23. Специальная методология этнопсихологии включает в себя следующие принципы:
а) принцип детерминизма;
б) принцип единства сознания и деятельности;
в) принцип переноса;
г) принцип учета этнологических факторов;
д) принцип относительности всех психологических факторов.
24. О каком принципе выработанном в рамках этнопсихологии и этнопедагогики идет речь: «Воспитание обязаноориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимися традициям»:
а) принцип этнопсихологического детерминизма;
б) принцип воспитания в условиях специальной жизни и труда;
в) принцип единства национального сознания и национального своеобразия педагогической деятельности;
г) принцип развития адаптационной возможности к воспитательным воздействиям.
25. Кто из исследователей пришел к выводу, что каждая нация имеет свой темперамент и своеобразные черты характера:
а) К.Д. Кавелин;
б) В.М. Бехтерев;
в) В.С. Соловьев;
г) Л.С. Выготский.
26. Кто автор монографии «Психология народов»:
а) В. Вундт;
б) В.О. Ключевский;
в) X. Штейнталь;
г) Н.А. Бердяев.
27. К основным признакам отличия рас относятся:
а) особенности характера;
б) цвет кожи;
в) форма черепа;
г) особенности телосложения.
28. Национальному сознанию присущи следующие характеристики:
а) представления о национальных ценностях и интересах;
б) существование особо национального языка, посредством которого идет накопление и выражение опыта;
в) наличие целостной картины мира, ее передача другому поколению и детерминированность сложного восприятия жизни.
29. Последствия межэтнических взаимоотношений:
а) геноцид;
б) национализм;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.
30. Автостереотипы:
а) всегда положительны;
б) всегда отрицательны;
в) положительны или отрицательны в зависимости от особенностей личности.
31. Соотнесите понятия психологической защиты с терминами:
1. Процесс формирования негативных отношений к представителям той или иной нации на основе бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, которая кажется неприемлемой.
2. Активное неосознанное устранение из сферы сознательного представителей тех иных наций негативных переживаний.
3. Взаимное непонимание, возникающее между людьми и вызываемые тем, что одно и тоже явление имеет разные смысловые значения и неоднозначное толкование из-за принадлежности к разным этническим общностям.
а) психологическое вытеснение;
б) психологические смысловые барьеры;
в) противоположная реакция.
32. Крайняя форма межэтнического взаимодействия:
а) ассимиляция;
б) дискриминация;
в) геноцид;
г) детерминация.
33. Кто охарактеризовал механизм зарождения и функционирования социальных установок:
а) К. Леви-Строс;
б) Н.И. Надеждин;
в) М. Лацарус;
г) Ш. А. Надирашвили.
34. Гетеростереотип это:
а) мнение, суждение, оценка, относимая к своей этнической общности ее представителей;
б) совокупность оценочных суждений о другом народе;
в) устойчивые образы сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей;
г) все ответы верны.
35. Что относится к атрибутивным процессам:
а) психологическая защита;
б) каузальная атрибуция;
в) стереотипизация.
36. Этническая идентичность включает в себя:
а) овладение индивидуальными в процессе взаимодействия со средой механизмами социального поведения и усвоения его норм;
б) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности;
в) постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной деятельности со старым по содержанию опытом;
г) механизм с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.
37. Расставьте по порядку следования этапы формирования супружеских отношений в многонациональной семье:
а) накопление опыта семейной жизни;
б) формирование взглядов на свою собственную семью как много национальную;
в) первичное знакомство с семейной жизнью;
г) дальнейшее совершенствование семейных отношений;
д) реализация собственных представлений о многонациональной семье.
38. В классификацию этнических конфликтов по приоритетным целям входят:
а) социально-экономические, этно-территориальные, этно-демографические конфликты;
б) конфликты между этническими группами и государством, между этническими группами;
в) культурно-языковые, экологические, этно-территориальные, исторические, конфессиональные конфликты.
39. К последствиям межэтнических отношений не относится:
а) геноцид;
б) национализация;
в) ассимиляция;
г) сегрегация;
д) интеграция.
40. Кто занимался исследованием национальной психологии народов, населявших СССР:
а) В.М. Бехтерев;
б) А.Р. Лурия;
в) Б.Ф. Поршнев;
г) Д.Н. Овсянников-Куликовский.
41. Соотнесите понятия:
1. Набор общих наследственных физиологических особенностей индивида, связанных с единством происхождения и определенной общностью распространения.
2. Это устойчивая генетическо-социальная группировка людей, обладающая общим языком, культурой и собственным самосознанием.
3. Сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и религиозных взглядов и убеждений нации, которая отображает определенный уровень ее духовного развития.
4. Большая социальная группа, чрезвычайно сплоченная и имеющая одну территорию, язык, культуру, черты национальной психики и тесные экономические связи.
а) нация;
б) этнос;
в) раса;
г) национальное сознание.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
в) теоретическую и прикладную науку;
20. Кто первым из отечественных ученых начал читать в Московском ун и верситете курс этнопсихологии?
а) Д.Н.Овсянико-Куликовский;
б) Г.Г.Шпет;
в) П.Л.Лавров;
21. Кто из американских ученых стал родоначальником этнопсихологической школы в американской этнологии?
а) Р.Мертон;
б) Ф.Боас;
в) Р.Бенедикт;
Концепция «основная структура личности» была в ы двинута:
а) Дж. Горером;
б) А.Кардинером и Р.Линтоном;
в) Д.Левинсоном;
23. Б.В.Поршнев считал, что главной методологической проблемой «социально-этнической пс и хологии» является:
а) проведение межэтнических сравнительных психологических исследований
б) выявление причин, обусловливающих существование национально-пси-хологических ос о бенностей людей;
в) проведение кросскультурных исследований;
24. Национальный характер в этнопсихологии это —
а) сумма характеров отдельных представителей этноса;
б) исторически сложившаяся совокупность психических черт представит е лей того или иного этноса;
в) образ мышления, духовная настроенность представителей этноса;
25. Национальное (этническое) самосознание это –
а) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности одного из своих родителей;
б) осознание людьми своей принадлежности к данной этнической об щ ности;
в) осознание людьми своей национальной принадлежности по национальности матери;
Национальное (этническое) самосознание проявляется:
а) в межличностном общении;
б) во взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях, симпатиях, ант и патиях;
в) в чувствах, эмоциях и настроениях;
27. Понятие этноцентризма было впервые введено в науку:
а) Самнером;
б) Гумпловичем;
в) Мак-Дугаллом;
28. Кто из мыслителей прошлого определял предрассудок как «дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований»?
а) Ш.Монтескье;
б) Ф.Аквинский;
в) Гельвеций;
29. Национальные (этнические) предрассудки исследуются:
а) в когнитивном аспекте;
б) в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах;
в) в поведенческом аспекте;
30. Какие компоненты можно выделить в структуре
национального (этнического) стереотипа?
а) констатацию особенностей чужого этноса и формирование определенного поведения по отношению к данному этносу;
б) констатацию особенностей чужого этноса, отношение к этим особенностям и формирование определенного типа поведения по о т ношению к данному этносу;
в) отношение к особенностям чужого этноса и формирование определенного типа поведения по отношению к данному этносу;
31. Национальный обычай это –
а) передаваемая из поколения в поколение форма деятельности;
б) унаследованный стереотипный способ поведения;
в) передаваемая из поколения в поколение форма межличностного общения;
32. Кросскультурное этнопсихологическое исследование
предполагает:
а) изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности;
б) исследование психологических и социокультурных особенностей, относящихся к различным этносам и проводимое параллел ь но;
в) выявление специфики поведения представителей разных этнической общностей;
34. Предметом известного кросскультурного исследования профессоров Гарвардского университета Уайтингов было:
а) изучение социального поведения детей в экспериментальных условиях;
б) изучение социального поведения детей в естественных условиях их жи з ни;
в) изучение социального поведения детей в экспериментальных и естественных условиях;
35. В отечественном кросскультурном исследовании, проведенном Дробижевой и Старовойтовой, изучались стереотипы, традиции и об ы чаи:
а) русских и украинцев;
б) кабардинцев и балкарцев;
в) татар и калмыков;
36. Метод наблюдения относится:
а) к диагностическим методам
б) к обсервационным методам;
в) к праксиметрическим методам;
37. Метод опроса относится:
а) к обсервационным методам;
б) к диагностическим методам;
в) к праксиметрическим методам
38. В открытом опросе испытуемый отвечает:
а) в соответствии с вариантами ответов приведенных в опроснике;
б) в свободной форме;
в) комбинируя черты обеих предыдущих вариаций;
39. Метод «подбора черт» (А.Катца и У.Брейли) используется для из у чения:
а) особенностей национального характера;
б) этнических стереотипов;
в) этнических предрассудков
40. Тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) впервые был опубликован:
а) в Великобритании в 1928 г.;
б) в США в 1925 г.;
в) в Германии в 1927 г.;
40. Контент-анализ в этнопсихологии предполагает:
а) сравнительный анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов;
б) выделение смысловых единиц информации о национально-психологических особе н ностях представителей этноса и замера их частоты и объема упоминания в выборочной совокупн о сти;
в) анализ этнопсихологических характеристик представителей разных этносов по результатам кросскультурного исследования;
41. Начало использованию эксперимента в западной этнопсихологии п о ложил:
а) А.Кардинер;
б) У.Риверс;
в) А.Маслоу;
42. Разделяете ли вы мнение, что этнический конфликт – это конфликт между представителями этнической общности?
а) да;
б) нет;
в) в определенных условиях;
43. Основной формой участия психолога в конфликтологической службе является:
а) изучение причин этнического конфликта;
б)организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликта;
в) ведение переговоров с одной из наиболее непримиримых сторон конфликта;
Вопросы к экзамену по курсу «Этнопсихология»
Этнический фактор в современном обществе. Внутренняя противоречивость этнических процессов в ХХ веке.
Этнопсихология как наука и ее предмет. Внутридисциплинарный и междисциплинарный подходы к предмету этонопсихологии.
Задачи этнической психологии.
Связь этнопсихологии с другими науками.
Географическое направление в этнопсихологической мысли. Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье.
Этнопсихология в биологических теориях и школах Ж.Гобино, Г.Спенсера и Л.Гумпловича и др.
«Школа психологии народов» Х.Штейнталя, М.Лацаруса и В.Вундта.
Психологическое направление «культура и личность» в американской культурантропологии.
Концепции «базовой» и «модальной» личности.
Изучение национального характера народов на Западе (М. Мид, Дж. Горер, Э. Эриксон).
Современное состояние этнической психологии в США и Западной Европе.
Этнопсихологические исследования в рамках программы Русского географического общества по изучению этнографического своеобразия народов России (Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин).
Источник