Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично

Для игры детей с синдромом раннего детского аутизма типично thumbnail

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Проявляется РДА в следующих клинико-психологических признаках:

нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

стереотипность в поведении. Характеризуется наличием в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр, стереотипных интересов.

специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и т. д.), ведущие к нарушению коммуникативности.

Характерны при раннем детском аутизме:

1).Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Уже на первом году жизни наблюдается склонность к сенсорному дискомфорту (чаще всего на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также сосредоточенность на неприятных впечатлениях. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная захваченность, очарованность отдельными определенными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулятными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и более может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене; самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д. Принципиальным отличием при аутизме является тот факт, что близкому практически не удается включиться в действия, которыми очарован ребенок.

2). Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности.

3). Нарушение аффективного контакта с ближайшим окружением выражается в:

особенностях приспособления к рукам матери. У многих аутичных детей отсутствует антиципирующая поза (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо висит мешком, либо бывает чрезмерно напряжен, сопротивляется;

особенностях фиксации взгляда на лицо матери. В норме ребенок рано обнаруживает интерес к человеческому лицу. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. Для аутичных детей характерно избегание глазного контакта (взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого);

особенностях ранней улыбки. Своевременное появление улыбки и ее направленность близкому – признак благополучного эффективного развития ребенка. Первая улыбка у большинства аутичных детей адресована не человеку, а, скорее, в ответ на приятную для ребенка сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий цвет одежды матери и т.д.).

особенностях формирования привязанности к близкому человеку. В норме они проявляются как очевидное предпочтение одного ухаживающего лица, чаще всего — матери, в переживаниях разлуки с ней. Аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности;

Трудности контактов с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому, находят выражение в сложности выражения собственного эмоционального состояния. В норме способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым – одно из наиболее ранних адаптивных достижений ребенка. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить ребенка, снять дискомфорт, успокоить. Матери же аутичных детей часто испытывали трудности в понимании эмоционального состояния своих малышей;

трудностях в выражении просьбы. У многих детей в норме на раннем этапе развития формировался направленный взгляд и жест – протягивание руки в нужном направлении, который на последующих этапах трансформировался в указательный. У аутичного ребенка и на более поздних этапах развития подобная трансформация жеста не происходила. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания аутичный ребенок берет руку взрослого и кладет на желаемый предмет;

трудностях произвольной организации ребенка, которые могут выражаться в следующих тенденциях:

отсутствии или непостоянности отклика малыша на обращение к нему взрослого, на собственное имя;

отсутствии прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорировании его указательного жеста;

невыраженности подражания, а чаще его отсутствии. Трудность в организации аутичных детей на простые игры, требующих подражания и показа («ладушки»);

большой зависимости ребенка от влияний окружающего психического пола. Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь к себе внимание, то аутичный ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

Вопросы и задания:

1.Определите понятие «ранний детский аутизм (РДА)». Охарактеризуйте основные признаки данного синдрома.

2.Раскройте возможные причины возникновения РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения могут повлечь появление вторичные и третичных дефектов?

3. Существуют ли проблемы социализации при РДА? Охарактеризуйте их.

Дополнительная литература:

1.Каган В. Е. Аутизм у детей – Л., 1981.

2.Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

3.Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М.,1991.

4.Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. — №1.

Источник

Ïðîäîëæó íåìíîãî ïèñàòü î ÐÀÑ, è êàê ìû ñ ýòèì æèâåì. Ïèøó î ñâîåì îïûòå ïðîñòûì ÿçûêîì.

Ïîãîäà â íàøåì ðåãèîíå ïðåêðàñíàÿ, æàðà çàêàí÷èâàåòñÿ, ïîíåìíîãó íà÷èíàþòñÿ äîæäèêè, ïðàâèòåëüñòâî è íàñåëåíèå óñïåøíî áîðåòñÿ ñ COVID19.

Êàðàíòèííûå ìåðû êîñíóëèñü è íàñ, øêîëà çàêðûòà, ìû ñëåäóåì îáùèì ïðàâèëàì è ñèäèì äîìà. Ðàáîòà îñòàíîâëåíà, âðåìåíè âàãîí.

Õîðîøàÿ âîçìîæíîñòü áûòü âìåñòå è ïîñâÿùàòü âðåìÿ ðàáîòå ñ ðåáåíêîì, ÷åì ìû è ïîëüçóåìñÿ.

Ñîáñòâåííî, î íàøèõ äîñòèæåíèÿõ è î òîì, êàê ìû ýòî ñäåëàëè.

Ó ìîåé ìëàäøåé äî÷åðè àóòèçì, è â íàøåì ñëó÷àå ýòî âûðàæàåòñÿ â òîì ÷èñëå â îòêàçå îò íîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ.

Íà ñåíòÿáðü 2019 ãîäà â ðàöèîíå ðåáåíêà áûëè ñëåäóþùèå ïðîäóêòû

— õëåá

— ôðóêòîâîå ìîëîêî òðåõ âèäîâ è òîëüêî â îïðåäåëåííîé óïàêîâêå è îò îïðåäåëåííîãî ïðîèçâîäèòåëÿ. Òî æå ñàìîå ìîëîêî, íî â áóòûëî÷êàõ èëè â 1 ëèòðîâîé óïàêîâêå – êàòåãîðè÷åñêèé îòêàç

— ñóøåíîå ìàíãî

— îâñÿíàÿ êàøà

Ýòî âñå.

 íàøåé ñåìüå ïèòàíèå îðãàíèçîâàííî ïî-ðàçäîëáàéñêè, íåò òàêîãî, ÷òî ïî ðàñïèñàíèþ çàâòðàê-îáåä-óæèí, à ðàöèîí äëÿ ðåáåíêà 3 ëåò âåñüìà ñêóäåí.

È ìû ââåëè ïðàâèëî – ðàç â äåíü ìû ñîáèðàåìñÿ âñå âìåñòå è ïèòàåìñÿ âìåñòå.  ñòðîãî îïðåäåëåííîå âðåìÿ, åäèíñòâåííàÿ óâàæèòåëüíàÿ ïðè÷èíà íåÿâêè ê ñòîëó – íó âû ïîíèìàåòå☺

Òàê æå â ýòî âðåìÿ çàïðåùåíû òåëåâèçîðû/òåëåôîíû/èíòåðíåòû è ïðî÷èå îòâëåêàþùèå ôàêòîðû.

 òå÷åíèè äâóõ ìåñÿöåâ ìû âñå äðóæíî ñàäèëèñü çà ñòîë, êëàëè ðåáåíêó â òàðåëêó ðîâíî âñþ òó æå åäó, êîòîðóþ êëàëè ñåáå è ïðîâîäèëè îáåäåííîå âðåìÿ, âíèìàòåëüíî íàáëþäàÿ çà âñåì ïðîèñõîäÿùåì ñ ðåáåíêîì, íå âìåøèâàÿñü è íå âûâàëèâàÿ íà ðåáåíêà «ðîäèòåëüñêóþ ëþáîôô è çàáîòó».

 íà÷àëå ýòîãî ïóòè äî÷ü íå âñåãäà ñàäèëàñü çà ñòîë, à äàæå åñëè ñàäèëàñü, åå õâàòàëî ìèíóò íà 5 â ëó÷øåì ñëó÷àå.

×åðåç ïàðó-òðîéêó íåäåëü äî÷ü íà÷àëà ïðèêàñàòüñÿ ê åäå. Èìèòèðîâàòü òî, ÷òî äåëàåì ìû. Èãðàòü ñ åäîé. Ëþáîå ðàçìàçûâàíèå ñîóñà ïî ïîâåðõíîñòè ñòîëà è âûòèðàíèå æèðíûõ ðó÷åê î ëþáîé ïîíðàâèâøèéñÿ ïðåäìåò âîñïðèíèìàëîñü êàê ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùååñÿ, ìû íå îáðàùàëè íà ýòî âíèìàíèÿ è íèêàê íå «íàïðÿãàëè» ðåáåíêà. Ïðîñòî ïîçâîëèâ äåëàòü àáñîëþòíî âñå, ÷òî îíà õî÷åò è âñÿ÷åñêè ïîääåðæèâàëè åå â ýòîì.

Ïåðèîäè÷åñêè ÿ òîðìîçèë æåíó: – «Ò, äîðîãàÿ, íå ëåçü ïîæàëóéñòà ê ðåáåíêó. Ïóñòü. Äåëàåò. Òî. ×òî. Õî÷åò. ÏÎÆÀËÓÉÑÒÀ. ß âñå ïîòîì óáåðó. Îáåäàåì ñ äî÷åðüþ ðîâíî òàê, êàê îáåäàåì ñ íàøèìè âçðîñëûìè ðîäñòâåííèêàìè èëè äðóçüÿìè. Ïðîñòî ïðåäñòàâü, ÷òî íàøà äî÷ü âî âðåìÿ îáåäà – íó, íàïðèìåð, òâîÿ òåòÿ.»

×åðåç 3 íåäåëè ðåáåíîê ïðîâîäèë ñ íàìè ïîëíîöåííûé îáåä. Îíà ñèäåëà ñ íàìè çà îáùèì ñòîëîì, èãðàëà ñ åäîé è êîðìèëà òî ìåíÿ, òî æåíó. Íî ñàìà íå åëà.

Åùå ÷åðåç 3 íåäåëè îíà ïîïðîáîâàëà ìèêðîñêîïè÷åñêèé êóñî÷åê ðûáíîé êîòëåòû.

«Áèíãî!» — ñêàçàë ÿ, ïîäïðûãèâàÿ äî ïîòîëêà☺ Ñëåäóþùèå ïàðó íåäåëü ìû åëè êàæäûé äåíü ðûáíûå êîòëåòû.

Читайте также:  Народный метод лечения синдрома жильбера

Òóò ÿ îòìå÷ó, ÷òî ãîòîâèì ìû êàæäûé ðàç ÷òî òî íîâîå è íà îäèí ðàç – ïðèãîòîâèëè – ñúåëè. Íåò òàêîãî, ÷òî ñóï âàðèòñÿ íà 3 äíÿ, èëè êàêîå òî áëþäî ãîòîâèòñÿ âïðîê.

Ïàðàëëåëüíî ñ ýòèì íà÷àëè ïðèõîäèòü õîðîøèå íîâîñòè èç øêîëû – óïðàâëÿþùàÿ è îíà æå âëàäåëèöà íàøåé øêîëû ïåðèîäè÷åñêè íàñ âñòðå÷àëà â ðàäîñòíîì âîçáóæäåíèè, êîãäà ìû çàáèðàëè äî÷ü è âûâàëèâàëà: «Î, âàøà äî÷ü ñåãîäíÿ åëà òîðò! Âû ïðåäñòàâëÿåòå!? Îíà ñåãîäíÿ ñúåëà êóñîê òîðòà!» Èëè: «Ñåãîäíÿ âàøà äî÷ü âìåñòå ñî âñåìè åëà ðèñîâûå êîòëåòêè! Ýòî î÷åíü êðóòî! Íàø ïîâàð ïðèøëåò âàì ðåöåïò, ïîïðîáóéòå ïðèãîòîâèòü òàêèå æå äîìà!»

Âîîáùå â íàøåé øêîëå ïðîáëåì íèêàêèõ íåò, è âåñü ïåðñîíàë àêòèâíî ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â æèçíè îñîáûõ äåòåé, êîòîðûõ â ãðóïïå ìîåé äî÷åðè åùå äâà ÷åëîâåêà – ìàëü÷èê ñ ñåðüåçíîé ôîðìîé àóòèçìà + ÄÖÏ è çàäåðæêè â ðàçâèòèè, è äåâî÷êà ñ ëåãêîé ôîðìîé.  ãðóïïå îêîëî 30 ÷åëîâåê. È ãðóïïà ðàçäåëåíà íà 2 ïîäãðóïïû. Âñïîìèíàÿ ïåðèîä, êîãäà ìû áûëè â Ðîññèè ïî äåëàì íà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ è êàê íàñ ïèíàëè «çíàåòå, âû áû îòäàëè ñâîþ äî÷ü â èíòåðíàò äëÿ òàêèõ äåòåé, à â íàø ñàä âàì õîäèòü íå íàäî è ìû íå ñìîæåì áîëüøå âàñ ó÷èòü», à òàê æå ìàññîâûå êîììåíòàðèè ãîâíîõðàíèòåëåé ê ìîèì ïðåäûäóùèì ïîñòàì, ÷òî «âîò ïðàâèëüíî, íå÷åãî, àòàòà-îëîëî è âîîáùå ïûùü-ïûùü» ÿ óáåæäàþñü, ÷òî ìû èäåì âåðíûì ïóòåì. ×óòü ïîçæå âåðíóñü ê ýòîìó.

 îáùåì, ÷åðåç äâà ìåñÿöà ïîñëå ââåäåíèÿ òðàäèöèè îáÿçàòåëüíîãî ñáîðà âñåì âìåñòå çà ñòîëîì äî÷ü ñòàëà åñòü 4 íîâûõ ïðîäóêòà.

— ñïàãåòòè

— ðûáíûå êîòëåòêè

— ëèñòüÿ ñàëàòà

— ðèñ

…è ïåðåñòàëà åñòü êàøó. Ñîâñåì.

Êîãäà ÿ ïèøó – ñòàëà åñòü – ýòî çíà÷èò, ÷òî ïîÿâèëàñü óñòîé÷èâàÿ ïðèâû÷êà. È ïóñòü ýòî ñðàáàòûâàëî íå âñåãäà, à êîëè÷åñòâî áûëî â îñíîâíîì ìèêðîñêîïè÷åñêèì – ýòî áûëà ïîáåäà.

Âìåñòå ñ ýòèì ïðîäîëæàëèñü çàíÿòèÿ ABA òåðàïèåé, ìû òàê æå ñîáèðàëèñü çà ñòîëîì, ýêñïåðèìåíòèðîâàëè ñ ïðîäóêòàìè è íàáëþäàëè.

Âàæíûé ìîìåíò, êîòîðûé ÿ ïðî÷óâñòâîâàë è ïîíÿë – è âûâåë ïðàâèëî, êîòîðîå õîðîøî èñïîëüçîâàòü â ïðèíöèïå â æèçíè: «Íàáëþäàé è ïîìîãàé. Åñëè òåáÿ ïðîñÿò. Íå ïðîñÿò – ÍÅ ËÅÇÜ ñî ñâîåé çàáîòîé, ëþáîâüþ è ìíåíèåì»

 êîíöå ôåâðàëÿ ìû äðóæíî ïî î÷åðåäè ïåðåáîëåëè êàêîé òî «ïðîñòóäîé» (íåò, íå COVID, òåñòû ñäàâàëè, âñå ðîâíåíüêî), ó ðåáåíêà åùå áûë îñòàòî÷íûé êàøåëü ïàðó íåäåëü, è òóò ñëó÷èëñÿ ìàëåíüêèé ïö.

Ðåáåíîê ñòàë î÷åíü ïëîõî çàñûïàòü, è áûëî âèäíî, ÷òî ó íåå áîëÿò íîæêè, à èìåííî ãîëåíîñòîï è êîëåíè. Äíåì âñå áûëî ïðåêðàñíî, ðåáåíîê áûë àêòèâíûì, êóïàëñÿ â ìîðå, áåãàë, èãðàë. Âå÷åðîì íåïëîõî ïîìîãàë ìàññàæ + ÿ ïîçâîíèë íàøåìó äîêòîðó (ïåäèàòðó) è äëÿ íà÷àëà ïðîñòî ïîîáùàëñÿ, îïèñàâ ñèìïòîìû. Ðåáåíîê êðóïíûé + àêòèâíî ðàñòåò, ïîýòîìó âðà÷ ðåøèëà ÷òî ýòî growing pains è ìû â îáùåì òî ðàññëàáèëèñü.

Òóò ñëîæíîñòü â òîì, ÷òî ðåáåíîê ïðàêòè÷åñêè íå ãîâîðèò è íå ìîæåò îáúÿñíèòü, ÷òî áîëèò.

Ñîñòîÿíèå óõóäøàëîñü, è åñëè ðàíüøå ýòî áûëà ïðîñòî áîëü â íîãàõ ïåðåä çàñûïàíèåì, òî îäíèì óòðîì äî÷ü íå ñìîãëà âñòàòü ñ êðîâàòè. Ìû, çàìåòèâ óõóäøåíèå, óæå ñãîíÿëè â áîëüíèöó è ñäàëè àíàëèçû, èõ äîëæíû áûëè äåëàòü 3 äíÿ, ïî ôàêòó – íåäåëþ èç çà îáñòàíîâêè ñ COVID.

Íà ìîìåíò ïîëó÷åíèÿ àíàëèçîâ äî÷ü ïðàêòè÷åñêè íå ìîãëà õîäèòü.

 ãîñïèòàëå ñêàçàëè: ðåáÿòà, äà, ñèòóàöèÿ íåïðèÿòíàÿ, íî äàâàéòå äîæäåìñÿ àíàëèçîâ, ïîòîìó ÷òî îñìîòð è îáñëåäîâàíèå íè÷åãî íå ïîêàçàëî. Ìåðÿéòå òåìïåðàòóðó ðåáåíêó, íàáëþäàéòå, ýòî âñå òàêè ìîãóò áûòü growing pains + âîçìîæíî åé è íå áîëüíî óæå, ïðîñòî â ñëó÷àå ðåáåíêà-àóòèñòà áîëü ìîãëà åå íàïóãàòü, è îíà ïîìåíÿëà ìîäåëü ïîâåäåíèÿ.

Íàøè èãðû â êðîâàòè íå âûçûâàëè íèêàêèõ áîëåâûõ îùóùåíèé, õîòÿ ìû â øóòêó áîðîëèñü è èãðàëè â ùåêîòàëêè, ðåáåíîê àêòèâíî èñïîëüçîâàë íîãè ñ ñåðüåçíîé íàãðóçêîé è ò ä.

Ïî èòîãó íàøèõ ìûòàðñòâ è àíàëèçîâ áûë ïîñòàâëåí äèàãíîç è íàì âûïèñàëè ëåêàðñòâà, à òàê æå ãëàâíûé ëå÷àùèé âðà÷ ñêàçàë – ðåáåíêó íóæåí ïðîòåèí. Ïî-ðóññêè – ìÿñî. ÎÁßÇÀÒÅËÜÍÎ!

Òóò ïîÿâèëàñü íîâàÿ çàäà÷à – êàê äàòü ðåáåíêó ëåêàðñòâà? È êàê îáåñïå÷èòü ýòîò ñàìûé ïðîòåèí.

Ëåêàðñòâà ïðèøëîñü ïîäìåøèâàòü â ìîëî÷íûå êîêòåéëè, à ïðîòåèí, îêàçûâàåòñÿ, ïðîäàåòñÿ â âèäå ìîëî÷íîé ñìåñè. Ìû áðàëè óïàêîâêó ñ êîêòåéëåì, ÷åðåç òðóáî÷êó âûëèâàëè ñîäåðæèìîå, â áëåíäåðå äåëàëè ñìåñü, îáîãàùàÿ åå ïðîòåèíîì è çàëèâàëè îáðàòíî. + ÿ äåëàë ëàïøó ñ äîáàâëåíèåì â òåñòî ÿéöà è âñÿ÷åñêè ýêñïåðèìåíòèðîâàë ñ åäîé. ×åðåç ïàðó-òðîéêó íåäåëü ðåáåíîê âåðíóëñÿ ê íîðìàëüíîé æèçíè. Âðà÷ ñêàçàë – âû áîëüøèå ìîëîäöû, ó âàñ âñå îòëè÷íî☺

Äî÷ü òîæå ñòàðàëàñü, è åñëè ðàíüøå ýòî áûëè ìèêðîñêîïè÷åñêèå êóñî÷êè, êîòîðûå îíà îòðûâàëà îò ðûáíîé êîòëåòû, òî ê êîíöó ìàðòà îíà óæå îäîëåëà êîòëåòó öåëèêîì, à ýòî îêîëî 100 ãðàìì! Ïîáåäà!

 ðàöèîí òàê æå âîøëè ñëåäóþùèå ïðîäóêòû

— ïîìèäîðû

— ÿè÷íèöà (õîðîøî ïðîæàðåííûé áåëîê)

— êîíôåòû-ëåäåíöû

— àðáóç

Ïðè ýòîì ðåáåíîê ïîëíîöåííî ó÷àñòâóåò â ïðèãîòîâëåíèè ñàëàòà (âîò ÿ ïèøó ýòè ñòðî÷êè, à 10 ìèíóò íàçàä äî÷ü ïðèøëà êî ìíå, âçÿëà çà ðóêó, îòâåëà â êóõíþ-ñòîëîâóþ, óñàäèëà çà ñòîë, äîñòàëà èç õîëîäèëüíèêà ñàëàò è ïîìèäîðû, ïîìûëà ëèñò ñàëàòà è ïîìèäîð, è ìû âìåñòå íàðåçàëè åé ñàëàò)

Èç íàâûêîâ çà ïîë-ãîäà íàøèõ åæåäíåâíûõ ïîñèäåëîê çà îáåäåííûì ñòîëîì ñôîðìèðîâàëñÿ î÷åíü âàæíûé – èíòåðåñ ê íîâîé åäå.

È âàæíîñòü ýòîãî ÿ ïîíÿë íåäåëè òðè íàçàä.

Ìû ÷òî òî çàïëàíèðîâàëè êó÷ó äåë, òàêèõ êàê ïîåçäêà ïî ìàãàçèíàì ñ çàêóïêîé åäû íà 10 äíåé, òàê êàê çàêóïàåìñÿ ìÿñîì-ðûáîé è âñÿ÷åñêîé áàêàëååé è õîç-áûò òîâàðàìè ãëîáàëüíî è â ìàãàçèíå ìåëêîîïòîâîé òîðãîâëè – ýòî âûãîäíî è óäîáíî, à ôðóêòû-îâîùè è ìîðåïðîäóêòû ïîêóïàåì ñâåæèå êàæäûé äåíü, è â îáùåì òî ê îáåäó íå îñîáî óñïåâàëè, õîòåëîñü ÷òî òî ïåðåêóñèòü.

Îñòàíîâèëèñü ó îäíîãî ñåòåâîãî çàâåäåíèÿ, ãäå ãîòîâÿò ïðåêðàñíóþ êóðî÷êó (íå KFC, ëîêàëüíàÿ ìàðêà, è çíà÷èòåëüíî âêóñíåå è äåøåâëå), ÿ âçÿë ðóëåò èç êóðèíîé ãðóäêè, äâå ïîëîâèíêè õðóñòÿùåãî öûïëåíêà è äâå ïîðöèè æàðåíûõ ãåäçà ñ êóðèöåé.

Íó è ïî ïóòè íà÷àëè åñòü☺

Äî÷ü ïîïðîñèëà êóñî÷åê êóðèöû, åñòåñòâåííî, ÿ äàë.

È îíà åãî ñúåëà, ïðè÷åì òàêîé âåñüìà êðóïíûé êóñî÷åê.

Çíàåòå, ñëîæíî ñèäåòü è äåëàòü âèä, ÷òî íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò, êîãäà âíóòðè òû ëèêóåøü è ðàäóåøüñÿ. À ïîòîì äî÷ü ïîïðîñèëà ãåäçà. È ñúåëà. 6 èëè 7 øòóê.

ß îáû÷íî ñúåäàþ øòóê 10-15.

Òóò åùå îäèí âàæíûé ìîìåíò. Ãåäçà íàíèçàíû íà äåðåâÿííûå ïàëî÷êè, íà ìàíåð øàøëû÷êîâ, è æàðÿòñÿ â ìàñëå. Äî÷ü çàèíòåðåñîâàëà òàêàÿ ïîäà÷à åäû, ïîòîìó ÷òî spring rolls åé íå èíòåðåñíû à íàñàæåííûå íà äåðåâÿííóþ ïàëî÷êó – òàäààààì – åùå îäèí ïðîäóêò â ðàöèîíå – spring rolls.

Òóò ÿ îïèñàë îñíîâíóþ ëèíèþ ïî ïèòàíèþ, à â öåëîì ðàöèîí ñ ñåíòÿáðÿ ñòàë òàêèì:

Áûëî:

— õëåá

— ôðóêòîâîå ìîëîêî òðåõ âèäîâ è òîëüêî â îïðåäåëåííîé óïàêîâêå è îò îïðåäåëåííîãî ïðîèçâîäèòåëÿ. Òî æå ñàìîå ìîëîêî, íî â áóòûëî÷êàõ èëè â 1 ëèòðîâîé óïàêîâêå – êàòåãîðè÷åñêèé îòêàç

— ñóøåíîå ìàíãî

— îâñÿíàÿ êàøà

Ñòàëî:

— æàðåíàÿ êóðèöà

— æàðåíûå ãåäçà ñ êóðèöåé

— æàðåíûå spring rolls

— ðûáíûå êîòëåòêè

— ðèñ

— ñïàãåòòè

— ÿè÷íèöà

— êîíôåòû

— ìîðîæåíîå sandwich c ïå÷åíüåì Oreo

— õëåá

— ôðóêòîâîå ìîëîêî

— ñóøåíîå ìàíãî

— ëèñòüÿ ñàëàòà

— ïîìèäîðû

— àðáóç

Íó è â öåëîì ïðî óñïåõè.

1. ABA òåðàïèÿ äàåò íåïëîõèå ðåçóëüòàòû â íàøåì ñëó÷àå, ïðè÷åì åñëè ñíà÷àëà áûëî ñëîæíî ïåðåêðàèâàòü âåñü ðèòì æèçíè, òî ñåé÷àñ ýòî íàñòîëüêî îðãàíè÷åñêè âîøëî â ïîâñåäíåâíîñòü, ÷òî ìû ýòîãî íå çàìå÷àåì. Íàëàæèâàåòñÿ ïîäîáèå âåðáàëüíîãî êîíòàêòà.

2. Ðåáåíîê íà÷àë õîäèòü íà ãîðøîê, íî ñåé÷àñ ñëîæíîñòè, ÷òî òî íàïóãàëî, ïîýòîìó âòîðîé ìåñÿö ðàçáèðàåìñÿ ñ ýòèì, èñïîëüçóÿ ðàçëè÷íûå ïîäõîäû. Âî âñÿêîì ñëó÷àå íà ìîìåíò îòêàçà îò ãîðøêà íàâûê áûë óñòîé÷èâûé è îòðàáîòàííûé, ïîýòîìó òåðïåíèå è òðóä, òðóä è òåðïåíèå

Читайте также:  Синдром фелти при ревматоидного артрита

3. Ïîòðÿñàþùèå óñïåõè â åäå.

4. ß çàíÿëñÿ ïðîäóìûâàíèåì è îðãàíèçàöèåé êýìïà äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñ ÐÀÑ è èõ äåòåé. Èìåííî â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ ðîäèòåëåé. Ïîêà ÷òî ñòàâëþ ïëàí ñäåëàòü ïåðâûé êýìï ëåòîì 2021-22 ãîäà. Óæå ñäåëàíî – ðåøåí âîïðîñ ñ ðàçìåùåíèåì, îòâå÷àþùèì âñåì òðåáîâàíèÿì, è ïèòàíèåì. Åñòü ñïåöèàëèñòû. Ïèøåòñÿ ïðîãðàììà. Âñå íå áûñòðî, ïîòîìó ÷òî òðåáóåòñÿ áîëüøàÿ ïîäãîòîâêà è äåíüãè, à òÿíó âñå ýòî ÿ ñàì. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ôîðìàò âèæó òàêîé: 10-12 äåòåé ñ ÐÀÑ è èõ ðîäèòåëè, 2 íåäåëè.

ß îáåñïå÷èâàþ 2-3 êëàññíûõ ñïåöèàëèñòà èç Ðîññèè è, íà 99%, áóäåò åùå ïàðà ñïåöèàëèñòîâ èç äðóãèõ ñòðàí, ïðîæèâàíèå è ïèòàíèå â ôîðìàòå çàâòðàêè-óæèíû. Ïëîòíàÿ ïðîãðàììà.

Ðîäèòåëè îáåñïå÷èâàþò òîëüêî ïåðåëåò äî íàñ. Âîçìîæíî, â êàêèõ òî îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ÿ ñìîãó íàáðàòü äåíåã è íà áèëåòû. ×åì áóäåì çàíèìàòüñÿ? Ó÷èòüñÿ æèòü ñ ÐÀÑ. Æèòü ïîëíîöåííî è ñ÷àñòëèâî.

À äàëüøå ïîñìîòðèì.

Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè.

Источник

Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà ôîðìèðóåòñÿ â ðåçóëüòàòå îñîáîãî íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ, îòðàæàþùèõ ãëóáèíó ýòîãî íàðóøåíèÿ è ñîîòâåòñòâóþùèå åé ñòåïåíè ïðèñïîñîáëåíèÿ ðåáåíêà ê îêðóæàþùåìó ìèðó.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ìíîãî÷èñëåííûå ñâåäåíèÿ î ïåðâûõ ìåñÿöàõ æèçíè àóòè÷íûõ äåòåé ðàçëè÷íûõ ãðóïï, ìû óâèäåëè íàëè÷èå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, îòëè÷àþùèõ àóòèñòè÷åñêîå ðàçâèòèå îò íîðìàëüíîãî. Áîëåå òîãî, óæå íà ðàííèõ ýòàïàõ æèçíè àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ òåíäåíöèè, õàðàêòåðíûå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ òîé èëè èíîé ãðóïïû ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Ïåðâàÿ ãðóïïà.

Âîñïîìèíàíèÿ ðîäèòåëåé î ïåðâîì ãîäå æèçíè òàêèõ äåòåé îáû÷íî íàèáîëåå ñâåòëûå. C ðàííåãî âîçðàñòà îíè ïîðàæàëè îêðóæàþùèõ ñâîèì âíèìàòåëüíûì, «óìíûì» âçãëÿäîì, âçðîñëûì, î÷åíü îñìûñëåííûì âûðàæåíèåì ëèöà. Òàêîé ðåáåíîê áûë ñïîêîåí, «óäîáåí», äîñòàòî÷íî ïàññèâíî ïîä÷èíÿëñÿ âñåì ðåæèìíûì òðåáîâàíèÿì, áûë ïëàñòè÷åí è ïîäàòëèâ ìàíèïóëÿöèÿì ìàìû, ïîêîðíî ïðèíèìàë íóæíóþ ïîçó ó íåå íà ðóêàõ. Îí ðàíî íà÷àë ðåàãèðîâàòü íà ëèöî âçðîñëîãî, îòâå÷àòü óëûáêîé íà åãî óëûáêó, íî àêòèâíî êîíòàêòà íå òðåáîâàë, íà ðóêè ñàì íå ïðîñèëñÿ.

Âîò íåñêîëüêî õàðàêòåðíûõ îïèñàíèé áëèçêèìè òàêèõ äåòåé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ ðàçâèòèÿ: «ëó÷åçàðíûé ìàëü÷èê», «ñèÿþùèé ðåáåíîê», «î÷åíü îáùèòåëüíûé», «íàñòîÿùàÿ êèíîçâåçäà». Äàííûå îïèñàíèÿ ãîâîðÿò î òîì, ÷òî ðåáåíîê ëåãêî çàðàæàëñÿ îò ëþáîãî óëûáàþùåãîñÿ âçðîñëîãî, îò îáùåíèÿ âçðîñëûõ ìåæäó ñîáîé, îò îæèâëåííîé áåñåäû âîêðóã. Ýòî – îáÿçàòåëüíûé íà÷àëüíûé ýòàï íîðìàëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðîäîëæàþùèéñÿ îáû÷íî äî òðåõ ìåñÿöåâ), ïîñëå êîòîðîãî äîëæíû ïîÿâèòüñÿ èçáèðàòåëüíîñòü â îáùåíèè, îæèäàíèå ïîääåðæêè, ïîîùðåíèÿ ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî, ÷åòêîå ðàçëè÷åíèå ñâîèõ è ÷óæèõ. Çäåñü æå íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðâîãî ãîäà æèçíè íå ïðîèñõîäèëî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ èñõîäíîé ñòàäèè çàðàæåíèÿ: ðåáåíîê ìîã ñïîêîéíî ïîéòè íà ðóêè ê íåçíàêîìîìó ÷åëîâåêó, ó íåãî íå ïîÿâëÿëñÿ «ñòðàõ ÷óæîãî», è ïîçäíåå òàêîé ìàëûø ìîã ëåãêî óéòè çà ðóêó ñ ïîñòîðîííèì ÷åëîâåêîì.

Òàêîé ðåáåíîê äî ãîäà íèêîãäà íè÷åãî íå òàùèë â ðîò, åãî ìîæíî áûëî îñòàâèòü îäíîãî â êðîâàòêå èëè â ìàíåæå íà äîâîëüíî áîëüøîé ñðîê, çíàÿ, ÷òî îí íå áóäåò ïðîòåñòîâàòü. Îí íè÷åãî àêòèâíî íå òðåáîâàë, áûë «î÷åíü òàêòè÷åí».

Âìåñòå ñ òåì, ïî âîñïîìèíàíèÿì ìíîãèõ ðîäèòåëåé, èìåííî ó ýòèõ äåòåé â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå îòìå÷àëàñü îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ñåíçèòèâíîñòü) ê ñåíñîðíûì ñòèìóëàì ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè, îñîáåííî ê çâóêàì. Ìëàäåíåö ìîã èñïóãàòüñÿ ãóäåíèÿ êîôåìîëêè, ýëåêòðîáðèòâû, øóìà ïûëåñîñà, òðåñêà ïîãðåìóøêè. Îäíàêî ýòè âïå÷àòëåíèÿ íå ôèêñèðîâàëèñü íàäîëãî. È óæå íà âòîðîì-òðåòüåì ãîäó æèçíè ó íåãî æå íàáëþäàëèñü ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð îòñóòñòâèå îòêëèêà íà õîëîä èëè áîëü. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà äåâî÷êà î÷åíü ñèëüíî ïðèùåìèëà ïàëåö è íèêàê íå äàëà îá ýòîì çíàòü, – îòåö ïîíÿë, ÷òî ïðîèçîøëî, ëèøü êîãäà çàìåòèë, ÷òî ïàëåö ïîñèíåë è ðàñïóõ. Äðóãîé ðåáåíîê âûñêàêèâàë çèìîé íà äà÷å ðàçäåòûì íà óëèöó, ìîã çàëåçòü â ëåäÿíóþ âîäó, è ó ðîäèòåëåé íå áûëî îùóùåíèÿ, ÷òîáû åìó êîãäà-ëèáî áûëî õîëîäíî. Ìîæåò ïðîïàäàòü âûðàæåííàÿ ðåàêöèÿ è íà ãðîìêèé çâóê (÷òî îñîáåííî õàðàêòåðíî äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè), ïðè÷åì íàñòîëüêî, ÷òî ó áëèçêèõ ìàëûøà èíîãäà âîçíèêàþò ïîäîçðåíèÿ î ñíèæåíèè åãî ñëóõà.

C ðàííåãî âîçðàñòà òàêèå äåòè âûãëÿäåëè êàê ñîçåðöàòåëè. Îíè íå ïîëüçîâàëèñü àêòèâíî èãðóøêàìè, óæå äî ãîäà ïðîÿâëÿëè îñîáûé èíòåðåñ ê êíèãàì, ëþáèëè ñëóøàòü ÷òåíèå õîðîøèõ ñòèõîâ, êëàññè÷åñêóþ ìóçûêó. ×àñòî ðîäèòåëè ðàññêàçûâàþò î «õîðîøåì âêóñå» ñâîåãî ðåáåíêà, ïðåäïî÷òåíèè èì òàëàíòëèâûõ ñòèõîòâîðíûõ èëè ìóçûêàëüíûõ òâîðåíèé, èçûñêàííûõ èëëþñòðàöèé. Ðàíî ïðîÿâëÿëàñü îñîáàÿ î÷àðîâàííîñòü ñâåòîì, äâèæåíèåì: ðåáåíîê èçó÷àë áëèêè, èãðàë ñî ñâîåé òåíüþ.

Ðàííèå òðåâîãè ðîäèòåëåé âîçíèêàëè áëèæå ê äâóì ãîäàì. Ïåðâûå ñåðüåçíûå ïðîáëåìû îáíàðóæèâàëèñü, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàë ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ. ×àñòî áëèçêèå âñïîìèíàþò, ÷òî, âñòàâ êðåïêî íà íîãè, îí ñðàçó ïîáåæàë. Ðàíåå ïàññèâíûé, ñïîêîéíûé, óìèðîòâîðåííûé ìàëûø ñòàíîâèëñÿ ïðàêòè÷åñêè íåóïðàâëÿåìûì. Îí îò÷àÿííî êàðàáêàëñÿ ïî ìåáåëè, çàëåçàë íà ïîäîêîííèêè, íà óëèöå óáåãàë, íå îãëÿäûâàÿñü è ñîâåðøåííî òåðÿÿ ïðè ýòîì ÷óâñòâî ðåàëüíîé îïàñíîñòè.

Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä òàêæå ÿâëÿåòñÿ êðèòè÷åñêèì: ïîñëå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ëþáîé ìàëûø ñèëüíî ïîäâåðæåí âëèÿíèþ îêðóæàþùåãî ñåíñîðíîãî ïîëÿ (âñåé öåëîñòíîé ñîâîêóïíîñòè ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé). Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå îí íåïðåðûâíî âûäâèãàåò è âäâèãàåò ÿùèêè ñòîëà èëè øêàôà, íå ìîæåò íå âëåçòü â ëóæó, ðàçìàçûâàåò åäó ïî ñòîëó, áåæèò ïî äîðîæêå è ò. ä. Âçðîñëîìó äîñòàòî÷íî òðóäíî êîíòðîëèðîâàòü åãî ïîâåäåíèå â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ. Îäíàêî ïîìîãàåò ïðåäûäóùèé îïûò ñîâìåñòíîãî ïåðåæèâàíèÿ îáùèõ âïå÷àòëåíèé. Èñïîëüçóÿ ýòîò îïûò, áëèçêèì óäàåòñÿ ïåðåêëþ÷àòü âíèìàíèå ðåáåíêà íà êàêîå-òî äðóãîå çíà÷èìîå äëÿ íåãî ÿâëåíèå: «Ïîñìîòðè íà … », «Âîí ïòè÷êà ïîëåòåëà», «Ñìîòðè, êàêàÿ ìàøèíà» è ò. ï. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ïîäîáíûé îïûò íå íàêàïëèâàåòñÿ. Îí íå ðåàãèðóåò íà îáðàùåíèå âçðîñëûõ, íå îòêëèêàåòñÿ íà èìÿ, íå ñëåäèò çà óêàçàòåëüíûì æåñòîì, íå çàãëÿäûâàåò â ëèöî ìàìå, è ñàì âñå áîëüøå îòâîäèò âçãëÿä. Ïîñòåïåííî åãî ïîâåäåíèå ñòàíîâèòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïîëåâûì.

Âòîðàÿ ãðóïïà.

Åùå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñ äåòüìè ýòîé ãðóïïû íàìíîãî áîëüøå ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ óõîäîì çà íèìè. Îíè àêòèâíåå, òðåáîâàòåëüíåå â âûðàæåíèè ñâîèõ æåëàíèé, èçáèðàòåëüíåå â ïåðâûõ êîíòàêòàõ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, â òîì ÷èñëå è ñ áëèçêèìè. Åñëè ðåáåíîê ïåðâîé ãðóïïû ïàññèâíî ïîä÷èíÿåòñÿ â îáû÷íûõ åæåäíåâíûõ ïðîöåäóðàõ êîðìëåíèÿ, îäåâàíèÿ, óêëàäûâàíèÿ ñïàòü è ò. ä., òî äàííûé ðåáåíîê ÷àùå ñàì äèêòóåò ìàòåðè, êàê ñ íèì ñëåäóåò îáðàùàòüñÿ, äàæå ñòàíîâèòñÿ äåñïîòîì â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ îïðåäåëåííîãî ðåæèìà óõîäà çà ñîáîé. Ïîýòîìó î÷åíü ðàíî è î÷åíü æåñòêî ñêëàäûâàþòñÿ ïåðâûå ñòåðåîòèïû âçàèìîäåéñòâèÿ ìàëûøà ñ åãî áëèæàéøèì îêðóæåíèåì.

Òàêîé ìëàäåíåö ðàíî íà÷èíàåò âûäåëÿòü ìàìó, íî ïðèâÿçàííîñòü, êîòîðàÿ ôîðìèðóåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê íåé, íîñèò õàðàêòåð ïðèìèòèâíîé ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè. Ïîñòîÿííîå ïðèñóòñòâèå ìàòåðè íåîáõîäèìî äëÿ íåãî êàê îñíîâíîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê, ó ñåìèìåñÿ÷íîé äåâî÷êè ïðè óõîäå ìàìû íà íåñêîëüêî ÷àñîâ âîçíèêàëà ðâîòà, ïîäíèìàëàñü òåìïåðàòóðà, õîòÿ îíà îñòàâàëàñü ñ áàáóøêîé, ïîñòîÿííî ñ íèìè æèâøåé. Êîíå÷íî, â òàêîì âîçðàñòå è îáû÷íûé ðåáåíîê îñòðî ïåðåæèâàåò äàæå íåïðîäîëæèòåëüíóþ ðàçëóêó ñ áëèçêèì ÷åëîâåêîì, îäíàêî îí íå ðåàãèðóåò ñòîëü êàòàñòðîôè÷åñêè – íà ñîìàòè÷åñêîì óðîâíå. C âîçðàñòîì ýòà òåíäåíöèÿ íå ñãëàæèâàåòñÿ, à, íàîáîðîò, ïîðîé óñèëèâàåòñÿ. ×àñòî ìàìà íå ìîæåò âîîáùå âûéòè èç ïîëÿ çðåíèÿ ìàëûøà – âïëîòü äî òîãî, ÷òî îêàçûâàåòñÿ íåâîçìîæíûì äàæå çàêðûòü äâåðü â òóàëåò.

Ïðèâåðæåííîñòü ê ïîñòîÿíñòâó, ñòàáèëüíîñòè â îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæåíèåì õàðàêòåðíà è äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî ðåáåíêà (èçâåñòíî, ÷òî â âîçðàñòå äâóõ ìåñÿöåâ ìàëûø î÷åíü ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà, îñîáåííî ïðèâÿçûâàåòñÿ ê ðóêàì óõàæèâàþùåãî çà íèì, òÿæåëî ðåàãèðóåò íà ïåðåìåíû), îäíàêî ïîñòåïåííî îòëàæèâàåòñÿ âñå áîëüøàÿ ãèáêîñòü â åãî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ìàìîé, à ÷åðåç íåå – ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò.

Читайте также:  Синдром предков анн анселин шутценбергер читать i

Ðàííÿÿ èçáèðàòåëüíàÿ ôèêñàöèÿ íå òîëüêî íåîáõîäèìîãî ñåíñîðíîãî âïå÷àòëåíèÿ, íî è ñïîñîáà åãî ïîëó÷åíèÿ îñîáåííî õàðàêòåðíà äëÿ ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû. Òàê ñîçäàåòñÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè ýêñòðåìàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü îãðàíè÷åííîãî íàáîðà åãî âîçìîæíûõ êîíòàêòîâ ñî ñðåäîé. Âûðàæåííàÿ òåíäåíöèÿ ê ïîääåðæàíèþ ïîñòîÿíñòâà ó òàêîãî ðåáåíêà îáíàðóæèâàåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ïðîÿâëåíèÿõ åãî àêòèâíîñòè åùå äî ãîäà, à â âîçðàñòå 2–3 ëåò âûãëÿäèò óæå êàê ïàòîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì. Ê ýòîìó âðåìåíè íàêàïëèâàåòñÿ îïðåäåëåííûé íàáîð ïðèâû÷íûõ äåéñòâèé, èç êîòîðûõ ñêëàäûâàåòñÿ êàæäûé äåíü ðåáåíêà, è ìåíÿòü êîòîðûå îí íå ïîçâîëÿåò: îäèí è òîò æå ìàðøðóò ïðîãóëêè, ñëóøàíèå îäíîé è òîé æå ïëàñòèíêè èëè êíèæêè, îäíà è òà æå åäà, èñïîëüçîâàíèå îäíèõ è òåõ æå ñëîâ è ò. ä. Èíîãäà ôîðìèðóþòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòóàëû, êîòîðûå ðåáåíîê îáÿçàòåëüíî âîñïðîèçâîäèò â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ, è îíè ìîãóò âûãëÿäåòü äîñòàòî÷íî íåëåïî, íåàäåêâàòíî. Íàïðèìåð äâóõëåòíÿÿ äåâî÷êà îáÿçàòåëüíî äîëæíà áûëà êðóæèòüñÿ â îïðåäåëåííîì ìåñòå êíèæíîãî ìàãàçèíà, äåðæà â ðóêàõ äëèííûé îãóðåö èëè áàòîí.

Ðåáåíîê äàííîé ãðóïïû îñîáåííî ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà ñî âñåìè åãî ìåëü÷àéøèìè ïîäðîáíîñòÿìè. Òàê, ïðè îäíîêðàòíîé ïîïûòêå çàìåíû êîðìëåíèÿ ãðóäüþ íà êîðìëåíèå ñöåæåííûì ìîëîêîì ìàëûø íå òîëüêî îòêàçàëñÿ îò åäû, íî êðè÷àë â ÷àñû, ñîâïàäàþùèå ñî âðåìåíåì ýòîé íåóäà÷íîé ïîäìåíû, åæåäíåâíî â òå÷åíèå äâóõ ìåñÿöåâ.  ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå äëÿ âñÿêîãî ðåáåíêà ïðåäïî÷òèòåëüíû è êàêàÿ-òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ñîñêè, è îäíà, íàèáîëåå óäîáíàÿ è ïðèâû÷íàÿ, ïîçà óêëàäûâàíèÿ ñïàòü, è ëþáèìàÿ ïîãðåìóøêà, è ò. ä. Îäíàêî äëÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû ñîáëþäåíèå ïðèâû÷åê ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííî ïðèåìëåìûì ñïîñîáîì ñóùåñòâîâàíèÿ, èõ íàðóøåíèå ñîïîñòàâèìî ñ óãðîçîé äëÿ æèçíè. Íàïðèìåð ïîòåðÿ ëþáèìîé ïóñòûøêè (èëè òîò ôàêò, ÷òî îíà îêàçàëàñü ïðîãðûçåííîé) ïðåâðàùàåòñÿ â òÿæåëóþ òðàãåäèþ èç-çà òîãî, ÷òî àíàëîãè÷íóþ äîñòàòü íå óäàëîñü; íåâîçìîæíîñòü ïîìåñòèòüñÿ â êîëÿñêó – åäèíñòâåííîå ìåñòî, â êîòîðîì ðåáåíîê ñïàë ñ ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò, – ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîìó ðàçëàæèâàíèþ ñíà ìàëûøà.  äàëüíåéøåì ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ ñóùåñòâåííîé ïðîáëåìîé ââåäåíèå ïðèêîðìà: ýòî äåòè ñ íàèáîëüøåé èçáèðàòåëüíîñòüþ â åäå.

Ñ ðàííåãî âîçðàñòà ðåáåíîê ýòîé ãðóïïû ïðîÿâëÿåò îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì ïàðàìåòðàì îêðóæàþùåãî ìèðà. Î÷åíü ÷àñòî óæå äî ãîäà íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê öâåòó, ôîðìå, ôàêòóðå îêðóæàþùèõ ïðåäìåòîâ. Ïîäîáíàÿ òîíêîñòü âîñïðèÿòèÿ ïîíà÷àëó ìîæåò ïîðîæäàòü ó áëèçêèõ ðåáåíêà îùóùåíèå åãî õîðîøåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, ðîäèòåëè ÷àñòî ðàññêàçûâàþò íàì, êàê ðåáåíîê ñàì çàìå÷àòåëüíî ðàñêëàäûâàåò ïî öâåòó êóáèêè, êîëå÷êè îò ïèðàìèäîê, êàðàíäàøè, õîòÿ åãî âðîäå áû è íå ó÷èëè ýòîìó ñïåöèàëüíî; õîðîøî çàïîìèíàåò è ïîêàçûâàåò áóêâû, öèôðû, ñòðàíû íà êàðòå ìèðà; äåìîíñòðèðóåò ïðåêðàñíóþ ìóçûêàëüíóþ ïàìÿòü, âîñïðîèçâîäÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòìû è ìåëîäèè (òàêîå ïåíèå, òî÷íåå èíòîíèðîâàíèå, âîçìîæíî ó ðåáåíêà åùå äî ãîäà); ïðåêðàñíî çàïîìèíàåò ñòèõè è ïðîòåñòóåò ïðè çàìåíå â íèõ êàêîãî-ëèáî ñëîâà. Íå äîñòèãíóâ äâóõ ëåò, òàêèå äåòè ïî êàêèì-òî ïðèçíàêàì ìîãóò áåçîøèáî÷íî äîñòàòü ñ ïîëêè ëþáèìóþ êíèæêó, ïðåêðàñíî îðèåíòèðóþòñÿ â êíîïêàõ òåëåâèçîðà è ò. ä. ×óâñòâî ôîðìû ïîðîé âûðàæåíî ó íèõ äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî äâóõëåòíèé ðåáåíîê ìîæåò, íàïðèìåð, âûäåëÿòü â îáû÷íûõ îêðóæàþùèõ åãî ïðåäìåòàõ ñêðûòóþ â íèõ ôîðìó øàðà; âåçäå, äàæå íà òêàíè ìàìèíîãî ïëàòüÿ, âèäåòü ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû; ïîâñþäó, âïëîòü äî ñòåáëÿ îäóâàí÷èêà, îòûñêèâàòü èíòåðåñóþùèå åãî «òðóáî÷êè».

Âìåñòå ñ òåì, òàêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì îùóùåíèÿì óæå â ðàííåì âîçðàñòå ïîðîæäàåò ó äåòåé âòîðîé ãðóïïû äîñòàòî÷íî ñëîæíûå è ðàçíîîáðàçíûå ôîðìû àóòîñòèìóëÿöèè. Íàèáîëåå ðàííèå èç íèõ, êîòîðûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò åùå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, – ðàñêà÷èâàíèÿ, ïðûæêè è ïîòðÿõèâàíèå ðó÷êàìè ïåðåä ãëàçàìè. Çàòåì ïîñòåïåííî íàðàñòàåò îñîáîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà îùóùåíèÿõ îò íàïðÿæåíèÿ îòäåëüíûõ ìûøö, ñóñòàâîâ, çàñòûâàíèå â õàðàêòåðíîé ïîçå âíèç ãîëîâîé. Îäíîâðåìåííî íà÷èíàåò ïðèâëåêàòü ñêðèïåíèå çóáàìè, îíàíèðîâàíèå, èãðà ñ ÿçûêîì, cî ñëþíîé, îáëèçûâàíèå, îáíþõèâàíèå ïðåäìåòîâ; ðåáåíîê çàíèìàåòñÿ ïîèñêîì îïðåäåëåííûõ òàêòèëüíûõ îùóùåíèé, âîçíèêàþùèõ îò ïîâåðõíîñòè ëàäîíè, îò ôàêòóðû áóìàãè, òêàíè, îò ïåðåáèðàíèÿ èëè ðàññëàèâàíèÿ âîëîêîí, ñæèìàíèÿ öåëëîôàíîâûõ ïàêåòîâ, âåð÷åíèÿ êîëåñèêîâ, êðûøåê, áëþäåö.

Äëÿ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ìëàäåíöà (äî 8–9 ìåñÿöåâ) õàðàêòåðíû ìíîãîêðàòíûå îäíîîáðàçíûå ìàíèïóëÿöèè ñ ïðåäìåòàìè, êàê áû ïðîâîöèðóåìûå èõ ñåíñîðíûìè ñâîéñòâàìè, – ïðåæäå âñåãî òðÿñåíèå è ñòó÷àíèå. Ýòî òàê íàçûâàåìûå öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè, íàïðàâëåííûå íà ïîâòîðåíèå íåêîãäà ïîëó÷åííîãî ñåíñîðíîãî ýôôåêòà, ñ èõ ïîìîùüþ ìëàäåíåö íà÷èíàåò àêòèâíîå èññëåäîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. Åùå äî ãîäà îíè çàêîíîìåðíî íà÷èíàþò ñìåíÿòüñÿ áîëåå ñëîæíûìè ôîðìàìè îáñëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ óæå ó÷èòûâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ñâîéñòâà èãðóøåê, äðóãèõ ïðåäìåòîâ. Àóòè÷íûé ðåáåíîê âòîðîé ãðóïïû íàñòîëüêî çàõâà÷åí îïðåäåëåííûìè ñåíñîðíûìè îùóùåíèÿìè, ÷òî åãî öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè ôèêñèðóþòñÿ: îí, íàïðèìåð, íå ïûòàåòñÿ âîçèòü, íàãðóæàòü ìàøèíêó, à ïðîäîëæàåò íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò âðàùàòü êîëåñà èëè äåðæàòü çàâåäåííóþ èãðóøêó â ðóêàõ; íå ñòðîèò áàøåíêó èç êóáèêîâ, à ñòåðåîòèïíî ðàñêëàäûâàåò èõ â îäíîîáðàçíûé ãîðèçîíòàëüíûé ðÿä.

C òàêîé æå ñèëîé, êàê ïîëîæèòåëüíîå, ôèêñèðóåòñÿ òàêèì ðåáåíêîì è ïîëó÷åííîå îäíàæäû îòðèöàòåëüíîå âïå÷àòëåíèå. Ïîýòîìó îêðóæàþùèé åãî ìèð îêðàøåí â î÷åíü êîíòðàñòíûå òîíà. Êðàéíå ëåãêî âîçíèêàþò óæå â ðàííåì âîçðàñòå è îñòàþòñÿ àêòóàëüíûìè íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò ìíîãî÷èñëåííûå ñòðàõè. Îíè ïîðîæäàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ðàçäðàæèòåëÿìè, ñâÿçàííûìè ñ èíñòèíêòèâíûì îùóùåíèåì óãðîçû (âûçâàííûì, íàïðèìåð, êàêèì-òî ðåçêèì äâèæåíèåì â íàïðàâëåíèè ðåáåíêà, çàñòðåâàíèåì åãî ãîëîâû èëè ôèêñàöèåé òóëîâèùà ïðè îäåâàíèè, ÷óâñòâîì áîëè, íåîæèäàííûì «îáðûâîì» â ïðîñòðàíñòâå: ñòóïåíüêîé ëåñòíèöû, îòâåðñòèåì ëþêà è ò. ï.), òàê ÷òî ñàìà ðåàêöèÿ èñïóãà âïîëíå åñòåñòâåííà. Íåîáû÷íîé çäåñü ÿâëÿåòñÿ îñòðîòà ýòîé ðåàêöèè è åå íåïðåîäîëèìîñòü. Òàê, îäèí ìàëü÷èê åùå â ìëàäåí÷åñòâå èñïóãàëñÿ íåîæèäàííî âçëåòåâøèõ èç-ïîä êîëÿñêè ïòèö, è ýòîò ñòðàõ çàôèêñèðîâàëñÿ íà äîëãèå ãîäû.

Îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü òàêèõ äåòåé ê ñåíñîðíîé ñòèìóëÿöèè ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî ñòðàõè ìîãóò âûçûâàòüñÿ êàê ðàçäðàæèòåëÿìè ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè – ãðîìêèì çâóêîì (óð÷àíèåì òðóá, ñòóêîì îòáîéíîãî ìîëîòêà), ÿðêèì öâåòîì, òàê è íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè õîòÿ è íåáîëüøîé èíòåíñèâíîñòè, íî òîé ðàçíîâèäíîñòè (íàïðèìåð, òàêòèëüíûìè), ê êîòîðîé ÷óâñòâèòåëüíîñòü îñîáåííî âûñîêà. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, íàñêîëüêî â òàêèõ óñëîâèÿõ äèñêîìôîðòíû îáû÷íûå ïðîöåäóðû óõîäà çà ìàëåíüêèì ðåáåíêîì. Íåðåäêî ðàíî âîçíèêàþò è ïðî÷íî ôèêñèðóþòñÿ ñòðàõè ãîðøêà, ìûòüÿ ãîëîâû, ñòðèæêè íîãòåé, âîëîñ è ò. ï.

Íî âñåãî äëÿ íåãî ñòðàøíåå – íàðóøèòü ñòåðåîòèï åæåäíåâíîãî ïîâåäåíèÿ è âîñïðèÿòèÿ. Òàêàÿ îïàñíîñòü îñîçíàåòñÿ èì êàê âèòàëüíàÿ (óãðîæàþùàÿ ñàìîé åãî æèçíè). Ýòî ìîæåò áûòü ïåðååçä íà äà÷ó, ïåðåñòàíîâêà ìåáåëè â êâàðòèðå, âûõîä ìàìû íà ðàáîòó, ãîñïèòàëèçàöèÿ ïî êàêèì-ëèáî ñîìàòè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïîìåùåíèå â ÿñëè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ îáû÷íà î÷åíü òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ: ðàññòðîéñòâî ñíà, ïîòåðÿ íàâûêîâ, ðåãðåññ ðå÷è, óñèëåíèå çàãëóøàþùåé ïåðåæèâàíèÿ àóòîñòèìóëÿöèè, ïîÿâëåíèå ñàìîàãðåññèè (áèòüå ñåáÿ ïî ãîëîâå, ñòó÷àíèå ãîëîâîé î ñòåíó è ò. ï.).

Ïîêà ðåáåíîê íàõîäèòñÿ ïîä ïîñòîÿííîé îïåêîé ìàìû, ïîääåðæèâàþùåé ñëîæèâøèéñÿ íàáîð âîçìîæíûõ äëÿ íåãî ñïîñîáîâ âçàèìîäåéñòâèÿ, çíàþùåé åãî ïðèâÿçàííîñòè è ñòðàõè, ïîíèìàþùåé åãî æåëàíèÿ, îí â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè îãðàæäåí îò óãðîæàþùèõ ìîìåíòîâ. Ïîâåäåíèå åãî â îñíîâíîì ïðåäñêàçóåìî – è ïîäîáíî òîìó, êàê âñÿêàÿ ìàòü ïîíèìàåò, êîãäà íàäî ïîäñòàâèòü ãîðøîê íå ïðîñÿùåìóñÿ íà íåãî ìàëûøó, òàê è ìàòü ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû çíàåò, êîãäà è êàê ïðåäîòâðàòèòü åãî âîçìîæíûé àôôåêòèâíûé ñðûâ. Ïîýòîìó íå ñëó÷àéíî ðîäíûå îáû÷íî íå æàëóþòñÿ íà ïðîáëåìû äîìàøíåãî ïîâåäåíèÿ: îñíîâíûå ñëîæíîñòè íà÷èíàþòñÿ, êîãäà ðåáåíîê ïîïàäàåò â ìåíåå ñòàáèëüíûå è áîëåå ñëîæíûå ñèòóàöèè. ×àñòîòà ïîñëåäíèõ íà âòîðîì ãîäó æèçíè ìàëûøà íåèçáåæíî âîçðàñòàåò: âûõîä â ãîñòè, ïîåçäêà íà òðàíñïîðòå, ñòîëêíîâåíèå ñ äðóãèìè äåòüìè íà äåòñêîé ïëîùàäêå è ò. ä. Ïðî÷íî ôèêñèðóåòñÿ â ïàìÿòè ðåáåíêà âåñü åãî îòðèöàòåëüíûé îïûò, ïðè ýòîì íàðàñòàþò, c îäíîé ñòîðîíû, òîðìîçèìîñòü è òðåâîæíîñòü, ñ äðóãîé – íåãàòèâèçì. Òàêèì îáðàçîì, ê 2–3 ãîäàì îí âñå áîëüøå êàïñóëèðóåòñÿ âíóòðè ñâîåãî îãðàíè÷åííîãî íàáîðà ñòåðåîòèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæåíèåì è îòãîðàæèâàåòñÿ îò ïîñëåäíåãî îáèëèåì àóòîñòèìóëÿöèîííûõ äåéñòâèé.

Íèêîëüñêàÿ Î. Ñ., Áàåíñêàÿ Å. Ð., Ëèáëèíã Ì. Ì.

Ïðîäîëæåíèå â ñëåäóþùåì ïîñòå: 3, 4 ãðóïïà

Источник