Диссоциативный синдром соответствие в клинике

Диссоциативный синдром соответствие в клинике thumbnail

Диссоциативные (конверсионные) расстройства, ранее называемые конверсионной истерией — это утрата способности осознанно контролировать свои ощущения, моторные функции и память. В обычном состоянии человек прекрасно контролирует и свою чувствительность и память, а также нужные движения тела. У людей же с диссоциативными (конверсионными) расстройствами этот процесс нарушен, и часто выражается в очень серьезной степени, которая трудно поддается оценке.

Что такое Диссоциативные (конверсионные) расстройства

К некоторым типам диссоциативных расстройств применяют термин — конверсия. Это происходит в тех случаях, когда у человека наступает состояние аффекта, вызванное неразрешимой жизненной ситуацией или серьезным конфликтом. Часто человек, страдающий диссоциативными расстройствами, не хочет признавать свои проблемы, и приписывает их соматической симптоматике.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства обычно имеют тесную временную взаимосвязь с разными происшествиями, оказывающими негативное воздействие на сознание человека: неразрешимые конфликтные ситуации, тяжелый разрыв отношений, войны, природные катаклизмы и др. Чаще всего подвергаются диссоциативным расстройствам женщины и подростки, у мужской половины человечества и людей в среднем возрасте они фиксируются реже.

У диссоциативных (конверсионных) расстройств имеется следующее разделение: диссоциативный ступор, диссоциативные двигательные расстройства, диссоциативная амнезия, диссоциативная амнезия, транс и одержимость, диссоциативные конвульсии, диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия.

Что провоцирует / Причины Диссоциативных (конверсионных) расстройств

Происхождение диссоциативных расстройств может быть разным: психологическим, биологическим или социальным. Биологическое происхождение — сюда относят наследственную предрасположенность и конституционные особенности человека. Некоторые виды заболеваний, кризисные возрастные периоды (климакс, пубертат) могут стать причиной диссоциативного расстройства.

О психологической природе расстройства говорят в тех случаях, когда к ним привели детские травмы психики, излишняя внушаемость человека, дисбаланс отношений в семейных парах.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства социального происхождения возникает в тех случаях, когда к ребенку применяется диссоциированное воспитание, т.е. требования родителей настолько противоречивы, что неокрепшая детская психика просто не в состоянии с этим справиться; сюда относится и стремление индивидуума к рентной установке.

Патогенез (что происходит?) во время Диссоциативных (конверсионных) расстройств

Диссоциативные состояния начинаются и заканчиваются обычно внезапно, и наблюдается это достаточно редко, если не брать в расчет некоторые специально разработанные методы воздействия или процедуры, например, гипноз. В этих случаях диссоциативное расстройство изменяется или же исчезает в зависимости от продолжительности сеанса или процедуры.

Любой из типов диссоциативных расстройств может по прошествии некоторого времени (речь идет о нескольких неделях или даже месяцах) повториться. В тех же случаях, когда возникновению расстройства предшествовали неразрешимые проблемы или нарушенные межличностные взаимосвязи, оно обретает хроническую форму, особенно это касается параличей и анестезии.

Симптомы Диссоциативных (конверсионных) расстройств

Для каждого из типов диссоциативных (конверсионных) расстройств характерны собственные клинические симптомы. Но есть признаки, считающиеся общими для всех. К ним относятся: потеря памяти(полная или частичная) на события, произошедшие недавно, что приводит к полной растерянности; утрата или снижение двигательных функций; потеря чувствительности и ощущений; невозможность осознавать себя, как отдельную личность; потеря связи с действительностью.

Диагностика Диссоциативных (конверсионных) расстройств

При подозрении на диссоциативные (конверсионные) расстройства для постановки точного диагноза необходимы следующие условия: у пациента должны наблюдаться клинические симптомы, характерные для тех или иных типов расстройств; важно исключить нарушения в физическом и неврологическом состоянии, которые могли вызвать данные проявления; должна присутствовать четкая временная взаимосвязь между психогенной обусловленностью и стрессовыми событиями.

В случаях, когда в анамнезе присутствую нарушения в работе ЦНС, следует проявлять осторожность, устанавливая диагноз — диссоциативные (конверсионные) расстройства.

Лечение Диссоциативных (конверсионных) расстройств

Диссоциативные (конверсионные) расстройства лечатся комплексно. Курс лечения состоит обычно из психотерапии и лекарственной терапии. Причем их роль в коррекции расстройства одинаковая по важности и значимости. Для лечения диссоциативных (конверсионных) расстройств применяют все виды лекарственных средств, используемых в психиатрии: психостимуляторы, нейролептики, ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Диссоциативные (конверсионные) расстройства

Врач, к которому необходимо обратиться при симптомах, свидетельствующих о наличии диссоциативных (конверсионных) расстройств — это психиатр. Если Вы подозреваете у себя или своих близких диссоциативные (конверсионные) расстройства — в клинике Мосмед прием ведут лучшие специалисты психиатрической области медицины. Они предоставят Вам подробную информацию о методах и способах лечения, признаках и симптоматике расстройств, мерах профилактики и реабилитации.

Читайте также:  Сколько живут с синдромом рейтера

Прием врача невролога первичный: 1850 Р.

Источник

Диссоциати́вные расстро́йства (лат. dissociare «отделяться от общности») — группа психогенных психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций — сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности, а также нарушениями контролирования движений тела. Обычно эти функции интегрированы в психике, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся в известной мере независимы. Так, может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии. Группа «диссоциативные расстройства» объединяет расстройства, считавшиеся ранее истерическими.

В МКБ-10 диссоциативные расстройства также названы «конверсионными». Данный термин применимым к некоторым из этих расстройств, подразумевает неприятный аффект, который порождён неразрешёнными проблемами и конфликтами, и трансфированный в симптомы.

Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза). В современной психиатрии термин «диссоциативные расстройства» используется для обозначения трех феноменов:

  • возникновения множественной личности,
  • психогенной фуги,
  • психогенной амнезии.

DSM-IV и DSM-5[править | править код]

В разделе «диссоциативные расстройства» DSM-IV-TR описаны 5 диагнозов[3]:

  • Диссоциативная амнезия / англ. Dissociative amnesia (МКБ-9 код 300.12)
  • Диссоциативная фуга / англ. Dissociative fugue (300.13)
  • Диссоциативное расстройство идентичности / англ. Dissociative identity disorder (300.14)
  • Деперсонализационное расстройство / англ. Depersonalization disorder (300.6)
  • Диссоциативное расстройство без дополнительных уточнений / англ. Dissociative Disorder not otherwise specified (300.15)

В новом издании DSM-5 перечислены следующие диссоциативные расстройства[4]:

  • Диссоциативное расстройство идентичности / англ. Dissociative identity disorder, 300.14 (F44.81)
  • Диссоциативная амнезия / англ. Dissociative amnesia, 300.12 (F44.0)
  • Диссоциативная амнезия с диссоциативной фугой / англ. Dissociative amnesia with dissociative fugue (300.13 (F44.1)
  • Расстройство деперсонализации/дереализации / англ. Depersonalization/Derealization Disorder, 300.6 (F48.1)
  • Другое уточнённое диссоциативное расстройство / англ. Other Specified Dissociative Disorder, 300.15 (F44.89)
  • Неуточнённое диссоциативное расстройство / англ. Unspecified Dissociative Disorder, 300.15 (F44.9)

МКБ-10[править | править код]

В МКБ-10 в разделе «диссоциативные (конверсионные) расстройства» (F44) описаны следующие диагнозы:

  • Диссоциативная амнезия (F44.0)
  • Диссоциативная фуга (F44.1)
  • Диссоциативный ступор (F44.2)
  • Транс и одержимость (F44.3)
  • Диссоциативные расстройства движений и ощущений (F44.4 — F44.7)
    • Диссоциативные двигательные расстройства (F44.4)
    • Диссоциативные конвульсии (F44.5)
    • Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия (F44.6)
  • Смешанные диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44.7)
  • Другие диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44.8)
    • Синдром Ганзера (F44.80)
    • Расстройство множественной личности (F44.81)
    • Транзиторные диссоциативные (конверсионные) расстройства, возникающие в детском и подростковом возрасте (F44.82)
    • Другие уточнённые диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44.88; включаются психогенная спутанность и сумеречное состояние)
  • Диссоциативное (конверсионное) расстройство неуточнённое (F44.9)

Также существует органическое диссоциативное расстройство (F06.5).

Диссоциация в культуре и психологии[править | править код]

Некоторые из древнейших диссоциативных феноменов связаны с религиозной деятельностью — шаманизмом, вселением «духов», глоссолалией. Помимо этого, у провидцев и медиумов существовало множество способов, с помощью которых они достигали состояния транса или экстаза и индуцировали видения. В повседневной жизни диссоциации различной степени возникают в состоянии мечтательности, рассеянности, невнимательности и при выполнении автоматических действий типа вождения автомобиля.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия : перевод с англ. — М.: Медицина, 1994. — Т. 1. — С. 672.

Источник

Äèññîöèàòèâíûå (êîíâåðñèîííûå) ðàññòðîéñòâà

Îáùèå ïðèçíàêè çàêëþ÷àþòñÿ â ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðå íîðìàëüíîé èíòåãðàöèè ìåæäó ïàìÿòüþ íà ïðîøëîå, îñîçíàíèåì èäåíòè÷íîñòè è íåïîñðåäñòâåííûõ îùóùåíèé, ñ îäíîé ñòîðîíû, è êîíòðîëèðîâàíèåì äâèæåíèé òåëà, ñ äðóãîé. Îáû÷íî ñóùåñòâóåò çíà÷èòåëüíàÿ ñòåïåíü ñîçíàòåëüíîãî êîíòðîëÿ íàä ïàìÿòüþ è îùóùåíèÿìè, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûáðàíû äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî âíèìàíèÿ, è íàä äâèæåíèÿìè, êîòîðûå íàäî âûïîëíèòü. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïðè äèññîöèàòèâíûõ ðàññòðîéñòâàõ ýòîò ñîçíàòåëüíûé è ýëåêòèâíûé êîíòðîëü íàðóøåí äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî îí ìîæåò ìåíÿòüñÿ îò äíÿ êî äíþ è äàæå îò ÷àñàé ê ÷àñó. Ñòåïåíü ïîòåðè ôóíêöèè, íàõîäÿùåéñÿ ïîä ñîçíàòåëüíûì êîíòðîëåì, îáû÷íî òðóäíî îöåíèòü. Äèññîöèàòèâíûå ðàññòðîéñòâà ÿâëÿþòñÿ «ïñèõîãåííûìè» ïî ïðîèñõîæäåíèþ, áóäó÷è òåñíî ñâÿçàííûìè ïî âðåìåíè ñ òðàâìàòè÷åñêèìè ñîáûòèÿìè, íåðàçðåøèìûìè è íåâûíîñèìûìè ïðîáëåìàìè èëè íàðóøåííûìè âçàèìîîòíîøåíèÿìè. Íà÷àëî è îêîí÷àíèå äèññîöèàòèâíûõ ñîñòîÿíèé ÷àñòî âíåçàïíû.

Читайте также:  Мкб 10 судорожный синдром неуточненный

Âñå òèïû äèññîöèàòèâíûõ ðàññòðîéñòâ èìåþò òåíäåíöèþ ê ïîâòîðåíèþ ñïóñòÿ íåñêîëüêî íåäåëü èëè ìåñÿöåâ, îñîáåííî, åñëè èõ âîçíèêíîâåíèå áûëî ñâÿçàíî ñ òðàâìàòè÷åñêèì æèçíåííûì ñîáûòèåì. Ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ èíîãäà ïîñòåïåííî è áîëåå õðîíè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà, îñîáåííî ïàðàëè÷è è àíàñòåçèè, åñëè íà÷àëî ñâÿçàíî ñ íåðàçðåøèìûìè ïðîáëåìàìè èëè ðàññòðîåííûìè ìåæïåðñîíàëüíûìè âàèìîñâÿçÿìè. Äèññîöèàòèâíûå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûå ñîõðàíÿëèñü â òå÷åíèå 1–2 ëåò ïåðåä îáðàùåíèåì ê ïñèõèàòðó, ÷àñòî ðåçèñòåíòíû ê òåðàïèè. Ïàöèåíòû ñ äèññîöèàòèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè îáû÷íî îòðèöàþò ïðîáëåìû è òðóäíîñòè, êîòîðûå î÷åâèäíû äëÿ äðóãèõ. Ëþáûå ïðîáëåìû, êîòîðûå ðàñïîçíàþòñÿ èìè, ïðèïèñûâàþòñÿ áîëüíûìè äèññîöèàòèâíûì ñèìïòîìàì.

Äèññîöèàòèâíàÿ àìíåçèÿ

Îñíîâíîé ïðèçíàê – ïîòåðÿ ïàìÿòè, îáû÷íî íà íåäàâíèå âàæíûå ñîáûòèÿ. Îíà íå îáóñëîâëåíà îðãàíè÷åñêèì ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì è ñëèøêîì âûðàæåíà, ÷òîáû áûòü îáúÿñíåííîé îáû÷íîé çàáûâ÷èâîñòüþ èëè óñòàëîñòüþ. Àìíåçèÿ îáû÷íî ôîêóñèðóåòñÿ íà òðàâìàòè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ, òàêèõ êàê íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè èëè íåîæèäàííàÿ ïîòåðÿ áëèçêèõ, îáû÷íî îíà ÿâëÿåòñÿ ïàðöèàëüíîé è ñåëåêòèâíîé. Ãåíåðàëèçîâàííîñòü è ïîëíîòà àìíåçèè ÷àñòî âàðüèðóþò äåíü îòî äíÿ è ïðè îöåíêå ðàçíûìè èññëåäîâàòåëÿìè, íî ïîñòîÿííûì îáùèì ïðèçíàêîì ÿâëÿåòñÿ íåâîçìîæíîñòü âñïîìíèòü â ñîñòîÿíèè áîäðñòâîâàíèÿ. Ïîâåäåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàñòåðÿííîñòüþ, ïîèñê âíèìàíèÿ, íî èíîãäà áðîñàåòñÿ â ãëàçà ïîçèöèÿ ñïîêîéíîé ïðèìèðåííîñòè. ×àùå âñåãî çàáîëåâàþò â ìîëîäîì âîçðàñòå, ïðè÷åì ñàìûå êðàéíèå ïðîÿâëåíèÿ îáû÷íî èìåþò ìåñòî ó ìóæ÷èí, ïîäâåðæåííûõ ñòðåññó áîåâûõ äåéñòâèé. Ó ïîæèëûõ íåîðãàíè÷åñêèå äèññîöèàòèâíûå ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðåäêèìè. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ áåñöåëüíîå áðîäÿæíè÷åñòâî, îáû÷íî ñîïðîâîæäàþùååñÿ ãèãèåíè÷åñêîé çàïóùåííîñòüþ è ðåäêî ïðîäîëæàþùååñÿ áîëåå îäíîãî äâóõ äíåé.

Äèññîöèàòèâíàÿ ôóãà

Äèññîöèàòèâíàÿ ôóãà èìååò âñå ïðèçíàêè äèññîöèàòèâíîé àìíåçèè â ñî÷åòàíèè ñ âíåøíå öåëåíàïðàâëåííûìè ïóòåøåñòâèÿìè, âî âðåìÿ êîòîðûõ áîëüíîé ïîääåðæèâàåò óõîä çà ñîáîé. Îðãàíèçîâàííîå ïóòåøåñòâèå ìîæåò áûòü â ìåñòà ðàíåå èçâåñòíûå è ýìîöèîíàëüíî çíà÷èìûå. Õîòÿ ïåðèîä ôóãè àìíåçèðóåòñÿ, ïîâåäåíèå ïàöèåíòà â ýòî âðåìÿ äëÿ íåçàâèñèìûõ íàáëþäàòåëåé ìîæåò ïðåäñòàâëÿòüñÿ ñîâåðøåííî íîðìàëüíûì.

Äèññîöèàòèâíûé ñòóïîð

Ïîâåäåíèå áîëüíîãî îòâå÷àåò êðèòåðèÿì ñòóïîðà, íî îñìîòð è îáñëåäîâàíèå íå âûÿâëÿþò ôèçè÷åñêèõ ïðè÷èí åãî ïîÿâëåíèÿ. Êàê è ïðè äðóãèõ äèññîöèàòèâíûõ ðàññòðîéñòâàõ, îáíàðóæèâàåòñÿ ïñèõîãåííàÿ îáóñëîâëåííîñòü èç-çà íåäàâíèõ ñòðåññîâûõ ñîáûòèé, âûðàæåííûõ ìåæïåðñîíàëüíûõ èëè ñîöèàëüíûõ ïðîáëåì.

Ñòóïîð äèàãíîñòèðóåòñÿ íà îñíîâàíèè ðåçêîãî ñíèæåíèÿ èëè îòñóòñòâèÿ ïðîèçâîëüíûõ äâèæåíèè è íîðìàëüíûõ ðåàêöèé íà âíåøíèå ñòèìóëû, òàêèå êàê ñâåò, øóì, ïðèêîñíîâåíèå. Äëèòåëüíîå âðåìÿ áîëüíîé ëåæèò èëè ñèäèò ïî ñóùåñòâó, íåïîäâèæíî. Ïîëíîñòüþ èëè ïî÷òè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþò ðå÷ü è ñïîíòàííûå è öåëåíàïðàâëåííûå äâèæåíèÿ. Õîòÿ ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü íåêîòîðàÿ ñòåïåíü íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ, ìûøå÷íûé òîíóñ, ïîëîæåíèå òåëà, äûõàíèå, à èíîãäà è îòêðûâàíèå ãëàç è êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ãëàç òàêîâû, ÷òî ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíûì, ÷òî áîëüíîé íå íàõîäèòñÿ íè â ñîñòîÿíèè ñíà, íè â áåññîçíàòåëüíîì ñîñòîÿíèè.

Òðàíñû è ñîñòîÿíèÿ îâëàäåíèÿ

Ðàññòðîéñòâà, ïðè êîòîðûõ èìååòñÿ âðåìåííàÿ ïîòåðÿ êàê ÷óâñòâà ëè÷íîñòíîé èäåíòè÷íîñòè, òàê è ïîëíîãî îñîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ îòäåëüíûå ïîñòóïêè óïðàâëÿþòñÿ äðóãîé ëè÷íîñòüþ, äóõîì, áîæåñòâîì èëè «ñèëîé». Âíèìàíèå è îñîçíàíèå ìîãóò îãðàíè÷èâàòüñÿ èëè ôîêóñèðîâàòüñÿ íà îäíîì-äâóõ àñïåêòàõ èç íåïîñðåäñòâåííîãî îêðóæåíèÿ è ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ îãðàíè÷åííûé, íî ïîâòîðÿþùèéñÿ íàáîð äâèæåíèé, ïîç è âûñêàçûâàíèé. Ñþäà äîëæíû âêëþ÷àòüñÿ òîëüêî òå òðàíñû, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ íåïðîèçâîëüíûìè èëè íåæåëàòåëüíûìè è çàòðóäíÿþò ïîâñåäíåâíóþ äåÿòåëüíîñòü çà ñ÷åò òîãî, ÷òî âîçíèêàþò èëè ñîõðàíÿþòñÿ è âíå ðàìîê ðåëèãèîçíûõ èëè äðóãèõ êóëü-òóðàëüíî ïðèåìëåìûõ ñèòóàöèé.

Äèññîöèàòèâíûå ðàññòðîéñòâà äâèæåíèé è îùóùåíèé

Ïðè ýòèõ ðàññòðîéñòâàõ èìåþòñÿ ïîòåðÿ èëè çàòðóäíåíèÿ äâèæåíèé èëè óòðàòà îùóùåíèé (îáû÷íî êîæíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè). Ïîýòîìó áîëüíîé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñòðàäàþùèì îò ôèçè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ, õîòÿ òàêîâîå, îáúÿñíÿþùåå âîçíèêíîâåíèå ñèìïòîìîâ, íå ìîæåò áûòü îáíàðóæåíî. Ñèìïòîìû ÷àñòî îòðàæàþò ïðåäñòàâëåíèÿ áîëüíîãî î ôèçè÷åñêîì çàáîëåâàíèè, ÷òî ìîæåò íàõîäèòüñÿ â ïðîòèâîðå÷èè ñ ôèçèîëîãè÷åñêèìè èëè àíàòîìè÷åñêèìè ïðèíöèïàìè. Êðîìå òîãî, îöåíêà ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî è åãî ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ÷àñòî ïðåäïîëàãàåò, ÷òî ñíèæåíèå ïðîäóêòèâíîñòè, âûòåêàþùåå èç óòðàòû ôóíêöèé, ïîìîãàåò åìó èçáåæàòü íåïðèÿòíîãî êîíôëèêòà èëè êîñâåííûì îáðàçîì âûðàçèòü çàâèñèìîñòü èëè íåãîäîâàíèå. Õîòÿ äëÿ äðóãèõ ïðîáëåìû èëè êîíôëèêòû ìîãóò áûòü î÷åâèäíûìè, ñàì áîëüíîé ÷àñòî îòðèöàåò èõ íàëè÷èå è ñâîè íåïðèÿòíîñòè ïðèïèñûâàåò ôèçè÷åñêèì ñèìïòîìàì.

 ðàçíûõ ñëó÷àÿõ ñòåïåíü íàðóøåíèÿ ïðîäóêòèâíîñòè, âûòåêàþùåãî èç âñåõ ýòèõ òèïîâ ðàññòðîéñòâ, ìîæåò âàðüèðîâàòü â çàâèñèìîñòè îò êîëè÷åñòâà è ñîñòàâà ïðèñóòñòâóþùèõ ëþäåé è ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî. Äðóãèìè ñëîâàìè, ïîìèìî îñíîâíîé è íåèçìåííîé ïîòåðè ÷óâñòâèòåëüíîñòè è äâèæåíèé, êîòîðàÿ íå íàõîäèòñÿ ïîä ïðîèçâîëüíûì êîíòðîëåì, â òîé èëè èíîé ìåðå ìîæåò îòìå÷àòüñÿ ïîâåäåíèå, íàïðàâëåííîå íà ïðèâëå÷åíèå âíèìàíèÿ.

Читайте также:  Логопедическая работа с синдромом дауна

Ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ ñèìïòîìàòèêà ðàçâèâàåòñÿ â òåñíîé ñâÿçè ñ ïñèõîëîãè÷åñêèì ñòðåññîì, ó äðóãèõ ýòà ñâÿçü íå îáíàðóæèâàåòñÿ. Ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü ñïîêîéíîå ïðèíÿòèå òÿæåëîãî íàðóøåíèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ («êðàñèâîå ðàâíîäóøèå»). Îáû÷íî îáíàðóæèâàþòñÿ ïðåìîðáèäíûå àíîìàëèè ëè÷íîñòíûõ âçàèìîñâÿçåé è ëè÷íîñòè; ïðè÷åì ôèçè÷åñêîå çàáîëåâàíèå ñ ñèìïòîìàòèêîé, íàïîìèíàþùåé òàêîâóþ ó áîëüíîãî, ìîæåò èìåòü ìåñòî ó áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ è äðóçåé. Ëåãêèå è òðàíçèòîðíûå âàðèàíòû ýòèõ ðàññòðîéñòâ ÷àñòî íàáëþäàþòñÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, îñîáåííî ó äåâî÷åê, íî õðîíè÷åñêèå âàðèàíòû îáû÷íî âñòðå÷àþòñÿ â ìîëîäîì âîçðàñòå.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ óñòàíàâëèâàåòñÿ ðåöèäèâèðóþùèé òèï ðåàêöèè íà ñòðåññ â âèäå ýòèõ ðàññòðîéñòâ, êîòîðûé ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñðåäíåì è ïîæèëîì âîçðàñòå.

Äèññîöèàòèâíûå ðàññòðîéñòâà ìîòîðèêè

Ñàìûì ÷àñòûì âàðèàíòîì äèññîöèàòèâíîãî ðàññòðîéñòâà ìîòîðèêè ÿâëÿåòñÿ óòðàòà ñïîñîáíîñòè ê äâèæåíèþ êîíå÷íîñòè èëè åå ÷àñòè, èëè ê äâèæåíèþ êîíå÷íîñòåé. Ïàðàëè÷ ìîæåò áûòü ïîëíûì èëè ÷àñòè÷íûì, êîãäà äâèæåíèÿ ñëàáû èëè çàìåäëåííû. Ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû è ñòåïåíè íàðóøåíèÿ êîîðäèíàöèè (àòàêñèÿ), îñîáåííî â íîãàõ, ÷òî îáóñëàâëèâàåò âû÷óðíóþ, øàòêóþ ïîõîäêó èëè íåñïîñîáíîñòü ñòîÿòü áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè (àñòàçèÿ-àáàçèÿ). Ìîæåò èìåòü ìåñòî ïðåóâåëè÷åííîå äðîæàíèå îäíîé èëè áîëåå êîíå÷íîñòåé, èëè âñåãî òåëà. Ñõîäñòâî ìîæåò áûòü áëèçêèì ñ ïî÷òè ëþáûì âàðèàíòîì àòàêñèè, àïðàê-ñèè, àêèíåçèè, àôîíèè, äèçàðòðèè, äèñêèíåçèè èëè ïàðàëè÷à.

Äèññîöèàòèâíûå ñóäîðîãè

Äèññîöèàòèâíûå ñóäîðîãè (ïñåâäîïðèïàäêè) ìîãóò î÷åíü òî÷íî äâèãàòåëüíî èìèòèðîâàòü ýïèëåïòè÷åñêèå ïðèïàäêè, íî ïðè äèññîöèàòèâíûõ ñóäîðîãàõ íåò ïðèêóñûâàíèÿ ÿçûêà, òÿæåëûõ êðîâîïîäòåêîâ â ñâÿçè ñ ïàäåíèÿìè è èñïóñêàíèÿ ìî÷è, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ îòñóòñòâóåò.

Äèññîöèàòèâíàÿ àíåñòåçèÿ è óòðàòà ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ

Îáëàñòè êîæíîé àíåñòåçèè ÷àñòî èìåþò òàêèå ãðàíèöû, ÷òî ñòàíîâèòñÿ ÿñíûì, ÷òî îíè ñêîðåå îòðàæàþò ïðåäñòàâëåíèÿ áîëüíîãî î òåëåñíûõ ôóíêöèÿõ, íåæåëè íàõîäÿòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåäèöèíñêèìè çíàíèÿìè. Ìîãóò áûòü èçîëèðîâàííûå ïîòåðè â ñôåðàõ ÷óâñòâ, êîòîðûå íå ìîãóò îáóñëàâëèâàòüñÿ íåâðîëîãè÷åñêèìè ïîâðåæäåíèÿìè. Óòðàòà ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ æàëîáàìè íà ïàðåñòåçèè.

Ïîòåðÿ çðåíèÿ ïðè äèññîöèàòèâíûõ ðàññòðîéñòâàõ ðåäêî áûâàåò òîòàëüíîé è ïðè íàðóøåíèÿõ çðåíèÿ ÷àùå ðå÷ü èäåò îá óòðàòå îñòðîòû çðåíèÿ, åãî îáùåé íåÿñíîñòè èëè î «ñóæåíèè ïîëÿ çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ». Âîïðåêè æàëîáàì íà ïîòåðþ çðåíèÿ ÷àñòî óäèâèòåëüíî õîðîøî ñîõðàíÿþòñÿ îáùàÿ ïîäâèæíîñòü áîëüíîãî è åãî ìîòîðíàÿ àêòèâíîñòü.

Ãîðàçäî ðåæå, ÷åì ïîòåðÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè èëè çðåíèÿ, âñòðå÷àþòñÿ äèññîöèàòèâíàÿ ãëóõîòà è àíîñìèÿ.

Äèññîöèàòèâíûå ðàññòðîéñòâà ÷àùå âîçíèêàþò â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ðåæå â äåòñêîì. Õàðàêòåðèçóþòñÿ ðàçíîîáðàçíûìè ñîìàòîâåãåòàòèâíûìè, äâèãàòåëüíûìè, ÷óâñòâèòåëüíûìè è ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè.  âîçíèêíîâåíèè ýòèõ ðàññòðîéñòâ, âàæíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò èñòåðè÷åñêèì ÷åðòàì õàðàêòåðà, à òàêæå âîñïèòàíèþ ïî òèïó «êóìèð ñåìüè». Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ìåõàíèçì áåãñòâà â áîëåçíü, ñâîåîáðàçíàÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà ëè÷íîñòè îò òðóäíûõ äëÿ íåå ñèòóàöèé.  îñíîâå ëåæèò êîíôëèêò, ñâÿçàííûé ñ ïðîòèâîðå÷èåì ìåæäó æåëàåìûìè è ðåàëüíûìè äîñòèæåíèÿìè, óùåìëåííûì ïîëîæåíèåì. Ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà êîíâåðñèîííûå ðàññòðîéñòâà ìîãóò âîçíèêàòü íåïîñðåäñòâåííî â îòâåò íà ïñèõîòðàâìèðóþùåå âîçäåéñòâèå (íàêàçàíèå, îòêàç â ïðîñüáå, ðàçëóêà ñ ìàòåðüþ). Ïðîÿâëÿåòñÿ èñòåðè÷åñêèìè ðåàêöèÿìè, ñâÿçàííûìè ñî ñòðåìëåíèåì äîñòè÷ü æåëàåìîãî. Ðåáåíîê ñ êðèêîì è ïëà÷åì ïàäàåò, áåñïîðÿäî÷íî áüåòñÿ ðóêàìè, íîãàìè, ãîëîâîé î ïîë, âûãèáàåò ñïèíó äóãîé, òàêèå ñîñòîÿíèÿ ìîãóò ïîâòîðÿòüñÿ äî 10 -20 ðàç â äåíü. ×àñòûìè äâèãàòåëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè ÿâëÿþòñÿ àñòàçèÿ – àáàçèÿ ò. å. íåñïîñîáíîñòü ñòîÿòü è õîäèòü ïðè ñîõðàíåíèè àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé â ëåæà÷åì ïîëîæåíèè. Íàáëþäàþòñÿ, êàê ïðàâèëî, ó äåâî÷åê-ïîäðîñòêîâ. Çíà÷èòåëüíî ðåæå ó äåòåé íàáëþäàþòñÿ òàêèå ïðîÿâëåíèÿ, êàê ïàðàëè÷è, ïàðåçû, íàðóøåíèÿ ïîõîäêè, íàðóøåíèå ñïîñîáíîñòè íîðìàëüíî âèäåòü è ñëûøàòü.

×àùå, ÷åì äâèãàòåëüíûå, ó äåòåé âñòðå÷àþòñÿ ñîìàòîâåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà. Îíè ïðîÿâëÿþòñÿ áîëÿìè â æèâîòå, ñåðäöå, ãîëîâíûìè áîëÿìè, çàòðóäíåíèåì ãëîòàíèÿ, çàïîðàìè. ×àñòî â ñèëó ÷ðåçìåðíîé âïå÷àòëèòåëüíîñòè òàêèå äåòè ïðåäúÿâëÿþò æàëîáû, êîòîðûå îíè íàáëþäàëè ó âçðîñëûõ èç áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ.

Îñîáóþ ôîðìó êîíâåðñèîííîãî ðàññòðîéñòâà ó äåòåé ïðåäñòàâëÿåò âàðèàíò ïñèõîãåííîãî ìóòèçìà, ÷àùå ýëåêòèâíîãî ìó-òèçìà. Îí ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé ñ ðå÷åâûì íåäîðàçâèòèåì è ÷åðòàìè ïîâûøåííîé òîðìîçèìîñòè, â óñëîâèÿõ ïîâûøåííîé òðåáîâàòåëüíîñòè ê ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè. Âåäóùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ìåõàíèçìó óñëîâíîé æåëàòåëüíîñòè ìîë÷àíèÿ, êîòîðîå çàùèùàåò ðåáåíêà îò ðå÷åâîãî îáùåíèÿ.

Источник