Диссертация на тему синдром эмоционального выгорания
THE SYNDROME OF EMOTIONAL (PROFESSIONAL) BURNOUT OF THE PERSONALITY: A THEORETICAL ASPECT
Asya Petrova
post-graduate student of Siberian Transport University,
Russia, Novosibirsk
Nadezhda Silkina
doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Siberian Transport University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье проведен обзор определений, описывающих феномен синдрома эмоционального (профессионального выгорания); описаны основные направления, в которых изучается данное явление; предлагаются возможные контексты исследований данного феномена.
ABSTRACT
The article provides an overview of definitions that describe the phenomenon of emotional (professional burnout) syndrome; main directions are described in which this phenomenon is studied; possible research contexts of this phenomenon are proposed.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания.
Keywords: emotional burnout syndrome.
Актуальность исследования такого феномена, как синдром эмоционального (профессионального) выгорания (СЭВ), обусловлена его значительными отрицательными последствиями для личности профессионала, которые выражаются в развитии негативных социально-психологических установок в отношении себя, семьи или близких людей, работы и коллег, партнерских отношений, выраженной потере интереса к профессиональной, социальной и личной жизни, развитию психосоматических заболеваний, в итоге – к потере смысла жизни [6].
В отечественной науке разработке явления выгорания стали уделять внимание с девяностых годов прошлого века, это исторически связано с введением рыночных отношений в нашей стране и, соответственно, значительной интенсификацией процесса труда. В зарубежной психолoгии феномен эмоционального выгорания стал изучаться несколькими десятилетиями раньше. Одним из основоположников идеи выгорания является американский психиатр Х. Фреденбергер, в 1974 году описавший феномен психологического истощения, потери мотиваций и ответственности. Х. Фреденбергер назвал это явление «burnout», что в переводе означает «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание» [5]. Американский психолoг Кристина Маслач oпределила пoнятие выгорания как истощение (эмоциональное и физическое), включающее развитие негативного oтнoшения к собственному труду, развитие oтрицательной самoоценки, утрату человеком сопереживания по отношению к своим пациентам и клиентам [13].
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Синдром выгoрания» – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивнoсти в работе, усталoстью, бессонницей, повышеннoй подверженностью соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения» (Лексиконы психиатрии Всемирной Организации Здравоохранения, 2001).
Российский исследователь В.В Бойко дает определение эмоциональному выгоранию как выработанному личностью механизму психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [13].
Другой исследователь, Р.М. Айсина, определяет выгорание как специфическое явление, проявляющееся в нарушении адаптационных механизмов личности как к условиям, так и к содержанию своей профессиональной деятельности, а в наиболее крайних формах – к социуму в целом [1].
Российские и зарубежные исследователи (В. Бойко, Е. Старченкова, М. Агапова, Н. Самоукина, Н. Водопьянова, Н. Гришина, В. Масленикова, А. Абрумова, М. Авхименко, Н. Росина, М. Розанова, В. Орел; С. Maslach, Н.G. Fredenberger, J. Winnubst, A. Pines, М. Burisch, W. Schaufeli, С. Cherniss и другие) в своих работах уделяют большое внимание определению явления СЭВ, описанию его структуры, причинам возникновения, проявления и развития [4].
Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения, сопровождаемое ощущением собственной бесполезности. Позже исследователи существенно расширили симптоматику данного синдрома за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, относя симптомы выгорания к состояниям предболезни [3].
Авторами статьи не обнаружено единых взглядов на вопрос о причинах развития эмоциональнoго выгорания и устоявшихся единых диагностических критериев. Однако, в процессе теоретического исследования, можно выделить факторы, ведущие к выгоранию:
- особенности профессиональной деятельности (слишком большая для человека трудовая нагрузка);
- отсутствие структурированной организационной общности, недостаточная возможность контроля ситуации на работе;
- отсутствие значимости выполняемой работы, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливые решения;
- индивидуальные характеристики личности (высокий невротизм, заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности и др.).
Эти факторы в научной литературе называют «внешними и внутренними» или «личностными и организационными» [10].
Авторы данной статьи разделяют точку зрения российских и зарубежных ученых о том, что формирование явления эмоционального выгорания в наибольшей степени проявляется в профессиях социальной сферы, где основным объектом труда является человек. Разделяя точку зрения Р.М. Айсиной о том, что соотнесение эмоционального выгорания с категориями «психической нормы» и «психической патологии» рассматриваем выгорание как явление, представляющее собой крайний, пограничный вариант «нормы». Таким образом, изучение феномена выгорания становится очевидной необходимостью с точки зрения обеспечения психологической сохранности людей, подверженных этому явлению [1].
При анализе литературы авторами данной статьи замечено, что наиболее полно и многогранно изучены внешние факторы выгорания, обусловленные организационным контекстом, в котором протекает деятельность человека (например, одним из факторов, провоцирующим синдром эмоционального выгорания, является наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу по роду своей деятельности – тяжелые больные, аддитивные личности, конфликтные покупатели, инфантильные взрослые и т. д.) [9].
Стоит отметить, что результат прохождения стадий эмоционального выгорания (независимо от описываемого количества), у большинства исследователей является схожим – для человека, достигшего последней стадии эмоционального выгорания, типичным является глубокое и всестороннее переживание хронического психологического стресса; чувство беспомощности и бессмысленности существования; разочарование в разных сферах жизни и общая отрицательная жизненная установка; физические и психологические проблемы, развивающиеся в острую форму и провоцирующие опасные заболевания, угрожающие жизни [7].
Авторы данной статьи согласны с мнением исследователей (Р. Айсиной, Н. Опариной, Е. Пименовой, Е. Старченковой, М. Скугаревской и других), которые считают, что: психологический феномен эмоционального выгорания поддается психологическому воздействию и коррекции; явления, характерные для синдрома выгорания, сглаживаются при специально организованной психологической работе, ставящей на первое место личность человека, профессионала; решающая роль в работе с эмоциональным выгоранием принадлежит самой личности, ее собственным возможностям и ресурсам [14]. Речь идет о мотивации, осмыслении собственной профессиональной деятельности в контексте собственной жизненной истории, развитию самоосознания, стремления к самосовершенствованию [2]. Ресурсом является и наличие (или развитие) саморегулятивных способностей, конструктивных стратегий поведения, которые входят в структуру тех качеств человека, которые повышают возможность психологической сохранности личности [8].
Таким образом, речь идет как о совладании с явлением синдрома выгорания, так и о профилактике профессионального выгорания через самоактуализацию личности; развитию осознанного подхода к разным сферам своей жизни; сознательное изучение и изменение определенных защитных паттернов (часто доведенных до автоматизма), замена их на более конструктивные и актуальные [11]. Эти процессы, несомненно, требуют больших усилий самого человека, подверженного синдрому эмоционального выгорания, так как предполагают изменение ценностной системы личности и, в итоге, переход личности на новый, более зрелый эмоциональный уровень [12].
Авторы данной статьи считают, что явление эмоционального выгорания требует глубокого изучения с точки зрения выявления личностных особенностей людей, склонных к профессиональному выгоранию; изучения ресурсов личности, которые возможно использовать для процесса самоактуализации. Открытым остается вопрос влияния на эмоциональное выгорание личностных факторов, зависимости эмоционального выгорания от особенностей самооценки, от типа личности, механизмов психологической защиты человека, склонного к выгоранию.
Обобщив изученный материал, авторы данной статьи высказывают следующие предположения:
- организационные факторы способствуют возникновению выгорания только в том случае, если накладываются на определенные личностные факторы – например, такие, как типологические особенности личности, нарушения самооценки, внутриличностные конфликты разного характера, определенные механизмы психологической защиты;
- детальное изучение личностных особенностей людей, склонных к эмоциональному выгоранию (причем людей из разных сфер профессиональной деятельности), может стать полезным материалом для создания системы диагностики, позволяющей оценивать личностную предрасположенность человека к эмоциональному выгоранию, и таким образом, предупреждать его возникновение;
- исследование личностных особенностей может служить основой для разработки профилактических и коррекционных программ для людей, подверженных синдрому эмоционального выгорания;
- возможна разработка комплекса универсальных мер, связанных с повышением аутопсихологической компетентности личности, которые будут как предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания, так и его корректировать.
Список литературы:
- Айсина Р.М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 2007. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: https://www.dissercat.com/ (Дата обращения: 17.11.2015).
- Андреева О.И. Методическое обеспечение учебного процесса. URL: https://culture19.narod.ru/page/05/metodobespecenie.pdf (Дата обращения: 04.01. 2015).
- Берденникова Н.Г. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Санкт-Петербург, 2007. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: https://nauka-pedagogika.com/ (Дата обращения: 04.01.2015).
- Борисова Е.Б. Управление персоналом для современных руководителей. – СПб.: Питер, 2003.
- Дульзон А.А. Резерв кадров: планирование, отбор, развитие и оценка: монография / А.А. Дульзон, О.М. Васильева, И.В. Волостнов, Л.А. Истигечева; под общ. ред. проф. А.А. Дульзона. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
- Зайцева Т.В. Управление персоналом: учеб. / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2008.
- Опарина Н.Н. Основные стратегии управления кадровым резервом // Управление персоналом. – 2009. – № 7.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1.
- Пименова Е.А. Инновационные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании: теория и практика. // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конф.; г. Таганрог, 30 апреля 2010 года: сборник научных трудов / под науч. ред. проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Издательство «Спутник+», 2010.
- Пименова Е.А. Особенности обучения взрослых в процессе дополнительного профессионального образования // Формирование инновационного мышления и профессиональной ответственности в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конф. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009.
- Сидоров О.И., Силкин Р.С. Педагогическое взаимодействие работодателей и ИПК в системе повышения квалификации кадров (на примере предприятий ГК «Росатом») / под ред. д-ра пед. наук, профессора Н.В. Силкиной. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009.
- Силкина Н.В., Пименова Е.А. Образовательное пространство дополнительного профессионального образования: отраслевой аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 2.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. – № 7.
- Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М: Юнити, 2006. – 560 с.
Источник
Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.
Профессия врача — одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача — жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.
Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.
Проблема эмоционального выгорания врачей актуальна на современном этапе развития медицины. Популярность исследования данного вопроса стремительно увеличивается в связи с тем, что значительное количество высококвалифицированных врачей имеют низкую стрессоустойчивость и подвержены эмоциональному выгоранию. Проведение мер направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, позволит препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей.
Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.
Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты [1]:
- собственно эмоциональную истощённость, заключающуюся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций. Такое состояние человек субъективно напрямую связывается с собственной работой.
- цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта действий.
- редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.
В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер [2].
В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания [3]:
-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;
— демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;
-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.
Впервые термин «синдром выгорания сотрудников» для описания психологического состояния был использован американским психиатром Х. Фрунденбергера в 1974 году. Им у волонтеров службы психического здоровья были выявлены разочарования в работе, эмоциональное и психическое истощения, которые определили как «поражение, истощение, износ, происходящий в человеке вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам» [4]. Данный вопрос вызвал высокую заинтересованность и стал изучаться у работников социальных профессий, таких как медицинские работники, учителя и других представителей социальной структуры.
Одно из крупнейших исследований синдрома выгорания среди врачей выполнено в Финляндии [5]. В исследовании приняли участие 2671 врач. В результате, все специалисты были подразделены на «специалистов с высоким уровнем выгорания» и «специалистов с низким уровнем выгорания». Психиатры были отнесены к группе с «высоким уровнем выгорания». Самые высокие показатели были выявлены у мужчин, которые специализировались в области детской психиатрии. Существенную роль сыграло место работы: работники частных клиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений.
Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях [6,7, 8].
В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом и отношением к работе [9].
Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке [10].
Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев [6].
Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.
В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.
По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов [11]. Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.
Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.
Результаты исследования по оценке взаимосвязей между субъективным отношением врачей к ситуациям профессионального взаимодействия и оценкой степени влияния рабочих проблем на эмоциональное выгорание приводятся в диссертации Рыбиной О.В. [12]. В исследовании принимали участие врачи психиатры, хирурги и гинекологи различного возраста и пола. В результате выяснилось, что «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет выше показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет, а также субъективная оценка эмоционального дискомфорта последних не соответствует объективной выраженности «профессионального стресса». Помимо этого, отмечается, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Кроме того, определено, что принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей.
Анализ течения различных фаз СЭВ у врачей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт [13]. Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-онкологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находятся врачи-психиатры.
Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов [14].
В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение [6]. Наибольшую склонность к суициду имеют врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.
В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа [15].
Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:
1. Опросник на «выгорание» по К.Маслач и С.Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н.Е. Водопьяновой [16].
2. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания», является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.
3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
4. В США, Канаде, Японии для выявления «работоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.
5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.
6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.
7. Методика Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия»для определения направленности агрессии на себя или других людей.
8. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.
В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:
1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.
2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:
- полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
- видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
- стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
- занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
- количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
- уровнем личностной тревожности;
- уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
- межличностными отношениями в коллективе;
- типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
- наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
- состоянием климата в семье.
3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.
4. Прохождение специальных тренингов и тестов, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, позволят препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей, послужат предупреждением заболеваний нервной системы и психических расстройств.
Источник