Диссертация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

1. Акимова И.М. Субклеточные механизмы* долговременных терапевтических эффектов транскраниальной с микрополяризации // Принципы и механизмы деятельности мозга:: Тез. и реф. докл. 1-ой Всесоюз: конф. Л;, 1985. — G.157-158;

2. Барашнев ЮМ:, Лицев А.Э. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1995. — N6,- С.11-18.

3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1988. — 262 с.

4. Бехтерева Н.П., Илюхина В.А. Теоретические и прикладные аспекты нейрофизиологии человека. // Проблемы экспериментальной медицины. Л., 1978. — С. 12-27.

5. Бланк Ю.А., Цикунов С.Г. Исследование качественных характеристик межструктурных; взаимоотношений методом; биорегулируемой микрополяризации: // Структурно-функциональные аспекты нейрофизиологии. Л., 1978. — С. 29-31.

6. Богданов О.В: Некоторые вопросы применения!электровоздействий на современном этапе //Лечебные эффекты центральных и периферических электровоздействий: Материалы конф: СПб.,2001. -С.3-5.

7. Богданов О.В:, Пинчук Д.Ю., Писарькова Е.В., Шелякин A.M.,

8. Сирбиладзе К.Т. Применение. метода транскраниальной микрополяризации для; снижения; выраженности гиперкинезов у. больных детским церебральным параличом // Журн. невропатологии и психиатрии. 1993. — N5. — G.43-45.

9. О.Богданов О.В., Шелякин;A;Mi, Преображенская И.Е. Способ коррекции нервно-психических заболеваний; сопровождающихся двигательными нарушениями; Патент Российской Федерации №2122443 от О Г.07.97.

10. Брязгунов И.П;, Касатикова Е.В! Дефицит внимания; с гиперактивностью у детей;.- М::Медпрактика, 2002. 128 с.121Брязгунов; ИШП,- Касатикова? E;BL Непоседливый; ребенок;, или все о гиперактивных детях.- М;: Изд-во Ин-тапсихотерапии,.2001. 96 с.

11. Вартанян Г.А. Возможные; механизмы управления памятью в эксперименте // Механизмы управления памятью. Л., 1979. — С. 33-40.

12. М.Вартанян Г.А., Гальдинов Г.В., Акимова И.М. Организация и модуляцияшамяти; JIv: Медицина-1981′.-208?с.15;Волкова^Л;С., Шаховская С.Н; Логопедия; М!: Владос, 1999! ^678=с.1’6.Воронцов Д.С. Общая электрофизиология. М., 1961. — 488 с.

13. Гальдинов Г.В., Шандурина А.Н., Илюхина ВШ1 Микрополяризация мозговых структур как метод управления долгосрочной памятью при лечении хронических заболеваний нервной системы // Механизмы управления памятью. — Л., 1979. — С. 144-147.

14. Глозман Ж.М., Потаница; А.Ю;, Соболева- А;Е. Нёйропсихологическая. диагностика в дошкольном возрасте. СПб.: Питер, 2006. — 80 с.

15. Гузева В.И., Ковеленова М.В. Вальпроевая кислота и;ее производные в клинической психоневрологии. СПб., 2002! — 48с.

16. Гузева В:И., Михайлов И.Б. Фармакотерапия нервных болезней у взрослых и детей: Руководство для врачей. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2002. — 400 с.

17. Гутман A.M. Биофизика внеклеточных токов мозга. М.: Наука, 1980.-184 с.

18. Заваденко Н.Н. Нарушения; формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции: Метод, пособие для:врачей: Ml: РКИСёверопресс, 20031 — 64: с.

19. Илюхина В:А., Матвеев Ю.К., Чернышева Е.М. Транскраниальная микрополяризация в физиологии и клинике. СПб., 2006. — 192.с.

20. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической» диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов^ логопедов и психологов. СПб.: КАРО, 2004 — 432с.

21. Корпев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. -380 с.

22. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший? ребенок: Проблемы развития; нарушения? поведения;. внимания;, письма; щречш. -С116.: ООО «Элби-СПб», 2003. 320 с. .

23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия; с детьми; СПб:: Речь,,2000^-190/с.

24. Майоров В.Н. Структурные превращения нейрона при раздражающих воздействиях. Л.:Наука, 1989. — 167 с.

25. Меркулов О.С., Даринский Ю.А. Реакция нейронов на длительную стимуляцию. Л.: Наука, 1982. — 172 с.

26. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология: СПб.гПитер, 2002. —384 с.

27. Пальчик А.Б., Шабанов Н.П. Гиноксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: Руководство для.врачей.- СПб;: Питер, 2000. 224 с.

28. Пинчук Д.Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных; транскраниальных поляризаций у детей с дизонтогенетической патологией;1ЩС::Автореф).дис; . д-ра мед. наук. СПб:, 1997. — 41 с.

29. Пономаренко F.H. Физические методы лечения.- СПб., 2002. 306 с.

30. Пономаренко Г.Н. Физические методы, лечения: Справочник. СПб;,1999.-252 с.

31. Скоромец А.А.,, Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб;: Политехника, 1996. -320с. «

32. Уэндер И, Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностыо // Психиатрия / Под ред. Р.Шейдера. М., 1998. — С. 222-236.

33. Филичева Т.Б., Чиркина F.B. Устранение общего недоразвития речи удетей? дошкольного возраста: Практич. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.-224с.

34. Чутко JI.G. Клинико-психофизиологические особенности и: дифференцированная терапия, синдромам нарушения внимания с гиперактивностью: Автореф. дис. .д-ра-мед. наук. СПб;, 20041,—32с.

35. Чутко JI.C. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб.: ХОКА, 2007. — 136 с.

36. Чутко JI.C., Кропотов; Ю.Д., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю! Использование транскраниальной микрополяризацит в; лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, у детей и подростков,// Рос. Вестн. перинаталогии; и педиатрии. 2002.-№4.-С.35-38.

37. Чутко JI.C., Пальчик А.Б., Кропотов; Ю.Д. Синдром нарушения?, вниманиям гиперактивностью; СПб.:Издательский дом МАПО, 2004.112 с;

38. Шабалов Н.П., Платонова Т.Н., Скоромец? А.П. Кортексин в нейропедиатрии:;Методические рекомендации; СПб:, 2006. — 64s е.:

39. Шабалов Н.П., Скоромец: А.П., Шумилина; А.П., Середа Ю.В., Платонова.: Т.Н., Федоров; О.А. Ноотропные и нейропротекторные препараты в детской неврологической практике // Вестн; Рос. Военно-мед. академии. 2001. — Вып.1 (5). — С. 24-29.

40. Шейх-Заде М.А. Опыт применения?кортексина у детей с нарушениями речи; и других высших; психических функций // Молодой Гиппократ: материалы 1-го междунар. конкурса молодых ученых и специалистов. -СПб., 2006.-С. 68.

41. Шелякин А.М- Микрополяризация мозга (эффективность, физиологический анализ): Автореф; дис.д-ра биол. наук. СПб., 2003.-32 с.

42. Шелякин A.M., Пономаренко Г.Н. Микрополяризация мозга. СПб.: Балтика; 2006. — 223 с.

43. Шклярук С.П. Регуляция; функционального’ состояния? головного мозга-; с, помощью транскраниальной микрополяризации:: Автореф. дисс.„ .канд. мед. наук. Л.,1982. — 25 с.

44. August G.J., Braswell L., Thuras P. Diagnostic stability of ADHD in a communitysample of:school-aged?children;screenedTor disruptivebehavior II Ji Abnormv Ghildl.Psychol; 19981 — Vol;26, N5:.- P1345-356.

45. Ball J.D., Tiernan M;, Janusz J., Eurr A.Sleep patterns among children with; attention-deficit, hyperactivity disorder: a reexamination of parent perceptions // J. Pediatr. Psychol. 1997. — Vol. 22, № 31 -P. 389-398.

46. Barbaresi W.J., Olsen R.D. An ADHD educational intervention for elementary schoolteachers: a pilot study // J. Dev. Behav. Pediatr. — 1998. -Vol.19, N2.-P. 94-100.

47. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1998; — 688 p.

48. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990. — 688 p.

49. Barry R.J:, Clarke A.R., McCarthy R., Selikowitz M. EEG: coherence in attention deficit/hyperactivity disorder: a comparative study of two DSM-IVtypes.//01in. Neurophysiok 2002. — Vol. 113, № 4. — P. 579-585.

50. Bartlctt C.W., Flax J.F., Logue M.W., Vieland V.J., Bassett A.S., Tallal P., Brzustowicz L.M. A major susceptibility locus for specific language; impairment is located on 13q21 // Am. J. Hum. Genet. 2002. — Vol. 71, №1. — P. 45-55.

51. Beitchman J.H., Hood J., Rochon J., Peterson M. Empirical classification of speech/language impairment in children. II: Behavioral characteristics // J, Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1989. — Vol. 28, №1. — P. 118-123.

52. Bergstrom K., Bille B: Computed tomography of the brain in children with minimal brain damage: A preliminary study of 46 children //Neuropadiatrie. 1978. — Vol. 9, № 9. — P. 378-384.

53. Biederman J., Faraone S.V., KeenanK., Tsuang M.T. Family genetic and psychosocial risk factors in DSM-III attention deficit disorder // J. Am. Acad.,Child Adolesc. Psychiatry. 1990. — Vol. 29, № 4. — P.526-533.

54. Biederman J., Newcorn J., Sprich S. Comorbidity of attention deficit hyperactivity disorder with conduct, depressive, anxiety, and- other disorders.// Am. J. Psychiatry. 1991. -Vol.148, №5. — P.564-577.

55. Billard C., Toutain A., Loisel M.L., Gillet P., Barthez М.А., Maheut J. Genetic basis of developmental dysphasia. Report of eleven familial-cases in six.families // Genet Couns. 1994. — Vol. 5, № 1. — P. 23-33

56. Bishop D.V. Motor immaturity and specific language impairment: evidence for a common genetic basis // Am. J; Med. Genet. 2002. — Vol. 114, № 1. -P. 56-63.

57. Bishop D.V., Edmundson A. Specific language impairment as a maturational lag: evidence from longitudinal data on language and motor development // Dev. Med. Child Neurol. 1987. — Vol. 29, № 4. — P. 442101

58. Bishop D.V., North Т., Donlan С., Nonword repetition as a behavioural marker for inherited language impairment: evidence from a twin’ study // J; Child Psychol. Psychiatry. 1996. — Vol. 37, №4. — P. 391-403.

59. Bishop- D.V., North Т., Donlan C.: Genetic basis of specific language impairment: evidence from a twin study // Dev. Med. Child Neurol. 1995: — Vol. 37, №1. -P. 56-71.

60. Bishop D;V. Uncommon understanding: Development and disorders of language comprehension in children: Hove: Psychology Press, 1997. -130 p.

61. Bonneau Dl, Verny C., Uze J. Genetics of specific language impairments // Arch. Pediatr: 2004: — Vol: 11, №10. — P. 1213-1216.

62. Brown R.T., Coles C.D., Smith I.E., Platzman K.A., Silverstein J., Erickson S., Falek A. Effects of prenatal alcohol exposure at school age. II . Attention and behavior // Neurotoxicol. Teratol. 1991. — Vol.13, № 4. -P.369-376.

63. Brown R.T., Freeman W.S:, Perrin JM;, Stein,M-T., Amler RlW., Feldman H.M., Pierce K.,. Wolraich M.L. Prevalence and assessment of attention deficit-hyperactivity disorder in primary care setting // Pediatrics. — 2004. -Vol.114, №2.-P. 511-512.

64. Cantwell D.P., Baker L. Association between attention deficit-hyperactivity disorder and learning disorders // J. Learn Disabil. -1991.- Vol.24, №2. P. 88-95.

Читайте также:  Что такое тревожно депресивный синдром

65. Arch. Gen. Psych. 1996. — Vol. 53, № 7. -P.607-616.

66. Catts H.W., Fey M.E., Tomblin J.B., Zhang X. A longitudinal investigation of reading outcomes in children with language impairments // J. Speech Lang. Hear. Res. 2002. — Vol. 45, № 5. -P. 1142-1157.

67. Cheuk D.K., Wong^ V.,. Leung G.M. Multilingual home environment and specific language impairment: a case-control study in Chinese children// Paediatr. Perinat. Epidemiol:.- 2005. Vol. 19, № 4. — P: 303-314.

68. Choudhury N., Benasich A;A. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language development // J. Speech Lang. Hear. Res. 2003. — Vol. 46, №2. — P. 261-272.

69. С lark M.M., Plante E. Morphology of the inferior frontal gyrus in developmentally language-disordered adults<// Brain Lang. 1998. — Vol. 61, №2.- P. 288-303.

70. Cohen M., Campbell: R., Yaghmai F. Neuropathological abnormalities in developmental dysphasia // Ann. Neurol; 1989. — Vol.25, №6. — P. 567570.

71. Conners C.K. Rating scales in attention-deficit/hyperactivity disorder: use in assessment and treatment monitoring // J. Clin. Psychiatry. 1998. — Vol.59, Suppl 7. — P. 24-30.

72. Conners C.K. Symptom patterns in hyperkinetic, neurotic and normal children // Child. Dev. 1970. — Vol. 41, — P.667-682.

73. Cook E.H., Stein M.A., Krasowski M.D., Cox N.J., Olkon DM:, Kieffer J.E., Leventhal, B.L. Assotiation of attention deficit disorder and dopamine transporter gene7/ Am. J. Hum. Genet. 1995. — Vol. 56, № 4. -P. 993-998.

74. Corkum P., Tannock R., Moldofsky H. Sleep disturbances in children withmttention-deficit/hyperactivity disorder// J; Am. Acad. Child; Adolesc. Psychiatry. 1998. — Vol.37, № 6. -P.637-646;

75. Dahl R.E., Pelham W.E., Wierson M. The role of sleep disturbances in attention deficit disorder symptoms: a case study // J. Pediatr. Psychol. -1991. Vol. 16, № 2. — P.229-239.

76. Dalsgaard S., Mortensen P.В., Frydenberg M., Thomsen Р.И. Conduct problems, gender and adult psychiatric outcome of children with attention-deficit hyperactivity disorder // Br. J. Psychiatry. 2002. — Vol. 181. -P.655-662.

77. Day H.D., Abmayr S.B. Parent reports of sleep disturbances in stimulant-medicated children with attention-deficit hyperactivity disorder // J. Clin. Psychol. — 1998. — Vol.54, N5. -P.701-716.

78. Diller L.H., Tanner J.L. Etiology of ADHD: nature or nurture? // Am. J. Psychiatry. 1996. — Vol.153, № 3. — P. 451-452.

79. Faraone S.V., Sergeant J., Gillberg C., Biederman J. Genetic: of adult attention-deficit/hyperactivity disorder // Psychiatr. Clin. N. Amer. • 2004. -Vol.27, №2.- P. 303-321.

80. Frankel F., Feinberg D. Social problems associated with ADHD vs. ODD in children referred for friendship problems // Child. Psychiatry Hum. Dev. 2002. — Vol.33, № 2. — P.125-146.

81. Freeman R.D. Attention deficit hyperactivity disorder in the presence of Tourette syndrome // Neurol. Clin. 1997. — Vol.15, № 2. — P. 411-420.

82. Gathercole S.E., Willis С., Baddeley A.D., Emslie H. The Children’s Test of Nonword Repetition: a test of phonological working memory // Memory. 1994. — Vol.2, №2. — P; 103-127.

83. Gauger L.M., Lombardino L.J., Leonard C.M. Brain morphology in children, with:specific language impairment // J. Speech Lang. Hear. Res. -1997.-Vol.,40, №6.-P. 1272-1284.

84. Gill M., Daly G: Heron S., Hawi Z., Fitzgerald M. Confirmation of association: between attention deficit hyperactivity disorder and a dopamine transporter polymorphism // Mol. Psychiatry. 1997. — Vol. 2, № 4. — P. 311323;

85. Greenberg L.M., Waldman 1.1). Developmental normative data on the Test of Variables of Attention (TOVA) // J. Child Psychol. Psychiatry. -1993. Vol.34, №6. — P. 1019-1030.

86. Heilman K.M., Voeller K.K., Nadeau S.E. A possible pathophysiological substrate of attention deficit hyperactivity disorder // J. Child Neurology. 1991,- Suppl.6.-P.76-81.

87. Hill» A., Volpe J.J. Ischemic and haemorrhagic lesions of newborn // Reimondi A.J., Choux M., Di Rosso C. Cerebrovascular Diseases in Children. Stuttgart-N.Y.: Springer Verlag., 1992. — P.206-215;

88. Hill E.L. A dyspraxic deficit in specific language impairment and developmental coordination disorder? Evidence from hand and arm movements // Dev. Med.,Child. Neurol. 1998. — Vol. 40, № 6. — P. 388395.

89. Hynd G.W., Hall J., Novey E.S., Eliopulos D., Black K., Gonzalez J;J., Edmonds J.E., Riccio C., Cohen M. Dyslexia and corpus callosummorphology//Arch. Neurol. 1995. — Vol.52, № 1. — P.32-38.

90. Hynd G.W., Hern K.L., Novey E.S. Attention-deficit hyperactivity disorder and asymmetry of the caudate nucleus // J’. Child Neurology. -1993. Vol.8, №4. — P. 339-347.

91. Kamhi, A. Trying to make sense of developmental language disorders // Lang., Speech, Hearing Serv. Schools. 1998. — Vol. 29. — P. 35- 44.

92. Kelly D.P., Aylward, G.P. Attention deficit in school-aged children and adolescents // Pediatrics Clinics North Am: 1992. -Vol.39, N3. -P.487-513.

93. Kirley A., Havvi Z., Daly G., McCarron M., Mullins C., Millar N., Waldman I., Fitzgerald M., Gill M. Dopaminergic system genes in ADHD: toward a biological hypothesis // Neuropsychopharmacology. 2002. -Vol.27, N4. — P.607-619:

94. Klein RG. The role of methylphenidate in psychiatry. Review. // Arch. Gen. Psychiatry. 1995. — Vol. 52, N6. -P.429-433.

95. Kouris S. Methylphenidate-induced obsessive-compulsiveness // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1998. — Vol.37, № 2. — P. 135.

96. Lai C.S., Fisher S.E., Hurst J.A. A forkhead-domain gene is mutated in a severe speech and: language disorder. // Nature. 2001. — Vol.413, № 6855.-P. 519-523.

97. Landau W.M., Goldstein R., Kleffner F.R. Congenital aphasia. Aclinicopathologic study //Neurology. 1960. — Vol. 10, № 10: -P.915-921.

98. Leonard L. Children with specific language impairment. Boston: MIT Press, 1998.- 146 p.

99. Leung A.K.C., Kao C.P. Evaluation and management of. the child; with speech delay // Am; Fam. Physician. 1999. — Vol. 59, № 11. — P: 3121-3128.

100. Lewis-Abney K. Correlates of family functioning when a child has attention deficit, disorder // Issues Compr. Pediatr. Nurs. 1993. — Vol.16, №3.-P. 175-190.

101. Linderman R.M., Greif K.F. Depolarization’ regulates expression of a synaptic vesicle protein in rat superior cervical; ganglia in vitro // J. Neurobiol. 1990. — Vol. 21, № 2. — P. 295-302.

102. Lou H.C. Etiology and pathogenesis of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): significance of prematurity and perinatal hypoxic-haemodynamic encephalopathy // Acta Paediatr. 1996. — Vol. 85, № 11. -P.1266-1271.

103. Lou H.C., Henriksen L., Bruhn P. Nielsen J.B. Striatal dysfunction in attention deficit and hyperkinetic disorder // Arch. Neurol. 1989. — Vol.46, №1.-P. 48-52.

104. Luotonen M., Uhari M., Aitola L., Lukkaroinen A.M., Luotonen J., Uhari M.L. A nation-wide, population-based surway of otitis media and school achievement // Int.J. Ped. Otorhinolaryngol. 1998. — Vol.43. — P.41

105. Luotonen M;, Uhari M., Aitola L., Lukkaroinen A.M., Luotonen J., Uhari M.L., Korkeamaki R.L. Recurrent otitis media during infancy and linguistic skills at the age of nine years // Pediatr. Infect. Dis. J. 1996. -Vol; 15, № 10. -P. 854-858.

106. Matochik J.A., Liebenauer L.L., King A.C., Szymanski H.V., Cohen

107. R.M., Zametkin A.J; Cerebral glucose metabolism in adults with attention ideficit, hyperactivity disorder after chronic stimulant treatment: // Am. J. Psychiatry. 1994. — Vol. 151, № 5. — P. 658-664.

108. McArthur G.M., Hogben J.H., Edwards V.T., Heath S.M., Mengler E.D. On the «specifics» of specific reading disability and specific language impairment // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2000. — Vol. 41, № 7. — P.869-874.

109. Melanie C., Schuele P.A. Potential Advantages of Introducing Specific Language Impairment to Families // Am. J. Speech-Lang. Pathol. -1999. Vol. 8, №2. — P. 11-22.

110. Merricks M.J., Stott C.M., Goodyer I.M., Bolton P.F. The aetiology of specific language impairment: no evidence of a role for obstetriccomplications // J. Neural Transm. 2004. — Vol. I’M, № 7. — P. 773-7891

111. Modigh K., Berggren U., Sehlin S. High risk for children with . DAMP/ADHD to become addicts later in life // Lakartidningen. 1998.

112. Vol. 95, №47.-P. 5316-5319.

113. Murray L., Hipwell: Al, Hooper R., Stein A. Cooper P. The cognitive development of 5-year-old children of postnatally depressed; mothers // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1996. — Vol. 37, № 8. — P. 927-935.

114. Nolan E.E., Gadow K.D. Children with ADHD- and tic disorder and their, classmates: behavioral normalization with methylphenidate // J. Am. Acad. Child: Adolesc. Psychiatry. -1997. Vol.36, N5.-P. 597-604.

115. Ors Ml, Lindgren M., Blennow G., Rosen I. Auditory event-related potentials in parents of children with specific language impairment // Eur. J. Pediatr. Neurol. 20021 — Vol. 6, № 5. — P. 249-260.

116. Ors M;, Ryding E., Lindgren M., Gustafsson P., Blennow G., Rosen I. SPECT findings in children with specific language impairment// Cortex. -2005. Vol. 41, №3. P. 316-326.

117. Picard A., Cheliout Heraut F., Bouskraoui M., Lemoine M., Lacert P., Delattre J. Sleep EEG and developmental dysphasia // Dev. Med. Child. Neurol. 1998. — Vol. 40, № 9. — P. 595-599.

118. Plante E., Boliek С., Binkiewicz A., Erly W.K. Elevated androgen, brain development and language/learning disabilities in children with congenital adrenal hyperplasia // Dev. Med. Child. Neurol. 1996. — Vol. 38, №5.-P. 423-437.

Читайте также:  Методы и приемы работы с синдромом дауна

119. Plante E., Boliek C., Mahendra N., Story J., Glaspey K. Right hemisphere contribution to developmental language disorder: Neuroanatomical and behavioral evidence // J. Commun. Disord. 2001. -Vol. 34, № 5.-P. 415-436.

120. Plante E., Swisher L., Vance R., Rapcsak S. MRI findings in boys with specific language impairment // Brain Lang. 1991. — Vol. 41, № 1. -P. 52-66.

121. Pliszka S.R. Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder with psychiatric disorder: an overview // J. Clin. Psychiatry. 1998. -Vol. 59, Suppl. 7. -P. 50-58.

122. Preis S., Jancke L., Schittler P., Huang Y., Steinmetz H. Normal intrasylvian anatomical asymmetry in children with developmental language disorder //Neuropsychology. 1998. — Vol. 36, № 9. — P. 849-855.

123. Quist J.F., Barr C.L., Schachar R;, Roberts W., Malone M., Tannock R., Basile V.S., Beitchman J., Kennedy J.L. The serotonin 5-HTlB receptor gene and attention deficit hyperactivity disorder // Mol. Psychiatry. 2003. — Vol.8, № 1. — P. 98-102.

124. Rey J.M. Perceptions of poor maternal care are associated with adolescent depression // J. Affect. Disord. 1995. -Vol.34, №2. — P.95-100.

125. Rice M.L., Wexler K., Hershberger S. Tense over time: the longitudinal course of tense acquisition in children with specific language impairment // J. Speech Lang. Hear. Res. 1998. — Vol. 41, № 6. — P.1412-1431.

126. Richard I.H., McDonald W.M. Can «blue» genes affect mood and movement? // Neurology. 2004. — Vol.63, № 4. — P. 610-611.

127. Roberts J., Sanyal M., Burchinal M., Collier A., Ramiey C., Henderson F. Otitis media in early childhood and its relationship: to later verbal and academic performance // Pediatrics. 1986. -Vol. 78, № 3. — P. 423-430.

128. Saba PiR:, Dastur K., Keshavan M:S., Katerji M.A. Obsessive-compulsive disorder, Tourette’s syndrome, and basal ganglia pathology on MRI // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosci. 1998.- Vol. 10, № 1. — P. 116117.

129. Sachs Jl, Bard В., Johnson M. Language learning with restricted input: Case studies of two hearing children of deaf parents // Applied Psycholinguistics. 1981. — Vol. 2. — P. 33-54.

130. Shafer V.L., Morr M.L., Datta H., Kurtzberg D., Schwartz R.G. Neurophysiological indexes of speech processing deficits in children with specific language impairment // J. Cogn. Neurosci. 2005. — Vol. 17, № 7. -P. 1168-1180.

131. Shafer V.L., Schwartz R.G., Мог M.L., Kessler K.L., Kurtzberg D., Ruben R.J. Neurophysiological indices of language impairment in children.// Acta Otolaryngol. 2001. — Vol. 121, № 2. — P. 297-300.

132. Shafer V.L., Schwartz R.G., Morr M.L., Kessler K.L., Kurtzberg D. Deviant neurophysiological asymmetry in children with language impairment//Neuroreport. 2000. — Vol.11, № 7. — P. 3715-3718

133. Shervette R.E., Xenakis S.N., Richters J. Anxiety and depressive disorders in attention deficit disorder with hyperactivity: new findings // Am. J. Psychiatry. 1993. — Vol.150, № 8. — P. 1203-1209.

134. Singer H:S., Schuerholz L.J., Denckla M.B. Learning difficulties in children with Tourette syndrome// J. Child. Neurol. 1995. — Vol. 10, Suppl. 1.-P.58-61.

135. Skuse D.H. Extreme deprivation in early childhood // Language, development in exceptional circumstances. Lawrence, 1993. — P: 29-46.

136. SLI Consortium: A genome wide scan identifies two novel locr involved in specific language impairment // Am J Hum Genet. 2002; Vol. 70 P. 384-398

137. Snowling M:, Bishop D;V., Stothard S.E. Is preschool language impairment a risk factor for dyslexia in adolescence? // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2000. — Vol. 41, № 5. — P. 587-600;

138. Solanto M.V. Neuropsychopharmacological mechanisms of stimulant drug action in attention-deficit hyperactivity disorder: a review and integration // Behav. Brain Res. 1998. — Vol. 94, N1. — P: 127-152. .

139. Staden U, Isaacs E, Boyd SG, Brand! U, Neville BG. Language dysfunction in children with Rolandic epilepsy // Neuropediatrics. 1998. — ‘ Vol.29, №5. -P. 242-248.

140. Stanton-Chapman T.L., Chapman D.A., Bainbridge N.L., Scott K.G. Identification of early risk factors for language impairment // Res. Dev. Disabil. 2002. — Vol. 23, № 6. — P. 390-405.

141. Stores G. Practitioner review: assessment and treatment of sleep disorders in children and adolescents // J. Child Psychol. Psychiatry. 1996.1. Vol. 37, № 8.- P.907-925.

142. Stothard S., Snowling M., Bishop D., Chipchase В., Kaplan C. Language-impaired preschoolers: a follow-up into adolescence // J. Speech, Lang. Hear. Res. 1998. — Vol. 41, №2. — P; 407- 418.

143. Stromswold К Genetics of spoken language disorders // Hum. Biol. -1998. Vol. 70, № 2. — P. 297-324.

144. Swanson. J.M. School-based assessments and interventions for ADD students. Irvine, 1992. — 184 p.

145. Tallal P, Hirsch L.S., Realpe-Bonilla Т., Miller S., Brzustowicz L.M., Bartlett C., Flax J.F. Familial aggregation in specific language impairment // J. Speech Lang. Hear. Res. 2001. — Vol. 44, №5. -P. 1172-1182.

146. Tallal P., Ross R., Curtiss S. Familial aggregation in specific language impainnent // J. Speech Hear. Disord. 1989. — Vol. 54, №2. — P. 167- 173.

147. Tallal P., Ross R., Curtiss S. Unexpected sex-ratios in families of language/learning-impaired children//Neuropsychology. 1989. — Vol. 27, №7.-P. 987-998.

148. Tannock R., Brovim Т.Е. Attention deficit disorders with learning disorders in children and adolescents // Attention Deficit Disorders and Cognitive Comorbidities in Children, Adolescents and Adults. -Washington, 2000. P. 56 — 73.

149. Thomson J.B., Varley C.K. Prediction of stimulant response in children with attention-deficit/hyperactivity disorder // J. Child. Adolesc. Psychopharmacol. 1998. — Vol. 8, N2. — P. 125-132.

150. Tomblin J.B. Familial concentration of developmental language impairment // J. Speech Hear. Disord. 1989. — Vol. 54, №2. — P. 287- 295.

151. Tomblin J.B., Records N.L., Buckwalter P., Zhang X., Smith E., O’Brien M. Prevalence of specific language impairment in kindergarten children // J. Speech Lang. Hear. Res. 1997. — Vol.40, № 6. — P. 12451260.

152. Trauner D., Wulfeck В., ‘Fallal P., Hesselink J. Neurological and MR! profiles of children with developmental language impairment // Dev. Med;. Child. Neurol; 2000. — Vol. 42, № 7. — P. 470-475;

153. Van der Lely H.K., Stollwerck L. A grammatical specific language impairment in children: an autosomal dominant inheritance? // Brain Lang. -1996. Vol.52, № 3. -P.484-504.

154. Watkins K.E., Dronkers N.F., Vargha-Kadem F. Behavioural analysis of an inherited speech and language disorder: Comparison with acquired aphasia // Brain. 2002. — Vol.125, №3. — P. 452-464.

155. Watkins K.E., Vargha-Kadem F., Ashbumer J. МЫ analysis of an inherited speech and language disorder: Structural brain abnormalities // Brain. 2002. — Vol.125, № 3 . — P. 465-478.

156. Watkins R., Rice M. Specific language impairments in children. -Baltimore, 1994.-98 p.

157. Webster R.I., Shevell M.I. Neurobiology of Specific Language Impairment // J. Child. Neurol. 2004. — Vol. 19, № 7. — P. 471-481.

158. Whitehurst GJ. Language processes in context: Language learning in children reared in powerty // Communication and language acquisition. Baltimore, 1997. P. 45-51.

159. Wolraich M.L., Hannah J.N., Baumgaertel A., Feurer I.D. Examination of DSM-IV criteria for attention deficit/hyperactivity disorder in a county-wide sample // J. Dev. Behav. Pediatr. -1998. Vol! 19, № 3. -P. 162-168

160. Wu K.K., Anderson V., Gastiello U. Neuropsychological evaluation of deficits in executive functioning for ADHD children with or without learning disabilities; // Dev. Neuropsychol. 2002. — Vol.22, N2. — P.501-531.

161. Zametkin A .J:, Liebenhauer L.L., Fitzgerald G.A. Brain metabolism in teenagers with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder.//Arch. Gen. Psychiatry. 1993. — Vol.50, №5. — P.333-340.

162. Zametkin A.J., Nordahl Т.Е. Gross M., King A.C., Semple W.E., Rumsey J., Hamburger S., Cohen R.M; Cerebral glucose metabolism in adults with huperactivity of childhood onset // N. Engl. J. Med. 1990. -Vol.323, №20. — P. 1361-1366.

163. Zametkin A.J., Rapoport J.L. Noradrenergic hypothesis of attention deficit disorder with hyperactivity: A critical review // Psychopharmacology: The third generation of progress. New York, 1987. — P. 837-846.

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика мочевого синдрома у детей

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник