Дислексия код по мкб 10 у детей

Дислексия код по мкб 10 у детей thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение

Названия

 Дислексия.

Дислексия
Дислексия

Описание

 В настоящее время нет ообщепринятого определения дислексии. Одно из определний предложено Международной ассоциацией дислексии (IDA):
 Дислексия — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.
 Это определение принято советом директоров IDA 12 ноября 2002 года.
 Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, нарушения зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
 Исторические факты. Термин «дислексия» введён офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были проблемы в обучении чтению и письму, несмотря на отсутствие каких-либо интеллектуальных и физических отклонений.
 В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В своей статье он ссылался на клинический случай нарушения чтения у подростка 14-ти лет, не смотря на нормальный уровень интеллектуальных способностей.
 В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению феномена дислексии и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон отметил отсутствие связи между проблемами со зрением и нарушением чтения. Согласно теории Ортона, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Ортон считал, что при этом заболевании правое и левое полушария головного мозга как бы «меняются» ролями — т. Е. Каждое из нихделает работуза другого. Однако позднее он изменил свою гипотезу и дал другое определение дислексии – «смешанная доминантность полушарий». Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
 В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова как наботра отдельных букв, а не как единого целого.
 В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Симптомы

 Дислексия — сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.
 Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
 Виды дислексии:
 1. Фонематическая дислексия — этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р,твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования ) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.
 Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
 Отмечается также:
 - побуквенное чтение;
 - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов. ).
 2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтениявоспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
 3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:
 - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
 - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
 - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
 4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
 5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Читайте также:  Генерализованный артроз код по мкб

Дислексия
Дислексия

Причины

 Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и ) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга, а именно задняя часть левой средней височной извилины, у таких людей функционально менее активны, чем у исследуемых без нарушений чтения. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них так же обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева.
 Как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Случаи повторной диагностики дислексии в семьях у других родственников наблюдались и при последующих исследованиях. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. В результате проведенных исследований доказано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15.

Лечение

 Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить этирасстройства.
 Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Это означает что родителям необходимо работать вместе со школой для того чтобы быть уверенными в том что дети получают необходимую помощь.
 Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.
 Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова. Поэтому, таким людям гораздо труднее проходить тестирование при обучении и многие школы ввели такие форматы тестов, которые позволяют справедливо определять их знания, обеспечивая вопросы и ответы контекстом. Пример таких тестов – это эссе или устный экзамен.
 Дислексики часто чувствуют себя очень уставшими поскольку чтение отбирает у них куда больше сил нежели у здоровых людей. Многие школы предоставляют им больше времени для выполнения экзаменов для получения справедливой оценки изученного.

Читайте также:  Дакриостеноз код мкб 10

Источник

МКБ-10: R48.0 Дислексия и алексия; R48.1 Агнозия; R48.2 Апраксия …

R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках: код по МКБ-10МКБ 10: Пункт R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках

Состав пункта

  • R48.0 Дислексия и алексия
  • R48.1 Агнозия
  • R48.2 Апраксия
  • R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Материалы по лечению заболевания в системе Консилиум

  • Клинические рекомендации
  • Памятки для пациентов: готовые материалы, чтобы распечатать
  • Критерии качества лечения
  • Справочники: полезные в повседневной работе документы (шкалы, таблицы, алгоритмы и т.д.).
  • Стандарты: материалы для подготовки к проверкам и экспертизам.

Забрать материалы

R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках входит в:

Класс XVIII. R00-R99 Симптомы не классифицированные в других рубриках

В этот класс включены симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических или других исследованиях, а также неточно обозначенные состояния, в отношении которых не указан какой-либо диагноз, классифицированный в других рубриках. Признаки и симптомы, на основании которых удается поставить достаточно определенный диагноз, классифицированы в рубриках других классов. Рубрики настоящего класса, как правило, включают не столь точно обозначенные состояния и симптомы, которые в равной степени могут относиться к двум или более болезням либо к двум или более системам организма, при отсутствии необходимого исследования, позволяющего установить окончательный диагноз. Практически все состояния, входящие в рубрики этого класса, можно определить как «неуточненные», «без других указаний», «неизвестной этиологии» или «преходящие».

К состояниям, признакам и симптомам относятся:

  • случаи, при которых более точная диагностика была невозможна даже после изучения всех имеющихся фактических данных;
  • случаи появления преходящих симптомов или признаков, причины которых невозможно было установить;
  • случаи постановки предварительного диагноза, который невозможно было подтвердить из-за неявки больного для дальнейшего обследования или лечения;
  • случаи направления больного в другое учреждение для обследования или лечения до постановки окончательного диагноза;
  • случаи, когда более точный диагноз не был установлен по какой-либо иной причине;
  • некоторые симптомы, по которым представлена дополнительная информация, сама по себе не имеющая ценности для оказания медицинской помощи.

Исключены:

  • отклонения от нормы, выявленные при антенатальном обследовании матери (O28.-)
  • отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (P00-P96)

Блоки класса

  • R00-R09 Симптомы и признаки, относящиеся к системам кровообращения и дыхания
  • R10-R19 Симптомы и признаки, относящиеся к системе пищеварения и брюшной полости
  • R20-R23 Симптомы и признаки, относящиеся к коже и подкожной клетчатке
  • R25-R29 Симптомы и признаки, относящиеся к нервной и костно-мышечной системам
  • R30-R39 Симптомы и признаки, относящиеся к мочевой системе
  • R40-R46 Симптомы и признаки, относящиеся к познавательной способности, восприятию, эмоциональному состоянию и поведению
  • R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
  • R50-R69 Общие симптомы и признаки
  • R70-R79 Отклонения от нормы, выявленные при исследовании крови, при отсутствии диагноза
  • R80-R82 Отклонения от нормы, выявленные при исследовании мочи, при отсутствии диагноза
  • R83-R89 Отклонения от нормы, выявленные при исследовании других жидкостей, субстанций и тканей организма, при отсутствии диагноза
  • R90-R94 Отклонения от нормы, выявленные при диагностических исследованиях с получением изображений и функциональных исследованиях, при отсутствии диагноза
  • R95-R99 Неточно обозначенные и неизвестные причины смерти

Открыть другие классы

Блок R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

  • R47 Нарушения речи, не классифицированные в других рубриках
  • R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках
  • R49 Нарушения голоса

Все блоки

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Справочно:

Международная классификация болезней — это:

  • А. перечень наименований болезней в определенном порядке.
  • Б. перечень диагнозов в определенном порядке.
  • В. перечень симптомов, синдромов и отдельных состояний, расположенных по определенному принципу.
  • Г. система рубрик, в которые отдельные патологические состояния включены в соответствии с определенными установленными критериями.
  • Д. перечень (наименований) болезней, диагнозов и синдромов, расположенных в определенном порядке.

Источник

Эффективные методы коррекции дислексииДислексия – это распространенная проблема обучения у детей, проявляющаяся специфическим расстройством чтения. Заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется неспособностью человека правильно и быстро распознавать слова, а также осваивать навыки правописания.

Читайте также:  Код мкб поражение малоберцового нерва

Классификация дислексии

В основе классификации дислексии лежат различные критерии. Так, в зависимости от нарушенных операций процесса чтения, выделяют аграмматическую, семантическую, оптическую, мнестическую, тактильную и фонематическую дислексию.

Аграмматическая форма заболевания связана с недоразвитием грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений. Характеризуется изменением числа местоимений и существительных, падежных окончаний, неправильным согласованием прилагательных и существительных, неверным употреблением глаголов 3 лица прошедшего времени. Чаще встречается у лиц, страдающих системным недоразвитием речи.

Семантическая дислексия проявляется нарушением понимания прочитанных слов и предложений при технически правильном чтении. Это обусловлено двумя основными факторами: нечеткостью представлений о связях синтаксического характера и трудностями синтеза звуков и слогов.

При проблемах, которые связаны с усвоением и смешением похожих букв, говорят об оптической дислексии. При этом смешиваемые буквы могут быть очень похожи и различаться лишь в одном элементе, например, М и Л, либо состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей, как Г и Т или Р и Ь.

Мнестическая форма заболевания проявляется в том случае, если трудности связаны с усвоением всех букв. Она обусловлена тем, что у ребенка нарушаются процессы установления связей между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

У слепых и слабовидящих детей наблюдается тактильная дислексия, причиной которой является нечеткость осязательного восприятия.

Фонематическая дислексия распространена среди школьников младших классов и характеризуется тем, что они в течение 2-4 лет не могут научиться читать правильно. Одни ученики с трудом усваивают буквы и не умеют складывать их в слова и слоги, другие дети учат их легко, но при чтении делают много ошибок, поскольку для них буква не является обобщенным графическим знаком (графемой). По мнению автора представленной классификации дислексии это обусловлено плохим фонематическим слухом.

Таким образом, семантическая, аграмматическая и фонематическая дислексии возникают вследствие несформированности речевых функций, а оптическая, тактильная и мнестическая – из-за недоразвитости психических функций.

Симптомы дислексии

К характерным симптомам дислексии, с которыми сталкиваются дислектики, можно отнести следующие проблемы:

  • Дезорганизация;
  • Задержка в развитии;
  • Пространственная дезориентация;
  • Непонимание прочитанного;
  • Трудности с усвоением слов и восприятием информации;
  • Неуклюжесть, нарушение координации.

Также стоит отметить некоторые другие симптомы дислексии, не связанные с умственным развитием:

  • Плохие навыки чтения при высоком уровне интеллекта;
  • Повторение ошибок, которые возникают в процессе чтения или письма;
  • Неспособность выполнения задания за время, которое на него отведено;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память;
  • Трудности с определением правой и левой сторон, верха и низа.

Лечение и коррекция дислексии

В лечении дислексии важен индивидуальный подход. Каждому пациенту подбирается специальная программа коррекции. Благодаря подобным курсам страдающие заболеванием овладевают навыками чтения и намного увереннее чувствуют себя в самых разных сферах деятельности. Среди методов коррекции дислексии можно выделить устную работу, применение разнообразных технических средств, а также альтернативные способы обучения.

Зачастую расстройство остается проблемой на всю жизнь, одновременно с этим нередко встречаются случаи развития навыков чтения. Однако должного уровня грамотности определенная часть дислектиков не достигает никогда.

Фонематическая дислексия и ее коррекцияОсобенностью лечения дислексии является то, что корректировке подвергается весь учебный процесс, включая непрямое и прямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавания слов. Прямое обучение – это использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыков чтения, непрямое – внедрение этих методов непосредственно в программу обучения. При этом подход к процессу может быть разным: либо последовательное изучение звуков, слов и предложений, либо обучение чтению словами и выражениями в целом.

При коррекции дислексии важно использовать подходы, при которых задействовано сразу несколько органов чувств (зрение, слух, осязание). В связи с этим полезным для ребенка является освоение компьютера.

Применение других способов лечения дислексии (например, перцептивного или оптометрического тренингов), а также медикаментозной терапии не имеют доказанной эффективности, а потому их использование не рекомендовано.

При подозрении на дислексию и в случае любых нарушений речи необходима консультация врача-логопеда.

При лечении Дислексия применяют лекарственные препараты:

Источник