Дипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработников

Дипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработников thumbnail

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

  • История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2014

  • Понятие, признаки, история возникновения синдрома эмоционального выгорания. Профессия и выгорание; особенности проблем медицинских работников. Изучение влияния данного синдрома на психологическое состояние медперсонала и атмосферу внутри коллектива.

    курсовая работа, добавлен 09.04.2014

  • Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

    курсовая работа, добавлен 04.10.2012

  • Проблематика стрессоустойчивости человека. Динамика развития и психологическая симптоматика эмоционального выгорания. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных характеристик и эмоционального выгорания медсестер в профессиональной деятельности.

    курсовая работа, добавлен 12.07.2015

  • Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания», обобщение факторов, способствующих его возникновению. Динамика развития и психологическая симптоматика. Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.06.2011

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Психологическое и душевное переутомление, нарушение здоровья и трудовой дееспособности как причины синдрома эмоционального выгорания. Группы симптомов, характерные для синдрома: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

    практическая работа, добавлен 24.03.2011

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Содержание труда работников системы здравоохранения как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания. Подходы к изучению влияния тревожности и темпераментальных свойств на профессиональную деятельность. Оценка темперамента медицинских сестер.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2016

  • Источник

    Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Слайд 1

    Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

    Тема моей выпускной квалификационной работы — «Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников».

    Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий.

    Слайд 2

    Целью выпускной квалификационной работы является Цель – изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания.

    Слайд 3

    Объект  исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер.

    Предмет исследования – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

    Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.

    Слайд 4

    Для достижения цели, во второй главе работы описано проведенное ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.

    В исследовании приняло участие 40 человек (медицинские сестры в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили:   мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.

    Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой.

    Слайд 5

    Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования  представлены на слайде.

    Исходя из данных, представленных на диаграме, видно, что специалисты группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. В группе испытуемых наблюдаются следующая картина:

     — эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;

    — эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.

    Слайд 6

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены на слайде 6.

    Как видно, в группе медработников наблюдается эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. Они имеют тенденцию к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ведет к ограничению своих возможностей, обязательств по отношению к другим.

    Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна. Это подчеркивает необходимость профилактической и психокоррекционной работы с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников.  И это, в большей мере, связано не с показателями работников у которых уже сформировалось эмоциональное выгорание, а с показателем эмоционального выгорания сотрудников, который находится в стадии формирования. Так как именно на этой стадии мы можем предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания.

    Слайд 7

    С целью преодоления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер и проведения профилактических мероприятий по предупреждению данного синдрома,   нами была разработана « Программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».

    Программа тренинга рассчитана на 24 часа и включает в себя 8 занятий по 3 часа каждое.

    Цель и задачи программы:

    Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами его преодоления.

    Данная программа направлена на решение следующих основных задач:

    —           обозначение и иллюстрация проблемы эмоционального выгорания;

    —           укрепление личностной и профессиональной самооценки участников;

    —           осознание своих личностных особенностей и ресурсных                 возможностей;

    —           коррекция и развитие установок участников, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

    Слайд 8

    Далее на слайдах представлно описание и содержание занятий в рамках разработанной программы.

    Занятие№1 «Я хочу общаться!»

    Цель занятия — ознакомить участников с основными принципами программы тренинга, принять правила работы группы, создать позитивную атмосферу в группе

    1.1. Знакомство

    1.2. Упражнение «Что я сейчас чувствую»

    1.3. «Принятие правил работы группы»

    1.4. Упражнение «Мои добрые дела»

    1.5. Упражнение «Страховка»

    1.6. Упражнение «Мои сильные стороны»

    ТОЛЬКО У НАС!

    Дипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработниковДипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработниковДипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработниковДипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработниковДипломная работа синдром эмоционального выгорания у медработников

    Доклад, презентация

    без предоплаты

    Более 100

    бесплатных примеров

    Доработки

    бесплатно

    Срок от 1 часа

    до 1 дня

    Гарантия

    низкой цены

    Слайд 9

    Занятие№2

    Цель занятия — осознание связи эмоционального выгорания и особенностей свое проф. деятельности,  осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. Опыта

    2.1. Упражнение: «16 ассоциаций»

    2.2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»

    2.3. Упражнение «Контраргументы»

    2.4. «Психологическая поддержка и обратная связь»

    Слайд 10

    На слайде номер 10 представлена информация по 6 другим занятиям.

    Слайд 11

    Для контроля изменений состояния участников программы тренинга предусматривается тестирование через 3 и 12 месяцев,  при необходимости — проведение повторного тренинга через год. Полученный положительный результат позволит расширить практику тренингов по этой проблеме.

    С целью изучения эффективности разработанной нами программы, мы всех медработников разделили на 2 группы:

    Контрольная группа – 20 медработников, с которыми не проводилась представленная выше программа.

    Экспериментальная группа — 20 медработников, с которыми была проведена программа тренинга.

     Занятия проходили в подготовленном помещении: хорошее санитарное состояние, был представлен необходимый для занятий материал.

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе

    Как видно из таблицы на слайде,  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Слайд 12

    Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе

    Как видим из таблицы,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ по всем критериям. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга. Нужно отметить, что у 17 человек существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций»,  «резистенция», «эмоциональный дефицит», также наблюдается снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.

    Слайд 13

    Далее мы провели методику «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. результаты представлены в таблицах на слайде.

    Анализ показал, что  результаты медработников контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.

    Кроме того,  результаты медработников экспериментальной группы до и после эксперимента различаются по уровню проявления СЭВ. У всех медработников существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».

    Как видим, в группах медработников экспериментальной группы выявлены существенные значимые сдвиги по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента у них наблюдалось эмоциональное истощение, снижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.

    Слайд 14

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    1. Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания.

    2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов.

    3. Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста.

    4. У специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии.

    5. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания».

    Слайд 15

    6. Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с медработником.

    7. Виды  психологической коррекции могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию.

    8. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания медработников существенно снижены.

    9. Проведение  профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания  требует двусторонней активности.

    Слайд 16

    Таким образом, Данная программа, как целиком, так и отдельными  элементами, может быть рекомендована психологам, работающим с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.

    Перспективы исследования мы видим в апробации предложенной программы  тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от  участников.

    Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания – достигнута.

    Спасибо за внимание! Доклад окончен.

    Источник

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    Глава I Физиологический и психологический аспекты эмоцио-нального стресса, и его влияние на личность . . . . . . . . . . . .

    1.1. Физиологический механизм образования стресса и признаки стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.2. Психология стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.3. Эмоциональная напряженность и психическая адаптация . . . .

    1.4. Психологическая экология . . . . . . . . . . . . . . .

    1.5. Психологическое пространство и стресс . . . . . . . . . .

    1.6. Врач — высшая профессия. Профессиональная позиция врача .

    1.7. Влияние профессии на психологическую жизнь человека, профессиональная деформация . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.8. Факторы, инициирующие возникновение симптомов эмоцио-нального выгорания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1.9. Эмоциональное выгорание . . . . . . . . . . . . . . .

    6

    6

    11

    14

    22

    24

    28

    29

    37

    45

    Глава II Исследование личностных качеств и степени эмоцио-нального выгорания у коллектива медработников онкодиспансера . . .

    2.1 Организация и методика исследования . . . . . . . . . .

    2.2 Анализ и интерпретация результатов . . . . . . . . . . .

    53

    54

    58

    Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

    Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

    Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    1. Актуальность исследования

    Сама профессиональная деятельность медицинских работников пред-полагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и вы-сокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возни-кающие на работе — это обычное и частовозникающее явление.

    Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стерео-тип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгора-ние» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку до-зировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрица-тельно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.

    2. Цель исследования

    Исследовать степень эмоционального выгорания у медработников, сте-пень эмоционального стресса и определить личностные особенности лиц с выявленными синдромами эмоционального выгорания.

    3. Задача

    1) Анализ теоретических исследований по проблеме стресса, степе-ни деформации личности и эмоционального выгорания.

    2) Разработка модели личностных качеств для профессии мед.работника.

    3) Проведение исследования.

    4. Предмет исследования

    Личностные качества и их взаимосвязь с синдромом эмоционального выгорания.

    5. Объект исследования

    Коллектив медработников отделения анестезиологии и реанимации Клинического онкологического диспансера МЗ РТ г.Казани.

    6. Методы исследования

    1) Теоретический анализ,

    2) Констатирующий эксперимент.

    7. Методы психодиагностики

    1. СМОЛ (Сокращенный Многопрофильный Опросник Личности)

    2. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Д.Спилбергера.

    3. Шкала депрессии.

    4. Шкала профессионального стресса

    5. Методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко

    8. Выборка

    Исследование проводилось в отделении анестезиологии и реанимации Клинического онкодиспансера МЗ РТ (г.Казань). 30 профессионалов, прора-ботавших в данной сфере 5-10 более лет. Они отвечали на вопросы тестов в начале рабочего операционного дня. Всем врачам-анестезиологам и медсе-страм предстояло принять участие в сложных хирургических операциях.

    9. Гипотеза

    Личностные особенности медработников являются внутренними фак-торами, способствующими возникновению и формированию синдрома эмо-ционального выгорания.

    10. Теоретическая новизна

    Определение эмоционального выгорания от личностных особенностей медработника.

    11. Методологичекая основа исследования

    1. Теория Г.Селье.

    2. Деятельностый подход С. Рубинштейна.

    Представленная дипломная работа посвящена проблеме эмоционально-го выгорания и профессионального стресса медицинских работников, рабо-тающих в отделении анестезиологии и реанимации онкодиспансера. Лично-стные качества, степень профессионального стресса и их взаимосвязь с син-дромом эмоционального выгорания являются предметом исследования дан-ной работы.

    Работа состоит из двух глав.

    I глава Физиологический и психологический аспекты эмоционального стресса и его влияние на личность содержит теоретический анализ основных проблем, отражающих механизмы образования стресса, его признаки и при-чины, влияние стресса на личностную структуру индивида и его профессио-нальную деятельность. Особое внимание уделено личностным особенностям работников в сфере человек-человек . Рассмотрены основные механизмы и последствия стресса — эмоциональное выгорание и факторы его формирования.

    II глава Исследование личностных качеств и степени эмоционального выгорания у коллектива медработников онкодиспансера посвящена научно-исследовательской работе по определению личностных особенностей медра-ботников и их взаимосвязь с СЭВ.

    В работе применялись статистические методы обработки данных:

    — описательная статистика

    — индуктивная статистика

    — корреляционный анализ.

    Работа представлена на 74 страницах, имеет список литературы, вклю-чающий 31 наименование, 4 таблицы, 1 рисунок.

    В качестве приложения представлены образцы протоколов испытуемых.

    1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М. — 1998.

    2. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М. — 1976.

    3. Алиев X. Защита от стресса. — М. — 1996.

    4. Бахур В. На нервной почве. — M. — 1997.

    5. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация челове-ка. — Л. — 1988.

    6. Брей P. Как жить с собой и миром. — М. — 1992.

    7. Василюк Ф. Психология переживаний. — М. — 1984.

    8. Грановская Р. Элементы практической психологии. — С.П. — 1997.

    9. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. — М. — 1993.

    10. Кон И. Социология личности. — М. — 1967.

    11. Кондрашенко В. Донской Д. Общая психотерапия. — М. — 1997.

    12. Краткий психологический словарь. — Р-н/Д. — 1998.

    13. Курс практической психологии или как научиться работать и доби-ваться успеха. — Ижевск. — 1996.

    14. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Р. — 1986.

    15. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здо-ровья и работоспособности. — М. — 1980.

    16. Майср Д. Социальная психология. — С.-П. — 1999.

    17. Менделевич В. Клиническая медицинская психология. — М. — 1960.

    18. Популярная медицинская энциклопедия. — М. — 1979.

    19. Психологический словарь. — М. — 1998.

    20. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. — М. -1998.

    21. Рубинштейн С. Основы общей психологии. — С.П. — 1999.

    22. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М. — 1960.

    23. Селье Г. Стресс без дистресса. — М. — 1982.

    24. Семенова А. Исцеление словом. — С.-П. — 1998.

    25. Семенова А. Оберегу от всех невзгод: защита судьбы и кармы, здо-ровья и семьи. — С.-П. — 1998.

    26. Стресс жизни. составители Л.Попова, В. М.Соколов. — 1996.

    27. Столяренко Л. Основы психологии. — Р.н/Д. — 1997.

    28. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.

    29. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. — С.-П.-1996.

    30. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — М. — 1976.

    31. Хьелл Л., Зинглер Теории личности. — С.-П. — 1999.

    Источник