Диплом синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Характеристика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), его клинические и возрастные проявления. Общая характеристика эмоционального состояния и сопутствующие СДВГ расстройства. Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ.

  • Общая характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Формы проявления минимально-мозговой дисфункции. Психологические особенности памяти и внимания здоровых детей и детей с СДВГ в возрасте 6-7 лет. Нейробиологические основы СДВГ.

    дипломная работа, добавлен 31.08.2013

  • Рассмотрение признаков синдрома дефицита внимания: невнимательность, отвлекаемость, импульсивное поведение. Причины возникновения и методы выявления трудностей гиперактивности ребенка. Ознакомление со способами коррекции «излишков» активности детей.

    презентация, добавлен 31.01.2016

  • Особенности синдрома дефицита внимания – психологического неврологического, поведенческо–возрастного расстройства, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания. Анализ основных проявлений: импульсивность, гиперактивность.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, признаки, формы проявления. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства.

    реферат, добавлен 22.03.2009

  • Сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: признаки и причины. Импульсивность, как неспособность затормозить свои непосредственные побуждения. Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста.

    реферат, добавлен 14.01.2011

  • Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и его характеристики. Дизонтогенез, особенности проявления. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности детей. Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации.

    курсовая работа, добавлен 08.02.2016

  • Повышенная двигательная активность как симптом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития. Рассмотрение и анализ психологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания. Характеристика методики Тулуз-Пьерона.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2012

  • Обзор методических средств изучения социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте. Значимость общения ребенка. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2016

  • Гиперактивность детей как одно из проявлений комплекса поведенческих возрастных нарушений. Синдромы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психосоциальные расстройства, ведущие к социальной деформации личности. Причины их проявления и профилактика.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Причины и содержание синдрома гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте, его этиология и механизмы развития. Психологические особенности детей с СДВГ, методы его коррекции и лечения. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

    курсовая работа, добавлен 01.07.2009

  • Источник

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

    Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

    Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

    Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

    Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

    Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

    Читайте также:  Остеохондроз с болевым синдромом мкб

    Проявления СДВГ

    Невнимательность

    Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

    • Неспособность сосредоточиться на деталях;
    • Ошибки по невнимательности;
    • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
    • Неспособность доводить задания до конца;
    • Низкие организаторские способности;
    • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
    • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
    • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
    • 3абывчивость.

    Гиперактивность и импульсивность

    Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

    • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
    • Вскакивает с места без разрешения;
    • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
    • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
    • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
    • Не может дождаться своей очереди.

    Дополнительные признаки

    • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
    • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
    • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
    • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
    • нарушения сна.

    Перечисленные особенности поведения должны

    • появиться до 8 лет;
    • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
    • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
    • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
    • не соответствовать возрастной норме.

    В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

    Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

    В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    – проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

    – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

    – контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    – не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    – стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

    – реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

    – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    – не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    – выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

    – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

    2. Изменение психологического микроклимата в семье:

    – уделяйте ребенку достаточно внимания;

    – проводите досуг всей семьей;

    – не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    3. Организация режима дня и места для занятий:

    – установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    – чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    – снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    – оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

    – избегайте по возможности больших скоплений людей;

    – помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    – организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

    4. Специальная поведенческая программа:

    – придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

    – не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

    – чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

    – составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

    – воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

    – не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

    – постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

    – не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

    – не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

    – помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

    – не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

    – объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

    Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    – лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

    – запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

    – прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

    – чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

    – холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

    Читайте также:  Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга

    – внеочередное дежурство по кухне и т.д.

    Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

    – если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

    – если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

    – если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

    Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

    Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

    Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

    Источник

    Елизавета Евдокимова
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

    Причины СДВГ

    Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.

    В силу разнообразия и множественности этих отклонений можно предположить существование не одного, а целого комплекса факторов, лежащих в основе заболевания.

    У детей с СДВГ существуют проблемы созревания психических функций: внимания, двигательного контроля, регуляции поведения.

    Причины развития синдрома

    1. Биологические

    2. Генетические

    3. Социальные

    Во всём мире основными причинами синдрома дефицита внимания признаны биологические факторы — это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.

    Социальные причины (неблагоприятный психологический микроклимат в семье, пороки воспитания и др.) недостаточно достоверны, но они всегда задерживают выздоровление.

    Биологические причины

    Большинство исследователей считают, что существует достоверная связь заболевания с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы после рождения. Доказательством этого служат данные ретроспективного анализа раннего периода развития детей.

    Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

    К факторам пренатальной патологии относятся токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, недостаток йода, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

    На ещё не родившегося ребёнка влияют также психосоциальные факторы: стрессы, повышенный уровень беспокойства, психотравмы, испытываемые матерью, нежелание иметь данного ребёнка. По данным британских учёных эти факторы увеличивают риск возникновения проблем в поведении и эмоциональном развитии у ребёнка в первые 4 года жизни в два-три раза. Причём у мальчиков преобладают нарушения в виде гиперактивности и дефицита внимания.

    Осложнения при родах значительно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка. Возраст 9 месяцев для плода — критическое время формирования коры головного мозга.

    Учёные выяснили, что в группе риска развития СДВГ находятся недоношенные дети (возраст 28-37 недель). Как показало исследование датских учёных, существует достоверная связь между временем рождения ребёнка и последующим развитием признаков СДВГ. Оказалось, что если ребёнок родился в 34-36 недель, то вероятность развития СДВГ составляет 70%, если он родился на 3-4 недели раньше, то эта вероятность увеличивается в 3 раза.

    Не только перинатальная патология, но и любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Тяжёлый диатез, диспепсия, а также психические и физические травмы — сотрясения, сильные ушибы и травмы головы — могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте. Астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нефропатии, нарушения обмена веществ, частые аллергии могут выступать как постоянные факторы, негативно влияющие на нормальную работу мозга [Ясюкова Л. А., 1997].

    Биологические факторы развития синдрома имеют решающее значение в первые два-три года жизни ребёнка, в последующем их действие маскируется, опосредуясь через социальные факторы [Тржесоглава, 1986; Ясюкова, 1997].

    Генетические причины

    Причиной синдрома дефицита внимания может быть врождённая неполноценность функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма [Справочник по неврологии детского возраста, 1995].

    Читайте также:  Как снять похмельный синдром на дом

    У 10% детей с СДВГ (Чехия) и у 20% детей (США) была выявлена наследственная предрасположенность к заболеванию [Тржесоглава З., 1986; Serman D.K., 1997].

    Достоверно известно, что у детей с СДВГ есть хотя бы один родственник с такими же симптомами.

    По данным американских исследователей 20% родителей детей с синдромом также страдали дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

    Социальные причины

    Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется.

    Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

    На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек.

    В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру.

    Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность — в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой.

    Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются — и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения.

    Не последнюю роль в развитии ребёнка играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность семьи. R.A.King и J.D.Noshpitz [1991] установили, что у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу. У детей из неблагополучных семей они продолжают сохраняться и способствуют развитию школьной дезадаптации.

    Исследования, проведённые авторами среди гиперактивных детей, подтвердили, что только наличие перинатальной патологии ведёт к возникновению заболевания.

    Но отделить биологические факторы от социальных и семейных часто невозможно. Поэтому неблагоприятные социальные условия могут провоцировать дальнейшее развитие заболевания, даже если в анамнезе было только лёгкое поражение ЦНС.

    Другие причины заболевания

    Кроме биологических и социальных факторов разными авторами называются следующие причины возникновения гиперактивности и нарушений внимания у детей:

    1. Пищевые красители и консерванты.

    2. Рафинированные продукты питания.

    3. Дефицит витаминов и микроэлементов.

    4. Отравление свинцом, нитратами, диоксинами.

    Исследования доктора Файнголда (Сан-Франциско) показали, что пищевая аллергия может быть причиной детской гиперактивности. При исключении из диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, у 50% гиперактивных детей значительно улучшилось поведение [B.F.Feingold, 1975].

    Недавно британские учёные выяснили, что пищевые красители действительно делают детей неуправляемыми и гиперактивными [Food, 2004].

    Список опасных красителей и консервантов

    Е124 — краситель пунцовый (понсо 4R)

    Е122 — карминовый (кармуазин)

    Е110 — жёлтый закат

    Е102 — тартразин (оранжевый краситель)

    Е210 — бензойная кислота

    Е211 — бензоат натрия

    Е212 — бензоат калия

    Е213 — бензоат кальция

    Эти добавки могут привести к аллергии, вызвать кашель, приступы астмы. Часть из них являются канцерогенами.

    За рубежом врачи бьют тревогу! Современные продукты питания негативно влияют не только на здоровье, но и на психику подрастающего поколения.

    Мишель Горбах в своей книге «Влияние питания на душевные болезни» пришел к выводу, что питание, пищевая аллергия и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны.

    «Вредные» углеводы — это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (1ГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия).

    Учёные также выяснили, что отставание в учёбе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12, жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин) [Шохет Э., 2002].

    Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создаёт хорошее настроение и является предшественником мелатонина — гормона сна.

    Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребёнка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития.

    Кроме питания, опосредованное влияние на нервно-психическое развитие ребёнка оказывает состояние окружающей среды, прежде всего в крупных городах и мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Свинец, кадмий — выбросы в атмосферу автомобилями и промышленностью.

    Учёные предупреждают также о вредном влиянии нитратов на здоровье. Эти соединения вызывают гемолиз эритроцитов и гипоксию клеток мозга.

    В целом, анализ литературы и опыт авторов показывает, что доминирующую роль в возникновении заболевания играют биологические факторы (внутриутробное поражение мозга и наследственная предрасположенность, а все остальные являются сопутствующими на течение и прогноз.

    Источник