Диплом синдром дефицита внимания и гиперактивности

Характеристика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), его клинические и возрастные проявления. Общая характеристика эмоционального состояния и сопутствующие СДВГ расстройства. Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ.

  • Общая характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Формы проявления минимально-мозговой дисфункции. Психологические особенности памяти и внимания здоровых детей и детей с СДВГ в возрасте 6-7 лет. Нейробиологические основы СДВГ.

    дипломная работа, добавлен 31.08.2013

  • Рассмотрение признаков синдрома дефицита внимания: невнимательность, отвлекаемость, импульсивное поведение. Причины возникновения и методы выявления трудностей гиперактивности ребенка. Ознакомление со способами коррекции «излишков» активности детей.

    презентация, добавлен 31.01.2016

  • Особенности синдрома дефицита внимания – психологического неврологического, поведенческо–возрастного расстройства, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания. Анализ основных проявлений: импульсивность, гиперактивность.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, признаки, формы проявления. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства.

    реферат, добавлен 22.03.2009

  • Сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: признаки и причины. Импульсивность, как неспособность затормозить свои непосредственные побуждения. Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста.

    реферат, добавлен 14.01.2011

  • Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и его характеристики. Дизонтогенез, особенности проявления. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности детей. Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации.

    курсовая работа, добавлен 08.02.2016

  • Повышенная двигательная активность как симптом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития. Рассмотрение и анализ психологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания. Характеристика методики Тулуз-Пьерона.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2012

  • Обзор методических средств изучения социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте. Значимость общения ребенка. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2016

  • Гиперактивность детей как одно из проявлений комплекса поведенческих возрастных нарушений. Синдромы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психосоциальные расстройства, ведущие к социальной деформации личности. Причины их проявления и профилактика.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Причины и содержание синдрома гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте, его этиология и механизмы развития. Психологические особенности детей с СДВГ, методы его коррекции и лечения. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

    курсовая работа, добавлен 01.07.2009

  • Источник

    Изучение сущности и функций внимания. Рассмотрение нейропсихологических причин и механизмов синдрома дефицита внимания у ребенка. Определение эффективности использования компьютерных технологий с целью развития творческой активности у гиперактивных детей.

  • Клинические особенности синдрома внимания и гиперактивности. Типы нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих». Подходы в воспитании и обучении ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

    статья, добавлен 03.05.2016

  • Обзор возрастных особенностей латерализации селективного зрительного внимания у детей с типичным развитием. Анализ нарушений этих процессов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 5-7 лет. Изучение возможности реорганизации внимания.

    автореферат, добавлен 16.04.2018

  • Факторы, способствующие успешности адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) к школьному обучению. Рекомендации, касающиеся различных сторон организации учебного процесса. Развитие навыков самоорганизации у детей с СДВГ.

    статья, добавлен 05.07.2018

  • Особенности внимания младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Сущность исследований С.Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников.

    реферат, добавлен 22.04.2019

  • Характеристика диагноза синдрома дефицита внимания. Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации внимания.

    статья, добавлен 30.03.2019

  • Сравнительное эмпирическое исследование уровня произвольного внимания и вербальных способностей младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и без него. Тест для исследования произвольного внимания и памяти «Да и нет» Гуткиной.

    дипломная работа, добавлен 25.07.2017

  • Причины возникновения дефицита внимания и гиперактивности у детей. Критерии диагностики синдрома. Содержание методов определения уровня развития у школьников психомоторных показателей, концентрации внимания и способности воспроизводить серийные движения.

    дипломная работа, добавлен 22.01.2018

  • Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины. Формы минимально-мозговой дисфункции. Дефицит активного внимания. Опасности первых лет жизни. Характерные черты умственной деятельности гиперактивных детей. Устранение проблем расстройства внимания.

    реферат, добавлен 16.01.2014

  • Признаки синдрома дефицита внимания, причины развития и нарушения в мозге. Особенности развития детей с СДВГ, проблема неусидчивости и болтливости, непредсказуемости поведения, невнимательности во время игр, своеволия. Диагностические критерии СВДГ.

    курсовая работа, добавлен 21.08.2011

  • Раскрытие понятия: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Выявление уровней развития социально-эмоциональной сферы у детей с СДВГ. Описание корекционно-развивающей работы.

    дипломная работа, добавлен 10.07.2017

  • Источник

    Эльвира Захарченко
    Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ, памятка для родителей

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с введением ФГОС в образовании большое внимание уделяется детям с ОВЗ, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

    Предлагаем вашему вниманию разработанный практический материал для педагогов и родителей для работы с детьми с синдромом дефицита внимания.

    Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это неврологическое, поведенческое возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль за побуждениями.

    Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.

    Главные проявления синдрома дефицита внимания – нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

    Под дефицитом внимания понимают неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания, уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.

    Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:

    1. Смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания).

    2. Невнимательный тип (превалируют нарушения внимания).

    3. Гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).

    Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная

    распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).

    На современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:

    — генетические факторы;

    — повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;

    — негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.

    Очень важно начать работу с таким ребенком до поступления в школу.

    Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:

    — трудности обучения (восприятия и мышления);

    — повышенная активность, импульсивность (чаще в новой обстановке);

    — недостаточное развитие моторики (особенно мелкой моторики);

    — возможные невротические проявления (тики, энурез);

    — эмоциональная лабильность;

    — разрушительные тенденции в поведении и негативизм.

    Основная работа педагога-психолога по оказанию помощи детям с постоянной повышенной активностью ведется по следующим направлениям:

    • Психологическое просвещение родителей и педагогов

    • Ранняя диагностика

    • Развитие произвольности и самоконтроля в мини-группах

    • Развитие самооценки

    • Развитие познавательных процессов

    • Коррекция поведения

    Организация коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения внимания,должна соответствовать двум обязательным условиям:

    1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекаемой форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

    2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, поскольку известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

    Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

    Игры для детей с СДВГ

    «Найди отличие»

    Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т. д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    «Ласковые лапки»

    Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    «Передай мяч»

    Цель: снять излишнюю двигательную активность.

    Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как моно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

    «Запрещенное движение»

    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему и под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

    Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее слышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

    «Волшебные палочки» (выкладывание узоров, фигур по образцу).

    «Снежный ком» (рассказ на любую тему, где каждый добавляет по слову и повторяет все сказанное предыдущим участником).

    «Покажи свой нос» (ребенка просят показать одно, а он должен показать другое).

    «Вычеркни букву».

    «Лабиринты». Читается сказка или стих, а на определенное слово ребенок откладывает палочку (рисует, хлопает и т. д.) или взрослый, читая, стучит карандашом через определенные промежутки времени, а ребенок должен сосчитать удары и пересказать содержание.

    Самое главное, научить ребенка с СДВГ отдыхать, расслабляться!

    «Воздушные шарики»

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие, легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    «Облака»

    Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако (пауза – поглаживание детей). Гладит… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    Шпаргалка для взрослых или правила работы с

    гиперактивными детьми

    1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

    2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

    3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки.

    4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом, эмоционально заряжать ребенка.

    5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

    6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

    7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

    8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

    9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

    10. Положительно подкреплять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

    11. Предоставлять ребенку возможность выбора.

    12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

    Источник

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

    Составила: педагог-психолог МКОУ «Детский дом № 5»

    Гилева Татьяна Александровна

    Портрет гиперактивного ребенка

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 6-7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

    Гиперактивных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

    Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.

    Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

    Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

    Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

    Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

    В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежат такие факторы:

    — органические поражения мозга;

    — перинатальная патология (осложнения во время беременности);

    — генетический фактор (наследственность);

    — социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия).

    Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей. Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

    Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

    Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

    Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

    Диагностические критерии

    синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

    Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Выделяют следующие критерии выявления гиперактивности:

    Дефицит внимания

    1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
    2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
    3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
    4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
    5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
    6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
    7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
    8. Легко отвлекается.
    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    Двигательная расторможенность

    1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
    2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
    3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
    4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
    5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
    6. Часто бывает болтливым.

    Импульсивность

    1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
    2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
    3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
    4. Плохо сосредотачивает внимание.
    5. Не может дождаться вознаграждения ( если между действием и вознаграждением есть пауза).
    6. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
    7. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

    Для предположения у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо наличие:

    • шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
    • шести или более из перечисленных симптомов двигательной расторможенности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

    Что делать, если в классе учится ребенок

    с гиперактивностью?

    Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей достигает тот окружающим. Появление такого ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Однако нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

    Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

    Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения.

    Существуют общие правила организации педагогической деятельности с гиперактивными детьми.

    Правила работы с гиперактивными детьми

    Характер общения с гиперактивным ребенком.

    1. Доброжелательная и спокойная обстановка.
    2. В любой ситуации общаться с ребенком спокойно.
    3. Не допускать криков и приказаний, восторгов и эмоционально приподнятого тона.

    Требования к режиму дня

    1. Режим (расписание уроков) должен быть четким.
    2. Использовать записи, наглядность (картинки), чтобы ребенок мог ориентироваться на самостоятельное выполнение режима (расписания уроков).
    3. Использовать будильник, часы для контроля времени.
    4. Перед сном, занятиями и деятельностью, требующей усидчивости, не допускать шумных игр.
    5. При переключении с одного вида деятельности на другой предупредить за несколько минут до начала новой деятельности.

    Объяснение правил и норм поведения

    1. Не допускать вседозволенности.
    2. Четкое разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
    3. Количество запретов и ограничений должно быть ограничено.
    4. Запреты необходимо оговорить заранее.
    5. Запреты должны быть четкими и непреклонными.
    6. Ребенок должен знать, какое наказание повлечет нарушение запретов.
    7. Последовательность при исполнении наказаний.
    8. Говорить с ребенком спокойно и сдержанно.
    9. Дать возможность выбора.

    Требования к организации учебных занятий

    1. Большое внимание уделять индивидуальной работе.
    2. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
    3. Ограничить отвлекающие факторы.
    4. Строить занятия по четкому стереотипному распорядку.
    5. Давать на определенный отрезок времени лишь одно задание.
    6. Периодический контроль и коррективы выполнения задания.
    7.  Создать условия для быстрого обращения за помощью.
    8. Помощь в организации работы.
    9. Делить урок на короткие периоды со сменой деятельности и двигательной разрядкой.
    10. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце.

    Требования к инструкциям, указаниям, заданиям

    1. Указания и инструкции должны быть немногословными (не более 10 слов).
    2. Не давать несколько заданий сразу.
    3. Добавлять следующее задание только после того, как выполнено предыдущее.
    4. Задания должны быть выполнимы и по времени, и физически.
    5. Обязательный контроль выполнения заданий.

    Требования к поощрению

    1. Поощрять за целенаправленную и сосредоточенную деятельность (усидчивость, аккуратность).
    2. Поощрения должны носить моментальный характер: ребенок не умеет ждать.
    3. Хвалить за то, что довел начатое дело до конца.
    4. Поощрять за хорошее поведение.
    5. Поощрять за успешное выполнение новых и более трудных заданий.
    6. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.

    Переутомление и его профилактика

    1. Утомление проявляется в виде двигательного беспокойства и снижения самоконтроля.
    2. Ограничение пребывания в местах большого количества людей.
    3. Оберегать от большого количества впечатлений
    4. Исключить чрезмерное количество раздражителей.
    5. Во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
    6. Избегать беспокойных, шумных игр и приятелей.

    При разработке педагогических воздействий на гиперактивного ребенка можно использовать следующие рекомендации:

    Рекомендации для учителей,

    обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

    Организация деятельности:

    — ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в школе;

    — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    — от гиперактивного ребенка невозможно требовать выполнения сложной комплексной задачи, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции, например, если вы хотите, чтобы он был внимательным при выполнении задания, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места;

    — для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком; 

    — работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально; гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

    — оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

    — в работе с гиперактивным ребенком можно использовать тактильный контакт: в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, положите ему руку на плечо; это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание ребенка;

    — обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным, например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса; некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники; используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно);

    — обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью; выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают; не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу;

    — направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

    — старайтесь поддерживать постоянное расписание уроков;

    — избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

    — вводите проблемное обучение;

    — используйте на уроке элементы игры и соревнования;

    — большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

    — создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

    — стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

    Создание положительной мотивации на успех:

    — введите знаковую систему оценивания; один из вариантов поощрения – выдача жетонов, который в течение дня можно обменять на оценку;

    — придерживайтесь позитивной модели поведения, чаще хвалите ребенка – дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале; 

    — поощряйте ребенка, например, если ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут;

    — игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

    Коррекция негативных форм поведения:

    — при каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность, например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды, если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют;

    — способствуйте предупреждению, снижению и отреагированию агрессии;

    — обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

    — регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;

    — помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

    Регулирование ожиданий:

    — объясняйте окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

    — объясняйте окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

    «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

    При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у учителя. Что можно сделать в таких ситуациях?

    1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;

    2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

    3. Задать неожиданный вопрос.

    4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

    5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

    6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

    7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

    8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

    9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

    10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

    11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

    12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

    Для того, чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений.

    1. Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающее ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи, груди. После этого начинайте беседу.
    1. Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.

    Источник