Дифференциальная диагностика алалии и синдрома рда
Статья.
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКАВ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
(алалия)».
В связи с наличием двух подходов к проблеме речевой патологии и, в
частности к вопросам диагностики, когда одни специалисты пользуются
педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие же применяют клиническую терминологию, между логопедами и врачами возникает путаница, утрачивается необходимое общее понимание природы дефекта, что снижает эффективность коррекционных мероприятий.
В исследованиях, посвященных качеству диагностических заключений, отмечается разноречивый характер определений в квалификации
речевых дефектов. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о роли
диагноза, поскольку исследование ребенка с речевым дефектом, а также с
другими видами отклонений в психофизическом состоянии должно начинаться с установления диагноза.
Так, например, вопрос диагностики алалии в раннем возрасте является довольно трудным. Алалию часто смешивают со сходными состояниями, другими формами речевых нарушений: с глухотой, с тугоухостью и задержкой речевого развития, с недоразвитием речи при умственной отсталости, с псевдоалалическим синдромом, с афазией и др.
Вот, например, некоторые отличия этих состояний.
Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости
(интеллектуальной недостаточности).
Отсутствие речи при алалии резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими, что приводит к постепенному
отставанию в умственном развитии, которое носит вторичный характер,
т.е. отсутствие речи может обусловить задержку умственного развития,
вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию
от своих сверстников, не будучи умственно отсталым.
Общее при алалии и умственной отсталости:
позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам;
похожий лепет;
очень малый запас слов.
Отличия алалии и умственной отсталости
Дети-алалики существенно отличаются от умственно отсталых: по
мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.
В отличие от умственно отсталых, алалики демонстрируют разумное поведение: адекватно ориентируются в окружающей обстановке, в быту; понимают обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для них поручения, простые задания.
Так, между алалией и легкой умственной отсталостью имеются следующие отличия.
Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости
(интеллектуальной недостаточности)
Моторная алалия и задержка речевого развития(ЗРР)
Алалия и псевдоалалический синдром
В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом.
Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой.
В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов.
В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого
развития.
К 7 годам речь таких детей приближается к норме.
При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы:
речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пуг-
ливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать
не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассив-
ный словарь значительно шире активного.
В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.
Алалия и афазия
Общее при алалии и афазии:
характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной
степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;
как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате
сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;
все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).
Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика) к категории аутистов.
Дифференциальнаядиагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленькийребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначноустановить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями вкакой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование,поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниямив интересующей их области.
Ранний детский аутизм (РДА) и алалия
Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсор—
ной алалий.
Сенсорная алалия и тугоухость
Источник
Ребенок с нарушением понимания речи лучше воспринимает визуальные объекты: (предметы, картинки) и только потом — вашу речь.
Сенсорная алалия — нарушение понимания речи . Она больше всего похожа на аутизм, т.к. ребенок вроде не глухой, но не слушается. Некоторые неврологи убеждена, что у моего сына именно она.
Речь сенсорного алалика может быть просто неразборчивым лепетом, «марсианской речью»:
— Как тебя зовут?
— Абуба, сяня ма.
Или эхолалией, т.е. механическим повтором речи собеседника:
— Сколько тебе лет?
— Лет…
Затрудняясь ответить на такие простые вопросы, некоторые дети в 3 года могут довольно бодро называть предметы, изображенные на картинках.
Когда такие дети начинают говорить, то часто путают названия предметов: ванна-унитаз, садик-бантик, дом-гараж или делают большие ошибки в звучании: светофор — светан, береза — терес, глотают окончания, неверно подставляют суффиксы: одувашка (вместо одуванчик), розава (вместо: розовый).
Как отличить просто не понимающего речь ребенка от не понимающего речь ребенка ребенка-аутиста?
В чистом виде нарушение понимания речи встречается очень редко. Обычно оно бывает у детей с сильным повреждением или недоразвитием зон мозга, ответственных за анализ звуков. Тогда мозг неправильно интерпретирует звуковые сигналы, которые кажутся сенсорику бессмысленной какофонией.
Директор медицинского центра «ЛогомеД», кандидат педагогических наук. Доцент кафедры логопедии МПСУ Ольга Азова считает, что сенсорный алалик без аутизма это примерно как огнедышащий дракон или единорог: все о нем слышали , но никто не видел.
Однако другие неврологи и психиатры, с ней не согласны. Есть дети, не понимающие речь, но вполне социальные.
И все-таки как отличить аутизм от чистой сенсорной аллалии?
Я прочитала множество материалов по этой теме.
Могу сказать следующее: проще всего воспринимать сенсорную алалию, как частный случай аутизма, когда нарушено понимание речи, но сильно не страдает социальность. Как правило, у большинства сенсорных алаликов есть отдельные аутичные черты.
Вам будет несложно отличить сенсорную аллалию от сидрома Каннера (РДА), но высокофункциональный аутизм с нарушением понимания речи и сенсорная алалия похожи. Еще более похожи высокофунциональный аутизм с СА +ЗПРР+ СДВГ. Настолько, что различать их вообще незачем. Лучше пробовать: кто справиться с реабилитацией вашего ребенка лучше: классический логопед со специальными знаниями по этой теме или ABA-логопед.
В принципе, если у вас социальный, пусть и не понимающий и не говорящий ребенок, вы можете сконцентрироваться на проблеме с речью. Если же, помимо проблемы «плохо говорит и понимает», есть проблемы «плохо себя ведет», «плохо общается» просто работайте с этим, не вдаваясь в детали.
И все-таки можно выделить несколько критериев, чтобы различить эти два заболевания. Они актуальны для детей 3 года и старше, без задержки психического развития и СДВ.
Сенсорная алалия:
— сотрудничает со взрослыми по мере возможности и понимания задачи,
— быстро понимает визуальные подсказки (например, кладет красный шарик в красную коробку, а синий — в синюю, как показывает логопед);
— использует жесты;
— в осмысленной речи довольно быстро появляется «я».
Аутизм:
— сотрудничество отсутствует или специфично (например обнимает незнакомца, хватает его за руку, кричит, хотя может сказать, требует постоянного подчинения и т.п.);
— необходимо обучение для использования визуального материала (для СДВ без аутизма обучение тоже необходимо);
— нет жестовой речи, подносит руку взрослого к нужному предмету;
— по мере появления речи начинает говорить о себе в третьем лице: он, мальчик, Саша, звать самого себя по имени;
Мнимые критерии отличия РАС от сенсорной алалии, с которыми я не согласна:
1. Сенсорик не понимает речь, аутист — понимает, но не вступает в коммуникацию.
На самом деле и те, и другие могут понимать отдельные слова или ситуацию в контексте, поэтому иногда могут адекватно реагировать на речь, даже если в целом ее не понимают.
Мой сын в 2 года знал свое имя и несколько десятков команд, которые ему были понятны, пару раз проявил сообразительность в понимании контекста. Дефектолог, который его осматривал, попросил:
-Верни мне мою пирамидку, пожалуйста.
Сын вернул (сотрудничество, понимание речи!) и нам дали заключение, что ребенок развивается нормально.
2. У аутистов всегда — эхолалия и хорошая речевая память, у сенсориков — только словоискажение, слабая речевая память, в речи — слышны мучительные подборы слога.
В целом, у аутистов действительно хорошая память. Учебник наизусть — это про аутиста. Но у конкретного ребенка память или произношение могут быть нарушены по каким то своим причинам. Мы долго добивались хотя бы эхолалий от своего собственного сына. А невнятная речь с неправильными подборами может быть и при сопутствующих диагнозах.
3. Аутист — есть нарушения просодической стороны речи (темп, интонация, громкость), сенсорик — норма.
Сенсорная алалия может сочетаться с дизартрией или с моторной алалией, т.е. мозг неправильно управляет речевым аппаратом. Так что говорить такой ребеночек может как Бог на душу положит.
По мере развития речи, у РАС и сенсориков выскакивают другие трудности: грамматика родного языка для них также сложна, как если бы они учили иностранный.
Прогноз для каждого ребенка индивидуальный, зависит от степени повреждения мозга: от инвалидности до полной реабилитации (в школе придется бороться с дислексией, дисграфией и дискалькулией).
Чтобы помочь ребенку, надо много заниматься с ABA-терапистом, логопедом, дома «говорить много, но мало» и отчетливо. Т.е. начинать с простых существительных, постепенно повышая сложность речи:
«СОБАКА» -«Собака ЛЕЖИТ» -РыжАЯ собака лежит»-«Собака лежит НА земле»- «Рыжая собака лежит, а глаза грустные. Почему? Потому что голодная».
Мое фотошопие: визуальная шпаргалка для сына. Текст писал наш логопед
И аутисты , и алалики с таким видом речевого расстройства прекрасно занимаются , если любое слово визуализировано. Сначала это просто карточки со знакомыми ребенку словами. Потом из карточек составляются более сложные фразы. Параллельно ребенка учат склонять и спрягать слова — также с использование речевых конструкторов.
При сенсо-моторной алалии и тяжелых формах сенсорной ребенка учат общаться и развивать пассивную речь с помощью ПЭКС и глобального чтения.
А что ВЫ думаете про аутизм и сенсорную алалию?
Источник
РДА | Алалия |
Нарушено формирование эмоционального | Указанное нарушение не наблюдается |
Практически не используется «язык» | Мимика и жестикуляция достаточно |
Поведение и реакции на окружающее | Отмечаются, как правило, дифференцированные |
Характерны | Наблюдаются |
Могут наблюдаться | Наблюдается картина своеобразной |
Речь (речевая | Выраженная в той или иной степени |
Невозможность | В большинстве ситуаций активно |
Возникает ряд
трудностей в дифференциации
моторнойи
сенсорной
алалий.
Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Сохранное восприятие речи на перцептивном | Восприятие речи нарушено; обращенную |
Хорошее слуховое внимание к речи | Безразличен к звукам человеческого |
Отсутствует эхолалия | Присутствует эхолалия |
Невозможность повторения слогов, | Многое повторяют, но не понимают |
Наблюдается более активное речевое | Не вступают в контакт, не пользуются |
Более выражена динамика в усвоении | Менее выражена динамика в усвоении |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В статье отражена дифференциальная диагностика моторной алалии и а)с сенсорной алалии, б) нарушений слуха, в) ЗРР, г) анартрии (дизартрии), д) детской моторной афазии, е) нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Другими словами это такое нарушение речи при котором ваш малыш хорошо вас понимает, выполняет все ваши инструкции, однако речи как таковой у него нет. Основной причиной появления у ребенка моторной алалии является неблагоприятные факторы воздействующие на ребенка во внутриутробном периоде, в основном это асфиксия. Также причиной появления моторной алалии может быть травма головного мозга полученная до 3 лет. Поэтому если у вашего ребенка отсутствует речь а вам уже почти 3 года, или больше стоит срочно идти к специалистам, для оказания малышу квалифицированной помощи логопедами и врачами. Для специалистов же при определении и постановки правильного диагноза необходимо отличать моторную алалию от других нарушений. Надеюсь что представленные таблицы будут полезны как родителям так и педагоги. Также в статье представлен план работы м детьми имеющими моторную алалию.
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Сенсорная алалия |
1 | Восприятие речи | Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне | Грубо нарушено |
2 | Понимание речи | Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего |
3 | Слуховое внимание | Сохранно | Нарушено |
4 | Эхолалия | Отсутствует | Присутствует |
5 | Повторение услышанного | Затрудняются повторить слово, фразу | Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова |
6 | Коммуникация | Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) | Нежелание (и невозможность) вступать в общение |
7 | Мимико-жестикуляторная речь | Активное использование жестов, выразительная мимика | Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики |
8 | Наличие компенсаторных средств | Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» | Отсутствие компенсаторных средств |
9 | Динамика улучшения речи | Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании | Крайне низкий темп при направленном формировании речи |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Нарушения слуха |
1 | Слух | Слуховая функция сохранна | Слуховая функция нарушена |
2 | Спонтанное овладение речью | Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) | Вне специального обучения речь не формируется |
3 | Экспрессивная речь | Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний | Отсутствие экспрессивной речи |
4 | Просодические компоненты речи | Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны | Просодика нарушена |
5 | Мимико-жестовая речь | Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями | Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается. |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Задержка речевого развития |
1 | Темп овладения речью | Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность |
2 | Спонтанное усвоение языка | Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка |
3 | Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов |
4 | Экспрессивная речь | нарушена программа высказывания, стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), аграмматизм с накоплением словаря усиливается аграмматизм | есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм |
5 | Особенности динамики в коррекционной работе | не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект; возможны остаточные явления в школьном возрасте | способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями, речевую недостаточность преодолевают спонтанно, коррекция направлена на звуковую сторону речи, к школе преодолевают речевую недостаточность |
6 | Анатомо-физиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер | Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются |
7 | Особенности психической деятельности | Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма | Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Анартрия (дизартрия) |
1 | Речевая моторика | Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт | Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии |
2 | Системность нарушения | Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) | Нарушается одна из подсистем — фонетическая |
3 | Нарушения звукопроизношения1. механизм2. полиморфность | 1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования фонем2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски) 4. Доминируют замены небольшого количества звуков 5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука 6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков 7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено | 1. Расстройства произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены) 4. Доминируют искажения большого количества звуков 5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение 6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков 7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия |
1 | Анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) | Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет |
2 | Механизм нарушения | Недоразвитие речи как системы | Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической) |
3 | Необходимость коррекционного воздействия | Необходимо целенаправленная речевая коррекция | Возможно спонтанное восстановление речи |
4 | Нарушения ЦНС | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены | Симптомы локального поражения головного мозга |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Интеллектуальная недостаточность |
1 | Сущность нарушения | Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов | Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности |
2 | Предречевое развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета |
3 | Динамика развития речи | Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи | к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется |
4 | Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей | Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксическиеконструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) | Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено |
5 | Формально-языковые нарушения речи (грамматический стройречи) | Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическомуровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов | Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении |
6 | Запас знаний и предстал. | С трудом актуализируется в речи | Ограничен |
7 | Невербальное мышление | Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) | Нарушено вербальное мышление |
8 | Степень обучаемости | Высокая | Низкая |
9 | Критичность | Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм | Некритичны |
Источник