Диагностика синдрома вегетативной дисфункции у детей

Диагностика синдрома вегетативной дисфункции у детей thumbnail

Вегето-сосудистая дистония у детей не относится к заболеваниям, которые угрожают жизни, это — функциональное расстройство. Носит обратимый характер, но при отсутствии лечения есть риск перехода патологии в психосоматические заболевания. ВСД – это состояние, при котором происходит нарушение вегетативной регуляции работы внутренних органов и обменных процессов.

Вегето-сосудистая дистония у детей возникает при переутомлении

Причины патологии

Невозможно выделить одну причину патологии. У каждого ребенка определяется несколько факторов, которые в комплексе приводят к расстройству вегетативной нервной системы. Основные причины следующие:

  • наследственно-конституциональные особенности нервной системы – ее тип реагирования на внешние раздражители закладывается в период внутриутробного развития и передается от родителей;
  • неблагоприятное течение беременности и родов – нарушение формирования нервной системы в первом триместре, действие этанола и других повреждающих факторов, стремительные роды, внутриутробная гипоксия способны воздействовать на гипоталамус или вызывать повышение давления ликвора в желудочках мозга;
  • патологии центральной нервной системы в результате инфекции, опухоли или непосредственные черепно-мозговые травмы в детском возрасте ;
  • гормональные изменения – чаще проявляются в период полового созревания;
  • психоэмоциональное напряжение, длительный стресс или травмирующие ситуации приводят к истощению регулирующих систем. Увеличивается риск при неблагоприятной обстановке в семье, при жестком воспитании или гиперопеке.

Имеет значение психологический тип личности. Дети ранимые, тревожные больше подвержены действию стрессовых факторов. Поэтому у них чаще появляются ночные страхи, неуверенность в себе, тревожные расстройства. Спровоцировать вегетативное нарушение можно у ребенка, если давать ему очень большую умственную нагрузку. Дети, которые заняты в многочисленных кружках, с завышенными требованиями к успеваемости в школе, находятся в группе риска по формированию ВСД.

Острые и хронические заболевания, очаги инфекции в организме имеют значение только в комплексе с другими факторами риска. Но в этих случаях дисфункция имеет более выраженный характер.

Среди других причин могут быть остеохондроз, нарушение осанки, вредные привычки и гиподинамия.

Симптомы провоцирует переутомление или эмоциональное напряжение

Экологические факторы имеют значение в качестве провокаторов у предрасположенных детей.

Разновидности ВСД

Единой классификации вегето-сосудистой дистонии у детей нет, в МКБ-10 патологию относят к разным группам болезней, в зависимости от клинических проявлений. Во врачебной практике принято выделять три основных варианта:

  • ваготонический – преобладает влияние блуждающего нерва, проявляется потливостью, слюнотечением, утомляемостью, нарушения пищеварения;
  • симпатикотонический – основное проявление за счет активности симпатической нервной системы, характерно повышение давления, тахикардия, импульсивность поведения;
  • смешанный – нельзя выделить ведущий тип нервной системы.

Синдром вегетативной дистонии может возникать первично на фоне относительного благополучия или являться вторичным проявлением. В этом случае ему предшествуют соматические заболевания, поражение нервной системы, инфекционные болезни.

Сочетание клинических симптомов, их количество и частота появления позволяет выделить легкую, среднюю и тяжелую степени ВСД. Для оценки состояния используют специальные диагностические таблицы, по которым подсчитывают баллы для постановки диагноза.

Проявления патологии наблюдаются с различной частотой. В некоторых случаях они в минимальном количестве присутствуют постоянно или, наоборот, возникают в виде приступов.

Вегетативные расстройства могут быть периферическими и центральными. В первом случае они являются результатом поражения симпатической или парасимпатической нервной системы. При центральном типе расстройства они связаны с нарушением функции ствола мозга, лимбической системы, больших полушарий.

Как проявляется дистония

Вегето-сосудистая дистония у детей проявляется в различных вариантах, чаще в виде комбинации нескольких признаков патологии в зависимости от преобладающего типа нервной системы. Самым частым симптомом является головная боль. Она локализуется в лобно-височной доле, теменной области, некоторые дети ощущают давление на глаза. Головная боль может быть связана с переменой погоды, переутомлением, эмоциями. Иногда обнаруживают ее связь с патологией шейного отдела позвоночника или спинномозговыми артериями.

К симптомам вегетативной дисфункции относится нарушение сна. Для него характерны:

  • бессонница;
  • беспокойный сон;
  • ночной зуд;
  • энурез;
  • дискомфорт в ногах при засыпании.

При ведущем повышенном тонусе парасимпатической нервной системы дети жалуются на боли в животе. Абдоминальный синдром не связан с приемом пищи, появляется чаще в вечернее время. Ребенка беспокоят:

  • кишечная колика различной интенсивности;
  • запор;
  • понос;
  • тошнота.

Лечение включает полноценный сон и режим дня

При увеличении влияния блуждающего нерва появляются симптомы дискинезии желчных путей, которые проявляются тупой болью под ребрами справа.

Часто возникают боли в области сердца. У детей они редко связаны с нарушением питания миокарда, возникают спонтанно. Иногда появляются во время сильного волнения, стресса, после физической нагрузки. По характеру боли ноющие, колющие, длятся от нескольких минут до часа и больше.

Боль в сердце может возникать из-за спазма кардиального отдела желудка. Ребенок жалуется, что не может вдохнуть из-за острой боли. Состояние купируется самостоятельно и опасности не представляет.

При ВСД возможны обмороки – кратковременная потеря сознания со снижением артериального давления. Они могут быть нескольких типов:

  • из-за резкого снижения кровотока в мозговых артериях, возникают в душных помещениях, при острой боли, переутомлении;
  • по типу ортостатической гипотензии – при резкой смене положения тела, например, если стремительно встать с постели;
  • синдром гиперчувствительности каротидного синуса – при резком повороте головы, ношении тугого воротничка, обморок возникает в результате сдавления сонных артерий.
Читайте также:  Гипертермический синдром симптомы и помощь

У детей с дисфункцией вегетативной нервной системы возможны сочетания других симптомов:

  • переменчивый цвет лица – бледность быстро сменяется краснотой;
  • холодные кисти рук;
  • повышенная потливость или сухость кожи;
  • кожа склонна к угревой сыпи;
  • худоба при нормальном или повышенном аппетите;
  • склонность к полноте;
  • у подростков преждевременное появление вторичных половых признаков;
  • нарушения менструального цикла у девочек;
  • патология терморегуляции.

Иногда течение патологии сопровождается появлением вегетативных кризов. Они провоцируются физическими нагрузками, эмоциональными переживаниями или возникают беспричинно. При симпато-адреналовом кризе происходит повышение давления, возникает тревога, тахикардия, головная боль. Для вагоинсулярного криза характерна боль в животе, гипотония, тошнота, рвота. Может наблюдаться смешанное течение. Продолжительность криза индивидуальна, от нескольких минут и больше.

Методы диагностики

Вегетативная дистония носит функциональный характер, поэтому диагностика направлена на исключение органических патологий. Методы обследования подбираются в зависимости от жалоб и проявлений дисфункции. Врач назначает некоторые из следующих методов диагностики:

  • анализы крови и мочи;
  • ЭКГ;
  • УЗИ сердца, почек, брюшной полости;
  • гастродуоденоскопия;
  • мониторирование артериального давления;
  • кардиоинтервалография;
  • клиноортопроба;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • пиелография;
  • сцинтиграфия почек.

Диагноз ставят на основании критериев оценки исходного вегетативного тонуса, модифицированных для детского возраста.

Какое лечение необходимо

Клинические рекомендации по терапии вегетативной дисфункции основываются на следующих положениях:

  • проводится комплексное лечение, которое включает разные типы воздействия на организм;
  • психотерапия назначается не только ребенку, но и родителям;
  • при назначении патогенетического лечения учитывается тип дисфункции;
  • терапию нужно начинать как можно раньше и проводить максимально долго до полного исчезновения нарушений.

Ребенку корректируется режим дня. Обязателен сон не менее 8-10 часов в сутки, профилактика переутомления. Для этого чередуется физическая и умственная нагрузка. Ограничивается время пребывания у телевизора, за компьютером, чтобы избежать перевозбуждения ребенка.

Одна из клинических рекомендаций — дозировать контакт с компьютером и гаджетами

Питание подбирается в зависимости от состояния пищеварительной системы и синдромов. При склонности к запорам и метеоризму, диарее ограничивают продукты их провоцирующие. Эффективны физиопроцедуры, водолечение, психотерапия. Медикаменты для лечения подбираются в зависимости от проявлений патологии. Рекомендуются ноотропные и нейрометаболические препараты для нормализации функции мозга. В тяжелых случаях при повышенной тревожности, кардиальных болях используют транквилизаторы.

Прогноз для детей с дистонией благоприятный, но он зависит от времени начала лечения, тяжести проявлений патологии и сопутствующих заболеваний. Иногда нарушения вегетативной системы в детстве становится пердиктом болезней, которые развиваются у взрослых, поэтому для профилактики нужно избавляться от нарушений в детстве.

Читайте также: анафилактический шок у детей

Источник

Монстры из детства и юности. Пожалуй, большинство врачей-интернистов и неврологов согласятся с тем, что «трудные дети» (и подростки) — это не только те дети (и подростки), чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, но и те дети (и подростки), которым выставлен диагноз синдром вегетативной дистонии или вегето-сосудистая дистония (соответственно: СВД и ВСД) — монстры из детства и юности.

ВСД, как правило, дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку. Слабеньких, бледных, склонных к обморокам и эмоциональным перепадам «ребятишек» можно смело зачислять в «инвалиды вегетативной нервной системы». И это обоснованно многолетней медицинской практикой. Мало того, что врач (мотивируемый Гиппократом и обеспокоенным поведением родителей «страдающего чада») в поисках причин симптомов, имеющихся у ребенка, назначает огромное количество обследований, гоняя несовершеннолетнего пациента и его родителей из одного учреждения в другое, с одного этаж на другой. Так эта «диагностическая паника» продолжается «длительным процессом лечения», плавно переходящим из области «конкретного» в область «интуитивного», когда лист назначений (лекарственных средств и немедикаментозных методов лечения) выглядит как «документ по применению метода проб и ошибок». Порой врачу и пациенту «везет» — пациенту облегчение, а врачу ученье, но очень часто все вышеописанное продолжается. И тогда врач выносит вердикт: «с возрастом пройдет», а пациент ждет и терпит.

Синдром вегетативной дистонии. В практической медицине многие годы применяется диагноз «Синдром вегетативной дистонии» (СВД). Как такового нозологического диагноза «СВД» не существует. Его используют более 90% врачей в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений, которые, как правило, являются вторичными и сопровождают органические заболевания нервной системы, соматические болезни, физиологические гормональные перестройки и др.

Среди причин, определяющих клинические проявления СВД, выделяют:


    ■ наследственно-конституциональные факторы;
    ■ органические поражения нервной системы;
    ■ соматические, в т.ч. эндокринные заболевания и возрастные перестройки (пубертат);
    ■ острые или хронические стрессы, в т.ч. умственное и физическое переутомление (а также перенапряжение у спортсменов);
    ■ психические нарушения, среди которых у детей и подростков лидируют невротические (тревожные), проявляющиеся перманентно-пароксизмальными эмоционально-мотивационными и полисистемными соматовегетативными расстройствами.
Читайте также:  История болезни парафренный синдром психический статус

Самая частая причина СВД – это тревожные расстройства, дебютирующие в раннем детстве (3 – 5 лет),и подростковом возрасте, в отличие от депрессивных эпизодов, дебют которых имеет место в более позднем подростковом или зрелом возрасте или даже в старости, и возникающие, как правило, вторично после появления тревоги.

Хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей, школьные дидактогении, конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и др.) со стороны сверстников, социальная изоляция, загруженность ребенка уроками и конфликты с учителями – вот тот ряд факторов, которые лежат в генезе тревожных расстройств у детей и подростков.

Тревога всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма. Изменяется активность лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-гипофизарной оси, повышается активность симпатоадреналовой системы, что оказывает негативное влияние на течение основного соматического заболевания, ухудшает его прогноз и делает избыточными затраты ресурсов здравоохранения.

Если Вас интересует эта проблема — Вы можете более подробно ознакомиться с ней в следующих статьях:

статья: Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков
статья: Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков
статья: К вопросу о вегетативных расстройствах у детей
статья: К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков
статья: Вегетативная дистония — что скрывается за диагнозом?
статья: Структура вегетативных дисфункций в пубертатном возрасте
статья: Вегетативная дистония – от синдрома к болезни
статья: Психовегетативный синдром
статья: Соматоформная вегетативная дисфункция

Источник

Синдром вегетативной дисфункции у детей проявляется нарушениями работы внутренних органов и метаболизма из-за морфологических и функциональных изменений в автономной нервной системе. Эти изменения поддаются лечению, но если оставить их без внимания, психосоматические проблемы приводят к формированию органических патологий.

Причины нарушения

Вегетативная нервная система работает независимо и управляет функциями эндокринных желез, сосудов, мышечных клеток и органов чувств. Она обеспечивает поддержание температуры тела, давления, секрецию пота. Но основное предназначение – мобилизация всех систем в стрессовых состояниях и при неблагоприятных условиях.

Синдром вегетативной дисфункции у детей

Основными причинами нарушения работы автономной нервной системы являются:

  • патологии внутриутробного периода;
  • травмы и инфекционные поражения нервной системы;
  • гормональные изменения в подростковом возрасте;
  • нервное перенапряжение и тяжелые физические нагрузки;
  • наследственный тип нервной системы;
  • некоторые соматические заболевания.

Чаще всего СВД у детей проявляется в подростковом периоде жизни под влиянием гормональных перестроек.

На чем основан диагноз

При появлении жалоб на состояние здоровья ребенок тщательно обследуется. Если патологические изменения в проблемных органах отсутствуют, можно предположить вегетативную дисфункцию. Выделены критерии, на основании которых ставится диагноз:

  • одна или несколько систем органов характеризуются вегетативным возбуждением;
  • патологию органа, на который жалуется ребенок, невозможно диагностировать имеющимися способами;
  • присутствует два или более симптомов из перечисленных: тахикардия, повышенная потливость, краснота лица, ощущение сухости во рту, дискомфорт в области желудка или чувство жжения;
  • есть один и больше из этих признаков: боль в сердце, одышка, утомляемость при небольшой нагрузке, отрыжка, дизурические расстройства, вздутие живота и сильная перистальтика.

Симптомы должны появляться не только при сильном возбуждении, испуге или панике, иногда они могут беспокоить беспричинно.

Подходы к лечению СВД

Лечение вегетативной дисфункции подбирается индивидуально. Ребенку необходимо обеспечить полноценный ночной сон, режим дня. Среди немедикаментозных методов правильное питание, лечебная физкультура, закаливание. Эффективна фитотерапия, растительные препараты подбираются в зависимости от типа расстройства. При парасимпатикотонии необходимы растения со стимулирующими свойствами:

  • женьшень;
  • элеуторококк;
  • левзея;
  • брусничник;
  • толокнянка.

Если расстройство по смешанному или симпатикотоническому типу, используют травы с седативным действием: валериану, корень пиона, пустырник.

Клинические рекомендации по терапии дистонии вегетативной нервной системы рекомендуют избегать назначения лекарственных препаратов, которые влияют на когнитивные способности, затормаживают или вызывают привыкание. Поэтому при выборе комбинированных средств, нужно контролировать, чтобы в их составе не было барбитуратов и бензодиазепинов.

Медикаментозная терапия подбирается в соответствии с ведущими симптомами. Используются следующие группы препаратов:

  • витаминно-минеральные комплексы, особенно сочетание магния и пиридоксина;
  • нейрометаболиты и ноотропы;
  • антидепрессанты;
  • нейролептики.

Могут применяться препараты, влияющие на сердечную деятельность, снижающие секрецию желудочного сока или его кислотность, улучшающие пищеварение. Их назначают симптоматически.

Лечение функциональных расстройств нервной системы нужно проводить своевременно. Это позволит избежать развития органических патологий сердца, пищеварительного тракта и других систем органов.

Смотрите далее: можно ли гулять с ребенком при температуре

Источник

  • Классификация СВД
  • Диагностические критерии СВД у детей
  • Клинические проявления СВД
  • Лечение синдрома вегетативной дистонии

Классификация СВД

Общепринятой классификации СВД нет. При постановке диагноза СВД чаще всего пользуются классификацией, предложенной Н.А. Белоконь (1987 г.), согласно которой в диагнозе необходимо отразить следующие моменты:

Читайте также:  Лечение синдром сухого глаза у собак

— является ли СВД первичным или он возник на фоне хронического соматического заболевания (при вторичном генезе диагноз СВД ставится на последнее место);

— ведущий этиологический фактор: например, резидуально-органическое поражение ЦНС, невротическое состояние, пубертатный период, посттравматическая или конституциональная вегетативная дисфункция, хронический декомпенсированный тонзиллит и др.;

— вариант СВД: ваготонический, симпатикотонический, смешанный;

— ведущая органная локализация или характер изменений АД, требующие коррекции: дискинезия желчевыводящих путей, кишечника, артериальная гипер- или гипотония; функциональная кардиопатия;

— степень тяжести с учетом количества клинических признаков ИВТ: легкое, среднетяжелое, тяжелое.

— течение: перманентное или пароксизмальное (наличие вегетативных пароксизмов с расшифровкой их направленности выносится в диагноз)

В качестве примера формулировки диагноза по этой классификации можно привести следующие:

— СВД по ваготоническому типу, резидуально-органическое поражение ЦНС, артериальная гипотония, кардиалгии, дискинезия желчевыводящих путей, тяжелое течение с вагоинсулярными пароксизмами.

— СВД по смешанному типу, кардиалгии, легкое течение

— СВД по симпатикотоническому типу, артериальная гипертония, пролапс митрального клапана без регургитации, среднетяжелое течение, без пароксизмов.

Детям, занимающим промежуточное положение между здоровыми и имеющими СВД, в диагноз можно выставить «вегетативную лабильность». Это состояние характеризуется появлением преходящих вегетативных нарушений в различных органах и системах, возникающих при повышенных эмоциональных и физических нагрузках. В основе вегетативной лабильности лежит избыточное функционирование одного из отделов ВНС. Данное состояние, по мнению Е.М. Спивак (2003 г.), может рассматриваться как начальная (доклиническая) стадия вегетативной дизрегуляции и часто встречается у детей, особенно раннего и дошкольного возраста.

Диагностические критерии СВД у детей

СВДдиагностируется методом исключения, т.е. необходимо, прежде всего, исключить «первичную» патологию различных органов и систем.

Для оценки стабильных характеристик вегетативных показателей в состоянии покоя используются диагностические критерии оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) А.М. Вейна с соавт.(1981 г.), модифицированные для детского возраста (табл. 1). Количество признаков, приведенных в таблице, свидетельствует о ваготонии или симпатикотонии как в определенной системе, так и в организме в целом.

Таблица 1.

Критерии диагностики исходного вегетативного тонуса

Диагностические критерии

Симпатикотония

Ваготония

1. Цвет кожи

Бледная

склонность к покраснению

2.Сосудистый рисунок

Норма

мраморность, цианоз

3.Сальность

Снижена

повышена, угревая сыпь

4.Потоотделение

Уменьшено

Повышено

5.Дермографизм

розовый, белый

красный, стойкий

6.Пастозность тканей (склонность к отекам)

не характерна

Характерна

7.Температура тела

Склонность к повышению

склонность к понижению

8.Зябкость

Отсутствует

Повышена

9.Ознобоподобный гиперкинез

Характерен

не характерно

10.Температура при инфекциях

Высокая

субфебрильная

11.Переносимость духоты

Нормальная

Плохая

12.Масса тела

Снижена

Повышена

13. Аппетит

Повышен

Снижен

14. Жажда

Повышена

Снижена

15. ЧСС

Повышена

Снижена

16. САД

Повышено

Понижено

17. ДАД

Повышено

Снижено

18. Обмороки

Редко

Часто

19. Кардиалгии

Редко

Часто

20. Сердцебиение

Часто

Редко

21. III-й тон на верхушке в положении лежа

не бывает

Характерен

22. Головокружение,

непереносимость транспорта

не характерно

Характерно

23. Жалобы на чувство нехватки воздуха, «вздохи»

не характерно

Часто

24. Бронхиальная астма

не характерна

Характерна

25.Слюноотделение

Уменьшено

Усилено

26.Жалобы на тошноту, рвоту, боли в животе

не характерно

Характерно

27.Моторика кишечника

атонические запоры

метеоризм, спастические запоры

28.Мочеиспускание

Редкое обильное

частое необильное

29.Ночной энурез

не бывает

Часто

30.Аллергические реакции

Редко

Часто

31.Увеличение л/у,

миндалин, аденоиды

не бывает

часто

32.Боли в ногах по вечерам, ночью

Редко

Часто

33.Зрачок

Расширен

Сужен

34.Головные боли

Редко

Характерны

35.Темперамент

Увлекающиеся, настроение изменчивое

угнетены, апатичны, склонность к депрессии

36.Физ. активность

Повышена по утрам

Снижена

37.Психическая активность

Рассеянность, быстрая отвлекаемость, неспособность сосредотачиваться

Вниманиеудовлетворительное

38.Сон

позднее засыпание, раннее пробуждение

глубокий, продолжительный, замедленный переход к бодрствованию

39.Вегетативные пароксизмы

Чаще подъем АД, тахикардия, озноб, чувство страха, повышение температуры тела

чаще одышка, потливость, понижение АД, боли в животе, тошнота

40.Синусовая аритмия

Не характерна

Характерна

41.Зубец Т в отведениях V 5,6

Уплощенный, ниже 3 мм

Нормальный

42.Амплитуда зубца Р во 2-м отведении

Выше 3 мм

Ниже 2 мм

43.PQ на ЭКГ

Укорочен

Удлинен

44.Интервал SТ

Смещение ниже изолинии

Смещение выше изолинии. Синдром ранней реполяризации

45.Индекс напряжения (КИГ)

Более 90 усл. ед.

менее 30 усл. ед.

По таблице подсчитывается число ваго- и симпатикотонических признаков. У здоровых детей число ваготонических признаков не превышает 4-х, симпатикотонических – 2, что соответствует эйтонии. У детей с СВД, как правило, отмечается дисбаланс в обоих отделах вегетативной нервной системы и о характере ИВТ судят по преобладанию количества симпатических или ваготонических признаков по сравнению со здоровыми. ИВТ может быть ваготоническим, симпатикотоническим, дистоническим.

Кроме оценки ИВТ по таблицам у детей с СВД должны использоваться и другие методы исследования. Так для определения ИВТ сердечно-сосудистой системы используется метод кардиоинтервалографии (КИГ). В основе этого метода лежит способность синусового узла реагировать на малейшие вегетативные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. (подробнее здесь: https://medvuz.com/med1808/t4/10.php)

Клинические проявления СВД >>

Лечение синдрома вегетативной дистонии >>

Источник