Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания thumbnail

Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Да

Нет

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Да

Нет

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.

Да

Нет

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Да

Нет

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

Да

Нет

От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров.

Да

Нет

Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Да

Нет

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Да

Нет

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.

Да

Нет

Моя работа/учеба притупляет эмоции.

Да

Нет

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.

Да

Нет

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.

Да

Нет

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Да

Нет

Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.

Да

Нет

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.

Да

Нет

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.

Да

Нет

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

Да

Нет

Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Да

Нет

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Да

Нет

Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.

Да

Нет

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Да

Нет

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

Да

Нет

При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.

Да

Нет

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Да

Нет

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.

Да

Нет

Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.

Да

Нет

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

Да

Нет

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Да

Нет

В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

Да

Нет

Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.

Да

Нет

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Да

Нет

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Да

Нет

Я очень переживаю за свою работу/учебу.

Да

Нет

Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

Да

Нет

При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

Да

Нет

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.

Да

Нет

Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.

Да

Нет

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.

Да

Нет

Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Да

Нет

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Да

Нет

Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих».

Да

Нет

Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Да

Нет

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Да

Нет

Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Да

Нет

Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.

Да

Нет

Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Да

нет

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

Да

Нет

На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Да

Нет

Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.

Да

Нет

Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Да

Нет

Я потерял покой из-за работы/учебы.

Да

Нет

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Да

Нет

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Да

Нет

Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.

Да

Нет

Я часто работаю через силу.

Да

Нет

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.

Да

Нет

Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

Да

Нет

Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

Да

Нет

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Да

Нет

Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.

Да

Нет

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Да

Нет

Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.

Да

Нет

Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы.

Да

Нет

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Да

Нет

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Да

Нет

Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Да

Нет

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.

Да

Нет

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Да

Нет

Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Да

Нет

Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.

Да

Нет

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Да

Нет

Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.

Да

Нет

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Да

Нет

Моя карьера складывается удачно.

Да

Нет

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой.

Да

Нет

Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.

Да

Нет

Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Да

Нет

Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Да

Нет

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Да

Нет

Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.

Да

Нет

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Да

Нет

Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.

Да

Нет

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

Читайте также:  Синдром системного воспалительного ответа в акушерстве и

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Читайте также:  Примерное меню диеты при синдроме раздраженного кишечника

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Эмоциональное выгорание – это нарастание эмоционального истощения, утрата интереса к жизни, общению и работе. Выгоранию подвержены люди, работающие в сфере деятельности типа «человек-человек», где нужно много общаться и знакомиться с новыми людьми. Чаще всего это врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, журналисты.

Для чего это нужно

Диагностировать эмоциональное выгорание следует на ранних его проявлениях по таким причинам:

  1. Эмоциональное истощение приводит к полной утрате работоспособности: пропадает желание трудиться, узнавать новую информацию, находится среди коллег. В работе не хочется применять творческий подход: дела выполняются «на отстань», для галочки.
  2. Снижается трудоспособность в коллективе. Эмоционально выгоревший сотрудник срывает сроки, плохо выполняет работу, вымещает агрессию на коллег. Создается негативная атмосфера в коллективе.
  3. Выгорание приводит к потере желания общаться с людьми, друзьями, семьей.
  4. Психическое истощение может привести к депрессии. Человек в состоянии тяжелой депрессии склонен к суицидальному поведению.
  5. Выгорание приводит к соматическим заболеваниям. Чаще всего к ишемической болезни сердца и гипертонической болезни.
  6. Выгорание разрушает межличностные отношения.

Кому нужна диагностика выгорания личности:

  • Вам, как работнику, если вы обнаружили отвращение к своей деятельности, утратили интерес к ней.
  • Вам, как управленцу или менеджеру, если вы обнаружили, что сотрудник стал хуже работать и срывает сроки сдачи работы.
  • Вам, как супругу или любовному партнеру, если вы обнаружили, что муж или жена стали уделять меньше времени семье. Эмоциональное выгорание может полностью разрушить романтические отношения и семью.
  • Вам, как человеку, если вы обнаружили, что устали от жизни, не получаете прежних эмоций и хотите что-то изменить или привнести новое.

Психодиагностика эмоционального выгорания пользуется медицинскими психологами или обычными психологами, чтобы установить уровень психического истощения.

Обращайтесь с диагностикой к профессионалу: он правильно соберет данные и интерпретирует их. Методы диагностики эмоционального выгорания не предназначены для самостоятельного использования.

Диагностика по В.В. Бойко

Анализ эмоционального выгорания Бойко создал в 1996 году. В отличие от западных коллег, Бойко классифицировал процесс выгорания по стадиям, каждой из которых присущи определенные симптомы.

Методика Бойко предназначена для диагностики уровня эмоционального выгорания. Под ним Бойко подразумевает стойкое состояние, при котором резко снижается мотивация работать, повышается конфликтность и растет недовольство от работы. Сопутствующие симптомы – скука на работе, раздражительность, притупление эмоций, вспыльчивость.

Бойко считает, что признаки профессионального эмоционального выгорания индивидуальны и у каждого работника проявляются по-разному. Одному присуща скука на работе, второму – вспыльчивость, третьему – снижение работоспособности.

По Бойко устойчивые к выгоранию люди – те, кто может управлять стрессовыми ситуациями и перенаправлять агрессию в продуктивную сферу: предлагать новые идеи, больше работать, писать картины.

В.В. Бойко отождествляет процесс выгорания со стадиями стресса по Селье:

  1. Стадия напряжения. Это предвестник эмоционального истощения. На этой стадии запускаются адаптационные механизмы, формируется синдром профессионального выгорания. Повышается тревога, работник зацикливается на негативных чувствах, возникает ощущение безысходности.
  2. Стадия резистентности. На этой фазе сотрудник старается избегать стрессовых ситуаций, чтобы предотвратить травмирование психики. Он изолируется от коллег, берет меньше работы домой. Возникает эмоционально-этическая дезориентация: изменяются моральные принципы, сотрудник утрачивает понятие «хорошо-плохо» с точки зрения нравственности.
  3. Стадия истощения. Снижается энергетический потенциал человека, формируется астенический синдром или неврастения. Сотрудник становится раздражительным, вспыльчивым. У него возникают вегетативные нарушения (одышка, потливость, снижение аппетита, головокружение). Притупляются эмоции.

Опросник Бойко содержит 84 утверждения. На каждое из них нужно ответить «да» – если вы согласны с утверждением, или «нет» – если не согласны.

Например, утверждение «Моя работа притупляет эмоции» вам близко, вы отвечаете вариантом «да».

Диагностика по синдрому эмоционального выгорания

Опросник эмоционального выгорания группируется на 12 шкал. В свою очередь те группируются в 3 факторам согласно стадиям выгорания:

  • Напряжение.
  • Резистенция.
  • Истощение.

Например, вы набрали наибольшее количество «да» в утверждениях, которые относятся к стадии напряжения. Это значит, что исследование эмоционального выгорания определило, что вы находитесь на стадии напряжения.

Диагностика уровня сгорания позволяет врачу сформировать представление о вашем состоянии, составить заключение и назначить психотерапию и профилактику.

Пройдите тест на нашем сайте: Перейти

Опросник по методике Маслач

Методика Маслач – это тест, диагностирующий профессиональное перегорание у сотрудников разных сфер: врачей, педагогов, продавцов. Опросник эмоционального выгорания Маслач создан в 1986 году.

Создатели Maslach и Jackson под профессиональным сгоранием понимают деструктивный психологический процесс, снижающий трудовую эффективность и навыки общения. Возникает психофизиологическая дезадаптация, вплоть до изменения личности. Маслач и Джексон считают, что профессиональному перегоранию способствует личностные качества работника и неудовлетворение видом трудовой деятельности.

Анкета эмоционального выгорания состоит из 22 утверждений. По ним медицинский психолог вычисляет три шкалы:

  1. Эмоциональное истощение.
  2. Деперсонализация.
  3. Редукция профессиональных достижений.

Первая шкала – эмоциональное истощение – это снижение психофизиологического и эмоционального тонуса, астения, частая смена настроения, снижение интереса к работе, чувство отвращения к труду.

Деперсонализация – это социальная изоляция, выполнение работы для галочки, снижение эмпатии, появление цинизма и негативизма к деятельности. Человек становится высокомерным и язвительным.

На каждое из 22 соотносится с отношением к работе и ощущениями к ней. Например, «я чувствую себя эмоционально опустошенным». Вам нужно ответить от 0 до 6 – это то, насколько утверждение вам близко. Никогда оценивается в 0 баллов, очень редко – 1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла, очень часто – 5 баллов, каждый день – 6 баллов. Диагностика уровня профессионального выгорания оценивается по количеству набранных балов.

Например, вы набрали 13 баллов по утверждениям из группы эмоционального истощения – это низкий уровень. Вы набрали 9 баллов на вопросы из группы деперсонализации – это средний уровень. Вы набрали 28 баллов из вопросов группы редукции профессиональных навыков – это высокий уровень.

Бланк вопросов подбираются под вашу специальность. Для оцени выгорания педагогов и медицинских работников используются разные вопросы. Но в любом случае бланк будет содержать 22 утверждения.

Диагностика по синдрому эмоционального выгоранияДиагностика по синдрому эмоционального выгорания

Общение с психологом

Тесты на определение эмоционального выгорания не могут составить общую картину психического состояния человека. Для полноты картины следует поговорить с врачом.

Весь процесс изучения пациента включает такие пункты, которые собираются врачом на клинической беседе:

  • Изучение актуальных симптомов: нарушение сна, снижение работоспособности или рассеянность внимания.
  • Исследование жалоб со стороны соматических заболеваний: повышение температуры тела, головные боли, хронический кашель.
  • Профессиональный анамнез: наличие группы риска профессионального выгорания, ненормированный рабочий график или повышенные требования.
  • Наличие вредных привычек: курения, склонности к выпивке или наркотикам.
  • Психический статус: депрессия, тревожные расстройства, снижение самооценки или постоянное чувство вины.

К клинической беседе дополняются результаты психологического тестирования (Маслач и Бойко), результаты клинических анализов (общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, электролиты крови)

Изучение совокупности всех этих факторов – и есть диагностика эмоционального выгорания. Если данные утверждают в пользу патологии, врач может выставить такие диагнозы:

  1. «выгорание» по коду МКБ Z 73.0;
  2. «расстройство адаптации» по коду МКБ F 43.0;
  3. «неврастения» по коду МКБ F 48.0.

После диагностики назначается лечение, реабилитация и профилактика.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник