Дезадаптация детей с синдромом дефицита внимания

Дезадаптация детей с синдромом дефицита внимания thumbnail



В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), воспитание, образование и обучение особых групп лиц

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому недостаточно изученное: до сих пор ведутся дискуссии не только об основных особенностях, но иногда и о самом существовании такого нарушения. Хотя возрастающий интерес к вопросам, связанным с СДВГ, очевиден, в настоящее время часто можно встретить педагогов, недостаточно информированных о данном расстройстве и особенностях воспитания и обучения, связанных с ним. Так, на основании мониторинга сообщений родителей в ведущих российских интернет-сообществах, посвященных проблемам СДВГ [3; 5}, можно прийти к выводу о том, что найти хорошо разбирающегося в данной теме педагога, готового и способного помогать такому ребенку и сотрудничать с его семьей, очень трудно (причем, во многих регионах эта проблема является более распространенной, чем в Москве и Санкт-Петербурге).

В связи с этим, хотелось бы уделить внимание важнейшим особенностям детей с СДВГ.

Существуют диагностические критерии (МКБ, DSM), на основании которых врач может установить диагноз СДВГ, есть множество определений того, что представляет собой данное расстройство. Можно остановиться на простом и наиболее кратком из определений: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это нейробиологическое расстройство, проявляющееся несоответствующем возрасту поведении в двух областях нейропсихологического развития:

1) внимание;

2) гиперактивность/импульсивность» [4].

При этом, важно отметить то, что, во-первых, это — особое нарушение внимания, а именно — расстройство способности сосредотачиваться и поддерживать деятельность (расстройство способности удерживать свое внимание на деятельности, пока она не будет закончена); во-вторых — «гиперактивность/импульсивность» представляет собой, прежде всего, нарушение способности себя останавливать (сдерживать); в-третьих — причинами СДВГ не могут быть психосоциальные факторы (такие, как плохое воспитание, психологические травмы, неправильное питание, увлечение компьютерными играми и т. д. — все это не приводит к появлению у ребенка СДВГ, хотя может усугубить и без того проблемное поведение).

В чем такие дети будут испытывать наибольшие затруднения (в отличие от многих сверстников, для которых все нижеперечисленное будет не только несложным, но и часто «само собой разумеющимся»)?

1) Из-за нарушения внимания для ребенка с СДВГ наиболее сложно (почти невозможно):

− сосредоточиться (особенно во время выполнения какой-либо задачи);

− помнить и чувствовать, что он делает, во время выполнения нужной задачи;

− противостоять отвлекающим факторам (внутренним и внешним);

− возвратиться к прерванной задаче;

− довести до конца начатое дело (мотивировать себя, планировать свою деятельность, чувствовать время);

2) из-за импульсивности такому ребенку также очень трудно:

− контролировать свои эмоциональные реакции;

− не быть слишком импульсивным в принятии решений;

− учитывать последствия своих поступков;

− сдерживать свою двигательную и речевую активность — избыточные, не относящиеся к выполняемому делу, движения или речь (данное проявление с возрастом существенно снижается, превращаясь во внутреннее чувство беспокойства при высоком уровне утомляемости).

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так:

− не потому, что он «невоспитан», «избалован», «ленив»;

− не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»;

− не потому, что «не знает, или не понимает, как нужно себя вести»;

− не потому, что «не хочет вести себя правильно» и не потому, что «хочет вести себя плохо» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от педагогов и родителей).

Напротив, ребенок с СДВГ не может справиться со своим расстройством — причиной нарушения поведения. Он нуждается, прежде всего, в понимании и помощи.

Важно отметить то, что СДВГ относится к так называемым «спрятанным расстройствам» — ребенок выглядит, как обычные здоровые дети, но слишком часто, вдруг, начинает вести себя неприемлемым образом, из-за чего в его жизни возникает множество проблем. В таких случаях поведение действительно невоспитанного, педагогически запущенного ребенка и ребенка с СДВГ могут внешне ничем не отличаться, что вводит взрослых в заблуждение. Однако существенная разница будет в том, что педагогические меры воздействия в первом случае будут эффективны (плохо воспитанный, но здоровый ребенок без СДВГ может себя контролировать, если захочет, или от него строго потребуют). Во втором случае эффект от попытки воздействовать на ребенка известными традиционными способами (критика, замечание, наказание и т. д.) будет практически нулевым.

Это не значит, что поведение ребенка с СДВГ совсем невозможно изменить, но необходима длительная, постоянная сложная работа, требующая большого терпения и самоотдачи взрослых.

С наиболее ярко выраженными трудностями ребенок с СДВГ сталкивается, поступая в школу. В этой связи хотелось бы привести здесь слова детского психотерапевта Е. К. Осина о том, что СДВГ — расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение домашних заданий — именно такие задачи. Поэтому люди с СДВГ нуждаются в помощи в обучении так же, как люди с нарушениями движения нуждаются в палочках или инвалидных креслах [4].

Читайте также:  Гипертонический синдром что это такое у детей

Но дети с СДВГ поступают, как правило, в общеобразовательные школы по месту жительства, где педагоги, во множестве случаев, не обучались работе с такими детьми, а учителей-дефектологов нет. На основании данных, которые можно найти в архиве упомянутых выше интернет-сообществ родителей детей с СДВГ, можно сделать вывод о том, что школьные психологи также не всегда имеют возможность или время помочь такому ребенку и его семье. Таким образом, чаще всего решать связанные с СДВГ проблемы ребенка в школе приходится его родителям (которые также во многих случаях нуждаются в помощи, не имеют достаточно времени и сил, мало информированы о расстройстве своего ребенка и т. д.).

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие актуальные проблемы, требующие скорейшего решения:

− низкая информированность педагогических работников о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей (в результате возможно непонимание такого ребенка, негативное отношение к нему и другие, более тяжелые последствия);

− не менее низкая информированность большинства родителей детей с СДВГ о тех же проблемах (самостоятельный хаотичный поиск информации, например, в Интернете, может привести к тому, что человек столкнется с различными «мифами», информационным шумом; в результате — также часто возможно непонимание, неприятие ребенка, незнание того, что нужно предпринять, к кому обратиться за помощью и др.);

− проблемы с возможностью получения семьей ребенка бесплатной квалифицированной помощи специалистов (дефектологов, психологов и др.);

− предъявление к детям с СДВГ в школе таких же требований и критериев оценивания, как и к здоровым их сверстникам, без учета особенностей и возможностей каждого ребенка, вызванных его расстройством;

− кроме того, современные школьные программы (прежде всего, начальной школы) и организация учебного процесса в соответствии с ними, ориентированы на здоровых обучающихся и не предполагают учета особенностей детей с СДВГ (таких, как сложность долго сидеть за партой, заниматься монотонным трудом в течение урока, повышенная утомляемость, отвлекаемость и т. д.) — в результате тяжело и такому ребенку, и педагогу, который в этих условиях не имеет возможности уделять слишком много внимания обучающемуся с СДВГ в ущерб остальным;

− отношение родителей одноклассников к ребенку с СДВГ и его семье, как правило, негативное (позиция, которая может быть выражена словами: «Ваш ребенок мешает учиться нашим детям», «Ваши проблемы не должны нас касаться» и т. п.). Понимание, сочувствие, взаимопомощь родителей встречаются гораздо реже.

Несмотря на существование названных проблем, в сложившихся условиях педагоги могут сделать очень многое для их решения.

Знание и применение основных (простейших) принципов работы с детьми с СДВГ, формирование в классе положительного отношения детей друг к другу (хотя бы призыв к такому отношению), разъяснение родителям одноклассников необходимости взаимовыручки, а не конфронтации, привлечение помощи школьного психолога, контакт (в идеале — сотрудничество) с родителями ребенка — только эти названные шаги уже способны существенно улучшить жизнь как ребенка с СДВГ, так и тех, кто его окружает, в том числе и самого педагога.

Можно привести в качестве примера некоторые приемы работы с детьми с СДВГ (с учетом их особенностей):

− частичная (дозированная) передача ребенку знания о том, что представляет собой СДВГ (для того, чтобы справиться, нужно знать с чем);

− поощрение ребенка (хвалить за степень усилия, а не за результат), желательно использовать такие средства, как система наклеек, жетонов (накопление определенного количества которых соответствует, например, отличной отметке);

− задания, которые даются ребенку, должны быть разделены на несколько этапов (можно использовать карточки, картинки, схемы, список);

− у ребенка перед глазами могут быть правила поведения, алгоритм решения задачи и т. п.;

− при обучении ребенка с СДВГ, желательно предоставлять ему определенные льготы — увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть, встать (лучше — направить желание двигаться в нужное русло — попросить стереть с доски, раздать карточки, тетради и т. д.);

− использование визуального таймера — например, «Time timer» — обычный или приложение на мобильном устройстве, песочные часы — это необходимо ребенку, с СДВГ, т к. у него нарушено чувство времени;

− вместо критики ребенка — обозначение проблемы, обсуждение возможных решений; при этом необходимо выслушать его (это не изменит сразу его поведение, но улучшит взаимоотношения с ним);

− обращение внимания на успехи, сильные стороны; обучение ребенка смотреть в будущее позитивно, с надеждой на лучшее;

Читайте также:  Энцефалопатия синдром двигательных нарушений у ребенка

− создавать ситуации, в которых ребенок будет оказывать помощь другим и многое другое.

Таким образом, соглашаясь с мнением ряда исследователей, хотелось бы подчеркнуть, что СДВГ — это, прежде всего, расстройство исполнительной функции (расстройство выполнения тех задач, которые ставит себе человек).

Поэтому, помогая ребенку с СДВГ справиться с трудностями в обучении, необходимо учитывать его особенности; важно использовать те приемы работы, которые в основном направлены на создание внешней мотивации, внешнего контроля над деятельностью. В дальнейшем, со временем, постепенно формируется внутренняя мотивация, а также способы и навыки самоконтроля.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 264–268.
  2. Набойченко Е. С., Абшилава Э. Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologiya-patogenez-i-klinicheskie-proyavleniya-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-razlichnye-periody-ontogeneza
  3. Наши невнимательные гиперактивные дети. Международный форум родителей детей с СДВГ [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.sdvg-deti.com/
  4. Осин Е. К. СДВГ у детей и подростков: семинар // МООР «Импульс», М., 2014 [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mB-gg6pzg6o
  5. Сайт Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://sdvg-impuls.ru/
  6. Стрункина А. К., Иванова В. А. Перспективы использования метода игротерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Международный журнал экспериментального образования. / Отв. ред М. Ю. Ледванов. М.: 2015. № 12. С. 391–395.
  7. Ясюкова Л. А. Как помочь гиперактивному ребенку. Вестник практической психологии образования. М.: МГПУ, 2012. № 2. С. 64–67.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, расстройство, проблема, прием работы, обучение ребенка, время выполнения, расстройство способности, время, DSM.

Источник

Библиографическое описание:


Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 22.06.2020).



Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.

Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.

В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.

Читайте также:  Как обращаться с ребенком с синдромом туретта

В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.

Факторы, способствующие возникновению синдрома

Дезадаптация детей с синдромом дефицита внимания

Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].

Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
  2. Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
  3. Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
  4. Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
  5. Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
  6. Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
  7. Такое поведение — хорошая физическая подготовка.

В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].

Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.

Дезадаптация детей с синдромом дефицита внимания

В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
  6. Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
  7. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, синдром, работа психолога, работа, проблема, поведение, своевременное выявление, игровая терапия, группа детей.

Источник