Детский сад для синдром даунов

Детский сад для синдром даунов thumbnail

Как выяснилось, многие родители против детей с ВИЧ в группе детсада или классе. Неважно, что их никто не обязан оповещать, они в своих фантазиях против и все тут! Изолировать всех, на остров, в резервацию…

Однажды моя знакомая отправляла ребенка в садик и у них было собрание родителей. Воспитательница сказала, что в группе будет малыш с синдромом Дауна. И… да, другие родители тоже были против!

Не надо отдельных детсадов, не надо резерваций

Хотите знать их аргументы? Про тот конкретный случай я напишу чуть ниже, а вообще я поинтересовалась темой и узнала, что думают родители.

“Он же помешает моему ребенку!”.

Детский сад — это ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). То есть там дети чему-то учатся. Где-то писать палочки и галочки, а где-то и английский и китайский преподают. Возможно, малыш с СД не сможет усваивать программу так же, как остальные дети. Но помешает ли он им? Дети с СД обычно спокойные, флегматичные, да еще и робкие, и бегать и отвлекать они никого не будут. А если и будут — вот правда, образование в ДОУ, эти палочки и крючочки это так важно?

Или в садике важнее научиться общаться с разными людьми, готовиться к реальной жизни и вообще познавать мир?

Более того, я считаю, что дети с СД могут ходить в обычную школу, пусть даже они будут сидеть за последней партой и рисовать галочки и палочки. Они ведь никому не помешают. Правда, в этом случае есть риск травли (потому что многие дети от родителей перенимают ненависть к людям с особенностями, а учителя не умеют или не хотят пресекать издевательства). Но в небольшой школе (например, деревенской, с маленькими классами) при хорошем учителе это вполне реально. Общаясь со здоровыми детьми, дети с СД будут тянуться за ними и лучше развиваться. И для родителей это большое подспорье.

“Не хочу, чтобы мой ребенок видел таких”.

Это типичное российское. У нас одновременно духовные скрепы, новые храмы буквально на каждом шагу (жители отбиваться еле успевают) и ненависть к инвалидам. Или не ненависть, а просто нежелание видеть “таких”!

В нормальных цивилизованных обществах инвалидов не сбрасывают со скалы, не посылают в резервации и не запирают в интернатах. Им создают безбарьерную среду и дают возможности для интеграции в общество.

С таким подходом ваши дети, возможно, здоровые физически, вырастут ментальными дикарями.

“Он же других побьет (покусает)!”

Да, многие думают, что дети в школе и садике постоянно кусают друг друга и пьют кровь. Многие уверены, что дети с СД только этим и занимаются. Но, повторюсь, на самом деле они добрые, робкие, неторопливые, и совершенно не агрессивные. Скорее агрессию проявит ребенок без каких-либо диагнозов, но расторможенный, избалованный, плохо воспитанный или живущий в семье, где практикуют побои.

«Его там будут травить, пусть сидит дома — для его же блага».

Самая подлая причина. Якобы изоляция нужна для блага тех, кто в понимании большинства «не такой». Кто будет травить? Ваш ребенок? Научите не делать этого, быть терпимее и добрее, поговорите с ним, объясните, почему никого нельзя обижать. Или вы так думаете про других детей? Возможно, в их семьях более здоровые отношения и нет терпимости к насилию. В любом случае обязанность пресекать травлю — дело воспитателя, и считать эту ситуацию нормой и неизбежностью, с которой ничего не поделаешь, нельзя.

Травля — не норма, ее нужно пресекать!

Кстати, самостоятельно начать кого-то травить могут дети постарше, лет 12 — 13. Малыши и младшие школьники просто копируют отношение взрослых.

И, наконец, тот самый аргумент, прозвучавший на собрании у моей знакомой. Только не падайте.

“Это же заразно”.

Да, в 21 веке, в России (где все еще есть бесплатное обязательное школьное образование) две взрослые женщины, матери детей, высказали такое мнение, а также сообщили, что будут «бороться» (удивительно, но у них нашлись умственные ресурсы, чтобы писать жалобы в МинОбр).

Ну что сказать — люди, будьте добрее. И детей своих попробуйте научить этому.

Источник

Вопрос, вынесенный в заголовок, становится все более и более актуальным для родителей. Ведь постепенно у них появляется реальная возможность выбирать дошкольное учреждение для своего ребенка с синдромом Дауна.

Что привело к такому положению вещей? С одной стороны, это положительные изменения в системе образования, с другой – более высокий уровень готовности особых детей к детскому саду. Если добавить к этому то, что наше общество учится цивилизованно относиться к людям с особыми образовательными потребностями, то позитивность происходящих перемен в отношении обучения детей с синдромом Дауна становится очевидной. Тем не менее, все это не снимает вопросов и тревог родителей при выборе детского сада.

Читайте также:  Похмеляться или нет при абстинентном синдроме

На наш взгляд, эти переживания могут быть в значительной степени вызваны недостатком информации по данному вопросу, что, в свою очередь, затрудняет принятие взвешенного решения о первых шагах ребенка по образовательному маршруту.

Попытаемся описать основные типы детских садов, имеющихся в нашей стране, их достоинства и недостатки. Основным аргументом, который поможет нам при осуществлении выбора, станет мнение педагогов и психологов, ученых и практиков о том, что оптимальным для развития и социализации особого ребенка является сочетание специализированной помощи с нахождением в коллективе нормально развивающихся сверстников.

Детский сад для синдром даунов

Прежде всего, отметим систему специализированных садов, которые в настоящее время принято называть садами компенсирующего вида.

Эти сады специально созданы для детей с различными нарушениями развития, например, для детей с нарушением зрения, слуха, ортопедическими проблемами или нарушениями психического развития. Чем характеризуются такие сады и группы? Прежде всего, низкой наполняемостью групп и наличием квалифицированных специалистов – педагогов и психологов. Специализация педагогов может быть различной, она зависит от вида компенсирующего сада: например, с детьми с нарушением слуха будут работать сурдопедагоги, с детьми с потерей зрения – тифлопедагоги, а с малышами, у которых нарушение психического развития – дефектологи/коррекционные педагоги. В таких садах, в большинстве случаев, предусмотрены и ставки логопедов. Занятия строятся на основе коррекционной программы, учитывающей особенности развития детей, что позволяет обеспечить как дополнительный уход, так и специальные развивающие занятия.

Таким образом, ребенок получает в саду необходимую специализированную поддержку, однако от родителей требуется создание дополнительных условий для общения ребенка с обычно развивающимися сверстниками. Это может быть кружок, секция, «развивалка» или просто постоянная компания на детской площадке.

Следующий вариант – это возможность отдать ребенка в обычный детский сад.

Положительная сторона такого решения заключается в том, что ребенок находится в коллективе обычных сверстников. Но нельзя забывать и о том, что его потребность в специальной поддержке оказывается неудовлетворенной. Это значит, что родителям предстоит обеспечить ребенку дополнительное специальное обучение, что зачастую требует таких ресурсов, как время и финансы.

И, наконец, назовем детские сады, признанные во всем мире в качестве оптимального варианта для обучения детей с синдромом Дауна – интегративные (или инклюзивные) сады, которые призваны сочетать в себе преимущества вышеназванных типов садов, а именно – возможность получения ребенком специальной помощи и нахождение в коллективе обычно развивающихся сверстников.

Какой сад можно считать инклюзивным?

Важно понимать, что интеграция – это не просто наличие нескольких особых детей в стенах детского сада, скорее это модель, при которой ребенок с особенностями развития, интегрированный в общеобразовательную среду, не лишается необходимой ему специализированной помощи. Это означает, что в учреждении должны быть соответствующие специалисты и условия для реализации коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки ребенка и его семьи. Существует несколько видов инклюзивной модели: ребенок может воспитываться в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида либо, воспитываясь в группе вместе с обычно развивающимися детьми, обязательно получает коррекционную помощь. Таким образом, интеграция сближает две образовательные системы, общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Не останавливаясь подробно на различных вариантах интеграции, скажем, что она может быть частичной, или временной, когда дети с особыми образовательными потребностями объединяются с обычными детьми во время определенных занятий и мероприятий. Уровень/полнота интеграции зависит как от возможностей учреждения, так и от готовности самого ребенка. В данном случае на первое место выходят не учебные знания ребенка, а уровень развития навыков самообслуживания и социализации, то есть готовность находиться в коллективе сверстников. Преимущества таких садов очевидны: инклюзия способствует социализации дошкольников с особыми потребностями, а для обычно развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единство разных личностей.

Обратимся к результатам исследования, которые позволяют нам сделать выводы об уровне образовательной инклюзии в детских садах. Исследование было проведено в пятнадцати ДОУ города Томска, что, тем не менее, позволяет нам получить достаточно ясное представление о существующем положении дел. Полученный материал – иллюстрация того, насколько оправдано в условиях современной российской действительности предпочтение инклюзивных форм воспитания и обучения традиционным – обучению в специализированных ДОУ.

* Статья кандидата психологических наук Н. А. Урядницкой, подготовленная совместно с кандидатом психологических наук В.Р. Шмидт, в журнале «Синдром Дауна. XXI век» № 1(8) 2012 г.

Детский сад для синдром даунов

Приводим выводы по результатам проведенного исследования:

  1. Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных руководящих органов образования. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.
  2. Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с особыми образовательными потребностями (ООП).
  3. Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывают недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания. В целом лишь половина ДОУ начинают деятельность по инклюзивному воспитанию дошкольников с ООП, не испытывая недостатка в каких-либо ресурсах.
  4. Подавляющее большинство ДОУ проводят образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически не осуществляется.
  5. Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу детей с особыми образовательными потребностями (ООП), среди которых есть дети с синдромом Дауна.
  6. При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты; наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко (1 к 3 и выше).
  7. Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
  8. Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации особых детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.
  9. Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностика и консультирование родителей.
  10. Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступают в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования в подавляющем большинстве решается на уровне ПМПК с учетом пожеланий родителей ребенка. 
Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника без диареи как лечить

Как мы видим, при всех положительных сторонах инклюзивного образования, в настоящее время существенная часть таких садов не может в полном объеме оказать детям специализированную поддержку. Что же может помочь вам определиться в том, насколько детский сад отвечает требованиям инклюзии? Прежде всего, необходимо учесть, что у вашего ребенка есть риск попасть в детский сад с так называемой «стихийной интеграцией», когда название «инклюзивный» означает лишь наличие в дошкольном учреждении детей с особенностями развития. Фактически, это тот же массовый детский сад, в котором ваш ребенок не сможет получать необходимую специализированную помощь. Несмотря на отсутствие нормативно-правового обеспечения инклюзивных дошкольных (и школьных) учреждений, есть признаки, которые помогут вам оценить готовность сада к осуществлению инклюзии: детский сад считается инклюзивным, если в нем есть как минимум одна инклюзивная группа.- Инклюзивная группа объединяет детей с особенностями развития и их обычно развивающихся сверстников. — Наполняемость инклюзивной группы – не более 17 человек. Среди них может быть не более двух-четырех детей с особенностями развития. — Важно, чтобы детям с нарушениями развития при необходимости могли быть обеспечены вариативность обучения и индивидуальный режим посещения. Инклюзивная группа предполагает укомплектованность необходимыми специалистами, владеющими передовыми методиками и специализированными коррекционно-педагогическими методами обучения и воспитания.В инклюзивной группе, помимо воспитателей и помощников воспитателей, должны быть психологи, дефектологи (разного профиля), логопеды. В ряде садов предусматриваются ставки инструкторов ЛФК и массажистов.Таким образом, главным фактором в принятии решения должна быть не только готовность детского сада принять малыша, но и возможность учреждения обеспечить оптимальные условия для его развития.Все это приводит нас к мысли о том, что для принятия оптимального решения при выборе дошкольного образовательного учреждения необходимо исходить из оценки конкретной ситуации в конкретном месте проживания каждой семьи. Вопросы престижа, чувства социальной справедливости, желание быть на передовом рубеже и другие мотивы – всё должно отступать перед соображениями интересов и потребностей ребенка.

Источник

Наталья Пичкурова
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида

«Социализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида»

Воспитатель Пичкурова Н. А.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.

Читайте также:  Турецкие дети с синдромом дауна фото

Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна:

Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.

Отношение педагогов:

Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает учитель – логопед и старший воспитатель ДОУ.

Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая помощь.

Позиция родителей нормально развивающихся детей:

Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.

Все взаимодействие с родителями,направлено на решение задач:

— формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;

— повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;

— установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Условия в группе

Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

В работу по социализации данного ребенкавключены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, учитель — логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка.

На этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:

— обязательную организацию взаимодействия,

общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

— предъявление адекватных требований,

— использование приёмов дополнительной коммуникации,

— ориентирование ребёнка в распорядке дня.

Индивидуальная работа

Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.Наши первые результаты:

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к условиям в детском саду.

В результате, ребенокспособен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой.

Ребенокадекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Источник