Детские синдромы 5 7 лет

На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).

Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.

Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.

Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.

И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.

Что такое нервный тик

Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание, подмигивание;
  • подергивание губ или глаз;
  • причмокивание;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • кивание головой;
  • покашливание;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
  • подергивание гениталий (у мальчиков);
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное выдергивание или расчесывание волос.

Особенности невроза навязчивых движений у детей

Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.

Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».

Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).

Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.

Причины возникновения нервного тика

Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются  3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • значительная фетоплацентарная недостаточность;
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • воздействие других факторов.
  • Внутриутробных инфекций:
  • токсоплазмоз;
  • цитомегаловирус;
  • краснуха;
  • гепатит;
  • хламидиоз;
  • герпетическая инфекция.
  • Острой гипоксии в родах:
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • асфиксия и дистресс плода в родах.
  • Родовых травм.
  • Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.

На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.

В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • поведение родителей;
  • острый стресс.

Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).

Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.

Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.

Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.

Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
  • отрицательная  атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
  • постоянное переутомление;
  • большое количество информации;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • слишком высокие требования к ребенку
  • постоянные ссоры родителей, развод;
  • частые соматические болезни.
  • длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).

Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений

Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

 Виды тиков при неврозе навязчивых движений

Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.

Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.

Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.

Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.

По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:

Моторные тики:

  • мимические;
  • тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
  • тики в других группах мышц.

 Вокальные или голосовые тики:

  • покашливание, посапывание, хмыкание;
  • произношение отдельных звуков, слов или фраз.

Ритуалы.

 Генерализованные или сложные тики —

  • движения одновременно возникают в различных группах мышц;

несколько видов тиков у одного ребенка.

Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.

Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.

Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.

Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

Лечение ребенка

Лечение должно быть комплексным.

При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:

  • больше уделять времени ребенку;
  • при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
  • понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).

При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.

Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.

Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.

Источник

Привязанность наших детей к нам, взрослым, чрезвычайно важна для их правильного развития. В становлении личности ребенок проходит 6 уровней привязанности к своим родителям. Сегодня поговорим о том, почему важно способствовать большей привязанности детей к родителям и как это правильно сделать.

Психотерапевт из Канады Гордон Ньюфельд посвятил проблеме детской привязанности целую книгу. В ней он описывает уровни формирования способности к отношениям по возрастам. Автор сравнивает ребенка с растением: чем глубже его привязанность пускает свои корни, тем легче через них в детский организм поступает необходимое питание для правильного формирования и взросления.

1. Первый уровень. Чувства (до 12 месяцев)

Мы, взрослые, в этом возрасте можем даже наблюдать проявление этой привязанности. Ребенок стремится быть ближе к тем, к кому он привязан. Требует, чтобы его взяли на ручки, гладили по голове, обнимали, целовали, обращали на него внимание, реагировали на звуки, которые он издает, слышали его запах. Психиатр считает это основой привязанности, которая крайне необходима для нормального развития личности ребенка в дальнейшем.

2. Второй уровень. Имитация (1-2 года)

Ребенок в этом возрасте пытается подражать авторитетным для него взрослым, к которым он привязан. Для него понятие близость – синоним со словом «похожесть», а не простой тактильный контакт. В этом возрасте мы можем вылепить из малыша человека по своему образу и подобию, не прилагая к этому особых усилий. Именно благодаря этой стадии привязанности у детки можно сформировать правильную речь, ведь он повторяет те звуки, которые слышит от своего окружения.

3. Третья стадия. Непохожесть (третий год жизни)

При нормальном развитии привязанности, после двух лет малыш осознает собственную непохожесть на своих маму и папу. Поэтому ребенок ищет для себя другой способ привязанности: «Чтобы быть ближе с важными для меня людям мне нужно быть на их стороне». Детка начинает принимать сторону тех, кто ему дорог: соглашаться с их мнением, защищать от обидчиков, слушаться и помогать. У него появляется эдакий инстинкт преданности, который помогает взрослым выполнять роль учителя и родителя.

4. Четвертая стадия. Значимость (4 год жизни)

В идеале, если все предыдущие уровни привязанности прошли хорошо, к началу четвертого года жизни ребенок осознает, что родители близки с теми, кто им очень дорог. Он начинает активно искать способы, чтобы стать для мамы и папы очень значимым. Очень важно, чтобы в этот период родители не проявляли безразличия к своим малышам, ведь чем больше привязан к нам ребенок, тем он более раним. Если детка поймет, что привязываться к нам небезопасно, то с возрастом у него разовьется недоверие к окружающим и как следствие проблемы с созданием семьи, поиском друзей, открытостью.

5. Пятая стадия. Эмоциональная близость (4-5 лет)

Если привязанность ребенка не испытала особенных стрессов и взаимоотношения с родителями за этот период только углубились, ребенок полностью открывает свое сердце перед ними и становится чрезвычайно эмоционально уязвим. Хотя многие дети так и не доходят до этой стадии, испытывая на одной из предыдущих стадий стресс. Именно в этот период дети могут проявить желание стать вашим мужем или женой. Месье Фрейд называл это Эдиповым комплексом, но на самом деле – это простое желание никогда с нами не расставаться. Но ведь по этой же причине в брак вступаем и мы, взрослые.

6. Шестой уровень. Психологическая близость (5-7 лет)

На последнем этапе формирования привязанности у ребенка возникает желание, чтобы его поняли и познали. Малыш стремится раскрыть перед нами, близкими для него людьми, все свои тайны и секреты, поделиться тем, что у него на сердце. Он не хочет, чтобы какие-либо секреты или тайны разделяли его с родителями.

Если на одной из стадий что-то пошло не так, то к школьному возрасту наш ребенок для нас является настоящей загадкой, а для того, чтобы на него воздействовать, мы ищем советов в книгах и на сайтах по воспитанию. Если ребенок привязан к своим родителям, то он получает от них все необходимое для правильного развития и воспитания. Не предавайте доверие, и стимулируйте привязанность ребенка к вам с самого его рождения.

Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.

Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.

Источник

Пневмония у детей — острый инфекционно-воспалительный процесс различной этиологии. Механизмы развития заболевания связаны с преимущественным поражением респираторных отделов легких.

Респираторными отделами легких являются анатомические структуры, расположенные за терминальными бронхами, — респираторные, альвеолярные ходы и альвеолы. Заболеваемость пневмонией у детей на первом году жизни составляет 15-20 на 1 000 детей, от 1 года до 3 лет — 5-6 на 1000 детей.Предрасполагающими факторами у детей могут быть следующие заболевания: перинатальная патология аспирации, гипотрофия, врожденный порок сердца с недостаточностью кровообращения, иммунодефицитные состояния.

У более старших детей предрасполагающими факторами являются очаги хронической инфекции, пассивное и активное курение, переохлаждение организма.

По этиологии острые пневмонии подразделяют на:

  • бактериальные;
  • вирусные;
  • микоплазменные;
  • риккетсиозные;
  • грибковые;
  • аллергические;
  • пневмонии, возникающие при инвазиях гельминтами;
  • пневмонии, возникающие при воздействии физических и химических факторов.

Различают семь форм бактериальной пневмонии:

  • пневмококковая;
  • фридлендеровская;
  • синегнойная;
  • гемофильная;
  • стрептококковая;
  • стафилококковая;
  • группа пневмоний, вызванных протеем и кишечной палочкой.

Из вирусных пневмоний чаще всего встречаются:

  • гриппозная пневмония;
  • аденовирусная пневмония;
  • парагриппозная пневмония;
  • респираторно-синтициальная пневмония.

В соответствии с причинами и механизмами возникновения различают первичные и вторичные пневмонии. Последние возникают на фоне обострений хронических заболеваний бронхо-легочной системы и других соматических заболеваний ребенка.

Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов:

  • попадание слизи в легкие из верхних дыхательных путей — аэрогенный путь;
  • попадание микроорганизма в бронхи;
  • разрушение защитных механизмов дыхательных путей;
  • гематогенный, лимфогенный пути распространения инфекции.

При возникновении пневмонии у детей нарушаются вентиляция легких и газообмен, снижается питание миокарда желудочков. По протяженности поражения пневмонии могут быть сегментарными, долевыми, тотальными, одно- и двусторонними. В механизме развития пневмонии большую роль играет гипоксия с гиперкапнией, развивающиеся в результате нарушения как внешнего, легочного, так и тканевого дыхания.

Клинические симптомы пневмонии зависят от вида пневмонии, величины и распространенности процесса. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) процесс идет остро или подостро и развивается на 5-7-й день острого респираторного заболевания в виде его второй волны.

Характерными являются следующие симптомы:

  • повышение температуры;
  • слабость;
  • головная боль;
  • боль в груди или под лопатками;
  • кашель;
  • усиление интоксикации.

Над зоной поражения отмечается укорочение перкуторного звука, при аускультации — бронхофония, ослабленное дыхание, иногда крепитация. Рентгенологически определяется усиление легочного рисунка между очагами воспаления и корнями легкого. В анализе крови определяется нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ.

Сегментарная пневмония

В случае гематогенного пути распространения поражаются один или несколько сегментов легкого. Обычно чаще поражаются правые сегменты. Сегментарная пневмония начинается остро с повышения температуры, обычно выражены симптомы интоксикации, появляются боли в области грудной клетки, иногда — в животе, кашель — редкий. Появляются симптомы дыхательной недостаточности, объективные данные выражены слабо. Вторичная сегментарная пневмония развивается на фоне протекающей респираторной инфекции, при этом симптомы интоксикации выражены слабо. Сегментарная пневмония рентгенологически проявляется в отдельных очагах, которые сливаются, а затем захватывают целый сегмент.

Крупозная пневмония

Воспалительный процесс захватывает долю легкого или его часть и плевру. Встречается редко. Часто вызывается пневмококком. Начало острое. Заболевание начинается с головокружения, ухудшения самочувствия, резкой головной боли. Отмечается температура до 40-41 °С, часто больные жалуются на озноб. Кашель в первые три дня редкий, сухой, затем — с выделением ржавой мокроты. Быстро появляются цианоз, одышка. Часто у детей появляется абдоминальный синдром, проявляющийся болями в области пупка, метеоризмом, рвотой. Различают четыре стадии в течении крупозной пневмонии.

При первой стадии — стадии прилива, — определяется укорочение перкуторного звука с тимпаническим оттенком, ослабленное дыхание, периодически прослушивается крепитация. Во второй стадии развивается гиперемия лица, часто — на стороне поражения, тяжелое состояние. На стороне поражения определяются укорочение перкуторного звука, бронхиальное дыхание, бронхофония. Хрипы не прослушиваются. Третья стадия развивается на 4-7-й день — усиливается кашель, температура падает, часто критически. Перкуторный звук принимает тимпанический оттенок, появляется крепитация.

В четвертой стадии — стадии разрешения, — снижается температура, появляется частый кашель, появляются обильные разнокалиберные хрипы. На рентгенограммах также определяется стадийность процесса: в первой стадии — усиление сосудистого рисунка, ограничение подвижности диафрагмы; во второй стадии появляются плотные тени, соответствующие долям с вовлечением корня и плевры; в третьей и четвертой стадиях инфильтрация исчезает постепенно.

При крупозной пневмонии отмечается резкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ. Атипично протекает крупозная пневмония у детей раннего возраста. Обычно нечетко выражены основные симптомы заболевания. Под влиянием антибактериальной терапии укорачиваются стадии воспалительного процесса. В случае нерациональной терапии возникает затяжное течение заболевания.

Интерстициальная пневмония

Интерстициальная пневмония возникает при вирусной, микоплазменной, пневмоцистной, грибковой и стафилококковой инфекциях. Чаще эта пневмония регистрируется у недоношенных и новорожденных детей, а также на фоне дистрофии, иммунодефицитных состояний у детей. Заболевание может сопровождаться выраженной интоксикацией, возможно падение артериального давления, кроме этого, часто отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы, а также желудочно-кишечного тракта. Отмечается изнурительный кашель со скудной пенистой мокротой. При интерстициальной пневмонии отмечается вздутие грудной клетки. Перкуторно — тимпанит. Прослушиваются единичные крепитирующие и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Рентгенологически выявляются эмфизема, перебронхиальная инфильтрация, ячеистость интерстициально-сосудистого рисунка. Со стороны крови выявляется лейкоцитоз, повышение СОЭ.

Диагностика пневмонии

Диагностика проводится на основании клинико-рентгенологических данных.

Клиническими симптомами являются:

  • температурная реакция;
  • признаки дыхательной недостаточности: одышка, цианоз, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • стойкие аускультативные и перкуторные отклонения со стороны легких;
  • рентгенологически — очаговые, сегментарные, лобарные инфильтративные тени;
  • со стороны крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ;
  • эффект от проводимой этиологической терапии.

Течение пневмоний у детей зависит от этиологии, возраста и наличия различных сопутствующих заболеваний. Особенно тяжело протекают пневмонии, вызванные госпитальными штаммами золотистого стафилококка или грамотрицательными бактериями. Течение пневмоний в этих случаях характеризуется ранним абсцедированием, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса с бурным течением заболевания.

В периоде новорожденности пневмония имеет серьезный прогноз. Различают приобретенные и внутриутробные пневмонии новорожденных. Внутриутробные пневмонии возникают в результате инфицирования плода во время беременности или аспирации инфицированными околоплодными водами, при этом аспирация может быть как внутриутробной, так и интранатальной. У новорожденных пневмонии часто сопровождаются ателектазами, а также деструкцией легочной ткани.

Важную роль в развитии пневмонии могут играть предрасположенность к аллергическому воздействию внешних факторов и возникновение катарального воспаления слизистых оболочек. При данных пневмониях характерным является присоединение астматического синдрома. Течение пневмонии в этих случаях принимает рецидивирующий характер. У детей, страдающих рахитом, пневмония развивается чаще и имеет затяжное течение. У детей с гипотрофией возникает чаще в связи со значительным снижением иммунитета, отмечается слабая выраженность симптомов пневмонии.

Лечение пневмонии у детей

В случае среднетяжелых и тяжелых форм дети подлежат стационарному лечению. Дети первого года жизни — при любых формах.

Лечение пневмоний проводится комплексно и состоит в:

  • применении этиотропных средств;
  • оксигенотерапии при развитии дыхательной недостаточности;
  • назначении средств, улучшающих бронхиальную проводимость;
  • применении средств и методов, обеспечивающих транспорт кислорода крови;
  • назначении препаратов, улучшающих процессы тканевого дыхания;
  • использовании средств, улучшающих обменные процессы в организме.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и потребностям детского организма. Однако в период интоксикации пища должна быть механически и химически щадящей. В связи с кашлем из рациона исключаются продукты, содержащие частицы, которые могут аспирироваться. Назначается дополнительно жидкость в виде питья. Для этого используются отвары шиповника, черной смородины, соки.

Сразу после поступления в стационар производятся забор мокроты, смывы для бактериологического обследования, затем назначается этиотропное лечение, которое проводят под контролем клинической эффективности, в последующем — с учетом полученных результатов чувствительности мокроты к антибиотикам. В случае внебольничной пневмонии назначаются макролиды нового поколения. В случае внутрибольничных пневмоний назначают цефалоспорины второго, третьего поколений и антибиотики группы резерва.

При пневмониях у детей, возникших в результате внутриутробной инфекции, назначают новое поколение макролидов — спиромицин, рокситромицин, азитромицин. В случае пневмонии у детей с иммунодефицитами назначаются цефалоспорины третьего, четвертого поколений. При смешанной инфекции, взаимодействии возбудителя гриппа и стафилококка наряду с введением антибиотиков широкого спектра действия вводится противогриппозный у-глобулин по 3-6 мл.

Антибиотики применяют комплексно по следующей схеме:

  • цефалоспорины;
  • цефалоспорины плюс аминогликозиды.

Назначаются муколитическая терапия, бронхолитические средства, физиотерапия, иммунокоррегирующее лечение. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалять содержимое носоглотки, гортани, крупных бронхов. При выраженных симптомах дыхательной недостаточности применяется оксигенотерапия.

При признаках сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды — строфантин, а также сульфокамфокаин. Применяются и средства иммунотерапии. При лечении пневмонии проводят симптоматическую и посиндромную терапии. В периоде выздоровления большое значение имеют дыхательная гимнастика, физиотерапевтические методы лечения. Для улучшения дренажной функции бронхов применяются средства, способствующие повышению секреции мокроты или ее разжижению.

Отхаркивающие средства:

  • Натрия бензоат
  • Аммония хлорид
  • Калия йодид
  • Бромгексин
  • Терпингидрат
  • Термопсис
  • N-ацетилцистин
  • Мукалтин
  • Пертусин
  • Корень алтея
  • Лакричный корень
  • Эликсир грудной
  • Плод аниса
  • Листья мать-и-мачехи

Применяются средства, уменьшающие спазм бронхов. К ним относится эуфиллин.

Прогноз

Прогноз при своевременном применении антибактериальной терапии благоприятный. Выписанные из стационара в период клинического выздоровления берутся на диспансерный учет. После выписки из стационара 2-4 недели ребенок не должен посещать детские учреждения. Дети до шести месяцев первый месяц осматриваются раз в неделю, затем — два раза в месяц; с шести до двенадцати месяцев — раз в десять дней в течение первого месяца, затем — раз в месяц. После одного года до трех лет — раз в первый месяц, затем — раз в три месяца.

Дети осматриваются отоларингологом и пульмонологом после трехлетнего возраста — через месяц после выписки из стационара, затем — раз в квартал. Оптимальной является реабилитация в отделениях больниц или в санаториях. Режим назначается с максимальным использованием свежего воздуха. Назначаются ежедневно дыхательная гимнастика, ЛФК с постепенным повышением физических нагрузок. Питание должно быть рациональным для соответствующего возраста. Медикаментозная реабилитация осуществляется по индивидуальным показаниям. Стимулирующая терапия проводится повторными 2-3-недельными курсами: нуклеинат натрия, метилурацил, дибазол, женьшень, алоэ, настой элеутерококка, витамины B этих целях используется и фитотерапия. Она применяется для санации бронхов и успокаивающего влияния на центральную нервную систему: корень алтея, лист мяты перечной, трава шалфея, корень девясила, мать-и-мачеха, липовый цвет, сосновые почки, чабрец и др. У детей, склонных к аллергическим реакциям, применяется с большой осторожностью. Широко используется физиотерапия. Применяются горчичники, щелочные и фитоингаляции, компрессы, озокеритовые аппликации на грудную клетку. Широко применяется массаж грудной клетки. После пневмонии рекомендуется санаторное лечение в местных санаториях, а также на курортах Гагра, Нальчик, Геленджик, Новый Афон, Южного берега Крыма.

Противопоказаниями к санаторному лечению являются:

  • активность воспалительного процесса в бронхо-легочной системе;
  • признаки астматического состояния;
  • наличие «легочного сердца».

К первичной профилактике относятся здоровый образ жизни родителей, исключающий воздействие вредностей на плод во время беременности, рациональное вскармливание детей, закаливающие процедуры.

 Вторичная профилактика включает:

  • профилактику и лечение ОРВИ;
  • раннюю госпитализацию больных пневмонией детей с отягощенным преморбидным фоном;
  • своевременное лечение гипотрофии, рахита, иммунодефицитных состояний;
  • санацию хронических очагов инфекции.

Источник…

Источник