Детская нервозность код по мкб

Детская нервозность код по мкб thumbnail

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Симптомы
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Классификация
  7. Возможные осложнения
  8. Диагностика
  9. Дифференциальная диагностика
  10. Лечение
  11. Прогноз
  12. Профилактика
  13. Основные медицинские услуги
  14. Клиники для лечения

Названия

 Название: Синдром ранней детской невропатии.

Синдром ранней детской невропатии
Синдром ранней детской невропатии

Описание

 Синдром ранней детской невропатии. Психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов. Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями. Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.

Дополнительные факты

 Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий, вегето-сосудистой дистонии. Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.

Синдром ранней детской невропатии
Синдром ранней детской невропатии

Симптомы

 Запор. Плаксивость. Понос (диарея). Раздражительность. Рвота. Судороги. Тошнота. Эмоциональная лабильность.

Причины

 Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:
 • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
 • Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов.
 • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Патогенез

 Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции – взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.
 Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода. В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении, в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития. Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств.

Классификация

 Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью, робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:
 • Истинная. Другое название – конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
 • Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция – нарушения сна, пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
 • Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем – эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.

Возможные осложнения

 Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы. Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности. Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки, энурез, ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.

Диагностика

 Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром. Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:
 • Общий осмотр, опрос педиатра. Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии – акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит, дерматит, нарушения ритма дыхания, плаксивость.
 • Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
 • Консультацию врача. Психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.

Дифференциальная диагностика

 Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

 Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия. На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей). В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания – создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:
 • Психологическое консультирование. Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей – беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
 • Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
 • Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж, душ, плавание), массаж, лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.

Прогноз

 Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома. При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают.

Профилактика

 Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка. После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки. Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 207 в 10 городах
Подобранные клиникиТелефоныГород (метро)РейтингЦена услуг
АО «Медицина» во 2-м Тверском-Ямском переулке+7(495) 152..показатьЗапись: +7(499) 116-82-39+7(495) 152-59-88+7(495) 229-00-03+7(495) 775-74-78Москва (м. Маяковская)

рейтинг: 4.4

157820ք
ЦКБ №2 ОАО ‘РЖД’+7(495) 727..показать+7(495) 727-00-03+7(499) 187-08-17Москва (м. Ростокино) 67165ք (90%*)
МЕДСИ на Ленинградском проспекте+7(495) 229..показать+7(495) 229-18-75+7(495) 152-55-46Москва (м. Аэропорт) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинском проспекте+7(499) 519..показать+7(499) 519-39-17+7(495) 023-60-84Москва (м. Шаболовская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Ленинской Слободе+7(499) 519..показать+7(499) 519-37-04+7(495) 023-60-84Москва (м. Автозаводская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Марьино+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Марьино) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Бутово+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84Москва (м. Бульвар Дмитрия Донского) 39300ք (80%*)
МЕДСИ в Благовещенском переулке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(915) 047-23-65Москва (м. Маяковская) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Полянке+7(495) 730..показать+7(495) 730-57-23+7(495) 152-55-46Москва (м. Полянка) 39300ք (80%*)
МЕДСИ на Солянке+7(495) 023..показать+7(495) 023-60-84+7(495) 730-14-34+7(985) 239-51-02Москва (м. Китай-Город) 39300ք (80%*)
* — клиника оказывает не 100% из выбранных услуг. Подробнее при нажатии на цену.

Источник

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

F98.0

Энурез неорганической природы

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы

Функциональный энурез

Психогенный энурез

Недержание мочи неорганического происхождения

Исключен: энурез БДУ (R32)

F98.1

Энкопрез неорганической природы

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Функциональный энкопрез

Недержание кала неорганической природы

Психогенный энкопрез

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.

Исключен: энкопрез БДУ (R15)

F98.2

Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

Исключены:

  • нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
  • трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
  • проблемы новорожденного (P92.-)
  • поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)

F98.3

Поедание несъедобного младенцами и детьми

Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.

F98.4

Стереотипные двигательные расстройства

Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.

Привычная стереотипия

Исключены:

  • аномальные непроизвольные движения (R25.-)
  • двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
  • кусание ногтей (F98.8)
  • ковыряние в носу (F98.8)
  • стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
  • сосание пальца (F98.8)
  • тики (F95.-)
  • трихотилломания (F63.3)

F98.5

Заикание [запинание]

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Исключены:

  • тики (F95.-)
  • речь взахлеб (F98.6)

Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.

Исключены:

  • заикание (F98.5)
  • тики (F95.-)

F98.8

Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст

  • Дефицит внимания без гиперактивности
  • Неумеренная мастурбация
  • Кусание ногтей
  • Ковыряние в носу
  • Сосание пальца
  • F98.9

    Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное

    Источник

    Содержание

    1. Описание
    2. Дополнительные факты
    3. Причины
    4. Патогенез
    5. Классификация
    6. Симптомы
    7. Возможные осложнения
    8. Диагностика
    9. Лечение
    10. Список литературы

    Названия

     Название: Неврозы у детей.

    Неврозы у детей
    Неврозы у детей

    Описание

    Это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или долговременной травматической ситуации. Симптомы включают общие, вегетативно-сосудистые и невротические расстройства. У последних разные клиники: тики, фобии, плохое настроение, изоляция или расторможенность. Диагноз основывается на сборе жалоб, истории развития заболевания и определении причинного фактора. Дополнительные тесты выполняются для исключения аналогичных органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, лечебные и физиотерапевтические методы.

    Дополнительные факты

     Невроз является общей проблемой для педиатрии и детской психиатрии, поскольку больной ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда соматический компонент настолько силен, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к появлению патологий общего характера с нормальным органическим фоном. Согласно статистике, доля детских неврозов среди всех психоневрологических заболеваний составляет 45%. Мальчики заболевают в 1,5 раза чаще, чем девочки. Пик заболеваемости приходится на старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Неврозы у детей
    Неврозы у детей

    Причины

     Этиология заболевания разнообразна. Считается, что важный межличностный конфликт между ребенком и членами семьи имеет решающее значение для развития невроза. Во-вторых, в школе существуют различия во мнениях. Пусковые факторы невроза:
     • Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
     • Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
     • Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения. Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность. Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).

    Патогенез

     Патофизиология невроза имеет несколько стадий. В ответ на запускающий фактор процессы торможения или возбуждения в центральной нервной системе прекращаются. У детей возбуждение обычно преобладает над торможением; следовательно, самым ранним ответом обычно является возбудимость мозга. При трансцендентальном действии раздражителя, которое нервная система не может переносить, возникает защитная реакция торможения.
     Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.

    Классификация

     Неврозы у детей классифицируются по полисимптоме проявлений. Согласно международной номенклатуре определяются следующие виды: В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений. Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.

    Симптомы

    Астенический невроз (неврастения).

     Он формируется у детей с характерной стеснительностью, недоверием. Часто это происходит после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, беспокойством, необоснованными страхами. У больного появляется недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шум, интенсивный свет.
     Соматических симптомов, головной боли, дискомфорта в области сердца, желудочно-кишечных расстройств не отмечено. Часто растительные компоненты объединяются: ощущение мурашек, озноб, потоотделение.

    Возможные осложнения

     В условиях непризнанных неврозов развиваются тяжелая депрессия, нервная анорексия и аффективные расстройства. При таких осложнениях у детей возможны попытки самоубийства или полное самоубийство. Согласно статистическим оценкам, от 70 до 75% подростков, совершивших попытку самоубийства, имеют травмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременной помощи в случае невроза они определяют длительные изменения личности и характера. В зрелом возрасте это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у ​​нерожденных детей.

    Диагностика

     Диагностика в основном основана на клинической картине заболевания. Очень важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителей / родственников. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Диагностический алгоритм:
     • Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
     • Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
     • Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.

    Лечение

     Большинство детей проходят амбулаторное лечение. Госпитализация подлежит пациентам с тяжелыми формами истерического невроза. Целью лечения является регресс симптомов или достижение долгосрочной ремиссии. Режим лечения комплексный, направленный на физическое и психологическое восстановление. Чтобы получить результат, необходимо исключить фактор или среду, провоцирующую заболевание.
     Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
     • небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
     • успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
     • антипсихотики, в основном галоперидол;
     • психостимуляторы из группы метилфенидатов;
     • ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
     • поливитаминные комплексы.

    Психотерапия.

     Психотерапевтические методики занимают видное место в лечении неврозов у ​​детей. На протяжении всего курса необходимо повышать самооценку ребенка, формировать чувство сытости и уменьшать беспокойство. Психотерапия проводится в двух формах: индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия — это работа со всеми участниками конфликта, направленная на исправление травматического компонента в семье.

    Список литературы

     1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А. И. — 2006.
     2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н. И. // Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.
     3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г. В. , Кузнецова Е. Н. // Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.

    Источник