Детская нервозность код по мкб
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Симптомы
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Дифференциальная диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: Синдром ранней детской невропатии.
Синдром ранней детской невропатии
Описание
Синдром ранней детской невропатии. Психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов. Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями. Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.
Дополнительные факты
Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий, вегето-сосудистой дистонии. Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.
Синдром ранней детской невропатии
Симптомы
Запор. Плаксивость. Понос (диарея). Раздражительность. Рвота. Судороги. Тошнота. Эмоциональная лабильность.
Причины
Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:
• Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
• Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов.
• Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.
Патогенез
Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции – взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.
Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода. В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении, в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития. Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств.
Классификация
Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью, робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:
• Истинная. Другое название – конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
• Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция – нарушения сна, пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
• Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем – эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.
Возможные осложнения
Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы. Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности. Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки, энурез, ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.
Диагностика
Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром. Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:
• Общий осмотр, опрос педиатра. Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии – акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит, дерматит, нарушения ритма дыхания, плаксивость.
• Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
• Консультацию врача. Психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Лечение
Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия. На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей). В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания – создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:
• Психологическое консультирование. Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей – беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
• Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
• Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж, душ, плавание), массаж, лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.
Прогноз
Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома. При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают.
Профилактика
Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка. После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки. Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.
Исключены:
- приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
- синдром Клейне-Левина (G47.8)
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
- расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)
F98.0
Энурез неорганической природы
Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.
Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы
Функциональный энурез
Психогенный энурез
Недержание мочи неорганического происхождения
Исключен: энурез БДУ (R32)
F98.1
Энкопрез неорганической природы
Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).
Функциональный энкопрез
Недержание кала неорганической природы
Психогенный энкопрез
При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.
Исключен: энкопрез БДУ (R15)
F98.2
Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте
Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).
Расстройство срыгивания у младенцев
Исключены:
- нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
- трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
- проблемы новорожденного (P92.-)
- поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)
F98.3
Поедание несъедобного младенцами и детьми
Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.
F98.4
Стереотипные двигательные расстройства
Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.
Привычная стереотипия
Исключены:
- аномальные непроизвольные движения (R25.-)
- двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
- кусание ногтей (F98.8)
- ковыряние в носу (F98.8)
- стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (F95.-)
- трихотилломания (F63.3)
F98.5
Заикание [запинание]
Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.
Исключены:
- тики (F95.-)
- речь взахлеб (F98.6)
Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.
Исключены:
- заикание (F98.5)
- тики (F95.-)
F98.8
Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст
F98.9
Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Возможные осложнения
- Диагностика
- Лечение
- Список литературы
Названия
Название: Неврозы у детей.
Неврозы у детей
Описание
Это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или долговременной травматической ситуации. Симптомы включают общие, вегетативно-сосудистые и невротические расстройства. У последних разные клиники: тики, фобии, плохое настроение, изоляция или расторможенность. Диагноз основывается на сборе жалоб, истории развития заболевания и определении причинного фактора. Дополнительные тесты выполняются для исключения аналогичных органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, лечебные и физиотерапевтические методы.
Дополнительные факты
Невроз является общей проблемой для педиатрии и детской психиатрии, поскольку больной ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда соматический компонент настолько силен, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к появлению патологий общего характера с нормальным органическим фоном. Согласно статистике, доля детских неврозов среди всех психоневрологических заболеваний составляет 45%. Мальчики заболевают в 1,5 раза чаще, чем девочки. Пик заболеваемости приходится на старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Неврозы у детей
Причины
Этиология заболевания разнообразна. Считается, что важный межличностный конфликт между ребенком и членами семьи имеет решающее значение для развития невроза. Во-вторых, в школе существуют различия во мнениях. Пусковые факторы невроза:
• Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
• Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
• Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения. Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность. Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).
Патогенез
Патофизиология невроза имеет несколько стадий. В ответ на запускающий фактор процессы торможения или возбуждения в центральной нервной системе прекращаются. У детей возбуждение обычно преобладает над торможением; следовательно, самым ранним ответом обычно является возбудимость мозга. При трансцендентальном действии раздражителя, которое нервная система не может переносить, возникает защитная реакция торможения.
Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируются по полисимптоме проявлений. Согласно международной номенклатуре определяются следующие виды: В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений. Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.
Симптомы
Астенический невроз (неврастения).
Он формируется у детей с характерной стеснительностью, недоверием. Часто это происходит после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, беспокойством, необоснованными страхами. У больного появляется недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шум, интенсивный свет.
Соматических симптомов, головной боли, дискомфорта в области сердца, желудочно-кишечных расстройств не отмечено. Часто растительные компоненты объединяются: ощущение мурашек, озноб, потоотделение.
Возможные осложнения
В условиях непризнанных неврозов развиваются тяжелая депрессия, нервная анорексия и аффективные расстройства. При таких осложнениях у детей возможны попытки самоубийства или полное самоубийство. Согласно статистическим оценкам, от 70 до 75% подростков, совершивших попытку самоубийства, имеют травмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременной помощи в случае невроза они определяют длительные изменения личности и характера. В зрелом возрасте это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у нерожденных детей.
Диагностика
Диагностика в основном основана на клинической картине заболевания. Очень важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителей / родственников. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Диагностический алгоритм:
• Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
• Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
• Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.
Лечение
Большинство детей проходят амбулаторное лечение. Госпитализация подлежит пациентам с тяжелыми формами истерического невроза. Целью лечения является регресс симптомов или достижение долгосрочной ремиссии. Режим лечения комплексный, направленный на физическое и психологическое восстановление. Чтобы получить результат, необходимо исключить фактор или среду, провоцирующую заболевание.
Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
• небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
• успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
• антипсихотики, в основном галоперидол;
• психостимуляторы из группы метилфенидатов;
• ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
• поливитаминные комплексы.
Психотерапия.
Психотерапевтические методики занимают видное место в лечении неврозов у детей. На протяжении всего курса необходимо повышать самооценку ребенка, формировать чувство сытости и уменьшать беспокойство. Психотерапия проводится в двух формах: индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия — это работа со всеми участниками конфликта, направленная на исправление травматического компонента в семье.
Список литературы
1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А. И. — 2006.
2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н. И. // Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.
3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г. В. , Кузнецова Е. Н. // Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.
Источник