Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности скачать
Клиника DocDeti, 4 декабря 2019
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Клиника DocDeti
Детская клиника доказательной медицины
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Составитель: педагог – психолог ГБДОУ детский сад № 59 Голдовская О.П.
2 слайд
Описание слайда:
Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Типы СДВГ; Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, какой он (ребёнок с СДВГ)? Симптомы поведения детей при СДВГ; Диагностика СДВГ; Причины СДВГ; Прогноз СДВГ; Лечение СДВГ; Поведение детей с СДВГ; Часто задаваемые вопросы родителей. Содержание:
3 слайд
Описание слайда:
комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность, импульсивность; с преобладанием нарушения внимания; преобладанием гиперактивности и импульсивности. СДВГ подразделяется на три типа: СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.
4 слайд
Описание слайда:
КАКОЙ Я? КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА РЕБЁНКА С СДВГ Я испытываю трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могу справляться с учебными заданиями. Делаю ошибки по невнимательности, не обращаю внимание и не слушаю объяснений. Иногда могу проявлять чрезмерную подвижность, верчусь, встаю, совершаю много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях. Я понимаю, что моё поведение неприемлемо и создаёт много проблем, как в ДОУ так и дома. Но Я такой и ничего с собой сделать не могу!.
5 слайд
Описание слайда:
делятся на три категории: 2. Гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В ДОУ они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные; 1. Невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи. СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СДВГ
6 слайд
Описание слайда:
3. Импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог — воспитатель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не поддаются.
7 слайд
Описание слайда:
Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия. Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. ДИАГНОСТИКА СДВГ
8 слайд
Описание слайда:
Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения. В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей (приложение).
9 слайд
Описание слайда:
Тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ; Получение подробной информации об особенностях развития, психологических характеристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в семье, социальных условиях; Беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов; Физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики; Нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций; применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ; оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБКИ, ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ:
10 слайд
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ СДВГ Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим некоторые из них: 1. Заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу; 2. Употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ; 3. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ. Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что СДВГ -заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
11 слайд
Описание слайда:
ПРОГНОЗ СДВГ Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией. Описаны три возможных варианта развития СДВГ: 1. У 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются; 2. 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте; 3. В 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности.
12 слайд
Описание слайда:
ЛЕЧЕНИЕ СДВГ Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее лекарственную терапию и психологическую коррекцию. Существуют различные немедикаментозные методы, в т. ч. предусматривающие коррекцию поведения, которые применяются в домашних условиях. Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например, как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного дневника, отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома, а также применение специальной символической системы оценки поведения. Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе, ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье.
13 слайд
Описание слайда:
Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейных отношений усиливают действенность лечения. Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда оно четко регламентируется известными им правилами. Поощрения, замечания, перерывы в занятиях следует использовать как в ДОУ, так и дома. Во время занятий ребенок должен сидеть в непосредственной близости к педагогу, чтобы меньше отвлекаться и концентрироваться на выполнении занятий. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СДВГ
14 слайд
Описание слайда:
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ Самый частый вопрос, который задают мамы детей с СДВГ: я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок, это моя вина? Поведение ребенка при СДВГ может быть невыносимым, поскольку нередко заставляет родителей испытывать чувства вины и стыда. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что родители плохо его воспитали. СДВГ — это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. вернуть его к полноценной жизни.
15 слайд
Описание слайда:
Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ? Необходимо вооружиться знаниями и пониманием СДВГ. Из многих источников родители (и воспитатели) могут почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одним из направлений лечения должна быть психологическая помощь и поддержка ребенка. Родителям необходимо поговорить с сотрудниками ДОУ о поведении ребенка и убедиться, что они понимают: в данном случае речь идет о заболевании. У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает? Не все люди понимают, что СДВГ — это заболевание, некоторые его расценивают как необоснованный ярлык. Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом. Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, т. к. были «плохими» или невнимательными. С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, развить способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.
16 слайд
Описание слайда:
Как мне вести себя с ребенком, если у него СДВГ? Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, нужно придать замечанию более позитивную форму и сказать, что ему следует делать. Например, вместо фразы «Не бросай свою одежду на пол» сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Важно чаще хвалить малыша и правильно реагировать на его плохое поведение. Ему нужно объяснять, что именно вас рассердило в его поведении, следует избегать обобщений. Вместо фразы «Ты никогда меня не слушаешь» лучше сказать: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал». Наказание должно быть справедливым и по строгости соответствовать совершенному проступку. Ясные правила и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения. Если родители чувствуют, что не справляются с малышом, им следует обратиться к врачу, который даст необходимые советы.
17 слайд
Описание слайда:
«ДАЙ ГОСПОДИ , НАМ СИЛЫ ИЗМЕНИТЬ ТО , ЧТО МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ТЕРПЕНИЕ – ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО МЫ НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ И УМ — ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему: » Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –
неврологическо-поведенческое расстройство
развития (дисфункция ЦНС, преимущественно
ретикулярной формации ГМ), начинающееся в
детском возрасте и проявляющееся такими
симптомами, как трудности
концентрации и
поддержания внимания,
нарушениями обучения и
памяти, гиперактивность
и плохо управляемая
импульсивность, а также
сложностями обработки
экзогенной и эндогенной
информации и стимулов.
2 слайд
Описание слайда:
Классификация
Согласно DSM-IV выделяют
3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности;
— синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый синдром резидуального типа.
3 слайд
Описание слайда:
Портрет ребёнка с СДВГ
(П. Бейкер и М. Алворд)
Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы:
Дефицит внимания;
Двигательная расторможенность;
Импульсивность;
4 слайд
Описание слайда:
Гиперактивность
Чрезмерная двигательная расторможенность,
является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении),
слабом его контроле.
5 слайд
Описание слайда:
Двигательная расторможенность
Постоянно ёрзает;
Проявляет признаки беспокойства;
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;
Очень говорлив;
6 слайд
Описание слайда:
Дефицит активного внимания
Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости
сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
7 слайд
Описание слайда:
Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
Не слушает, когда к нему обращаются;
С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и
не заканчивает его;
Испытывает трудности
в организации;
Часто теряет вещи;
Избегает скучных и
требующих умственных
усилий заданий;
Часто бывает забывчив;
8 слайд
Описание слайда:
Импульсивность
Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения.
Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
9 слайд
Описание слайда:
Импульсивность
Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;
Плохо сосредотачивает внимание;
Не может дождаться вознаграждения;
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
10 слайд
Описание слайда:
Цикличность
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных
детей является цикличность.
При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем
3-7 минут накапливает энергию
для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
11 слайд
Описание слайда:
Причины СДВГ
12 слайд
Описание слайда:
Нарушения познавательной сферы
СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.
Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта.
Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-волевая сфера
Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.
Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).
Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.